Научная статья на тему 'ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ СТОРОНЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ'

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ СТОРОНЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гребеньщеков Даниил Михайлович, Никишина Анастасия Юрьевна

В данной статье рассматриваются положительные и отрицательные стороны дистанционного обучения, влияние на студентов и на формирование их компетенций. В связи с востребованность дистанционного обучения, данная проблема актуальна требует рассмотрения со всех сторон. Особенность дистанционного обучения - отдаленность субъектов образовательного процесса, что кардинально меняет все организационные и управленческие процессы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гребеньщеков Даниил Михайлович, Никишина Анастасия Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POSITIVE AND NEGATIVE SIDES OF DISTANCE LEARNING

This article discusses the positive and negative aspects of distance learning, the impact on students and the formation of their competencies. In connection with the demand for distance learning, this problem is urgent and requires consideration from all sides. A feature of distance learning is the remoteness of the subjects of the educational process, which radically changes all organizational and managerial processes.

Текст научной работы на тему «ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ СТОРОНЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ»

Первое задание - опрос. На занятии производится диагностика на выявление двух показателей: эмоциональность и образность восприятия.

Второе задание - творческое задание «Придумай и изобрази образ». На данном занятии производится диагностика показателей эмоциональности восприятия, образности и способности применять творческий опыт в собственной художественной деятельности в ходе выполнения графической композиции.

В процессе выполнения диагностических заданий некоторые ребята испытывали затруднения, но большинство справилось хорошо, что обусловливается прохождением предыдущих курсов дополнительного образования «Изобразительное искусство».

На основании изученных результатов можно сказать, что показатели исследуемых качеств обучающихся находятся на среднем уровне.

В ходе проведения развивающего этапа было проведено 8 занятий по графике с обучающимися, в ходе которых были использованы задания и упражнения по принципу «от простого к сложному», использовались приемы стилизации в ходе выполнения упражнений и графического декоративного натюрморта; педагогом на занятиях применялись педагогические методы (наблюдения, анализ художественных произведений художников, работающих в жанре декоративный натюрморт, метод показа).

Повторная диагностика показала динамику по двум показателям: эмоциональность, образность восприятия и способности применять творческий опыт в собственной художественной деятельности в ходе выполнения графической композиции.

Выводы. Таким образом, в ходе исследования нами было установлено, что художественное восприятие мы рассматриваем как процесс развития способности к общению с автором произведения, к осмыслению авторской идеи основанный на опыте автора, и возможность переноса полученных впечатлений на собственную художественную деятельность; в ходе анализа программ нами было выявлены методы (наблюдения, анализ художественных произведений художников, метод показа), направленные на развитие художественного восприятия у обучающихся ДХШ, которые были проверены в процессе проведения диагностических заданий и упражнений на занятиях по графике и развивающего этапа, итоги которого убедительно доказывают эффективность методов.

Аннотация. Авторы рассматривают проблему художественного восприятия в художественном образовании на примере работы детской художественной школы. Авторами проанализированы исследования с целью рассмотрения сущности данного процесса, уточнено понятие «художественное восприятие», выявлены методы (наблюдения, анализ художественных произведений художников, метод показа) развития художественного восприятия обучающихся ДХШ на занятиях по графике.

Ключевые слова: процесс; художественное восприятие; методы; графика; натюрморт.

Annotation. The authors consider the problem of artistic perception in art education on the example of the work of children's art school. The authors have analyzed the research in order to examine the essence of the process, to clarify the notion of "artistic perception", to reveal the methods (observation, analysis of artists' artistic works, the method of demonstration) of development of artistic perception of students studying at art school on graphic art classes.

Key words: process; artistic perception; methods; graphics; still life.

Литература:

1. Выготский, Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский. - Москва: Издательский дом «Искусство», 1965. - 379 с.

2. Изобразительное искусство. Рабочие программы 5-8 класс, 3-е издание / Б.М. Неменский, Неменская Л.А, Горяева Н.А, Питерских А.С - Москва: Просвещение, 2020. - 197 с.

