Научная статья на тему 'Частушка как доминирующий жанр народно-песенной традиции тамбовской области'

Частушка как доминирующий жанр народно-песенной традиции тамбовской области Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1295
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМБОВСКАЯ НАРОДНО-ПЕСЕННАЯ ТРАДИЦИЯ / TAMBOV PUBLIC AND SINGING TRADITION / СВАДЕБНЫЙ ОБРЯД / WEDDING RITE / МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР / ЖАНР "ЧАСТУШКА" / GENRE OF FAST SONG

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Друцкая М.В.

В статье анализируется состояние местной народно-песенной традиции на период начала XXI века, обобщается эмпирический опыт, накопленный в ходе проведения фольклорно-этнографических экспедиций по Тамбовской области. В репертуаре современных народных исполнителей жанр частушки в силу своей включенности в обрядово-праздничную жизнь занимает устойчивую позицию и успешно эволюционирует.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COUPLET AS THE LEADING GENREOF PUBLIC SONG TRADITION OF TAMBOV REGION

The article analysis the condition of local public and song tradition of the period of the beginning of the XXI century, empirical experience is generalize, such experience was made by folklore and ethnographic expedition in Tambov region. In the repertory of contemporary public singers the genre of fast song has a strong position and they evaluate lucky because of they include in rite and festival life.

Текст научной работы на тему «Частушка как доминирующий жанр народно-песенной традиции тамбовской области»

Материалы и сообщения

частушка как доминирующий жанр народно-песенной традиции тамбовской области

М. в. друцкая

в статье анализируется состояние местной народно-песенной традиции на период начала хх! века, обобщается эмпирический опыт, накопленный в ходе проведения фольклорно-этнографических экспедиций по тамбовской области. В репертуаре современных народных исполнителей жанр частушки в силу своей включенности в обря-дово-праздничную жизнь занимает устойчивую позицию и успешно эволюционирует.

ключевые слова: тамбовская народно-песенная традиция, свадебный обряд, музыкальный фольклор, жанр «частушка».

Русская народная культура представлена в системе локальных традиций. Изучая вопрос сохранности «живых» жанров в современном фольклоре Тамбовской народно-песенной традиции в естественной исполнительской ситуации, в 2013 году автором статьи был проведён ряд фольклорно-этнографических экспедиций. Результаты обследования территории края в Жердевском, Знаменском, Мичуринском, Никифоровском, Рассказовском, Ржаксинском, Сосновском, Тамбовском и других районах области с целью системного изучения региональной традиции свидетельствуют об угасании многих песенных жанров фольклора. Однако совершенно очевидно, что в настоящее время частушки сохраняются и занимают устойчивую позицию в репертуаре местных народных исполнителей.

Особенность функционирования современной тамбовской частушки состоит в подразделении на внутрижанровые разновидности. В рассматриваемой локальной традиции имеется множество наименований частушечного жанра, часто они являются точным определением разновидности: «Матаня», «Страдания», «Страдания с припевом», «Переборы», «Алгасовские переборы», «Кирсановские припевки» или «Кирсанёнка», «Досада», «Канарейка», «Елецкого», «Шамиля», «Шармач». К узколокальным формам, которые реже встречаются в исполнении, относится «Русская канарейка», «Базар большой», «Елецкие припевки», «Уваровские припевки» [Вершинина 2012: 130]. Такая совокупность формирует на территории Тамбовской области традицию, отличающуюся «набором» жанровых видов частушки, за названиями которых нередко стоят одинаковые явления и формы.

Придерживаясь географического и тематического принципов классификации, совершенно очевидно, что на Тамбовщине наиболее популярна внутрижанровая разновидность частушки «Матаня». Она преобладает в типологическом ряду малого песенного жанра, сопровождает народные гуляния и вербально отображает музыкально-хореографический комплекс на основе оригинальных напевов, наигрышей на гармони (баяне, балалайке), поэтических текстов, пластики. «Матаня» органично вошла в новый контекст и звучит в момент свадебного застолья под аккомпанемент тамады

—г—Р -ж— -|-

-Ш—Е—%- з; тМь- ко - го -щ- =ф= се --т--щ Ф р Е год - ня п р ф р р ля - тем, за ко - го мы -- вод - ку г 1

4м*= Р Р ' --« 4-

мы се - год - ня Дн - му же - ним. Ли - лм за - муж от - да - ём.

Матаня

О

гм

го

го

О!

а

го ^

и О!

о о

или заранее приглашённого музыканта (чаще баяниста, реже гармониста).

