Научная статья на тему 'ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ТАМОЖЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОБЛЮДЕНИЯ МЕР ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ'

ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ТАМОЖЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОБЛЮДЕНИЯ МЕР ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
317
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / ТАМОЖЕННЫЕ ОПЕРАЦИИ / ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / ВАЛЮТНЫЙ КОНТРОЛЬ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТАМОЖЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭЛЕКТРОННОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ВАЛЮТНЫЕ ОПЕРАЦИИ / СОМНИТЕЛЬНЫЕ ВАЛЮТНЫЕ ОПЕРАЦИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мантусов Владимир Бадьминович, Шкляев Сергей Владимирович

В статье изложены результаты исследования деятельности таможенных органов Российской Федерации по применению и совершенствованию цифровых технологий таможенного обеспечения соблюдения мер валютного контроля. Цифровые технологии таможенного обеспечения соблюдения мер валютного контроля представлены технологиями электронного информационного взаимодействия ФТС России с Центральным банком Российской Федерации и уполномоченными банками (как агентов валютного контроля) на базе информационно-программных средств автоматизированной системы «Валютный контроль», функционирующих на уровне центрального аппарата ФТС России, региональных таможенных управлений, таможен, в том числе непосредственно подчиненных ФТС России. Развитие цифровой технологии валютного контроля в целях противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, продемонстрировано на примере разработки цифровой технологии таможенного контроля внешнеторговых поставок необработанных алмазов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Мантусов Владимир Бадьминович, Шкляев Сергей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL TECHNOLOGIES OF CUSTOMS ENFORCEMENT OF CURRENCY CONTROL MEASURES

The article presents the results of a study of the activities of the customs authorities of the Russian Federation on the application and improvement of digital technologies for customs enforcement of currency control measures. Digital technologies of customs enforcement of currency control measures are represented by technologies of electronic information interaction of the Federal Customs Service with the Central Bank of the Russian Federation and authorized banks (as agents of currency control) on the basis of information and software tools of the automated system ”Currency control”, functioning at the level of the central office of the Federal Customs Service, regional customs administrations, customs, including directly subordinates of the Federal Customs Service. The development of digital currency control technology in order to counteract the legalization of proceeds from crime is demonstrated by the example of the development of digital technology for customs control of foreign trade supplies of rough diamonds.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ТАМОЖЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОБЛЮДЕНИЯ МЕР ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ»

УДК 339.543

DOI 10.54048/20727240_2022_02_34

цифровые технологии таможенного обеспечения соблюдения мер валютного контроля

в. Б. Мантусов1, с. в. шкляев2

1 Российская таможенная академия, Люберцы, Московская область, Российская Федерация

2 Федеральная таможенная служба, Москва, Российская Федерация

Аннотация. В статье изложены результаты исследования деятельности таможенных органов Российской Федерации по применению и совершенствованию цифровых технологий таможенного обеспечения соблюдения мер валютного контроля. Цифровые технологии таможенного обеспечения соблюдения мер валютного контроля представлены технологиями электронного информационного взаимодействия ФТС России с Центральным банком Российской Федерации и уполномоченными банками (как агентов валютного контроля) на базе информационно-программных средств автоматизированной системы «Валютный контроль», функционирующих на уровне центрального аппарата ФТС России, региональных таможенных управлений, таможен, в том числе непосредственно подчиненных ФТС России. Развитие цифровой технологии валютного контроля в целях противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, продемонстрировано на примере разработки цифровой технологии таможенного контроля внешнеторговых поставок необработанных алмазов.

Ключевые слова: таможенные органы, таможенные операции, таможенный контроль, валютный контроль, информационные таможенные технологии, цифровые технологии, электронное информационное взаимодействие, валютные операции, сомнительные валютные операции.

DIGITAL technologies of customs ENFoRœMENT

of currency control measures

V. B. Mantusov1, s. V. shklyaev2

1 Russian Customs Academy, Lyubertsy, Moscow region, Russian Federation

2 Federal Customs Service, Moscow, Russian Federation

Abstract. The article presents the results of a study of the activities of the customs authorities of the Russian Federation on the application and improvement of digital technologies for customs enforcement of currency control measures. Digital technologies of customs enforcement of currency control measures are represented by technologies of electronic information interaction of the Federal Customs Service with the Central Bank of the Russian Federation and authorized banks (as agents of currency control) on the basis of information and software tools of the automated system "Currency control", functioning at the level of the central office of the Federal Customs Service, regional customs administrations, customs, including directly subordinates of the Federal Customs Service. The development of digital currency control technology in order to counteract the legalization of proceeds from crime is demonstrated by the example of the development of digital technology for customs control of foreign trade supplies of rough diamonds.

