4. Кантауровски девчонки - мы наян-наяночки,
Мы нигде не пропадем - ни на какой гуляночке.
5. Кантауровски девчонки, мы нигде не пропадем,
В Ленинграде будет вечер - мы туда гулять пойдем.
6. Кантаурово село в поле та, да в поле то,
Его под гору столкнуть, оно не стоит боле-то.
Произведение двухдольного размера исполняется нараспев в пределах ч5, мелодия плавная, в основном ходы на терцию и секунду, простая гармония.
Выводы. 2022 год объявлен в нашей стране Годом сохранения культуры народов России и нематериального культурного наследия. Наблюдается активизация деятельности фольклористов-собирателей и исследователей фольклора, передача зафиксированных образцов педагогам теоретикам и практикам, которые в свою очередь создают программы и курсы по преемственности фольклорных традиций в системе музыкального образования. В настоящее время происходит активная реконструкция календарных и семейных обрядов и перенесение их на сценические подмостки. Сценическим воплощением фольклора занимаются как дети, так и взрослые в народно-певческих коллективах под руководством педагогов в системе образования и в системе культурно-досуговой деятельности. В применении к изучению регионального фольклора учитывается принцип, лежащий в основе динамики человеческой культуры: принцип наследования (трансляции) культуры с передачей нравственного, житейского опыта, творческих способностей от поколения к поколению - от пожилых информантов к молодым исполнителям.
Литература:
1. Анисимов В.П. Диагностика музыкальных способностей детей: учеб. пособие. - Москва, 2016. - С. 36-52
2. Баренбойм Л.А. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. - Ленинград :«Музыка», 1969.
3. Воронина Н.И. Идентичность и толерантность в многоукладности российской культуры // Толерантность в культуре и процесс глобализации. - М., 2010. - С. 388-446.
4. Воронина Н.И. Лики провинциальной культуры. - Саранск, 2006. - 232 с.
5. Дикаркина, М.Д. Музыкальное воспитание как механизм формирования духовно-нравственных ценностей / М.Д. Дикаркина, Е.Р. Кирдянова, О.А. Сизова // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 72-2. -С. 64-66.
6. Иванченко Г.В. Психология восприятия музыки: подходы, проблемы, перспективы. - М.: «Смысл», 2016. - С. 50.
7. Кислова, О.Н. Народное творчество и фольклорные традиции / О.Н. Кислова. - Москва-Берлин: Директ-Медиа, 2020. - 61 с. - ISBN 978-5-4499-1480-4.
8. Кислова, О.Н. Воспитание гармонично развитой личности на основе традиционного народного пения / О.Н. Кислова, А.Н. Медведев // Инновационная деятельность в образовании: Сборник статей по материалам VIII региональной научно-практической конференции, Нижний Новгород, 30 ноября 2021 года. - Нижний Новгород: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина", 2021. - С. 73-75.
9. Культурология: Учебное пособие. - Саранск: Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва, 2012. - 136 с. - (Учебники Мордовского университета). - ISBN 978-5-7103-2397-7.
10. Мадримов Б.Х. Представление учителя музыкальной культуры о педагогическом творчестве и педагогической технологии // Вестник науки и образования. - 2020. - № 21-2 (99)
11. Малинин, В.А. Формирование духовно-нравственных качеств личности обучающихся в условиях современного образования / В.А. Малинин, Ф. В. Повшедная, А. В. Пугачев // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10. -№ 1(38). - DOI 10.26795/2307-1281-2022-10-2.
12. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. - М., 1972.
13. Окунева, П.Э. Развитие аналитических способностей школьников на уроках музыки как актуальное направление практики педагогов-музыкантов / П.Э. Окунева, В.А. Карнаухова // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 70-3. - С. 99-102.
14. Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей. - Москва, 1988. - С. 24-60.
15. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей // Избр. труды: в 2 т. - М., 1985. - 192 с.
16. Ульянова, Р.А. Диагностика музыкальных способностей: специфика и инструментарий / Р.А. Ульянова, М.А. Угренинова, О.А. Сизова // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 71-4. - С. 301-304.
