Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЦЕННОСТНЫМИ ОРИЕНТАЦИЯМИ ВО ВНЕАУДИТОРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ'

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЦЕННОСТНЫМИ ОРИЕНТАЦИЯМИ ВО ВНЕАУДИТОРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
71
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ / ГРАЖДАНСКАЯ АКТИВНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ / ВНЕАУДИТОРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Филатова Ольга Николаевна, Фролова Нина Владимировна, Ермолаева Екатерина Львовна

В данной статье рассмотрены принципы формирования гражданской активности обучающихся ценностными ориентациями во внеаудиторном пространстве. Проведенным экспериментом были разработаны организационные основы работы с обучающимися и модель развития гражданской активности обучающихся духовно-нравственными и патриотическими ценностными ориентациями в профессиональной образовательной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Филатова Ольга Николаевна, Фролова Нина Владимировна, Ермолаева Екатерина Львовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF CIVIC ACTIVITY OF STUDENTS WITH VALUE ORIENTATIONS IN OUT-OF-AUDIENCE SPACE OF PROFESSIONAL EDUCATIONAL ORGANIZATION

This article examines the principles of developing students' civic engagement by value orientations in the extracurricular space. The conducted experiment developed the organizational foundations of work with students and a model for the development of civic engagement of students with spiritual, moral and patriotic value orientations in a professional educational organization.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЦЕННОСТНЫМИ ОРИЕНТАЦИЯМИ ВО ВНЕАУДИТОРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

профессионального обучения. Используемые в речи педагога профессионального обучения монологические высказывания в жанре проблемного слова или проблемной лекции имеют сложную форму и многослойное содержание, обусловленные поликодовой (креолизованной) спецификой. Включение невербальных компонентов позволяет усилить поле «проблемности» за счет вскрытия внутренних и внешних противоречий, присущих предмету речи. Характер связи между вербальным и невербальным компонентами определяется в первую очередь коммуникативным намерением адресанта управлять интеллектуально-речевой деятельностью слушателей. Соединение семиотически разнородных компонентов качественно изменяет уровень восприятия учебной информации: актуализируются фоновые знания слушателей, усиливается диалогическая направленность речи.

Литература:

1. Анисимова Е.Е. Лингвистика текста и межкультурная коммуникация (на материале креолизованных текстов): Учеб. пособие для студентов фак. иностр яз. вузов. М.: Изд. центр «Академия», 2003. - 128 с.

2. Богоявленская Ю.В. Креолизованный текст: определения понятия // Актуальные проблемы германистики, романистики и русистик: материалы ежегодной Международной научной конференции. - №3. - Екатеринбург: УГПУ, 2019. - С. 27-32.

3. Валгина, Н.С. Теория текста. М.: Логос, 2003 - 191 с.

4. Гордеева О.В. Проблемная лекция как форма обучения в вузе // Современные вопросы теории и практики обучения в вузе: сборник научных трудов. - Вып. 19. Новокузнецк: СибГИУ, 2016. - С. 42-48.

5. Кобзева Е.В. Поликодовый текст как объект филологического анализа / Е.В. Кобзева // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - № 10 (123). Волгоград: ВГПУ, 2017. -С. 58-62.

6. Ладыженская Т.А. Педагогическое речеведение. Словарь-справочник. - М.: Флинта, Наука, 1998. - 312 с.

7. Орлова Т.Г. Обучение жанрам поликодовых текстов в школе и в вузе: автореф. на соиск. ученой степ. канд. пед. наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). -М., 1995. - 16 с.

Педагогика

УДК 371.311.1

кандидат педагогических наук, доцент Филатова Ольга Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Фролова Нина Владимировна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); магистрант Ермолаева Екатерина Львовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЦЕННОСТНЫМИ ОРИЕНТАЦИЯМИ ВО ВНЕАУДИТОРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация. В данной статье рассмотрены принципы формирования гражданской активности обучающихся ценностными ориентациями во внеаудиторном пространстве. Проведенным экспериментом были разработаны организационные основы работы с обучающимися и модель развития гражданской активности обучающихся духовно-нравственными и патриотическими ценностными ориентациями в профессиональной образовательной организации.

Ключевые слова: развитие, гражданская активность обучающихся, внеаудиторная деятельность, профессионально образовательная организация, ценностные ориентации.

