Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ЦИФРОВЫХ СЕРВИСОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В РАМКАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕЖРАЙОННЫХ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ'

ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ЦИФРОВЫХ СЕРВИСОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В РАМКАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕЖРАЙОННЫХ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
31
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВЫЕ СЕРВИСЫ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фокина А.Н.

Статья содержит описание современных тенденций в сфере цифровизации деятельности межрайонных налоговых органов.Выделяются этапы цифровизации налогового администрирования в современных условиях и их особенности. Представлены тенденции развития современных цифровых сервисов в рамках налогового администрирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF MODERN DIGITAL SERVICES USED IN THE FRAMEWORK OF THE ACTIVITIES OF INTER-DISTRICT TAX AUTHORITIES

The article contains a description of current trends in the field of digitalization of the activities of inter-district tax authorities. The stages of digitalization of tax administration in modern conditions and their features are highlighted. Trends in the development of modern digital services in the framework of tax administration are presented.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ЦИФРОВЫХ СЕРВИСОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В РАМКАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕЖРАЙОННЫХ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ»

УДК 336.225

Фокина А.Н. студент

ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет»

ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ЦИФРОВЫХ СЕРВИСОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В РАМКАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕЖРАЙОННЫХ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ

Аннотация: Статья содержит описание современных тенденций в сфере цифровизации деятельности межрайонных налоговых органов.Выделяются этапы цифровизации налогового администрирования в современных условиях и их особенности. Представлены тенденции развития современных цифровых сервисов в рамках налогового администрирования.

Ключевые слова:цифровые сервисы, цифровизация, налоговые органы, информатизация, налоговое администрирование.

Fokina A.N. student

Orenburg State University

FEATURES OF MODERN DIGITAL SERVICES USED IN THE FRAMEWORK OF THE ACTIVITIES OF INTER-DISTRICT TAX

AUTHORITIES

Annotation: The article contains a description of current trends in the field of digitalization of the activities of inter-district tax authorities. The stages of digitalization of tax administration in modern conditions and their features are highlighted. Trends in the development of modern digital services in the framework of tax administration are presented.

Keywords: digital services, digitalization, tax authorities, informatization, tax administration.

В современных условиях развитие информационных технологий позволило значительно ускорить процесс совершенствования отдельных операций в рамках деятельности межрайонных налоговых органов. Помимо очевидных положительных аспектов внедрения отдельных цифровых сервисов в работу налоговых органов, следует, также отметить тот факт, что современные способы работы с данными и глобализация цифровых процессов стимулируют механизмы обхода контроля налоговых органов. Именно поэтому основной задачей в рамках разработки и применения современных технологий для налоговых органов в настоящее

времяявляется принятие вызовов информационной трансформации посредством создания своих собственных цифровых сервисов.

В качестве особенностей цифровизации налогового администрирования в рамках деятельности межрайонных налоговых органов, возможно выделить соответствующие этапы, представленные в таблице 1.

Представленные этапы реализованы по мере усложнения процесса цифровизации налогового администрирования, то есть каждый последующий этап дополняет предыдущий, образуя комплекс информационных инструментов, формирующих необходимый уровень автоматизации.

Кроме того, перечисленные этапы обеспечивают реализациюсоответствующих задач в рамках повышения эффективности деятельностимежрайонных налоговых органов. Постепенная реализация каждого этапа в идеале должна привести к автоматизации процесса взаимодействия субъектов налогового администрирования. Автоматизация процесса налогового администрирования выступает одной из важнейших задач, реализация которой имеет положительные аспекты для всех участников, как для государства, так и для общества. В аспекте государства данный процесс обеспечивает повышение эффективности деятельности налоговых органов, в том числе, в вопросах сбора налоговых платежей и снижении количества ошибок. С точки зрения общества процесс автоматизации деятельности налоговых органов позволяет значительно укорить процесс получения соответствующих государственных услуг, а в глобальном отношении возможно отметить, что рост качества налогового администрирования, приводящий к повышению уровня собираемости налогов позволяет увеличить объем средств бюджета, направляемых на развитие общества.

Таблица 1 -Этапы цифровизации налогового администрирования [1]

Этап Цель Характеристика

Информацио нный Одностороннее взаимодействие для обеспечения налогоплательщику доступа к личной информации Предоставление обширной информации о налогах, а также возможности налогоплательщику отслеживать свой статус взаимодействия с налоговыми органами

Трансакцион ный Двустороннее взаимодействие между налогоплательщиком и налоговым органом (как дискретное, так и в режиме реального времени) Представление налогоплательщиком информации о своей деятельности в электронной форме (регистрация, подача деклараций, учет) при взаимодействии с третьими лицами (платежи, закупки). Оказание налоговым органом услуг для соблюдения налогового законодательства (раскрытие информации третьими лицами, взаимные проверки и т. д.)

