Научная статья на тему 'МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ГРАФИКЕ'

МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ГРАФИКЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЦЕСС / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОСПРИЯТИЕ / МЕТОДЫ / ГРАФИКА / НАТЮРМОРТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Голубева Мария Даниловна, Бакиева Ольга Афанасьевна

Авторы рассматривают проблему художественного восприятия в художественном образовании на примере работы детской художественной школы. Авторами проанализированы исследования с целью рассмотрения сущности данного процесса, уточнено понятие «художественное восприятие», выявлены методы (наблюдения, анализ художественных произведений художников, метод показа) развития художественного восприятия обучающихся ДХШ на занятиях по графике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Голубева Мария Даниловна, Бакиева Ольга Афанасьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF DEVELOPING ARTISTIC PERCEPTION OF STUDENTS IN GRAPHICS CLASSES

The authors consider the problem of artistic perception in art education on the example of the work of children's art school. The authors have analyzed the research in order to examine the essence of the process, to clarify the notion of "artistic perception", to reveal the methods (observation, analysis of artists' artistic works, the method of demonstration) of development of artistic perception of students studying at art school on graphic art classes.

Текст научной работы на тему «МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ГРАФИКЕ»

Литература:

1. Гущин, А.В. Особенности реализации информационной стратегии высшей образовательной организации / А.В. Гущин, О.И. Ваганова, О.Н. Филатова // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. -2021. - № 3 (57). - С. 47-51.

2. Малушко, Е.Ю. Система электронного образования как инструмент повышения конкурентоспособности специалиста в условиях цифровой экономики / Е.Ю. Малушко, В.Г. Лизунков // Вестник Мининского университета. - 2020. - Т. 8. - №2.

3. Петров, ЮН. Познавательное направление развития цифровизации профессионального образования / Ю.Н. Петров, М.В. Фирсов, О.Н. Филатова // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. - 2020. - № 2 (52). - С. 7-11.

4. Солодова, П.А. Цифровой сертификат как средство повышения квалификации в современном обществе / П.А. Солодова, П.Н. Чеснокова, О.Н. Филатова // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - №71(3). -С. 206-208.

5. Филатова, О.Н. Педагог профессионального обучения в будущем цифровом образовательном пространстве / О.Н. Филатова, Г.А. Грибина, Е.Л. Ермолаева // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - №67(1). -С. 245-248.

6. Филатова, О.Н. Профессиональное образование в современном информационном обществе / О.Н. Филатова, А.В. Гущин, Н.А. Шобонов // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - №61(2). - С. 200-202.

7. Филатова, О.Н. Преимущества и недостатки дистанционного обучения / О.Н. Филатова, Е.В. Лукина, П.В. Канатьев // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - №72(2). - С. 287-289.

8. Филатова, О.Н. Интеграция традиционных и цифровых технологий в профессиональном образовании / О.Н. Филатова, Д.В. Пьянзина // Горизонты образования. - 2021. - С. 199-201.

9. Филатова, О.Н. Педагогический кванториум как средство повышения цифровых компетенций / О.Н. Филатова, Т.Д. Феофанова, А.Д. Маркова // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. - 2022. -№ 1 (59).

10. Petrov, Y.N. Change of the Level of Working Capacity of a Student in the System of Professional Education Under Mental Load / Yury N. Petrov, Alexey Y. Petrov, Nina S. Petrova, Nadezhda V. Syrova, and Olga N. Filatova // Lecture Notes in Networks and Systems. 2020. - Т. 129. - С. 925-932.

УДК 373

МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО

ГРАФИКЕ

студент Голубева Мария Даниловна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования

«Тюменский государственный университет» (г. Тюмень); кандидат педагогических наук, доцент кафедры искусств Бакиева Ольга Афанасьевна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования

«Тюменский государственный университет» (г. Тюмень)

Постановка проблемы. Восприятие искусства подрастающим поколением, является одной из важнейших задач художественного образования, потому что в этом процессе происходит осмысление, освоение духовных ценностей произведений искусства. Данная проблема не нова. Вопросы восприятия, которые охватывают процессы мышления, возникновение чувств и ощущений человека интересуют современных специалистов разных областей, таких как психологи, художники, педагоги и т.д.

