Человек и образование. 2022. №2. С. 99-108.
Научная статья УДК 371.1.07
doi: 10.54884/S181570410020700-5
Образовательные системы и технологии
ИССЛЕДОВАНИЕ ИНСТРУМЕНТАРИЯ ОЦЕНКИ ЦИФРОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧИТЕЛЯ
Ольга Николаевна Шилова 1*, Елена Юрьевна Игнатьева2
1 Академия постдипломного педагогического образования, Санкт-Петербург, Россия
2 Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого, Великий Новгород; Академия постдипломного педагогического образования, Санкт-Петербург, Россия
1Н [email protected], https://orcid.org/0000-0003-2469-0934 2 [email protected], https://orcid.org/0000-0002-1521-5018
Аннотация. Цифровая трансформация образования невозможна без овладения педагогами широким спектром новых цифровых компетенций. Первым шагом в этом направлении является оценивание состояния цифровых компетенций учителя, для чего необходим соответствующий инструментарий. Анализ структуры и содержания цифровых компетенций учителя в различных публикациях показал отсутствие единого подхода. Авторами выбран подход, объединяющий требования к цифровым компетенциям современного учителя, позицию исследователей Яндекса и модель цифровых компетенций Европейского союза. Анализ существующего опыта оценивания цифровых компетенций учителя позволил классифицировать его на три группы по уровню доказательности степени сформированности. В результате выбран вариант кейс-измерителей. Авторами предложен инструментарий в форме теста (кейс-измеритель), включающий задания на оценивание четырех компетентностных областей: цифровые инструменты и их использование, цифровая коммуникация и способы ее организации, цифровая образовательная среда (для реализации целостного образовательного процесса), цифровая этика и безопасность. Каждая из компетентностных областей конкретизирована через совокупность умений. Задания представляют собой практические кейсы, описывающие реальные образовательные и профессиональные ситуации. Действия учителя в предложенных ситуациях могут быть более или менее эффективными с точки зрения владения им цифровыми компетенциями, но каждое позволяет разрешить ситуацию. Ключевые слова: цифровые компетенции учителя, цифровая образовательная среда, инструментарий оценивания, кейс-измерители.
Для цитирования: Шилова О.Н., Игнатьева Е.Ю. Исследование инструментария оценки цифровых компетенций учителя // Человек и образование. 2022. №2. с. 99-108. http:dx.doi.org/10.54884/ S181570410020700-5.
Educational Systems and T echnologies
Original article
TEACHER'S DIGITAL COMPETENCY EVALUATION TOOLKIT
STUDY
Olga N. Shilova1*, Elena Yu. Ignatieva2
1 St.Petersburg Academy of Postgraduate Pedagogical Education, St.Petersburg, Russia
2 Yaroslav-the-Wise Novgorod State University, Velikiy Novgorod; St.Petersburg Academy of Postgraduate Pedagogical Education, St.Petersburg, Russia
[email protected], https://orcid.org/0000-0003-2469-0934 2 [email protected], https://orcid.org/0000-0002-1521-5018
Abstract. The digital transformation of education is impossible without teachers mastering a wide range of new digital competencies. The first step in this direction is to evaluate the state of the teacher's digital competencies, for which appropriate tools are needed. The analysis of the structure and content of the teacher's digital competencies in various publications showed the lack of a unified approach. The authors have chosen an approach that consistently combines the requirements for digital competencies of a modern teacher, the position of Yandex researchers, and the EU digital competencies model. An analysis of the existing experience in assessing the teacher's digital competencies made it possible to classify it into three groups according to the level of evidence of the degree of formation. As a result, the variant of case-meters was chosen. The authors propose a toolkit in the form of a test (case-measuring instrument), which includes tasks for assessing four competency areas: digital tools and their use, digital communication and methods of its organization, digital educational environment (for the implementation of a holistic educational process), digital ethics and security. Each of the competence areas is specified through a set of skills. Tasks are practical cases describing real educational and professional situations. The actions of the teacher in situations can be more or less effective in terms of possession of digital competencies, but each allows the teacher to resolve the situation.
