Научная статья на тему 'ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В НАЛОГОВОМ АДМИНИСТРИРОВАНИИ'

ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В НАЛОГОВОМ АДМИНИСТРИРОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
130
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЕДИНЫЙ НАЛОГОВЫЙ СЧЕТ / ЕДИНЫЙ НАЛОГОВЫЙ ПЛАТЕЖ / IT-ТЕХНОЛОГИЯМИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Турбина Н. М., Беляев А. В.

В статье затрагиваются вопросы повышения эффективности налогового администрирования, которые являются наиболее значимыми на протяжении последних лет. В условиях быстрого развития цифровизации и применение IT-технологий стало возможным их внедрение в работу налоговых органов, с целью ускорения и удешевления процедуры налогового администрирования. Переход на цифровые технологии позволяет сократить число налоговых проверок, а в некоторых случаях вовсе отказаться от них.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL TECHNOLOGIES IN TAX ADMINISTRATION

The article touches upon the issues of improving the efficiency of tax administration, which are the most significant in recent years. In the context of the rapid development of digitalization and the use of IT technologies, it has become possible to introduce them into the work of tax authorities in order to speed up and reduce the cost of the tax administration procedure. The transition to digital technologies reduces the number of tax audits, and in some cases completely abandon them.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В НАЛОГОВОМ АДМИНИСТРИРОВАНИИ»

УДК 338.3:339.634

ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В НАЛОГОВОМ АДМИНИСТРИРОВАНИИ

Наталья Михайловна Турбина

кандидат экономических наук, доцент natturbina7 8 @mail. т Алексей Викторович Беляев

кандидат экономических наук, доцент [email protected] Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина

г. Тамбов, Россия

Аннотация. В статье затрагиваются вопросы повышения эффективности налогового администрирования, которые являются наиболее значимыми на протяжении последних лет. В условиях быстрого развития цифровизации и применение ^-технологий стало возможным их внедрение в работу налоговых органов, с целью ускорения и удешевления процедуры налогового администрирования. Переход на цифровые технологии позволяет сократить число налоговых проверок, а в некоторых случаях вовсе отказаться от них.

Ключевые слова: налоговое администрирование, цифровые технологии, единый налоговый счет, единый налоговый платеж, ^-технологиями.

Цифровизация в налоговом администрировании затрагивает всех субъектов налоговых отношений. Облегчает расчет и уплату налогов налогоплательщиками, с одной стороны, и упрощает и удешевляет процедуру налогового контроля в инспекциях, с другой.

Одним из первых нововведений в области цифровизации налогового администрирования стало введение АСК-НДС. Данная платформа создала условия, когда уклонение от уплаты налога стало совсем невыгодно. За время своей практической реализации АСК-НДС изменило отношение к недобросовестной налоговой конкуренции между налогоплательщиками. Налоговые риски стало возможным мониторить в дистанционном формате и группировать налогоплательщиков по степени возрастания налогового риска.

Затем была внедрена совместная программа ФНС и ФТС России АСК НДС-2, которая позволяла отслеживать документооборот товаров, производимых на экспорт. В результате внедрения этого цифрового продукта ФНС добилось ухода с рынка сомнительных товаропроизводителей, а другие участники внешнеторговых сделок лишились возможности занижать таможенную стоимость товара. В результате сократилось не только количество налоговых проверок, но был и сокращен срок камеральной проверки с трех месяцев, до двух. Внедряется процедура бездокументарного подтверждения нулевой ставки по НДС, с последующим полным переходом на данную процедуру. В новой версии АСК НДС - 3 налоговые органы могут видеть сумму уплаченного НДС посредством полученной возможности в автоматическом режиме выстраивать цепочки движения денежных средств между субъектами хозяйствования.

Одним из перспективных направлений эффективного взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиком остается развитие налогового мониторинга. Он позволяет в оперативном режиме получать крупнейшими налогоплательщиками разъяснения по применению налогового законодательства. Эффективность налогового мониторинга, как инструмента налогового контроля доказана временем. Ежегодное количество участников

налогового мониторинга растет. Если в 2019 году участников было 44, то в 2022 году насчитывается 339 участников. Для развития системы налогового мониторинга ФНС снизила критерии для ее применения.

