УДК /UDC 37.012.4 EDNGBJVVP
Мылова Ирина Борисовна
доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры естественно-научного, математического образования и информатики Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, г. Санкт-Петербург
Лукичева Елена Юрьевна
кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой естественно-научного, математического образования и информатики Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, г. Санкт-Петербург
Mylova Irina B.
Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Professor of the Department of Natural Science, Mathematical Education and Computer Science, St. Petersburg Academy of Postgraduate Pedagogical Education, St. Petersburg
Lukicheva Elena Yu.
Candidate of Philological Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Natural Science, Mathematical Education and Computer Science, St. Petersburg Academy of Postgraduate Pedagogical Education, St. Petersburg
ЦИФРОВЫЕ РЕСУРСЫ КАК СРЕДСТВО РЕШЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
DIGITAL RESOURCES AS A MEANS OF SOLVING EDUCATIONAL TASKS IN EDUCATIONAL ORGANIZATION
Аннотация. Статья представляет концептуальные положения подхода к проведению регионального мониторингового исследования воспитательной работы, осуществляемой с применением современного цифрового инструментария, на соответствие ориентирам государственной политики. Особенности представляемого подхода определяет совокупность показателей, которые имеют не технологические, а педагогические основания. Приведено описание показателей как актуальных проблемных ситуаций с явно заданными педагогическими целями. Представлена общая характеристика исследования, реализованного в школьных образовательных учреждениях на основе предлагаемого подхода. Обозначена значимость предлагаемых концептуальных аспектов к разработке диагностического инструментария для методической работы с педагогами и педагогическими коллективами школьных образовательных учреждений в системе постдипломного педагогического образования.
Abstract. The article presents the conceptual provisions of the approach to conducting a regional monitoring study of educational work carried out with the use of modern
digital tools, in accordance with the guidelines of state policy. The features of the presented approach are determined by a set of indicators that have not technological, but pedagogical grounds. The description of indicators as actual problem situations with explicitly set pedagogical goals is given. The general characteristics of the research implemented in school educational institutions on the basis of the proposed approach are presented. The significance of the proposed conceptual aspects to the development of diagnostic tools for methodological work with teachers and teaching staff of school educational institutions in the system of postgraduate pedagogical education is indicated.
Ключевые слова: воспитание, социализация, воспитательный процесс, цифровые технологии, цифровые ресурсы, педагогический мониторинг.
Keywords: education, socialization, educational process, digital technologies, digital resources, pedagogical monitoring.
Введение
Воспитание детей является стратегическим общенациональным приоритетом России. В редакцию
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 31.07.2020 внесены изменения, которые юридически определяют понятие «воспитания», а статья 12.1 устанавливает общие требования к организации воспитания обучающихся образовательных учреждениях.
Сфера педагогической деятельности, определяемая как «воспитание», предполагает деятельность педагогического коллектива образовательных организаций, направленную на «развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде» [1, ст. 2].
Ориентиры государственной политики в сфере воспитания определяет Стратегия развития воспитания в Российской Федерации [2].
В Санкт-Петербурге региональный подход к реализации основных положений этого документа отражает Концепция воспитания юных петербуржцев «Петербургские перспективы», в которой указано, что «ведущая роль в решении задач воспитания принадлежит воспитательной системе образовательного учреждения, определяющей ценностно-смысловую направленность воспитательной деятельности, ее технологичность и результативность» [3, с. 3].
Процесс цифровой трансформации затрагивает сегодня не только административно-управленческую, но и профессиональную педагогическую деятельность образовательных организаций. При этом цифровые технологии относят к актуальному инструментарию для эффективного решения как учебных задач, так и задач воспитания и социализации учащихся [4].
В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года использование современных информационных и коммуникационных технологий, электронных информационно-методических ресурсов для достижения цели и результатов в сфере воспитания определено как значимое направление государственной политики и обозначено как «Расширение воспитательных возможностей цифровых ресурсов» [2].
Расширение воспитательных возможностей цифровых ресурсов в этом нормативном документе предусматривает [2]:
- создание условий, методов и технологий для использования возможностей информационных ресурсов и, в первую очередь сети Интернет, в целях воспитания и социализации детей;
- содействие популяризации в информационном пространстве традиционных российских культурных, в том числе эстетических, нравственных и семейных ценностей и норм поведения;
- информационное организационно-методическое оснащение воспитательной деятельности в соответствии с современными требованиями;
- воспитание в детях умения совершать правильный выбор в условиях возможного негативного воздействия информационных ресурсов;
- обеспечение условий защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и психическому развитию.
