МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
ББК 74.268.51р30 УДК 378.016
О.Н. ЧИГИНЦЕВА
МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ КОМПОЗИЦИОННОГО МЫШЛЕНИЯ
O.N. CHIGINTSEVA
У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ
METHODS OF DEVELOPMENT OF COMPOSITE THINKING OF FUTURE TUTORS
Рассматриваются проблемы и специфика развития композиционного мышления у будущих учителей начальных классов и педагогов изобразительного искусства в общеобразовательной школе. Представлены различные классификации методов, используемых в работе со студентами в процессе изобразительной деятельности, описаны оптимальные методы работы по развитию композиционного мышления у будущих учителей начальных классов в процессе освоения изобразительного искусства.
The problems and specific character of the development of composite thinking of future tutors of an elementary school and pedagogics of graphic art at school are being examined. Classifications of methods, used in the process of student's graphic activity, are represented, optimal methods of the development of composite thinking of future tutors of an elementary school in the process of application of graphic art are described.
Ключевые слова: классификация методов обучения, методы проблемного обучения изобразительному искусству, композиционное мышление студентов.
Key words: classification of methods of learning, methods of problem learning of graphic art, composite thinking of students.
Развитие композиционного мышления у будущих учителей начальных классов позволяет развивать не только навыки изобразительной деятельности, но формировать объемные представления о мире, создавать благоприятные условия овладения целостным видением проблем эстетического образования, развития и воспитания детей младшего школьного возраста.
В школе развитие композиционного мышления учащихся на уроках изобразительного искусства осуществляется на основе развивающего обучения, которыми занимались Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов. Так, В.В. Давыдов, характеризуя проблемы развивающего обучения на уроках изобразительного искусства, отмечает важную роль композиции как способа создания художественной формы.
В современных программах «Изобразительное искусство» для начальной школы таких авторов, как В.С. Кузин, Б.М. Неменский, Т.Я. Шпикалова при всем многообразии подходов к обучению учащихся изобразительному искусству проблемы композиции затрагиваются лишь частично. Однако имеющиеся развивающие композиционные упражнения отличаются достаточной разработанностью, рассматриваются такие закономерности композиции, как ритм линий, ритм цвета, пропорции, контраст и нюанс цвета, тона, декоративность и реалистичность, светотень, перспектива. Доминирующими практическими методами являются: у В.С. Кузина - метод изучения и рисования с натуры, у Б.М. Неменского, Т.Я. Шпикаловой - метод драматизации, широких ассоциаций. Методы обобщения и анализа включены лишь частично, например, рисование по схеме, что не в полной мере способствует развитию
композиционного мышления учащихся. Сказанное подтверждает необходимость развития у будущих педагогов композиционного мышления в процессе профессиональной подготовки и освоения ими разнообразных методов активизации деятельности детей по развитию композиционного мышления.
Положения, утверждающие важную роль композиционного мышления в изобразительной деятельности, изложены в работах Н.Н. Волкова, В.С. Кузина, Б.М. Неменского, В.А. Фаворского, Е.В. Шорохова. Рассмотрим более подробно ведущие методы и формы обучения изобразительному искусству в вузе, направленные на развитие композиционного мышления студентов.
В соответствии с классификацией И.Я. Лернера и М.Н. Скаткина, методы разделяют с учетом характера познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, проблемного изложения, частично-поисковые, эвристические, исследовательские [2, с. 71].
Использование методов проблемного обучения в изобразительной деятельности предлагается Л.И. Панкратовой и В.П. Крыловым. Авторы выделяют следующие словесные методы и приемы: анализ, сравнение, рефлексивные и диалоговые приемы, методы ассоциаций, семантического анализа искусствоведческого материала, систематизации произведений, формального анализа, предметно-пространственного синтеза, построения ориентировочной основы действия, инструкции [5]. Безобъяснительный метод представляет собой самостоятельную работу с учебной и справочной литературой, «переход от внешней к внутренней речи» (Н.Г. Торлопова). Специфический характер в изобразительной деятельности обусловлен введением метода интерпретации художественного образа в виде устного обоснования (проговаривания) авторской идеи (И.Б. Ветрова).
Перечисленные методы нами используются в процессе выполнения студентами упражнений на составление типологии средств художественной выразительности орнамента в произведениях народного декоративно-прикладного искусства, типологии технологических элементов кружева; упражнений на выявление символики орнаментальных композиций (А.Н. Ударцева) и выявления контрастов.