Исследователь Т. Тищенкова правомерно приходит к заключению об «адаптации звукового кода» современной свадьбы, что выражается в «замещении естественно-акустического ряда искусственным» [Тищенкова 2005: 82]. Мысль подтверждается тем, что большую часть времени на свадьбе занимают словесные формы (конкурсы, тосты), звучание синтезатора, звуковоспроизводящих устройств, баяна или гармошки. Однако в настоящее время разновидность частушек «Матани» можно расценивать как составную часть современного свадебного обряда. Адаптационный механизм состоит в том, что, не смотря на консервацию и трансформацию современной свадьбы, частушки приспособились к современным условиям и продолжают своё существование в новых формах. Можно утверждать, что они органично вошли в обряд как составной элемент и заняли в нём устойчивое место. Лапидарные, лёгкие для запоминания и исполнения они замещают свадебные величальные песни, изменяя жанровую систему и обусловливая её трансформацию (нотация автора) Термин «Матаня» (с мордовского ухажёр, милый) демонстрирует обращённость к жизни. Матаня — это молодой человек, парень или девушка, ещё не жених, не невеста, а просто милый сердцу человек. Существует точка зрения (Л. Ю. Евтихи-ева), что в русском языке название имеет общее с глаголом «мотаться» — качаться, двигаться из стороны в сторону; проводить время в хлопотливых, утомительных занятиях, ходьбе.

«Матаня» вполне оправдывает свое название исполнительской манерой и быстрым темпом. Она синтезирует все характерные черты озорной частушки — бесконечный повтор незатейливой речитативной мелодии, подобный наматыванию нити и неуёмную пляску. Обычно пляшут все вместе в кругу. Руки находятся на поясе или плавно движутся чуть выше пояса. Ногами выстукивают дроби «кто как может».

Ой, матаня, ты матаня, Какая матучия. Сама сибя измотала И меня замучила

[Друцкая 2012-2013]

Говоря о тематической классификации «Матани», звучащей на современной свадьбе, нужно отметить, что частушек на тему общественного строя звучит немного. Вероятно, это связано с местом исполнения самих частушек — на свадьбе, где рассуждения о политической жизни и общественном строе неуместны. Набор строф может быть маркировочным и нейтральным [Вершинина 2007: 189].

Маркировочные строфы являются символами, знаками жанрового вида частушек «Матаня», чередуясь между собой, они образуют форму целого. Тематически они делятся на следующие: «Гармонист, гармонист», «У меня милёнок», «Не ругай меня, маманя», «Шире круг», «Мой миленок как теленок», «Завлекали две старушки», «Я умею завлекать!», «Меня сватали сваты», «Не ходите, девки, замуж». Маркировочные строфы могут исполняться как нейтральные и использоваться не только в своём «родном» жанровом виде частушек. Так, например, на мотив «Матани» могут исполняться тексты маркировочных строф «Яблочко», «Цыганочка».

Нейтральные строфы, составляют другой массив песенных текстов. Их звучит на свадьбе значительно меньше, они объединены единой сюжетной линией: «Про меня наговорили», «Я не вашего села», «Мне милый изменил», «А куда я залетела», «Я свою соперницу», «Бабий век», «У нас в Тамбове», на современные темы.

Если в ранних исследованиях частушек отмечался факт того, что «новые песни» состояли из несвязанных между собой текстов, свободно исполняющихся и собирающихся в песню, то частушки, записанные в реальном звучании на свадебном застолье, стремятся быть связанными друг с другом. Тема, начатая одной исполнительницей, подхватывается и развивается другой, «пепере-певается» третьей, доказывая соревновательный характер исполнения частушек.

В исполнении тамбовской «Матани» в реальном звучании наблюдается одна существенная особенность, связанная с формообразованием жанра. А именно, подтверждая высказывание одной певицы (текст меняется в условно называемых «куплетах»), другая использует утвердительные строфы в качестве своеобразного припева

(«рефрена»). Поэтический текст частично может варьироваться частушечницами, но общий смысл подтверждения мысли предыдущей исполнительницы остаётся неизменным:

Правильно, правильно, Правильно ты пела. Правильно-неправильно — Кому какое дело.

[Друцкая 2012-2013]

К стабильным участкам формы «Матани» относится миксолидийский лад и неизменная гармоническая функция аккомпанемента. К изменяемым — все остальные элементы, обусловленные свойствами человеческой памяти и включающие большое количество исполнительских версий. К ним относятся варианты мелодии, выразительных средств, ритма, которые подчинёны единой задаче — найти лучшую форму звукового и смыслового единства.

Справедливо суждение С. Г. Лазутина о том, что в последовательности формирования жанра, в том числе и тамбовской «Матани», отчётливо прослеживаются процессы, происходившие в фольклоре, начиная со второй половины XIX века: влияние литературы на фольклор, обретение черт книжной поэзии — силлабо-тоническое стихосложение, обязательная рифма [Лазутин 1990: 101]. Структура поэтического текста «Матани» складывается из комбинирования отдельных автономных, законченных по смыслу вербальных текстов построений — самостоятельных строф (однострофные). Количество строк в строфе неизменно четыре.

По своей поэтике структура строф продолжает традиции лирических песен, они могут быть одночастными и двухчастными [Лазутин 1990: 6]. Одночастные строфы строятся в форме монолога или описания:

Ох, матаня, матаня, О нас слава какая! Мы на славу не глядим, Ещё больше чередим!

[Друцкая 2012-2013]

Значительное количество двухчастных частушек строятся по принципу реального, логического параллелизма, сравнения:

Мои глазки, как коляски, Только не катаются. Я не знаю, почему в них Мальчики влюбляются.