Функционал Применение ИТ- Автоматическое формирование величины

ьной интерфейсов для всех налоговых обязательств по данным учета,

совместимос участников налоговых электронный аудит и электронные взаимные

ти отношений, проверки, электронное выставление налого-

позволяющих вых извещений, единое окно государствен-

осуществлять ных органов для упорядочения отношений с

интерактивный сбор ин- гражданами и бизнесом

формации в режиме

реального времени

В рамках определения особенностей современных цифровых сервисов, используемых в рамках деятельности межрайонных налоговых органов был проведен SWOT-анализ, отражающий положительные и отрицательные аспектыданного процесса (таблица 2).

Активный переход на цифровые сервисы в рамках деятельности межрайонных налоговых органов обусловлен как общим трендом внедрения цифровых технологий в различные сферы экономики, так и преимуществами цифровых технологий перед традиционными способами взаимодействия с налогоплательщиками. Среди положительных моментов внедрения цифровых сервисов в налоговое администрирование можно назвать такие аспекты как снижение числа проверок в традиционном понимании при увеличении эффективности налогового контроля, создание условий для добровольного соблюдения налогового законодательства налогоплательщиками, а также возможность более эффективного управления налоговыми рисками со стороны налоговых органов.

Таблица 2 - SWOT-анализ развития современных цифровых сервисов, используемых в рамках деятельности межрайонных налоговых органов_

Возможности Угрозы

1. Приоритетное направление развития 1. Жесткая зависимость от законодательства

2. Развитие инноваций 2. Быстрая скорость изменений в сфере инноваций

3. Участие в федеральных программах 3. Повышение зависимости от уровня технологического развития

Сильные стороны S-O: S-T:

1. Опыт деятельности Опыт деятельности позволяет более активно внедрять инновации с точки зрения высокого уровня правовой и практической подготовки. Снижение числа проверок позволяет уменьшить негативные тенденции связанные с постоянным изменением законодательства, а также используемых инноваций

2. Поддержка власти

3. Снижение числа проверок

Слабые стороны W-O: W-T

1. Значительная потребность в материальных ресурсах Значительная потребность в материальных ресурсах нивелируется за счет участия в федеральных программах, а Значительная потребность в материальных ресурсах и кадровые проблемы в совокупности с высокой

2. Растущая нагрузка на налоговые органы снижение нагрузки происходит за счет реализации инновационных решений скоростью изменений в сфере инноваций усиливают существующие слабые стороны в деятельности межрайонных налоговых органов

3. Кадровые проблемы

Снижение числа выездных налоговых проверок стало возможным вследствие создания цифровых инструментов налогового контроля. Инструменты контроля, созданные на основе цифровых технологий, исключают личный контакт налоговых органов с налогоплательщиком, делая такой контроль незаметным для бизнеса. В первую очередь под такими инструментами контроля понимаются модификации АСК НДС (АСК НДС 1, АСК НДС 2, АСК НДС 3). АСК НДС - это автоматизированная система контроля за возмещением НДС, впервые внедренная в 2013 году (АСК НДС 2 - внедрена в 2015 году, АСК НДС 3 -с 2018 года). После внедрения АСК НДС стало возможным выявлять налогоплательщиков, уклоняющихся от уплаты обязательных платежей, и включать именно их в план проверок [3].

При этом цифровизация деятельности межрайонных налоговых органов не ограничивается только лишь повышением эффективности в сфере налогового контроля. В настоящее время возможно выделить основные тенденции и цели цифровизации налогового администрирования :

расширение самообслуживания налогоплательщиков;

учет предпочтений налогоплательщиков при разработке новых налоговых сервисов;

распространение предоставления налоговых сервисов в рамках сервисов электронного правительства [2].

Помимо этого, одной из задач внедрения цифровых сервисов выступает снижение издержек, которое проявляется в уменьшении затрат на расходные материалы, почтовые услуги, бумагу, аренду площадей для размещения архива на бумажном носителе; сокращении времени на обработку данных и обмен данными; снижении риска технических ошибок и увеличение скорости поиска необходимого документа.

В качестве наиболее популярного цифрового сервиса в рамках деятельности межрайонных налоговых органов возможно выделить электронную запись, позволяющую налогоплательщикам в онлайн -режиме записаться на приём в налоговую инспекцию и получить услугу в удобное время, исключив вероятность ожидания в очереди [4].

