Научная статья на тему 'ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ПОДГОТОВКИ КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОГО ПРОФЕССИОНАЛА В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ПОДГОТОВКИ КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОГО ПРОФЕССИОНАЛА В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
45
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / СТУДЕНТ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Келеман Людмила Анатольевна, Павленко Светлана Анатольевна, Панарина Елена Александровна

В настоящей статье дистанционное обучение рассматривается как одной из эффективных средств подготовки организацией высшего образования профессионала, конкурентноспособного в современном динамично меняющемся обществе. Изучаются условия функционирования современных российских вузов, существенно актуализирующие проблемы, связанные с внедрением различных форм дистанционного обучения. Далее исследуются основные достоинства и недостатки дистанционного обучения в плане как улучшения образовательных результатов учащихся, так и дальнейшей модернизации современной системы ВО. Затем предлагаются меры, позволяющие, на взгляд авторов, с успехом минимизировать негативные последствия реализации дистанционных форм обучения и максимально реализовать их преимущества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Келеман Людмила Анатольевна, Павленко Светлана Анатольевна, Панарина Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISTANCE LEARNING AS A MEANS OF TRAINING A COMPETITIVE PROFESSIONAL IN THE HIGHER EDUCATION SYSTEM

In this article, distance learning is considered as one of the effective means of training a professional competitive in a modern dynamically changing society by an organization of higher education. First, the conditions of modern Russian universities’ functioning are studied, which significantly actualize the problems associated with the introduction of the distance learning various forms. Further, the main advantages and disadvantages of distance learning are investigated in terms of both improving the educational results of students and further modernization of the modern educational system. Then, measures are proposed that, in the opinion of the authors, successfully minimize the negative consequences of the distance learning forms’ implementation and their benefits’ maximization.

Текст научной работы на тему «ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ПОДГОТОВКИ КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОГО ПРОФЕССИОНАЛА В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Педагогика

УДК 378.147

доктор философских наук, доцент кафедры гуманитарных и естественнонаучных дисциплин Келеман Людмила Анатольевна

Ставропольский институт кооперации (филиал) АНО ВО

«Белгородский университет кооперации, экономики и права» (г. Ставрополь);

кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой гуманитарных

и естественнонаучных дисциплин Павленко Светлана Анатольевна

Ставропольский институт кооперации (филиал) АНО ВО

«Белгородский университет кооперации, экономики и права» (г. Ставрополь);

кандидат исторических наук, доцент кафедры гуманитарных

и естественнонаучных дисциплин Панарина Елена Александровна

Ставропольский институт кооперации (филиал) АНО ВО

«Белгородский университет кооперации, экономики и права» (г. Ставрополь)

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ПОДГОТОВКИ КОНКРЕНТНОСПОСОБНОГО ПРОФЕССИОНАЛА В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В настоящей статье дистанционное обучение рассматривается как одной из эффективных средств подготовки организацией высшего образования профессионала, конкурентноспособного в современном динамично меняющемся обществе. Изучаются условия функционирования современных российских вузов, существенно актуализирующие проблемы, связанные с внедрением различных форм дистанционного обучения. Далее исследуются основные достоинства и недостатки дистанционного обучения в плане как улучшения образовательных результатов учащихся, так и дальнейшей модернизации современной системы ВО. Затем предлагаются меры, позволяющие, на взгляд авторов, с успехом минимизировать негативные последствия реализации дистанционных форм обучения и максимально реализовать их преимущества.

Ключевые слова: дистанционное обучение, высшее образование, модернизация системы высшего образования, студент, преподаватель.

Annotation. In this article, distance learning is considered as one of the effective means of training a professional competitive in a modern dynamically changing society by an organization of higher education. First, the conditions of modern Russian universities' functioning are studied, which significantly actualize the problems associated with the introduction of the distance learning various forms. Further, the main advantages and disadvantages of distance learning are investigated in terms of both improving the educational results of students and further modernization of the modern educational system. Then, measures are proposed that, in the opinion of the authors, successfully minimize the negative consequences of the distance learning forms' implementation and their benefits' maximization.

Key words: distance learning, higher education, modernization of the higher education system, student, teacher.

