7. Кутергин, Н.Б. Современные педагогические технологии, расширяющие организационно-методический инструментарий образовательного процесса / Н.Б. Кутергин, А.А, Тарасенко, Л.Л. Тимофеева // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 62-3. - С. 134-138.
8. Логинова, Н.С. Дистанционное обучение: проблемы и варианты их решения (на примере обобщения опыта дистанционного обучения в АГМУ) / Н.С. Логинова, А.Ю. Бендрикова, С.И. Дегтярёв // Межкультурная коммуникация в образовании и медицине. - 2021. - № 3. - С. 6-19.
9. Малушко, Е.Ю. Система электронного образования как инструмент повышения конкурентоспособности специалиста в условиях цифровой экономики / Е.Ю. Малушко, В.Г. Лизунков // Вестник Мининского университета. - 2020. - Т. 8. - №2.
- С. 3-14.
10. Петров, Ю.Н. Познавательное направление развития цифровизации профессионального образования / Ю.Н. Петров, М.В. Фирсов, О.Н. Филатова // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. -2020. - № 2 (52). - С. 7-11.
11. Петрова, А.С. Информатизация образования: проблемы и перспективы / А.С. Петрова, О.В. Афанасьева, Н.Н. Левкина // Педагогика. - 2017. - № 11(21). - С. 39-41.
12. Сибагатуллина, А.Р. Инновационная образовательная среда как фактор развития готовности педагогов к профессиональной деятельности / А.Р. Сибагатуллина, Г.А. Степанова // Вестник Академии энциклопедических наук. -2020. - № 1(38). - С. 58-63.
13. Тюнин, А.И. Особенности экономического образования и восприятия в современных условиях / А.И. Тюнин, С.С. Демцура, Л.П. Алексеева, Л.М. Базавлуцкая, И.И. Плужникова // Балтийский гуманитарный журнал. - 2019. - № 3(28).
- С. 163-166.
14. Филатова, О.Н. Интеграция традиционных и цифровых технологий в профессиональном образовании / О.Н. Филатова, Д.В. Пьянзина // Горизонты образования. - 2021. - С. 199-201.
15. Филатова, О.Н. Педагог профессионального обучения в будущем цифровом образовательном пространстве / О.Н. Филатова, Г.А. Грибина, Е.Л. Ермолаева // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 67(1). -С. 245-248.
16. Филатова, О.Н. Преимущества и недостатки дистанционного обучения / О.Н. Филатова, Е.В. Лукина, П.В. Канатьев // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 72(2). - С. 287-289.
17. Филатова, О.Н. Профессиональное образование в современном информационном обществе / О.Н. Филатова, А.В. Гущин, Н.А. Шобонов // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 61(2). - С. 200-202.
Педагогика
УДК 378
преподаватель Кислова Оксана Николаевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Сизова Ольга Алексеевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)
ТРАНСЛЯЦИЯ ФОЛЬКЛОРНЫХ ТРАДИЦИЙ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО МУЗЫКАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. В статье рассматриваются и обсуждаются проблемы современного музыкального образования. В ней отражены результаты фольклорно-этнографической экспедиции с участием студентов кафедры продюсерства и музыкального образования НГПУ им. К. Минина. Ими были записаны и расшифрованы частушки центральной части области. Выявлена сохранность различных частушечных жанров: страдания, цыганочка, русского, Семеновна, колхозные частушки.
Ключевые слова: фольклорная экспедиция, частушки, жанры фольклора.
Annotation. The article discusses and discusses the problems of modern music education. It reflects the results of a folklore and ethnographic expedition with the participation of students of the Department of Production and Music Education of the K. Minin NGPU. They recorded and deciphered the ditties of the central part of the region. The preservation of various chastushechnyh genres is revealed: suffering, gypsy, Russian, Semenovna, collective farm chastushki.
Key words: folklore expedition, ditties, folklore genres.
