Научная статья на тему 'ШКОЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ'

ШКОЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2192
222
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА / ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванченко Дмитрий Алексеевич

В исследовании представлен обзор зарубежных и отечественных подходов к деятельности школьных библиотек, демонстрирующий, что сегодня библиотека может быть центром применения современных цифровых и образовательных технологий в целях цифровой трансформации деятельности современной школы. Анализ современного положения школьных библиотек в Российской Федерации показал, что существует ряд проблем, решение которых требует переосмысления роли и места школьной библиотеки и школьного библиотекаря в современной системе образования. С этой целью в работе предложена модель школьной библиотеки как цифрового подразделения образовательной организации и сформулированы критерии оценки эффективности ее внедрения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иванченко Дмитрий Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCHOOL LIBRARY IN THE CONTEXT OF DIGITAL TRANSFORMATION OF EDUCATION

The study provides a review of foreign and domestic approaches to the activities of school libraries demonstrating that today the library can be a center for applying modern digital and educational technologies to the digital transformation of the activities of a modern school. The analysis of the current situation of school libraries in the Russian Federation showed that there are a number of problems the solution of which requires a rethinking of the role and place of the school library and the school librarian in the modern education system. For this purpose, a model of a school library as a digital unit of an educational organization is proposed and criteria for evaluating the effectiveness of its implementation are formulated.

Текст научной работы на тему «ШКОЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 371.64 DOI: 10.31862/2218-8711-2021-1-129-143

ББК 78.39

ШКОЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

SCHOOL LIBRARY IN THE CONTEXT OF DIGITAL TRANSFORMATION OF EDUCATION

Иванченко Дмитрий Алексеевич

Начальник методического отдела Информационного центра «Библиотека имени К. Д. Ушинского» Российской академии образования, кандидат социологических наук E-mail: idmi@mail.ru

Ivanchenko Dmitry A.

Head of the Methodological Department of The Information Center "K. D. Ushinsky Library", Russian Academy of Education, PhD in Sociology E-mail: idmi@mail.ru

Аннотация. В исследовании представлен обзор зарубежных и отечественных подходов к деятельности школьных библиотек, демонстрирующий, что сегодня библиотека может быть центром применения современных цифровых и образовательных технологий в целях цифровой трансформации деятельности современной школы. Анализ современного положения школьных библиотек в Российской Федерации показал, что существует ряд проблем, решение которых требует переосмысления роли и места школьной библиотеки и школьного библиотекаря в современной системе образования. С этой целью в работе предложена модель школьной библиотеки как цифрового подразделения образовательной организации и сформулированы критерии оценки эффективности ее внедрения.

Abstract. The study provides a review of foreign and domestic approaches to the activities of school libraries demonstrating that today the library can be a center for applying modern digital and educational technologies to the digital transformation of the activities of a modern school. The analysis of the current situation of school libraries in the Russian Federation showed that there are a number of problems the solution of which requires a rethinking of the role and place of the school library and the school librarian in the modern education system. For this purpose, a model of a school library as a digital unit of an educational organization is proposed and criteria for evaluating the effectiveness of its implementation are formulated.

Ф 1 Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

© Иванченко Д. А., 2021

Ключевые слова: школьная библиотека, цифровая трансформация образования.

Keywords: school library, digital transformation of education.

1. Постановка задачи

Стремление модернизировать имеющуюся систему образования и дополнительного обучения приводит к существенному расширению образовательной инфраструктуры не только путем внедрения новых форматов и подходов, но и за счет использования новых площадок, позволяющих осуществлять обмен знаниями. Примером этому служат публичные библиотеки, которые перестают быть хранилищем бумажных фондов и принципиальным образом меняют свой образ, выполняя одновременно целый ряд функций: персонального пространства для индивидуальной работы; коворкинга для реализации проектов; лектория для образовательных и культурных мероприятий; площадки для низовых социальных инициатив и многого другого.

Вместе с этим стремительно уменьшается ценность школьной библиотеки в ее текущем виде: учащиеся и педагоги находят нужную им информацию в Интернете; библиотека перестает отвечать требованиям по предоставлению релевантной информации в условиях ограниченного времени; статус и престиж библиотекаря существенно уступает другим профессиям в сфере работы с информацией. Именно эти обстоятельства подтолкнули к изучению проблемы школьных библиотек, поиску рациональных подходов и разработке практических предложений по использованию ее ресурсов и потенциала, разработки мер, направленных на модернизацию библиотеки как цифрового подразделения школы.

2. Современные подходы к деятельности школьных библиотек

В начале 2000-х гг. в ряде стран произошла трансформация деятельности школьных библиотек в центры активного обучения детей и подростков. Среди стран, взявших курс на превращение библиотек образовательных организаций в общественные образовательные, культурно-просветительские и досуговые центры, - США, Великобритания, Австралия, Новая Зеландия, Канада, Южная Корея, Германия, КНР, Нидерланды, Швеция, Израиль, Сингапур, Япония и др. Библиотека становится точкой доступа к самым современным технологиям работы с информацией, фокус ее деятельности смещается от книговыдачи в сторону предоставления доступа к электронному, мультимедийному и интерактивному контенту. В библиотеках внедряют технологии работы с информацией для самообразования, коллаборации, поиска, обработки и распространения информации.