Педагогика
УДК 376.42
кандидат психологических наук, доцент Кисова Вероника Вячеславовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант факультета психологии и педагогики Юсипова Гульназ Хамзиевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ
Аннотация. В данной статье раскрывается актуальная проблема нравственного развития младших школьников. Проанализированы исследования по проблеме нравственной воспитанности личности. Нравственное сознание рассматривается в единстве и взаимодействии компонентов: когнитивного, эмоционального, поведенческого. Развитие нравственного сознания рассматривается как активный процесс отражения нравственных отношений, состояний. Нравственное мышление является субъективной движущей силой формирования нравственного сознания. Учитывается, что сенситивным периодом для развития нравственного сознания является младший школьный возраст. Данный возраст является этапом личностного развития с преимущественной задачей накопления нравственных знаний и нравственного опыта. Отмечено, что у детей с умственной отсталостью наблюдается трудности в формировании нравственных
представлений, что определяется свойственной им слабостью обобщений, незрелостью эмоционально-личностной сферы. Несмотря на это, младшие школьники с интеллектуальными нарушениями проходят те же стадии. Указано, что младшие школьники более поздно начинают интересоваться вопросами устройства общества и понятиях нравственности. Происходящий процесс качественно-количественных изменений в духовно-нравственном облике школьника и обуславливает нравственное развитие младшего школьника с умственной отсталостью. Далее в статье описаны особенности нравственного сознания младших школьников с легкой степенью умственной отсталости. Представлены результаты экспериментального исследования уровня сформированности нравственного сознания у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости и нормой интеллектуального развития. Дана их качественно-количественная оценка. На основании полученных данных предложена программа развития нравственного сознания. Определены психолого-педагогические условия развития нравственного сознания.
Ключевые слова: младшие школьники с легкой степенью умственной отсталости, нравственное сознание, когнитивный, эмоциональный, поведенческий компоненты, психолого-педагогические условия.
Annotation. This article reveals the actual problem of the moral development of younger schoolchildren. The research on the problem of moral education of the individual is analyzed. Moral consciousness is considered in the unity and interaction of components: cognitive, emotional, behavioral. The development of moral consciousness is considered as an active process of reflection of moral relations, states. Moral thinking is the subjective driving force behind the formation of moral consciousness. It is taken into account that the sensitive period for the development of moral consciousness is the younger school age. This age is a stage of personal development with the primary task of accumulating moral knowledge and moral experience. It is noted that children with mental retardation have difficulties in forming moral ideas, which is determined by their inherent weakness of generalizations, immaturity of the emotional and personal sphere. Despite this, younger students with intellectual disabilities go through the same stages. It is indicated that younger schoolchildren later begin to be interested in the issues of the structure of society and the concepts of morality. The ongoing process of qualitative and quantitative changes in the spiritual and moral appearance of the student determines the moral development of a younger student with mental retardation. Further, the article describes the features of the moral consciousness of younger schoolchildren with a mild degree of mental retardation. The results of an experimental study of the level of formation of moral consciousness in younger schoolchildren with a mild degree of mental retardation and the norm of intellectual development are presented. Their qualitative and quantitative assessment is given. Based on the data obtained, a program for the development of moral consciousness is proposed. The psychological and pedagogical conditions for the development of moral consciousness are determined. According to the results of the study, conclusions are drawn.
Key words: primary school students with a mild degree of mental retardation, moral consciousness, cognitive, emotional, behavioral components, psychological and pedagogical conditions.
Введение. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования одним из направлений выделяется духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся. Поэтому вопросы нравственного воспитания в школе воздвигаются в ряд актуальных и приобретают первостепенное значение по воспитанию подрастающего поколения. Нравственной воспитание является одним из условий успешной социализации личности и приоритетной задачей государственной политики. Как указано в Распоряжении Правительства РФ от 29.05.15 г. «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», одной из ветвей развития воспитания выступает сохранение и возрождение нравственных ценностей [10].