Приоритеты государственной политики Российской Федерации в сфере воспитания и цифровых технологий определили актуальность, цели и задачи регионального мониторингового исследования «Цифровые ресурсы в процессе реализации воспитательных задач в образовательной организации», которое было проведено в 2023 году. Научно-методическое, экспертное и консультационное сопровождение мониторингового исследования по заданию Комитета по образованию Санкт-Петербурга осуществлялось кафедрой естественнонаучного, математического образования и информатики в содействии с кафедрой социально-педагогического образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования.
Мониторинг является сегодня актуальным методом познавательной практики, перспективным инструментом управления в системе образования [4, Ст. 97].
Акцентируем внимание на то, что направления анализа, критерии и целевые показатели в мониторингах, связанных с цифровой трансформацией образования, как правило, отражают организационные и технологические аспекты применения современных цифровых ресурсов и технологий, не затрагивая педагогической сущности их использования.
Например, к показателям развития цифровой образовательной среды школ в паспорте федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование» на период с 2019 по 2024 годы отнесены [5]:
- Оснащение общеобразовательных организаций в целях внедрения цифровой образовательной среды.
- Предоставление доступа обучающимся к федеральной информационно-сервисной платформе цифровой образовательной среды для получения качественного образования.
- Использование педагогическими работниками сервисов федеральной информационно-сервисной платформы цифровой образовательной среды.
Другим примером могут быть показатели для расчета цифровой зрелости общего образования в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными Правительством РФ [6]:
- Доля учащихся, по которым осуществляется ведение цифрового профиля.
- Доля учащихся, которым предложены рекомендации по повышению качества обучения и формированию индивидуальных траекторий с использованием данных цифрового портфолио учащегося.
- Доля педагогических работников, получивших возможность использования верифицированного цифрового образовательного контента и цифровых образовательных сервисов.
- Доля учащихся, имеющих возможность бесплатного доступа к верифицированному цифровому образовательному контенту и сервисам для самостоятельной подготовки.
- Доля заданий в электронной форме для учащихся, проверяемых с использованием технологий автоматизированной проверки.
Вместе с тем, при анализе и оценке деятельности школьных образовательных организаций по направлению «Расширение воспитательных возможностей цифровых ресурсов» значим не столько факт применения цифрового инструментария, сколько цели и способы его использования для достижения планируемых результатов в сфере воспитания.
Проведение мониторинга, ориентированного на получение объективных данных о состоянии воспитательной деятельности, осуществляемой с применением цифрового инструментария, и соответствии процессов воспитания и социализации учащихся школьных образовательных организации города требованиям нормативных документов федерального и регионального уровней, актуализировало проблему поиска педагогически обоснованных показателей.
Концепция мониторингового исследования «Цифровые ресурсы в процессе реализации воспитательных задач в образовательной организации» определяла подход к формированию совокупности показателей, имеющих педагогические основания.
Методология
В широком контексте понятие «мониторинг» определяется как «система сбора, обработки, хранения и распространения информации о какой-либо системе или отдельных ее элементах, ориентированная на информационное обеспечение управления данной системой, позволяющая судить о ее состоянии в любой момент времени и дающая возможность прогнозирования ее развития» [7, с. 10].
Исходно термин относился к постоянному (периодическому) контролю определенных параметров, которые должны сохраняться в заданных пределах, в технических системах управления.
Современное содержание этого понятия расширяется. Его дефиниции, приведенные в справочных изданиях, весьма вариативны, что в первую очередь связано с целями мониторинга как способа анализа и оценки данных и особенностями предметной области его применения, которые подчеркивают авторы определений.
В научных публикациях, посвященных анализу содержания понятия «мониторинг», отмечается, что оно сопоставимо с понятиями «контроль», «диагностика», «экспертиза», «наблюдение», «проверка», «исследование» [8, с. 61; 9, с. 257].
Особенности мониторинга как способа анализа и оценки характеристик какого-либо наблюдаемого объекта исследователи связывают с происхождением термина. Основу его этимологии составляют латинские слова «monitory» советовать, предостерегать и «monitor» - следить, наблюдать [9, с. 257].
Для мониторинга характерны непрерывность наблюдения за объектом, периодичность снятия информации о происходящих изменениях, направленность на предупреждение отклонений характеристик наблюдаемого объекта от заданных регламентов.