Студентам предлагается во время показа предметов назвать как можно больше контрастов по форме, пропорциям, очертаниям, цвету, фактуре. Объяснительно-иллюстративный метод предъявления учебного материала помогает представлять знакомые явления в новом, художественном качестве. Примером может служить занятие по теме «Формообразование в природе», в котором прием постановки вопросов помогает выделить особенности формы в природе и в искусстве, что способствует, по Л.И. Панкратовой, переходу к исследовательским методам на последующих этапах обучения.
В развитии композиционного мышления особую роль играют наглядные методы: наблюдение, демонстрации, посещение музеев, выставок, экскурсии. Коллективное наблюдение обеспечивается средствами визуализации информации: информационными технологиями и наглядными техническими средствами обучения. Например, студентам предлагаются дидактические таблицы по теме «Изобразительные мотивы сцепного кружева» (А.Н. Ударцева); схемы способов действия «Поэтапный процесс разбиения плоскости на части», информационные плакаты «Виды симметрии», «Виды сеток» (В.П. Крылов). Эффективными являются методы наблюдения за опытами, работа с раздаточным материалом (Н.Г. Торлопова); метод активного наблюдения, требующий анализа, синтеза, сравнения в темах «Орнаментальные образцы», «Ритм и
пропорции в орнаменте», «Орнаментальные стили» Оувэна Джонса и Рассинэ (С.В. Чумакова). Метод демонстрации органично реализуется на основе комплекса наглядных средств, разработанных Л.Н. Зориным в виде таблиц по темам: «Структура композиции. Первичные свойства формы»; «Эмоциональный компонент композиционного мышления», «Способы сочетания форм. Ритм, метр, контраст, нюанс, тождество, пропорции», «Композиционные приёмы. Симметрия, оси, центр, доминанта», «Средства выразительности. Эмоциональные и чувственные свойства форм», «Принципы гармонии», «Плоскость и пространство в графике», «Стилистические типы изображения»; «Познавательный компонент композиционного мышления» [3].
В разделе «История практических методов изучения композиции» студенты проходят такие темы, как: «Линейные и плоскостные фантазии», «Объемные и пространственные фантазии», «Педагогические наброски П. Клее», «Архитектурное изобретательство Я. Чернихова», «Точка и линия на плоскости В. Кандинского», «Видение в движении Л. Моголи-Надь», «Исследование пропорций, ритма, геометрических форм, анализ композиций классических картин Й. Иттена», «Линии, плоскости, пространство, контрасты, поверхности - в графических исследованиях Й. Иттена», «Виды композиции» [3]. Такие темы позволяют развивать не только композиционные навыки, но и формировать композиционное мышление.
Поэтапному освоению материала, направленного на развитие композиционного мышления, способствуют схемы способов действия: «Поэтапный процесс разбиения плоскости на части», информационные плакаты «Формат и его структурные линии», «Силовые поля формата», «Особенности зрительного восприятия человека реального пространства», «Схемы монтажа разновременных точек зрения в панораме города» (Е.А. Черная).
В работе со студентами педагоги реализуют практические методы: кратковременное упражнение-набросок; метод по созданию комбинаций элементарных компонентов формы: точек, линий, плоскостей, объёмов, цвета; приемы комбинаторики; репродуктивный метод (копирование образцов орнаментов народов мира, стилизация образа, анализ композиционных особенностей готового образца орнамента, шрифта (С.В. Городецкая, С.В. Чумакова); метод монтажа разновременных точек зрения при передаче целостного образа пространства в рисунках-панорамах, алгоритмический метод художественного изображения кругового пространства; метод поиска цветовых гармоний.
Примером использования последнего метода может быть задание «Композиционный диктант», направленное на передачу двух противоположных состояний человека или погоды. При этом используется приём активизации воображения - «Фантастический бином» (автор Дж. Родари). К практическим относится безобъяснительный метод, который основан на алгоритмизации. Этот метод используется, например, в упражнении «Преобразование формы и пространственного положения предметов», когда студентам предъявляется материал в виде карт-схем или карт-чертежей, раскрывающих последовательность геометрических построений и обеспечивающих самостоятельное решение композиционной задачи (Л.И. Панкратова). «Метод наложения сетки» применяется при выполнении серии упражнений «Разбиение с последовательной трансляцией трёх точек», а также в задании «Сложная орнаментальная композиция на основе повтора двух ломаных линий по сетке квадратов» (В.П. Крылов).
