Научная статья на тему 'ПРИНЦИПЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА'

ПРИНЦИПЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1308
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ / PROFESSIONAL EDUCATION / PEDAGOGICAL TECHNOLOGY / PRINCIPLES OF TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Быстрова Наталья Васильевна, Зиновьева Светлана Анатольевна, Филатова Елена Владимировна

В данной статье рассматриваются принципы организации современного образовательного процесса. Определенно, что в качестве инновационных педагогических технологий обучения следует рассматривать те, которые затрагивают максимальное количество сторон развития личности и ее способностей. В статье рассматриваются задачи современного образовательного процесса, такие как обеспечение качественно нового уровня подготовки конкурентоспособных специалистов; выявление новых методик обучения; использование междисциплинарных связей в процессе педагогического обучения; развитие мотивации обучающихся к получению знаний и изучению дисциплин; разработка новых моделей обучения с активным участием студентов в практической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Быстрова Наталья Васильевна, Зиновьева Светлана Анатольевна, Филатова Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRINCIPLES OF THE MODERN EDUCATIONAL PROCESS

This article discusses the principles of organization of the modern educational process. It is certain that those that affect the maximum number of aspects of personality development and its abilities should be considered as innovative pedagogical teaching technologies. The article discusses the tasks of the modern educational process, such as providing a qualitatively new level of training for competitive specialists; identification of new teaching methods; the use of interdisciplinary relations in the process of teacher training; development of students' motivation to gain knowledge and study disciplines; development of new learning models with the active participation of students in practical activities.

Текст научной работы на тему «ПРИНЦИПЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»

4. Маркова С.М. Ретроспективный анализ развития профессионального образования в России // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7. № 3 (28). С. 3.

5. Филатова О.Н., Быстрова Н.В., Васильева Н.В., Дюжакова Д.А. Роль педагога профессионального обучения в реализации профессиональных стандартов // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 57-7. С. 222-228.

6. Цыплакова С.А., Быстрова Н.В., Пулькина Е.Е. Исследование проблем управления процессом профессиональной подготовки студентов в вузе // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. № 1 (35). С. 56-60.

7. Цыплакова С.А., Быстрова Н.В., Пулькина Е.Е. Социально-экономические и социокультурные факторы развития образовательной организации // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 60-3. С. 376-379.

Педагогика

УДК 378.14

кандидат педагогических наук, доцент Быстрова Наталья Васильевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Зиновьева Светлана Анатольевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); магистрант Филатова Елена Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

ПРИНЦИПЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Аннотация. В данной статье рассматриваются принципы организации современного образовательного процесса. Определенно, что в качестве инновационных педагогических технологий обучения следует рассматривать те, которые затрагивают максимальное количество сторон развития личности и ее способностей. В статье рассматриваются задачи современного образовательного процесса, такие как обеспечение качественно нового уровня подготовки конкурентоспособных специалистов; выявление новых методик обучения; использование междисциплинарных связей в процессе педагогического обучения; развитие мотивации обучающихся к получению знаний и изучению дисциплин; разработка новых моделей обучения с активным участием студентов в практической деятельности.

Ключевые слова: профессиональное образование, педагогическая технология, принципы обучения.

Annоtation. This article discusses the principles of organization of the modern educational process. It is certain that those that affect the maximum number of aspects of personality development and its abilities should be considered as innovative pedagogical teaching technologies. The article discusses the tasks of the modern educational process, such as providing a qualitatively new level of training for competitive specialists; identification of new teaching methods; the use of interdisciplinary relations in the process of teacher training; development of students' motivation to gain knowledge and study disciplines; development of new learning models with the active participation of students in practical activities.

Keywords: professional education, pedagogical technology, principles of training.

Введение. Современному миру свойственно применение новых технологий и инновационных средств во всех сферах деятельности человека. Переход на новый уровень образовательной парадигмы способствует решению множества острых проблем и вопросов образования. Поэтому существует необходимость в более глубоком внедрении новых технологий в воспитательный и учебный процесс. Все большее внимание уделяется нетрадиционным формам преподавания, к которым относят семинары, масштабные творческие проекты, дискуссии, игры, экскурсии и так далее. Уход стандартных лекций на второй план обуславливается потерей заинтересованности обучающихся в данном формате получения знаний. Ведь именно тяга к знаниям является одним из главных стимулов получения образования.

