Научная статья на тему 'Тамбовская частушка как идентификационное ядро локальной традиции: история возникновения и современное состояние'

Тамбовская частушка как идентификационное ядро локальной традиции: история возникновения и современное состояние Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
436
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Манускрипт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТАМБОВСКИЙ РЕГИОН / ЧАСТУШКА / ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ / ОСОБЕННОСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО СТИЛЯ / НАИГРЫШ "КАНАРЕЙКА" / TAMBOV REGION / CHASTUSHKA / HISTORY OF RESEARCH / PECULIARITIES OF MUSICAL STYLE / FOLK TUNE "CANARY"

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Семьянинов Ярослав Валерьевич

В статье рассматриваются проблемы бытования жанра частушки в Тамбовской области, исторические предпосылки возникновения жанра и его роль в системе обрядов и праздников региона. Автором приводится пример стилевых особенностей исполнения на основе анализа локального частушечного наигрыша «Канарейка». Также в ходе работы освещается вопрос о существовании и развитии жанра в регионе на современном этапе и отношении к нему в исполнительской среде в настоящее время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TAMBOV CHASTUSHKA AS AN IDENTIFICATION CORE OF LOCAL TRADITIONS: HISTORY OF APPEARANCE AND CONTEMPORARY STATE

The article deals with the problems of the existence of the genre of chastushka in Tambov region, the historical background of the appearance of the genre and its role in the system of the rites and festivals of the region. The author gives an example of the stylistic peculiarities of the performance on the basis of the analysis of the local chastushka folk tune “Canary”. The paper also highlights the issue of the existence and development of the genre in the region nowadays and attitude to it in performing environment at the moment.

Текст научной работы на тему «Тамбовская частушка как идентификационное ядро локальной традиции: история возникновения и современное состояние»

Семьянинов Ярослав Валерьевич

ТАМБОВСКАЯ ЧАСТУШКА КАК ИДЕНТИФИКАЦИОННОЕ ЯДРО ЛОКАЛЬНОЙ ТРАДИЦИИ: ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ

В статье рассматриваются проблемы бытования жанра частушки в Тамбовской области, исторические предпосылки возникновения жанра и его роль в системе обрядов и праздников региона. Автором приводится пример стилевых особенностей исполнения на основе анализа локального частушечного наигрыша "Канарейка". Также в ходе работы освещается вопрос о существовании и развитии жанра в регионе на современном этапе и отношении к нему в исполнительской среде в настоящее время. Адрес статьи: \м№^.агато1а.пе1/та1епа18/3/2016/7-2/43.11^1

Источник

Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2016. № 7(69): в 2-х ч. Ч. 2. C. 164-167. ISSN 1997-292X.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/3/2016/7-2/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.aramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@aramota.net

Более того, наличие в библиотеке уголка Хлебникова с антикварной мебелью и предметами быта 20-х гг. прошлого века способно привлечь в библиотеку всех, кто интересуется прошлым Казани, включая туристов. Современное оборудование, в частности осветительные приборы, также выполнены в стилистике авангарда, продолговатые потолочные светильники поддержаны деревянными балками того же объема и формы. Контрастное сочетание материалов - дерева и металла, цвета - белого и коричневого визуально воплощают рваный ритм поэтического творчества Велимира Хлебникова.

Таким образом, проектирование интерьера отдела искусств ориентировано на решение основных задач библиотечного дизайна: индивидуализации имиджа, расширения круга пользователей, визуального распределения функциональных зон и повышения качества культурной среды.

Список литературы

1. Азарова В. А. Обслуживание читателей: техника профессионального поведения библиотекаря: монография. Самара, 1998. 146 с.

2. Балашова Е. В., Тищенко М. Н., Ванеев А. Н. Библиотечный дизайн: учеб. пособие. М.: Гардарики, 2004. 288 с.

3. Библиотека и библиотечное дело США: комплексный подход / Р. С. Гиляревский, Ю. П. Нюкша, Б. П. Каневский и др.; под ред. В. В. Попова. М.: Издательская фирма «Логос», 1992. 296 с.

4. Бородина С. Д. Предметно-пространственная среда как средство достижения целей профессиональной деятельности библиотечно-информационных специалистов // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2013. № 2. С. 121-123.