В руководстве для школьных библиотек, подготовленного в 2015 г. IFLA (International Federation of Library Associations, Международная федерация библиотечных ассоциаций и учреждений) школьная библиотека определена как «физическое и цифровое образовательное пространство в структуре общественной или частной школы, которое функционирует для удовлетворения информационных потребностей учащихся и помощи преподавателям и сотрудникам в реализации учебного плана», а школьный библиотекарь призван «способствовать когнитивному, личностному, социальному и культурному

развитию учащихся и учителей через формы деятельности и сервисы, связанные с чтением, формированием запросов и проведением исследований» [1, с. 16].

Различные подходы к деятельности школьных библиотек обсуждаются на ежегодных мероприятиях IFLA и IASL (International Association of School Librarianship, Международная ассоциация школьных библиотек). Так, помимо традиционного назначения библиотеки как инфраструктуры поддержки и продвижения чтения, школьная библиотека сегодня рассматривается и с других позиций, например:

• как место для обучения, включающее пространство для работы в группах, пространство для публикаций, пространство для презентаций, пространство для наблюдения, индивидуальное пространство;

• как среда обучения, предоставляющая доступ к учебным материалам и электронным образовательным ресурсам и обеспечивающая сотрудничество учителей, детей и библиотекарей;

• как лаборатория, ориентированная на практическое применение опыта и открытий в области науки, искусства, медиаобразования, организацию проектной деятельности и мейкерства [2].

Школьный библиотекарь в зарубежной практике все чаще рассматривается не только как специалист в области комплектования фондов, поддержки чтения и работы с информационным ресурсами, а как преподаватель медийной и информационной грамотности, организатор проблемно-ориентированного обучения, эксперт в сфере интеграции образо -вательных и цифровых технологий, безопасного использования интернет-ресурсов [3-6].

В российском образовании вопросами модернизации деятельности школьных библиотек на протяжении долгого времени занимались по инициативе либо региональных и местных органов управления образования и администрации школ, либо самих библиотечных работников. При этом выбор модели реорганизации во многом зависел от степени осведомленности организаторов и согласия участников [7, с. 88].

Школьная библиотека в трудах отечественных ученых рассматривается обычно как медиатека, развивающая новые формы услуг с использованием медиаресурсов [8; 9], или как информационный центр школы, ориентированный не только на поддержку образовательного процесса, но и на работу по другим направлениям [10-14].

Отдельное место среди исследований, посвященных моделированию деятельности школьных библиотек, занимают работы, декларирующие библиотеку как педагогическое структурное подразделение образовательной организации, задачами которого являются формирование информационной культуры личности, читательской компетенции учащихся, развитие критического мышления, совершенствование речевой деятельности, реализации сетевых образовательных проектов и др. [15-20].

3. Государственная образовательная политика РФ в отношении школьных библиотек

Рассмотренные модели и практические наработки легли в основу Концепции развития школьных информационно-библиотечных центров, утвержденной 15 июня 2016 г. Приказом

Министерства образования и науки Российской Федерации № 715 (далее - Концепция), которая определила школьную библиотеку как социальное пространство, открытое для культурной, профессиональной и образовательной деятельности всех участников образовательных отношений, место коллективного мышления и творчества, ключевой элемент инфраструктуры чтения, центр грамотности по формированию читательских навыков.

Отметим, что в Концепции подробно прописаны требования к материально-техническому обеспечению школьной библиотеки, включая необходимость создания целевых разноформатных фондов (печатные, мультимедийные, цифровые); использованию пространственно-обособленных зон различных типов; организации широкого спектра средств для творческой и игровой деятельности; обеспечению свободного доступа для участников образовательных отношений к электронным информационным и электронным образовательным ресурсам; предоставлению инфраструктуры для электронного обучения, дистанционных образовательных технологий. Однако большая часть образовательных организаций не имеет соответствующих ресурсов для реализации данных требований.

По нашей оценке, не менее половины школьных библиотек на сегодняшний день не отвечают требованиям, предъявляемым Законом об образовании в Российской Федерации и федеральными образовательными стандартами. Ввиду недостаточного финансирования библиотеки не комплектуются в нужной мере литературой, не имеют доступа к электронному образовательному и познавательному контенту [21, с. 122], не располагают соответствующими площадями и оборудованием. Роль таких библиотек сводится только к обеспечению учебного процесса учебниками, а библиотекарь выполняет функции кладовщика.

Приходится констатировать, что, несмотря на разнообразие теоретических и практических наработок в области модернизации деятельности школьных библиотек, их внедрение носило разовый характер. А реализация Концепции, предопределившей облик новой модели школьной библиотеки - информационно-библиотечного центра образовательной организации, на практике пока не привела к ощутимым результатам. Здесь можно выделить несколько проблем как на федеральном, так на региональном и муниципальном уровнях.