Keywords: teacher's digital competencies, digital educational environment, evaluation tools, case-meters.
For citation: Shilova O.N., Ignatieva E.Yu. Teacher's digital competency evaluation toolkit study // Man and Education. 2022; (2): 99-108. (In Russ). http:dx.doi.org/10.54884/S181570410020700-5.
Введение. Национальный проект «Образование» предполагает реализацию четырех основных направлений развития системы образования: обновление его содержания, создание необходимой современной инфраструктуры, подготовка, переподготовка и повышение квалификации соответствующих профессиональных кадров, а также создание наиболее эффективных механизмов управления данной сферой [1].
Подготовка квалифицированных компетентных кадров для цифровой экономики является приоритетным направлением политики государства в сфере образования. Федеральный проект «Цифровая образовательная среда» направлен на создание к 2024 году современной и безопасной цифровой среды, которая бы гарантировала качество и доступность всех видов образования на любом уровне, а также обеспечение реализации цифровой трансформации системы образования.
Государственная политика в сфере циф-ровизации экономики напрямую связана с трансформацией системы образования. Для умения работать в современной цифровой образовательной среде педагогам необходимо обладать широким спектром новых профессиональных компетенций в данной сфере. Целевые и содержательные ориентиры развития цифровых компетенций педагога отражены в документах, обеспечивающих стратегию развития и нормативное регулирование образовательной среды, основанной на цифровых технологиях [13 - 20].
В контексте нормативных документов цифровые компетенции учителя следует трактовать как требования к адекватному (уверенному, педагогически и критически осмысленному, ответственному) применению цифровых умений в определённом контексте (образование, работа, личностное или профессиональное развитие). При этом они охватывают не только професси-
ональные функциональные аспекты, включая технологические и технические умения, а также социальные, организационные умения и этические ценности.
Важным и первоочередным этапом на пути цифровой трансформации образования является оценивание состояния цифровых компетенций педагогов с созданием условий для их целенаправленного и адресного развития, мониторинга и дальнейшего совершенствования, обусловленного быстрым и непрерывным развитием цифровых технологий. Соответственно, обозначилась проблема разработки адекватного инструментария, который может быть применен на значительной выборке педагогов, чтобы понимать реальную целостную картину ситуации в данной сфере.
Целью данной работы является обоснование и разработка инструментария для оценивания цифровых компетенций педагогов, который смог бы решить поставленную задачу.
Исследование структуры и содержания цифровых компетенций учителя.
В российском сегменте исследований структуры и содержания цифровых компетенций учителя не удалось зафиксировать единого подхода.
В работе М.С. Цветковой и В.М. Кирю-хина обосновывается, что цифровые компетенции учителей базируются на общей цифровой грамотности и включают в себя общие компетенции цифровой педагогики: умение использовать электронное обучение, обучающие платформы, электронные книги и открытые образовательные ресурсы для подготовки к урокам, онлайн-курсы для повышения квалификации по своему предмету [12].
У Н.П. Ячиной и О.Г. Фернандез выделены три основные цифровые компетенции, которые необходимы для эффективной деятельности преподавателя: способность к ориентации в инструментальных средствах по созданию и применению образовательных ресурсов; умение различать и применять на уроках основные цифровые образовательные ресурсы; умение проектировать учебное занятие с использованием цифровых образовательных технологий [9].
И.Ю. Духовниковой и А.М. Король также предложено выделить три ключевые цифровые компетенции, профессионально значимые в работе учителя. Авторы связывают их с использованием цифровых сервисов и ресурсов: использование ИКТ-платформ, умение работать в открытом образовательном пространстве (ведение электронных дневников, группы класса в социальных сетях, проведение уроков с использованием дистанционных образовательных технологий и ИКТ-платформ), включение цифровых материалов в рамках подготовки к учебным занятиям (работа с библиотеками электронных книг: ЛитРес, НЭБ, ЭБС «Библио-Россика», Е-НЬгагу и др.) [2].