5. Гаскюэль Ж. Пространство для книги. М.: Рудомино, 1995. 303 с.

6. Гениева Е. Ю. Библиотека как центр межкультурной коммуникации. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2008. 208 с.

7. Матвеев М. Ю. Имидж библиотеки и «вечные» проблемы библиотечной профессии // Вестник СПбГУКИ. 2004. № 1. С. 12-28.

8. Петрова Л. И. Комфортная библиотечная среда и ее функции // Проблемы национальных библиотек и региональных библиотечных центров: сб. науч. тр. / Рос. нац. б-ка. СПб., 1994. Вып. 3. С. 143-164.

9. Степачев Л. М. Здание библиотеки как фактор сохранности библиотечных фондов // Библиотеки за рубежом: сборник ВГБИЛ. М.: Рудомино, 2002. С. 107-129.

10. Трубецков К. Е. Анализ развития архитектурной топологии современных зарубежных библиотек [Электронный ресурс] // Архитектон: известия вузов. 2006. № 13. URL: http://archvuz.ru/2006_1/4 (дата обращения: 25.04.2016).

DESIGNING LIBRARIES: FROM STORAGE TO INFORMATIONAL AND COMMUNICATIVE ENVIRONMENT

Salakhov Rasykh Farukovich, Ph. D. in Pedagogy Salakhova Rada Insafovna, Ph. D. in Pedagogy Askhadullina Alina Gabbasovna

Kazan (Volga Region) Federal University rasih@mail.ru; rada_salahova@mail.ru; redhotalin@mail.ru

Under modern conditions libraries change transforming themselves from the traditional "storages of knowledge" into a kind of library-information centers, which stipulates attention to their architectural environment. The article aims to introduce the experience of organizing library space with a view to create a positive image of the library and to position it as a generally valid sociocultural informational-educational center, a place of social practices, an instrument to interact with the society.

Key words and phrases: design; library; building; interior; cultural environment; information; modern society.

УДК 7; 398.89 Искусствоведение

В статье рассматриваются проблемы бытования жанра частушки в Тамбовской области, исторические предпосылки возникновения жанра и его роль в системе обрядов и праздников региона. Автором приводится пример стилевых особенностей исполнения на основе анализа локального частушечного наигрыша «Канарейка». Также в ходе работы освещается вопрос о существовании и развитии жанра в регионе на современном этапе и отношении к нему в исполнительской среде в настоящее время.

Ключевые слова и фразы: Тамбовский регион; частушка; история изучения; особенности музыкального стиля; наигрыш «Канарейка».

Семьянинов Ярослав Валерьевич

Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова jarfolkk@gmail. сот

ТАМБОВСКАЯ ЧАСТУШКА КАК ИДЕНТИФИКАЦИОННОЕ ЯДРО ЛОКАЛЬНОЙ ТРАДИЦИИ: ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ

Тамбовская область является одним из немногих регионов России, где частушка стала одним из самых распространённых жанров фольклора. Это в первую очередь связанно с историческими процессами,

проходившими в данном регионе - в 1635 году строительством города-крепости Тамбов (первоначальное название города писалось «Танбов»), а в связи с этим - переселением на новую территорию крестьян и служилых людей. К концу XVII в. значительные пространства междуречья Цны и Воронежа были уже заселены русскими. Этот район за короткий срок превратился в крупный земледельческий центр России, куда помещики пересылали своих крепостных.

К XIX веку в тамбовских городах и селах возникли многочисленные промышленные предприятия по переработке сельскохозяйственного сырья, винокурни, суконные и полотняные мануфактуры. Крестьяне и городские ремесленники занимались деревоотделочными, кожевенными, ткацкими промыслами. Именно в среде рабочего населения возникла и получила особое распространение частушка, которая стала преобладающим жанром в регионе.

С момента своего возникновения частушка приковала к себе внимание филологов и фольклористов-собирателей. Сам термин «частушка» был введён Г. Успенским благодаря его работе «Новые народные стишки» (1889 г.) [11]. Кроме распространённого в народе и укоренившегося в литературе термина, она имеет в различных местах России разные названия: короткие песни, коротушки, припевки, пригудки, прибаски, собирушки, прибрешки, матаня и т.д. [6].