Изложение основного материала исследования. Процесс художественного восприятия связан с произведениями искусства, который в основе своей содержит два основных компонента художественное творчество автора и художественное восприятие зрителя, что позволяет осуществить взаимодействие, коммуникацию.

Эту особенность художественного восприятия отмечал в своих исследованиях М.М. Бахтин, который обозначил такую коммуникацию термином «диалог», посредством которого происходит эмпатия [6]. Великий русский писатель и педагог Л.Н. Толстой придавал огромное значение воздействию произведений искусства на ученика, считал сопереживание автору произведения зрителем, слушателем, читателем важнейшим итогом такого воздействия [4].

Таким образом, ученые подчеркивали важную особенность художественного восприятия, такую как диалогичность, двойственность, которая является важным компонентом обучения и воспитания подрастающего поколения.

По мнению психологов процесс художественного восприятия связан с осмыслением художественного образа в произведениях, которые представлены через предметность, цельность, константность и категориальность (осмысленность).

Так, например Л.С. Выготский рассматривал проблему художественного восприятия как деятельность сознания, сочетание художественного чувства, воображения, мышления, представлений, где в таком процессе важнейшим, доминирующим элементом являются эмоции и чувства, возникающие в самом процессе восприятия, также называемые «умные эмоции» [1].

В своих исследованиях этого феномена, Выготский пришел к выводу, что художественное восприятие можно представить как диалог, который имеет четыре этапа. Каждый из этапов, начиная со второго, характеризуется изменением содержания диалога.

Рубинштейн С.Л. писал о восприятии, как о способности воспроизведения, воссоздания содержания, смысла произведения и его выразительности [5].

Таким образом, в психологии возникло понимание процесса художественного восприятия как способность к общению с автором произведения, способность к осмыслению авторской идеи, восприятие окружающей действительности.

Однако, на ряду с пониманием процесса художественного восприятия как диалога зрителя и автора, на основе этого возникновение чувств эмпатии и осмысления замысла, существует понимание того, что художественное восприятие не

только позволяет осваивать духовные ценности этих произведений, основанный на опыте автора, но и переносить полученные впечатления на собственную художественную деятельность (В.В. Давыдов, О.И. Никифоров) [7].

Таким образом, можно обобщить проанализированные исследования различных авторов и рассматривать художественное восприятие как процесс развития способности к общению с автором произведения, к осмыслению авторской идеи основанный на опыте автора, и возможность переноса полученных впечатлений на собственную художественную деятельность.

Одним из самых выразительных и доступных для восприятия жанров изобразительного искусства является графика. В процессе выполнения графического рисунка художник изучает воспринимаемый образ или объект, выделяет в нём главное, основываясь на своём жизненном опыте и профессиональных знаниях. Он видит форму, фактуру, тон и пропорции предмета.

При грамотной организации учебного процесса, при котором будут использованы различные педагогические приёмы и методы обучения, наиболее доступные для реализации художественные приемы, техники графических упражнений и творческих работ, возможно будет достигнуть высокого уровня художественного восприятия.

Так, натюрморт может относиться по предметному содержанию к разным культурам, народам. Через национальные предметы быта ученики могут изучать особенности разных народов. Это способствует этнической толерантности учащихся и повышению уровня их насмотренности, так как многие предметы быта разных народов изобилуют декоративными яркими орнаментами.

Следовательно, декоративный натюрморт можно рассматривать как объект художественного замысла, в котором большое значение играют окружающая среда, задачи обучения, методы обучение, нахождение средств художественной выразительности, уровень опыта.

Таким образом, можно уточнить наше определение, что художественное восприятие натюрморта - это эмоциональное восприятие окружающей действительности и предметов искусства, сопричастность с художником декоративного натюрморта (выразительность, творческий опыт при использовании различных графических способов стилизации предметов и их декоративного оформления) и на основе этого умение применять свой опыт и способности при выполнении графического декоративного натюрморта.

На данный момент есть две системы обучения изобразительному искусству, В.С. Кузина и Б.М. Неменского. Методика Б.М Неменского не про изучение искусства на уроках, а про его «проживание» детьми. В.С. Кузин делает упор на рисование с натуры и ассоциативный приём.