Наиболее остро данный вопрос воздвигается в отношении обучающихся с умственной отсталостью. Особенности познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы приводят к тому, что дети более поздно начинают разбираться в вопросах общественного устройства, понятиях нравственности. Наличие интеллектуального дефекта затрудняет решение задачи обеспечения социально-нормативного поведения, повышает вероятность социальных отклонений в индивидуальном поведении личности. Однако, несмотря на интеллектуальный дефект, младший школьный возраст является сенситивным для усвоения нравственных норм [4, 5].
В свете социально-гуманистических тенденций в современном образовании, вопрос нравственного воспитания становится весьма актуальным, а, следовательно, и процесс развития нравственного сознания обучающихся [7]. Высокая значимость, а также недостаточная разработанность практической стороны вопроса развития нравственного сознания у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости заставила нас обратить внимание на эту проблему.
Цель нашего исследования состоит в разрешении противоречий между развитием у младших школьников нравственного сознания и недостаточной разработанности эффективных научно-практических материалов по данной проблеме.
Изложение основного материала статьи. В психолого-педагогической литературе существует ряд теорий, объясняющих структуру и содержание нравственного сознания. По мнению И.В. Сушковой, нравственное сознание младших школьников определяется как «новообразование, которое способствует формированию предрасположенности к заданным преобладающим способам решения нравственных задач, то есть к нравственно-направленной деятельности, выражающейся в предпочитаемом и доминирующем типе нравственно-направленных действий, реализующихся без внешнего и внутреннего принуждения». Механизм развития нравственного сознания представляет собой функционирующую социально-педагогическую систему, основанную на базисных моральных запросах общества [11]. В диссертационных исследованиях Е.А. Антоновой, Н.А. Козловской, В.И. Новиковой указывается, что что нравственное сознание как одна из форм общественного сознания структурно предполагает три уровня: рационально-теоретический, эмоционально-чувственный и убеждений. Каждый уровень выражается компонентами: когнитивный, эмоциональный, поведенческий [1, 6, 8].
Процесс усвоения нравственных норм и формирования нравственных представлений берет свое начало в детстве и становится частью личностного развития ребенка. Н.М. Трофимова отмечает, что именно младший школьный возраст выступает сенситивным периодом для усвоения нравственных норм. По мнению исследователя, значение нравственных представлений в младшем школьном возрасте велико, поскольку ребенок постепенно преодолевает позицию зрителя, присущую дошкольнику, при этом общение со сверстниками обеспечивает ориентацию на нравственное содержание ситуации, а с взрослыми - на нормативные аспекты нравственных представлений [12].
Развитие нравственного сознания младших школьников с умственной отсталостью отличается своеобразием, которое обусловлено с особенностями его познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы. У них наблюдается низкая степень осознанности, обобщение представлений о нравственных нормах. У детей данной категории преобладают повелительные элементы, вытекающие из указаний, требований взрослых [13].
Экспериментальное исследование было проведено на базе государственных общеобразовательных учреждений города Нижнего Новгорода. Всего в эксперименте приняли участие 40 младших школьников в возрасте 9-10 лет, 20 из них имеющие умственную отсталость легкой степени (по заключению ПМПК) и 20 детей с нормой интеллектуального развития.
Первый этап исследования заключался в изучении когнитивного компонента нравственного сознания. Для реализации данной цели была применена методика Р.Р. Калининой «Закончи историю». Второй этап был направлен на исследование эмоционального компонента нравственной сферы. На данном этапе использовалась методика Р. Р. Калининой «Сюжетные картинки». Третий этап был направлен на исследование поведенческого компонента нравственного сознания с помощью методики Р. В. Овчаровой, А.Н. Овсянниковой.
Данные, полученные в ходе экспериментального исследования, были подвергнуты количественному и качественному анализу, что позволило составить общую картину о сформированности нравственного сознания у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости. Для статистической обработки экспериментальных данных рассчитывался критерий углового преобразования Фишера. Результаты вычислений представлены в таблице 1.
