Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
207
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
школьники / музыкальное образование / цифровые технологии / сочинение / исполнение / слушание музыки / schoolchildren / music education / digital technologies / composition / performance / listening to music

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Красильников И. М.

Введение. Яркие достижения отечественного массового музыкального образования связаны с деятельностью Д. Б. Кабалевского. В 70–80-х годах прошлого века в школьную практику была внедрена его педагогическая концепция, в которой гармонично сочетались просветительское и связанное с музыкальным творчеством обучающихся направления образовательной деятельности. Что же нужно сделать, чтобы поддержать заданный выдающимся педагогом высокий уровень школьного музыкального образования в наши дни? Ведь такие его результаты, как патриотическое и нравственно-эстетическое воспитание детей, особенно значимы на современном этапе развития российского общества. Проблема и цель. Главные отличия условий, в которых осуществляется музыкально-образовательная деятельность в общеобразовательной школе в наши дни, от определявших данную деятельность во время расцвета педагогического творчества Д. Б. Кабалевского связаны с широким распространением цифровых технологий. Оказывая большое влияние на разнообразные сферы жизни, эти технологии содержат значительный потенциал для развития массового музыкального образования. И важной проблемой его совершенствования становится повышение учебно-воспитательной эффективности обращения к ним в данной образовательной сфере. Целью изложенного в предлагаемой статье исследования является характеристика современного состояния музыкального образования в отечественной школе и перспектив его дальнейшего развития, что во многом определяется эффективностью использования в его рамках цифровых технологий. Методология. Принцип системности. Интонационная теория музыки Б. В. Асафьева. Концепция музыкального воспитания школьников Д. Б. Кабалевского. Результаты. В опоре на цифровой инструментарий можно значительно расширить репертуар музицирования школьников, приобщить их к сочинению и аранжировке музыки, более эффективно развивать их способности к слушанию музыки. Заключение. Перспективы развития музыкального образования в отечественной общеобразовательной школе во многом связаны с реализацией педагогического потенциала цифровых технологий, что позволяет не только сделать уроки, внеурочные и дополнительные занятия по музыке более полезными и привлекательными для учеников, но и проводить масштабные концертные акции с привлечением профессиональных музыкальных коллективов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CURRENT STATE AND PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF MUSIC EDUCATION IN THE NATIONAL COMMON SCHOOL

Introduction. The outstanding achievements of Russian mass music education are associated with the activities of D. B. Kabalevsky. In the 70–80-ies of the last century, was introduced into school practice his pedagogical concept, which harmoniously combined educational and musical creativity-related areas of educational activity. What needs to be done to maintain the high level of school music education set by an outstanding teacher these days? — After all, its results such as patriotic and moral-aesthetic education of children are especially significant at the present stage of development of Russian society. Problem and goal. The main differences between the conditions in which musical and educational activities are carried out in secondary schools nowadays from those that defined this activity during the heyday of D. B. Kabalevsky's pedagogical creativity are associated with the widespread use of digital technologies. Having a great impact on various spheres of life, these technologies contain significant potential for the development of mass music education. And an important problem of its improvement is increasing the educational effectiveness of addressing them in this educational field. The purpose of the research presented in the proposed article is to characterize the current state of music education in the Russian school and determine the prospects for its further development, which is largely determined by the effectiveness of the use of digital technologies within its framework. Research methods. The system principle. Intonation theory of music by B. V. Asafiev. The concept of musical education of schoolchildren by D. B. Kabalevsky. Results. Relying on digital tools, it is possible to significantly expand the repertoire of music-making for schoolchildren, introduce them to composing and arranging music, and more effectively develop their abilities to listen to music. Conclusions. The prospects for the development of music education in the national common school are largely related to the realization of the pedagogical potential of digital technologies, which makes it possible to make lessons, extracurricular and additional music classes not only more useful and attractive for students, but also to conduct large-scale concert events involving professional orchestras and opera theater groups.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

ДИДАКТИКА И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ

М.Красильников

Отечественная и зарубежная педагогика. 2024. Т. 1, № 1 (97). С. 24-38. Domestic and foreign pedagogy. 2024. Vol. 1, no. 1 (97). P. 24-38.