Введение. Помимо системы знаний, умений и навыков, имеющих непосредственное отношение к избранной сфере профессиональной деятельности, выпускник организации высшего образования, конкурентноспособный в условиях современного общества, должен характеризоваться наличием ряда личностных компетенций. В их числе следует отметить:

- высокий уровень социальной мобильности;

- способность быстро адаптироваться к динамично меняющимся социально-экономическим и культурным условиям;

- комплекс умений и навыков, связанных с самостоятельным поиском необходимых данных в практически безграничных информационных потоках;

- умение принимать решения, в т.ч. нестандартные, в различных ситуациях профессиональной и иных видов деятельности;

- готовность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни [7; 10; 12-13; 17].

Соответственно, на сегодняшний день фиксируется и существенное возрастаний требований, предъявляемых обществом к системе высшего образования. Последняя должна обеспечить эффективное выполнение социального заказа на подготовку таких специалистов, что обуславливает необходимость дальнейшего её реформирования.

В частности, важной инновацией, могущей оказать определённое влияние на процесс обучения профессионалов, конкурентноспособных в условиях современного общества, является интеграция в образовательный процесс различных форм дистанционного обучения [1; 3; 6; 9; 16].

Рассмотрению основных возможностей дистанционного обучения в плане эффективной подготовки такого профессионала, а также некоторых проблем, могущих возникнуть по ходу данного процесса, будет посвящена настоящая статья.

Изложение основного материала статьи. В современном мире сфера высшего образования, подобно большинству других сторон существования социума, вероятно, сильнее, чем когда бы то ни было ранее, испытывает на себе влияние научно-технического прогресса [1-2; 17].

Цифровизация образования обуславливает появления множества новых форм и методов организации учебного процесса. При этом, в настоящее время многие из них представляют собой не некие инновации, интересные с исследовательской точки зрения, но часть повседневной деятельности педагогов-практиков. Например, знания студентов в рамках семинарских и практических занятий гораздо легче проверить с помощью Google-форм, а не при помощи традиционных бумажных носителей [2, С. 123-124]. Таким образом, формы и методы обучения, связанные с широким внедрением ИКТ и мобильных технологий позволяют сделать взаимодействие между участниками образовательного процесса более интересным и эффективным. Это, в свою очередь, позволяет реализовать субъект-субъектную модель образовательного процесса, а значит, во многом поспособствует формированию у будущих профессионалов навыков адаптации к социальной среде и поиска эффективных решений в различных ситуациях профессиональной деятельности [10-11; 15].

Мощным стимулом для внедрения инновационных и, особенно, дистанционных методик обучения, начиная с 2020 г., послужили события, связанные с пандемией COVID-19. Если ранее дистанционно образование получали преимущественно студенты, обучающиеся на заочной форме, то в 2020-2022 гг. дистанционное обучение реализуется со всеми категориями будущих профессионалов [6-7; 14].

При этом, несмотря на тот факт, что за два года широчайшего применения различных форм дистанционного обучения из вузов нашей страны выпустилось значительное количество специалистов самого различного профиля, среди педагогов-

исследователей и практиков до сих пор нет единого мнения относительно степени эффективности таких форм обучения, их сильных и слабых сторонах [3; 9; 12; 16].

На основе данных, предоставленных исследователями и практикующими педагогами, а также опыта преподавательской деятельности авторов настоящей статьи можно выделить ряд достоинств и недостатков дистанционного обучения (Табл. 1).

Таблица 1

Достоинства и недостатки дистанционного обучения

Достоинства Недостатки

Отсутствие привязанности участников образовательного процесса к конкретному месту. Недостаточно быстрая адаптация многих преподавателей к новым формам образовательного процесса.

Развитие умений и навыков обучающихся, связанных с самоорганизацией и самодисциплиной, что, в свою очередь, с высокой вероятностью будет способствовать их адаптации к социальным условиям и лучшему ориентированию в информационном пространстве. В отсутствии прямого контакта с преподавателем многие студенты могут недостаточно хорошо усвоить материал, следовательно, на его самостоятельное изучение у них уйдёт больше времени и сил.

