9. Хрусталева, Т. М. Психологическая характеристика педагогической одаренности: природа, структура, развитие / Т. М. Хрусталева. - Текст : электронный // Образование и наука. - 2001. - № 6 (12). - С. 116-126. - URL: https://elar.rsvpu.rU/bitstream/123456789/33882/1/edscience_2001_06_19.pdf.
REFERENCES
1. Aminov N. A., Chernjavskaja V. S. Novye principy sovremennoj didaktiki: monografija [New principles of modern didactics]. Vladivostok: VGUJeS, 2019. 228 p.
2. Bol'shoj psihologicheskij slovar' : slovar'[A large psychological dictionary] / B.G. Meshherjakova, V.P. Zinchenko. - 3e izd., pererab. i dop. - Sankt-Peterburg : Prajm -Evroznak, 2006. - 672 s.
3. Kruteckij V. A. Osnovy pedagogicheskoj psihologii [Fundamentals of pedagogical psychology]. Moscow: Prosvesh-henie, 1972. 255 p.
4. Kuz'mina N. V. Professionalizm lichnosti prepodavatelja i mastera proizvodstvennogo obuchenija [Professionalism of the personality of the teacher and the master of industrial training]. Moscow: Vysshaja shkola, 1990. 117 p.
5. Kuz'mina N. V. Sposobnosti, odarennost', talant uchitelja [Abilities, giftedness, talent of a teacher]. Leningrad: Znanie, 1985. 32 s. URL: https://pedlib.ru/Books/4/0180/4_0180-1.shtml (Accessed 06.10.2022).
6. Rudenko G. I. Pedagogicheskaja odarennost' v strukture integral'noj individual'nosti (na materiale shkol'nikov razlich-nogo pola i vozrasta). Avtoref. dis. kand. psihol. nauk [Pedagogical giftedness in the structure of integral individuality (based on the material of schoolchildren of different genders and ages). Ph. D. (Pedagogics) thesis]. Perm', 1996. 25 p.
7. Sposobnosti i sklonnosti: Kompleksnye issledovanija [Abilities and aptitudes: Comprehensive research] / Je.A. Golu-bevoj.- Moskva : Pedagogika, 1989. - 200 s. - URL: https://www.phantastike.com/pedagogics/inclination/djvu/view (Accessed: 10.10.2022)
8. Fedorov A. A., Ilaltdinova E. Ju., Frolova S. V. Pedagogicheskaja odarennost': psihologo-pedagogicheskie reshenija vyjavlenija, otbora i soprovozhdenija [Pedagogical giftedness: psychological and pedagogical solutions for identification, selection and support]. Perspektivy nauki i obrazovanija: mezhdunar. jelektron. zhurn. [Perspectives of science and education], 2019, no. 1 (37), pp. 262-275. URL: https//pnojournal.wordpress.com/archive19/19-01/ (Accessed 06.10.2022).
9. Hrustaleva T. M. Psihologicheskaja harakteristika pedagogicheskoj odarennosti: priroda, struktura, razvitie [Psychological characteristics of pedagogical giftedness: nature, structure, development]. Obrazovanie i nauka [Education and Science], 2001, no. 6 (12), pp. 116-126. URL: https://elar.rsvpu.ru/bitstream/123456789/33882/1/edscience_2001_06_19.pdf.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:
О.В. Коновалова, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития и педагогической психологии, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0003-2807-5648.
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:
O.V. Konovalova, Ph.D. in Psychology, Associate Professor, Department of Developmental Psychology and Educational Psychology, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-00032807-5648.
УДК 027.8 Б01: 10.52772/25420291_2022_4_46
Светлана Николаевна Корнева,
Елена Васильевна Хазиева, Олег Александрович Самаркин
г. Казань
Цифровая образовательная среда в работе педагога-библиотекаря
Основой статьи послужило мониторинговое исследование, проведенное в рамках реализации «Целевой модели цифровой образовательной среды» с целью выявления у специалистов школьных библиотек и школьных информационно-библиотечных центров умения владеть современными информационными технологиями и цифровыми компетенциями. Данный анализ позволил наметить перспективы дальнейшей работы по дополнительному профессиональному образованию школьных библиотекарей Республики Татарстан.