Таблица 1
Эмпирические значения критерия Фишера
Компоненты Дети с УО Дети с НПР Эмпирическое значение критерия Уровень значимости
Когнитивный 32% 84% 4,137 p<0,01
Эмоциональный 37% 91% 3,845 p<0,01
Поведенческий 80% 96% 1,660 p<0,05
Как видно из таблицы 1, статистическая проверка подтвердила наличие существенных различий по когнитивному (р<0,01), эмоциональному (р<0,01), поведенческому (р<0,01) компонентам. Анализ выявленных данных позволил выделить уровень развития нравственного сознания младших школьников с легкой степенью умственной отсталости и нормой развития (таблица 2).
Таблица 2
Уровни сформированности нравственного сознания
Методики Уровни Процентное соотношение
Дети с УО Дети С НПР
«Закончи историю» Р.Р. Калининой Низкий 85% 0%
Средний 15% 35%
Высокий 0% 65%
«Сюжетные картинки» Р.Р. Калининой Низкий 65% 0%
Средний 35% 25%
Высокий 0% 75%
Исследование поведенческого компонента (Р.В. Овчарова, А.Н. Овсянникова) Низкий 23% 0%
Средний 67% 20%
Высокий 10% 80%
Результаты исследования когнитивного компонента нравственного сознания показывают, что между группой младших школьников с умственной отсталостью и их нормально развивающимися сверстниками выявлены значительные различия (ц = 4,137; р <0,01). Самым высоким уровнем развития когнитивного компонента у детей с умственной отсталостью является средний (15% детей). Нормально развивающиеся школьники показали более высокие результаты. Так, 35% из них набрали средний балл, высокий же уровень показали 65% исследуемых. Наибольшие затруднения младшие школьники с умственной отсталостью испытали при определении нравственных категорий «правдивость-лживость» (дети справились с заданием на 23%). Следующим трудным заданием для умственно отсталых детей показалось определение нравственных норм «трудолюбие-лень». Данное задание выполнили на 30%. У младших школьников с нормой интеллектуального развития трудности вызвали эти же нормы, с которыми они справились на 80% и 77% соответственно. Более же знакомым для детей обеих групп выступили понятия «доброта-злость». 80% младших школьников с нормативным развитием показали высокий результат (3 балла), остальные 20% набрали 2 балла (средний уровень). Это показывает, что нормально развивающиеся дети правильно оценивали предложенные поступки и определяли нравственную норму. Так, анализ результатов показывает, что самым частым и понятным для младших школьников является нравственные категории «доброта-злость». Хоть младшие школьники с умственной отсталостью называли данную норму, однако в их ответах наблюдалась чрезмерная обобщенность. Практически все умственно отсталые дети приравнивали понятия «правильный» и «добрый». Так, поясним, что если в предложенной истории поступок был правильным, то на вопрос «Почему?» следовал ответ «потому что он добрый». Так дети объясняли свой выбор во всех отношениях, тогда как нравственные понятия «щедрый, ленивый, лживый, жадный, трудолюбивый, правдивый» также означали «добрый», иными словами, поступок нравственный - человек «добрый», безнравственный - человек «злой».
Анализ результатов исследования эмоционального компонента нравственного самосознания позволяет сделать следующие выводы. Младшие школьники с умственной отсталостью значительно отстают по показателям от нормально развивающихся сверстников (ц = 3,845; р<0,01). Высокий балл не набрал ни один из умственно отсталых детей, тогда как 75% нормально развивающихся младших школьников показали результат в 3 балла (высокий показатель). Остальные дети с нормальным психическим развитием - 25% - набрали по 2 балла, среди умственно отсталых младших школьников результат в 2 балла показало наименьшее количество детей (35%). По сравнению с детьми с нарушениями интеллектуального развития дети с нормативным развитием правильно сортировали рисунки, объясняя свой выбор. Эмоциональные реакции были адекватны ситуации выбора, проявлялись ярко. Исследование эмоционального компонента нравственного сознания выявило, что младшие школьники с легкой степенью умственной отсталости не всегда адекватно оценивают поступки детей. В ответах детей преобладает наличие эмоциональных реакций, однако наблюдается недостаточно устойчивое личностное отношение к нравственным нормам.
