Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ВОЗНИКНОВЕНИИ ПЛЯСОВОЙ ЧАСТУШКИ В РОССИИ'

К ВОПРОСУ О ВОЗНИКНОВЕНИИ ПЛЯСОВОЙ ЧАСТУШКИ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
390
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧАСТУШКА / ПЛЯСОВАЯ / РУССКАЯ / РЕГИОНАЛЬНАЯ / ОБЛАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / ФОЛЬКЛОР / ХОРЕОГРАФИЯ / ПЕСНЯ / ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЧАСТУШКИ / БЫТОВАНИЕ ЧАСТУШКИ / DITTY / DANCE / RUSSIAN / REGIONAL / REGIONAL FEATURES / FOLKLORE / CHOREOGRAPHY / SONG / EMERGENCE OF DITTIES / EXISTENCE OF DITTIES

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Первушина Елена Владимировна

В статье рассматривается природа плясовой частушки в России, ее связь с плясовой песней, а также ее активная популяризация в конце XIX - начале XX века. Особое внимание уделяется имеющимся научным версиям возникновения жанра плясовой частушки. Автор приводит семь версий возможного возникновения частушек, анализируя и сравнивая их. В статье особо указывается важность тщательного изучения природы плясовой частушки как фольклорного жанра, на который опираются в своей работе хореографы и фольклористы. Автор ставит вопрос о необходимости углубленного изучения русской региональной плясовой частушки, так как плясовая частушка, как и пляска под нее, это огромный пласт видов, подвидов, исполнительских, музыкальных и плясовых особенностей во всех регионах России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE QUESTION OF THE ORIGIN OF DANCE DITTIES IN RUSSIA

The article discusses the nature of the appearance of the ditty in Russia, its sharp popularization in the late XIX - early XX centuries. Particular attention is paid to the available scientific versions of the appearance of the dance ditty. The author gives seven versions of the appearance of ditties, analyzing and comparing them. The article emphasizes the importance of a thorough study of the dance ditty, as a folkloric genre, on which choreographers and folklorists rely in their work. The author raises the question of the need for an in-depth study of the Russian regional dance ditty, since the dance ditty, as well as the dance under it, is a huge layer of species, subspecies, performing, musical and dance features in all regions of Russia.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ВОЗНИКНОВЕНИИ ПЛЯСОВОЙ ЧАСТУШКИ В РОССИИ»

К ВОПРОСУ О ВОЗНИКНОВЕНИИ ПЛЯСОВОЙ ЧАСТУШКИ В РОССИИ

DOI: 10.24412/2310-1679-2020-10205

Елена Владимировна ПЕРВУШИНА,

преподаватель частного учреждения профессионального образования «Столичный профессиональный колледж», педагог-хореограф первой квалификационной категории, Москва, Россия

e-mail: 1504ep@mail.ru

В статье рассматривается природа плясовой частушки в России, ее связь с плясовой песней, а также ее активная популяризация в конце XIX — начале XX века. Особое внимание уделяется имеющимся научным версиям возникновения жанра плясовой частушки. Автор приводит семь версий возможного возникновения частушек, анализируя и сравнивая их. В статье особо указывается важность тщательного изучения природы плясовой частушки как фольклорного жанра, на который опираются в своей работе хореографы и фольклористы. Автор ставит вопрос о необходимости углубленного изучения русской региональной плясовой частушки, так как плясовая частушка, как и пляска под нее, это огромный пласт видов, подвидов, исполнительских, музыкальных и плясовых особенностей во всех регионах России.

Ключевые слова: частушка, плясовая, русская, региональная, областные особенности, фольклор, хореография, песня, возникновение частушки, бытование частушки.

ON THE QUESTION OF THE ORIGIN OF DANCE DITTIES IN RUSSIA

Elena V. Pervushina, teacher of the Private professional educational institution «Capital Professional College»; teacher-choreographer of the first qualification category, Moscow, Russia

e-mail: 1504ep@mail.ru

The article discusses the nature of the appearance of the ditty in Russia, its sharp popularization in the late XIX — early XX centuries. Particular attention is paid to the available scientific versions of the appearance of the dance ditty. The author gives seven versions of the appearance of ditties, analyzing and comparing them. The article emphasizes the importance of a thorough study of the dance ditty, as a folkloric genre, on which choreographers and folklorists rely in their work. The author raises the question of the need for an in-depth study of the Russian regional dance ditty, since the dance ditty, as well as the dance under it, is a huge layer of species, subspecies, performing, musical and dance features in all regions of Russia. Keywords: ditty, dance, Russian, regional, regional features, folklore, choreography, song, emergence of ditties, existence of ditties.