Ключевые слова: школьная библиотека, педагог-библиотекарь, цифровые компетенции, библиотечно-инфор-мационные технологии, дополнительное профессиональное образование.
46 ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ISSN 2542 0291
Svetlana Nikolaevna Korneva,
Elena Vasilievna Khazieva, Oleg Aleksandrovich Samarkin
Kazan
Digital educational environment in the teacher-librarian's work
The monitoring research carried out as the part of the implementation of the "Target Model of the Digital Educational Environment" was the basis to identify the ability of school library specialists and school informational and library centers to master modern information technologies and digital competencies. This analysis made it possible to outline the prospects for further work on additional professional education of school librarians in the Republic of Tatarstan.
Keywords: school library, teacher-librarian, digital competencies, library and information technologies, additional professional education.
В рамках достижения национальной цели развития Российской Федерации «Цифровая трансформация» и реализации приказа Министерства Просвещения России от 2 декабря 2019 г. № 649 «Об утверждении Целевой модели цифровой образовательной среды» [1] Институтом развития образования Республики Татарстан в 2022 году было проведено исследование ИКТ-компетентности педагогов-библиотекарей образовательных организаций республики.
В аналитическом электронном опросе, который проводился методом онлайн-анкетирования, приняли участие 198 работников школьных библиотек и информационно-библиотечных центров. Несмотря на то, что результаты данного мониторинга не являются репрезентативными, они позволяют рассмотреть текущий уровень цифровой компетентности библиотекарей в общеобразовательных учреждениях республики. Кроме того, данный опрос позволил апробировать методический инструментарий, который может послужить основой для развернутого исследования в рамках оказания поддержки библиотекам и школьным информаци-
Любая хорошо развитая технология неотличима от магии.
А. Кларк
онно-библиотечным центрам (ШИБЦ) образовательных организаций для осуществления необходимых преобразований в работе [3].
Цифровые технологии меняют все направления библиотечной деятельности, происходит активный поиск новых методов работы с информацией. Данные обстоятельства требуют определения цифровых компетенций работников библиотек, разработку методических мероприятий по их формированию и совершенствованию [2]. Компетенция современного библиотекаря предполагает наличие его индивидуальных особенностей: мастерства, личной эффективности при выполнении работы, высокой мотивации к труду [6]. И, безусловно, без изучения краткой характеристики (портрета) опрошенных библиотечных работников не сложилась бы полная картина данного исследования.
По результатам мониторинга большинство библиотекарей работают в средних и основных общеобразовательных учреждениях - соответственно 56,6% и 22,7% (Рис. 1). Лишь 22,7% работают в лицеях и гимназиях, 2,5% - в коррекционных школах, и в категорию «другое» вошли работники библиотек кадетских школ, начальной школы (филиалы).
Тип образовательной организации
2,5% 1,5%
22,7%
56,6%
16,
,7%
■ гимназия, лицеи
■ основная общеобразовательная школа
средняя общеобразовательная школа
■ коррекционная школа
другое
Рис. 1. Тип образовательной организации
По поселенческому признаку все опрошенные работники отнесены к трем типам поселения: город, поселок городского типа (далее ПГТ) и село (Рис. 2). В силу малочисленности работников, проживающих в ПГТ, они были включены в категорию «городские поселения», которые составили основную весовую долю - 67,7%. Остальные библиотекари работают в сельских поселениях. Детализация
по типу населенных пунктов представлена на Рис.2. В частности, каждый четвертый опрошенный библиотечный сотрудник (26,8%) работает в образовательных учреждениях г. Казани.
Рис.3 дает представление о распределении населенных пунктов в разрезе «город-село» - место работы библиотечных работников, участников мониторинга.