Изложение основного материала статьи. В качестве инновационных педагогических технологий обучения следует рассматривать те, которые затрагивают максимальное количество сторон развития личности и ее способностей. Также, такие модели образовательного процесса в корне отличаются от предшествующих целью, характером взаимоотношения педагога и обучающихся, средствами и путями получения и применения знаний и т.п. Современная образовательная модель должна ставить перед собой цель более высокую и объемную в сравнении с предыдущей. Одними из наиболее актуальных аспектов развития личности и востребованного специалиста являются информационно-технологический, коммуникативный, деятельностный, личностный и т.д. Данный список довольно большой и многогранный, что ставит перед современной педагогической технологией обучения сложную задачу объединения всех этих концепций в единый образовательный процесс.

В первую очередь необходимо рассмотреть цель и задачи современного педагогического обучения. Целью образовательного процесса является воспитанная и обученная личность, многосторонне развитая, способная к общественной и профессиональной деятельности. Важными ее качествами должны быть творческая интуиция, способность прогнозировать, абстрактное мышление, логика и т.п., то есть хорошо развитые рациональные и иррациональные познавательные способности. Задачи современного образовательного процесса можно выделить следующие:

- обеспечение качественно нового уровня подготовки конкурентоспособных специалистов благодаря сочетанию традиционных и инновационных образовательных форм;

- выявление новых методик обучения, которые затронули бы инновационную деятельность во многих сферах (наука, техника, политика, экономика, искусства, культура) и воспитали многогранно развитую личность обучающихся;

- использования междисциплинарных связей в процессе педагогического обучения;

- развитие мотивации обучающихся к получению знаний и изучению дисциплин;

- разработка новых моделей обучения с активным участием студентов в практической деятельности и т.д.

Можно выделить несколько принципов современного образовательного процесса:

Во-первых, обучающийся рассматривается как сложная многогранная система. Предметом внимания и воспитания будут выступать все его стороны. Для этого требуется полноценный анализ человека, его задатков, способностей, творческого начала и талантов. В дальнейшем это сможет оказать большое влияние на его профессиональную и общественную деятельность.

Во-вторых, необходимо выработать иную точку зрения об образовании у воспитанника. Он не должен относиться к обучению, как к наказанию или «пытке», что оставит лишь негативный отпечаток, и образовательный процесс будет иметь минимальные результаты, возможно даже регрессивные. Обучающийся должен воспринимать обучение как некий дар, способный сформировать социальную и духовную культуру индивида. Это сподвигнет его к саморазвитию и самообразованию, что положительно отразится на его жизненном пути и поможет реализовать себя.

В-третьих, необходимо акцентировать внимание на тех ценностях, которые формируются в совокупности с профессиональным самоопределением. Далее они потребуются личности для уверенной качественной работы и в формировании прогрессивных профессиональных интересов. Результатом такого обучения будет являться высококвалифицированный специалист, пользующийся спросом.

В-четвертых, следует акцентировать внимание на развитие мыслительных, логических способностей и интуиции, что в дальнейшем поможет обучающемуся в реализации как личных, так и общественных проектов. Приобретенные навыки заложат фундамент успешной карьерной лестницы.

В-пятых, обучающийся должен рассматриваться как субъект познавательной деятельности, а педагог служит субъектом-помощником формирования личности. То есть обучающийся ведет самостоятельную образовательную работу по изучению учебного материала, сам выполняет практические задания и тесты. Преподаватель при этом указывает на ошибки, но не решает их, давая возможность для самостоятельного анализа. Методом взаимодействия обучающегося и педагога должен являться диалог, построенный на взаимоуважении. В дальнейшем обучающийся сможет грамотно вести беседу и легко располагать к себе.