3. Кузин, В.С. Основы обучения изобразительному искусству в школе. Пособие для учителей. Изд. 2-е, доп. и перераб. - М.: «Просвещение», 1977. - С 80-82.

4. Лученецкая-Бурдина И.Ю. Теория искусства Л.Н. Толстого и литературные опыты писателя / И.Ю. Лученская-Бурдина // Ярославский педагогический вестник. - 2015. - №5. - Электронный ресурс. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoriya-iskusstva-l-n-tolstogo-i-literaturnye-opyty-pisatelya (дата обращения: 22.02.2022).

5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии, 2-е издание / С.Л. Рубинштейн. - Питер, 2002. - С. 276-277.

6. Чумаколенко Н.А. Теория «Диалога культур» М.М. Бахтина В.С. Библера и развитие медиаобразования в художественно-эстетическом образовании и воспитании школьников // Теория и практика общественного развития. - 2013. - №1. - Электронный ресурс. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoriya-dialoga-kultur-m-m-bahtina-v-s-biblera-i-razvitie-mediaobrazovaniya-v-hudozhestvenno-esteticheskom-obrazovanii-i-vospitanii (дата обращения: 22.02.2022).

7. Шацкий Е.О. Отечественные психологи о воздействии художественной литературы / О. Е. Шацкий // Электронный ресурс. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otechestvennye-psihologi-o-vozdeystvii-hudozhestvennoy-literatury (дата обращения 21.02.2022)

УДК 378

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ СТОРОНЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

студент Гребеньщеков Даниил. Михайлович Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород);

студент Никишина Анастасия Юрьевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

Постановка проблемы. Непрерывные инновации являются неотъемлемой чертой современной действительности во всех сферах деятельности, что мотивирует к постоянному совершенствованию и развитию, овладению новыми знаниями и компетенциями, в том числе в смежных отраслях науки. В то же время это подразумевает автоматизацию формальных и рутинных действий, открывающую простор для человеческого творчества и критического оперирования потоком данных, и, как следствие, глобализацию человеческой деятельности [2, 6].

Изложение основного материала исследования. Материально-технический прогресс в совокупности с мировой обстановкой непосредственно так или иначе влияют на абсолютно все сферы общественной жизни. Эти изменения не могут обойти стороной такую важную составляющую человеческой жизни как образование. Образование развивается вместе с обществом, подстраивается под потребности мирового сообщества и государства.

В современном мире в сферу образования начинают активно внедряться цифровые технологии, компьютеризация и информатизация. В связи с этим появляются новые формы и методы организации учебного процесса. На практических заданиях легче проверить знания с помощью Google-форм, а не на обычных листах бумаги. Процесс взаимодействия преподавателя с обучающимся становится гораздо мобильнее, интереснее[3, 5].

Выполнение различных заданий помогает студенту разобраться в теме и лучше усвоить материал. Но зачастую, делать обычные доклады с презентацией очень скучно, интерес у обучающегося пропадает и материал усваивается хуже. Однако если дать задание преподнести материал в интересной форме с элементами интерактива, взаимодействия с аудиторией, то группе будет интересно, а может и преподаватель сделает новые выводы для себя.

Также на внедрение тех или иных методов обучения влияет общемировая обстановка. В 2020 году весь мир потрясла пандемия COVID-19. Все страны находились в нестандартной ситуации - необходимости соблюдать карантинные меры и меры самоизоляции, если были симптомы болезни. В связи с этим остро встал вопрос об организации учебного процесса с учетом эпидемиологической обстановки.

Тогда в Российской Федерации было принято решение о переводе всех обучающихся и педагогов на дистанционное обучение. Если раньше дистанционно образование получали студенты высших учебных заведений, учащиеся на заочной форме обучения или с ограниченными возможностями, то в 2020 году такой образовательный процесс охватил абсолютно все уровни образования. Даже сейчас в 2022 году, с учетом улучшения эпидемиологической обстановки, учебные заведения организуют процесс с использованием дистанционных технологий, стараясь обезопасить себя и обучающихся от нежелательных последствий.