Экономия времени и средств, при реализации традиционных форм обучения, выделяемых на дорогу между местом жительства и учебным заведением. При реализации форм дистанционного обучения у студентов могут редуцироваться коммуникативные способности и навыки командной работы, также возможно падение уровня когнитивных способностей вне прямого контакта с преподавателем и сокурсниками.

Развитие у будущих профессионалов умений и навыков, связанных с активным использованием ИКТ и мобильных технологий в профессиональной и иных видах деятельности. Возможные риски для здоровья обучающихся, связанные с долгим времяпрепровождением у компьютера или мобильного устройства [3-5; 14].

Как видим, в плане улучшения образовательных результатов учащихся дистанционное обучение как форма образовательной деятельности характеризуется определённой противоречивостью.

Двойственностью отличается и его влияние на дальнейшее развитие отечественной системы высшего образования.

С одной стороны, дистанционное обучение в целом хорошо интегрируется в современную концепцию образования, при которой организации, реализующие соответствующие программы, маневрирует между «полюсом рынка» и «полюсом академизма», т.е. между подготовкой профессионала, отвечающего требованиям современного рынка труда и обучением научных кадров соответственно [5, С. 1040]. Кроме того, в ходе реализации дистанционного обучения могут быть успешно воплощены принципы деятельностного обучения, а также индивидуальный подход к каждому обучающемуся.

С другой стороны, дистанционное обучение не во всём сочетается с личностно-ориентированными технологиями. Реализация различных его форм может способствовать снижению воспитательного эффекта профессиональной подготовки современного специалиста. Соответственно, в случае длительного применения технологий дистанционного обучения может быть существенно нарушена целостность педагогического процесса [4-5].

Кроме того, если мы говорим о широком внедрении форм дистанционного обучения в образовательный процесс современного вуза, то должны учесть, что формирование значительной части компетенций будущих профессионалов в случае использования исключительно дистанционных форм обучения представляется невозможным. Нельзя полностью дистанционно подготовить учителя, офицера или врача [2; 10-11].

Далее, реализация форм дистанционного обучения естественным образом сопровождается определённым размыванием временных рамок освоения учебных курсов или отдельных тем. Это, в свою очередь, создаёт благоприятные условия для развертывания обучающимися индивидуальной траектории учебно-познавательной деятельности. Таким образом, внедрение дистанционного обучения расширяет возможности для формирования у будущих профессионалов навыков самостоятельного принятия решений, поиска необходимой информации, а в перспективе - и стремления к непрерывному самосовершенствованию [3; 7; 12-13]. При этом, и в данном случае возможно проявление некоторых негативных тенденций.

Неумение многих студентов, особенно осваивающих образовательные программы младших курсов, правильно распределять время затрудняет реализацию этих траекторий. В результате обостряются проблемы, связанные с преподаванием дисциплин, где требующих развитых навыков критического анализа информации, логического мышления, а также высокой степени абстрактности рассуждений. Указанная проблема является общепедагогической. Соответственно, решать ей следует не только средствами дистанционного обучения. У студентов младших курсов в ходе образовательного процесса необходимо постепенное формирование навыков синтеза и анализа, поиска и отбора, обобщения информации, развитие системы умений и навыков, связанных работой над текстами, формулированием познавательных и проблемных вопросов [3-4; 8].

Необходимость минимизации возможных негативных последствий внедрения различных форм дистанционного обучения в учебно-воспитательный процесс требует от педагогических работников вузов расширять использование социально значимых, а равно и личностно ориентированных заданий в образовательной деятельности [1; 3; 8-9]. Выполнение таких заданий основано на субъектной активности и самостоятельности мышления будущих профессионалов.

Для того чтобы в условиях дистанционного обучения углубить контакты между участниками образовательного процесса, необходимо внедрение в учебно-воспитательный процесс дополнительных методических средств. Практика широкого применения различных форм дистанционного обучения в 2020-2022 гг. подтверждает, что развитие у студентов таких качеств, как креативность и самостоятельность мышления может осуществляться одновременно в нескольких направлениях [6, С. 50-51].

