И.В. Жилина, Л.А. Монцева, Н.С. Петрова, Е.А. Устинова, О.Н. Филатова, Т.К. Чернонебова. - Н. Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2019. - 188 с.
6. Петров Ю.Н., Фирсов М.В., Филатова О.Н. Познавательное направление развития цифровизации профессионального образования // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. - 2020. - № 2 (52).
7. Петров Ю.Н., Филатова О.Н. Профессиональное образование в современном цифровом пространстве // Нижегородское образование. 2019 №1. - С. 30-33.
8. Роджерс К. К науке о личности // История зарубежной психологии. М., 1986. - С. 209.
9. Сухомлинский В.А. Этюды о воспитании // Народное образование. 1967. - №2. - С. 42.
10. Ушинский К.Д. Избр. пед. соч. - М., 1953. - Т. 1. - С. 611.
11. Хамитов Э.Ш. Формирование контингента гуманитарного вуза: теория и практика. Дис. докт. пед. наук. - Оренбург, 2000. - С. 120.
12. Markova S.M. Forecasting the development of professional education // Markova S.M., Tsyplakova S.A., Sedykx E.P., Khizhnaya A.V., Filatova O.N. Lecture Notes in Networks and Systems. - 2020. - Т. 91. - С. 452-459.
Педагогика
УДК 514.18
старший преподаватель кафедры лесного хозяйства, деревообработки и прикладной механики Фисунова Людмила Владимировна
Государственный аграрный университет Северного Зауралья (г. Тюмень); студентка бакалавриата Вишневская Анастасия Вячеславовна
Государственный аграрный университет Северного Зауралья (г. Тюмень)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ КОМПЬЮТЕРНЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19 В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ НАЧЕРТАТЕЛЬНОЙ ГЕОМЕТРИИ
Аннотация. В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с обучением студентов первого курса в условиях дистанционного формата преподавания дисциплины. Рассматриваются условия, выделяются плюсы и минусы данного формата обучения. Формат обучения основан на зрительной способности человека воспринимать информацию. Предлагаются различные методы коммуникации между студентами и преподавателями. В рамках статьи проведён опрос среди студентов, который отражает их отношение к дистанционному обучению. В условиях пандемии COVID-19 основной задачей всех образовательных учреждений стала возможность обучения учащихся в дистанционном формате. Сложности возникли во всех сферах жизни, не стало исключением и высшее медицинское образование. В то же время возникшая ситуация послужила катализатором внедрения цифровых технологий в систему образования, когда возможным стало только дистанционное обучение [11. Образовательные учреждения в сжатые сроки должны были полностью перейти на удаленный формат организации учебного процесса. В связи с этим руководство Государственного аграрного университета Северного Зауралья (ГАУСЗ) приняло решение о переводе педагогического процесса в дистанционную форму обучения для безопасности студентов и преподавателей, сократив до минимума необходимость их физического присутствия в аудиториях.
Ключевые слова: начертательная геометрия, компьютерные технологии, студент, онлайн, коммуникации, пандемия, covid-19, обучение, процесс, дистанционный формат, специалист, преподавание.
Annotation. This article deals with the issues related to the training of first-year students in the conditions of the remote format of teaching the subject. The conditions are considered, the pros and cons of this training format are highlighted. The training format is based on the visual ability of a person to perceive information. Various methods of communication between students and teachers are offered. As part of the article, a survey was conducted among students, which reflects their attitude to distance learning. It is concluded that such training is not suitable for all students. In the context of the COVID-19 pandemic, the main task of all educational institutions has become the possibility of teaching students in a distance format. Difficulties arose in all spheres of life, and higher medical education was no exception. At the same time, this situation served as a catalyst for the introduction of digital technologies into the education system, when only distance learning became possible [1]. Educational institutions in a short time had to completely switch to the remote format of the organization of the educational process. In this regard, the management of the State Agrarian University of the Northern Trans-Urals (GAUSZ) decided to transfer the pedagogical process to distance learning for the safety of students and teachers, reducing to a minimum the need for their physical presence in the classroom.
