Научная статья на тему 'РИСКИ И НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ'

РИСКИ И НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
122
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОНЛАЙН-СРЕДА / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МООК / ОНЛАЙН-КУРС / УНИВЕРСИТЕТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЦИФРОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ОФФЛАЙН-ОБУЧЕНИЕ / УНИВЕРСИТЕТСКАЯ СРЕДА / SOFT SKILLS / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / МЕЖДУНАРОДНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / ОТКРЫТОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ / ВУЗЫ-ИНТЕГРАТОРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Платонова Раиса Ивановна

Цель нашего исследования состоит в изучении причины глобальной популяризации массового онлайн-образования, его масштабизации в условиях организации обучения через вынужденный переход всех университетов на дистанционный формат и примерном прогнозировании изменения высшего образования после пандемии. Нам было интересно проанализировать процесс полной замены традиционного формата обучения на дистанционный, активность использования преподавателями и студентами онлайн-курсов МООС, разработанных другими вузами, в учебных занятиях вузов, влияние МООС на изменение традиционной системы университетского образования, изменение динамики численности студентов в качестве слушателей курсов в онлайн-платформах. Ведущими методами исследования являлись теоретический анализ, обзор научной литературы, информаций интернет-ресурсов, метод анализа образовательной деятельности высших учебных заведений, сравнительно-сопоставительный анализ и интерпретация результатов проведенной работы. В ходе проведенного нами исследования мы выявили, что в целом большинство высших учебных заведений смогло обеспечить бесперебойное онлайн-обучение, часть преподавателей повысили или впервые освоили компетенции по компьютерным образовательным технологиям. Вместе с тем установлены проблемы. При всех своих широких функциональных возможностях онлайн-обучение уступает офлайн-обучению: особенно проведение лабораторных работ по инженерно-техническим дисциплинам, организация педагогической практики будущих учителей, научно-исследовательская работа и т. д. Особую трудность у преподавателей вызывают, например, невозможность контроля студентов во время выполнения контрольных работ, актуализация Soft Skills, несовместимость с онлайн-обучением учебных дисциплин, насыщенных эмоциональными, духовнонравственными взглядами, чувствами и убеждениями. Практическая значимость материалов статьи состоит в использовании полученных результатов и материалов исследования в организации и управлении онлайн- и офлайн-образованием в высших учебных заведениях. Новизна исследования заключается в том, что проанализирована ситуация полного перехода вузов на дистанционное обучение, рассмотрены проблемы его внедрения и организации в разных условиях безопасности, физической и эмоциональной изоляции студентов и преподавателей, социального неравенства в доступе к качественной интернет-связи и обеспеченности современными компьютерами, определена необходимость переформатирования системы образования - оптимального соединения опций онлайн- и офлайн-форматов образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RISKS AND NEW OPPORTUNITIES FOR HIGHER EDUCATION IN THE FACE OF UNCERTAINTY

The purpose of our study was to investigate the reasons for the global popularization of massive online education, its scale-up in the context of the organization of education through the forced transition of all universities to the distance format and to construct approximate forecasts of changes in higher education after the pandemic. It was interesting for us to analyze the process of complete replacement of the traditional format of education with distance learning, the active use of massive open online courses (MOOC) developed by other universities by teachers and students in university classes, how the MOOC influenced the change in the traditional system of university education, how the dynamics of the number of students as listeners on online platforms has changed. The leading research methods were a theoretical analysis, a review of scientific literature, information of Internet resources, a method for analyzing the educational activities of higher educational institutions, a comparative analysis and interpretation of the results of the work carried out. In the course of our research, we found that, in general, the majority of higher educational institutions were able to provide uninterrupted online learning, some of the teachers improved or mastered the competence in computer educational technologies for the first time. At the same time, problems were identified that, with all their broad functional capabilities, online learning was inferior to offline learning: conducting laboratory work in engineering and technical disciplines, organizing pedagogical practice for future teachers, research work, etc. A particular difficulty for teachers was, for example, the impossibility of monitoring students during the performance of tests, updating Soft Skills, incompatibility with online teaching of academic disciplines saturated with emotional, spiritual and moral views, feelings and beliefs. The practical significance of the article lies in the use of the obtained results and research materials in the organization and management of online and offline education in higher educational institutions. The novelty of the research lies in the fact that the situation of the complete transition of universities to distance learning was analyzed; the problems of its implementation and organization in different conditions of security, physical and emotional isolation of students and teachers, social inequality in access to high-quality Internet communication and the provision of modern computers were considered; the need to reformat the education system - the optimal combination of options for online and offline education formats - was identified.