Во-первых, мероприятия по реализации Концепции развития школьных информационно-библиотечных центров не имеют соответствующего финансирования, реализуются с большим количеством административных барьеров. Специалисты, ответственные за данное направление в Министерстве просвещения Российской Федерации и в субъектах РФ, постоянно меняются. Вопрос школьных библиотек не входит в число первоочередных в повестке деятельности министерства и не находит отклика ни у федеральных, ни у региональных чиновников. В качестве иллюстрации приведем тот факт, что с момента утверждения Плана («дорожной карты») реализации Концепции развития школьных информационно-библиотечных центров (утверждена Минобрнауки России 22.02.2018) так и не был создан Координационный совет по вопросам развития школьных информационно библиотечных центров при Министерстве просвещения Российской Федерации (пункт 1 «Дорожной карты»).

Ни в паспорте национального проекта «Образование» (утвержден решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам 24.12.2018), ни в паспортах федеральных проектов слово «библиотека» в значении «хранилище бумажных и электронных книг» не встречается ни разу.

В этих условиях даже целенаправленная государственная поддержка (в 2016-2018 гг. в рамках мероприятия 2.4 Федеральной целевой программы развития образования, с 2019 г. - в рамках ведомственной целевой программы «Развитие современных механизмов и технологий дошкольного и общего образования» подпрограммы «Развитие дошкольного и общего образования» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования») не принесла явных результатов: договоры на доступ к электронному контенту за счет средств субсидий заключались на ограниченный период и к настоящему времени не действуют; приобретение нового оборудования без соответствующего обучения не позволило его использовать по назначению в полной мере; финансирование оказалось «размазано» между тысячами школьных библиотек, не затронув содержание их деятельности.

Во-вторых, до настоящего времени не решен вопрос низкого статуса школьного библиотекаря. В структуре штатного расписания общеобразовательных организаций должность школьного библиотекаря относится к учебно-вспомогательному персоналу и, соответственно, оплата его труда соответствует этой квалификации работников, отсутствуют льготы, которые получают педагогические работники.

По данным мониторинга, проводимого Информационным центром «Библиотека имени К. Д. Ушинского» Российской академии образования1, по состоянию на 1 января 2020 г. в 82 субъектах РФ насчитывается 38 510 школьных библиотек и школьных информационно-библиотечных центров, в которых на постоянной основе работают 36 395 сотрудников, из них в возрасте старше 50 лет - 47%, от 30 до 50 лет - 45%, младше 30 лет - 8%. То есть контингент школьных библиотекарей стареет и слабо обновляется.

В-третьих, в регионах функции сотрудников, ответственных за реализацию Концепции в субъекте РФ, чаще всего выполняют специалисты информационно-библиотечных центров, созданных на базе институтов развития образования, реже к работе привлекаются сотрудники органов управления образованием региона. В основном ответственные специалисты - люди, которые ранее не занимались школьными библиотеками, не имеют представления о специфике их работы, не обладают необходимыми компетенциями и, что хуже всего, не влияют на принятие управленческих решений [22].

Это приводит к тому, что региональная политика по поддержке школьных библиотек выстраивается без учета специфики их деятельности; документы разрабатываются формально, низкого качества; повышение квалификации библиотекарей проводится по неактуальным программам, в основном с привлечением профессорско-преподавательского состава региона, без учета реальных потребностей библиотекарей, а в качестве основы используют разработанные ранее учебные программы.

Четвертой проблемой является непонимание и непринятие новой роли и места современной библиотеки со стороны руководителей образовательных организаций; недостаточный уровень мотивации специалистов, отвечающих за модернизацию школьных библиотек; отсутствие требований к наполнению и содержанию деятельности школьной библиотеки в федеральных образовательных стандартах.

1 В сводный отчет включены данные мониторинга по состоянию на 1 января 2020 г. по 82 субъектам РФ (за исключением г. Москва, Астраханской и Псковской областей).

Анализ документов, определяющих правила мониторинга эффективности деятельности руководителей общеобразовательных организаций в субъектах Российской Федерации, показывает, что среди многообразия показателей и индикаторов оценки, критерии, связанные со школьной библиотекой, отсутствуют. Именно это, по нашему мнению, является одной из основных проблем: руководители не заинтересованы в развитии библиотеки, так как это требует серьезных организационных и финансовых затрат, но напрямую не влияет на оценку эффективности их работы. Для формального соответствия требованиям ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и ФГОСам достаточно обеспечить образовательную организацию учебниками в печатной и (или) электронной форме исходя из норматива: один учебник на каждого обучающегося по каждому учебному предмету.

