Научная статья на тему 'ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ'

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
348
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / НАУЧНО-ЦИФРОВОЙ СЛЕД / ЦИФРОВОЙ ВОРКШОП / DISTANCE LEARNING / DIGITAL TECHNOLOGY / DIGITAL TRACK / DIGITAL WORKSHOP

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вайндорф-Сысоева Марина Ефимовна, Субочева Марина Львовна

В данной статье рассматриваются особенности реализации учебного процесса в условиях пандемии. Представлены специфические технологии цифрового обучения, такие как научно-цифровой след, цифровой воркшоп.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вайндорф-Сысоева Марина Ефимовна, Субочева Марина Львовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REMOTE LEARNING IN A PANDEMIC CONDITION: PROBLEMS AND WAYS TO OVERCOME THEM

This article discusses the features of the implementation of the educational process in a pandemic. Specific digital learning technologies are presented, such as digital-scientific footprint, digital workshop.

Текст научной работы на тему «ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ»

теоретические знания, но и разбираться вопросы, которые появились в процессе практических занятий и работы вне аудитории. Таким образом, увеличится интерес и к образовательному процессу, и к рабочим практикам, повысится уровень профессиональных навыков и способностей. Воспитанники будут подготовлены к будущей профессии на более высоком уровне, быстрее смогу построить карьерную лестницу, станут востребованнее на рынке труда.

Каждый человек уникален, и необходимо именно это подчеркивать в педагогическом обучении. Это даст уверенный старт обучающемуся в начале его профессионального жизненного пути. Каждому таланту необходимо давать равные шансы. Нужно делать акцент не на конкуренции, а сотрудничестве, именно такой подход создаст абсолютный комфорт в обучении и вынесет такую позицию как уважение на новый уровень.

Выводы. Таким образом, на любом уровне образовательного процесса существуют свои педагогические технологии обучения. Нельзя допускать того, чтобы эти методы все время стояли на месте. Для понятия «инновация» необходимо движение вперед, углубленный анализ устаревших образовательных парадигм. Не смотря на то, что учащиеся составляют небольшую часть от населения, они являются стопроцентной частью нашего будущего. Необходимо обеспечить его перспективу, при этом сделать процесс обучения интересным и затягивающим. В современном мире это позволяют сделать компьютерные технологии, инновации в других сферах жизнедеятельности, такие тенденции образования как гуманизация и технологизация. Разработка новых методик преподавания позволит повысить эффективность образовательного процесса и результативность, что отразится на качественном росте специалистов, расширению профессионального списка, повышению активности и творческих способностей, выявлению большего числа многосторонне развитых личностей.

Литература:

1. Маркова С.М. Проектирование учебных заведений интегративного типа // Вестник Мининского университета. 2013. № 2 (2). С. 16.

2. Маркова С.М. Ретроспективный анализ развития профессионального образования в России // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7. № 3 (28). С. 3.

3. Филатова О.Н., Быстрова Н.В., Васильева Н.В., Дюжакова Д.А. Роль педагога профессионального обучения в реализации профессиональных стандартов // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 57-7. С. 222-228.

Педагогика

УДК 378.1

доктор педагогических наук, профессор Вайндорф-Сысоева Марина Ефимовна

Институт физики технологии и профессионального обучения Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский педагогический государственный университет» (г. Москва); доктор педагогических наук Субочева Марина Львовна Институт физики технологии и профессионального обучения Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский педагогический государственный университет» (г. Москва)

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ

ПРЕОДОЛЕНИЯ

Аннотация. В данной статье рассматриваются особенности реализации учебного процесса в условиях пандемии. Представлены специфические технологии цифрового обучения, такие как научно-цифровой след, цифровой воркшоп.

Ключевые слова: дистанционное обучение, цифровые технологии, научно-цифровой след, цифровой воркшоп.

Annotation. This article discusses the features of the implementation of the educational process in a pandemic. Specific digital learning technologies are presented, such as digital-scientific footprint, digital workshop.

Keywords: distance learning, digital technology, digital track, digital workshop.