сельские поселения ■ поселки городского типа ■г.Казань ■ г. На б. Челны + другие города
Рис. 2. Тип населенного пункта
Рис. 3. Распределение ОО по муниципальным образованиям
По данным проведенной аналитики, портрет «среднестатистического» школьного педагога-библиотекаря представляет женщина, средний возраст которой составил 49 лет, имеющая высшее образование. Контингент опрошенных библиотечных работников по возрастным группам представлен на Рис.4, где доминирует возрастная группа от 46 лет до 60 лет - 54,5%, а с учетом лиц старше 60 лет.
весовая доля опрошенных лиц 46 лет и более составила 69,2%.
Рис.5 иллюстрирует детализацию возрастных групп опрошенных библиотечных работников. В возрастных рамках от 46 лет до 55 лет - 42,9% от общего числа принявших участие в исследовании. К сожалению, всего 2% библиотекарей, чей возраст не превышает 30 лет.
Рис. 4. Распределение по возрастным группам
0,5% 1,5%
Рис. 5. Детализация распределения по возрастным группам
Если возрастные группы опрошенных представить в разрезе муниципальных образований, то категория опрошенных «от 46 до 60 лет» от других муниципальных образований является самой многочисленной - 67,8% (Рис.6).
Стаж работы респондентов в школьных библиотеках и информационно-библиотечных центрах
Возрастные группы опрошенных в разрезе муниципальных образований
представлен на Рис.7. Диаграмма показывает примерно равное соотношение между теми, кто имеет стаж до 10 лет и теми, кто имеет стаж более 11 лет. И наблюдается незначительный «перевес» сотрудников, имеющих стаж более 20 лет над молодыми специалистами (стаж менее 3 лет) - 6,1%.
до 30 лет от 51 до 45 лет от 46 до 50 лет старше 60 лет
" другие МО * г.Казань+г.Наб.Челны
Рис. 6. Распределение по возрастным группам в разрезе муниципальных образований
Рис. 7. Стаж опрошенных библиотечных работников
Можно предположить, что именно в этих образованиях есть проблема замещения старых кадров молодыми и вопрос о преемственности является актуальным.
Согласно данным опроса, на Рис.8 представлено распределение библиотечных работников по
должностям. 2/5 из общего числа опрошенных лиц представлены заведующими библиотек и 3/5 - библиотекарями. При этом, следует отметить, что 6,6% из них являются учителями-предметниками, которые совмещают должность педагога-библиотекаря.
ПЕДАГОГИКА
Рис. 8. Занимаемая должность библиотечных работников
Диаграмма на Рис.9 иллюстрирует существенное превышение весовой доли категории «заведующие библиотеками» в городах Казани и Набережные Челны над другими муниципальными образованиями республики (80,7% против 15,7%). Соответственно, такое смещение отразилось и на дру-
гих должностных позициях опрошенных библиотечных работников. Практика совмещения должностей педагога-предметника и школьного библиотекаря остается актуальной в «других муниципальных образованиях» (далее - другие МО): 9,6% против 2,4% в г. Казани и г. Набережные Челны.
Занимаемые должности опрошенных в разрезе муниципальных образований
80,7%
15,7%
4,8°/«
2,4%
/
tP'
J
о4
другие МО ^^г.К^нь+г.Наб.Челны ^
Рис. 9. Занимаемая должность в разрезе муниципальных образований
/
Представление о базовом образовании ре- грамма Рис.10 демонстрирует виды базового обра-спондентов показано на Рис. 10. Только 40,4% зования у респондентов: доминируют работники с имеют профильное и базовое библиотечное обра- педагогическим образованием - 53,6%. Это предпо-зование, остальные - 59,6% непрофильное. Гисто- лагает перевод библиотечных сотрудников на
должность «педагог-библиотекарь».