В профиль цифровых компетенций педагогических работников СПб АППО включено 25 компетенций, образующих 5 обобщенных областей: информационная грамотность, коммуникация и сотрудничество, создание цифрового контента, организация обучения в цифровой среде, безопасность [5].
Коллектив исследователей под руководством В.И. Блинова подразделяет цифровые компетенции учителя на универсальные и профессиональные [1].
В рамках образовательных инициатив Яндекса выделены четыре группы умений, образующих цифровую компетентность учителя: организация цифровой коммуникации с учениками, родителями и другими педагогами; подбор цифровых инструментов для работы и анализ их эффективности; умение безопасно передавать и хранить данные, знание цифрового этикета; понимание возможностей цифровой образовательной среды, умение конструировать в ней разные элементы образовательного процесса [10].
В странах Европейского Союза для реализации концептуального согласованного подхода к развитию у граждан цифровых навыков и компетенций используются модели, разработанные для различных категорий граждан (учащихся, специалистов в области конкретных профессий, профессионалов сферы компьютерных технологий) [11].
В Европейской модели цифровых компетенций для учителей (DigCompEdu-2017) отражены и описаны цифровые компетенции, характерные для педагогических работников. Она включает 22 компетенции, распределённые по шести областям:
1. Профессиональная вовлеченность -цифровая профессиональная образовательная среда для эффективного профессионального взаимодействия.
2. Цифровые ресурсы - формирование условий для совместного использования поиска и создания цифровых образовательных ресурсов.
3. Преподавание и обучение - цифровые инструменты в образовательном процессе.
4. Оценка - стратегии использования цифровых инструментов для эффективного оценивания.
5. Расширение прав и возможностей обучающихся по использованию цифровых инструментов.
6. Содействие развитию цифровой компетенции обучающихся - сопровождение педагогом процесса формирования цифровой компетентности обучающихся.
Анализ различных позиций по структуре и содержанию цифровых компетенций показал, что наиболее прозрачными и применимыми к решению практической задачи - разработке инструментария оценивания цифровых компетенций учителя - видится подход, непротиворечиво объединяющий требования общества и государства к цифровым компетенциям современного учителя, позицию исследователей Яндекса и модель цифровых компетенций ЕС.
Существующий опыт оценки цифровых компетенций учителя изучался в контексте поиска ответа на вопрос: Каким должен быть инструментарий, использование которого позволит охватить большое количество учителей и получить достаточно доказательный результат, то есть «зафиксировать» цифровую компетентность учителя?
Уточним, что цифровые компетенции представляют собой синтез инструментальных и педагогических компетенций, способствующих эффективному решению учите-
лем разнообразных педагогических задач в условиях цифровой образовательной среды, повышая, таким образом, общую профессиональную компетентность педагога.
Результаты оценки цифровых компетенций учителя.
Анализ существующего инструментария оценки цифровых компетенций учителя, представленного в сети Интернет и в печатных источниках, позволил разделить его на три группы по основанию - уровень доказательности степени сформированности цифровых компетенций.
1 группа. Оценочный инструментарий направлен на оценку знаний в области цифровизации образования. Оценка умений представлена в основном посредством заданий, направленных на выбор технических действий или их последовательности (выбор кнопок) при работе с цифровыми инструментами. Такой инструментарий не позволяет в полной мере делать заключение об уровне развития цифровых компетенций, так как опирается на их знаниевую компоненту и никак не раскрывает деятель-ностную характеристику. Он практически не отражает реальную ситуацию в образовательной организации. Инструментарий, который можно отнести к этой группе, представлен многочисленными вариантами.