Еще одним принципом современной образовательной парадигмы является формирование активной позиции обучающегося, стремления к творческой деятельности и приобщению к этой деятельности других. Воспитание этих качеств реализовывается различными конкурсами, олимпиадами, конференциями, экскурсиями и т.п. Таким образом, в будущем перед нами предстанет личность, способная легко находить выход из сложных и нестандартных ситуаций.

Современное обучение невозможно представить без инноваций и внедрения технологий. В каждом образовательном учреждении есть компьютеры и периферийное оборудование для проведения более интересных и эффективных занятий. Также, в настоящее время существует необходимость в международных программах академического обмена. При интеграции данного обмена и использования компьютерных технологий можно осуществить дистанционное общение между школьниками и студентами разных стран. Применение популярных мировых мессенджеров позволит развитию коммуникаций, знаний иностранных языков и ознакомлению с культурой страны собеседника. Таким образом, существует возможность бесплатного академического обмена и общения с иностранцами. Использование такой методики в педагогическом обучении даст новые возможности коллективной работы, обеспечит развитие коммуникативности, позволит укрепить связи между отечественными и зарубежными партнерами.

Инновации в различных сферах жизнедеятельности способны оставить отпечаток на образовательном процессе и внедриться в него. Поход в музеи, на выставки, посещение фестивалей и т.п. довольно часто применяется в практике педагогического обучения. Высокие технологии на современном этапе позволяют создавать научные мероприятия, которые своими инновациями поражают зрителя. Компьютерная графика, режим виртуальной реальности, объемные цифровые модели и пр. создают огромное впечатление на зрителей, тем самым повышают интерес к предметам и дисциплинам, увеличивают тягу к знаниям, способствуют воспитанию эстетических чувств и вкуса.

Также, эстетическому воспитанию способствует посещение театров, музеев искусств. Любое знакомство с прекрасным и приобщение к нему очень важны в современной педагогической технологии обучения. Это позволит сохранить и углубить знания истории, культуры как отечественной, так и зарубежной, поможет в воспитании высококультурной и нравственной личности, что на сегодняшний день является необходимым качеством востребованного специалиста.

Еще одним эффективным методом образовательного процесса, способствующим формированию активной творческой личности, является проектная и исследовательская деятельность. Педагоги должны вступать в диалог с воспитанниками не просто на протяжении занятий, это также должно проявляться в различной учебной творческой деятельности, к которой относятся проекты. Цель данной деятельности -выявление проблемы конкретной темы и предложение новых решений этого вопроса.

Благодаря проектной деятельности, в том числе командной, обучающие получают навыки работы в группе. Эти способности, несомненно, сыграют важную роль в коллективной работе в будущем, помогут комфортно себя чувствовать в новой команде, возможно, стать ее лидером.

Исследовательская деятельность имеет не менее важную роль в педагогических технологиях обучения. Одной из главных целей этой творческой научной деятельности является формирование аналитического мышления воспитанников. Приобретенные навыки также помогут в определении проблемы исследуемого вопроса, поиске путей решения и выборе наилучших методов и способов. В исследовательской деятельности используется моделирование ситуации, опыты, что формирует активную личность, способную мыслить оригинально и нестандартно.

Еще одной технологией современного инновационного педагогического обучения является смешение образовательного процесса и рабочих практик. Грамотная интеграция этих процессов позволит повысить эффективность аудиторных занятий. Во время очного обучения будут не только получаться новые

теоретические знания, но и разбираться вопросы, которые появились в процессе практических занятий и работы вне аудитории. Таким образом, увеличится интерес и к образовательному процессу, и к рабочим практикам, повысится уровень профессиональных навыков и способностей. Воспитанники будут подготовлены к будущей профессии на более высоком уровне, быстрее смогу построить карьерную лестницу, станут востребованнее на рынке труда.

Каждый человек уникален, и необходимо именно это подчеркивать в педагогическом обучении. Это даст уверенный старт обучающемуся в начале его профессионального жизненного пути. Каждому таланту необходимо давать равные шансы. Нужно делать акцент не на конкуренции, а сотрудничестве, именно такой подход создаст абсолютный комфорт в обучении и вынесет такую позицию как уважение на новый уровень.