Базовое образование опрошенных среднее специальное другое ■ 2,0% среднее специальное педагогическое 7,1%
высшее другое ^т 4,0% высшее педагогическое 46,5%
профессиональная переподготовка ■ 1,0% среднее специальное библиотечное 7,1%
высшее библиотечное
32,3%
Рис. 10. Базовое образование библиотечных работников
Профессиональный стандарт педагога-библиотекаря требует от специалистов библиотечного дела умения владеть современными информационными технологиями и цифровыми компетенциями [7].
Компетентность педагога-библиотекаря не должна состоять только из цифровых компетенций, должно проходить сочетание педагогической деятельности и владение библиотечно-информаци-онными технологиями и ресурсами [11]. В этой связи был необходим анализ уровня цифровых компетенций школьных библиотечных кадров Республики Татарстан, их готовность работать в цифровой образовательной среде.
Косвенно мы можем судить об уровне цифровых компетенций по владению теми или иными программами в непосредственной работе библиотекаря [9].
В ходе мониторинга в первую очередь ставилась задача изучения у педагогов-библиотекарей коммуникативных навыков, обеспечивающих эффективное взаимодействие с читателями (обучающимися, педагогами, родителями) и ориентацию в
современных трендах, тенденциях развития цифрового общества [10].
Результаты исследования таковы. По ответам респондентов на вопросы, касающиеся владения как обычными приложениями «Microsoft Office», так и специализированными программами были выстроены рейтинги (Рис. 11).
Наиболее используемыми являются такие приложения как Word (текстовый редактор), Excel (электронные таблицы) и PowerPoint (программа подготовки презентаций) - соответственно 31,6%; 28,5% и 25,8% от общего числа опрошенных. Приложение Publisher (настольная издательская система) на четвертом месте - 7,9%, Outlook (диспетчер электронной почты и планирование работы) и OneNote (личный органайзер с возможностью рукописных заметок) на пятом и шестом местах, а замыкает ряд приложение Access (система управления базами данных), которое используют лишь 1% опрошенных.
Рис. 11. Используемые программы из пакета «Microsoft Office»
Результаты опроса показали, что 53% работников библиотек ответили утвердительно на вопрос: «Используете ли Вы облачные хранилища в своей трудовой деятельности?», при этом библиотечные работники из муниципальных образований
используют такие сервисы чаще, чем библиотекари городов Казани и Набережных Челнов - 59,1% против 43,4%. Распределение ответов по должностям, представленные на Рис.12 отражает данную тенденцию.
Использование облачных хранилищ
100,0%
используют заведующий библиотекой
используют педа гог-би б л и отекар ь
используют библиотекарь
используют
педагог-предметник (по совмещению библиотекарь)
■ другие МО ■ г.Казань+г.Наб.Челны
Рис. 12. Использование облачных хранилищ
В ходе опроса респонденты отвечали на вопрос: «Какими программами для работы с видео Вы пользуетесь?». К сожалению, респонденты (60,6%) не используют в своей непосредственной
работе программы для работы с видео материалами. Информация представлена на Рис.13, и самой популярной программой оказался видеоредактор «Windows Movie Maker».
Использование программ для работы с видео
не пользуются 60,6%
другие программы Видео монтаж Windows Movie Maker Movavi video
Vegas Pro Ы 3,5% ¡Movie Ш 3,5% In Shot =1 Cap cut Я 2,5% Adobe Premiere Э 2,0%
Рис. 13. Популяризация программ для работы с видео
Наблюдается такая же тенденция что и в предыдущем вопросе. Общий процент использования программ для работы с видео у представителей категории «другие МО» составляет 40,9% против 36,1% у представителей категории «г. Казань и Набережные Челны» (Рис.14).
Представляет интерес ответ библиотечных работников об автоматизированной информационно-
Использование программ для работы с видео
библиотечной системе, используемой в работе. Спектр полученных ответов представлен на Рис.15. Не используют систему «АБИС» в своей деятельности 57,1% библиотекарей. Наиболее популярными системами являются «Руслан» и «МАРК-SQL» (соответственно 20,7% и 13,1%).