Научная статья УДК 372.878

doi: 10.24412/2224-0772-2024-97-24-38

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Игорь Михайлович Красильников

ФГБНУ «Институт стратегии развития образования», Москва, Россия, [email protected]

Аннотация. Введение. Яркие достижения отечественного массового музыкального образования связаны с деятельностью Д. Б. Кабалевского. В 70-80-х годах прошлого века в школьную практику была внедрена его педагогическая концепция, в которой гармонично сочетались просветительское и связанное с музыкальным творчеством обучающихся направления образовательной деятельности.

Что же нужно сделать, чтобы поддержать заданный выдающимся педагогом высокий уровень школьного музыкального образования в наши дни? Ведь такие его результаты, как патриотическое и нравственно-эстетическое воспитание детей, особенно значимы на современном этапе развития российского общества.

Проблема и цель. Главные отличия условий, в которых осуществляется музыкально-образовательная деятельность в общеобразовательной школе в наши дни, от определявших данную деятельность во время расцвета педагогического творчества Д. Б. Кабалевского связаны с широким распространением цифровых технологий. Оказывая

© Красильников И. М., 2024

большое влияние на разнообразные сферы жизни, эти технологии содержат значительный потенциал для развития массового музыкального образования. И важной проблемой его совершенствования становится повышение учебно-воспитательной эффективности обращения к ним в данной образовательной сфере.

Целью изложенного в предлагаемой статье исследования является характеристика современного состояния музыкального образования в отечественной школе и перспектив его дальнейшего развития, что во многом определяется эффективностью использования в его рамках цифровых технологий.

Методология. Принцип системности. Интонационная теория музыки Б. В. Асафьева. Концепция музыкального воспитания школьников Д. Б. Кабалевского.

Результаты. В опоре на цифровой инструментарий можно значительно расширить репертуар музицирования школьников, приобщить их к сочинению и аранжировке музыки, более эффективно развивать их способности к слушанию музыки.

Заключение. Перспективы развития музыкального образования в отечественной общеобразовательной школе во многом связаны с реализацией педагогического потенциала цифровых технологий, что позволяет не только сделать уроки, внеурочные и дополнительные занятия по музыке более полезными и привлекательными для учеников, но и проводить масштабные концертные акции с привлечением профессиональных музыкальных коллективов.

Ключевые слова: школьники, музыкальное образование, цифровые технологии, сочинение, исполнение, слушание музыки

Для цитирования: Красильников И. М. Современное состояние и перспективы развития музыкального образования в отечественной общеобразовательной школе // Отечественная и зарубежная педагогика. 2024. Т. 1, № 1 (97). С. 24-38. doi: 10.24412/2224-0772-2024-97-24-38

Original article

THE CURRENT STATE AND PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF MUSIC EDUCATION IN THE NATIONAL COMMON SCHOOL

Igor M. Krasilnikov

The Institute of Educational Development Strategy, Moscow, Russia, [email protected]

Abstract. Introduction. The outstanding achievements of Russian mass music education are associated with the activities of D. B. Kabalevsky. In the 70-80-ies of the last century, was introduced into school practice his pedagogical concept, which harmoniously combined educational and musical

creativity-related areas of educational activity.

What needs to be done to maintain the high level of school music education set by an outstanding teacher these days? — After all, its results such as patriotic and moral-aesthetic education of children are especially significant at the present stage of development of Russian society.

Problem and goal. The main differences between the conditions in which musical and educational activities are carried out in secondary schools nowadays from those that defined this activity during the heyday of D. B. Kabalevsky's pedagogical creativity are associated with the widespread use of digital technologies. Having a great impact on various spheres of life, these technologies contain significant potential for the development of mass music education. And an important problem of its improvement is increasing the educational effectiveness of addressing them in this educational field.

The purpose of the research presented in the proposed article is to characterize the current state of music education in the Russian school and determine the prospects for its further development, which is largely determined by the effectiveness of the use of digital technologies within its framework.

Research methods. The system principle. Intonation theory of music by B. V. Asafiev. The concept of musical education of schoolchildren by D. B. Kabalevsky.

Results. Relying on digital tools, it is possible to significantly expand the repertoire of music-making for schoolchildren, introduce them to composing and arranging music, and more effectively develop their abilities to listen to music.

Conclusions. The prospects for the development of music education in the national common school are largely related to the realization of the pedagogical potential of digital technologies, which makes it possible to make lessons, extracurricular and additional music classes not only more useful and attractive for students, but also to conduct large-scale concert events involving professional orchestras and opera theater groups.