Введение. Сегодня в экстремальных условиях вынужденного массового перехода российского образования от онлайн-детского сада до высшей школы и всевозможных курсов повышения профессиональной квалификации к дистанционному обучению стало совершенно очевидно, что дистанционное обучение в том виде, в котором оно сложилось в нашей отечественной теории и педагогической практике не отвечает образовательным потребностям ни педагогов, ни обучающихся. В средствах массовой информации многие участники дистанционного взаимодействия выступают с резкой критикой такой формы обучения. Какой именно? И что не устраивает в организации образовательного процесса в дистанционном формате недовольных обучением на расстоянии, когда обучаемый и преподаватель разделены в пространстве (Е.С. Полат) [2], а их общение базируется на использовании широкого спектра традиционных и новых информационных технологий и технических средств, доставляющих учебный материал для организации диалогового общения между преподавателем и обучающимися и обеспечения самостоятельной работы (А.А. Андреев) [1, стр. 19].

Удовлетворять свои образовательные потребности современный человек может в течение всей своей сознательной жизни, являясь реальным субъектом своего процесса обучения. Но такая форма организации обучения требует от человека умения учиться, организовывать свое обучение, владеть навыками планировать, реализовывать, оценивать и корректировать процесс своего обучения, что в свою очередь вызывает массовое недовольство обучающихся.

И если это оказалось трудно для студентов вуза, то еще большую трудность испытали ученики школ, которые использовали инструменты и информационные технологии только иногда для систематических занятий, а чаще - для игр или в проектной деятельности, не носящей характера постоянно выполняемой работы. Надо отметить, что правильно организованное дистанционное обучение учитывает возрастные особенности обучающихся, но сегодня школа оказалась не готова обеспечить психолого-педагогическое

сопровождение детей и подростков в дистанционном режиме обучения. Это же обстоятельство (отсутствие психолого-педагогического обеспечения) можно отметить как негативное явление и случае отсутствия системы в применении дистанционных занятий в вузе. И даже существенное достоинство дистанционного обучения как предоставление возможности организовать индивидуализированный учебный процесс путем составления индивидуального учебного плана для каждого обучающегося не было использовано в полной мере, а воспринималось в массовом сознании, как особая трудность для учителя/преподавателя. Кроме этого, организаторам обучения не хватало умения организовывать активное и интерактивное взаимодействие в группе, владения технологией применения группового обучения, развития групповой динамики.

Изложение основного материала статьи. В связи с этим возникла необходимость проанализировать процессы, которые нам «мешают». И первый вывод который совершенно очевиден заключается в том, что мы недостаточно хорошо понимаем, что же такое дистанционное обучение. Первое очень важное нужно осознать, что дистанционное обучение — это абсолютно другая технология. Для того, чтобы этой технологией овладеть, необходимо изменить саму идеологию обучения, потому что дистанционное обучение иначе выстраивается. Когда используются традиционные, очные форматы общения, то можно много раз одно и тоже повторять, можно много раз отвечать на одни и те же вопросы, и в конце концов можно сказать: «приди завтра». И когда работа ведется в традиционном формате, то уже заранее известны цели, известны формы (урок, экскурсия, путешествие, например, лабораторная работа). А когда преподаватель начинает работать в дистанционном режиме, то он сталкивается с обилием ресурсов, обилием различных инструментов, которые позволяют выстраивать процесс обучения процесс абсолютно иначе. Таким образом, что получается: с одной стороны, учитель/ преподаватель владеет содержанием, как профессионал/специалист, имеющий диплом, который дает право преподавать, а с другой стороны - вдруг нужно по-новому увидеть обучающегося за экраном, понять, как он там работает, мотивировать на обучение, сформировать навыки самостоятельной работы. Задуматься над технологией планирования, потому что она изменяется в дистанционном обучении, и, соответственно, учитель/преподаватель испытывает много страхов и рисков, с которыми надо бороться. Что же делать с обилием источников? На сегодняшний день такое обилие бесплатных источников открыто, а что с этим делать, а что будет потом, когда закроются бесплатные источники, а учителя и обучающиеся к ним привыкли. Может быть это хорошо или это влечет за собой какие-то последствия? Почему дистанционно не работает тот контент, который у нас есть в традиционном формате? Почему нельзя просто сформулировать задачу или поставить вопрос? Почему нельзя сказать просто: «сделай библиографический список» или просто сказать «подбери литературу»? А потому что в дистанционном обучении процесс восприятия поставленной задачи, совсем иной. И поэтому другой алгоритм взаимодействия, совсем иначе организованна обратная связь. И все это подтверждается совсем другими видами деятельности, которые мы вынуждены теперь реализовывать. Таким образом, можно утверждать, что эффективность обучения на расстоянии зависит от эффективного взаимодействия преподавателя и обучаемого, используемых при этом педагогических технологий, эффективности разработанных методических материалов и способов их доставки и использования методов обратной связи. Необходимо отметить, что любая модель дистанционного обучения должна предусматривать гибкое сочетание познавательной деятельности обучаемого с различными источниками информации, учебными материалами, специально разработанными по этому курсу и поданными в специальном формате, оперативное и систематическое взаимодействие с преподавателем.