37,3% 34,8%
22,2%
0,0%
указали заведующий библиотекой
указали указали
педагог-библиотекарь библиотекарь
■ другие МО ■ г.Казань+г.Наб.Чепны
Рис.14. Использование программ для работы с видео
указали
педагог-предметник (го совмещению библиотекарь)
Рис. 15. Использование АБИС в своей работе
В разрезе должностных позиций библиотечные работники категории «другие МО» используют «АБИС» чаще, чем их коллеги из г. Казани и
Набережных Челнов (48,7% против 34,9%). Рис.16 иллюстрирует доминирование работников из категории «другие МО».
'другие МО ■г.Казань+г.Наб.Челны
Рис. 16. Использование АБИС в своей работе в разрезе должностных позиций
Библиотекарям задавался вопрос об умении использовать в своей работе офисную технику и устройства обработки цифровой информации [4]. Рейтинг устройств представлен на Рис.17: на первом месте «ноутбуки», «принтеры» и «персональные компьютеры» (соответственно 17,5%, 16,5% и
15,5%); на втором - «сканеры» и «проекторы» (соответственно 13,2% и 12,9%); на третьем - «многофункциональные устройства» и «копировальные аппараты» (соответственно 10,8% и 8,1%). Электронная доска в непосредственной работе библиотечного работника является менее востребованным инструментом [5].
Офисная техника библиотечного работника
Электронная доска 5,6%
МФУ [многофункциональные...
3,1%
Копиры (ксерокс) Проекторы Сканер
Персональные компьютеры [ПК) Принтеры
Ноутбуки
10,8%
■
12,9% 13,2%
15.4% ■ 16,5%
17,5%
Рис. 17. Офисная техника, используемая в работе библиотечного работника
Работу библиотекаря в наше время невозможно представить без использования средств коммуникации: электронной почты, мессенджеров и социальных сетей [8]. На сегодня социальные
сети — это самая удобная площадка для информирования, взаимодействия и продвижения (Рис.18): «WhatsApp» и «ВКонтакте» (соответственно 24,1% и 20,2%).
Популярные социальные сети/мессенджеры
Viber Web Facebook Yo uT Libe Telegram Web Одноклассники Instagram ВКонтакте WhatsApp
0,9%
5,6%
7,4%
10,3%
M 12,3%
19,1% ■ 20,2%
Рис. 18. Популярные социальные сети/мессенджеры
24,1%
В основном респонденты используют социальные сети для - «общения» (Рис.19) - 27,7% всех опрошенных. На втором месте - «для чтения» - 19% и на третьем месте - «для просмотра контента»
14,3%. И только 20,3 % применяют их в своей деятельности для продвижения библиотечных ресурсов, а также для взаимодействия с пользователями.
Цели использования социальных сетей/мессенджеров
для продвижения сайта для самопрезентации для продвижения библиотечных., для информационных рассылок для взаимодействия е.. для просмотра контента для чтения для общения
7,6%
11,5% ■ 12,7% H 14,3%
19,0%
■27,7%
Рис. 19. Цели использования социальных сетей/мессенджеров
Ответы респондентов на вопрос: «Какие программы Вы хотели бы изучить для применения в своей работе?» представлены в виде рейтинга на Рис.20. Отметим, что практически каждый второй библиотекарь (46%) затруднился ответить на данный вопрос. На первом и втором месте рейтинга самыми востребованными для изучения являются
программы по работе с видео и из пакета Microsoft Office (17,7% и 16,7%). Далее следует категория «другое», куда вошли запросы по овладению программами для создания виртуальных выставок, презентаций, буктрейлеров и т.п.
Запрос на изучение программ
АБИС □ 4,0%
графические редакторы 4,5%
другое
программы из пакета Microsoft office программы для работы с видео затрудняюсь ответить
11,1%
16,7% 17,7%
46,0%
Рис. 20. Запрос на изучение новых программ
В разрезе должностных позиций мы вновь видим почти равное соотношение: немного впереди библиотечные работники г. Казани и Набережных Челнов (Рис.21). Общий процент овладения про-
граммами для применения в своей работе у представителей категории «другие МО» составляет 49,6% против 53% у представителей категории «г. Казани и Набережных Челнов».