Keywords: customs authorities, customs operations, customs control, currency control, information customs technologies, digital technologies, electronic information interaction, currency transactions, dubious currency transactions.

© Мантусов В. Б., Шкляев С. В., 2022

ВВЕДЕНИЕ

В соответствии с законодательством государств - членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС) таможенные органы в пределах своей компетенции осуществляют помимо таможенного иные специфичные виды контроля, в том числе валютный контроль [1].

Институт валютного контроля - сложный межотраслевой вид деятельности, основанный на совокупности норм валютного, банковского, таможенного и налогового права.

Валютный контроль, осуществляемый таможенными органами, является важнейшим и неотъемлемым элементом государственного финансового контроля, посредством которого регулируется движение денежных средств через государственную границу, обеспечивается законность при проведении валютных операций и недопущение незаконного вывоза национальной валюты из страны [2, 3]. В процессе валютного контроля проводится не только контроль за трансграничным перемещением денежных средств, но и принимаются превентивные меры, направленные на противодействие сомнительным валютным операциям, связанным с незаконным выводом денежных средств за рубеж, на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем [4, 5].

Для легализации доходов, полученных преступным путем, используются различные способы и методы, среди которых перемещение через таможенные границы разных государств товаров, валюты, валютных ценностей, драгоценных металлов, камней и т. п. В этом отношении особый интерес представляют результаты исследований и предложения по разработке цифровой технологии таможенного контроля внешнеторговых поставок необработанных алмазов, которые изложены в данной статье.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ФТС РОССИИ И БАНКА РОССИИ

Таможенные органы Российской Федерации (РФ) как органы валютного контроля уполномочены: осуществлять контроль за совершением валютных операций, связанных с перемещением товаров через таможенную границу ЕАЭС, а также с ввозом товаров в РФ и их вывозом из РФ; проводить проверки соблюдения актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования; проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям [6].

В целях эффективной реализации указанных полномочий обеспечено совершенствование технологий, предусмотренных изначально в 2006 г. Соглашением об информационном взаимодействии между Центральным банком РФ (Банк России) и Федеральной таможенной службой (ФТС России) от 28.11.2006 № 0148/12 (Соглашение) (рис. 1).

Информационное взаимодействие между ФТС России и Банком России, прежде всего, направлено на:

1) организацию обмена документами в электронном виде с использованием защищенного канала связи и средств криптографического преобразования информации с соблюдением требований информационной безопасности;

2) обеспечение сопоставимости информационных ресурсов и создание системы контроля валютных операций (оптимизацию и повышение эффективности проведения проверок);

3) упрощение и сокращение сроков совершения таможенных операций.

Риски нарушения законодательства о ПОД/ФТ

Финансовые взаимосвязи участников ВЭД

Риски нарушения законодательства о ПОД/ФТ

Информация из ЕГРЮЛ, ЕГРИП

тва тва

Росфинмониторинг

ФНС России

Признаки нарушения валютного законодательствау

V

УНК, ведомости банковского контроля

Банк России

Рис. 1. Межведомственный обмен информацией с органами валютного контроля и другими компетентными органами

Взаимодействие в рамках Соглашения обеспечивается информационно-программными средствами автоматизированной системы «Валютный контроль» (АС) на уровне центрального аппарата ФТС России, региональных таможенных управлений, таможен, в том числе непосредственно подчиненных ФТС России.

На уровне ФТС России организована автоматизированная обработка получаемой информации из Банка России в АС «Валютный контроль». участниками данной технологии являются около 1 000 уполномоченных банков, действующих на территории РФ.

На основе электронных ведомостей банковского контроля по внешнеторговым контрактам формируется база данных валютного контроля. В такую базу данных ежемесячно проводится загрузка около 1 млн электронных копий ведомостей банковского контроля (ВБК) и информации о принятых, измененных и снятых с учета 200 тыс. внешнеторговых контрактах (копии контрактов).

В настоящее время в базе данных валютного контроля содержится около 6,8 млн уникальных номеров контрактов (уНК) и 6,8 млн ВБК. Доля отсутствующих уНК по причине технологических ошибок, допущенных банками при передаче информации, в информационных ресурсах ФТС России сведена до 0,1%.

В ФТС России обеспечен форматно-логический контроль сведений об уНК, заявленных при регистрации декларации на товары (ДТ), с использованием сведений из базы данных уНК и созданы условия для автоматической регистрации ДТ и автоматического выпуска товаров.