Annotation. This article examines the principles of developing students' civic engagement by value orientations in the extracurricular space. The conducted experiment developed the organizational foundations of work with students and a model for the development of civic engagement of students with spiritual, moral and patriotic value orientations in a professional educational organization.

Keywords: development, civic activity of students, extracurricular activities, professional educational organization, value orientations.

Введение. Основой для разработки новых принципов развития и формирования гражданской активности обучающихся могут быть, усредненные в российских масштабах, результаты социально-педагогической диагностики. В тоже время дифференцированные результаты с учетом специфики учебного заведения и контингента обучающихся могут быть основой для разработки конкретной модели развития гражданской активности обучающихся, и основных социально-педагогических тенденций, которые требуют учета и внимания к воспитательной деятельности [3, 12].

Однако следует подчеркнуть, что все аспекты, безусловно, сказываются на процессах и результатах развития гражданской активности обучающихся, а так же выявленные в социологических исследованиях тенденции на фоне перемен в политике, экономике и образовании России усиливают как развивающие, так и разрушительные аспекты, поэтому все это ставит вопрос о целесообразности изменения принципов построения развития гражданской активности обучающихся, требующие более активной деятельности в образовательной политике.

Изложение основного материала статьи. В качестве ведущего принципа воспитание из зоны ближайших интересов можно разделить на три группы: воспитания, организации и опережающей

воспитательной работы. Теория Л.С. Выготского о «зоне ближайшего развития» обосновывает эффективность обучения [1, 10], помогая выявить способности обучающегося.

Социализация обучающихся прослеживается на всех стадиях развития жизнедеятельности человеческого рода, начиная от первобытнообщинного строя. Развитие идеи духовно-нравственной ориентации и теоретического осмысления проблемы формирования и развития гражданской активности личности осуществил древнекитайский философ Конфуций.

Гражданскую активность будущего специалиста можно формировать в пространстве первичного коллектива, а не в рамках учебно-воспитательного процесса формированием профессиональных качеств, так как нужна научно-организованная система всех воздействий, а составной частью этой системы является внеаудиторная деятельность профессиональной образовательной организации. В период обучения обучающийся развивает в себе способности к самостоятельному решению творческих задач, либо проходит подготовку на роль исполнителя служебных функций, поэтому считают внеаудиторную деятельность средством духовно-нравственного и патриотического развития. Проводимую после занятий внеаудиторную деятельность с видами и формами работы образовательного качества кураторами, общественными организациями, педагогами - предметниками, социальными педагогами, методистами, мы определили экспериментальными исследованиями [4].

Организация внеаудиторной деятельности не должна ограничиваться получением предметных показателей, а формировать общественно значимые мотивы поведения повседневной жизнедеятельности. Внеаудиторная деятельность в основном зависит от запросов и интересов обучающихся, как правило, содержание и формы этой работы способствуют понимать, что это нужно обществу и каждому обучающемуся. Выбираются такие организационные формы внеаудиторных занятий, которые в процессе жизнедеятельности отражают отношение педагогов и обучающихся.

Для развития позитивной духовно-нравственной и патриотической ориентации у обучающихся следует применять такие формы работы, которые вызывают потребность участвовать в подготовке и проведении воспитывающих ситуаций и их проведении. Мы выделяем формы внеаудиторной деятельности, как общественно-организаторская деятельность; художественно-эстетическая деятельность; научная деятельность обучающихся; трудовая деятельность; физкультурно-оздоровительная работа; деятельность в выборных органах управления.

Результатами общественно-организаторского развития и формирования гражданской активности определяется духовно-нравственная и патриотическая ориентация, главным условием формирования которой является внеаудиторной деятельность, вооружающая обучающихся всесторонними представлениями о духовных и нравственных ценностях, расширяя мировоззрения, вовлекая обучающихся в общественно-полезные дела.

Следует отметить, что внеаудиторная деятельность обучающихся должна способствовать развитию соответствующей направленности положительных и нравственных качеств личности. В учебном заведении внедряются инновационные и уже проверенные формы и виды работ, поэтому развитию профессиональной и познавательной направленности оказывает существенное значение научно-исследовательская деятельность обучающихся. Развитие личности обучающегося, которая востребована в современных цифровых условиях на рынке труда, предъявляет огромные требования к внеаудиторной деятельности, к содержанию мероприятий и методике их организации [6, 7].