Для эффективной организации учебного процесса, согласно исследованиям авторов «важно осознать сущность педагогического потенциала современного цифрового обучения в условиях пандемии, имеющегося в отечественной науке и практике, которое заключается в: ориентации педагогов на инновации, открытое образование, индивидуальную траекторию развития; обучении в среде будущей профессиональной деятельности; реализации антропоцентрического индивидуального подхода к обучению; комплектовании групп обучения на основе «разнопредметной квалификации»; разработке технологии профессионального обучения учителей с опорой на инновационную проектную ориентированность; применении новейших технологий как в системе подготовки специалистов (уровни бакалавриата, магистратуры, аспирантуры), так и в системе дополнительного профессионального образования; становлении глобальной информационной инфраструктуры; повышении интенсивности, активизации и оптимизации педагогического процесса обучения и коммуникации при использовании цифровых технологий; создании нового продукта в цифровой форме с новыми возможностями и т.д.» [2].

Цифровое обучение, являясь по сути своей процессом передачи и усвоения знаний, навыков, умений, а также способов познавательной деятельности обучающегося с помощью цифровых технических средств и опосредованного взаимодействия обучающего и обучающегося и обучающихся между собой в этих особых условиях, позволяет использовать компьютерные средства, включая различные гаджеты, тем самым обеспечивает возможности для обучения по месту пребывания обучающегося. Таковы возможности этого способа обучения, который никак нельзя назвать «форма обучения» или «тип обучения».

В связи с этим можно утверждать, что наступил новый период в развитии образования, ориентированный не только на образовательные запросы и потребности обучающегося, но и новые способы взаимодействия, а также применение средств обучения (инструментов), простых и понятных в использовании.

Цифровое обучение нельзя рассматривать через традиционную, классическую взаимосвязь: «обучающий - обучающийся - преподаваемые знания (содержание)», поскольку эта взаимосвязь не даст представления об особенностях цифрового обучения. Возникает вопрос, в чем же отличие взаимодействия обучаемого и обучающего при цифровом обучении? Ответ одновременно простой и сложный: при цифровом обучении и взаимодействие обучающихся между собой и с преподавателем, и процесс преподавание переносятся и происходят в цифровой образовательной среде. И необходимым условия цифрового обучения является обоснование и методически верное использование специфических педагогических технологий.

Согласно исследования авторов: «сегодня в силу глобальных изменений, нарастания информационного потока и интенсивного применения новых технологий в образовании интернет всё сильнее воздействует на повседневную жизнь людей и общества. Благодаря непрерывному интенсивному использованию новых технологий в учебном процессе начало XXI в. было отмечено попытками пересмотреть предмет, цели и задачи дидактики» [2].

И сегодня активно развиваются методические приемы и специфические педагогические технологии характерные только для дистанционного обучения. Например, цифровой воркшоп и научно-цифровой след.