Выводы. Таким образом, на любом уровне образовательного процесса существуют свои педагогические технологии обучения. Нельзя допускать того, чтобы эти методы все время стояли на месте. Для понятия «инновация» необходимо движение вперед, углубленный анализ устаревших образовательных парадигм. Не смотря на то, что учащиеся составляют небольшую часть от населения, они являются стопроцентной частью нашего будущего. Необходимо обеспечить его перспективу, при этом сделать процесс обучения интересным и затягивающим. В современном мире это позволяют сделать компьютерные технологии, инновации в других сферах жизнедеятельности, такие тенденции образования как гуманизация и технологизация. Разработка новых методик преподавания позволит повысить эффективность образовательного процесса и результативность, что отразится на качественном росте специалистов, расширению профессионального списка, повышению активности и творческих способностей, выявлению большего числа многосторонне развитых личностей.

Литература:

1. Маркова С.М. Проектирование учебных заведений интегративного типа // Вестник Мининского университета. 2013. № 2 (2). С. 16.

2. Маркова С.М. Ретроспективный анализ развития профессионального образования в России // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7. № 3 (28). С. 3.

3. Филатова О.Н., Быстрова Н.В., Васильева Н.В., Дюжакова Д.А. Роль педагога профессионального обучения в реализации профессиональных стандартов // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 57-7. С. 222-228.

Педагогика

УДК 378.1

доктор педагогических наук, профессор Вайндорф-Сысоева Марина Ефимовна

Институт физики технологии и профессионального обучения Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский педагогический государственный университет» (г. Москва); доктор педагогических наук Субочева Марина Львовна Институт физики технологии и профессионального обучения Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский педагогический государственный университет» (г. Москва)

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ

ПРЕОДОЛЕНИЯ

Аннотация. В данной статье рассматриваются особенности реализации учебного процесса в условиях пандемии. Представлены специфические технологии цифрового обучения, такие как научно-цифровой след, цифровой воркшоп.

Ключевые слова: дистанционное обучение, цифровые технологии, научно-цифровой след, цифровой воркшоп.

Annotation. This article discusses the features of the implementation of the educational process in a pandemic. Specific digital learning technologies are presented, such as digital-scientific footprint, digital workshop.

Keywords: distance learning, digital technology, digital track, digital workshop.

Введение. Сегодня в экстремальных условиях вынужденного массового перехода российского образования от онлайн-детского сада до высшей школы и всевозможных курсов повышения профессиональной квалификации к дистанционному обучению стало совершенно очевидно, что дистанционное обучение в том виде, в котором оно сложилось в нашей отечественной теории и педагогической практике не отвечает образовательным потребностям ни педагогов, ни обучающихся. В средствах массовой информации многие участники дистанционного взаимодействия выступают с резкой критикой такой формы обучения. Какой именно? И что не устраивает в организации образовательного процесса в дистанционном формате недовольных обучением на расстоянии, когда обучаемый и преподаватель разделены в пространстве (Е.С. Полат) [2], а их общение базируется на использовании широкого спектра традиционных и новых информационных технологий и технических средств, доставляющих учебный материал для организации диалогового общения между преподавателем и обучающимися и обеспечения самостоятельной работы (А.А. Андреев) [1, стр. 19].

Удовлетворять свои образовательные потребности современный человек может в течение всей своей сознательной жизни, являясь реальным субъектом своего процесса обучения. Но такая форма организации обучения требует от человека умения учиться, организовывать свое обучение, владеть навыками планировать, реализовывать, оценивать и корректировать процесс своего обучения, что в свою очередь вызывает массовое недовольство обучающихся.

И если это оказалось трудно для студентов вуза, то еще большую трудность испытали ученики школ, которые использовали инструменты и информационные технологии только иногда для систематических занятий, а чаще - для игр или в проектной деятельности, не носящей характера постоянно выполняемой работы. Надо отметить, что правильно организованное дистанционное обучение учитывает возрастные особенности обучающихся, но сегодня школа оказалась не готова обеспечить психолого-педагогическое

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.