Текст научной работы на тему «РИСКИ И НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ»

УДК 378.1

Р. И. Платонова

Риски и новые возможности высшего образования в условиях неопределенности

Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск, Россия

Аннотация. Цель нашего исследования состоит в изучении причины глобальной популяризации массового онлайн-образования, его масштабизации в условиях организации обучения через вынужденный переход всех университетов на дистанционный формат и примерном прогнозировании изменения высшего образования после пандемии. Нам было интересно проанализировать процесс полной замены традиционного формата обучения на дистанционный, активность использования преподавателями и студентами онлайн-курсов МООС, разработанных другими вузами, в учебных занятиях вузов, влияние МООС на изменение традиционной системы университетского образования, изменение динамики численности студентов в качестве слушателей курсов в онлайн-платформах. Ведущими методами исследования являлись теоретический анализ, обзор научной литературы, информаций интернет-ресурсов, метод анализа образовательной деятельности высших учебных заведений, сравнительно-сопоставительный анализ и интерпретация результатов проведенной работы. В ходе проведенного нами исследования мы выявили, что в целом большинство высших учебных заведений смогло обеспечить бесперебойное онлайн-обуче-ние, часть преподавателей повысили или впервые освоили компетенции по компьютерным образовательным технологиям. Вместе с тем установлены проблемы. При всех своих широких функциональных возможностях онлайн-обучение уступает офлайн-обучению: особенно проведение лабораторных работ по инженерно-техническим дисциплинам, организация педагогической практики будущих учителей, научно-исследовательская работа и т. д. Особую трудность у преподавателей вызывают, например, невозможность контроля студентов во время выполнения контрольных работ, актуализация Soft Skills, несовместимость с онлайн-обучением учебных дисциплин, насыщенных эмоциональными, духовно-нравственными взглядами, чувствами и убеждениями. Практическая значимость материалов статьи состоит в использовании полученных результатов и материалов исследования в организации и управлении онлайн- и офлайн-образованием в высших учебных заведениях. Новизна исследования заключается в том, что проанализирована ситуация полного перехода вузов на дистанционное обучение, рассмотрены проблемы его внедрения и организации в разных условиях безопасности, физической и эмоциональной изоляции студентов и преподавателей, социального неравенства в доступе к качественной интернет-связи и обеспеченности современными компьютерами, определена необходимость переформатирования системы образования - оптимального соединения опций онлайн- и офлайн-форматов образования.

Ключевые слова: онлайн-среда, дистанционное образование, МООК, онлайн-курс, университетское образование, цифровая компетентность, оффлайн-обучение, университетская среда, Soft Skills, образовательная технология, международная мобильность, открытость образования, вузы-интеграторы.

R. I. Platonova

Risks and new opportunities for higher education in the face of uncertainty

M.K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia

Abstract. The purpose of our study was to investigate the reasons for the global popularization of massive online education, its scale-up in the context of the organization of education through the forced transition of all universities to the distance format and to construct approximate forecasts of changes in higher education after

ПЛАТОНОВА Раиса Ивановна - д. п. н., профессор кафедры машиноведения Автодорожного факультета, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск, Россия. E-mail: platonova_raisa@mail.ru

PLATONOVA Raisa Ivanovna - Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Department of Mechanical Engineering, Faculty of Road Transport, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia.