Введение. Одним из важных направлений современного музыкального образования является воспитание обучающихся на основе народных традиций и обычаев. По мнению Г.Б. Соколовой проблема построения процесса обучения на основе культурного наследия русского народа в настоящее время обусловлена стремлением общества к самосохранению. С раннего детства фольклорные традиции служат источником познания окружающего мира и, следовательно, средством успешной социализации. Именно в народной песне заключен богатейший воспитательный и образовательный потенциал. Традиционное народное пение или фольклорное пение в широком понимании - это вид пения определенной локальной зоны или отдельной национальности. Бытование фольклора постепенно угасает, уходят носители, а с ними и традиции и песни. Фиксация фольклорных образцов с целью сохранения и репрезентации в последующем - одна из задач, стоящих перед собирателями и этноисполнителями.
В 2021 г. авторами статьи в результате фольклорно-этнографической экспедиции со студентами кафедры продюсерства и музыкального образования НГПУ им. К. Минина в центральной части Нижегородской области были зафиксированы от носителя локальной традиции несколько видов частушек. В процессе записи состоялась своего рода творческая лаборатория по перениманию и усвоению студентами традиционного пения этой локальной зоны. В отличии от классической манеры пения фольклорная отличается способом звукоизвлечения, большей естественностью и голошением (об этом подробно пишет Н.К. Мешко в своей работе «Искусство народного пения»). Постепенно студенты подстроились под несвойственное им исполнение произведений. Они внимательно следили за положением рта, артикуляцией, распределением дыхания, певческой свободой и через небольшой отрезок времени смогли сами спеть очень близко к локальной традиции. Закрепление навыка проходило на последующих занятиях в университете. Некоторые частушки вошли в репертуар учебного ансамбля, а манера звукоизвлечения стала близкой и очень понятной.
Изложение основного материала статьи. Одной из участниц экспедиции Валерией Девятайкиной было нотировано и разучено со студентами на занятиях по народному творчеству пять видов частушек. Данные фольклорные жанры записаны от Зои Александровны Малгиной 1941 года рождения (род. в деревне Бирюково Борского района Нижегородской области). Частушки исполнялись в деревне во время гуляний и праздников на «беседах» зимой, когда вся молодежь собиралась в одном доме и проводила досуг с весельем и песней. Позже, переехав в Кантаурово, Зоя Александровна вспоминала эти песни и пела их с жителями села, так же перенимала их быт и традиции.
На сегодняшний день в селе Кантаурово Борского района Нижегородской области распространены: частушки, Семеновна, Страдания, Цыганочка и Русского. Жители этой деревни знают много текстов и часто их исполняют.
Страдание
|и ; г ; и .и »- ш ; ; ч-яр?
Ох, стра - да - ни - е мо - е от ка - лит - ки до во - рот
J г J и J J J и J J J 1ррр
и е - ще мо - е стра - дань - е ник - то за - муж не бе - рет
2. Ох, страдание мое, Мать корову продает. А еще мое страданье: Никто замуж не берет.
3. Ох, страдание мое, От калитки до угла. А еще мое страданье: До пяти часов утра.
4. Как страданье заиграет, Вот и я явился. Распроклятое страданье, Я в тебя влюбился.
5. Как страданье заиграет, Вот и я явилася.
На мово залеточку Другая не надышится.
6. На стене висит пальто, Меня не сватает никто. Выйду замуж - закричу Караул, гулять хочу.
7. Подруженька, дроби - дроби Мы отчаянные обе. Погляжу я на тебя -
Ты отчаянней меня.
8. Я отчаянна - отчаянна, Еще отчаюся.
Но и горе тому будет, Кому я достануся.
9. Как страданья заиграли, Вот и я бегу сюда.
Вот и я на серединке, Хайте девушки меня.
10. Вот спасибо гармонисту -Поиграл, повеселил.
А залетке два спасибо -Погулял да изменил.
11. Вот спасибо гармонисту За игру игручую. Приходи поутру есть Картошку рассыпучую.
12. Ой, какая я была Девчоночка орел-орел. Не велел залетка плакать Сам до этого довел.
13. Ой, какая я была Девчоночка развитая. А теперь моя голвушка Не тем забитая.