2 группа. Оценочный инструментарий базируется на самооценке способности учителя выполнять то или иное действие, осуществлять ту или иную деятельность в цифровой образовательной среде. Основным риском использования такого инструментария выступает проблема адекватности/ неадекватности самооценки, которая может дать существенные искажения результатов, особенно при оценивании небольших групп респондентов (например, в одной образовательной организации). Инструментарий данной группы в основном используется в научных исследованиях для больших групп педагогов (указанный риск нивелируется), когда важно увидеть какие-либо тенденции отношения учителей к деятельности в цифровой среде.
3 группа (самая малочисленная). Оценочный инструментарий представлен в форме
теста, составленного из практических кейсов, реальных (жизненных, образовательных, учебных, профессиональных) ситуаций, которые приходится решать учителю в своей профессиональной педагогической деятельности. Удалось зафиксировать два инструмента этой группы. Первый - «Независимая оценка компетенций цифровой экономики», которая реализуется в рамках федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» [6]. Этот инструмент предназначен для оценки цифровых компетенций любого человека, действующего в цифровом пространстве. Второй - интенсив «Я Учитель», цифровые компетенции [4]. Инструмент предназначен для школьных учителей. По результатам тестирования автоматически предоставляются рекомендации и большая подборка материалов для профессионального развития. Удалось увидеть принятие и использование этой позиции в опыте оценки цифровых компетенций учителей г. Москвы [7].
Таким образом, наиболее доказательные результаты об уровне сформированно-сти цифровых компетенций учителя можно получить при использовании инструментария, отнесенного к третьей группе. Здесь компетенцию можно зафиксировать как действительно деятельностную характеристику с учетом комплексного взаимодействия всех её компонентов (знаний, умений, навыков, опыта, ценностного отношения) в условиях конкретной образовательной или профессиональной ситуации.
Результаты обоснования инструментария оценивания цифровых компетенций учителя.
Анализ результатов исследований содержания цифровых компетенций учителя, существующего опыта их оценки, научная позиция и практический опыт авторов позволили выделить и предложить следующие положения для разработки заявленного инструментария.
Инструментарий разработан в форме теста. Тест состоит из совокупности тестовых заданий, представленных в виде практических кейсов, описывающих реальные образовательные и профессиональные ситуа-
ции, которые приходится решать учителю в современном цифровом пространстве. Тест можно характеризовать как кейс-измеритель, наиболее адекватно соответствующий оценочным процедурам при компетентнос-тном подходе [3].
Структура содержания цифровых компетенций учителя может быть представлена четырьмя компетентностными областями, которые в достаточной мере учитывают стратегические направления и тактику цифровой трансформации образования в России, коррелируют с европейской моделью цифровых компетенций учителя, опытом реализации образовательных инициатив Яндекса в этой сфере.
Тест включает задания на оценивание компетентностных областей, каждая из которых представлена совокупностью:
1. Цифровые инструменты и их использование для решения педагогических задач: выбирать и оценивать эффективность цифровых инструментов для решения педагогических задач; модифицировать готовые и разрабатывать цифровые образовательные ресурсы; использовать цифровые инструменты для творческой деятельности учащихся.
2. Цифровая коммуникация и способы ее организации - умения организации и осуществления образовательной и профессиональной коммуникации в цифровой образовательной среде: профессиональной коммуникации (работа с документацией, профессиональное взаимодействие с коллегами, участие в сетевых сообществах и пр.); - взаимодействия с учащимися (индивидуально и коллективно, на учебном занятии и внеурочно); совместной деятельности учащихся в сети совместного обучения (для обмена мнениями в группе, выполнения совместных заданий, проектной деятельности, представления результатов работы и пр.); взаимодействия с родителями (законными представителями) учащихся.
3. Цифровая образовательная среда (для реализации целостного образовательного процесса) - умения формирования и использования цифровой образовательной среды (ЦОС) для реализации целост-
ного образовательного процесса, такие как выбирать, применять и структурировать цифровые образовательные ресурсы для формирования образовательного контента; создавать условия для самостоятельной работы обучающихся в ЦОС (возможность планировать, контролировать и обдумывать собственное обучение и т.д.); осуществлять критериальное оценивание процесса обучения и учебных достижений учащихся (формирующее и итоговое); организовать своевременную обратную связь с учащимися и родителями.