the pandemic. It was interesting for us to analyze the process of complete replacement of the traditional format of education with distance learning, the active use of massive open online courses (MOOC) developed by other universities by teachers and students in university classes, how the MOOC influenced the change in the traditional system of university education, how the dynamics of the number of students as listeners on online platforms has changed. The leading research methods were a theoretical analysis, a review of scientific literature, information of Internet resources, a method for analyzing the educational activities of higher educational institutions, a comparative analysis and interpretation of the results of the work carried out. In the course of our research, we found that, in general, the majority of higher educational institutions were able to provide uninterrupted online learning, some of the teachers improved or mastered the competence in computer educational technologies for the first time. At the same time, problems were identified that, with all their broad functional capabilities, online learning was inferior to offline learning: conducting laboratory work in engineering and technical disciplines, organizing pedagogical practice for future teachers, research work, etc. A particular difficulty for teachers was, for example, the impossibility of monitoring students during the performance of tests, updating Soft Skills, incompatibility with online teaching of academic disciplines saturated with emotional, spiritual and moral views, feelings and beliefs. The practical significance of the article lies in the use of the obtained results and research materials in the organization and management of online and offline education in higher educational institutions. The novelty of the research lies in the fact that the situation of the complete transition of universities to distance learning was analyzed; the problems of its implementation and organization in different conditions of security, physical and emotional isolation of students and teachers, social inequality in access to high-quality Internet communication and the provision of modern computers were considered; the need to reformat the education system - the optimal combination of options for online and offline education formats - was identified.

Keywords: online environment, distance education, MOOC, online course, university education, digital competence, offline learning, university environment, Soft Skills, educational technology, international mobility, openness of education, universities-integrators.

Введение

Масштабное развитие онлайн-образования (МООС) было глобальным вызовом, влиявшим на трансформацию системы вузов, во-первых, обеспечившего массовость и доступность высшего образования, повышение количества студентов, независимо от возраста, рода занятий, социального положения; во-вторых, вызвавшего нарастающую международную конкуренцию ведущих университетов, интернационализацию. В истории образования в 2006 г. появились массовые открытые онлайн-курсы, которые выступили предвестниками кардинальной модернизации высшего образования. Статистические исследования показывают, насколько быстро менялась численность студентов, отдавших предпочтение онлайн-курсам:

- в 2017 г. примерно 800 университетов разработали 9400 курсов для студентов. Количество обучающихся на Coursera повысилось до 30 млн, а онлайн-курсов до 2700 [1, 2];

- в 2018 г. Coursera начинает сотрудничество с 149 вузами мира. Общее число слушателей онлайн-курсов достигает 81 млн [3].

МООС стали свидетельством того, что университетское образование не только основывается на академических традициях, но и отличается феноменальной способностью генерировать новые идеи, сконструировать прорывные продуктовые инновации и стимулировать успешные нестандартные проекты.

Анализ практики организации дистанционного обучения в высших учебных заведениях

На глобальном уровне пандемия коронавирусной инфекции COVID-19 резко изменила сценарий развития рынка высшего образования: состоялся вынужденный массовый переход высших учебных заведений на дистанционное обучение. Такой переход первоначально у многих вызвал шок, а у других стало возможностью для освоения и реализации новых форматов работы. В России почти 80% вузов страны перешли на дистанционный формат обучения без серьезных проблем, 27% вузов испытывали трудности, 10% не смогли обеспечить бесперебойную работу интернета, установить подключение студентов из-за неготовности инфраструктуры к резко выросшим нагрузкам каналов. Отдельной проблемой оказалась компетентность преподавателей к преподаванию в режиме онлайн, слабая методическая разработанность дисциплин для выполнения всех поставленных образовательных задач в виртуальной среде, на-