При этом опыт автора показывает, что наиболее успешные практики возникают в тех школах, где директор воспринимает библиотеку не как структуру, обеспечивающую образовательный процесс учебниками, а как пространство для реализации междисциплинарных образовательных проектов с применением цифровых и библиотечных ресурсов. В этих случаях образовательные организации участвуют в конкурсах, занимаются фандрайзингом, получают гранты в интересах развития и модернизации библиотечного пространства, а в библиотеки устанавливается новое оборудование, привлекаются квалифицированные специалисты, фонды комплектуются новой литературой, в том числе электронной. В некоторых случаях инициаторами и драйверами таких проектов выступают сами школьные библиотекари, но без поддержки руководства образовательной организации это практически невозможно.

Еще одна проблема, существующая до сих пор, - библиотекоцентричность и нежелание меняться со стороны самих школьных библиотекарей. В условиях цифровой трансформации образования, утраты монополии библиотек на распространение знаний, развития интернета не только как средства коммуникации, но и доставки информации школьные библиотекари продолжают работать в парадигме середины - конца XX в., используя бумажную книгу в качестве основного инструмента своей деятельности. Очень часто мы видим в школе библиотеку, которая удобна лишь самому библиотекарю и соответствует только его представлениям о том, как она должна выглядеть и функционировать.

Большая часть школьных библиотекарей, к сожалению, заняла патерналистскую позицию в ожидании финансирования со стороны государства, изменения нормативной базы, повышения квалификации раз в три года за бюджетный счет, разработки методических рекомендаций. Деятельность отдельных инициаторов, их роль и успехи в деле модернизации школьных библиотек не отразились на общей картине в стране. Количество специалистов с профессиональным образованием стремительно уменьшается, замещаясь совместителями из числа учителей-предметников.

Таким образом, отметим, что эффективность дальнейшей работы по развитию школьных библиотек и информационно-библиотечных центров образовательных организаций в существенной степени зависит не только от взаимодействия между представителями органов управления образованием субъектов Российской Федерации, директорами школ и библиотекарями, но и от переосмысления роли и места школьной библиотеки и школьного библиотекаря в современной системе образования.

4. Новая роль и место школьной библиотеки

Мировой опыт наглядно демонстрирует, что именно библиотека может стать тем местом, где в полной мере используются современные информационные технологии и цифровые ресурсы, способствуя тем самым формированию и развитию цифровых навыков, а библиотекарь должен выступать наставником и навигатором, организатором образовательной и проектной деятельности, связанной с вопросами цифровой грамотности и информационной культуры не только детей и подростков, но и педагогов и в ряде случаев родителей.

Школьная библиотека - пространство, в меньшей степени регламентированное стандартами и нормативами системы образования, чем школа в целом, и за счет этого потенциально обладает большей гибкостью и адаптивностью. Это дает возможность библиотеке в условиях цифровой трансформации сохранить свою ценность и повысить значимость в системе образования при условии, что она сможет реализовывать и поддерживать направления, выходящие за рамки функционирования традиционных библиотек, но ориентированные на вызовы современного образования.

Библиотека должна перестать выглядеть в глазах руководителей образовательных организаций, педагогов и детей местом, в котором хранятся учебники и старая литература, а стать центром информационной поддержки образовательной деятельности школы, обеспечивающим доступ к самым актуальным и релевантным источникам информации и технологиям работы с ней, включая сопутствующие инструменты: электронные каталоги, образовательные платформы, рекомендательные сервисы, сервисы создания контента и пр.

Школьный библиотекарь же должен быть не просто специалистом, проводящим мероприятия по поддержке чтения и умеющим по запросу найти релевантную информацию во всем многообразии ресурсов, а быть проактивным, предлагать информацию без запроса, ориентируясь на интересы и невербализированные потребности детей, педагогов, родителей.

Выскажем мнение, что школьная библиотека будет выступать как инструмент цифровой трансформации информационно-образовательного пространства современной школы в том случае, если:

• цель деятельности школьной библиотеки - поддержка процессов подготовки и воспитания личности, обладающей развитыми когнитивными, коммуникационными и технологическими навыками;

• организация деятельности школьной библиотеки ориентирована на реализацию положений государственной образовательной политики по подготовке кадров для цифровой экономики;

• функции школьной библиотеки определены с учетом возможностей современных цифровых технологий в области библиотечно-информационной, образовательной, воспитательной и культурно-досуговой деятельности;

• деятельность школьной библиотеки обеспечена организационными, информационными, кадровыми материально-техническими ресурсами и методической поддержкой.

Такой подход требует создания модели школьной библиотеки нового типа, ориентированной на применение успешных мировых и российских практик и опыт работы библиотек различной направленности и принадлежности, учитывающей российскую образовательную и нормативную специфику.

5. Методология исследования

Проведенный анализ различных подходов к моделированию библиотек общеобразовательных организаций дает нам основание предположить, что сегодня назрела необходимость использования инструментов, которые позволили бы не только выделить функциональность деятельности школьной библиотеки, но и выявить необходимые ресурсы и потенциальные резервы для их дальнейшего развития. Для построения модели школьной библиотеки нами выбран ресурсный подход [23-25], а в качестве методов использовалось моделирование и метод экспертных оценок.

Эмпирической базой выступил Информационный центр «Библиотека имени К. Д. Ушин-ского» Российской академии образования, выполняющий в настоящее время функции федерального информационно-методического центра поддержки развития школьных библиотек.