Б.М. Неменский ставит на первое место эмоционально-образное развитие детей. В этой программе натюрморт изучается в 6 классе во второй четверти. Тема называется «Мир наших вещей. Натюрморт», ей посвящено 8 часов [2].

В данной программе с помощью средств натюрморта реализуется владение композицией обучающихся, фантазией, развитие пространственного и образного мышления. Также внимание уделяется развитию эмоционально-эстетического восприятия. В программе рассматриваются произведения художников с целью анализа их мыслей и переживаний, и их представлений об окружающей эпохе и мире.

В.С Кузин ориентировал программу на обучение реалистическим основам изображения через освоение графической грамоты. В шестом классе этой программы для темы «Натюрморт» отведено 11 уроков. Натюрморт рассматривается как жанр изобразительного искусства, изучается форма предметов и выразительные средства живописи, законы перспективы и светотень. В разделе «Особенности натюрморта» изучается конструкция предметов, изображение предметов с помощью линейной перспективы и постановка натюрморта [3].

Как указывают педагоги в процессе формирования художественного восприятия можно использовать различные методы наблюдения, показа и анализа художественного произведения.

Метод показа особенно эффективен, так как учащиеся имеют возможность использовать полученные знания на практике. Знания лучше усваиваются, когда последовательные действия показываются на примере. Мы сделаем акцент на методе анализа.

Метод анализа помогает глубже прочувствовать произведение и замысел художника. Взгляду открываются более подробные детали, у обучающихся развивается художественная насмотренность, что способствует пониманию тона, композиции и линии в изображении. Во время анализа можно изучить творческий опыт художника, выявить графические способы изображения предметов, приёмов стилизации, декорирования и т.д.

В соответствии с темой и целью исследования нами были проанализированы психолого-педагогические условия проведения опытно-поисковой работы на базе МАУ ДО «ДХШ им А.П Митинского», расположенного по адресу ул. 50 лет октября, 39/4.

В учреждении реализуется дополнительная образовательная программа «Изобразительное искусство». В данную программу входит обучение рисунку, живописи и композиции, скульптуре.

Теме натюрморта отводится 72 часа. Программа курса соответствует возрастным особенностям детей, отражает связь с календарно-пространственным представлением о мире.

На занятиях педагог использует теоретические методы обучения (беседы, объяснение заданий, постановка задач) и практические (обучающие задания, наброски, зарисовки, длительные задания). Главный принцип обучения - от простого к сложному.

В результате мы установили, что в МАУ ДО «ДХШ им А.П Митинского» созданы благоприятные условия для проведения опытно-поисковой работы по выявлению уровня развития художественного восприятия у обучающихся по различным критериям с помощью практических заданий и упражнений по теме «Декоративный натюрморт».

На первом этапе поисковой работы среди обучающихся была проведена начальная диагностика, направленная на выявление начального уровня развития художественного восприятия обучающихся. На втором этапе были подготовлены уроки и проведены занятия по теме исследования, которые включали в себя упражнения и практические задания, направленные на развитие художественного восприятия обучающихся средствами графики. На третьем этапе, который являлся итоговым, мы провели итоговую диагностику уровня художественного восприятия обучающихся.

Для выделения критериев сформированности художественного восприятия средствами графики (на примере декоративного натюрморта) мы использовали уточнённое нами определение, с учётом возрастных особенностей обучающихся были разработаны диагностические задания.

Первое задание - опрос. На занятии производится диагностика на выявление двух показателей: эмоциональность и образность восприятия.

Второе задание - творческое задание «Придумай и изобрази образ». На данном занятии производится диагностика показателей эмоциональности восприятия, образности и способности применять творческий опыт в собственной художественной деятельности в ходе выполнения графической композиции.

В процессе выполнения диагностических заданий некоторые ребята испытывали затруднения, но большинство справилось хорошо, что обусловливается прохождением предыдущих курсов дополнительного образования «Изобразительное искусство».

На основании изученных результатов можно сказать, что показатели исследуемых качеств обучающихся находятся на среднем уровне.