Анализ результатов третьего этапа исследования, направленного на выявление уровня поведенческого компонента нравственного сознания, показал, что средний показатель по данному заданию у нормально развивающихся школьников
составил 20%, а у школьников с интеллектуальным нарушением - 67%. Высокий уровень сформированности поведенческого компонента показали 80% младших школьников с нормой развития. Следует также отметить, что высокий уровень сформированности данного компонента показали и 10% младших школьников с легкой степенью умственной отсталости. Это те дети, у которых выявилась способность совершать нравственные действия и поступки. Остальные дети немного затруднились в соотнесении нравственных действий с адекватностью ситуации.
Выявленные показатели позволяют сделать вывод, что младшие школьники с умственной отсталостью могут принимать решения, ориентируясь на потребности других людей, однако большая их часть не могут согласовывать их с нравственными нормами. Отметим, что небольшая часть детей (5%) в силу своих психофизиологических особенностей плохо шли на контакт и поэтому не ответили на вопросы. Таким образом, процентная доля испытуемых по показателям поведенческого компонента нравственного сознания в группе младших школьников с легкой степенью умственной отсталости (80%) статистически меньше процентной доли эмладших школьников контрольной группы (ц = 1.660; р<0,05). Младшие школьники с нормативным развитием лучше, чем младшие школьники с умственной отсталостью справились с заданиями данного этапа исследования.
Подводя итоги экспериментального исследования можно утверждать, что необходима специальная работа по формированию нравственного сознания у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости. Исследователями накоплен определенный опыт в этом направлении. Однако, анализ научной и практической литературы позволяет говорить о недостаточной методической разработанности психолого-педагогического сопровождения нравственной сферы младших школьников с умственной отсталостью.
На наш взгляд, оптимальными психолого-педагогическими условиями развития нравственного сознания у младших школьников с умственной отсталостью выступает организация процесса развития нравственного сознания в единстве его структурных компонентов (когнитивного, эмоционального, поведенческого) и применение проблемных ситуаций с нравственным содержанием как средства формирования нравственных понятий.
Нами была разработана психолого-педагогическая программа, направленная на развитие нравственного сознания младших школьников с легкой степенью умственной отсталости. Основу формирующего эксперимента составили направления воспитательной работы, имеющие целью формирование:
- знаний младших школьников с легкой степенью умственной отсталости о нравственных качествах, выражающихся в моральных нормах;
- способности к оценке поступков;
- умений разрешать нравственные противоречия (принимать решения).
Однако разграничение данных направлений условно, что связано с тем, что в едином процессе нравственного становления они находятся в тесной взаимосвязи.
Так, на первом этапе закладывались базовые нравственные понятия, с целью формирования нравственных норм. Далее на втором этапе велась работа по воспитанию положительных нравственных качеств. Говоря о развитии нравственного сознания младших школьников с легкой степенью умственной отсталости, следует учитывать тот факт, что знание и понимание нравственных норм не гарантирует их применение в своей повседневной жизни. Поэтому на третьем, завершающем, этапе подкреплялись полученные навыки - велась работа по закреплению и осмыслению нравственных отношений, их анализ и оценка, принятие нравственных решений и осуществление ответственных выборов. Данный этап характеризует то, сможет ли ребенок выбрать между тем, что хочется, и тем, что должен сделать.
Как отмечалось ранее, недостатки восприятия, запоминания, воспроизведения информации, невозможность достаточно длительное время работать монотонно, быстрая истощаемость и легкая отвлекаемость затрудняют развитие нравственного сознания данной категории детей. Исходя из этого, эффективным средством является применение проблемных ситуаций, поскольку они обеспечивают полное погружение обучающихся в проблему (интеллектуальное, эмоциональное, деятельностное), обогащая нравственный опыт [2, 3, 9]. Так, на всех этапах развития нравственного сознания младших школьников с легкой степенью умственной отсталости применялись проблемные ситуации с нравственным содержанием. Содержание нравственных проблемных ситуаций заключает в себе моральные нормы и правила поведения. С опорой на этап работы и тему занятия формулировались вопросы, которые выявляли понимание или оценку обучающимися следующих компонентов ситуаций: мотивов поведения героев, чувств м переживаний, моральных норм и ценностей, содержащихся в ситуациях. Использовались проблемные ситуации из повседневной жизни, современных короткометражных мультфильмов и произведений художественной литературы. Например, применялись рассказы Валентины Осеевой. Рассказ «Плохо» затрагивает нравственную проблему сострадания и способности прийти на помощь. Рассказ зачитывается без концовки, организуется обсуждение по вопросам: «Оцените поступок мальчиков. Как думаете, почему женщина пристыдила детей. Как бы вы себя повели в такой ситуации». С использованием данной ситуации у обучающихся формируются понятия «равнодушие», «милосердие».