Филолог Ф. М. Селиванов в своей статье «Народная лирическая поэзия последнего столетия» (1990 г.) называет частушку «главным жанром крестьянской лирической поэзии в последнее столетие». «Когда в конце XIX - начале XX в. о частушках широко заговорили в печати, - пишет учёный, - они были молодёжными и по составу поющих их людей. Эти песни первоначально слагались и распевались в кругу девушек и парней. Пожилые люди не считали частушки серьёзными песнями, относились к ним пренебрежительно. Время шло, молодые старели, но не забывали песен своей молодости. Постепенно частушка у русского населения становилась песней всех возрастов» [9, с. 8].

Судя по первым работам филологов и фольклористов, данный жанр появился примерно во второй половине XIX века. По мнению исследователей, русская частушка возникла в виде «культурного скачка», в результате освоения деревней качественно другого интонационного комплекса [3, с. 36]. Этому способствовало возникновение и распространение гармони - музыкального инструмента, позволяющего одному исполнителю играть и мелодию, и аккомпанемент одновременно, что значительно её отличало от всего остального крестьянского инструментария.

Несмотря на споры о генезисе гармони, можно смело утверждать, что, появившись в России, она быстро завоевала народную любовь и, вытеснив традиционные инструменты крестьянского и городского быта, стала наиболее популярным музыкальным орудием. Особенно широкое распространение инструмент получил в промышленных регионах страны, где местные мастера наладили производство и ремонт гармошек. Именно таким регионом стала Тамбовская губерния. Помимо появления нового музыкального инструмента, традиционно бытующие фольклорные жанры также повлияли на становление и формирование жанра частушки.

Одним из самых первых источников возникновения данного жанра исследователи называют припевки к популярным в XVIII веке пляскам (трепак, камаринская). В. М. Щуров пишет, что некоторые из подобных плясовых мелодий приводит немецкий путешественник Якоб Штелин в своей книге «Музыка и балет в России XVIII века» (Германия 1770 г.), наблюдавший культурную жизнь России в середине XVIII века [12, с. 286].

А. Балов в своей статье «Что поёт наш народ» (1902 г.) говорит о возможности возникновения частушек, как припевок в свадебном обряде - припевок свату, свахе, дружке и т.д. [10, с. 10-11]. Но Е. В. Гиппиус утверждает, что «никакой интонационной связи между свадебными припевками и частушками нет», и что «в частушечных интонациях от старой плясовой песни и свадебной припевки остаётся лишь принцип короткого напева и скороговорки» [3, а 40].

Плясовые песни также сыграли определённую роль в формировании жанра частушки. Так, по мнению З. И. Власова, «те плясовые песни, структура и размер которых близки частушке, использовались частушечниками, приспосабливающими отдельные их строфы к частушечной форме» [2, с. 104]. Е. В. Гиппиус указывает на истоки данного жанра, отмечая, что «интонации, от которых отталкиваются в своих импровизациях деревенские гармонисты, - своеобразно переработанные элементы крестьянской плясовой песни, коротких, создаваемых на месте, наигрышей во время гуляний, городских танцев различного времени и элементов городских песен, осваиваемых деревней» [3, с. 37].

Ещё одним возможным источником возникновения частушки В. М. Щуров называет скоморошины: «Напевы некоторых скоморошин сродни ранним плясовым припевкам, а отдельные поэтические мотивы, часто озорного, эротического, даже непристойного характера, вполне соотносимы с содержанием многих частушек» [12, а 287-288]. И всё же, по мнению исследователей, ведущую роль в формировании жанра сыграли городские, солдатские песни и рабочий фольклор: «Особо близки частушкам и по образному строю, и по поэтическим приёмам городские шуточные песни. Очевидно, оба жанра развивались параллельно, в тесном взаимодействии» [Там же, а 290].