Казалось бы, благодаря цифровизации образовательная система, а в частности процесс дистанционного обучения, приобретает стройный, объективный и предсказуемый характер. Хотелось бы порадоваться за цифровое будущее образования, ведь реально в прошлом приходилось сталкиваться с искажениями фактов в отчетах, которые было трудно перепроверить, субъективизмом в оценке деятельности. Но слишком явно просматривается двойственность, амбивалентный характер процесса цифровизации и дистанционного обучения, содержащий в себе скрытые и явные угрозы и риски [7, 10].

Несмотря на то, что за два года использования дистанционного обучения из различных учебных заведений выпустилось большое количество обучающихся, до сих пор ведутся споры об эффективности данного вида обучения, а также о его плюсах и минусах.

В ходе исследования достоинств и недостатков дистанционного обучения нами был проведен опрос среди студентов Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина. Опрос, в котором приняло участие 67 человек, проводился на платформе Google Forms.

Половина опрошенных студентов (51,9%) считает, что у дистанционного обучения больше минусов, чем плюсов (рис. 1).

Рисунок 1. Как Вы считаете, у дистанционного обучения больше достоинств или недостатков?

Мы попросили участников ответить на вопрос «Какие достоинства, по Вашему мнению, есть у дистанционного обучения?» Проведя анализ полученных ответов, было выявлено три основных положительных аспекта дистанционного обучения:

1. Экономия времени на дорогу до учебного заведения.

2. Увеличение количества свободного времени.

3. Удобство формата дистанционных занятий, в частности возможность заниматься из любой точки мира и возможность самоорганизовывать учебный процесс в соответствии с индивидуальными потребностями.

Также в опросе попросили студентов отметить отрицательные стороны дистанционного обучения:

1. Ухудшение работоспособности и усваивания информации.

2. Возможные технические неполадки в работе образовательных платформ и сети «Интернет».

3. Отсутствие самодисциплины, что связано с наличием большого количества отвлекающих факторов.

4. Отсутствие прямого контакта с преподавателем.

5. Отрицательное влияние на физическое состояние и здоровье обучающегося.

Хочется отметить, что порядок расположения ответов опрошенных обуславливается частотой их упоминания. Таким образом, главным минусом дистанционного обучения, по мнению опрошенных нами обучающихся, является уровень работоспособности и усваивания информации. В связи с этим нами было принято решение узнать, как именно лучше усваивается информация: на очных занятиях при непосредственном взаимодействии с педагогом или на дистанционных занятиях. Абсолютное большинство (92,6%) студентов ответили, что информация усваивается лучше на очных занятиях (рис. 2).

Рисунок 2. Как, по Вашему мнению, лучше усваивается информация?

В трудах многих исследователей можно найти дополнительные достоинства и недостатки, которые позитивно или негативно отражаются на процессе усвоения, рассмотрим их поподробнее [1, 4].

Одним из важных достоинством дистанционного обучения является отсутствие привязанности к определенному месту. Достаточно большое количество обучающихся проживает не в самом городе, где находится учебное заведение, а некоторые даже приезжают из других регионов и стран. Дистанционное обучение позволяет студентам посещать занятия независимо от их местоположения.

Здесь же можно отметить такое достоинство данного вида обучения, как экономия времени на дорогу от дома до учебного заведения. Некоторые обучающиеся могут проживать достаточно далеко от учебного заведения, поэтому им приходится просыпаться заблаговременно, чтобы успеть приехать к началу занятий. При дистанционном обучении студентам достаточно включить устройство (компьютер или телефон), чтобы оказаться на занятии.