[Друцкая 2012-2013]

Диалогическая форма в тамбовской «Матане» представлена редко.

В поэтических текстах частушек присутствуют различные виды рифмы. Наиболее часто употребляется неполная перекрёстная рифма:

Я не вашего села, Не вашего селения, Не по-вашему пою, Прошу извинения.

[Друцкая 2012-2013]

Процесс развития «Матани» заключается в обогащении жанра за счёт общеязыковых и авторских тропов: «за игру игручую», «голубые небеса» и т. д.

Частушки на свадебном застолье исполняются преимущественно женщинами, но зафиксирована и мужская исполнительская традиция. Есть варианты, когда мужская тематика частушек исполняется женщинами. Возможно исполнение смешанное, с ансамблевым подхватом, если всем частушечникам знаком текст и позволяют этические нормы.

Если ранее исследователи отмечали, что «частушки создавались молодёжью главным образом на молодежных вечеринках» [Лазутин 1990: 103], то в настоящее время носителями жанра являются люди среднего возраста и молодёжь. Старшее поколение поют частушки, соответствующие общепринятым требованиям морали. В их памяти огромное количество частушек из репертуара М. Мордасовой, Л. Руслановой, распеваемых на мотив тамбовской «Матани». Частушки «старших» исполнителей духовно богаче, чем молодёжные.

Развитие новых способов коммуникации способствует распространению жанра, особенно в молодёжной среде. Частушечники демонстрируют образцы речевого поведения, участвует в организации аксиологической картины мира, поскольку речевое поведение человека отражает ценностные установки и личности, и коллектива. Исходя из анализа имеющегося фольклорно-эт-нографического материала, отметим, что значительный объём всех записанных текстов преимущественно молодых исполнителей составляют грубые эротические частушки, в них отсутствуют маркировочные строфы.

Ещё П. А. Флоренский в классификации частушек указывает на эротические и присутствие в них «грубости» [Флоренский 1989: 11]. Но из общения с информантами известно, что такое пение в сёлах Тамбовской области во второй половине XX века сильно осуждалось общественностью и выглядело аморальным фактом [Друцкая].

и

го ^

иэ о

О ^

и СО

о иэ X

.ГО

го а

О! и О!

о а го

го

3 2

а

X о

го ^

го ^

3

^

н

и го

к го

а =1

со

о

Г\|

го

го

OI

а

го ^

(V

о о

Теперь же, частушки с ненормативной лексикой на свадьбах стали нормой. Нет ни одной фольклорно-этнографической экспедиции, где бы не присутствовал элемент «непристойности». Основное содержание частушек «Матани», исполняемых молодёжью,— репертуар групп «Дилижанс», «Красная плесень» «Сектор газа».

С развитием НТР, СМИ, Интернета, в народной культуре увеличивается распространение культурного текста с одной стороны, с другой, утрачиваются локальные особенности традиции и основные свойства музыкального фольклора: видимо, аутентичность вместо устности, многовариантность, манера пения, диалектные особенности.

Итак, по результатам фольклорно-этнографи-ческих экспедиций можно судить об устойчивом бытовании жанра частушки и его определённых стилевых преобразованиях. Он успешно эволюционирует в силу включённости в обрядовую сферу — свадьбу, в чём видится его адаптационный механизм. Стилистические особенности частушек «Матаня» проявляются в сочетании старого и нового, свидетельствуя о развитии в современных условиях. Являясь централизующим компонентом традиции и «жанрово-стилевой до-

минантой», жанр служит особым отличительным знаком тамбовского народно-песенного искусства, его изучение открывает перспективы дальнейших исследований местной традиции.

ЛИТЕРАТУРА

Вершинина Е. Б. Жанровые разновидности тамбовских частушек // Музыка в современном мире: наука, педагогика, исполнительство. Тамбов, 2012.

Вершинина Е. Б. Частушки как особый жанр русского фольклора // Музыка в современном мире: наука, педагогика, исполнительство. Тамбов, 2007.

Друцкая М. В. Личный архив. 2012-2013 гг.

Лазутин С. Г. Русские народные лирические песни, частушки и пословицы. М., 1990.

Тищенкова Т. В. Свадебный фольклор: тенденции в современности // Памяти Л. Л. Христиансена. Саратов, 2005.

Флоренский П. А. Собрание частушек Костромской губернии Нерехтского уезда. М., 1989.

ТОГБОУ ВПО «Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт им. С. В. Рахманинова».

Поступила в редакцию 25.03.2014 г.

UDC 784.4 COuPLET AS THE LEADING GENRE

OF PuBLIC SONG TRADITION OF TAMBOV REGION

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

M. V. Drutskaya

The article analysis the condition of local public and song tradition of the period of the beginning of the XXI century, empirical experience is generalize, such experience was made by folklore and ethnographic expedition in Tambov region. In the repertory of contemporary public singers the genre of fast song has a strong position and they evaluate lucky because of they include in rite and festival life. KEY WORD S: Tambov public and singing tradition, wedding rite, genre of fast song.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.