В случаях отсутствия уНК в базе данных валютного контроля или несовпадения сведений в специализированном программном средстве совершения таможенных операций формируется соответствующая информация и обеспечивается ее автоматическое направление в подразделение валютного контроля таможенного

органа, в регионе деятельности которого осуществляется таможенное декларирование товаров, для осуществления контроля в рамках применения СУР.

Благодаря этому минимизированы риски представления недействительных УНК, исправления ошибочных и недостоверных сведений, что необходимо для эффективного автоматизированного сопоставления для целей валютного контроля информации, имеющейся в распоряжении таможенных органов и уполномоченных банков, и передачи уполномоченным банкам сведений из ДТ в разрезе УНК в полном объеме.

В последние годы данные, содержащиеся в АС «Валютный контроль», используются для выявления рисковых финансовых операций и схем незаконного вывода денежных средств из РФ, концентрирующихся в области фиктивных сделок и деятельности фирм-«однодневок».

В целях противодействия оттоку денежных средств с использованием поддельных ДТ с 01.01.2013 ФТС России в соответствии с постановлением Правительства РФ № 1459 обеспечивает передачу в электронном виде информации об оформленных ДТ в полном объеме Банку России и уполномоченным банкам [7].

Передача ФТС России информации из ДТ позволила с 01.10.2013 исключить требование о представлении участниками ВЭД в уполномоченные банки копий ДТ, исключить возможности использования подложных ДТ для незаконного вывода капитала из РФ, а также разрешить формировать сводные данные для Банка России в части надлежащего исполнения уполномоченными банками функций агентов валютного контроля.

Развитие технологии валютного контроля с использованием электронного обмена информацией между ФТС России, Банком России и уполномоченными банками сделало возможным обеспечить выполнение мероприятий в соответствии с «дорожной картой», упростить и автоматизировать процедуры валютного контроля [8].

Технология электронного информационного взаимодействия ФТС России и Банка России позволила создать эффективную автоматизированную систему контроля всего объема валютных операций, связанных с расчетами как при ввозе товаров в РФ, так и при вывозе товаров.

В информационном сервисе «Валютный контроль» «Личного кабинета участника ВЭД» участник ВЭД может получить информацию:

- о наличии в информационных ресурсах таможенных органов сведений обо всех оформленных уполномоченными банками УНК по внешнеторговым договорам (контрактам), полученных таможенными органами в порядке, предусмотренном положением Банка России. Это позволило участникам ВЭД до подачи ДТ проверять наличие УНК (паспорта сделки) и заявлять сведения о нем в ДТ, исключить необходимость письменного обращения заинтересованных участников ВЭД в ФТС России для получения данных сведений, что повлияло на сокращение сроков совершения таможенных операций;

- передаче ФТС России в электронном виде информации о зарегистрированных таможенными органами ДТ Банку России и уполномоченным банкам. Это позволило исключить требование об обязательном представлении участниками

ВЭД в уполномоченные банки ДТ в бумажном виде в качестве подтверждающих документов при осуществлении валютных операций;

- ДТ, переданных в уполномоченный банк в рамках конкретного УНК.

В современных условиях осуществляемый в РФ таможенными органами валютный контроль приобретает новый характер и уже не ограничивается контролем за трансграничным перемещением наличных денежных средств [9]. Основное внимание уделяется механизмам валютного контроля, обеспечивающим контроль за сомнительными валютными операциями и противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Развитие риск-ориентированного подхода в рамках системы контроля за сомнительными валютными операциями является залогом обеспечения устойчивости национальной валюты и стабильности внутреннего валютного рынка РФ.

цифровые технологии таможенного контроля внешнеторговых поставок необработанных алмазов

Таможенные органы всех государств мира осуществляют контроль за трансграничным перемещением необработанных природных алмазов. Порядок перемещения алмазов установлен «Международной схемой сертификации Кимбер-лийского процесса» (Схема), утвержденной почти 20 лет назад. Соответствие национальной схемы сертификации Кимберлийского процесса международным требованиям представлено на рис. 2.

МЕЖДУНАРОДНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО Раздел III. Обязательства в отношении международной торговли необработанными алмазами

a) в отношении партий необработанных алмазов, экспортируемых участнику, требовать, чтобы каждая поставка сопровождалась должным образом заверенным сертификатом;

b) в отношении партий необработанных алмазов, импортируемых от участника, требовать должным образом

Рис. 2. Соответствие национальной схемы сертификации Кимберлийского процесса международным требованиям

В соответствии с требованиями Схемы трансграничное перемещение необработанных природных алмазов сопровождается представлением в уполномоченные органы участников Схемы сертификатов Кимберлийского процесса на бумажном носителе. Схемой предусматривается отдельная административная процедура изготовления и выдачи сертификатов Кимберлийского процесса, которая требует времени и расходов на подачу заявки на получение сертификата, оплату труда специалиста и оказание услуг на изготовление сертификата. В целом такая процедура позволяет минимизировать риски обращения алмазов из конфликтных зон.