пример, по отдельным техническим дисциплинам проведение лабораторных работ, организация педагогической практики и др. По данным мониторинга Bay View Analytics, организации США по разработке, внедрению и анализу глобальных исследований, из числа опрошенных 1,5 млн преподавателей 70% не имели практики преподавания в виртуальной образовательной платформе [4]. Большинство респондентов (56%) сообщили, что использовали методы обучения, которые раньше никогда не использовали. Примерно половина респондентов (48%) сократили объем работы, которую они ожидали от студентов, в то время как около трети (32%) снизили свои ожидания относительно качества работы студентов. Как и в России, многие преподаватели испытывали трудности из-за несовместимости онлайн-среды с учебной дисциплиной: «по мониторингу дикой природы большая часть того, что мы делаем, включает полевые работы с животными ... и я пытаюсь выяснить, как я заменю этот экспериментальный компонент»; «в художественном образовании мы не можем не встретиться лично» [4].

Сегодня как никогда мы понимаем значимость дистанционного образования и его возможностей в условиях кризисной ситуации. Действительно, работа в дистанционном режиме превратилась в эффективный, мощно замещающий оффлайн-инструмент - вариант обучения. Но, как мы понимаем, университетское образование по своей сути, не только передача новых ин-формаций и знаний, но и создание их, кроме этого формирование и развитие личности - интерактивный процесс, который насыщен эмоциональными, духовно-нравственными взглядами, чувствами и убеждениями, волевыми усилиями через живое общение и взаимодействие без оглядки на время, без зависимости от функциональных возможностей образовательных платформ. Университетская среда, студенческий кампус - это и совместный отдых, социализация, дружба, любовь, обмен опытом, формирование новых связей, социальных сетей, карьерных возможностей, современный стиль жизни, меняющий каждого. В онлайн-среде не в полной мере можно развивать, актуализировать мягкие навыки - Soft Skills, а именно то, что предопределяет жизненный успех человека.

Дистанционная форма обучения вывернула наизнанку существующие проблемы, например, система оценивания знаний студентов официально 5-балльная, формально - 100-балльная давно уже требует пересмотра. Кроме этого в условиях дистанционного формата обучения прием экзамена, зачета, контрольных работ требует новые решения - современные технологии оценивания - для идентификации личности студента. Как показывают данные ежегодного отчёта «State of Technology in Education», среди 5 самых востребованных технологий в ближайшие 3 года на второй позиции находятся инструменты онлайн-оценивания результатов учебной деятельности обучающихся - 31,4 %. Неоднозначная ситуация в условиях пандемии с оцениванием результатов учебной деятельности студентов: во время самоизоляции каждый находится в самых разных местах, физически, социально, эмоционально и условиях безопасности. И насколько будет объективной оценка учебной деятельности студента, пребывающего в ситуации, переживающего события, которые мы не можем контролировать.

В процессе перехода на дистанционную форму обучения резко стало заметным социальное неравенство студентов в обеспеченности современными техсредствами, компьютерами, ноутбуками, проживающие в отдаленных или сельских местах проживания - в доступе к качественной, надежной интернет-связи. Попытки студентов решать технические проблемы для поддержания обратной связи с преподавателем через телефон с примитивными (элементарными) функциональными возможностями или социальные сети ВКонтакте, Фейсбук, Инстаграм, WatsApp, Skype, фейс-чат и др. являются только временным выходом из ситуации. Вузам необходимо будет для сохранения контингента студентов, повышения своей привлекательности обеспечивать студентов техсредствами, предусмотреть оплату (упрощение механизма) доступа в интернет. И эти неравные положения студентов могут вызвать снижение качества образования, сложность при изучении следующей модули дисциплины.