При разработке модели мы исходили из того, что она должна обеспечить решение следующих задач:

1. Сформулировать требования к направлениям деятельности и функциональности школьной библиотеки как инструмента цифровой трансформации информационно-образовательного пространства современной школы.

2. Определить перечень необходимых организационных, информационных, кадровых и материально-технических ресурсов.

3. Оценить полноту и эффективность использования существующих ресурсов образовательной организации.

4. Сконструировать профиль библиотеки, исходя из потребностей образовательной организации, приоритетов ее развития, состояния системы поддержки деятельности школьных библиотек на уровне субъекта РФ.

5. Выработать критерии оценки успешности реализации проекта модернизации деятельности библиотеки.

6. Разработка организационно-ресурсной модели

На первом этапе необходимо определить те процессы в деятельности школьной библиотеки, которые мы хотим оптимизировать или модернизировать. Для этого были выделены следующие направления:

• библиотечно-информационное сопровождение учебного и воспитательного процесса и самообразования учащихся и педагогов;

• образовательная деятельность в целях интеллектуального и профессионального развития личности, социализации и профориентации детей и подростков;

• культурно-просветительская и досуговая деятельность по формированию культуры чтения, развитию творческих и интеллектуальных способностей учащихся, воспитанию духовно богатой, нравственно здоровой личности;

• методическая и консультационная поддержка педагогических работников и родителей в области работы с информационными ресурсами, популяризации книги и чтения.

Оптимизация этих процессов должна рассматриваться в контексте их дальнейшей цифровой трансформации, изменения управленческих и коммуникационных процессов

в деятельности школьной библиотеки, и в конечном итоге - формирования и распространения новых практик работы образовательной организации.

Потенциал библиотеки как цифрового подразделения школы можно использовать для реализации конкретных задач Национального проекта «Образование» в отдельно взятой образовательной организации. Для этого мы представили школьную библиотеку в виде организационно-ресурсной модели, в которой выделили четыре сущности (рис. 1).

1. Библиотека как физическое пространство, предоставляющая материально-техническую базу и обеспечивающая создание новых мест в образовательных организациях для реализации дополнительных общеразвивающих программ всех направленно-стей в рамках реализации Федерального проекта «Успех каждого ребенка».

2. Библиотека как информационно-ресурсный центр, обеспечивающий доступ к современной и безопасной цифровой образовательной среде в соответствии с условиями, требованиями и критериями эффективного внедрения современных цифровых технологий в основные общеобразовательные программы в рамках реализации Федерального проекта «Цифровая образовательная среда».

3. Библиотека как образовательная среда, ориентированная на внедрение новых методов обучения и воспитания для реализации дополнительных общеобразовательных программ цифрового и гуманитарного профилей в рамках реализации Федерального проекта «Современная школа».

4. Библиотека как центр методической и консультационной поддержки, обеспечивающий создание условий для саморазвития педагогических работников, повышения уровня профессионального мастерства, овладения навыками использования современных цифровых технологий в рамках реализации Федерального проекта «Учитель будущего».

В рассматриваемой модели школьная библиотека как физическое пространство предполагает обеспечение всех участников образовательного процесса доступом к пространственно-обособленным зонам, оснащенным рабочими местами, техническими оборудованием и коммуникационной инфраструктурой для реализации следующих направлений деятельности:

• работа с информационными ресурсами различных форматов;

• организация индивидуальной работы, включая самообслуживание;

• организация коллективной работы и коллаборации;

• проведение презентаций, выставок, массовых мероприятий;

• организация отдыха и досуга.

Библиотека как информационно-ресурсный центр, согласно предлагаемой модели, должна выступать в качестве единой точки доступа участников образовательного процесса к ресурсам образовательной организации, включая:

• доступ к электронным и бумажным изданиям;

• регламентированный доступ к безопасному школьному Интернету;

• доступ к образовательным мультимедиаресурсам, включая образовательные и просветительские онлайн-платформы;

• возможность создания цифровых и медиаресурсов с применением различных программ, сервисов и инструментов;

ЗАДАЧИ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ОБРАЗОВАНИЕ»

Создание современной инфраструктуры

Цифровая образовательная среда

Обновление содержания образования

Подготовка профессиональных кадров

го си I _с (Ь I

О

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ИНФОРМАЦИОННО-РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ БИБЛИОТЕКИ

