Педагогика
УДК 378
кандидат педагогических наук, доцент Быстрова Наталья Васильевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород);
преподаватель Уракова Екатерина Андреевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); магистрант Данилова Полина Алексеевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС С ПРИМЕНЕНИЕМ СЕТЕВЫХ И ДИСТАНЦИОННЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ
Аннотация. В соответствии с Федеральным проектом «Цифровая образовательная среда» современные образовательные организации должны быть оснащены цифровой образовательной средой и использовать в своей деятельности информационные технологии. В статье рассматривается вопрос применения сетевых и дистанционных форм обучения как одного из инструментов организации качественного процесса обучения. На сегодняшний день существует большое количество сетевых и дистанционных форм обучения, используемых в современном образовательном процессе: облачные технологии, веб-квесты, блоги, сайты, Classroom от Google, Ё-СТАДИ. Рассмотренные формы обучения позволяют реализовать конструктивные идеи опережающего непрерывного образования.
Ключевые слова: дистанционное обучение, цифровая образовательная среда, взаимодействие, веб-квесты, онлайн-платформа.
Annotation. In accordance with the Federal project "Digital Educational Environment", modern educational organizations should be equipped with a digital educational environment and use information technologies in their activities. The article discusses the use of network and distance learning forms as one of the tools for organizing a quality learning process. To date, there are a large number of online and distance learning forms used in the modern educational process: cloud technologies, web quests, blogs, websites, Google Classroom, E-STUDY. The considered forms of education make it possible to implement constructive ideas of advanced continuing education.
Keywords: distance learning, digital educational environment, interaction, web quests, online platform.
Введение. Пандемия COVID-19 создала беспрецедентный эксперимент перехода в кратчайшие сроки на дистанционные технологии в образовании, что не могло не отразиться на его качестве. В этих условиях онлайн-образование обеспечило возможность осуществления и дало старт педагогическому сдвигу от традиционных классических методов преподавания к цифровым педагогическим технологиям: от личного общения к виртуальному, от семинаров к вебинарам.
Раньше электронное обучение, дистанционное обучение и заочные курсы обычно рассматривались как часть неформального образования, но на данный момент, по мнению значительного, числа экспертов, дистанционное обучение постепенно заменяет часть очного образования. В уже обозримом будущем все больший вклад в качество образования будет вносить создание и эффективное использование цифровых технологий. От того насколько преподаватели и обучающиеся смогут воспользоваться открывающимися возможностями будут зависеть результаты обучения, выраженные в количестве и качестве приобретенных компетенций.
Изложение основного материала статьи. В настоящее время к выпускникам предъявляются высокие требования, связанные с их будущей профессиональной деятельностью. Они должны быть готовы быстро и четко находить и анализировать информацию, проверять ее актуальность, систематизировать полученные знания, использовать полученные навыки на практике [4]. В этой связи меняется роль преподавателя при реализации образовательной деятельности. Организацию образовательного процесса в соответствии с современными требованиями невозможно представить без применения сетевых и дистанционных форм обучения. Сетевая и дистанционная формы обучения обеспечивает возможность студентам осваивать образовательные программы с использованием информационных ресурсов, инновационных онлайн-площадок, телекоммуникационных технологий [8].
В соответствии с Федеральным проектом «Цифровая образовательная среда» современные образовательные организации должны быть оснащены цифровой образовательной средой. В рамках проекта происходит оснащение организаций современным оборудованием, развиваются цифровые сервисы и контент для педагогической деятельности.
Л.Ж. Ядгарова, С.Б. Эргашева в своих трудах отмечают, что дистанционное обучение заключается в постоянном взаимодействии педагога и студентов за счёт учебных курсов, форм контроля, электронного общения и иных технологий. Дистанционная форма обучения основывается на использовании Интернет-технологий, обеспечивает доступ к глобальной информационной сети и выполняет важные функции по взаимодействию и интеграции. Благодаря дистанционному обучению любой желающий может непрерывно совершенствовать свои навыки [9].