Цель технологии: коллективный способ обучения, который подразумевает активное участие каждого обучающегося в обсуждении проблемы с участием экспертов, подготовивших (часто совместно с обучающимися) исходные данные для анализа и экспертной оценки.

Формат представления учебных материалов: текст, хронолента, ментальная карта, виртуальные доски и иные цифровые инструменты (на выбор обучающегося).

Виды и цифровые инструменты РОС: письменная (форум; социальные сети; инструменты, встроенные в СДО); видео- ^оиТиЬе).

Алгоритм реализации: определение места для размещения базовых документов для обсуждения, фиксации процесса обсуждения и итоговых материалов после работы над ошибками и внесения корректив в содержание (форум, встроенный в СДО) - публичное представление процесса и результатов исследования (вебинар, например) - обсуждение презентации участниками цифрового воркшопа с участием экспертов (вопросы, суждения, комментарии; используемый ресурс - чат вебинара, например; фиксация комментариев на странице представляющего работу в форуме) - представление скорректированных результатов работы на последующем воркшопе.

Деятельность участников образовательного процесса представлена в таблице 1.

Таблица 1

Деятельность участников учебного процесса: алгоритм реализации

Цифровой инструмент Деятельность обучающего Результат Деятельность обучающегося Результат

форум (каждый формирует задание, разработано выполняет задание к подготовлены

открывает свою разрабатывает мотивированное воркошпу; учебные

страницу) критерии и задание, размещает материалы и

показатели, критерии и материалы в представлены на

определяет объем и показатели; определенном открытом

цифровой задание обучающим месте; обсуждении;

инструмент (на размещено в представляет работу содержание

выбор СДО, на воркшопе; скорректирова-

обучающегося) для определено фиксирует реплики, но, в том числе, с

представления место комментарии, использованием

результатов работы; размещения отзывы в процессе записей

дедлайн;готовит подготовлен- обсуждения сокурсников по

инструкцию по учас- ных представляемых ходу его

тию в воркшопе и материалов; работ сокурсниками представления

особенностях разработан

размещения порядок

подготовленных участия в

материалов воркшопе и

особенности

фиксации

обсуждения

материалов

выступающих

на их личных

страницах

YouTube разрабатывает инструкцию по организации и проведению воркшопа с использованием YouTube; формирует требования к: пространству для обсуждения результатов работы обучающихся, включая YouTube; размещению результатов работы, в том числе на YouTube сформированы требования к проведению воркшопа, размещению результатов работы и представлению их на YouTube изучает инструкцию участника воркшопа и порядок представления результатов работы и ее обсуждения на YouTube принимает участие в воркшопе и выполняет все предписания инструкции

Представим технологию «Научно-цифровой след».

Цель технологии: аккумулировать получаемую (в результате научного поиска) и создаваемую информацию (в процессе обучения) обучающемуся - для фиксации процесс собственного роста в учебных целях; обучающему - для анализа деятельности обучающегося в соответствии с заданной целью.

Формат представления учебных материалов: на любых цифровых инструментах, используемых для образовательных целей, включая сторонние ресурсы (например, социальные сети).

Виды и цифровые инструменты РОС: любые, разрешенные в образовании и используемые обучающимся.

Алгоритм реализации: зависит от цели изучения цифровых следов.

Например, цель - изучить уровень погруженности обучающегося в тему исследования. В качестве цифровых следов могут быть представлены видеозаписи презентаций обучающегося, размещенные на порталах конференций или форумов; перечень посещенных мероприятий по зафиксированным фактам регистрации (Сертификат участника, например); аннотированный список источников литературы, размещенный на учебном форуме; активные ссылки на проведенные вебинары по теме, близкой к теме исследования и т. д. Деятельность участников образовательного процесса представлена в таблице 2.