Многие педагоги применяют исследовательские методы: проектный метод, пространственно-композиционные задачи с двумя альтернативными ре-
шениями, творческое решение учебных задач по композиции, комбинирование ранее известных проблемных ситуаций, метод переноса ранее усвоенных знаний и умений в новую ситуацию с применением приёма трансформации (С.В. Чумакова), рассмотрение объекта изображения с новой, неожиданной стороны (автор С.А. Никитенков); творческий эксперимент с художественными техниками и материалами; письменное обоснование идеи в форме пояснительной записки; погружение в образ на основе сбора материала, зарисовок, записей (И.Б. Ветрова).
Эти методы нами реализуются в процессе выполнения студентами заданий: «Найти примеры применения замкнутой орнаментальной композиции в мировой художественной культуре и систематизировать найденные варианты», «Раскрыть семантику орнамента в выбранном историческом стиле» (С.В. Городецкая); в графическом задании «Версии натюрморта: лирический, драматический, уравновешенный, классический» (Л.Н. Зорин).
Педагоги привлекают такие средства, как схемы «Орнаменты в различных исторических стилях», «Орнаменты различных видов искусства», таблицы «Методики выполнения орнаментов по различным композиционным схемам». Примером использования перечисленных схем с целью формирования композиционного мышления на основе проектного метода может служить задание «Эскиз современного интерьера по орнаментальным мотивам исторического стиля или народного художественного промысла». При этом реализуется принцип связи искусства с жизнью, при котором полученный опыт студентов активизируется при осознании новой темы.
A.Н. Ударцева предлагает метод трансформации образов, который применяется в задании «Стилизация архитектурных образов в орнаментальные кружевные образы» [8]. Подобный метод трансформации Н.Г. Торлопова определяет как «выявление, разрушение и трансформацию стереотипного образа в ходе композиционного поиска». Она также предлагает фронтальный эксперимент с элементами исследования, методы развития творческого воображения и мышления (агглютинизация, гиперболизация, акцентирование, схематизация, типизация), методы моделирования (инверсия, метод новых комбинаций, метод случайных комбинаций, метод идентификации), приёмы активизации мышления (список контрольных вопросов, техника «расчленения», механизм ассоциаций) [7]. Такие методы позволяют акцентировать внимание на различных сторонах композиционного мышления.
B.П. Крылов предлагает исследовательский метод моделирования. Метод применяется в форме поискового задания «Моделирование кривизны иллюзорного пространства сетками геометрического подобия», а также в форме творческой разработки «Эскиз орнаментальной композиции». Е.А. Черная применяет исследовательский метод в поисковом задании «Графическая интерпретация образа на плоскости посредством контрастных отношений объемов, плоскостей, фактур» [9].
Педагоги предлагают самые разнообразные варианты интегрированных методов: сочетание художественного слова и изобразительной деятельности, сочетание двух видов изобразительной деятельности - ручной и компьютерной графики. Нами используется этот метод при создании объемных графических композиций.
И.Б. Ветрова разработала интегрированные методы «полифонического освоения действительности» как сочетания изобразительной деятельности с восприятием и познанием разных видов искусства: музыки, архитектуры,
скульптуры, художественного слова; приём «символических мостиков»; игровые приемы с элементами соревнования и повтора. Автор также предлагает сочетание традиционных профессиональных методов развития творческих качеств студентов с историко-этнографическим аспектом творчества.
Нами используются также методы контроля восприятия искусства и практических работ: методы структурной диагностики с применением таких средств, как логокарты, арт-карты (автор В.В. Шульгина); тестовое задание «Подбери пятно: тождественное, контрастное, нюансное к данным пятнам» (Л.Н. Зорин); метод иконологического анализа художественного произведения Э. Панофского (И.Б. Ветрова).
Б.М. Неменский предлагает при обучении будущих педагогов-художников методы эмоциональной драматизации, интерпретации, метод широких ассоциаций, «свободы в системе ограничений». В основе этого метода лежит музыкально построенный цвето-тональный ритм. Условием композиционной задачи выступает натура (натюрморт, фигура), средства и закономерности композиции: тон, цвет, ритм, пропорции. Целью такого задания является выполнение четырех композиций (первая композиция - реалистическая передача натуры) с последовательным изменением четырех средств композиции, интерпретируя одну тему в трёх направлениях - лирическом, драматическом, оптимистическом. Происходит слом стереотипа пластического мышления, понимания того, что в композиции создается не копия реальности, а параллельный реальности художественный образ. Завершает это задание живописная работа, выполненная в опоре на реальность и в связи с эмоциональной драматургией замысла [5, с. 219]. Такой подход позволяет активизировать композиционное мышление студентов.