Плясовая частушка невероятно самобытна и колоритна. Она развила особый пласт русского танца: быструю пляску, дробные выстукивания и всевозможные комбинации движений с ними. Кроме того, плясовая

частушка тесно связана с эмоциональными всплесками исполнителя. До сих пор не прекращаются споры о причине возникновения частушки. Существует мнение (и о нем скажем отдельно), что плясовые «припевки» бытовали еще в Древней Руси. Однако когда и при каких обстоятельствах в конце XIX века плясовая частушка буквально ворвалась в жизнь молодежи, точно не установлено.

Само слово «частушка» впервые было введено в оборот ПИ.Успенским в очерке «Новые народные стишки (из деревенских заметок)» в 1889 году. По мнению писателя-публициста, сочинил частушку, т. е. «куплет», именно народ [17, с. 673].

Плясовые песни быстрого темпа в народе издавна назывались «частыми». Часто повторяемая припевка во время исполнения пляски, между и после исполнения плясовых движений, покорила сердца многих поколений русских людей. Она совместно с музыкальным или голосовым сопровождением весьма упростила многоголосное и многословное пение. Она подарила молодому человеку волю на творчество и самовыражение. Она была и остается чрезвычайно современной и модной.

На основании уже многочисленных исследований фольклористов А.И.Соболевского [16], Д.К.Зеленина [4], Е.Н.Елеонской [6] и др. возможно предположить, что плясовая частушка очень давнего происхождения, и в своем истоке тесно связана с традиционным творчеством деревни.

На сегодняшний день существует несколько версий происхождения плясовой частушки. Рассмотрим каждую из них отдельно.

Версия первая: плясовая частушка возникла от коротеньких старинных плясовых припевок, от коротких однострочных фраз, припеваемых в плясках под музыкальные инструменты [1, с. 3].

До появления музыкальных инструментов в России короткие плясовые припевки исполнялись под «пищики» (двойная жалейка: две камышовые трубки с вырезанным на конце язычком, вставленные в один рог) [1, с. 71].

Имела ли она изначально вид дошедшей до нас плясовой частушки? Вероятнее всего, нет. Самые старые частушки были десятистрочными. Они упрощались и сокращались в четырехстрочную или двухстрочную [9, с. 3]. Возможно, плясовая частушка сложилась от двухстишных припевов многостишных плясовых песен. Например, скоморошья песня «Про камаринского мужика» (наигрыш камаринской пляски) часто встречается в сборниках рядом с плясовой песней «Азбука» (которая имеет припев частушечного наигрыша «Барыня») [7, с. 17].

Версия вторая: частушки были завезены в Россию с музыкальными инструментами из Западной Европы. Инструменты прибывали в огромном количестве и быстро приживались среди населения России. Русские мастера копировали, переделывали и вносили каждый свое творчество в производство музыкальных инструментов. Возможно, были заимствованы

также мелодии и манера исполнения коротеньких, повторяющихся песенок вместе с наигрышами гармоники [11, с. 40].

По мнению многих исследователей, частушка возникла из-за культурного скачка в результате освоения гармонического песенного стиля. Существует убеждение, что именно гармонь оказала решающее влияние на возникновение и утверждение в России частушки: возникла новая эпоха в фольклорном музицировании, где импровизационный текст на злобу дня, короткий, легко переделываемый на свой лад, благополучно прижился среди молодежи. Гармошечные наигрыши, как цветы, ежедневно расцветали в новом и красочном варианте [15, с. 14-15].

Версия третья: плясовые частушки были трансформированы именно русскими цыганами из припевов плясовых русских песен.

Изучая сборники песен конца XVIII — середины XIX века, можно проследить особую популярность цыганских песен. Им отведены отдельные разделы и главы в печатных изданиях того периода. Эти песни отличались цыганским ритмом, под них можно было плясать только по-цыгански, чечеткой, «в три ноги», выбивая каждую ноту ногами, распевая согласно ударам, отрывисто и т. п. Цыганская пляска была особенно отлична от бытовавшей русской. В цыганских плясках всегда были короткие припевы, «много веселости», приговорки «люли». Цыганская пляска сравнивалась с пляской «гишпанского фонданга» (старинный испанский танец Fandangos) [11, с. 40].