Таблица 2

Деятельность участников учебного процесса: алгоритм реализации

Цифровой Деятельность Результат Деятельность Результат

инструмент обучающего обучающегося

встроенные формирует цель и получен набор выполняет все виды фиксирует

инструменты в СДО; контекст задания; цифровых следов работ, согласно происходя-

любые разрешенные изучает работы обучающегося заданию, включая щие события в

ресурсы (по выбору обучающегося и (записи работу по обозначен-ном

обучающего) его участие в проведенных собственному выбору; пространст-ве;

различных вебинаров, анализирует способен

мероприятиях вопросов собственные анализиро-

(вебинары, ведущему и цифровые следы вать собствен-

онлайн- комментарии; ные цифровые

конференции, изученных следы

форумы, онлайн- разделов (оставленные

библиотеки и различных на любых

т.д.) источников; размещенных цифровых инструмен-

материалов по тах) и их

заданной теме; значимость в

выполняемых зависимости

работ и т.д). от поставлен-

Возможность ной цели в

анализировать и обучении

контролировать

уровень

понимания и

осознания

приобретаемых

знаний, умений и

навыков;

корректировать

собственную

профессиона-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

льную

деятельность на

основании

цифровых следов

обучающихся

На преподавателя возлагаются такие функции, как координирование учебного процесса, корректировка преподаваемой дисциплины, консультирование вне пределов расписания, руководство учебными проектами и т.п.

Структура дидактического обеспечения дистанционного обучения включает в себя содержательную и управляющую части, первая имеет информационный и исполнительский блоки, а вторая - методический, организационный, контролирующий и коррекционно-обобщающий блоки.

Казалось бы, все правильно структурировать и все получится, но это - иллюзия. Мы должны понимать, что, когда обучающийся приходит в традиционный класс, он приходит в аудиторию, он может нас слышать, слушать и не слышать. Он может делать вид, что он делает работу и не делать, он может записывать и не думать. И он может совсем не прийти на занятие или он может сдать работу не в срок. Когда речь идет о дистанционном обучении он приходит и должен работать. Он не может делать вид. У него нет выбора. Потому что все работы открыты, потому что все работы фиксируются. Потому что преподаватель физически тоже не может проверять это ежесуточно. И обратите внимание, преподаватель не может все время отвечать на вопросы. И вот эта привычка, что студент хочет спросить и относится к преподавателю, как к «живой энциклопедии», а не найти сам ответ на вопрос - она тоже осталась с обучающимся. Отсюда и очень много рисков. Это новый вид учебной деятельности, к которой, чаще всего, не подготовлен обучающийся. Он не готов делать «сразу и сейчас», он не готов делать «дедлайн», он не готов отвечать на конкретный вопрос. Он чаще использует интернет для поиска информации. Быстрее стремиться найти ответ в поисковых системах, не задумываясь над тем, отвечает ли он содержанию, которое обучающий закладывал в свой вопрос. Наконец эти ребята, с которыми находятся в классе обучающиеся. Иногда нам кажется вот этой изоляции лучше, вот он один, там ему никто не мешает.

На Международной конференции «Один мобильный день» в Высшей школе экономике приводились примеры ответов обучающихся на вопрос: «что такое дистанционное обучение?». Они говорили: «ну

дистанционное обучение, когда я один и мне скучно», или «дистанционное обучение — это когда учитель только присылает работы». «Дистанционное обучение — это когда я сам хочу учусь - хочу не учусь». Нет понимания, что это другой процесс, отличный от традиционного, но познавательный и увлекательный.

Выводы. Важно еще раз подчеркнуть, что очное и дистанционное обучение — это абсолютно не равные вещи. Евгения Семёновна Полат когда-то говорила: «что очное обучение дистанционное никогда заменит». Совершенно очевидно это две разные категории и то, что можно сделать эмоционально и то, что можно сделать благодаря харизме учителя очень часто бывает невозможно сделать в сетях. Поэтому, для того чтобы обучающийся захотел учится у конкретного педагога, важно, чтобы, открывая тот или иной ресурс понимал -вот здесь «присутствует» незримо - Марина Ефимовна, а вот здесь - Пётр Петрович, а здесь - Марина Львовна - обучающийся должен через ресурс, предлагаемые виды деятельности, ощущать и «видеть» нас, своих учителей, учителей, которых он выбирает. То есть мы должны создать все условия, создать такие ресурсы или найти те, которые нам помогут это сделать.