Одним из современных методов в высшем образовании является метод компьютерного моделирования, о котором пишут Е.В. Барчугова, Н.А. Рочего-ва. Авторы утверждают необходимость применения компьютерного моделирования в композиционной подготовке студента-архитектора. На наш взгляд, такой метод позволяет включить будущих педагогов в такой вид деятельности, который обеспечивает доступность выполнения студентами заданий с небольшой художественной подготовкой.
Компьютерное моделирование в композиционной подготовке внедряется на основе интегративного подхода. Компьютерное моделирование обеспечивает высокую степень реалистичности изображения (вписывание объекта в среду, присвоение ему различных материалов, освещение, имитация изобразительных техник), что вносит желаемую наглядность в обучение, значительно расширяются границы эксперимента со средствами композиции (увеличивается количество свойств формы: ее массивность, цвет, фактура и освещенность), служит базой для обеспечения мобильности и оперативности творческого поиска. Разработанный Е.В. Барчуговой и Н.А. Рочеговой компьютерный композиционно-комбинаторный курс в Московском архитектурном институте, частично используется нами в работе со студентами по развитию композиционного мышления.
Компьютер используется нами как инструмент для внедрения наглядных методов: демонстрация, «первоначальный банк образов», «графическая схема развития сценария в пространстве», «набор геометрических фигур». Современные технологии компьютерного моделирования обеспечивают внедрение практических и исследовательских методов, приемов, форм обучения: вводные композиционные упражнения «трансформация реальности в образ»,
упражнения по организации композиционной плоскости (метро-ритмические и пропорциональные системы, сетки, модули, мотивы), композиционный тренинг, профессионально-ориентированная игра, игра по правилам «живое комбинаторное поле», инсценирование, приём «интриги в композиционном решении».
Такой подход реализует принцип развернутости, пошаговости обучения. На первой стадии пропедевтического характера можно оперировать любыми подручными средствами - приготовленными заранее «конструкторами»: наборами из простых геометрических фигур, различными системами - модульными сетками, или элементами природы - цветами, деревьями, горами, водными просторами и прочим, - всем, благодаря чему можно организовать композиционное поле. Каждое завершенное упражнение должно быть представлено не единичным ответом, а серией вариантов решения (как минимум - двумя). Цель этой части упражнений - формирование образного мышления у студентов, обучение новому способу видения мира.
Во второй части студенты приступают к решению простейших композиционных задач. Материалом для комбинаций служат различные элементы: мысленные конструкции, функции и качества объекта, материальные формы. Студенты выполняют такие упражнения, как «Путь в пространстве», «Комбинаторика конструктивного модуля», «Организация открытого пространства».
Третья, экспериментальная, часть композиционного компьютерного курса направлена на представление студента как архитектора в миниатюре.
Таким образом, учебный процесс сопровождается трехступенчатым композиционным тренингом: на первом этапе - постановка видения; на втором - постановка метода действия; на третьем - отработка метода на конкретных учебных композициях. Именно такая последовательность положена нами в основу развития композиционного мышления у будущих педагогов.
Таким образом, анализ продуктивности различных педагогических систем и последних новаций в области развития композиционного мышления в высшем и среднем профессиональном образовании, применяемых нами в работе со студентами педагогических факультетов, позволяет сделать следующие выводы.
1. Проблема развития композиционного мышления для студентов художественно-педагогических и архитектурно-художественных специальностей изучалась достаточно широко и разносторонне, что находит свое разрешение в разработке узкоспециализированных методик по композиции. Однако для студентов общих педагогических специальностей проблема развития композиционного мышления исследована в недостаточной степени.
2. Теоретическая основа методик и технологий обучения студентов построена на теории зрительного восприятия и мышления (пространственного и цветового), в том числе произведений искусства; на положениях, утверждающих важную роль композиционного мышления в изобразительной деятельности.