4. Цифровая этика и безопасность - следование принципам цифровой безопасности и цифровой этики в цифровой образовательной среде: соблюдать цифровой этикет; обеспечивать цифровую безопасность - свою и учащихся (ответственное использование ЦОР, защита персональных данных и т.п.).
Для упрощения процесса проведения оценивания цифровых компетенций и обеспечения возможности охватить значительный контингент учительского корпуса было принято решение использовать унифицированный формат заданий - выбор одного варианта решения из трех предложенных.
В реальной практике кейс может быть решен разным образом, и каждое решение верное. Другое дело, что решение может быть достигнуто посредством использования наиболее эффективных и рациональных действий. В результате каждое предлагаемое в тестовом задании решение отражает определенный уровень эффективности деятельности и оценивается соответствующим баллом: эффективное решение - 3 балла; недостаточно эффективное решение - 2 балла; малоэффективное решение - 1 балл.
Следует отметить, что в основе разработки инструментария для оценивания цифровых компетенций учителя лежит не дефицитарный, а развивающий подход. Оценивание цифровых компетенций своей конечной задачей имеет создание условий для осмысленного и результативного пути выбора их развития учителем, образовательной организацией, управленческими структурами. Истинная цель оценивания
- мотивировать учителя в развитии его компетенций, ориентировать его на целесообразное и адекватное использование цифровых технологий в его профессиональной деятельности, понимая педагогический контекст и педагогический эффект применения цифровых сервисов и ресурсов.
Заключение. Полагаем, что использование разработанного инструментария будет содействовать достаточно адекватной оценке состояние цифровых компетенций педагогов, а полученные результаты обозначат состояние готовности педагогов к работе в цифровой образовательной среде. Данная информация необходима для построения дорожной карты по мотивированному вовлечению педагогов в процесс цифровой трансформации образования, а также для стимулирования их к дальнейшему развитию.
Список источников
1. Дидактическая концепция цифрового профессионального образования и обучения / под науч. ред. В. И. Блинова. - М.: Изд-во «Перо». 2019. 98 с.
2. Духовникова И.Ю., Король А.М. Цифровые компетенции современного учителя как основа успешной преподавательской деятельности // Педагогические науки. 2021. № 02(104). С. 99-101.
3. Ефремова Н.Ф. Формирование и оценивание компетенций в образовании: моногр. Ростов н/Д.: «Аркол», 2010. 386 с.
4. Интенсив «Я Учитель». Цифровые компетенции [Электронный ресурс]. URL: https:// education.yandex.ru/uchitel/intensiv3/ (дата обращения: 20.02.2022).
5. Макарьев И.С., Захаревич Н.Б. Компетенции педагога: от традиции к «цифре» // Непрерывное образование. 2021. № 3 (38). С. 14-24.
6. 6. Независимая оценка компетенций цифровой экономики [Электронный ресурс]. URL: https://готовкцифре.рф/nok (дата обращения: 20.02.2022).
7. Рытов А.И., Федорова Ю.В. Диагностика ИКТ-компетентности педагога - верный курс к цифровой грамотности [Электронный ресурс]. URL: https://ito2018.bytic.ru/uploads/ materials/4.pdf. (дата обращения: 20.02.2022).
8. Солдатова Г.У, Шляпников В.Н. Цифровая компетентность российских педагогов // Психологическая наука и образование. 2015. Т. 20, № 4. C. 5-18.
9. Ячина Н.П., Фернандез О.Г. Развитие цифровой компетентности будущего педагога в образовательном пространстве // Вестник ВГУ 2018. № 6. С. 134-138.
10. Я Учитель. Компетенции российских учителей: цифровая грамотность, гибкие навыки и умение развивать функциональную грамотность: результаты всероссийского исследования программы «Я Учитель»[Электронный ресурс]. URL: https://yandex.ru/ promo/education/articles/kompetencii-uchitelej-issledovanie-yandeksa (дата обращения: 20.02.2022).