Выводы. Таким образом, усвоение нравственных норм благодаря специально созданным психолого-педагогическим условиям позволит обучающемуся не только ознакомиться с принятыми в обществе требованиями, но и обеспечит опыт реального переживания нравственных эмоций в связи с конкретной ситуацией выбора, а также будет способствовать формированию навыков конструктивного поведения в ситуациях принятия нравственного решения. Ситуации обсуждаются в группах или парах, что также способствует активизации обучающихся, развитию способности делать выводы. Методы развития нравственного сознания направлены на объяснение нравственных представлений и понятий, выработку моральных чувств и оценок, правил общественного поведения.
Литература:
1. Антилогова, Н.Л. Психологические механизмы нравственного сознания личности: дис. ... д-ра психол. наук: 19.00.01 / Антилогова Лариса Николаевна. - Новосибирск, 1999. - 434 с.
2. Антонова, Е.А. Нравственное сознание и поведение дошкольников с задержкой психического развития: автореферат дис. ... кандидата психологических наук: 19.00.10 / Антонова Евгения Андреевна. - Санкт-Петербург, 2012. - 20 с.
3. Давлетшина, Е.В. Технология воспитания морального выбора в формировании основ культуры поведения младших школьников / Е.В. Давлетшина // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. - 2014. - № 4. - С. 73-77
4. Кисова, В.В. Психолого-педагогически условия развития нравственного поведения у старших дошкольников с задержкой психического развития / В.В. Кисова // Карельский научный журнал. - 2021. - Т. 10. - №. 1 (34).
5. Кисова, В.В. Экспериментальное исследование развития нравственного поведения у старших дошкольников с задержкой психического развития / Кисова В.В., Чугунова В.В. // Проблемы современного педагогического образования. -2019. - №. 64-4. - С. 97-100.
6. Козловская, Н.А. Поисково-исследовательская деятельность как условие формирования нравственной сферы
младшего школьника: автореферат дис. ... кандидата психологических наук: 19.00.07 / Козловская Наталья Александровна. - Кемерово, 2012. - 22 с.
7. Малинин, В.А. Формирование духовно-нравственных качеств личности обучающихся в условиях современного образования / В.А. Малинин, Ф.В. Повшедная, А.В. Пугачев // Вестник Мининского университета. - 2022. - № 1(22). https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/1324 (дата обращения 16.04.2022)
8. Новикова, В.И. Теоретические основы нравственного воспитания младших школьников в современной социокультурной ситуации: автореферат дис. ... доктора педагогических наук: 13.00.01 / Новикова Валентина Ивановна. -Ростов-на-Дону, 2004. - 42 с.
9. Овчарова, Р.В. Нравственное развитие личности: от детства к отрочеству // Теория и практика общественного развития. - 2013. - № 11. - С. 106-108.
10. Российская Федерация. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года".
11. Сушкова, И.В. Моделирование процесса формирования нравственных представлений и понятий у детей 6-8-ми лет // Дошкольник и младший школьник в системе образования: материалы Междунар. науч.-практ. конф. - СПб.: Рос. гос. пед. ун-т им. И. А. Герцена, 2014. - С. 71-73.
12. Трофимова, Н.М. Формирование нравственных ориентиров в младшем школьном возрасте / Под ред. Н.В. Соловьёвой. - Воронеж, 1996. - 90с.