Процесс получения сертификата Кимберлийского процесса в уполномоченном органе на бумажном носителе является сложным и трудоемким. Это требует времени и расходов на подачу заявки на получение сертификата, оплату труда специалиста, оказание услуг на изготовление сертификата Кимберлийского процесса, а также его доставку. При получении и доставке сертификата на бумажном носителе не исключаются риски, связанные с порчей и утерей сертификата.

В настоящее время в условиях интенсивного развития информационных технологий становится ясно, что действующая система оборота сертификатов Ким-берлийского процесса с использованием бумажного носителя морально устарела и требует пересмотра в части ее цифровизации.

Это стало особенно актуальным в условиях эпидемиологической обстановки, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции, когда многие участники внешнеэкономической деятельности (ВЭД) столкнулись с невозможностью получения и представления в таможенные органы сертификатов Кимбер-лийского процесса.

В настоящее время документы могут не подаваться участниками ВЭД на бумажном носителе, если сведения о них есть в информационных базах таможенных органов. Полученные в электронном виде сведения о документах автоматически сверяются со сведениями, содержащимися в ДТ. Такая сверка проводится и в отношении сертификата Кимберлийского процесса, выданного в РФ.

Процесс автоматической проверки документов позволяет обеспечить таможенное оформление алмазов, добытых в РФ, в автоматическом режиме и прослеживать товары на всех стадиях государственного контроля в режиме реального времени.

В то же время поставки в РФ необработанных природных алмазов сопровождались сертификатами Кимберлийского процесса, оформленными на бумажном носителе, что не позволяло таможенным органам применять автоматические технологии контроля и обеспечивать высокую скорость совершения таможенных операций.

Для упрощения таможенного оформления алмазов, ввозимых в РФ, ФТС России реализованы предложения по взаимному обмену сведениями о сертификатах Кимберлийского процесса в электронном виде. Организация такого взаимодействия позволила достичь ряда преимуществ. Прежде всего, наличие сведений о выданных сертификатах Кимберлийского процесса в электронном виде

позволило упростить и ускорить внешнеторговые операции с необработанными природными алмазами.

Проверка сведений в автоматическом режиме делает возможным уйти от ручного ввода и проверки информации о сертификатах должностными лицами уполномоченных органов, что исключает ошибки, которые могут повлечь дополнительные меры контроля, и издержки.

При наличии сведений о сертификате в электронном виде автоматизированная система таможенного оформления самостоятельно сверяет характеристики товарной партии с сертификатом Кимберлийского процесса.

Возможность проверки сертификата с использованием сведений, полученных в электронном виде от уполномоченных органов, также существенно сокращает риски подмены и подделки сертификатов.

Для организации информационного взаимодействия ФТС России разработала проект соглашения об обмене информацией о сертификатах Кимберлийско-го процесса, а также технические условия такого обмена. В рамках технических условий предлагается осуществлять взаимодействие в двустороннем формате на постоянной основе с использованием протокола передачи данных SFTP либо HTTPS и файлов формата XML.

Необходимо отметить, что предложения ФТС России нашли поддержку во Всемирной таможенной организации, поскольку таможенные органы всех государств обеспечивают таможенный контроль при трансграничной торговле необработанными природными алмазами.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Предложенные системотехнические и информационно-технологические решения по использованию цифровых технологий позволили в части таможенного обеспечения соблюдения мер валютного контроля за счет организации электронного информационного взаимодействия между ФТС России и Банком России: минимизировать риски предоставления недействительных уникальных номеров контрактов и недостоверных сведений; упростить и автоматизировать процедуры валютного контроля; сократить сроки совершения таможенных операций, а также осуществить переход от сплошного к выборочному контролю за сомнительными валютными операциями на основе риск-ориентированного подхода.

Актуальной задачей является полная автоматизация оценки рисков нарушения валютного законодательства на основе новой технологии, которая обеспечит проведение анализа всей совокупности параметров деятельности лица на основе большого количества критериев, сформированных ФТС России самостоятельно и полученных в рамках информационного взаимодействия из других уполномоченных органов.

Специфика института валютного контроля, множество незаконных финансовых операций требуют развития новых форм, методов и цифровых технологий

контроля за сомнительными валютными операциями и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.