К основным функциям мониторинга относят:
- информационную, которая обеспечивает получение достоверной информации о состоянии наблюдаемого объекта;
- контролирующую, обеспечивающую сравнительный анализ реальной ситуации с существующими гостами, регламентами и стандартами;
- прогностическую, позволяющую выявить проблемы или негативные тенденции, предотвратить нежелательное развитие ситуации или событий;
- корректирующую, направленную на выявление новых возможностей, обеспечение условий их осуществления, которые будут играть конструктивную роль в развитии наблюдаемого объекта (ситуации).
Особо отметим значимость последней из указанных функций для современной трактовки понятия «мониторинг». Так, Фарман И. П., анализируя отличия мониторинга от традиционных познавательных методов, пишет: «Полученные данные становятся основой для рекомендаций, которые позволят отойти от статической картины представлений, эксплицировать определенные (познавательные или другие) действия, ... сделать возможным осуществление нового целерационального действия. Именно это и является настоящим результатом и конечной целью проведения мониторинга» [9, с. 259].
Указанная характеристическая особенность современного содержания понятия «мониторинг», определила совокупность целей, на достижение которых должен быть ориентирован сбор данных в ходе мониторинга:
- Проанализировать соответствие применения цифрового инструментария в образовательных учреждениях требованиям нормативных документов в сфере воспитания и использования цифровых технологий.
- Конкретизировать возможные недочеты в деятельности конкретных образовательных организаций для принятия управленческих решений на уровне образовательных учреждений.
- Выявить «проблемные зоны» в организации воспитательной работы в школьных образовательных учреждениях, осуществляемой с применением цифрового инструментария, для организации целенаправленной работы по их устранению методической службой города.
Исходя из обозначенных целей, показатели для анализа и оценки воспитательной деятельности, осуществляемой с применением цифрового инструментария, были представлены в виде воспитательных задач актуальных проблемных ситуаций с явно заданными педагогическими целями, достижение которых предполагает использование цифрового инструментария.
При разработке концепции мониторингового исследования были выделены 5 направлений анализа применения цифровых технологий для решения задач воспитания в школьных образовательных учреждениях. Последнее шестое направление было ориентировано на анализ профессиональной готовности педагогов к решению задач воспитания с применением цифрового инструментария.
1. Применение цифровых ресурсов в целях духовно-нравственного развития учащихся, направленного на расширение ценностно-смысловой сферы
личности и приобщение к базовым национальным ценностям.
2. Использование цифровых технологий для позитивной социализации школьников в процессе общественно-полезной деятельности детско-взрослой общности.
3. Применение цифрового инструментария для поддержки жизненных устремлений, социальных инициатив и учета индивидуальных потребностей детей и юношества, оказание помощи в трудной жизненной ситуации при взаимодействии с родителями.
4. Реализация педагогически целесообразных способов организации учебно-воспитательного процесса в цифровой среде.
5. Использование цифровых технологий и ресурсов в школьной образовательной организации, отвечающего нормативным требованиям.
6. Профессиональная компетентность педагогического корпуса.
В рамках каждого из них были определены наиболее актуальные задачи, примеры которых приведены в таблице 1.
Сбор данных осуществлялся методом онлайн-опроса по структурированной анкете, включающей 32 закрытых и открытых вопроса.
Школы города принимали в участие в мониторинговом исследовании на добровольной основе.
Результаты
В исследовании приняли участие более половины от общего числа школьных образовательных организаций города разных видов (средние общеобразовательные школы, лицеи, гимназии, школы- интернаты, школьные образовательные учреждения для детей с ОВЗ, школы с углубленным изучением отдельных предметов и др.).
Проведенное исследование позволило достичь целей, на достижение которых оно было ориентировано. В частности, выделить проблемные моменты в использовании цифровых технологий при реализации воспитательного процесса в организациях,участвовавших в исследовании, а также определить возможные «проблемные зоны» в решении воспитательных задач с применением цифровых ресурсов, в целом присущие школьным образовательным организациям города [10; 11].