Библиотека как пространство

Используя

Обеспечивает возможность

♦ Работа с цифровыми ресурсами

♦ Индивидуальная работа

♦ Коллективная работы

♦ Проведение мероприятий

♦ Культурно-досуговая деятельность

Библиотека как ресурсный центр

Посредством

Предоставляет доступ

♦ Электронные

и бумажные издания

♦ Безопасный интернет

♦ Образовательные медиа ресурсы и платформы

♦ Вычислительные ресурсу \/Я и АР

♦ Презентационная и оргтехника

Библиотека как образовательная среда

С поддержкой

Применяет деятельностный подход

♦ Исследовательские проекты

♦ Конструирование цифровых продуктов

♦ Медиаобразование

♦ Мейкерство

♦ Профориентация

Библиотека как методический центр

Консультирует

♦ Новые педагогические технологии

♦ Электронное обучение

♦ Создание цифровых ресурсов

♦ Повышение квалификации

♦ Продвижение лучших практик

РЕЗУЛЬТАТЫ МОДЕРНИЗАЦИИ БИБЛИОТЕКИ

Многофункциональное образовательное пространство

Единая точка доступа к информационным ресурсам

Новые методы и инструменты для обучения и реализации проектов

Новый уровень владения цифровыми технологиями и сервисами

Рис. 1. Организационно-ресурсная модель школьной библиотеки

• предоставление услуг по печати, сканированию, копированию документов из фондов библиотеки и результатов проектной деятельности.

Школьная библиотека как образовательная среда должна быть ориентирована, в первую очередь, на применение деятельностного подхода, включая:

• неформальное, сетевое, взаимное обучение и совместное обучение, мотивированное самореализацией;

• формирование навыков цифровой грамотности и информационной культуры;

• формирование навыков индивидуальной и групповой исследовательской деятельности;

• конструирование информационных продуктов и разработку проектов;

• профориентацию учащихся.

Библиотека как центр методической поддержки педагогических работников, в соответствии с моделью, должна обеспечивать следующие виды деятельности:

• содействие процессу внедрения и использования электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;

• выявление информационных потребностей и удовлетворение запросов в области педагогических инноваций и новых образовательных технологий всех участников образовательного процесса;

• методическое сопровождение профессиональной подготовки и повышении квалификации персонала образовательной организации;

• методическая поддержка деятельности педагогических работников в области создания цифровых образовательных ресурсов с применением различных программ, сервисов и инструментов;

• продвижение лучших практик информационно-библиотечной, образовательной, культурно-досуговой, методической и других видов деятельности библиотеки образовательного учреждения.

Предложенная модель ложится в основу паспорта ресурсов и направлений деятельности, определяющих профиль школьной библиотеки. Профиль разрабатывается исходя из потребностей образовательной организации, приоритетов ее развития, информационного, материально-технического и кадрового обеспечения, состояния системы поддержки деятельности школьных библиотек на уровне субъекта РФ и даже местоположения. Так, совершенно очевидно, что профиль школьной библиотеки сельской образовательной организации, районного центра и микрорайона мегаполиса будут отличаться.

7. Критерии оценки эффективности внедрения модели

В соответствии с заявленными в организационно-ресурсной модели направлениями для оценки результатов модернизации деятельности школьной библиотеки мы предлагаем использовать следующие критерии:

• многофункциональность; характеризуется разнообразием направлений деятельности, реализуемых в пространстве библиотеки (библиотечно-информационное, образовательное, культурно-досуговое, методическое, профориентационное и др.);

• доступность; оценивается возможностью пользоваться библиотечными и информационными ресурсами библиотеки и получать доступ к внешним информационным ресурсам всем участникам образовательных отношений;

• дидактическая целесообразность; обуславливается использованием современных цифровых технологий в области библиотечно-информационной, образовательной, воспитательной и культурно-досуговой деятельности для формирования навыков цифровой грамотности и информационной культуры личности в рамках реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ;

• цифровая компетентность; определяется уровнем профессионального мастерства и овладения навыками использования современных цифровых технологий специалистами школьной библиотеки.

Предлагаемый перечень не претендует на полноту и может быть расширен, в то же время он позволит в дальнейшем выработать как качественные, так и количественные показатели для дальнейшей оценки эффективности деятельности школьной библиотеки как центра цифровой трансформации образовательной деятельности.

8. Выводы

Разработанные организационно-ресурсная модель и набор критериев можно рассматривать в качестве инструментария управления процессом модернизации школьной библиотеки и образовательной деятельности всей организации, выполняющего информационно-аналитическую и организационно-ресурсную функции.

Использование данного инструментария повлечет за собой рост вовлеченности библиотеки в образовательную деятельность за счет:

• изменений в организации пространства библиотеки, направленных на увеличение его эргономичности, трансформируемости и многофункциональности;

• создания единой точки доступа к мировым информационным ресурсам и ресурсам образовательной организации;

• использования новых инструментов для организации образовательной и проектной деятельности, формирования навыков цифровой грамотности и информационной культуры личности;

• реализации новых требований к функционалу и компетенциям специалистов школьной библиотеки, ориентированных на использование цифровых инструментов и сервисов, работу с различными медиаресурсами, организацию познавательной и проектной деятельности.

На наш взгляд, создание нового образа школьной библиотеки и изменение профессиональных паттернов деятельности самих библиотечных работников станут в ближайшее время одной из актуальных задач модернизации образовательной деятельности в условиях цифровой трансформации.

Список литературы

1. Committee I.S.L.S.S. IFLA school library guidelines. Den Haag, Netherlands: International

Federation of Library Associations and Institutions, 2015.