Достоинством также является тот факт, что дистанционное обучение дает студентам возможность развить такие важные навыки, как самоорганизация и самодисциплина. В комфортной домашней обстановке достаточно сложно сосредоточиться на усвоении информации и рационально распределять время. Данный вид обучения позволяет студентам самостоятельно распределять время обучения с целью лучшего распределения времени и возможности успеть сделать больше своих дел.

Но несмотря на положительные моменты, дистанционное обучение также имеет свои минусы и риски.

К главному недостатку относится то, что недостаточное количество обучающихся имеет необходимый уровень самодисциплины. Так некоторые студенты могут присутствовать на занятии только номинально, при этом занимаясь какими-либо другими занятиями, не связанными с обучением. Некоторые обучающиеся не смогут понять материал и им придётся изучать его самостоятельно, затрачивая гораздо больше времени.

Также из рисков можно выделить быструю перестройку преподавателей. Большая часть из них, это люди в возрасте и у них уже сформировались определённые методы обучения и представления идеального варианта. Быстро обучаемые специалисты заменят более опытных, но не факт, что качество образования будет одинаковым [8, 9].

Зачастую, студенты не вчитываются в работу, на которую они могут опираться при проведении исследования. Они могут скопировать материал, даже не поняв, что информация не актуальна или же не соответствует теме исследования. Нужно понимать о чём речь, работать с преподавателем и внимать в процесс. Без понимания не будет результата.

Одним из главных признаков образования выступает процесс коммуникации и социализации. Это процесс взаимодействия, общения и совместной работы преподавателя со студентами или же обучающимися между собой, работа в команде и коллективное решение задач. Без «эффекта присутствия» преподавателя и сокурсников слабеют и постепенно исчезают не только коммуникативные способности, умение работать в команде, социальный интеллект, но и падает уровень когнитивных способностей. В современном мире ключевое место занимают soft-skills, то есть, набор определённых навыков, в числе которых входит умение общаться и работать в команде.

Немало важным фактором является здоровье обучающихся, а конкретно зрение. В последнее время всё больше молодых граждан обращается в больницы, жалуясь на ухудшение зрения. А всё это из-за долгого времяпрепровождения у телефона или компьютера. Также могут появиться и другие моменты: искривлённая осанка, ожирение и нервозность.

Выводы. Подводя итоги, можно сделать следующие выводы: цифровая образовательная среда, в частности дистанционное обучение, не сможет полностью заменить существующую систему образования, методы и формы

организации учебного процесса, взаимодействия преподаватель-студент или студент-студент, но будет способствовать улучшению и модернизации учебного процесса и получения образования. Цифровая образовательная среда позволяет создать среду, которая не ограничена никакими параметрами, которая способствует взаимодействию между государствами в сфере образования, развитию полезных навыков, знаний и умений, формированию необходимых компетенций.

Аннотация. В данной статье рассматриваются положительные и отрицательные стороны дистанционного обучения, влияние на студентов и на формирование их компетенций. В связи с востребованность дистанционного обучения, данная проблема актуальна требует рассмотрения со всех сторон. Особенность дистанционного обучения - отдаленность субъектов образовательного процесса, что кардинально меняет все организационные и управленческие процессы.

Ключевые слова: дистанционное обучение студентов, профессиональное обучение, формирование компетенций.

Annotation. This article discusses the positive and negative aspects of distance learning, the impact on students and the formation of their competencies. In connection with the demand for distance learning, this problem is urgent and requires consideration from all sides. A feature of distance learning is the remoteness of the subjects of the educational process, which radically changes all organizational and managerial processes.

Key words: distance learning of students, vocational training, competence formation.

Литература:

1. Гущин, А.В. Особенности реализации информационной стратегии высшей образовательной организации / А.В. Гущин, О.И. Ваганова, О.Н. Филатова // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. -2021. - № 3 (57). - С. 47-51.

2. Малушко, Е.Ю. Система электронного образования как инструмент повышения конкурентоспособности специалиста в условиях цифровой экономики / Е.Ю. Малушко, В.Г. Лизунков // Вестник Мининского университета. - 2020. - Т. 8. - №2.