Итоги исследования позволили конкретизировать содержательные аспекты основных направлений профессиональной работы по совершенствованию педагогических условий воспитания школьников с применением цифровых технологий, которая проводится
Таблица 1
Задачи в области воспитания, решение которых с применением ЦТ анализировалось в исследовании (в сокращении)
Категория задач Задачи воспитания и социализации школьников, актуальные для решения с применением ЦТ, по направлениям исследования
Направление 1. Применение цифровых ресурсов в целях духовно-нравственного развития учащихся, направленного на расширение ценностно-смысловой сферы личности и приобщение к базовым национальным ценностям
1.1. Целенаправленное использование материалов федеральных культурно-исторических порталов РФ при проведении внеурочных курсов (занятий)
1.2. Использование цифровых ресурсов для отражения уклада школьной жизни в цифровой образовательной среде школы (истории образовательной организации, события и мероприятия школьной жизни и другие историко-культурные аспекты образовательной организации)
1.3. Использование цифровых ресурсов при реализации программы внеурочной деятельности «Разговоры о важном»
Направление 2. Использование цифровых технологий для позитивной социализации школьников в процессе общественно-полезной деятельности детско-взрослой общности
2.1. Обеспечение участия школьников в сетевых детско-взрослых сообществах в рамках школьного компонента цифровой образовательной среды
2.2. Реализация дистанционной поддержки выполнения школьниками проектов и коллективных творческих дел в рамках школьного компонента цифровой образовательной среды
2.3. Применение Интернет-ресурсов для организации участия учащихся школы в деятельности детских и молодежных движений
Направление 3. Применение цифрового инструментария для поддержки жизненных устремлений, социальных инициатив и учета индивидуальных потребностей детей и юношества, оказание помощи в трудной жизненной ситуации при взаимодействии с родителями (законными представителями) учащихся
3.1. Обеспечение в рамках школьного компонента цифровой образовательной среды педагогической поддержки школьников в личностном и профессиональном самоопределении (размещены ресурсы, разработанные педагогами школы, приведены ссылки на специализированные сайты и др.)
3.2. Организация в школе участия детей в дистанционных олимпиадах и конкурсах
3.3. Участие учащихся в различных интернет-проектах и конкурсах
3.4. Реализация в школе коммуникаций с родителями с помощью цифровых технологий (электронная почта, оперативные ответы на вопросы и др.)
кафедрам академии совместно с районными методическими службами, к которым в первую очередь необходимо отнести:
- оказание адресной помощи школьным образовательным организациям по устранению недочетов, выявленных в ходе исследования;
- планирование мероприятий методического сопровождения профессиональной педагогической деятельности (семинаров и вебинаров для педагогов, городских методических объединений и др.);
- разработку образовательных программ краткосрочных целевых курсов повышения квалификации, как отдельных педагогов, так и команд образовательных учреждений.
Отметим, что проведение исследования вызвало положительную реакцию со стороны школьных образовательных учреждений. Педагогические коллективы отмечают, что предложенный в исследовании перечень конкретных воспитательных задач, решаемых с применением цифрового инструментария, позволяет целенаправленно осуществлять внутриш-кольный педагогический анализ качественных харак-
теристик воспитательной работы с применением цифровых ресурсов.
Заключение
Представленный в статье подход к проведению регионального мониторингового исследования, в основе которого лежит совокупность задач, которые должны решаться в образовательной организации с применением цифровых ресурсов, ориентирован на разработку эффективного методического инструментария, используемого в системе постдипломного педагогического образования.
Региональное мониторинговое исследование «Цифровые ресурсы в процессе реализации воспитательных задач в образовательной организации», в котором он был реализован, позволило достичь запланированных целей.
По итогам исследования были разработаны методические рекомендации школьным образовательным организациям по совершенствованию применения цифровых технологий в воспитательном процессе, а также рекомендации для реализации научно-мето-
дического сопровождения воспитательной деятельности в школьных образовательных организациях районными научно-методическими центрами и кафедрам академии.
Мониторинговое исследование как форма научно-методического сопровождения профессиональной педагогической деятельности образовательных организаций, в основе которого лежит совокупность задач, которые должны решаться в образовательной организации с применением цифрового инструментария, поддерживается педагогическими коллективами, поскольку позволяет им осознанно и целенаправленно совершенствовать педагогические условия обучения и воспитания школьников.
Литература
1. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 [ред. от 17.02.2023; с изм. и доп., вступ. в силу с 28.02.2023].
2. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: утв. распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р.
3. Концепция воспитания юных петербуржцев «Петербургские перспективы»: утв. распоряжением Комитета по образованию от 16.01.2020 № 105-р.
4. Воспитание в информационную эпоху / Коллективная монография. М.: АНО Издательский Дом «Педагогический поиск», 2022. URL: http://www.ppoisk.com (дата обращения: 01.11.2023).
5. Паспорт федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование» на период с 2019 по 2024 годы.