В.А. Жутова, Г.И. Сидунова провели исследование по применению дистанционного формата обучения и пришли к следующим выводам. Большинство студентов адаптировались к использованию дистанционной формы обучения, поскольку они ранее имели опыт работы с информационными технологиями. Почти 45% опрошенных отметили, что положительный момент состоит в самостоятельном выборе темпа работы. Преимуществом студенты называли также возможность повторно просматривать информацию, скачивать необходимые материалы. В процессе анализа результатов было установлено, что 89% студенты остались довольны дистанционным режимом работы, однако уровень мотивации к обучению у большинства не увеличился. Это может быть связано с тем, что предоставляемая учебная информация не заинтересовала студентов. Чаще всего студенты использовали мессенджеры (Telegram, WhatsApp) [2].
Применение сетевых и дистанционных форм обучения имеет ряд преимуществ. Во-первых, студенты, в случае уважительных причин, могут получать необходимые знания, не выходя из дома, сохраняя здоровье. Во-вторых, виртуальная информационная среда является привычной и комфортной зоной для современных подростков. В-третьих, каждый студент имеет возможность работать в привычном для него ритме. В-четвертых, существует вероятность построения индивидуальной образовательной траектории [3].
Образовательный процесс с использованием сетевых и дистанционных форм обучения направлен на отбор необходимых для конкретного студента знаний как будущего профессионала. Студент самостоятельно определяет цели и
задачи образовательной деятельности в соответствии с собственными представлениями о процессах саморазвития. Огромный гуманистический потенциал использования информационных технологий состоит в удовлетворении собственных запросов за счет активного использования инновационных технологий.
На сегодняшний день существует большое количество сетевых и дистанционных форм обучения, используемых в современном образовательном процессе: облачные технологии, веб-квесты, блоги, сайты, Classroom от Google, Ё-СТАДИ и другие.
Облачные технологии активно используются в дистанционном обучении. Одним из востребованных сервисов является «Google Диск» - облачное хранилище, позволяющее пользователям хранить необходимую информацию в «облаке», а также осуществлять другие действия с этими данными. Преимуществом сервиса является возможность коллективно просматривать документы. Еще одним сервисом, пользующимся популярностью, является «Evernote» - это платформа для хранения различного типа информации (фотографии, заметки, аудиозаписи). Имеется возможность быстро находить необходимую информацию.
Педагоги используют облачные технологии для хранения информации по курсу. Например, лекции могут быть собраны в одном месте, что дает возможность студентам быстро находить необходимую информацию. В «Google Диск» есть возможность комментировать записи, указывать на недочеты. Педагог может включать чат для непрерывного взаимодействия со студентами [1].
Веб-квест представляет собой проблемное задание с элементами ролевой игры, для решения которого применяются электронные технологии. Преимуществом веб-квеста является включение Интернета в образовательный процесс, развитие творческого мышления в процессе работы, формирование навыков сравнения, анализа и систематизации информации. Использование веб-квестов в дистанционном обучении мотивирует студентов на достижение высоких результатов.
Педагог может выбирать различные темы и формы проведения веб-квестов, формировать различные степени сложности в зависимости от успеваемости студентов. Представление результатов веб-квестов в виде веб-страницы будет способствовать эффективной организации дистанционного обучения, поскольку каждый студент стремиться быть «первым».
Образовательные блоги используются педагогами для сообщения студентам новой информации, объявления о предстоящих конференциях, семинарах, круглых столах [5]. Блог может быть создан для размещения информации, которую студентам обязательно нужно освоить. Задания для самостоятельной работы можно разместить в блоге с указанием на конкретных студентов, которым будет видна эта запись. Блог содержит в себе возможность обеспечения обратной связи через комментирование постов, либо создание дополнительных записей. В блоге может быть представлена информация об успеваемости студентов, отдельных баллах за конкретное занятие. Педагоги также выкладывают благодарности и грамоты студентов.
Classroom от Google представляет собой удобную платформу для обучения, которая содержит в себе все полезные функции от Google. Сервис позволяет осуществлять дистанционное обучение, проводить мастер классы для студентов. Функционал платформы позволяет педагогам создавать собственные курсы, назначать задания, добавлять учебную информацию. Преподаватели могут принимать работы студентов и быстро их оценивать, комментировать отдельные работы, обсуждать недостатки. Студенты в свою очередь могут видеть задания педагогов, сдавать выполненные работы любым удобным способов, взаимодействовать с остальными участниками образовательного процесса. Студенты также видят уровень своей успеваемости, сроки сдачи работ и комментарии педагогов [7].