Работа в условиях пандемии очень четко продемонстрировала необходимость в постоянном совершенстве профессиональных компетенций современного педагога в области цифрового обучения, потребность в овладении гибкими навыками, цифровыми технологиями, технологиями организации коммуникации с использованием электронной информационно-образовательной среды.

Литература:

1. Андреев, А.А. Введение в дистанционное обучение: учебно-методическое пособие [Текст] / А.А. Андреев. М.: изд-во ТПУ. - 2009.

2. Вайндорф-Сысоева, М.Е. Многоуровневая подготовка педагогических кадров к профессиональной деятельности в условиях цифрового обучения: дис. ... док. пед. наук: 13.00.08. — М., 2002. — 461 с.

3. Вайндорф-Сысоева, М.Е. Цифровое обучение в контексте современного образования: практика применения: монография / М.Е. Вайндорф-Сысоева, М.Л. Субочева; МШУ. - М.: Диона, 2020. - 244 с.

4. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст] / Е.С. Полат. М.: Издательский центр «Академия», 2009, 272 с.

5. Субочева, М.Л. Теоретические подходы к проектированию информационной образовательной среды технологического образования: Монография / М.Е. Вайндорф-Сысоева, Г.Н. Некрасова и др. / под общей редакцией М.Л. Субочевой и М.Е. Вайндорф-Сысоевой. - М.: «Спутник+», 2018. - 207 с.

Педагогика

УДК 378

кандидат экономических наук, доцент Винникова Ирина Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Кузнецова Екатерина Андреевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ДИСКУССИОННОГО МЕТОДА С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕСТИРОВАНИЯ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

Аннотация. Представленная статья раскрывает сущность дискуссионного метода обучения, его особенности применения в обучении студентов финансовой грамотности и финансовой культуре. С практической стороны раскрываются этапы использования дискуссионного метода обучения на занятии на примере составления личного финансового плана, исследования финансовых целей, возможных рисков и типичных ошибок финансового планирования на различных этапах жизненного цикла. Делается вывод, что с помощью метода дискуссионного обучения студенты овладевают умениями быстро адаптироваться к изменяющимся финансово-экономическим условиям, осваивают новые формы деятельности, учатся коллективно приходить к общему выводу, формулируют собственную позицию, помогают сократить собственные финансовые потери в будущем.

Ключевые слова: дискуссионный метод обучения, слайд-тестирование, финансовая грамотность, выявление проблем дискуссионного метода, этапы реализации дискуссионного метода с применением слайд-тестирования, применение в Мининском университете.

Annotation. The presented article reveals the essence of the discussion method of teaching, its features of application in teaching students financial literacy and financial culture. On the practical side, the stages of using the discussion method of training in the lesson are described on the example of drawing up a personal financial plan, studying financial goals, possible risks and typical mistakes of financial planning at various stages of the life cycle. It is concluded that, using the method of discussion training, students master the ability to quickly adapt to changing financial and economic conditions, master new forms of activity, learn to come to a common conclusion collectively, formulate their own position, and help reduce their own financial losses in the future.

Keywords: discussion method of training, slide testing, financial literacy, identifying problems of the discussion method, stages of the discussion method using slide testing, application at the Minin University.

Введение. Существенные изменения, происходящие в современном финансовом мире, приводит к деформации взглядов современного общества на повсеместное управление собственными ресурсами, вопросы потребления и экономии. Подобные видоизменения отражаются в необходимости формирования эффективных ресурсов для предоставления достаточного объема знаний и умений в обозначенной сфере. Это в сою очередь находит отражение в программах обучения финансовой грамотности, реализуемых на государственном уровне, для всех категорий населения. Вместе с этим стоит отметить, что формирование данных программ находит активный отклик у населения поскольку в настоящее время наблюдается ярко выраженная тенденция роста доли граждан, которые хотели бы существенно изменить свою позицию в отношении управления личными финансами. Они хотят обладать достаточным объемом знаний и навыков,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.