2. Мазурик Н. А. Мейкерспейс: преображаем наши библиотеки - специальное мероприятие посольства США в Москве // Научные и технические библиотеки. 2014. № 3. C. 87-89.

3. Johnson D. Lessons school librarians teach others // American Libraries. 2004. Vol. 35, No.11. P. 46-48.

4. Johnston M. P. The school librarian as a technology integration leader: enablers and barriers to leadership enactment // Proceedings of the 2011 iConference. 2011. P. 691-693.

5. Lukenbill W. B., Immroth B. F. Health information in a changing world: practical approaches for teachers, schools, and school librarians. ABC-CLIO, 2010.

6. Schultz-Jones B., Moore J. E., Marino J. Data Literacy Leadership Preparation for School Librarians // IFLA WLIC Athens. 2019. URL: http://library.ifla.org/2545/1/190-schultz-jones-en.pdf (цата обращения: 08.06.2020).

7. Зуева Е. М. Современная модель библиотеки общеобразовательного учреждения // Библиотечное цело - XXI век. 2008. № 2. C. 87-126.

8. Ястребцева Е. Н. Школьный библиотечный мециацентр: от идеи цо воплощения: метод. рекомендации цля библиотекарей, учителей и администрации школ. М.: БМЦ, 2001. 128 c.

9. Пузикова И. Г. Создание и использование школьной медиатеки на основе распределенного информационного ресурса: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М.: Ин-т информатизации образования РАН, 2005. 23 c.

10. Галактионова Л. А. Информационно-библиотечное обслуживание инновационной педагогической деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Самара: Самарская гос. академия культуры и искусств, 2005. 19 c.

11. Громова О. К. Основные модели школьных библиотек России // Образование в документах: межвед. информ. бюл. 2006. № 9 (130). C. 48-55.

12. Иванова Е. В. Организация деятельности школьных библиотек в информационно-образовательной среде: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М.: Московский гос. ун-т культуры и искусств, 2005. 18 c.

13. Крук Н. В. Модель современной школьной библиотеки: автореф. дис. . канд. пед. наук. Новосибирск: Гос. пуб. науч.-техн. б-ка Сибирского отделения РАН, 2007. 18 c.

14. Пантюхова Т. В. Школьная библиотека в образовательной системе. Этапы и модели развития // Библиотечное дело. 2011. № 4. C. 24-28.

15. Антипова В. Б. Образовательная функция школьной библиотеки: теоретическое обоснование // Библиотековедение. 2006. № 1. C. 32-35.

16. Школьная библиотека как центр формирования информационной культуры личности / Г. А. Стародубова, Ю. В. Уленко, Н. И. Колкова, Н. И. Гендина; ред. Н. И. Гендина. М.: РШБА, 2008. 352 c.

17. Жукова Т. Д., Чудинова В. П. Реализация целей образования через школьные библиотеки. М.: РШБА, 2007. 222 c.

18. Качева Е. В. Сетевые образовательные библиотечные проекты как инструмент активизации педагогической деятельности школьной библиотеки: автореф. дис. ... кандидата педагогических наук: 05.25.03. Челябинск: Челябинский гос. ин-т культуры, 2017. 22 c.

19. Соколов А. В. Педагог-библиотекарь и библиотечная педагогика // Школьная библиотека. 2013. № 9-10. C. 39-45.

20. Тихомирова И. И. Педагогическая деятельность школьного библиотекаря. М.: РШБА, 2018. 464 с.

21. Третьяков А. Л. Информационные ресурсы школьных библиотек Российской Федерации // Управленческое консультирование. 2017. № 7 (103). C. 121-126.

22. Иванченко Д. А. Краткая аналитическая справка о реализации Концепции развития школьных информационно-библиотечных центров в субъектах РФ // Школьная библиотека. 2019. № 9. C. 36-41.

23. Галеева Н. Л. Анализ ресурсов школьной образовательной среды, обеспечивающих становление и развитие личностных образовательных результатов // Педагогическое образование и наука. 2013. № 2. C. 110-115.

24. Иванова Е. И. Управление развитием образовательной среды школы на основе ресурсного подхода: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. М., 2007. 22 с.

25. Юсупов В. З. Методологические основы проектного подхода в управлении образовательной организацией // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 57-9. C. 273-279.

References

1. Committee I.S.L.S.S. IFLA school library guidelines. Den Haag, Netherlands: International Federation of Library Associations and Institutions, 2015.

2. Mazurik N. A. Meikerspeis: preobrazhaem nashi biblioteki - spetsialnoe meropriyatie posolstva SShA v Moskve. Nauchnye i tekhnicheskie biblioteki. 2014, No. 3, pp. 87-89.

3. Johnson D. Lessons school librarians teach others. American Libraries, 2004, Vol. 35, No. 11, pp. 46-48.

4. Johnston M. P. The school librarian as a technology integration leader: enablers and barriers to leadership enactment. Proceedings of the 2011 Conference. 2011. Pp. 691-693.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Lukenbill W.B., Immroth B.F. Health information in a changing world: practical approaches for teachers, schools, and school librarians. ABC-CLIO, 2010.