На сегодняшний день частушка - один из немногих жанров русского фольклора, чьё собирание и изучение ведётся почти с момента его зарождения. Количество записей частушек огромно и не поддаётся учёту. Многочисленные учреждения культуры, самодеятельные и профессиональные хоровые коллективы и ансамбли продолжают собирать частушки для их изучения и сценического воплощения. Язык частушек, всегда живой и изменяющийся, не перестаёт впитывать в себя всё новое и реагировать на происходящее вокруг исполнителя. Это относится и к тамбовской частушке, что отмечают собиратели и исследователи. Имеется ряд публикаций,

рассматривающих возникновение и развитие частушки в Тамбовском регионе, но в основном это работы филологов, которые исследуют вербальную составляющую жанра [8]. Значительную работу проделала С. А. Москви-чёва, собрав и изучив традиционные гармошечные, в том числе частушечные, наигрыши Тамбовской области [7].

К сожалению, работ, посвящённых музыкальной составляющей частушки региона, в контексте синтеза вербальной и музыкальной (пение и инструментальный наигрыш) их сущности пока нет. В этом видится важность и актуальность изучения данного жанра, учитывая его особый статус в социуме.

Автором данной статьи проведена определённая работа по записи музыкального и вербального текстов частушек в Тамбовском регионе и их последующей расшифровке. Во время экспедиционной работы в Рассказовском районе только в двух сёлах - Платоновка и Дмитриевщино - было записано свыше двухсот образцов. Накопление материала представляется актуальным, так как записей и публикаций музыкальных образцов чрезвычайно мало и они не отражают подлинного художественного богатства данного жанра в регионе.

По мнению самих жителей, частушка является самым распространённым видом фольклора в области, это показали экспедиции, выявив преобладание данного жанра по отношению к остальным. Все исполнители охотно пели частушки или «прибаски», как иногда они их называли. Так, например, Степанова Нина Ивановна (1938 г.р.) уроженка с. Дмитриевщино Рассказовского района продемонстрировала великолепное знание внутрижанровых разновидностей частушек, пела их с большим азартом и вдохновением. Также от неё было записано большое количество частушечных текстов под гармошечные наигрыши «Матаня», «Барыня», «Семёновна» и тамбовские традиционные частушки - «Досада», «Кирсановского», «Канарейка», наряду с образцами песен других жанров. Приведём один из образцов творчества исполнительницы.

Канарейка1

Наигрыш «Канарейка» является одним из ярких примеров частушечной традиции Тамбовской области. По воспоминаниям исполнительницы: «как соберутся на гулянку, так обязательно "Канарейку" играют. Идут по селу и народ собирают». Этот наигрыш относится к образцам локальной традиции и сопровождает исполнение частушечных куплетов распевного характера.

Возникновение данной разновидности и сам термин «Канарейка», по-видимому, произошли от подражания звукам природы. Как свидетельствуют сами гармонисты, в игре каждого из них присутствуют изобразительные элементы: свист во время исполнения, репетиции в высоком регистре, смена динамики и т.п. Как правило, это относится ко вступительному разделу. В исполнении Н. И. Степановой импровизационные элементы проявляются достаточно убедительно в виде начального форшлага, синкопы с мелодическим скачком, опеваний и гармонных переборов в быстром темпе на концах музыкальных фраз. Но сопровождение стабилизируется с началом вступления вокальной партии. Здесь наигрыш полностью подчиняется пению, создавая яркую подголосочную фактуру.

«Канарейка» - это, как правило, женские частушки, разновидность лирических страданий, основная тема которых - любовные переживания:

Канарейка, звонка пташка, Она села мне на грудь, Она села и запела: - кого любишь - позабудь!

1 «Канарейка» - наигрыш с частушками, записаны в 2010 г. от Александра Васильевича Безгина 1942 г.р. (гармонь) и Нины Ивановны Степановой 1938 г.р. (частушки) в с. Платоновка Рассказовского района Тамбовской области.

Отсюда - певучесть вокальной линии, структурирующая роль квинтового тона, из которого, как из источника, выливается последующее мелодическое развитие. При этом синкопированные элементы на концах фраз не разрушают мелодической цельности, а органично переходят в последующее интонационное развитие. В этом проявляется композиционное родство с протяжной песенностью, которая, безусловно, оказала влияние на развитие формы «страданий».

Формообразующая основа напева строфы - двухэлементная структура: первый раздел звучит в высоком регистре (с квинтового тона), постепенно опускаясь вниз к тонике; второй - в низком регистре не поднимаясь выше терцового тона лада. Такая форма является типичной для всех вариантов «Канарейки», но в то же время она не нивелирует индивидуальные импровизационные качества каждого исполнителя.