14. Моя милка Чего отчеблучила:
То двоешки, то троешки Бабушку замучила.
15. Я не буду ночки спать, Буду звездочки считать. Насчитаю двадцать пять Пойду к залетке ночевать.
Произведение четырехдольного размера исполняется нараспев в пределах ч5, мелодия плавная, без резких скачков, простая гармония.
Семеновна
Р ~ 1 п ^ -ПН1 д У1
Ой, Се - ме - нов-на да до - ро - гой со - вет, у - ви-дишь
^ J ^ N * 1 7 * *
ми - .ю - го, да пе - ре - дай при - вет
Передай привет да с передачкою И скажи ему любовь горячую.
Ой, Семеновна, какая бойкая, Наверно выпила пол литра горького.
Ой, Семеновна начинается. Гармонист сидит и улыбается.
Гармонист сидит да улыбается, Ему Семеновна да очень нравится.
И зачем расцвел василек во ржи Ты зачем завлек, дорогой, скажи.
Василек расцвел, чтобы красивым быть, Я тебя завлек, чтобы тебя любить.
Ой, Семеновна, юбка шесть точей, А провожал меня сама не знаю, чей.
На стене висит гитара новая, Я некрасивая, зато веселая.
Ой, Семен-Семен, ты как лук зелен, Я изумленная - трава зеленая.
Произведение четырехдольного размера исполняется нараспев в пределах ч5, в мелодии есть скачки на ч4, но в основном тоновые ходы, простая гармония.
2. Уцыгана в огороде есть железная кровать, Вот повадилась цыганка у цыгана ночевать.
3. У цыгана в огороде есть колодец ключевой, Вот повадилась цыганочка к цыгану за водой.
4. За цыгана выйду замуж, хоть родная мать убей, Буду ездить по деревне и обманывать людей.
5. Раз цыган, два цыган оба мы цыгане, Ты воруешь лошадей, я ворую сани.
6. Как цыганочку плясать - надо кофту вязану, А как с мальчиком гулять надо много разуму.
Произведение четырехдольного размера исполняется нараспев в пределах ч5, мелодия плавная, без резких скачков, в основном имеет тоновые ходы, простая гармония.
Русского
Пус - кай го-во-рят, чтомыбед-ны - е семь сот всун-ду-ке и всемед-ны - е
2. Буду русского плясать - никому не указать, Буду милого любить - никому не перебить.
3. Ох, русского, русского, русского да, А за русского дома не ругают никогда.
4. Меня дома-то ругают, из дому-то гонят, Скину ногу с сапога -меня не догонят.
Произведение четырехдольного размера исполняется нараспев в пределах ч5, мелодия плавная, есть скачки на ч4, простая гармония.
Частушки
1.Ве - се - ла я ве - се - ла из Кан - та - у - ро - ва се - ла
Ни - ко| - да мо - я го - ло - вуш - ка у - ны - ла не бы - ла
2. В Кантауровском совхозе закололи борова, Три недели кишки ели и гремели здорово.
3. Борщевик повсюду вырос, заросло им все село, А начальство мимо ходит и не видит ничего.
4. Кантауровски девчонки - мы наян-наяночки,
Мы нигде не пропадем - ни на какой гуляночке.
5. Кантауровски девчонки, мы нигде не пропадем,
В Ленинграде будет вечер - мы туда гулять пойдем.
6. Кантаурово село в поле та, да в поле то,
Его под гору столкнуть, оно не стоит боле-то.
Произведение двухдольного размера исполняется нараспев в пределах ч5, мелодия плавная, в основном ходы на терцию и секунду, простая гармония.
Выводы. 2022 год объявлен в нашей стране Годом сохранения культуры народов России и нематериального культурного наследия. Наблюдается активизация деятельности фольклористов-собирателей и исследователей фольклора, передача зафиксированных образцов педагогам теоретикам и практикам, которые в свою очередь создают программы и курсы по преемственности фольклорных традиций в системе музыкального образования. В настоящее время происходит активная реконструкция календарных и семейных обрядов и перенесение их на сценические подмостки. Сценическим воплощением фольклора занимаются как дети, так и взрослые в народно-певческих коллективах под руководством педагогов в системе образования и в системе культурно-досуговой деятельности. В применении к изучению регионального фольклора учитывается принцип, лежащий в основе динамики человеческой культуры: принцип наследования (трансляции) культуры с передачей нравственного, житейского опыта, творческих способностей от поколения к поколению - от пожилых информантов к молодым исполнителям.