Целесообразным, например, является использование проблемных и творческих заданий, ориентированных на выявление фактических ошибок или обнаружение логических противоречий. Работа обучающихся над такими заданиями с большой вероятностью позволит активизировать мыслительные процессы обучающихся, развивают их творческое начало. Кроме того, использование такого рода учебных задач в т.ч. в ходе реализации форм дистанционного обучения, позволяет ориентировать будущих профессионалов на поиск нескольких вариантов решения проблемы. Последнее с большой вероятностью будет способствовать развитию у них навыков поиска и реализации нестандартных решений в различных ситуациях профессиональной деятельности [6-8].

В рамках дистанционного обучения, особенно при освоении гуманитарных дисциплин, большое значение имеет работа с текстами, являющимися ключевыми в смысле понимания проблем. Дополнение традиционных методов их анализа методами визуализации учебного материала будет способствовать развитию практического мышления будущих профессионалов [13-15; 17].

Сочетание этих методов в педагогическом процессе с использованием форм дистанционного обучения создает условия для формирования цельной личности, а, заначит, имеет мощный воспитательный эффект.

Немаловажным в ходе дистанционного обучения студентов является также систематическое включение в учебную работу творческого компонента [1-2; 7; 11]. Оно будет способствовать формированию у обучающихся интереса к самопознанию, а также стимулировать у них стремление к самовоспитанию и совершенствованию как профессиональных, так и личностных компетенций на протяжении всей жизни.

В ходе дистанционного обучения необходима такая формулировка предлагаемых учащимся заданий, которая позволила бы задействовать их эмоции, смогла бы сподвигнуть на размышления относительно собственных мотивов в профессиональной и иной деятельности. Кроме того, таким образом возможно преодоление самоидентификации студентов в качестве пассивных объектов, воспринимающих готовую информацию [8, С. 15].

В ходе реализации форм дистанционного обучения преподавателю также следует уделить внимание созданию условий, позволяющих удовлетворить потребности будущих профессионалов саморазвитии и самоопределении. Организационные и технические возможности Web-пространства, в котором сегодня большинство этих форм во многом способствуют самореализации обучающихся в ходе подготовки к различным событиям или, например, работы над индивидуальными или коллективными проектами [8-10].

При этом важно соблюдать принцип целостности. Педагогические технологии, применяемые в ходе дистанционного обучения, должны включать в себя все необходимые компоненты. Только так у будущих специалистов сможет сформироваться осознанное стремление к освоению будущей профессии. Следует при этом помнить, что в ходе дистанционной подготовки будущих профессионалов интеграция учебного материала в педагогический процесс, отбор методов обучения, а равно и путей актуализации воспитательного компонента в определенной степени зависят от особенностей личности педагога. Соответственно они не могут и не должны быть идентичными, даже в ходе преподавания двумя разными преподавателями одной академической дисциплины, осуществляемого в пространстве одной организации высшего образования [3; 6; 8].

Выводы. На основе вышеизложенного мы с определённой долей уверенности можем утверждать, что на настоящем этапе развития социума выпускник организации ВО помимо необходимой для успешного осуществления профессиональной деятельности системы знаний, умений и навыков должен характеризоваться рядом значимых характеристик.

В их число входят: высокий уровень социальной мобильности, способность быстро адаптироваться к динамично меняющимся социально-экономическим и культурным условиям, наличиекомплекса умений и навыков, связанных с самостоятельным поиском необходимых данных в практически безграничных информационных потоках, умение принимать решения, в т.ч. нестандартные, в различных ситуациях профессиональной и иных видов деятельности, а также готовность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни.

В этой связи система высшего образования, в т.ч. действующая на территории Российской федерации, должна обеспечить эффективное выполнение социального заказа на подготовку таких специалистов. Последнее, в свою очередь, обуславливает необходимость дальнейшего её реформирования.

Одной из инноваций, позволяющих существенно модернизировать процесс обучения профессионалов, конкурентноспособных в условиях современного общества, является интеграция в образовательный процесс различных форм дистанционного обучения.

Помимо объективных тенденций, связанных с модернизацией общества и, в частности, сферы ВО, стимулом для внедрения дистанционных методик обучения, начиная с 2020 г., послужили события, связанные с пандемией COVID-19.