Keywords: descriptive geometry, computer technology, student, online, communication, pandemic, covid-19, learning, process, distance format, specialist, teaching.
Введение. Профессорско-преподавательский состав, столкнувшись с определенными трудностями, не был готов обучать студентов в дистанционном формате. Некоторые дисциплины очень сложно проводить в онлайн режиме, так как они предусматривают множество практических элементов. Но все же, в течение времени многие сложности были исчерпаны и дисциплины были перенесены полностью в дистанционный формат. Также получилось сделать с дисциплиной «Начертательная геометрия», которая предусматривает множество практических заданий и чертежей, учебной информации. Введение её в дистанционный формат стало возможно с помощью множеств современных технологий, без которых невозможно представить современный мир [1].
С появлением пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 стало возможно более подробно обучить студентов новым технологиям, без знаний которых невозможно представить высококвалифицированного специалиста. Каждый студент должен знать основы компьютерных технологий. Дистанционное преподавание дисциплины позволило более обширно изучить множество из них. С помощью современных технологий процесс обучения кардинально поменялся, появилась возможность моментально находить нужную информацию, позволяющую погрузиться в творчество.
Нельзя не отметить современный рынок труда, который ставит высокие требования к выпускникам высшего звена, так что не только пандемия, но и данный фактор подталкивает преподавателя искать новые подходы в обучении, основываясь на инновационных технологиях [2].
Изложение основного материала статьи. Дисциплина «Начертательная геометрия» развивает у первокурсников пространственное мышление, формирует навыки изображения, как простых геометрических тел, так и сложнейших машин и механизмов, приучает строго следовать правилам и стандартам. Учебный процесс представляет собой лекционные, практические и другие виды занятий.
В настоящее время более удобный способ передачи информации на лекционных занятиях в виде презентации в программе Microsoft PowerPoint. Данный вид передачи на лекционных занятиях усваивается по среднестатистическим данным в процентном соотношение около 80-85%. Предоставление информации с помощью презентаций является отличным решением для дистанционного преподавания дисциплин. В презентацию в программе Microsoft PowerPoint. можно включить не только текст лекции, но и наглядно показать изображения, как и простых геометрических тел, так и сложнейших машин и механизмов. Самым запоминающимся и наглядным является поэтапная развертка пространственного макета до эпюра Монжа (рис. 1). Таким образом, студент начинает развивать пространственное мышление, тем самым подготавливая себя к будущим инженерно-графическим дисциплинам [3].
г г
в) ' г)
Рисунок 1. Образование эпюра Монжа на три плоскости проекций
Учебный модуль можно постоянно обновлять, что позволяет находиться в курсе новейших достижений науки и доносить современную и важную информацию; преподаватель имеет возможность видоизменить отдельные части учебного курса в соответствии со своими, авторскими представлениями о характере материала и его актуальности. Кроме того, системы дистанционного обучения позволяют проверить знания студентов по изученному материалу удаленно и мгновенно, а администрация университета получает актуальную статистику учебного процесса, отслеживая успеваемость студентов и качество преподавания [4, 5]. Еще одним немаловажным достоинством, актуальным в условиях пандемии коронавирусной инфекции COVID-19, является возможность студентов осваивать образовательную программу, не выходя из дома, что является мерой профилактики распространения коронавируса.
С практикой на дистанционном обучении немного сложнее, так как она предполагает непосредственное взаимодействие студента с преподавателем, но и это возможно с помощью компьютерных технологий. Примером для коммуникации в статье приведены технологии, используемые студентами и преподавателями нашего университета. Всем людям, относящимся к университету, выдают корпоративную почту, которая базируется на едином домене «Google». С ее помощью преподаватели и студенты могут спокойно коммуницировать между собой. Интерактивное взаимодействие студент-преподаватель в АГМУ на сегодняшний день происходит в информационно-образовательной среде, созданной на основе СДО Moodle посредством интернет-трафика и наличия любого современного технического оборудования (компьютер, планшет, смартфон). Также «Google» предоставляет всевозможные сервисы, среди которых есть «Google Meet», с помощью которого проводятся онлайн занятия, как лекционные, так и практические [6]. С корпоративной почтой вуза есть огромные плюсы: передачи всевозможной информации от преподавателей к студентам.