Внеаудиторная деятельность обучающихся стала сегодня очень важной, так как влияние внеаудиторного пространства на обучающихся стало интенсивным, поэтому в нашем исследовании главной задачей внеаудиторной работы стало развитие гражданской активности личности и ее отношения к избранной профессии.

Взаимное сочетание социальных мотивов, собственно лежащих в самой деятельности позволяет осуществлять внеаудиторная деятельность профессиональной образовательной организации, поэтому реальной целью духовно-нравственного и патриотического ориентирования обучающихся является формирование духовно-активной, нравственной личности [2].

Проведенными экспериментальными исследованиями были разработаны организационные основы работы с обучающимися, наряду с проектируемым представлением сущности и структуры развития гражданской активности обучающихся духовно-нравственными и патриотическими ценностными ориентациями, а также моделью развития гражданской активности обучающихся духовно-нравственными и патриотическими ценностными ориентациями в профессиональной образовательной организации. Организационная структура работы с обучающимися по педагогической модели показана таким образом, что в процессе проектирования развития гражданской активности обучающихся духовно-нравственными и патриотическими ценностными ориентациями была разработана основная система внеаудиторной работы с обучающимися профессионально образовательной организации, которая сопряжена с их учебной деятельностью через соблюдения смыслового единства элементов образовательного пространства. Организационная структура внеаудиторной работы, внедренная авторами исследовательского эксперимента в Городецком губернском колледже (Нижегородской области), является основой реализации концептуальной педагогической модели развития личности [3, 5].

Модель внеаудиторной деятельности, может реализовываться следующим образом:

- обучающиеся включаются в активную деятельность, не выступая в роли пассивных наблюдателей;

- деятельность обучающихся способствует общеобразовательной, духовно-нравственной и профессиональной подготовке при любых мероприятиях, заданиях, поручениях.

Организации воспитательной деятельности в учебном заведении с целью обеспечения духовно-нравственного и патриотического развития обучающихся для гражданской активности имеют следующие принципы:

- с текущими событиями внутренней и международной общественно-политической жизни систематически знакомить обучающихся;

- в процессе совместной деятельности с обучающимися, педагогами, деятелями науки и искусства разнообразить систему отношений обучающихся;

- в общественно-политическую жизнь города регулярно вовлекать обучающихся;

- в общественно полезный труд колледжа вовлекать обучающихся;

- виды внеаудиторной деятельности последовательно расширять.

Система организации внеаудиторной работы колледжа, которую предложили экспериментальным исследованием, позволила разработать и внедрить в деятельность колледжа «Программу внеаудиторной воспитательной работы с обучающимися». Разработанная программа включила теоретический и практический разделы:

- по развитию духовно-нравственной и патриотической ориентации гражданской активности обучающихся общие цели и задачи организации воспитательной работы;

- реализация цели и решения поставленных задач;

- разработка содержания основных направлений программы;

- реальная система мероприятий внеаудиторной деятельности;

- включение привлекаемых исполнителей;

- реальные сроки исполнения.

Обучающиеся имеют все благоприятные предпосылки для формирования духовно - нравственной и патриотической ориентации гражданской активности во внеаудиторной деятельности. Целесообразно выделить необходимость развития будущих специалистов, духовно и нравственно ориентированных, как самостоятельной и творческой личности, креативной, духовной, доброжелательной.

Использование для разделения обучающихся на группы по уровню развития духовно-нравственной и патриотической ориентации гражданской активности личности позволило готовить специалистов-профессионалов, способных найти эффективное решение в любой ситуации. Значимость общественной деятельности в подготовке будущего специалиста профессионального образования позволило определить группы по уровню развития гражданской активности духовно-нравственными и патриотическими ориентациями [3, 5].

Проводимые экспериментальные исследования подталкивают нас к необходимости уделять большое внимание общественной работе, так как она изменяет внутренний облик обучающихся. Считаем целесообразным включение всех без исключения обучающихся в разнообразную общественную работу. Это говорит о том, что такие устойчивые положительные качества личности, как умение планировать время, умение управлять людьми, общительность, самодисциплина, необходимы каждому обучающемуся [11].