11. DigComp 2.1. The Digital Competence Framework for Citizens. With eight proficiency levels and examples of use. Luxembourg: Publications Office of the European Union, 2017 [Электронный ресурс]. URL: https://publications.jrc.ec.europa.eu/repository/handle/JRC106281 (дата обращения: 20.02.2022).
12. Tsvetkova M.S., Kiryukhin V.M. Advanced digital competence of the teacher // Education in the 21st Century. 02.05.2019 [Электронный ресурс]. URL: https://www.intechopen.com/ books/teacher-education-in-the-21st-century/advanced-digital-competence-of-the-teacher (дата обращения: 20.02.2022).
13. Методические рекомендации для внедрения в основные общеобразовательные программы современных цифровых технологий [Электронный ресурс]. URL: https:// legalacts.ru/doc/rasporjazhenie-minprosveshchenija-rossii-ot-18052020-n-r-44-ob-utverzhdenii/ (дата обращения: 20.02.2022).
14. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 17.03.2020. Методические рекомендации по использованию информационно-образовательной среды «Российская электронная школа» в общеобразовательных организациях в условиях дистанционного обучения [Электронный ресурс]. URL: https://docs.edu.gov.ru/document/0 5f90dd8bdb927dec610bc68d93fe194/ (дата обращения: 20.02.2022).
15. Приказ Министерства просвещения РФ от 2 декабря 2019 г. № 649 «Об утверждении Целевой модели цифровой образовательной среды» [Электронный ресурс]. URL: https:// cdnimg.rg.ru/pril/180/25/89/56962.pdf (дата обращения: 20.02.2022).
16. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/ document/607175848 (дата обращения: 20.02.2022).
17. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 11.08.2021 № 543 «Об утверждении критериев и порядка проведения экспертизы цифрового образовательного контента и образовательных сервисов, предлагаемых поставщиками контента и образовательных сервисов в рамках цифровой образовательной среды» [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202201270016 (дата обращения: 20.02.2022).
18. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2020/12/22/ rospotrebnadzor-post28-site-dok.html (дата обращения: 20.02.2022).
19. Федеральный закон № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: https://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/ (дата обращения: 20.02.2022).
20. Указ Президента «О национальных целях развития РФ на период до 2030 года» [Электронный ресурс]. URL: https://bazanpa.ru/prezident-rf-ukaz-n474-ot21072020-h4825501/ (дата обращения: 20.02.2022).
References
1. Blinov, V. (eds.) (2019) Didactic concept of digital vocational education and training. Moskow: Pero. (In Russ.)
2. Duhovnikova, I. and Korol', A. (2021) Digital competencies of a modern teacher as the basis for successful teaching. Pedagogical Sciences, no 02(104), pp. 99-101. (In Russ.)
3. Efremova, N. (2010) Formation and assessment of competencies in education. Rostov-on-Don: Arkol. (In Russ.)
4. Intensive "Y teacher". Digital competencies. Available at: https://education.yandex.ru/uchitel/ intensiv3/ (Accessed: 20.02.2022). (In Russ.)
5. Makar'ev, I. and Zaharevich, N. (2021) Teacher competencies: from tradition to digital. Continuing Education, no. 3 (38), pp. 14-24. (In Russ.)
6. Independent assessment of the competencies of the digital economy. Available at: https://r0T0B-^H$pe.p$/nok (Accessed: 20.02.2022). (In Russ.)
7. Rytov, A. and Fedorova, Yu. (2018) Diagnosis of teacher's ICT competence is the right course to digital literacy. Available at: https://ito2018.bytic.ru/uploads/materials/4.pdf (Accessed: 20.02.2022). (In Russ.)
8. Soldatova, G. and Shlyapnikov V. (2015) Digital competence of Russian teachers. Psychological Science and Education, v. 20, no 4, pp. 5-18. (In Russ.)