Более близкая программа дл я дисциплины «Начертательная геометрия» это AutoCAD. Специальная программа AutoCAD - это ПО автоматизированного проектирования, с помощью которого инженеры, архитекторы и строители создают чертежи в двухмерном и трехмерном пространствах. С помощью данной программы есть возможность проделать практическую работу в ней, не прибегая к бумажному черчению. Но для студентов первого курса необходимы навыки черчения от руки, а в последующем в автоматизированных программах. Данная программа поможет сэкономить время и силы студентов, когда будут выполнять более сложные проекты. Проект, сделанный в данной программе AutoCAD, можно также отправлять на онлайн-почту, тем самым помогая в коммуникации студентам и преподавателям.
Возможные проблемы могут возникнуть у студента, если не усвоен новый материал, такое бывает, если студент по своей невнимательности на занятиях, либо есть проблемы с пониманием конкретной темы. Но, в условиях дистанционного обучения совсем не сложно проводить индивидуальные встречи, если у преподавателя есть время, он может назначить дату и время проведения консультации. Консультации можно
проводить как с одним участником, так групповые. При выходе на консультацию можно подключить камеру и наглядно показать, где проблема в чертеже. Преподаватель быстро поймет, где ошибку или недочет, подскажет студенту, а также возможно посмотреть совместно видео по этой теме, глубже изучить детали [7].
В Вузе есть возможность предоставления доступа к онлайн -библиотекам, где можно найти множество методических материалов и учебно-методических пособий, которые, несомненно, помогают в процессе обучения. Все преподаватели Государственного аграрного университета Северного Зауралья на первых занятиях предоставляют списки литературы, которые в дальнейшем помогают в понимании дисциплины. Множество учебных пособий есть и по начертательной геометрии, которые помогают не одному поколению студентов инженерных направлений. Преимуществ в работе онлайн множество. Во-первых, работая с преподавателем в онлайн-режиме, можно увидеть, как студент поэтапно выполняет тот или иной чертеж, как решается задача и запоминает последовательность выполнения. Во-вторых, каждый чертеж, кроме эпюра, представлен в объеме, что помогает развивать пространственное мышление. В-третьих, главное преимущество дистанционного обучения в режиме онлайн можно оценить со стороны здоровья людей. При такой работе, студенты больше проводят времени в домашних условиях, тем самым уменьшая возможность заболевания коронавирусной инфекцией COVID-19, так как сокращается времяпрепровождение в многолюдных местах и общественном транспорте. Для преподавателей, некоторые из которых входят в группу риска заболевания СОУГО-19 старше 65 лет, также уменьшается возможность заражения. Но невозможно не отметить и некоторые отрицательные стороны. Отмечая, что сейчас есть множество возможностей общения через Интернет ресурсы, но заменить реальное общение этим невозможно. Тем самым преподавателям сложно проводить пары, не коммуницируя со студентами. Также длительное времяпрепровождение за компьютером может, не значительно, но все же повлиять на здоровье человека, такое как сухость и усталость глаз. На рис. 2. представлена гимнастика для глаз, которая эффективна в данной ситуации.
Рисунок 2. Гимнастика для глаз
Также возникают проблемы с позвоночником и суставами в связи с неправильной осанкой во время учебы за компьютером. Для этого есть специальные упражнения, которые помогают избежать дополнительного утомления и потерю внимания (рис. 3).