3. В содержании методик и технологий можно увидеть много общего, направленного на изучение основных средств, закономерностей, принципов композиции. Специфика каждой из методик заключается в профессиональной ориентации: на подготовку художников-педагогов для начальной или средней школы, для художников-декораторов, дизайнеров, архитекторов. В связи с этим уделяется разная доля внимания разделам теории композиции, рассматриваются разные средства композиции.
4. Развитие композиционного мышления студентов-педагогов должно быть обусловлено возможностями и закономерностями развития композици-
онного мышления школьников.
5. Содержательный аспект композиционного мышления студентов-педагогов соответствует содержанию методов обучения детей в начальной школе, которые можно разделить на два направления: первое - с преобладанием методов работы с натуры и второе - с преобладанием методов работы по представлению, методов обучения декоративной композиции. Необходимо акцентировать внимание студентов-педагогов на рассмотрение развивающих композиционных упражнений для детей.
6. Мы выделяем следующие методы, которые можно использовать в работе со студентами-педагогами, а также в работе со школьниками: словесные методы (анализ, сравнение, классификация, аналогия, обобщение, диалог, постановка задачи); наглядные методы («скользящие шкалы» Б. Зеви); практические методы (композиционный тренинг, методы сочетания кратковременных упражнений-набросков и длительных рисунков, программированного обучения); исследовательские методы (моделирования, комбинаторики, новых комбинаций, случайных комбинаций); методы проекта и трансформации; интегрированные методы (сочетание компьютерного моделирования
с композиционной подготовкой, методы контроля восприятия), методы стимулирования, состязательности, сочетание систематического контроля с педагогически целесообразной помощью.
Литература
1. Ветрова, И.Б. Формирование художественно-образного мышления в процессе композиционной деятельности будущего педагога изобразительного искусства [Текст]: дис... д-ра пед. наук / И.Б. Ветрова. - М., 2004. - 369 с.
2. Волков, Н.Н. Композиция в живописи [Текст]: в 2 т. / Н.Н. Волков. - М.: Искусство, 1977. - Т. 1: Композиция в живописи. - 263 с.
3. Волков, Н.Н. Композиция в живописи [Текст]: в 2 т. / Н.Н. Волков. - М.: Искусство, 1977. - Т. 2: Таблицы. - 363 с.
4. Загвязинский, В.И. Теория обучения: современная интерпретация [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.И. Загвязинский. - М.: Академия, 2007. - 192 с.
5. Зорин, Л.Н. Графика как инструмент развития композиционного мышления архитектора [Текст]: автореф. дис. канд. арх. / Л.Н. Зорин. - М.,1990. - 136 с.
6. Крылов, В.П. Методика обучения орнаментальной композиции на факультете изобразительного искусства и народных ремёсел педагогического университета [Текст]: дис. канд. пед. наук / В.П. Крылов. - М., 1998. - 218 с.
7. Неменский, Б.М. Педагогика искусства [Текст] / Б.М. Неменский. - М.: Просвещение, 2007. - 255 с.
8. Панкратова, Л.И. Формирование композиционного мышления студентов факультета педагогики и методики начального образования вуза на занятиях изобразительным искусством [Текст]: автореф. дис. канд. пед. наук / Л.И. Панкратова. - М., 1998. -232 с.
9. Торлопова, Н.Г. Методические основы подготовки студентов педагогического колледжа к цветовому эскизированию орнаментальной композиции: На примере декора народных изделий Коми [Текст]: дис. канд. пед. наук / Н.Г. Торлопова. - Сыктывкар, 2004. - 230 с.
10. Ударцева, А.В. Методические основы обучения студентов художественно-графических факультетов орнаментальной композиции: На материале художественного кружево-плетения [Текст]: дис. канд. пед. наук / А.В. Ударцева. - М., 2004. - 263 с.
11. Черная, Е.А. Развитие композиционного мышления студентов-архитекторов в процессе изучения дисциплины «Рисунок» [Текст]: дис. канд. пед. наук / Е.А. Черная. -
СПб., 2006. - 199 с.
12. Чумакова, С.В. Формирование ЗУН в процессе специальной подготовки студентов художественно-графического факультета на занятиях художественно-оформительским искусством: На примере искусства декоративного орнамента [Текст]: дис... канд. пед. наук / С.В. Чумакова. - М., 2006. - 221 с.
ББК 74р30 УДК 378.016
И.А. КОНОНЫХИНА
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЛОВЕСНЫХ, НАГЛЯДНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