Classroom от Google удобен в использовании, как педагоги, так и студенты довольно легко могут разобраться в нем. Сервис является бесплатным для всех категорий пользователей, поэтому дистанционное обучение можно организовать как в начальной школе, так и в высшем учебном заведении. Платформа позволяет использовать одновременно несколько сервисов. Например, «список дел», в котором будут записаны все предстоящие дела на день. Взаимодействие в Classroom осуществляется благодаря комментариям студентов и педагогов. Онлайн-сервис заметно экономит время, поскольку студенты не тратят время на записи в тетрадях, а педагоги не разбираются в почерке студентов.
Ё-СТАДИ представляет собой электронную образовательную среду для обеспечения дистанционного обучения. Платформа разработана российскими специалистами. После регистрации на сайте необходимо создать рабочую область, где будут размещаться все необходимые материалы. Отличительной характеристикой является то, что Ё-СТАДИ создавался для реализации практической работы. На портале содержится большое количество полезных инструментов [6].
В рабочей области педагог может разместить учебные материалы по курсы, образовательные кейсы. Пользователи могут получить доступ к рабочей области по заявкам. На платформе можно создавать тесты и ограничивать их по времени, количеству попыток, возможностью переключаться между вкладками в браузере. Инструмент «файл» позволяет загружать документы, а затем комментировать их. Примечательно, что журнал успеваемости студентов формируется автоматически с последующей выгрузкой в Excel-файл. Автоматическая выгрузка оценок студентов значительно облегчает труд педагогов, а студенты всегда могут видеть свою успеваемость. Педагог может создать форум, где напротив ответов на задание будет выставляться оценка.
Платформа Ё-СТАДИ удобна в использовании, имеет большой функционал для организации практической работы студентов, не требует предварительной разработки курсов.
Выводы. Рассмотренные инструменты сетевого и дистанционного обучения позволяют сделать вывод о том, что для эффективной организации образовательного процесса необходимо использовать совокупность механизмов. Использование сетевых и дистанционных форм обучения позволит решить ряд проблем, стоящих перед современной системой образования. Дистанционно обучение способствует обеспечению широких слоев населения качественным образованием. Это в свою очередь позволяет реализовать потребности населения в образовательных услугах, а работодателей в высококвалифицированных специалистах. Благодаря инновационным формам обучения появляется возможность реализовать конструктивные идеи опережающего непрерывного образования.
Литература:
1. Быстрова Н.В., Зиновьева С.А., Филатова Е.В. Принципы современного образовательного процесса // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 67-4. - С. 68-70.
2. Быстрова Н.В., Казначеева С.Н., Григорян К.М. Развитие soft skills в условиях формирования конкурентоспособности студентов педагогических направлений // Проблемы современного педагогического образования. -2020. - № 66-3. - С. 37-40.
3. Быстрова Н.В., Цыплакова С.А. Профессиональная школа как объект управления // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. - 2019. - № 1 (35). - С. 6-10
4. Быстрова Н.В., Цыплакова С.А., Григорян К.М. Исследование содержания профессионального образования и производственного процесса // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 65-2. - С. 72-74.
5. Быстрова Н.В., Цыплакова С.А., Шалина Е.Ю. Профессиональная подготовка высококвалифицированных кадров рабочих для российского рынка труда // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. - 2019. -№ 2 (36). - С. 7-13.
6. Жутова В.А., Сидунова Г.И. Модели применения дистанционной формы обучения в вузе // Архивариус. - 2021. -№4 (58). - С. 21-26.
7. Казначеева С.Н., Быстрова Н.В., Юдакова О.В. Методы воспитательной работы // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 67-4. - С. 157-160.
8. Кутепова Л.И., Смирнова Ж.В., Комлева В.Ш., Стряпихина А.А. Скрайбинг как технология визуализации образовательного процесса // Балтийский гуманитарный журнал. - 2021. - Т. 10. - № 3 (36). - С. 147-150.