3. Петров, Ю.Н. Познавательное направление развития цифровизации профессионального образования / Ю.Н. Петров, М.В. Фирсов, О.Н. Филатова // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. - 2020. - № 2 (52). - С. 7-11.

4. Солодова, П.А. Цифровой сертификат как средство повышения квалификации в современном обществе / П.А. Солодова, П.Н. Чеснокова, О.Н. Филатова // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - №71(3). -С. 206-208.

5. Филатова, О.Н. Педагог профессионального обучения в будущем цифровом образовательном пространстве / О.Н. Филатова, Г.А. Грибина, Е.Л. Ермолаева // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - №67(1). -С. 245-248.

6. Филатова, О.Н. Профессиональное образование в современном информационном обществе / О.Н. Филатова, А.В. Гущин, Н.А. Шобонов // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - №61(2). - С. 200-202.

7. Филатова, О.Н. Преимущества и недостатки дистанционного обучения / О.Н. Филатова, Е.В. Лукина, П.В. Канатьев // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - №72(2). - С. 287-289.

8. Филатова, О.Н. Интеграция традиционных и цифровых технологий в профессиональном образовании / О.Н. Филатова, Д.В. Пьянзина // Горизонты образования. - 2021. - С. 199-201.

9. Филатова, О.Н. Педагогический кванториум как средство повышения цифровых компетенций / О.Н. Филатова, Т.Д. Феофанова, А.Д. Маркова // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. - 2022. -№ 1 (59).

10. Petrov, Y.N. Change of the Level of Working Capacity of a Student in the System of Professional Education Under Mental Load / Yury N. Petrov, Alexey Y. Petrov, Nina S. Petrova, Nadezhda V. Syrova, and Olga N. Filatova // Lecture Notes in Networks and Systems. - 2020. - Т. 129. - С. 925-932.

УДК 371.3

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ЭТАПА ВСОШ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

В 2021-22 УЧЕБНОМ ГОДУ

кандидат педагогических наук, старший преподаватель Гулов Артем Петрович Московский государственный институт международных отношений (университет) (г. Москва)

Постановка проблемы. Всероссийская олимпиада школьников по различным предметам является живым организмом, который ежегодно подвергается реформированию. В этом смысле конкурсные мероприятия по английскому языку ничем не отличаются от других предметов, неся в себе как инновационные черты, так и обладая традициями, соблюдение которых позволяет сохранять узнаваемый облик олимпиадных заданий за последние годы. Однако, выполняя запрос общества, связанный с модернизацией образования, Центральная предметно-методическая комиссия вносит определенные изменения в процедуры проведения конкурсных туров и в контрольно-измерительные материалы [2, 4].

Изложение основного материала исследования. Всероссийская олимпиада школьников по английскому языку является самостоятельным конкурсным проектом, который проводится во всех субъектах федерации, на добровольной и бесплатной основе. Данное интеллектуальное соревнование является самым массовым в стране, и состоит из нескольких этапов - школьный, муниципальный, региональный, заключительный [1, 5]. Призеры и победители заключительного этапа пользуются многочисленными льготами от государства в сфере реализации образовательной политики, в том числе такие школьники имеют право поступать в университеты без вступительных испытаний [3, 6]. Олимпиадное движение во всем мире служит цели развития креативности школьников, которые приобретают навыки критического мышления и развивают свои творческие способности [9, 10].

Рассмотрим особенности проведения олимпиады в 2021-22 учебном году. Наше исследование базируется на данных, полученных в городе Москва, тем не менее, данный опыт может быть интересен во всех регионах страны.

1. Прежде всего, необходимо отметить эффект уходящей пандемии и смягчение социальных ограничений. Так, московские школьники писали олимпиадные туры в «чужих» школах, как и было принято до пандемии, что позволяло обеспечить большую прозрачность проведения и снимало большую часть апелляций, связанных именно с процедурой

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.