Широко применяются цифровые технологии и в борьбе с недобросовестной налоговой конкуренцией. Для этого созданы и применяются два стандарта ОЭСР по международному автоматическому обмену информацией. По единому стандарту отчетности (Common Reporting Standard) происходит обмен сведениями о финансовых счетах, что помогает устанавливать незадекларированные доходы от зарубежных источников, КИК и их контролирующих лиц. Страновые отчеты (Country-by-Country Reporting) содержат финансовые и налоговые показатели деятельности компаний в юрисдикциях. Они помогают налоговым органам справедливо распределять налоговую базу между странами.

Новые технологии не обошли стороной и малый бизнес. На помощь пришли онлайн-кассы, которые позволили сократить количество проверок и освободили малый бизнес от ведения кассовой отчетности.

Физические лица широко используют различные сервисы для оплаты налогов. При этом, у физического лица есть немалый выбор. Войдя на сервис «Заплати налог» можно воспользоваться любым сервисом ФНС России. В частности физическое лицо может выбрать между сервисами «Личный кабинет налогоплательщика», «Оплата налогов и пошлин» и «Мой налог». Каждый из них позволяет осуществить оплату в режиме реального времени по сформированному платежному документу. Оплата производится через банки, которые сотрудничают с ФНС.

С помощью мобильного приложения «Мой налог» можно создать свой личный кабинет как самозанятый гражданин. Он необходим для расчета суммы налога на профессиональный доход и его уплаты.

Цифровые новинки не обошли вниманием бухгалтерскую службу субъектов хозяйствования. С 2020 года ФНС России формирует и ведет государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой)

отчетности (ресурс ГИР БФО) - это совокупность бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов, обязанных составлять такую отчетность, а также аудиторских заключений о ней в случаях, если бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательному аудиту.

В основе идеи создания данного ресурса лежала необходимость создания такого сервиса, к которому могли бы обратиться различные государственные органы и представите бизнес-сообщества для получения полной бухгалтерской (финансовой) информации.

Внедрение вышеперечисленных цифровых технологий, безусловно, повысило эффективность налогового администрирования. Но, мир не стоит на месте. Цифровые технологии развиваются быстрыми темпами и внедряются во все сферы жизни и деятельности субъектов хозяйствования.

Сегодня, можно констатировать, что Федеральная налоговая служба является одной из купных и эффективных организаций, владеющей современными 1Т-технологиями. В задачи ФНС России входит дальнейшее внедрение цифровых технологий. Введение института «единого налогового платежа организаций и индивидуальных предпринимателей».

Институт единого налогового платежа уже проявил свою эффективность на примере налогов с физических лиц. Напомним, что физические лица платят все имущественные налоги в один срок с одного счета, который не требует ни каких расходов налогоплательщиков, кроме наличия нескольких минут, сервисов и денег на счете. Практика налогообложения физических лиц, вызвала необходимость внедрения данного механизма для организаций и индивидуальных предпринимателей. Как и прежде, основной целью является упрощение и полная автоматизация уплаты налогов.

Налоговые органы уже давно работают над вопросом упрощения их взаимодействия с налогоплательщиками. Практическое решение данного вопроса стало возможным только сегодня, в результате развития информационных технологий и их внедрения в практику каждого налогоплательщика.

Федеральным законом от 29.07.2018 № 232-Ф3 [1] в Налоговый кодекс РФ добавлена статья 45.1, установившая с января 2019 года новый институт -единый налоговый платеж для физических лиц (далее - ЕНП). ЕНП для физических лиц - это денежные средства, добровольно перечисляемые в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства налогоплательщиком - физическим лицом в счет исполнения обязанности по уплате транспортного налога, земельного налога и (или) налога на имущество физических лиц. Федеральным законом от 29.09.2019 № 325-Ф3 [2] действие данной нормы распространено дополнительно на возможность исполнения обязанности по уплате и налога на доходы физических лиц (НДФЛ). С 2021 года для упрощения уплаты налогов началось внедрение единого налогового платежа на индивидуальных предпринимателей и организаций. Так, с 1 января 2022 года посредством принятия Федерального закона № 379-ФЗ, дополняющего положения Налогового кодекса РФ статьей 45.2 [3], единый налоговый платеж стал доступен организациям и индивидуальным предпринимателям. Применение единого налогового платежа предусматривает открытие единого налогового счета (ЕНС), с которого и будет осуществляться единый налоговый платеж. Введение данного института становится революционным прорывом в сфере цифровизации налоговых отношений между государством и налогоплательщиком.