13. Трубина, Е.Н. Моделирование процесса формирования нравственных представлений средствами музыки у младших школьников с умственной отсталостью / Е.Н. Трубина //Вестник Брянского государственного университета. -2016. - №. 3 (29). - С. 247-251.
Педагогика
УДК 378.2
доктор филологических наук, профессор Киуру Константин Валерьевич
Челябинский государственный университет (г. Челябинск); кандидат педагогических наук, доцент Попова Екатерина Евгеньевна Уральский государственный университет физической культуры (г. Челябинск); кандидат исторических наук, доцент Маковецкая Юлия Геннадьевна
Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования (г. Челябинск)
НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. Целью статьи «Новые технологии дистанционного обучения в системе высшего и дополнительного профессионального образования» является изучение новых технологий в образовании и их методологических основ. В статье описываются результаты исследования осведомленности обучающихся о новых технологиях дистанционного обучения и готовности к их использованию в образовательном процессе. К новым технологиям относятся чат-боты, массовые открытые образовательные ресурсы и игровые технологии. Рассмотрены история и актуальные проблемы дистанционного обучения, проанализированы виды и функции чат-ботов как педагогических агентов. Проблемное поле, в котором представлено исследование, связано с противоречием между ожиданиями современной аудитории обучающихся от возможностей дистанционного обучения и предложениями, предоставляемыми образовательными организациями. Авторы в статье используют ключевые понятия и предоставляют аргументированное их содержание. Исследование построено следующим образом: проведен опрос среди студентов университетов города Челябинска и слушателей программ дополнительного профессионального образования Челябинского института переподготовки и повышения квалификации работников образования; результаты опроса представлены в контексте опубликованных вторичных данных и литературы; обозначены проблемные точки и перспективы развития новых технологий дистанционного обучения в системе высшего и дополнительного профессионального образования. В последние годы наблюдается распространение информационно-коммуникационных технологий. Такие технологии ускорили развитие дистанционного обучения (в основном в высших учебных заведениях). Эти технологии способствовали изменению мышления преподавателей и ожиданий учащихся, которые могут заниматься обучением в своем привычном месте, в своем собственном темпе и в свое удобное время. Обучение на протяжении всей жизни стало обычным делом. В ходе исследования были мы пришли к выводу, что образовательные чат-боты сегодня являются самой перспективной технологией дистанционного обучения. Основные функции образовательных чат-ботов: отправка персонализированных сообщений и рекомендации учебного контента. В качестве дополнительных функций искусственного интеллекта в качестве помощника преподавателя можно выделить ответы на типичные вопросы, задаваемые учащимися, установление цели обучения и отслеживание прогресса в обучении. Перспективным направлением продолжения исследования является контент-анализ бесед с обучающимися для выявления оптимальных моделей подачи методической и обучающей информации.
Ключевые слова: дистанционное обучение, коммуникационные технологии, игровые технологии, чат-бот.
Annotation. The purpose of the article «New technologies of distance learning in the system of higher and additional professional education» is to study new technologies in education and their methodological foundations. The article describes the results of a study of students' awareness of new distance learning technologies and their readiness to use them in the educational process. New technologies include chatbots, massive open educational resources, and gaming technologies. The history and current problems of distance learning are considered, the types and functions of chatbots as pedagogical agents are analyzed. The problematic field in which the study is presented is related to the contradiction between the expectations of the modern audience of students from distance learning opportunities and the offers provided by educational organizations. The authors in the article use key concepts and provide their reasoned content. The study was structured as follows: a survey was conducted among students of universities in the city of Chelyabinsk and students of additional professional education programs of the Chelyabinsk Institute for Retraining and Advanced Training of Education Workers; survey results are presented in the context of published secondary data and literature; problematic points and prospects for the development of new distance learning technologies in the system of higher and additional professional education are indicated. In recent years, there has been a proliferation of information and communication technologies. Such technologies have accelerated the development of distance learning (mainly in higher education institutions). These technologies have helped change the mindset of educators and the expectations of students, who can learn in their own place, at their own pace and at their own time. Lifelong learning has become commonplace. During the study, we came to the conclusion that educational chatbots are the most promising distance learning technology today. The main functions of educational chatbots: