ТРАНСФОРМАЦИЯ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ
ЦИФРОВИЗАЦИИ
Е.Г. Васильева, канд. юрид. наук, доцент В.С. Степанов, студент
Северо-Кавказский филиал Российского государственного университета правосудия (Россия, г. Краснодар)
DOI:10.24412/2500-1000-2023-3-2-162-165
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы диджитализации института налогового администрирования в условиях цифровизации общества, описываются инновационные изменения в налоговом законодательстве. Отмечаются как положительные, так и отрицательные моменты в части отсутствия системности и комплексности цифровизации налогового администрирования в целом. Авторы приходят к выводу о необходимости постепенного, эволюционного характера внедрения информационных технологий в сферу налоговых правоотношений.
Ключевые слова: диджитализация, налоговое администрирование, налоговый мониторинг, налогоплательщик, налоговый орган.
На сегодняшний день цифровизация представляет собой мировой тренд, проникший во многие сферы общественной жизни. Этому явлению уделяется значительное внимание как предпринимателями, видящими колоссальный потенциал в создании новых продуктов и в совершенствовании текущих процессов, так и государством, внедряющим новые технологии в жизни граждан и организаций.
Процесс трансформации, диджитализации общественных отношений, запущенный несколько лет назад, в соответствии с целями Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы (утв. Указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203) реализуется в большинстве министерств и ведомств Российской Федерации. Так, Заместитель председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Чернышенко представил концепцию «государство как платформа», изменяющую основополагающий подход к осуществлению государственной деятельности. В рамках реализации данной концепции Федеральная налоговая служба постоянно совершенствует систему налогового администрирования.
Отметим, что цифровизация отечественного налогового администрирования на данном этапе находится на крайне высоком уровне относительно других госу-
дарств. Информационные системы, использующиеся налоговыми органами, автоматизируют процессы, связанные с взаимодействием с налогоплательщиками, иными государственными органами, с размещением сведений и обмена данными. ФНС России продолжительное время применяются технологические решения в своей работе, о чем свидетельствует функционирование ряда информационных систем, в частности, АИС «Налог-3», АСК «НДС-2», АСК «ККТ» и не только.
Убеждены, что в свою очередь, крайне актуальным способом цифровизации в сфере налогового комплаенса является налоговый мониторинг. Так,
Д.М. Мошкова отмечает, что «налоговый мониторинг позволяет обеспечить уверенность налоговых органов в правильности формирования налоговых баз уплачиваемых налогов, полноты и своевременности их уплаты налогоплательщиками, но при этом у самих налогоплательщиков существенно снижаются налоговые риски, так как появляется возможность в превентивном порядке с помощью использования механизма согласительных процедур проверить, уточнить и исправить возникший спорный вопрос между субъектами налоговых правоотношений» [1, с. 58]. Ожидается, что к 2024 году общее количество налогоплательщиков, применяющих нало-
говый мониторинг, превысит 8 тыс. Без сомнений это демонстрирует доверие бизнеса к новой системе администрирования, предусматривающей «бесконтактную» работу с налогоплательщиками в режиме реального времени.
В настоящее время отводят важную роль информационной системы АИС «Налог-3», функционирующей продолжительное время. Функционал данной системы непосредственно направлен на «создание единого информационного массива и подключение налоговых органов к новым внешним источникам информации, гарантированное соблюдение регламентных процедур налогового администрирования, качество и сроки их реализации, снижение текущих издержек налогового администрирования, в первую очередь за счет создания и внедрения электронной системы массовой обработки сведений, поступающих в налоговые органы». Также крупной информационной системой в сфере налогового администрирования является АСК «НДС-2», с помощью которой осуществляется контроль за обоснованностью возмещения налога на добавленную стоимость. Е.Г. Молчанов отмечает, что в данной системе «происходит сопоставление абсолютно всех счетов-фактур по стране по принципу «зеркального отображения» -реализации у поставщика и налоговых вычетов у покупателя» и формирует «систему добросовестной среды налогового администрирования» [2, с. 59]. Таким образом, это уникальный цифровой продукт, созданный в налоговом администрировании.
Отметим, как работает система АСК «ККТ», позволяющая анализировать данные о расчетах с потребителем, которые станут передаваться в онлайн-режиме налоговым органам. Данная система автоматизирует процесс анализа полученных данных с контрольно-кассовых аппаратов, а также позволяет снизить количество проверок бизнеса и повысить защиту прав потребителей, что является поистине инновационным методом налогового контроля.
Тем не менее, каждая из приведенных информационных систем является техно-
логическим решением, выполняющим лишь отдельные задачи и анализирующим определенные данные. Убеждены, что необходимо отметить отсутствие системности и комплексности цифровизации в целом, что требует дальнейшего совершенствования правового регулирования в данной сфере.
Также, говоря о взаимодействии налогоплательщиков и налогового органа в условиях цифровизации, отметим, что за последние несколько лет ФНС России создала надлежащую систему мобильных приложений, которые могут быть использованы физическими лицами. В частности, с помощью мобильного приложения «Налоги ФЛ» есть возможность уплатить имущественные налоги, с помощью смартфона. С помощью мобильной версии налогоплательщика физические лица, владеющие объектами налогообложения, могут в режиме онлайн контролировать наличие начислений и задолженности по имущественным налогам (земельного налога, налога на имущество физических лиц, транспортного налога). Полагаем, что это положительная динамика, о чем свидетельствует использование технологических решений на высоком уровне. Необходимо отметить и неопределённость статуса информации, полученной с помощью онлайн-сервиса «Прозрачный бизнес. Проверь себя и контрагента», используемый для подтверждения "номинальности" контрагента, но не наоборот. Также являются не урегулированными вопросы бесконтрольного истребования документов, которые потом не используются при проведении налогового контроля [3]. Данный вопрос требует законодательного регулирования. Конечно, есть ряд вопросов, требующих, соответствующих доработок.