9. Yachina, N. and Fernandez, O. (2018) Development of digital competence of the future teacher in the educational space. Bulletin VSU, no 6, pp. 134-138. (In Russ.)
10. I am a teacher. Competences of Russian teachers: digital literacy, soft skills and the ability to develop functional literacy: results of the all-Russian study of the program "I am Teacher". Available at: https://yandex.ru/promo/education/articles/kompetencii-uchitelej-issledovanie-yandeksa (Accessed: 20.02.2022). (In Russ.)
11. DigComp 2.1. (2017) The Digital Competence Framework for Citizens. With eight proficiency levels and examples of use. Luxembourg: Publications Office of the European Union. Available at: https://publications.jrc.ec.europa.eu/repository/handle/JRC106281 (Accessed: 20.02.2022).
12. Tsvetkova, M.S. and Kiryukhin, VM. (2019) Advanced digital competence of the teacher. Education in the 21st Century. 02.05.2019. Available at: https://www.intechopen.com/ books/teacher-education-in-the-21st-century/advanced-digital-competence-of-the-teacher (Accessed: 20.02.2022).
13. Ministry of Education (2020) Methodological recommendations for the introduction of modern digital technologies into the main general educational programs. Available at: https://legalacts. ru/doc/rasporjazhenie-minprosveshchenija-rossii-ot-18052020-n-r-44-ob-utverzhdenii/ (Accessed: 20.02.2022). (In Russ.)
14. Ministry of Education (2020) Guidelines for the use of the information and educational environment "Russian Electronic School" in general educational organizations in the context of distance learning. Available at: https://docs.edu.gov.ru/document/05f90dd8bdb927dec610b c68d93fe194/ (Accessed: 20.02.2022). (In Russ.)
15. Ministry of Education (2019) On approval of the target model of the digital educational environment. Available at: https://cdnimg.rg.ru/pril/180/25/89/56962.pdf (Accessed: 20.02.2022). (In Russ.)
16. Ministry of Education (2021) On approval of the federal state educational standard for basic general education. Available at: https://docs.cntd.ru/document/607175848 (Accessed: 20.02.2022). (In Russ.)
17. Ministry of Education (2021) On approval of the criteria and procedure for the examination of digital educational content and educational services offered by content and educational service providers within the digital educational environment. Available at: http://publication.pravo. gov.ru/Document/View/0001202201270016 (Accessed: 20.02.2022). (In Russ.)
18. Rospotrebnadzor, RF (2020) Sanitary and epidemiological requirements for organizations of education and training, recreation and health improvement of children and youth. Available at: https://rg.ru/2020/12/22/rospotrebnadzor-post28-site-dok.html (Accessed: 20.02.2022). (In Russ.)
19. Federal Law RF (2012) About education in the Russian Federation. Available at: https://www. zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/ (Accessed: 20.02.2022). (In Russ.)
20. The President RF Decree 'On the national development goals of the Russian Federation for the period up to 2030'. Available at: https://bazanpa.ru/prezident-rf-ukaz-n474-ot21072020-h4825501/ (Accessed: 20.02.2022). (In Russ.)
Статья поступила в редакцию 22.03.2022; одобрена после рецензирования 18.04.2022; принята к публикации 01.06.2022.
The article was submitted on 22.03.2022; approved after reviewing on 18.04.2022; accepted for publication on 01.06.2022.
Информация об авторах:
Шилова Ольга Николаевна
Доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и андрагогики Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования
Игнатьева Елена Юрьевна
Доктор педагогических наук, профессор Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого
Information about the authors:
Shilova Olga Nikolaevna
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the Department of Pedagogy and Andragogy,
St. Petersburg Academy for Postgraduate Pedagogical Education
Ignatieva Elena Yurievna
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of St. Petersburg Academy of Postgraduate Pedagogical Education and Yaroslav-the-Wise Novgorod State University
Вклад авторов: все авторы внесли эквивалентный вклад в подготовку публикации. Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. The authors declare no conflicts of interests.