В ходе проведения развивающего этапа было проведено 8 занятий по графике с обучающимися, в ходе которых были использованы задания и упражнения по принципу «от простого к сложному», использовались приемы стилизации в ходе выполнения упражнений и графического декоративного натюрморта; педагогом на занятиях применялись педагогические методы (наблюдения, анализ художественных произведений художников, работающих в жанре декоративный натюрморт, метод показа).

Повторная диагностика показала динамику по двум показателям: эмоциональность, образность восприятия и способности применять творческий опыт в собственной художественной деятельности в ходе выполнения графической композиции.

Выводы. Таким образом, в ходе исследования нами было установлено, что художественное восприятие мы рассматриваем как процесс развития способности к общению с автором произведения, к осмыслению авторской идеи основанный на опыте автора, и возможность переноса полученных впечатлений на собственную художественную деятельность; в ходе анализа программ нами было выявлены методы (наблюдения, анализ художественных произведений художников, метод показа), направленные на развитие художественного восприятия у обучающихся ДХШ, которые были проверены в процессе проведения диагностических заданий и упражнений на занятиях по графике и развивающего этапа, итоги которого убедительно доказывают эффективность методов.

Аннотация. Авторы рассматривают проблему художественного восприятия в художественном образовании на примере работы детской художественной школы. Авторами проанализированы исследования с целью рассмотрения сущности данного процесса, уточнено понятие «художественное восприятие», выявлены методы (наблюдения, анализ художественных произведений художников, метод показа) развития художественного восприятия обучающихся ДХШ на занятиях по графике.

Ключевые слова: процесс; художественное восприятие; методы; графика; натюрморт.

Annotation. The authors consider the problem of artistic perception in art education on the example of the work of children's art school. The authors have analyzed the research in order to examine the essence of the process, to clarify the notion of "artistic perception", to reveal the methods (observation, analysis of artists' artistic works, the method of demonstration) of development of artistic perception of students studying at art school on graphic art classes.

Key words: process; artistic perception; methods; graphics; still life.

Литература:

1. Выготский, Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский. - Москва: Издательский дом «Искусство», 1965. - 379 с.

2. Изобразительное искусство. Рабочие программы 5-8 класс, 3-е издание / Б.М. Неменский, Неменская Л.А, Горяева Н.А, Питерских А.С - Москва: Просвещение, 2020. - 197 с.

3. Кузин, В.С. Основы обучения изобразительному искусству в школе. Пособие для учителей. Изд. 2-е, доп. и перераб. - М.: «Просвещение», 1977. - С 80-82.

4. Лученецкая-Бурдина И.Ю. Теория искусства Л.Н. Толстого и литературные опыты писателя / И.Ю. Лученская-Бурдина // Ярославский педагогический вестник. - 2015. - №5. - Электронный ресурс. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoriya-iskusstva-l-n-tolstogo-i-literaturnye-opyty-pisatelya (дата обращения: 22.02.2022).

5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии, 2-е издание / С.Л. Рубинштейн. - Питер, 2002. - С. 276-277.

6. Чумаколенко Н.А. Теория «Диалога культур» М.М. Бахтина В.С. Библера и развитие медиаобразования в художественно-эстетическом образовании и воспитании школьников // Теория и практика общественного развития. - 2013. - №1. - Электронный ресурс. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoriya-dialoga-kultur-m-m-bahtina-v-s-biblera-i-razvitie-mediaobrazovaniya-v-hudozhestvenno-esteticheskom-obrazovanii-i-vospitanii (дата обращения: 22.02.2022).

7. Шацкий Е.О. Отечественные психологи о воздействии художественной литературы / О. Е. Шацкий // Электронный ресурс. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otechestvennye-psihologi-o-vozdeystvii-hudozhestvennoy-literatury (дата обращения 21.02.2022)

УДК 378

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ СТОРОНЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

студент Гребеньщеков Даниил Михайлович Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород);

студент Никишина Анастасия Юрьевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

Постановка проблемы. Непрерывные инновации являются неотъемлемой чертой современной действительности во всех сферах деятельности, что мотивирует к постоянному совершенствованию и развитию, овладению новыми знаниями и компетенциями, в том числе в смежных отраслях науки. В то же время это подразумевает автоматизацию формальных и рутинных действий, открывающую простор для человеческого творчества и критического оперирования потоком данных, и, как следствие, глобализацию человеческой деятельности [2, 6].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.