Рисунок 3. Разминка для позвоночника при длительном времяпрепровождении за компьютером
В ходе работы во время онлайн-режима в системе Google Meet был проведен опрос среди студентов 1 курса направления «Агроинженерия» ГАУ Северного Зауралья. Опрос проводился анонимно-индивидуально. Вопрос, заданный студентам, звучал так: Как для вас комфортнее учиться дистанционно, либо в оффлайн режиме. В процентном соотношение - 40% студентов нашего вуза предпочли остаться в онлан-режиме, остальные 60 % выбрали обучение в привычном оффлайн-режиме.
Рисунок 4. Результат опроса
Далее был задан уточняющий вопрос: Почему для вас важнее учиться в оффлайн-режиме, а не на дистанционном обучении. После обработки опроса 40% студентов, выбрали именно обучение в оффлайн-режиме, так как считают, что эффективность изучения материала является наивысшей, а 16% студентов, также отдавшие свой выбор оффлайн обучению, сделали такой выбор, потому что при таком обучении им проще понимать практические задания. А 28% людей, выбрали обучение дистанционно, так как беспокоятся за свое здоровье и здоровье своих близких. Оставшиеся 16%, которые также проголосовали за онлайн-обучение, посчитали, что такой вид обучения комфортнее для них [8].
Рисунок 5. Результат опроса
Делая вывод по данным опросам, можно увидеть, что большинство студентов еще не до конца готовы перейти на дистанционный формат обучения. Смотря на опросы со стороны дисциплины «Начертательной геометрия», также можем отметить то, что многие студенты хотят получать эффективные и полноценные знания [7, 8].
В процессе дистанционного обучения некоторые студенты столкнулись с трудностями и техническими проблемами. Прежде всего, это сложность выполнения заданий в СДО Moodle из-за длительной загрузки материалов (47%), иногда возникающие технические перебои в процессе воспроизведения материала (42%), задержка кадра (25%), связанные, очевидно, с большим количеством пользователей, одновременно находящихся в СДО, и значительными нагрузками на сервер. Среди других проблем 18% отмечают сложный уровень заданий, 17% - недостаточное количество обучающего материала, 8% - погрешности обратной связи, 5% - несвоевременное получение ответа на поставленный вопрос. В то же время контроль выполнения заданий преподавателями, по данным опроса, выполнялся регулярно, жалоб на несвоевременность выставления оценок в электронный журнал предъявлено не было.
Выводы. Подводя итог вышесказанного, что прогресс изучения дисциплины «Начертательная геометрия» не стоит на месте, и даже такое событие, как короновирусная инфекция СОУГО-19, не смогло повлиять на студентов познавать данную дисциплину. Множество компьютерных программ помогает изучать студентам данную дисциплину. Подводя итог, можно утверждать, что самый главный вывод в том, что студенты еще не готовы полностью переходить в онлайн режим. Сложно перестроить то, что работает долгое время, хотя в некоторых аспектах онлайн обучение намного удобнее, чем оффлайн [9]. Современные сетевые технологии позволяют использовать быстроразвивающееся информационное пространство для получения дополнительной информации и сделать его частью образовательного процесса. Однако дистанционное
обучение, по мнению большинства студентов, не может в полном объеме охватить практическую часть программы, которая является важной для будущего инженера.
Литература:
1. Информационные технологии в инженерном образовании / под ред. С.В.Коршунова, В.Н. Гузнекова. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2007. - 432 с.
2. Скоков П.И. Опыт постановки учебного процесса на основе сквозной компьютеризации // Формирование творческой личности инженера в процессе графической подготовки: материалы республ. науч.-практ. конф. (Витебск, 5 декабря 2008 г.) / Витебский государственный технологический ун-т. -Витебск, 2008. - С. 17-19.
3. Зеер Э.Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход: учеб. пособие / Э.Ф. Зеер, Э.Э. Сыманюк, А.М.Павлова. - М.: Изд-во МПСИ, 2005.
4. Багровская Е.Н. Развитие пространственного воображения и творческого мышления средствами начертательной геометрии и инженерной графики / Е.Н. Багровская, Л.В. Фисунова // Транспорт и машиностроение Западной Сибири. - 2019. - №2. - С. 98-102
5. Фисунова Л.В. Графическое образование как фундаментальное развитие личности студентов инженерной графики / Л.В.Фисунова // Педагогический журнал. - 2020. - №4-1. - С. 353-358.