Активная деятельность вузов по международной мобильности постепенно снижается, многие иностранные студенты и преподаватели предпочитают онлайн. По данным Нидерланд-

ской платформы Studyportals в середине апреля почти 40% мобильных студентов ищут образовательные программы в формате онлайн [5]. При таком повороте событий в дальнейшем как будет развиваться международная мобильность: полностью в дистанционной форме, офлайн или онлайн сочетанием офлайн? Как мы понимаем, международная мобильность «способствует формированию неконфликтного восприятия других культур, уважению к ценностям других народов, стремлению совершенствовать культуру межличностного и межкультурного общения, готовности к самообразованию, в том числе по всемирной истории, географии, этнической психологии; готовности к экономической, академической и профессиональной мобильности, адаптивности в иноязычной среде, межнациональной терпимости и способности жить в глобальном мире» [6]. И вслед за этим возникает вполне логичный вопрос - выполнит ли поставленные задачи международная мобильность в удаленном режиме? В условиях новой реальности покинули страну 62 тысячи студентов из зарубежных стран, осталось больше 200 тысяч. За сокращением активности международной мобильности кроются серьезные финансовые потери стран-лидеров, где наибольшая доля студентов-иностранцев: Австралия - 28%, Канада - 21%, Австралия - 28%, Канада - 21%, Великобритания - 21%, Новая Зеландия - 15%, Франция - 13%, Нидерланды - 12%, Швеция - 11%, Финляндия - 10%. В период беспрецедентной ситуации - при принудительном переходе обучения на онлайн режим - мы еще раз убедились, что прогнозы о взрывном эффекте MOOC как цунами, полном разрушении традиционного вузовского образования не оправдываются [7, 8, 9].

Заключение

Все же какой будет сюжетная линия развития университетского образования после пандемии? Эксперты высшего образования дают самые разные прогнозы:

- студенты после вынужденного «обитания» в виртуальной образовательной среде, посещения различных открытых онлайн-платформ и ознакомления с различными онлайн-курсами ведущих вузов и профессоров, возможно, останутся их постоянными слушателями. Открытость онлайн-платформ с бесплатными курсами способствует к пониманию студентом удобства самостоятельного выстраивания индивидуальной образовательной траектории в разных вариативных формах [10, 11];

- по мнению ректора НИУ «ВШЭ» Я. Кузьминова, массовый переход на дистанционный формат обучения может вызвать возникновение вузов-интеграторов, которые будут помогать студенту построить индивидуальную образовательную траекторию через выбор онлайн-кур-сов и рекомендовать ему вузы, которые признают выбранные курсы и выдадут дипломы;

- вузам придется трансформировать свое образовательное пространство. Наиболее удобными местами для учебы станут коворкинги и лаборатории, легко перестраиваемые по случаю необходимости и комфорта для всех вместо огромных лекционных аудиторий[12];

- четкое разграничение между основным и дополнительным образованием со временем исчезнет. До этой ситуации выстроенный будущий сценарий развития высшего образования, в котором студенты выбирают курсы с учетом актуальных для его профессиональной и личностной жизнедеятельности Skills, не особо станет для них важным входит ли курс в учебный план основной или дополнительной образовательной программы, в скором времени может претендовать на реализацию;

- после удаленного режима работы часть учебных занятий, совещаний сохранят свой дистанционный формат как доказавший себя в новой реальности эффективное средство замены офлайн.

Несколько столетий система образования пыталась найти новый формат обучения, заменить классно-урочную систему, существующую с периода Яна Коменского как устаревшую и не соответствующую вызовам современного времени. И сейчас наступил тот период, когда происходит переформатирование системы образования - сочетание оптимального соединения опций онлайн- и офлайн-форматов образования.

Литература

1. Sun Dan, Jiang Fan. Issues in Instructional Design of Massive Open Online Courses (MOOC). International Conference on Social Science and Higher Education (ICSSHE 2015). P. 462. - Текст : непосредственный.

2. Shah D. (2017) Coursera's 2017: Year in Review. https://www.classcentral.com/report/coursera-2017-year-review/ (Дата обращения: 16.05.21). - Текст : электронный.

3. https://www.class-central.com/moocs-year-in-review-2017 (Дата обращения: 14.06.21). - Текст : электронный.

4. https://onlinelearningsurvey.com (Дата обращения: 05.05.21). - Текст : электронный.

5. https://studyportals.com (Дата обращения: 04.05.21). - Текст : непосредственный.