Спланированная культурно-ориентированная внеаудиторная деятельность колледжа, явившаяся средством дополнения содержания и форм деятельности, стала фактором обеспечивающим развитие духовно - нравственной и патриотической ценностной ориентации гражданской активности обучающихся колледжа. Сохраняя ход и методику экспериментальной работы и для доказательства наличия коррекции духовно-нравственной и патриотической ориентации гражданской активности обучающихся в процессе их жизнедеятельности на заключительном этапе нашего исследования мы проделали работу по выявлению направленности развития гражданской активности личности духовно - нравственными и патриотическими ориентирами [3, 5].

Следует отметить, что толерантность, трудолюбие, предприимчивость, ответственность, порядочность, креативность, самодисциплина, деловитость, милосердие оказались наиболее престижными духовно-нравственные качествами. При немаловажных социально-экономических условиях жизнедеятельности общества определяют при анализе полученных результатов эксперимента значительное увеличение количества обучающихся, которых можно отнести к категориям обучающихся с «высоким» уровнем развития духовно-нравственных и патриотических ориентиров - 55%, со «средним» уровнем - 38 % и с «низким» - 7% [3].

Выводы. Основным способом формирования духовно-нравственной и патриотической ориентации гражданской активности личности обучающегося является внеаудиторная деятельность с обучающимися.

Процесс экспериментальных исследований позволил выделить особенности, которые характеризуют обучающихся колледжа, а также дать характеристику внеаудиторной деятельности с ее видами и формами, и с ее особенностями, а целесообразность включения обучающихся в различные виды внеаудиторной деятельности стало необходимым приобретение новых качеств личности, а в конечном итоге - развитие высоких духовных интересов обучающихся, способствующих развитию духовно-нравственных и патриотических ценностных ориентаций гражданской активности личности.

Внедренная педагогическая модель развития и формирования гражданской активности личности и система организации внеаудиторной деятельности учебного заведения дали возможность:

- внести новое содержание во внеаудиторную работу учебного заведения;

- создать систему внеаудиторной деятельности с основными направлениями обеспечения процесса развития социально-нравственных и патриотических ориентаций гражданской активности личности обучающегося;

- значительно активизировать деятельность центров студенческого самоуправления и общественных организаций.

В результате экспериментальной работы можно констатировать, что выполнен теоретический анализ педагогического процесса развития гражданской активности личности обучающихся духовно-нравственными патриотическими ценностными ориентациями, и определены основные подходы к педагогическому процессу проектирования гражданской активности личности духовно-нравственными и патриотическими ценностными ориентациями во взаимодействии в учебной и внеучебной деятельности обучающихся.

Литература:

1. Ахиезер А.С. Россия как большое общество // Вопросы философии, 1993, №1. - С. 3-9.

2. Кисляков П.А., Меерсон А.Л., Егорова П.А. Показатели психологической устойчивости личности к социокультурным угрозам и негативному информационному воздействию // Вестник Мининского Университета, Т.8 (2), 2020.

3. Петров А.Ю., Ериков В.И., Петров Ю.Н. Компетентностно-личностное развитие обучающихся в пространстве профессиональной образовательной организации - Н. Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2021. - 195 с.

4. Петров А.Ю. Дуальная система в профессиональном образовании при сетевом взаимодействии профессиональной образовательной организации. Учебно-методическое пособие / А.Ю. Петров, Н.С. Петрова, О.Н. Филатова, Н.В. Васильева. - Н. Новгород. 2018. - 76 с.

5. Петров А.Ю. Развитие ранней профориентационной деятельности в системе профессионального образования: Коллективная монография / А.Ю. Петров, Ю.Н. Петров, В.И. Ериков, Л.С. Голычева,

И.В. Жилина, Л.А. Монцева, Н.С. Петрова, Е.А. Устинова, О.Н. Филатова, Т.К. Чернонебова. - Н. Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2019. - 188 с.

6. Петров Ю.Н., Фирсов М.В., Филатова О.Н. Познавательное направление развития цифровизации профессионального образования // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. - 2020. - № 2 (52).

7. Петров Ю.Н., Филатова О.Н. Профессиональное образование в современном цифровом пространстве // Нижегородское образование. 2019 №1. - С. 30-33.

8. Роджерс К. К науке о личности // История зарубежной психологии. М., 1986. - С. 209.

9. Сухомлинский В.А. Этюды о воспитании // Народное образование. 1967. - №2. - С. 42.

10. Ушинский К.Д. Избр. пед. соч. - М., 1953. - Т. 1. - С. 611.