Популярность и распространенность цыганских хоров, их наличие чуть ли не в каждом имении русских дворян привносили в песенный фольклор нашего отечества новую струю плясовых наигрышей и припевок. Цыгане перерабатывали популярные русские песни, сокращали их, пели на цыганский манер. Мелодия аранжировалась в соответствии с модными музыкальными тенденциями [12, с. 9, 20]. Поэтому цыганская пляска в конце XIX века была так же популярна, как и традиционные «Барыня», «Русская», «Камаринская», «Венгерка» и др. В репертуар цыганских хоров обязательно входили все эти пляски. Итак, не исключено, что вошедшие в моду припевы от долгих русских песен, сокращались и исполнялись с плясками именно цыганами [13, с. 123].

Версия четвертая: плясовая частушка была привезена из Малороссии, с украинскими коломейками и пляской казачок.

И снова, обращаясь к сборникам песен середины XIX века, можно сделать вывод, что малорусская песенная традиция была так же популярна, как и цыганские песни, как и скорые хороводные и плясовые русские песни. Малоросская поэзия была новой формой, легкой и ритмичной. Заезжие малороссы слагали, записывали и распространяли свои рукописные песенники с новыми «песенками», в основном с любовной, игровой и сатирической тематикой [14, с. 206].

Пляски казачок и гопак исполнялись повсеместно. Они имели огромное количество названий в зависимости от места (Россия, Украина или Белоруссия): трепак, «картошку копать», «голубец», «бычок», «метелица» и многие другие. Всё зависело от мелодии, под которую они исполнялись. Эти пляски состоят из импровизированных движений и предоставляют большие возможности для индивидуального творчества. Хороший плясун выполнял быстрые и часто сложные движения, при этом пел короткие рифмованные плясовые песни, нередко непристойного содержания, так называемые припевки (украинские коломийки), из которых, возможно, впоследствии развилась русская частушка [5, с. 369].

Существует мнение, что пляска казачок была близка к камаринской своим наигрышем и манерой исполнения [3, с. 64].

В середине XIX века популярным танцем в высшем обществе в России был именно казачок. Он был так же распространен, как и завезенные с Западной Европы полька, контрданс, французская кадриль, полонез, вальс и др. [18, с. 343].

Версия пятая: плясовая частушка берет свое развитие из плясовых свадебных припевок. Однако опровергая эту версию, можно сказать, что по факту плясовая свадебная припевка всегда существовала в свадебных обрядах Древней Руси как отдельный жанр. Припевка не являлась продуктом распада старинных протяжных песен, чего нельзя утверждать о частушке. Это означает, что частушка не переделывалась из свадебной припевки, она начала свое существование, вероятно, от другого источника и была схожа с припевкой только по своему назначению [8, с. 19-20].

Версия шестая: популярная плясовая частушка, как говорилось выше, возможно, родилась с припевками скоморошьих камаринской и «Барыни». Популярность камаринской и «Барыни» можно проследить в песенных сборниках с середины XVIII века. Эти два шедевра народного песенного и плясового творчества были и остаются визитной карточкой русского наигрыша с припевами от времен скоморошества до наших дней. Многие популярные наигрыши и припевы плясовых песен переделывались на свой лад, возникали различные региональные импровизации. Возможно, они и явились основой возникновения разнообразных частушечных наигрышей и четырехстрочных припевов нашего времени [10, с. 6]. Во многих песенных сборниках конца XIX — начала XX века имелся специальный раздел «Песни скоморошьи», где встречались следующие песни: «Ах! Барыня, Барыня!», «Барыня, сударыня пожалуйте ручку» и «Камаринская» [3, с. 64].

Версия седьмая: плясовая частушка возникла от старинной русской пляски «Дробушечка», на Украине она называлась — «Дрiбушечка».

Плясовая частушка рассматривается здесь как единое целое с пляской. Оба жанра являются во взаимодействии одной законченной народной формой творчества. Например, пляска может усилить смысловое содер-

жание или движениями рук, или ног, или тем и другим вместе. Особенно ярко это видно в частушечном переплясе, диалоге двух исполнителей. К тому же известно, что во многих регионах России частушка называлась «дробушечкой» [2, с. 297].

***

Существует еще много различных вариантов выше озвученных версий происхождения плясовой частушки, а вместе с ней и русской частушечной пляски. Утверждать, что плясовых частушек не существовало, нет никаких оснований. Но доказательств активного бытования плясовой частушки, например, в начале XIX века, к сожалению, нет, так как имеются лишь их единичные записи. Но их слишком мало для основательных научных выводов.