6. Фисунова Л.В., Моисеева М.Н. Проблемы организации и проведения предметных олимпиад в высших учебных заведениях // Эпоха науки. 2017. - №12. - С. 212-215.
7. Фисунова Л.В., Моисеева М.Н.Формирование инженерного мышления у студентов 1 курса аграрного вуза при изучении дисциплины "Начертательная геометрия и инженерная графика // Современные научно-практические решения в АПК. - 2017. - Часть 1. - С. 409-413.
8. Фисунова Л.В., Потапкин Д.В. Цифровизация обучения специалистов агротехнологической отрасли. // Транспорт и машиностроение Западной Сибири. - 2020. - № 1 (13). - С. 73-79.
9. Токмакова С.И., Бондаренко О.В., Луницына Ю.В. Опыт дистанционного обучения студентов стоматологического факультета в условиях пандемии Covid-19 // Современные проблемы науки и образования. - 2020. - № 3. - С. 117-120.
Педагогика
УДК 374
кандидат педагогических наук, доцент Фурсенко Татьяна Фёдоровна
Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)
Федерального государственного автономного
образовательного учреждения высшего образования
«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)
МУЗЫКАЛЬНОЕ САМООБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ
ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА
Аннотация. В статье раскрывается творческий аспект музыкального самообразования школьников. Представлены этапы готовности школьников к музыкальному самообразованию. Готовность к музыкальному самообразованию предполагает наличие у обучающихся сложившейся системы музыкальных знаний, на основе которых может осуществляться самостоятельная познавательная деятельность; сформированных умений самостоятельно овладевать знаниями из различных источников музыкальной информации. При формировании творческой самостоятельности личности используется индивидуальный подход.
Ключевые слова: музыкальное самообразование, музыкальное искусство, творчество, школьники.
Annotation. The article reveals the creative aspect of musical self-education of schoolchildren. The stages of students ' readiness for musical self-education are presented. Readiness for musical self-education assumes that students have an established system of musical knowledge, on the basis of which independent cognitive activity can be carried out; formed skills to independently master knowledge from various sources of musical information. In the formation of creative independence of the individual, an individual approach is used.
Keywords: musical self-education, musical art, creativity, schoolchildren.
Введение. Важнейшим направлением деятельности современных общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования является подготовка старшеклассников к непрерывному образованию. Определяющим компонентом непрерывного образования выступает самообразование, с помощью которого актуализируются и расширяются профессиональные и общекультурные знания, безгранично раздвигаются горизонты для всестороннего развития личности.
В наше время резко возрастает спрос на творческий потенциал человека, его способность к самообразованию, самоорганизации, творческому самовыражению.
Проблеме самообразования средствами музыки посвящены труды Э. Абдулина, Ю. Алиева, Г. Цыпина.
Ю. Алиев рассматривает музыкальное самообразование «...как элемент самовоспитания посредством самостоятельного овладения ценностями музыкального искусства» [1, с. 1611.
Однако на современном этапе формирование творческой самостоятельной познавательной деятельности старшеклассников в сфере музыки недостаточно разработано.
Изложение основного материала статьи. Творчество занимает важное место в структуре деятельности личности. Оно существует как черта и особенность духовно-практической деятельности и связана активными взаимоотношениями человека с действительностью.
Творческая деятельность личности зависит от типа и особенностей мировоззрения субъекта, от его внутренних условий. Творчество и мировосприятие тесно взаимосвязаны.
В процессе творческой деятельности реализуются творческие возможности личности и осуществляется их развитие. Творчество влияет на его результат, который выражается в смене самого объекта. Поэтому необходимо, чтобы молодой человек в полной мере реализовывал свой духовный потенциал, который должен максимально соответствовать общечеловеческим ценностям. Духовность - это категория, которая раскрывает