указали указали
педагог-библиотекарь библиотекарь
■ другие МО ■ г. Казань* г. На б.Челны
Рис. 21. Запрос на овладение программами
Библиотека в структуре образовательной организации является важнейшим связующим звеном между образовательным и воспитательными процессами. Применение современных информационно-коммуникационных технологий позволяет библиотекарям расширить образовательный процесс и внедрить в него новые формы [12].
Подводя итоги, отметим, что проведенное исследование подтвердило выдвинутое предположение. У педагогов-библиотекарей республики достаточно высокий уровень информационных компетенций, большинство из них уверенно пользуются интернет-технологиями, и у них сформированы коммуникативные навыки для работы в цифровой
среде. Отмечается высокий уровень владения программами Microsoft Office. Но лишь небольшая часть библиотекарей используют в своей непосредственной работе программы для работы с видео материалами. Очевидно, что для повышения собственной эффективности и для более успешного взаимодействия с читателями знание этих программ необходимо, поэтому педагоги-библиотекари выражают готовность их изучить.
Работу библиотекаря в наши дни невозможно представить без использования электронной почты и социальных сетей. На сегодня социальные сети -это удобнейшая площадка для информирования о
ресурсах, услугах и мероприятиях на базе школьной библиотеки. По результатам аналитики респонденты слабо применяют их в своей деятельности для взаимодействия с пользователями.
В рамках исследования выявилось, что педагогам-библиотекарям образовательных организаций Республики Татарстан нужна мотивация в расширении своего кругозора и выхода за рамки привычных действий, чтобы применять навыки работы в цифровой среде для использования в профессиональной деятельности. В связи с этим необходимо расширить современную модель обучения библиотекарей, переводя ее на продвинутый уровень.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Российская Федерация. Министерство просвещения. Об утверждении Целевой модели цифровой образовательной среды : приказ от 2 дек. 2019 г., № 649. - Текст : непосредственный // Российская газета. - 2019. - № 8048.
2. Цифровые компетенции сотрудников университетской библиотеки / Р. А. Барышев, И. А. Цветочкина, Е. Н. Ка-сянчук, М. М. Манушкина, О. И. Бабина. - Текст : непосредственный // Педагогика. - 2020. - № 10. - С. 88-97.
3. Савотченко, С. Е. Информационная деятельность в библиотеках образовательных организаций в условиях циф-ровизации общества / С. Е. Савотченко, И. Н. Перепелкин, Р. А. Дунаев. - Текст : непосредственный // Инновации в образовании. - 2022. - № 8. - С. 73-82.
4. Прохорова, С. Опросник, анкета и лист оценки, чтобы проверить готовность к работе с ЭСО по новым правилам / С. Прохорова. - Текст : непосредственный // Управление начальной школой. - 2021. - № 8. - С. 19-30.
5. Залевская, С. В. Работа с информацией : метод. рекомендации к метапредметному курсу «Учиться легко» / С.В. Залевская. - Текст : непосредственный // Мастер-класс : прилож. к журн. «Методист». - 2021. - № 7. - С. 12-37.
6. Бабина, О. И. Индивидуальный образовательный маршрут как средство развития цифровой компетентности сотрудников университетской библиотеки / О. И. Бабина, Е. В. Ермолович. - Текст : непосредственный // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2022. - № 4. - С. 27-38.
7. Корнева, С. Н. Мониторинг реализации Концепции развития школьных информационно-библиотечных центров в Республике Татарстан / С.Н. Корнева, Е.В. Хазиева. - Текст : электронный // Вестник Марийского государственного университета. - 2021. - № 1(41). - С. 37-43. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45611029 (дата обращения: 09.12.2022). - Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.
8. Зияева, Г. А. Цифровая трансформация образовательной среды: кадры, компетенции, культура, возможности / Г. А. Зияева, Н. Н. Исланова. - Текст : электронный // Современное образование: актуальные вопросы и инновации. -2021. - № 4. - С. 13-16. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47999966 (дата обращения: 09.12.2022). - Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.