Хотя формы дистанционного обучения активно используются в системе отечественного высшего образования в течение более, чем двух лет, среди педагогов-исследователей и практиков до сих пор нет единого мнения относительно степени их эффективности.

Изучив данные, накопившиеся в отечественной педагогической литературе за это время, а также опыт преподавательской деятельности авторов настоящей статьи, можно говорить о двойственном влиянии внедрения форм дистанционного обучения на процессы дальнейшей модернизации системы отечественного ВО.

Необходимость минимизации возможных негативных последствий внедрения различных форм дистанционного обучения в учебно-воспитательный процесс требует от преподавателей современных вузов расширять использование социально значимых, а равно и личностно ориентированных заданий в образовательной деятельности.

Кроме того, в целях углубления контактов между участниками образовательного процесса в условиях дистанционного образования, необходимо внедрение в учебно-воспитательный процесс дополнительных методических средств.

Педагогам, осуществляющим образовательную деятельность в соответствующей сфере, также следует уделить внимание созданию условий, позволяющих удовлетворить потребности будущих профессионалов саморазвитии и самоопределении.

Важным также является соблюдение принципа целостности.

Литература:

1. Андреев, А.А. Возможности массовых открытых онлайн-курсов (МООС) в высшем образовании / А. А. Андреев // Электронное обучение в непрерывном образовании. - 2016. - № 1. - С. 136-139.

2. Балакеец, Н.А. Интернет-технологии в современном образовании: проблемы и перспективы / Н.А. Балакеец // Электронное обучение в непрерывном образовании 2018. Международная научно-практическая конференция (Россия, Ульяновск, 18-20 апреля 2018 г.): сборник научных трудов. - Ульяновск: УлГТУ, 2018. - С. 122-129.

3. Булан, И.Г. Отношение студентов к дистанционному обучению / И.Г. Булан // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2022. - № 1(13). - С. 3-10.

4. Бурлина, А.А. Образование в России сегодня и перспективы на завтра / А.А. Бурлина // Молодой ученый. - 2020. -№ 22 (312). - С. 512-514.

5. Гильмутдинова, Н.А. Образование как медиаобразование: выход из кризиса? (попытка социально-философского вопрошания) / Н.А. Гильмутдинова // Электронное обучение в непрерывном образовании. - 2016. - № 1. - С. 1038-1043.

6. Гущин, А.В. Особенности реализации информационной стратегии высшей образовательной организации / А.В. Гущин, О.И. Ваганова, О.Н. Филатова // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. -2021. - № 3(57). - С. 47-51.

7. Кутергин, Н.Б. Современные педагогические технологии, расширяющие организационно-методический инструментарий образовательного процесса / Н.Б. Кутергин, А.А, Тарасенко, Л.Л. Тимофеева // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 62-3. - С. 134-138.

8. Логинова, Н.С. Дистанционное обучение: проблемы и варианты их решения (на примере обобщения опыта дистанционного обучения в АГМУ) / Н.С. Логинова, А.Ю. Бендрикова, С.И. Дегтярёв // Межкультурная коммуникация в образовании и медицине. - 2021. - № 3. - С. 6-19.

9. Малушко, Е.Ю. Система электронного образования как инструмент повышения конкурентоспособности специалиста в условиях цифровой экономики / Е.Ю. Малушко, В.Г. Лизунков // Вестник Мининского университета. - 2020. - Т. 8. - №2.

- С. 3-14.

10. Петров, Ю.Н. Познавательное направление развития цифровизации профессионального образования / Ю.Н. Петров, М.В. Фирсов, О.Н. Филатова // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. -2020. - № 2 (52). - С. 7-11.

11. Петрова, А.С. Информатизация образования: проблемы и перспективы / А.С. Петрова, О.В. Афанасьева, Н.Н. Левкина // Педагогика. - 2017. - № 11(21). - С. 39-41.

12. Сибагатуллина, А.Р. Инновационная образовательная среда как фактор развития готовности педагогов к профессиональной деятельности / А.Р. Сибагатуллина, Г.А. Степанова // Вестник Академии энциклопедических наук. -2020. - № 1(38). - С. 58-63.