11. Хамитов Э.Ш. Формирование контингента гуманитарного вуза: теория и практика. Дис. докт. пед. наук. - Оренбург, 2000. - С. 120.

12. Markova S.M. Forecasting the development of professional education // Markova S.M., Tsyplakova S.A., Sedykx E.P., Khizhnaya A.V., Filatova O.N. Lecture Notes in Networks and Systems. - 2020. - Т. 91. - С. 452-459.

Педагогика

УДК 514.18

старший преподаватель кафедры лесного хозяйства, деревообработки и прикладной механики Фисунова Людмила Владимировна

Государственный аграрный университет Северного Зауралья (г. Тюмень); студентка бакалавриата Вишневская Анастасия Вячеславовна

Государственный аграрный университет Северного Зауралья (г. Тюмень)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ КОМПЬЮТЕРНЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19 В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ НАЧЕРТАТЕЛЬНОЙ ГЕОМЕТРИИ

Аннотация. В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с обучением студентов первого курса в условиях дистанционного формата преподавания дисциплины. Рассматриваются условия, выделяются плюсы и минусы данного формата обучения. Формат обучения основан на зрительной способности человека воспринимать информацию. Предлагаются различные методы коммуникации между студентами и преподавателями. В рамках статьи проведён опрос среди студентов, который отражает их отношение к дистанционному обучению. В условиях пандемии COVID-19 основной задачей всех образовательных учреждений стала возможность обучения учащихся в дистанционном формате. Сложности возникли во всех сферах жизни, не стало исключением и высшее медицинское образование. В то же время возникшая ситуация послужила катализатором внедрения цифровых технологий в систему образования, когда возможным стало только дистанционное обучение [11. Образовательные учреждения в сжатые сроки должны были полностью перейти на удаленный формат организации учебного процесса. В связи с этим руководство Государственного аграрного университета Северного Зауралья (ГАУСЗ) приняло решение о переводе педагогического процесса в дистанционную форму обучения для безопасности студентов и преподавателей, сократив до минимума необходимость их физического присутствия в аудиториях.

Ключевые слова: начертательная геометрия, компьютерные технологии, студент, онлайн, коммуникации, пандемия, covid-19, обучение, процесс, дистанционный формат, специалист, преподавание.

Annotation. This article deals with the issues related to the training of first-year students in the conditions of the remote format of teaching the subject. The conditions are considered, the pros and cons of this training format are highlighted. The training format is based on the visual ability of a person to perceive information. Various methods of communication between students and teachers are offered. As part of the article, a survey was conducted among students, which reflects their attitude to distance learning. It is concluded that such training is not suitable for all students. In the context of the COVID-19 pandemic, the main task of all educational institutions has become the possibility of teaching students in a distance format. Difficulties arose in all spheres of life, and higher medical education was no exception. At the same time, this situation served as a catalyst for the introduction of digital technologies into the education system, when only distance learning became possible [1]. Educational institutions in a short time had to completely switch to the remote format of the organization of the educational process. In this regard, the management of the State Agrarian University of the Northern Trans-Urals (GAUSZ) decided to transfer the pedagogical process to distance learning for the safety of students and teachers, reducing to a minimum the need for their physical presence in the classroom.

Keywords: descriptive geometry, computer technology, student, online, communication, pandemic, covid-19, learning, process, distance format, specialist, teaching.

Введение. Профессорско-преподавательский состав, столкнувшись с определенными трудностями, не был готов обучать студентов в дистанционном формате. Некоторые дисциплины очень сложно проводить в онлайн режиме, так как они предусматривают множество практических элементов. Но все же, в течение времени многие сложности были исчерпаны и дисциплины были перенесены полностью в дистанционный формат. Также получилось сделать с дисциплиной «Начертательная геометрия», которая предусматривает множество практических заданий и чертежей, учебной информации. Введение её в дистанционный формат стало возможно с помощью множеств современных технологий, без которых невозможно представить современный мир [1].

С появлением пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 стало возможно более подробно обучить студентов новым технологиям, без знаний которых невозможно представить высококвалифицированного специалиста. Каждый студент должен знать основы компьютерных технологий. Дистанционное преподавание дисциплины позволило более обширно изучить множество из них. С помощью современных технологий процесс обучения кардинально поменялся, появилась возможность моментально находить нужную информацию, позволяющую погрузиться в творчество.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.