Законопроектом предлагается вместо существующей в настоящее время обязанности заполнения плательщиками большого количества платежных поручений с огромным количеством реквизитов внедрить институт единого налогового счета, открываемого каждому плательщику в Федеральном казначействе, куда налогоплательщики смогут перечислять единый налоговый платеж с указанием в платежном поручении только суммы платежа и ИНН налогоплательщика [2]. При этом налоговый орган на основе имеющейся у него информации и документов самостоятельно засчитывает единый налоговый платеж в счет исполнения плательщиком обязанностей по уплате налогов, в том

числе на основании информации, представляемой в некоторых случаях плательщиком.

Если посмотреть практическое применение единого налогового платежа в развитых странах мира, то данное решение не является прорывом в налогоприменительной практике взимания обязательных платежей. Новым он является для России. Но, российская технологическая составляющая не имеет аналогов в других странах мира, являясь сугубо отечественным продуктом.

Единый налоговый платеж предполагает сдачу налоговой отчетности до 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, а единый срок уплаты налогов - до 25-го числа месяца, за период с 20-го числа предыдущего месяца по 19-е число текущего месяца. Таким образом, необходимо установить срок для образования отрицательного сальдо с 20-го числа по срок списания денежных средств со счета. Если налог так и не будет уплачен в текущем периоде, то в следующем платеже необходимо будет суммировать предыдущую задолженность с задолженностью в текущем периоде. При этом, положительное сальдо налогоплательщик должен обеспечить сразу после списания денег с единого налогового счета в автоматическом режиме. Такая процедура будет наиболее приемлемой для налогоплательщика.

Несомненно, единый налоговый счет является революционным прорывом в практике достижения эффективного налогового администрирования. Он предполагает принципиально новый порядок уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей. Главным достоинством остается ускорение, упрощение и удешевления процесса сбора налогов. Новый порядок уплаты налогов позволит налогоплательщикам высвободит время, которое тратилось на заполнение и оформление расчетно-платежных документов, ведения кассовых операций и исключить ошибки в их оформлении.

Но, как и все нововведения данный продукт не лишен недостатков, которые необходимо оперативно устранять. Применение единого налогового платежа предполагает формирование и заполнение новой формы отчетности-

уведомления об исчисленных суммах налогов. Данная форма будет формироваться до сдачи налоговых деклараций.

Реализация законопроекта полностью зависит от всестороннего анализа расчетов налогоплательщиков с бюджетом. Предлагается внедрить данный механизм на отдельных «пилотных» регионов или отдельных категориях налогоплательщиков в виде эксперимента. В качестве таков предполагается реализация ЕНП в Москве, Московской области, калужской области и Татарстане.

Список литературы:

1. О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с совершенствованием налогового администрирования: Федеральный закон от 29.07.2018 № 232-Ф3 // СЗ РФ. 2018. № 38. Ст. 2468.

2. О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации: Федеральный закон от 29.09.2019 N 325-Ф3 // СЗ РФ. 2019. № 39. Ст. 5375.

3. О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации: Федеральный закон от 29.11.2021 N 379-ФЗ // СЗ РФ. 2021. № 49. Ст. 8143.

UDC 338.3:339.634

DIGITAL TECHNOLOGIES IN TAX ADMINISTRATION

Natalya M. Turbina

candidate of economic sciences, associate professor

natturbina7 8 @mail .ru Alexey V. Belyaev candidate of economic sciences, associate professor

[email protected]

Tambov State University G.R. Derzhavin

Tambov, Russia

Annotation. The article touches upon the issues of improving the efficiency of tax administration, which are the most significant in recent years. In the context of the rapid development of digitalization and the use of IT technologies, it has become possible to introduce them into the work of tax authorities in order to speed up and reduce the cost of the tax administration procedure. The transition to digital technologies reduces the number of tax audits, and in some cases completely abandon them.

Key words: tax administration, digital technologies, single tax account, single tax payment, IT technologies.

Статья поступила в редакцию 10.02.2023; одобрена после рецензирования 01.03.2023; принята к публикации 20.03.2023.

The article was submitted 10.02.2023; approved after reviewing 01.03.2023; accepted for publication 20.03.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.