В развитие этого направления цифровизации в части совершенствования процесса таможенного контроля внешнеторговых поставок необработанных алмазов ФТС России подготовила предложения по дополнению «Международной схемы сертификации Кимберлийского процесса» положениями об электронных сертификатах. В качестве общепринятого стандарта защиты электронного сертификата Кимберлийского процесса предложено установить заверение такого сертификата электронной подписью уполномоченного органа.

Результатом проделанной работы стало подписание в ноябре 2021 г. меморандума об обмене сведениями о сертификатах Кимберлийского процесса с уполномоченным органом Бельгии. Это первая договоренность ФТС России о международном обмене сведениями о разрешительных документах в электронном виде.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ

1. Торговые ограничения. Экспортный и валютный контроль: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Таможенное дело», направлению подготовки «Экономика», профиль «Мировая экономика» / П. А. Баклаков, А. Р. Гладков, О. Г. Карпович, Н. М. Кожуханов, Н. Г. Липатова, Е. В. Лобас, В. Б. Мантусов и др.; под ред. В. Б. Мантусо-ва. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. 463 с.

2. Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-Ф3 «О валютном регулировании и валютном контроле».

3. Шкляев С. В. Управление торговых ограничений, валютного и экспортного контроля Федеральной таможенной службы: история и современность // Вестник Российской таможенной академии. 2021. № 4. С. 24-38.

4. Мантусов В. Б., Шкляев С. В. Противодействие таможенных органов сомнительным валютным операциям при осуществлении внешнеторговой деятельности // Вестник Российской таможенной академии. 2021. № 3. С. 9-22.

5. Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

6. Мантусов В. Б., Шкляев С. В. Реализация Федеральной таможенной службой функции органа валютного контроля при осуществлении внешнеторговой деятельности // Вестник Российской таможенной академии. 2020. № 3. С. 16-24.

7. Постановление Правительства РФ от 28.12.2012 № 1459 «О порядке передачи таможенными органами Центральному банку Российской Федерации и уполномоченным банкам в электронном виде информации о зарегистрированных таможенными органами декларациях на товары».

8. Распоряжение Правительства РФ от 29.06.2012 № 1125-р «Об утверждении плана мероприятий („дорожной карты") „Совершенствование таможенного администрирования"».

9. Мантусов В. Б., Шкляев С. В. Таможенное обеспечение противодействия незаконному трансграничному перемещению финансовых средств в современных условиях // Вестник Российской таможенной академии. 2018. № 1. С. 24-29.

Информация об авторах

Мантусов Владимир Бадьминович - доктор экономических наук, профессор, генерал-майор таможенной службы, начальник Российской таможенной академии, Российская

Федерация, Московская область, 140015, Люберцы, Комсомольский проспект, 4, тел.: 8 (495) 503-76-55, e-mail: v.mantusov@customs-academy.ru;

Шкляев Сергей Владимирович - генерал-майор таможенной службы, начальник Управления торговых ограничений, валютного и экспортного контроля, Федеральная таможенная служба, Российская Федерация, 121087, Москва, ул. Новозаводская, 11/5, тел.: 8 (499) 449-81-61, е-mail: ShklyaevSV@ca.customs.ru.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

конфликт интересов

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. для цитирования

Мантусов В. Б., Шкляев С. В. Цифровые технологии таможенного обеспечения соблюдения мер валютного контроля // Вестник Российской таможенной академии. 2022. № 2. С. 34-42.

уДК 339.543

DOI 10.54048/20727240_2022_02_42

внедрение цифровых технологий в институт таможенных платежей в. ю. скиба1, а. М. Быков1

1 Федеральная таможенная служба, Москва, Российская Федерация

Аннотация. Статья посвящена важной и актуальной проблеме внедрения цифровых технологий в институт таможенных платежей, которые призваны обеспечить автоматическую проверку правильности исчисления и автоматический контроль полноты уплаты таможенных платежей, учет и своевременность их перечисления в доход федерального бюджета, а также создать условия для упрощения взаимодействия участников внешнеэкономической деятельности с таможенными органами, снизить административную нагрузку на бизнес. Проведен анализ условий внедрения цифровых технологий в институт таможенных платежей, рассмотрены технологии решения задач автоматической проверки правильности начисления, контроля полноты, своевременности уплаты и учета таможенных платежей, а также приведена технология информационного взаимодействия участников внешнеэкономической деятельности (декларантов) с таможенными органами при совершении таможенных операций, связанных с уплатой и учетом таможенных платежей.

Ключевые слова: таможенные органы, таможенные операции, таможенный контроль, таможенные платежи, цифровые технологии, информационные технологии, участники внешнеэкономической деятельности, декларанты, плательщики, выпуск товара.

© Скиба В. Ю., Быков А. М., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.