6. Осколова, Т. Л. Влияние международной мобильности студентов на развитие их национальной идентичности (на опыте Австралии, Канады, США) / Т. Л. Осколова // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. 2015. Том 1. № 1(1). - С. 190-197. - Текст : непосредственный.

7. Brooks D. (2012) The Campus Tsunami // The New York Times. May, 3. https://www.nytimes. com/2012/05/04/opinion/brooks-the-campustsunami.html (Дата обращения: 18.05.21). - Текст : электрон-

8. Leckart S. (2012) The Stanford Education Experiment Could Change Higher Learning Forever. https:// www.wired.com/2012/03/ff_aiclass/ (Дата обращения: 19.03.21). - Текст : электронный.

9. Friedman T. (2012) Come the Revolution // The New York Times. May, 15. - Текст : непосредственный.

10. Приходько, О. В. Особенности формирования цифровой компетентности студентов вуза / О. В. Приходько // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2020. Т.9. № 1 (30). -С. 235-238. - Текст : непосредственный.

11. Табачук, Н. П. Современные тенденции цифрового общества и их влияние на развитие информационной компетенции студентов вуза / Н. П. Табачук // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2019. Т. 8 № 4 (29). - С. 203-205. - Текст : непосредственный.

12. https://www.kp.ru/daily/27114/4193198/ (Дата обращения: 13.05.21). - Текст : непосредственный.

References

1. Sun Dan, Jiang Fan. Issues in Instructional Design of Massive Open Online Courses (MOOC). International Conference on Social Science and Higher Education (ICSSHE 2015). P. 462. - Tekst : neposredstvennyj.

2. Shah D. (2017) Coursera's 2017: Year in Review. https://www.classcentral.com/report/coursera-2017-year-review/ (Data obrashhenija: 16.05.21). - Tekst : jelektronnyj.

3. https://www.class-central.com/moocs-year-in-review-2017 (Data obrashhenija: 14.06.21). - Tekst : jelektronnyj.

4. https://onlinelearningsurvey.com (Data obrashhenija: 05.05.21). - Tekst : jelektronnyj.

5. https://studyportals.com (Data obrashhenija: 04.05.21). - Tekst : neposredstvennyj.

6. Oskolova, T. L. Vlijanie mezhdunarodnoj mobil'nosti studentov na razvitie ih nacional'noj identichnosti (na opyte Avstralii, Kanady, SShA) / T. L. Oskolova // Vestnik Tjumenskogo gosudarstvennogo universiteta. Gumanitarnye issledovanija. Humanitates. 2015. Tom 1. № 1(1). - S. 190-197. - Tekst : neposredstvennyj.

7. Brooks D. (2012) The Campus Tsunami // The New York Times. May, 3. https://www.nytimes. com/2012/05/04/opinion/brooks-the-campustsunami.html (Data obrashhenija: 18.05.21). - Tekst : jelektronnyj.

8. Leckart S. (2012) The Stanford Education Experiment Could Change Higher Learning Forever. https:// www.wired.com/2012/03/ff_aiclass/ (Data obrashhenija: 19.03.21). - Tekst : jelektronnyj.

9. Friedman T. (2012) Come the Revolution // The New York Times. May, 15. - Tekst : neposredstvennyj.

10. Prihod'ko, O. V. Osobennosti formirovanija cifrovoj kompetentnosti studentov vuza / O. V. Prihod'ko // Azimut nauchnyh issledovanij: pedagogika i psihologija. - 2020. T.9. № 1 (30). - S. 235-238. - Tekst : neposredstvennyj.

11. Tabachuk, N. P. Sovremennye tendencii cifrovogo obshhestva i ih vlijanie na razvitie informacionnoj kompetencii studentov vuza / N. P. Tabachuk // Azimut nauchnyh issledovanij: pedagogika i psihologija. - 2019. T. 8 № 4 (29). - S. 203-205. - Tekst : neposredstvennyj.

12. https://www.kp.ru/daily/27114/4193198/ (Data obrashhenija: 13.05.21). - Tekst : neposredstvennyj.

^iMir^Sr

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.