Во второй половине XIX века что-то послужило мощным толчком к стихийному распространению плясовых частушек. Анализируя песенные сборники, можно с уверенностью утверждать лишь одно, что плясовые частушки, как лавина, обрушились на русское общество лишь в 50-60 годы XIX столетия [9, с. 18-19]. Таким образом, этот исторический период, с его политической, экономической, промышленной и социальной ситуацией, явился плодородной почвой для прорастания и распространения частушки в России. Можно предположить, что и большинство выше рассмотренных версий также внесли свой вклад в развитие плясовой частушки. Необходимость новой песни, песни короткой и доступной, переделываемой на новый лад, стала мощным толчком к рождению культуры частушки в России [9, с. 30].

Прародителями плясовой частушки, скорее всего, были плясовые, игровые и скорые хороводные песни. Полюбившиеся старые мелодии переигрываются, сокращаются, дополняются и видоизменяются русскими народными мастерами (в том числе малороссами и цыганами). Пляска параллельно развивается плясунами, она усложняется, убыстряется и дополняется всё новыми элементами. Выдумываются новые инструментальные наигрыши, новые частушки и, конечно, новые плясовые движения (коленца). Особенно разнообразна и колоритна плясовая частушка в юго-западной и центрально-черноземной областях России.

Плясовая частушка, как и пляска под нее, — это огромный пласт видов, подвидов, исполнительских, музыкальных и плясовых особенностей во всех регионах России, который еще ждет своих исследователей.

Литература

1. Веретенников И.И. Белгородская частушка. Учебно-репертуарное пособие для любительских коллективов. Белгород: Белгородский гос. центр народного творчества, 2016. 81 с.

2. Гойлейзовский К.Я. Образы русской народной хореографии. М.: Московская типография. 1964. № 20. 354 с.

3. Дюбюк А.И. Тексты к 130 русским народным песням собранным и положенным для фортепьяно. М.: В музыкальном магазине А.Б.Гутхейль, 1866. 70 с.

4. Зеленин Д.К. Народные присловья и анекдоты о русских жителях Вятской губернии. Вятка: Губернская типография, 1904. 54 с.

5. Зеленин. Д.К. Восточнославянская этнография. М.: Главная редакция восточнославянской литературы. 1991. 522 с.

6. Елеонская Е.Н. Сборник великорусских частушек. М.: Издание комиссии по народной словесности при этнографическом отделе И. О. Л. Е. А. и Э, 1914. 539 с.

7. Кинь грусть: Сб. новейших куплетов. СПб: А.А. и Н.И.Холмушины, 1905. 252 с.

8. Круглов Ю.Г. Русские свадебные песни: Учебное пособие для педагогических институтов. М.: Высшая школа, 1978. 215 с.

9. Лазутин С.Г. Русская частушка. Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1960. 263 с.

10. Леонов-Сторожук У.И. Лихая русская пляска «Камаринской». Самоучитель. М.: Типография Борисенко и Бреслина. 1900. 31 с.

11. Львов Н., Прач И. Собрание народных русских песен с их голосами. М.: Государственное музыкальное издательство, 1955. 350 с.

12. Махотина И.Ю. Цыгане и русская культура. Литература и фольклор. Авто-реф. дисс. ... канд. филолог. наук. Тверь, 2012.

13. Махотина И.Ю. Цыгане, «цыганочка» и «цыганская» тема в современных русских частушках // Вестник Тверского гос. ун-та. Серия «Филология». Вып. 2. Тверь, 2010. С. 122-139.

14. Перетц. В.Н. Исследования и материалы. Т. 1. СПб.: Типография Вайсберга Ф. и Гершунина П. 1900. 448 с.

15. Семьянинов Я.В. Тамбовские частушки: история, коммуникативные формы, жанрово-стилевая классификация. Автореф. дисс. ... канд. искусствоведения. Саратов, 2016.

16. Соболевский А.И. Великорусские народные песни. В 7 т. СПб.: Государственная типография, 1895-1902.

17. Успенский Г.И. Новые народные стишки: из деревенских заметок // Успенский Г. И. Полное собрание сочинений. Т. 3. 6-е изд. СПб.: т-во А.Ф. Маркс, 1908. С. 668-680.

18. Фонвизин Н. Очерки по истории музыки в России. Т. 2. М.: Музыкальный сектор государственного издательства, 1929. 345 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.