Литература:
1. Анисимов В.П. Диагностика музыкальных способностей детей: учеб. пособие. - Москва, 2016. - С. 36-52
2. Баренбойм Л.А. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. - Ленинград :«Музыка», 1969.
3. Воронина Н.И. Идентичность и толерантность в многоукладности российской культуры // Толерантность в культуре и процесс глобализации. - М., 2010. - С. 388-446.
4. Воронина Н.И. Лики провинциальной культуры. - Саранск, 2006. - 232 с.
5. Дикаркина, М.Д. Музыкальное воспитание как механизм формирования духовно-нравственных ценностей / М.Д. Дикаркина, Е.Р. Кирдянова, О.А. Сизова // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 72-2. -С. 64-66.
6. Иванченко Г.В. Психология восприятия музыки: подходы, проблемы, перспективы. - М.: «Смысл», 2016. - С. 50.
7. Кислова, О.Н. Народное творчество и фольклорные традиции / О.Н. Кислова. - Москва-Берлин: Директ-Медиа, 2020. - 61 с. - ISBN 978-5-4499-1480-4.
8. Кислова, О.Н. Воспитание гармонично развитой личности на основе традиционного народного пения / О.Н. Кислова, А.Н. Медведев // Инновационная деятельность в образовании: Сборник статей по материалам VIII региональной научно-практической конференции, Нижний Новгород, 30 ноября 2021 года. - Нижний Новгород: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина", 2021. - С. 73-75.
9. Культурология: Учебное пособие. - Саранск: Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва, 2012. - 136 с. - (Учебники Мордовского университета). - ISBN 978-5-7103-2397-7.
10. Мадримов Б.Х. Представление учителя музыкальной культуры о педагогическом творчестве и педагогической технологии // Вестник науки и образования. - 2020. - № 21-2 (99)
11. Малинин, В.А. Формирование духовно-нравственных качеств личности обучающихся в условиях современного образования / В.А. Малинин, Ф. В. Повшедная, А. В. Пугачев // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10. -№ 1(38). - DOI 10.26795/2307-1281-2022-10-2.
12. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. - М., 1972.
13. Окунева, П.Э. Развитие аналитических способностей школьников на уроках музыки как актуальное направление практики педагогов-музыкантов / П.Э. Окунева, В.А. Карнаухова // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 70-3. - С. 99-102.
14. Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей. - Москва, 1988. - С. 24-60.
15. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей // Избр. труды: в 2 т. - М., 1985. - 192 с.
16. Ульянова, Р.А. Диагностика музыкальных способностей: специфика и инструментарий / Р.А. Ульянова, М.А. Угренинова, О.А. Сизова // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 71-4. - С. 301-304.
Педагогика
УДК 376.42
кандидат психологических наук, доцент Кисова Вероника Вячеславовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант факультета психологии и педагогики Юсипова Гульназ Хамзиевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ
Аннотация. В данной статье раскрывается актуальная проблема нравственного развития младших школьников. Проанализированы исследования по проблеме нравственной воспитанности личности. Нравственное сознание рассматривается в единстве и взаимодействии компонентов: когнитивного, эмоционального, поведенческого. Развитие нравственного сознания рассматривается как активный процесс отражения нравственных отношений, состояний. Нравственное мышление является субъективной движущей силой формирования нравственного сознания. Учитывается, что сенситивным периодом для развития нравственного сознания является младший школьный возраст. Данный возраст является этапом личностного развития с преимущественной задачей накопления нравственных знаний и нравственного опыта. Отмечено, что у детей с умственной отсталостью наблюдается трудности в формировании нравственных