9. Чумак, С.С. Использование информационных систем в библиотечном деле и библиографии / С. С. Чумак. - Текст : непосредственный // Методист. - 2022. - № 6. - С. 52-54.
10. Методические рекомендации по организации деятельности библиотек в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга. - Текст : непосредственный // Юридический журнал директора школы. - 2020. - № 4. - С. 9-43.
11. Иванченко, Д. А. Состояние школьных библиотек в системе современного образования Российской Федерации / Д. А. Иванченко, И. В. Березина. - Текст : непосредственный // Библиотековедение. - 2021. - № 2. - С. 205-218.
12. Белякова, Н. В. Инновационная деятельность информационно-библиотечных центров образовательных учреждений в меняющейся информационной среде / Н. В. Белякова. - Текст : электронный // Современное образование: актуальные вопросы и инновации. - 2022. - № 1. - С. 96-99. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48498235 (дата обращения: 09.12.2022). - Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.
REFERENCES
1. Rossijskaja Federacija. Ministerstvo prosveshhenija. Ob utverzhdenii Celevoj modeli cifrovoj obrazovatel'noj sredy: pri-kaz ot 2 dek. 2019 g., № 649 [On the approval of the Target Model of the digital educational environment]. Rossijskaja gazeta [Rossiyskaya Gazeta], 2019, no. 8048.
2. Baryshev R. A., Cvetochkina I. A., Kasjanchuk E. N., Manushkina M. M., Babina O. I. Cifrovye kompetencii sotrudnikov universitetskoj biblioteki [Digital competencies of University Library staff]. Pedagogika [Pedagogy], 2020, no. 10, pp. 88-97.
3. Savotchenko S. E., Perepelkin I. N., Dunaev R. A. Informacionnaja dejatel'nost' v bibliotekah obrazovatel'nyh organizacij v uslovijah cifrovizacii obshhestva [Information activity in libraries of educational organizations in the conditions of digitali-zation of society]. Innovacii v obrazovanii [Innovations in education], 2022, no. 8, pp. 73-82.
4. Prohorova S. Oprosnik, anketa i list ocenki, chtoby proverit' gotovnost' k rabote s JeSO po novym pravilam [Questionnaire, questionnaire and evaluation sheet to check readiness to work with ESO under the new rules]. Upravlenie nachal'noj shkoloj [Elementary School Management], 2021, no. 8, pp. 19-30.
5. Zalevskaja S. V. Rabota s informaciej : metod. rekomendacii k metapredmetnomu kursu «Uchit'sja legko» [Working with Information : method. recommendations for the meta-subject course "Learning is easy"]. Master-klass: prilozh. k zhurn. «Metodist» [Master class], 2021, no. 7, pp. 12-37.
6. Babina O. I., Ermolovich E. V. Individual'nyj obrazovatel'nyj marshrut kak sredstvo razvitija cifrovoj kompetentnosti sotrudnikov universitetskoj biblioteki [Individual educational route as a means of developing digital competence of university library staff]. Standarty i monitoring v obrazovanii [Standards and monitoring in education], 2022, no. 4, pp. 27-38.
7. Korneva S. N., Hazieva E. V. Monitoring realizacii Koncepcii razvitija shkol'nyh informacionno-bibliotechnyh centrov v Respublike Tatarstan [Monitoring the implementation of the Concept of development of school information and library centers in the Republic of Tatarstan]. Vestnik Marijskogo gosudarstvennogo universiteta [Vestnik of the Mari State University], 2021, no. 1(41), pp. 37-43. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45611029 (Accessed 09.12.2022).
8. Zijaeva G. A., Islanova N. N. Cifrovaja transformacija obrazovatel'noj sredy: kadry, kompetencii, kul'tura, vozmozhnosti [Digital transformation of the educational environment: personnel, competencies, culture, opportunities]. Sovremennoe obra-zovanie: aktual'nye voprosy i innovacii [Modern education: current issues and innovations], 2021, no. 4, pp. 13-16. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47999966 (Accessed 09.12.2022).