6. Schultz-Jones B., Moore J. E., Marino J. Data Literacy Leadership Preparation for School Librarians. In: IFLA WLIC Athens. 2019. Available at: http://library.ifla.org/2545/1/190-schultz-jones-en.pdf (accessed: 08.06.2020).

7. Zueva E. M. Sovremennaya model biblioteki obshcheobrazovatelnogo uchrezhdeniya. Bibliotechnoe delo-XXI vek. 2008, No. 2, pp. 87-126.

8. Yastrebtseva E. N. Shkolnyy bibliotechnyy mediatsentr: ot idei do voploshcheniya: metod. rekomendatsii dlya bibliotekarey, uchiteley i administratsii shkol. Moscow: BMTs, 2001. 128 p.

9. Puzikova I. G. Sozdanie i ispolzovanie shkolnoy mediateki na osnove raspredelennogo informatsionnogo resursa. Extended abstract of PhD dissertation (Pedagogy). Moscow, In-t informatizatsii obrazovaniya RAO, 2005. 23 p.

10. Galaktionova L. A. Informatsionno-bibliotechnoe obsluzhivanie innovatsionnoiy pedagogicheskoy deyatelnosti. Extended abstract of PhD dissertation (Pedagogy). Samara: Samarskaya gos. akademiya kultury i iskusstv, 2005. 19 p.

11. Gromova O. Osnovnye modeli shkolnykh bibliotek Rossii. Obrazovanie v dokumentakh. 2006, No. 9 (130), pp. 48-55.

12. Ivanova E. V. Organizatsiya deyatelnosti shkolnykh bibliotek v informatsionno-obrazovatelnoy srede. Extended abstract of PhD dissertation (Pedagogy). Moscow: Moskovskiy gos. un-t kultury i iskusstv, 2005. 18 p.

13. Kruk N. V. Model sovremennoy shkolnoy biblioteki. Extended abstract of PhD dissertation (Pedagogy). Novosibirsk: Gos. pub. nauch.-tekhn. b-ka Sibirskogo otdeleniya RAN, 2007. 18 p.

14. Pantyukhova T. V. Shkolnaya biblioteka v obrazovatelnoy sisteme. Ehtapy i modeli razvitiya. Bibliotechnoe delo. 2011, No. 4, pp. 24-28.

15. Antipova V. B. Obrazovatelnaya funktsiya shkolnoy biblioteki: teoreticheskoe obosnovanie. Bibliotekovedenie. 2006, No. 1, pp. 32-35.

16. Starodubova G. A., Ulenko Yu. V., Kolkova N. I., Gendina N. I. Shkolnaya biblioteka kak tsentr formirovaniya informatsionnoy kultury lichnosti. Moscow, 2008. 352 p.

17. Zhukova T. D., Chudinova V. P. Realizatsiya tseley obrazovaniya cherez shkolnye biblioteki. Moscow: RShBA, 2007. 222 p.

18. Kacheva E. V. Setevye obrazovatelnye bibliotechnye proekty kak instrument aktivizatsii pedagogicheskoy deyatelnosti shkolnoy biblioteki. Extended abstract of PhD dissertation (Pedagogy). Chelyabinsk: Chelyabinskiy gos. in-t kultury, 2017. 22 p.

19. Sokolov A. V. Pedagog-bibliotekar i bibliotechnaya pedagogika. Shkolnaya biblioteka. 2013, No. 9-10, pp. 39-45.

20. Tikhomirova I. I. Pedagogicheskaya deyatelnost shkolnogo bibliotekarya. Moscow, 2018. 464 p.

21. Tretyakov A. L. Informatsionnye resursy shkolnykh bibliotek Rossiiskoy Federatsii. Upravlencheskoe konsultirovanie. 2017, No. 7 (103), pp. 121-126.

22. Ivanchenko D. A. Kratkaya analiticheskaya spravka o realizatsii Kontseptsii razvitiya shkolnykh informatsionno-bibliotechnykh tsentrov v subyektakh RF. Shkolnaya biblioteka. 2019, No. 9, pp. 36-41.

23. Galeeva N. L. Analiz resursov shkolnoy obrazovatelnoy sredy, obespechivayushchikh stanovlenie i razvitie lichnostnykh obrazovatelnykh rezultatov. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. 2013, No. 2, pp. 110-115.

24. Ivanova E. I. Upravlenie razvitiem obrazovatelnoy sredy shkoly na osnove resursnogo podkhoda Extended abstract of PhD dissertation (Pedagogy). Moskovskiy ped. gos. un-t. Moscow, 2007. 22 p.

25. Yusupov V. Z. Metodologicheskie osnovy proektnogo podkhoda v upravlenii obrazovatelnoy organizatsiey. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2017, No. 57-9, pp. 273-279.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2021, № 1

Статья поступила в редакцию 08.07.2020 The article was received on 08.07.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.