Для записи на приём в инспекцию необходимо заполнить форму со сведениями о налогоплательщике и указать параметры для записи на посещение выбранной налоговой инспекции.

Онлайн-запись возможна как в инспекции, которые оборудованы

электронной системой управления очередью, так ив инспекции, обслуживание в которых осуществляется в порядке живой очереди.

Одним из наиболее обновленных цифровых сервисов выступает услуга по получению электронной подписи.

Операторы ЭДО (электронного документооборота)- компании СКБ «Контур», «Тензор», «Такском», «Калуга Астрал» - и удостоверяющий центр ФНС создали сервисную интеграцию для выдачи квалифицированных сертификатов электронной подписи ФНС. Этот сервис призван упростить сбор и проверку документов, а значит, директоры организаций и ИП смогут быстрее и проще получать сертификаты по новым требованиям законодательства.

СКБ «Контур» успешно протестировал интеграцию в конце февраля 2022 г. - несколько десятков пользователей смогли получить сертификаты ФНС с поддержкой оператора.

Данный сервис напрямую связан с новшествами в законодательстве, так как с 1 января 2022 года первые лица коммерческих организаций (указанные в ЕГРЮЛ) и индивидуальные предприниматели должны получать сертификаты электронной подписи УЦ ФНС. Эти изменения вводит закон 63-ФЗ «Об электронной подписи».

Упрощение процесса получения сертификата с помощью интеграции систем операторов ЭДО с системой ФНС обеспечивается за счет отдельных возможностей нового цифрового сервиса.

Так, заявку на выпуск сертификата ФНС руководитель организации сможет заполнить в сервисе оператора ЭДО. В том числе, указать данные организации, приложить сканы необходимых документов.

Данные и документы будут проверены до визита руководителя в орган ФНС. Верные данные и одобренная заявка позволят сократить время визита в налоговую и выдачи сертификата.

Руководитель организации может выбрать удобную ему налоговую инспекцию, где будет получать сертификат ФНС. Сотрудники ФНС при встрече с руководителем уже будут знать, что все документы и данные для выдачи сертификата готовы. Они удостоверят его личность и выдадут сертификат электронной подписи по ускоренной процедуре.

Операторы ЭДО помогут установить на компьютер программы для сертификата ФНС, чтобы сразу после получения руководитель мог приступить к работе.

Благодаря этому алгоритму время на оформление и получение сертификата ФНС существенно сократится. Также предварительная проверка документов уменьшает вероятность того, что во время визита в налоговую специалисты ФНС отклонят заявку из-за ошибок и попросят руководителя организации повторно посетить инспекцию.

Таким образом, помимо отдельных цифровых сервисов, направленных на упрощение и оптимизацию стандартных процессов в

деятельности межрайонных налоговых органов (например, запись на прием через интернет), в настоящее время активно реализуются проекты, способные снизить влияние отдельных нормативно -правовых актов на процесс получения регулируемых услуг. В данном аспекте проявляются общие и специальные особенности цифровых сервисов, реализуемых в межрайонных налоговых органах. Общими особенностями выступают этапы и цель, направленная на оптимизацию и упрощение операций налогового администрирования. В качестве специальных особенностей цифровых сервисов межрайонных налоговых органов возможно выделить процессы интеграции с другими сервисами, в том числе,разрабатываемыми частными организациями с целью повышения эффективности получения услуг субъектами налогового администрирования.

Дальнейшая работа по созданию новых и совершенствованию существующих цифровых сервисов в рамках деятельности межрайонных налоговых органов позволит гарантировать снижение зависимости объема услуг ФНС от имеющихся трудовых и материальных ресурсов. Подобный процесс в условиях роста нагрузки на налоговые органы имеет ключевое значение, в том числе, в аспекте повышения эффективности их деятельности.

Использованные источники:

1. Вылкова, Е. С. и др. Технологическая трансформация процедур налогового администрирования как фактор экономического роста / Е. С. Вылкова и др. // Journal of new economy. - № 1. - 2020. - С. 53-71.

2. Кононенко, О. В. Налогообложение в условиях цифровой экономики: вызовы и перспективы / О. В. Кононенко // Вестник Института экономических исследований. - № 1 (17). - 2020. - С. 147-153.

3. Осокина, И. В. Цифровая экономика: вызовы и перспективы налогового процесса / И. В. Осокина, А. В. Шмакова // Индустриальная экономика. -№ 2. - 2020. - С. 62-70.

4. Пономарев, О. В. и др. Перспективы развития цифровизации налоговой системы / О. В. Пономарев и др. // Закон и право. - № 9. - 2021. - С. 66-69.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.