13. Тюнин, А.И. Особенности экономического образования и восприятия в современных условиях / А.И. Тюнин, С.С. Демцура, Л.П. Алексеева, Л.М. Базавлуцкая, И.И. Плужникова // Балтийский гуманитарный журнал. - 2019. - № 3(28).

- С. 163-166.

14. Филатова, О.Н. Интеграция традиционных и цифровых технологий в профессиональном образовании / О.Н. Филатова, Д.В. Пьянзина // Горизонты образования. - 2021. - С. 199-201.

15. Филатова, О.Н. Педагог профессионального обучения в будущем цифровом образовательном пространстве / О.Н. Филатова, Г.А. Грибина, Е.Л. Ермолаева // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 67(1). -С. 245-248.

16. Филатова, О.Н. Преимущества и недостатки дистанционного обучения / О.Н. Филатова, Е.В. Лукина, П.В. Канатьев // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 72(2). - С. 287-289.

17. Филатова, О.Н. Профессиональное образование в современном информационном обществе / О.Н. Филатова, А.В. Гущин, Н.А. Шобонов // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 61(2). - С. 200-202.

Педагогика

УДК 378

преподаватель Кислова Оксана Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Сизова Ольга Алексеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ТРАНСЛЯЦИЯ ФОЛЬКЛОРНЫХ ТРАДИЦИЙ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО МУЗЫКАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье рассматриваются и обсуждаются проблемы современного музыкального образования. В ней отражены результаты фольклорно-этнографической экспедиции с участием студентов кафедры продюсерства и музыкального образования НГПУ им. К. Минина. Ими были записаны и расшифрованы частушки центральной части области. Выявлена сохранность различных частушечных жанров: страдания, цыганочка, русского, Семеновна, колхозные частушки.

Ключевые слова: фольклорная экспедиция, частушки, жанры фольклора.

Annotation. The article discusses and discusses the problems of modern music education. It reflects the results of a folklore and ethnographic expedition with the participation of students of the Department of Production and Music Education of the K. Minin NGPU. They recorded and deciphered the ditties of the central part of the region. The preservation of various chastushechnyh genres is revealed: suffering, gypsy, Russian, Semenovna, collective farm chastushki.

Key words: folklore expedition, ditties, folklore genres.

Введение. Одним из важных направлений современного музыкального образования является воспитание обучающихся на основе народных традиций и обычаев. По мнению Г.Б. Соколовой проблема построения процесса обучения на основе культурного наследия русского народа в настоящее время обусловлена стремлением общества к самосохранению. С раннего детства фольклорные традиции служат источником познания окружающего мира и, следовательно, средством успешной социализации. Именно в народной песне заключен богатейший воспитательный и образовательный потенциал. Традиционное народное пение или фольклорное пение в широком понимании - это вид пения определенной локальной зоны или отдельной национальности. Бытование фольклора постепенно угасает, уходят носители, а с ними и традиции и песни. Фиксация фольклорных образцов с целью сохранения и репрезентации в последующем - одна из задач, стоящих перед собирателями и этноисполнителями.

В 2021 г. авторами статьи в результате фольклорно-этнографической экспедиции со студентами кафедры продюсерства и музыкального образования НГПУ им. К. Минина в центральной части Нижегородской области были зафиксированы от носителя локальной традиции несколько видов частушек. В процессе записи состоялась своего рода творческая лаборатория по перениманию и усвоению студентами традиционного пения этой локальной зоны. В отличии от классической манеры пения фольклорная отличается способом звукоизвлечения, большей естественностью и голошением (об этом подробно пишет Н.К. Мешко в своей работе «Искусство народного пения»). Постепенно студенты подстроились под несвойственное им исполнение произведений. Они внимательно следили за положением рта, артикуляцией, распределением дыхания, певческой свободой и через небольшой отрезок времени смогли сами спеть очень близко к локальной традиции. Закрепление навыка проходило на последующих занятиях в университете. Некоторые частушки вошли в репертуар учебного ансамбля, а манера звукоизвлечения стала близкой и очень понятной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.