6. Об утверждении методик расчета целевых показателей национальной цели развития Российской Федерации «Цифровая трансформация»: приказ Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 18 ноября 2020 г. № 600 и приложение к приказу «Методика расчета целевого показателя «Достижение «цифровой зрелости» ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления».
7. Майоров А. Н. Мониторинг в образовании: Изд. 3-е, испр. и доп. М.: Интеллект-Центр, 2005. 424 с.
8. Григорян И. А. Мониторинг: эволюция научных взглядов, сущность, функции и принципы// Проблемы педагогики. 2017. № 3. С. 60-65.
9. Фарман И. П. Мониторинг как метод исследования и представления знаний // «Философия науки. Выпуск 17. Эпистемологический анализ коммуникации». М.: Институт философии РАН, 2012. С. 256-269.
10. Аналитическая справка по результатам исследования «Цифровые ресурсы в процессе реализации воспитательных задач в образовательной организации». СПб.: СПб АППО, 2023. 72 с.
11. Мылова И. Б. Решение воспитательных задач с применением цифровых технологий в школьных образовательных организациях: результаты исследования // Непрерывное образование. 2023. № 1 (43). С. 53-60.
References
1. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii: Federal'ny'j zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ [On Education in the Russian Federation: Federal Law no. 273-FZ of 29.12.2012 (ed. from 17.02.2023; with amendments and additions, intro. effective from 02/28/2023)]. (In Russian).
2. Strategiya razvitiya vospitaniya v Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda [Strategy for the development of education in the Russian Federation for the period up to 2025: approved by the Decree of the Government of the Russian Federation dated 29.05.2015 no. 996-R]. (In Russian).
3. Koncepciya vospitaniya yunykh peterburzhcev «Peterburgskie perspektivy» [The concept of education of young Petersburgers "Petersburg prospects": approved by the order of the Education Committee of 16.01.2020 no.105-p]. (In Russian).
4. Vospitanie v informatsionnuyu ehpokhu [Education in the information age. Collective monograph], Moscow, ANO Publishing House "Pedagogical Search", 2022. URL: http://www.ppoisk.com (accessed 01.11.2023). (In Russian).
5. Pasport federal'nogo proekta «Cifrovaya obrazovatel'naya sreda» nacional'nogo proekta «Obrazovanie» na period s 2019 po 2024 gody'[Passport of the federal project "Digital educational environment" of the national project "Education" for the period from 2019 to 2024]. (In Russian).
6. Ob utverzhdenii metodik rascheta celevykh pokazatelej nacional'noj celi razvitiya Rossijskoj Federacii «Cifrovaya trans-formaciya» [On approval of the methods for calculating the target indicators of the national development goal of the Russian Federation "Digital Transformation": Order of the Ministry of Digital Development, Communications and Mass Communications of the Russian Federation no. 600 dated November 18, 2020 and the annex to the order "Methodology for calculating the target indicator "Achieving "digital maturity" of key sectors of the economy and social sphere, including healthcare and education, as well as public administration"]. (In Russian).
7. Majorov A. N. Monitoring v obrazovanii [Monitoring in education: 3rd edition, ispr. and add], Moscow, Intellect Center, 2005, 424 p. (In Russian).
8. Grigoryan I. A. Monitoring: e'volyuciya nauchnyh vzglyadov, sushhnost', funkcii i principy'[Monitoring: evolution of scientific views, essence, functions and principles]. Problems of pedagogy, 2017, no 3, pp. 60-65. (In Russian).
9. Farman I. P. Monitoring kak metod issledovaniya i predstavleniya znanij [Monitoring as a method of research and representation of knowledge]. Philosophy of science. Issue 17. Epistemo-logical analysis of communication, 2012, Moscow, Institute of Philosophy of the Russian Academy of Sciences, pp. 256-269. (In Russian).
10. Analiticheskaya spravka po rezul'tatam issledovaniya «Cifrovy'e resursy' v processe realizacii vospitatel'nyh zadach v obrazovatel'noj organizacii» [Analytical reference on the results of the study "Digital resources in the process of implementing educational tasks in an educational organization"], St. Petersburg, SPb APPO, 2023, 72 p. (In Russian).
11. Mylova I. B. Reshenie vospitatel'nyh zadach s primeneniem cifrovyh texnologij v shkol'ny'x obrazovatel'nyh organizaciyah: rezul'taty' issledovaniya [Solving educational tasks with the use of digital technologies in school educational organizations: research results]. Continuing education, 2023, no. 1 (43), pp. 53-60. (In Russian).