В связи с изложенным инновационным шагом является окончательное введение с 1 января 2023 года Единого налогового счета (ЕНС) и Единого налогового платежа (ЕНП). Вступившие в силу изменения в действительности создают инновационный порядок исполнения налоговой обязанности, в котором налогоплательщику отводится пассивная роль. Новая система значительно упрощает взаимодействия нало-
гоплательщиков и ФНС России в части взаиморасчетов по основным налогам, обеспечивает прозрачность расчетов с бюджетом. Также среди основных преимуществ следует отметить: простое оформление платежей (один платеж в месяц; общие реквизиты для всех налогов и регионов), единый срок для отчетности (25 число месяца - срок подачи отчетности по всем налогам; 28 число месяца - единый срок уплаты налогов). Кроме того, в связи с введением ЕНС все суммы сводятся в единое сальдо, тем самым исключаются одновременное наличие у налогоплательщика задолженности и переплаты по разным видам налогов, вследствие чего уточнения и зачеты исчезнут за ненадобностью.
Касаемо желаемых результатов проводимых преобразований в литературе отмечается, что «в качестве конечной цели преобразований налогового администрирования ФНС России, несомненно, можно выделить неотвратимость санкций за нарушения налогового законодательства и формирование понятной налоговой среды с уклоном на стимулирование добросовестности и «прозрачности» налогоплательщиков, ориентированность на повышение комфортности условий налогового администрирования и снижения издержек для добросовестного бизнеса» [4, с. 127].
Изотов А.В. обоснованно отмечает, что «цифровая трансформация обязанности по уплате (перечислению в бюджет) налога связана с постепенным переходом от активного характера соответствующей обязанности к пассивному» [5, с. 19]. В этой связи автор указывает, что «полный переход к пассивному характеру уплаты налога возможен только при качественном пересмотре существующей налоговой системы, в основе которой обязанности по исчислению и уплате налога должны быть соотно-
симы к конкретными хозяйственным операциям без учета налоговых (отчетных) периодов» [5, с. 20]. Убеждены, что данный подход представляется обоснованным и целесообразным.
В свою очередь, в этой связи трудно не согласиться с учёными в сфере налогового права, которые отмечают, что «изменение порядка определения размера налоговой обязанности налогоплательщика ввиду расширения обязанности налогового органа по исчислению налога, осуществляемое под влиянием цифровизации налоговых правоотношений, качественным образом меняет основу осуществления налогового контроля: классическое соотношение камерального и выездного контроля сменяется постоянным «внепроверочным» контролем применительно к каждой хозяйственной операции налогоплательщика» [6]. Поэтому полагаем, что налоговая система в условиях развития цифровой экономики однозначно не будет прежне, что существенно отразится на общих началах налогового права и серьезной ди-джитализации существующих налоговых правоотношений.
Таким образом, можно сделать вывод, что цифровизация оказывает ключевое влияние на сферу налоговых правоотношений, затрагивает внутреннее содержание процессов воздействия на общественные отношения посредством расширения и трансформирования способов влияния на поведение участников налоговых отношений. В свою очередь, для безупречной, корректной работы цифровых алгоритмов, эффективного взаимодействия искусственного интеллекта и налоговых органов требуется дальнейшее совершенствование налогового законодательства, разработка обновленной научной доктрины налогового права с учетом трансформации, диджи-тализации как неизбежного процесса.
Библиографический список
1. Мошкова Д.М. Трансформация налоговых правоотношений в условиях цифровиза-ции экономики России // Право и цифровая экономика. - 2021. - № 4. - С. 56-62.
2. Молчанов Е.Г. Инновационные инструменты налогового администрирования в условиях действия программы «Цифровая экономика в Российской Федерации» // Учет и статистика. - 2019. - № 3. - С. 55-64.
3. Лысенко Е.А. Влияние цифровых технологий на развитие форм и методов налогового контроля. - URL: https://www.pgplaw.ru/analytics-and-brochures/artides-comments-
interviews/vliyanie-tsifrovykh-tekhnologiy-na-razvitie-form-i-metodov-nalogovogo-kontrolya-/ (дата обращения: 24.02.2023).
4. Морозова Н.Г., Корзоватых Ж.М. Инновационные инструменты налогового администрирования в России // Вестник университета. - 2022. - № 4. - С. 122-129.
5. Изотов А.В. Налоговые правоотношения в условиях цифровизации: современное состояние и перспективы развития: спец. 12.00.04 - финансовое право; налоговое право; бюджетное право: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Москва, 2021. - 24 с.
6. Цинделиани, И. А. Совершенствование налогового контроля в условиях цифровизации / И. А. Цинделиани, Т. А. Гусева, А. В. Изотов // Правоприменение. - 2022. - Т. 6, № 1. - С. 77-87. - DOI 10.52468/2542-1514.2022.6(1).77-87. - EDN NWCDKJ.
TRANSFORMATION OF TAX ADMINISTRATION IN THE CONTEXT
OF DIGITALIZATION
E.G. Vasilyeva, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor V.S. Stepanov, Student
North Caucasus Branch of the Russian State University of Justice (Russia, Krasnodar)
Abstract. The article discusses the issues of digitalization of the institute of tax administration in the conditions of digitalization of society, describes innovative changes in tax legislation. Positive and negative aspects are noted in terms of the lack of systematic and comprehensive digital-ization of tax administration in general. The conclusion is made about the need for a gradual, evolutionary nature of the introduction of information technologies in the field of tax relations.
Keywords: digitalization, tax administration, tax monitoring, taxpayer, tax authority.