9. Chumak S.S. Ispol'zovanie informacionnyh sistem v bibliotechnom dele i bibliografii [The use of information systems in librarianship and bibliography]. Metodist [Methodologist], 2022, no. 6, no. 52-54.
10. Metodicheskie rekomendacii po organizacii dejatel'nosti bibliotek v obrazovatel'nyh uchrezhdenijah Sankt-Peterburga [Methodological recommendations on the organization of libraries in educational institutions of St. Petersburg]. Juridicheskij zhurnal direktora shkoly [[Law Journal of the school director], 2020, no. 4, pp. 9-43.
11. Ivanchenko D. A., Berezina I. V. Sostojanie shkol'nyh bibliotek v sisteme sovremennogo obrazovanija Rossijskoj Fed-eracii [The state of school libraries in the system of modern education of the Russian Federation]. Bibliotekovedenie [Library science], 2021, no. 2, pp. 205-218.
12. Beljakova N. V. Innovacionnaja dejatel'nost' informacionno-bibliotechnyh centrov obrazovatel'nyh uchrezhdenij v men-jajushhejsja informacionnoj srede [Innovative activity of information and library centers of educational institutions in a changing information environment]. Sovremennoe obrazovanie: aktual'nye voprosy i innovacii [Modern Education: current issues and innovations], 2022, no. 1, pp. 96-99. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48498235 (Accessed 09.12.2022).
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:
С.Н. Корнева, старший преподаватель, кафедра педагогики и управления образованием, ГАОУ ДПО «Институт развития образования Республики Татарстан», г. Казань, Россия, e-mail: [email protected].
Е.В. Хазиева, заведующий сектором библиотечно-информационного обеспечения, ГАОУ ДПО «Институт развития образования Республики Татарстан», г. Казань, Россия, e-mail: [email protected].
О.А. Самаркин, кандидат социологических наук, методист отдела аналитики системы служб психологической помощи, Республиканский центр молодежных, инновационных и профилактических программ «Навигатор», г. Казань, Россия, e-mail: [email protected].
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:
S.N. Korneva, Senior Lecturer, Department of Pedagogy and Educational Management, "Institute of Education Development of the Republic of Tatarstan", Kazan, Russia, e-mail: [email protected].
E.V. Khazieva, Head of Library Information Department, "Institute of Education Development of the Republic of Tatarstan", Kazan, Russia, e-mail: [email protected].
O.A. Samarkin, Ph. D. in Sociological Sciences, Methodist of the Analytics Department System of Psychological Assistance Services, Republican Center of Youth, Innovative and Preventive Programs "Navigator", Kazan, Russia, e-mail: [email protected].
УДК 372.857 Б01: 10.52772/25420291_2022_4_56
Светлана Ивановна Коурова г. Шадринск
Методические аспекты формирования экологической культуры студентов педагогического вуза
Данная статья посвящена рассмотрению методических аспектов формирования экологической культуры студентов профилей «Биология» и «География», «Биология» и «Химия» в Шадринском государственном педагогическом университете. В работе рассмотрено определение понятия «экологическая культура» и составляющих ее компонентов: когнитивного, мотивационно-ценностного и организационно-практического. Автором представлены основные дидактические принципы формирования экологической культуры студентов и особенности организации образовательного процесса в вузе посредством изучения экологических дисциплин, организации практикумов, полевых исследований и участия студентов в инновационных проектах и мероприятиях. На основе анкетирования по методике Е.В. Асафовой выявлен уровень сформированности экологической деятельности обучающихся 3-5 курсов как одного из компонентов экологической культуры, обобщены результаты и выводы по рассматриваемой проблеме.
Ключевые слова: экологическая культура, экологическая деятельность, вузовское обучение, экология, система экологического образования и воспитания.
56 ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ISSN 2542 0291