Экспедиционная работа в последнее десятилетие показала наличие в регионе большого количества частушечных наигрышей и частушек, как относящихся к локальной традиции, так и принадлежащих общерусской частушечной формуле. Стоит отметить, что в Рассказовском районе музыкальное сопровождение традиционного свадебного обряда получило новое семантическое и функциональное наполнение, так как частушка заменила большее количество свадебных песен.

О возрастающем интересе к данному жанру свидетельствует большое количество частушечных текстов, опубликованных в различных краевых газетных изданиях, как в прошлом, так и в настоящее время. Ежегодные городские и районные фестивали исполнителей частушек на тамбовской земле - убедительное свидетельство популярности жанра народного творчества.

Таким образом, несмотря на сложные, порой неоднозначные процессы фольклорного бытования, тамбовская частушка не потеряла своей актуальности, она по-прежнему востребована в народе. Хотя масштабы её бытования значительно сократились, музыкально-художественное разнообразие и тематическое богатство убедительно фиксируются и в настоящее время.

Список литературы

1. Бойко Ю. Е. Частушка Среднего Урала (напев и наигрыш) // Экспедиционные открытия последних лет. Народная музыка, словесность, обряды в записях 1970-х - 1990-х годов. СПб., 1996. С. 115-145.

2. Власова З. И. Частушки и песня (к вопросу о сходстве и различии) // Из истории русской народной поэзии. Русский фольклор: в 36-ти т. Л., 1971. Т. XII. С. 102-123.

3. Гиппиус Е. В. Интонационные элементы русской частушки // Гармоника: история, теория, практика: сб. научных статей по материалам Международной научно-практической конференции. Майкоп, 2000. С. 27-51.

4. Заленский Э. Я. О припевках в Псковском уезде // Русская мысль о музыкальном фольклоре: материалы и документы. М., 1979. С. 351-352.

5. Костомаров Н. И. Собрание сочинений: в 12-ти т. СПб., 1904. Т. V. 672 с.

6. Мешкова О. В. О классификации частушек [Электронный ресурс]. URL: http://www.lib.csu.ru/vch72/2001_01/007.pdf (дата обращения: 18.04.2016).

7. Москвичёва С. А. Где-то играет гармошка... Традиционные наигрыши Тамбовской области: музыкально-этнографический сборник. Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова, 2013. 108 с.

8. Нивина Е. А. Человек в частушках и песнях Тамбовской области // Материалы к лингво-фольклорному атласу Тамбовской области. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. ун-та, 2001. Вып. 3. С. 110-119.

9. Селиванов Ф. М. Народная лирическая поэзия последнего времени. Частушки. М., 1990. 656 с.

10. Симаков В. И. Сборник деревенских частушек. Ярославль: Типография К. Ф. Некрасова, 1913. 364 с.

11. Успенский Г. И. Новые народные стишки // Успенский Г. И. Собрание сочинений: в 9-ти т. М.: Гослитиздат, 1957. Т. 8. С. 549-564.

12. Щуров В. М. Жанры русского музыкального фольклора: учеб. пособие для музыкальных вузов и училищ: в 2-х ч. М.: Музыка, 2007. Ч. 1. История, бытование, музыкально-поэтические особенности. 400 с.

TAMBOV CHASTUSHKA AS AN IDENTIFICATION CORE OF LOCAL TRADITIONS: HISTORY OF APPEARANCE AND CONTEMPORARY STATE

Sem'yaninov Yaroslav Valer'evich

Sobinov Saratov State Conservatory jarfolkk@gmail. com

The article deals with the problems of the existence of the genre of chastushka in Tambov region, the historical background of the appearance of the genre and its role in the system of the rites and festivals of the region. The author gives an example of the stylistic peculiarities of the performance on the basis of the analysis of the local chastushka folk tune "Canary". The paper also highlights the issue of the existence and development of the genre in the region nowadays and attitude to it in performing environment at the moment.

Key words and phrases: Tambov region; chastushka; history of research; peculiarities of musical style; folk tune "Canary".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.