9. Смирнова Ж.В., Казначеев Д.А. Цифровые образовательные ресурсы в образовательной деятельности // В сборнике: Экономическое развитие России: тенденции, перспективы. Сборник статей по материалам VII Международной студенческой научно-практической конференции преподавателей, ученых, специалистов, аспирантов, студентов. В 2-х томах. - Нижний Новгород, 2021. - С. 142-147.
10. Смирнова Ж.В., Кочнова К.А. Обучение сотрудников сервисных предприятий с использованием информационных технологий // Вестник Мининского университета. - 2019. - Т. 7. - № 1 (26). - С. 5.
11. Шагалова О.Г., Ваганова О.И., Смирнова Ж.В. Образовательный процесс с применением сетевых и дистанционных форм обучения // Балтийский гуманитарный журнал. - 2021. - Т. 10. - № 2 (35). - С. 201-203.
12. Ядгарова Л.Ж., Эргашева С.Б. Достижения и возможности дистанционной формы обучения // Вестник науки и образования. - 2021. - №3-2 (106). - С. 47-49.
Педагогика
УДК 37.01
кандидат педагогических наук, доцент Быстрова Наталья Васильевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); студент Чеснокова Полина Николаевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); магистрант Уракова Марина Николаевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)
РОЛЬ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ КЛЮЧЕВЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ
КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ ВУЗА
Аннотация. Современная система высшего образования предполагает наличие у выпускников, не только теоретических знаний, но и практических умений, а также навыков, которые непосредственно связаны с конкурентоспособностью на рынке труда. Учитывая тенденции в мировой экономике, необходимо новое качество профессионального образования, которое делало бы выпускников мобильным и высококвалифицированным специалистами. Для создания новой квалификационной модели, выдвигаются новые требования к выпускникам, вследствие чего становится необходимым помочь обучающемуся приобретать и развивать умения и навыки по организации личностного и профессионального развития, развивать способность переносить полученные знания и умения в инновационные технологии и конкретные решения, готовить к социальной и профессиональной мобильности, совершенствуя соответственные профессиональные компетенции. В этой связи для формирования у обучающихся знаний, умений и навыков, профессиональных компетенций могут быть использованы инновационные технологии обучения, в основе которых лежат диалогические методы общения и тесное учебное взаимодействие педагога и обучающихся. Авторы статьи подробно рассматривают такие инновационные технологии, как здоровьесберегающие и игровые технологии, технологию перевернутого обучения и технологию проектной деятельности. Также в статье приведены примеры практического применения рассмотренных технологий для организации теоретических и практических занятий для студентов высших учебных заведений.
Ключевые слова: инновационные технологии, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, деловая игра, технология перевернутого обучения, перевернутый класс, технология проектной деятельности.
Annotation. The modern system of higher education assumes that graduates have not only theoretical knowledge, but also practical skills, as well as skills that are directly related to competitiveness in the labor market. Given the trends in the global economy, a new quality of vocational education is needed, which would make graduates mobile and highly qualified specialists. To create a new qualification model, new requirements are put forward for graduates, as a result of which it becomes necessary to help students acquire and develop skills and abilities in organizing personal and professional development, develop the ability to transfer the acquired knowledge and skills into innovative technologies and specific solutions, prepare for social and professional mobility, improving the corresponding professional competencies. In this regard, for the formation of students' knowledge, skills, and professional competencies, there may be.
Keywords: innovative technologies, health-saving technologies, gaming technologies, business game, technology of inverted learning, inverted classroom, technology of project activity.
Введение. В настоящее время активно развиваются инновационные технологии, которые внедряются во все сферы жизнедеятельности человека. Внедрение данных технологий в сферу образования стало толчком для его дальнейшего развития. В первую очередь, это повлияло на нормативно-правовые акты, в которые были внесены соответствующие изменения. Так, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом для организации учебного процесса необходимо использовать современные образовательные технологии, которые способствуют повышению качества образования и снижению доли репродуктивной деятельности обучающихся. Инновационные формы обучения позволяют развить творческое мышление, навыки совместной деятельности при решении проблем, приближенных к реальным. Кроме этого, они способны побудить интерес у обучающихся; содействовать эффективному усвоению учебного материала; организовать на высоком уровне обратную связь.