Keywords: schoolchildren, music education, digital technologies, composition, performance, listening to music

For citation: Krasilnikov I. M. The current state and prospects for the development of music education in the national common school. Domestic and Foreign Pedagogy. 2024;l(l):24-38. (In Russ.). doi: 10.24412/2224-0772-2024-97-24-38

Введение

Старшее поколение помнит подъем отечественного массового музыкального образования в 70-80-х годах прошлого века, связанный с деятельностью Д. Б. Кабалевского. Интерес общественности к проблемам данной образовательной сферы достиг наивысшей точки за всю ее

историю, а сама она совершила качественный скачок в своем развитии.

Что же нужно сделать, чтобы поддержать заданный выдающимся педагогом высокий уровень школьного музыкального образования в наши дни? Ведь приобщение к музыкальному искусству, с античных времен остававшееся важнейшим, ничем не заменимым направлением патриотического и нравственно-эстетического воспитания детей, особенно значимо на современном этапе развития российского общества.

Постановка проблемы и цель статьи

Главными новшествами последних десятилетий, качественно изменившими жизнь человека, являются цифровые технологии. Они получили распространение во всех сферах деятельности. В частности, в музыкально-педагогической сфере они послужили основой для создания новых средств обучения, к которым прежде всего следует отнести музыкальный компьютер и клавишный синтезатор.

Этот инструментарий не только открывает доступ к прослушиванию любой музыки и получению разнообразных полезных для ее понимания сведений, но и является перспективным для приобщения детей к продуктивной музыкальной деятельности. Ведь он обладает огромной звуковой палитрой, позволяющей расширить представления об образном потенциале музыкального искусства, и интерактивностью, что значительно облегчает управление этой палитрой и делает музицирование доступным для всех детей.

Поскольку музыкальное образование является системой, а средства обучения — одним из ее элементов, их радикальное обновление должно повлиять на развитие как других элементов этой системы, так и данной системы в целом. Такое взаимодействие и определяет совершенствование музыкального образования в «цифровую» эпоху, наступившую вслед за «аналоговой», в которой творил Д. Б. Кабалевский.

Но насколько эффективно используются сегодня цифровые технологии на уроке музыки? Что надо сделать, чтобы обращение к ним послужило основой для успешного развития отечественного массового музыкального образования в современных условиях?

Эти вопросы составляют проблему изложенного в данной статье исследования. Целью же его является характеристика современного состояния музыкального образования в отечественной общеобразовательной школе и перспектив его дальнейшего развития, что во многом

определяется эффективностью использования в его рамках цифровых технологий.

Обзор научной литературы по проблеме

Проблемы применения цифровых технологий в общем музыкальном образовании нашей страны находятся в поле зрения современных отечественных исследователей. Отмечается эффективность этих технологий в процессе приобщения школьников к музыкальной грамотности, благодаря «...включению в систему музыкального обучения школьников современных технологий воспроизведения звука; расширению набора информационно-образовательных и иллюстративных материалов. организации поддержки активной творческой и проектно-исследова-тельской работы обучающихся и педагогов» [16, с. 266].

Предлагаются способы повышения интереса учащихся к обучению музыке путем введения в учебный процесс информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) [1]. Описывается опыт музыкального обучения школьников в процессе выполнения учебных проектов на основе средств ИКТ и отмечается эффективность этих средств в данном опыте [4]. Раскрывается педагогический потенциал нотных редакторов [14].

Отмечаются большие возможности музыкально-компьютерных технологий при работе с незрячими и слабовидящими учащимися [6]. Также эффективно в сфере профессиональной самореализации незрячих музыкантов обращение к дистанционным технологиям, построенным на основе ИКТ [3]. Применение дистанционных технологий в разных сферах музыкального образования активно изучается [2; 3; 17]. Изучаются возможности совершенствования подготовки будущего учителя музыки в сфере инструментального исполнительства с использованием программно-аппаратных компонентов компьютерных и музыкальных технологий [18].

Справедливо отмечается, что информационные технологии позволяют качественно изменить методы и организационные формы музыкального обучения. Но они не могут заменить живое общение педагога с учеником, и важно контролировать общение ученика с компьютером, чтобы не превратить его в технический практикум [15]. Некоторые негативные факторы воздействия ИКТ на учебный процесс, в том числе по предмету «музыка», также охарактеризованы исследователями. Эти факторы связаны с изменением коммуникативной среды, деперсонификацией обучения

и недостаточным развитием когнитивных навыков у обучающихся [13].

Как видим, различные аспекты проблемы применения ИКТ в музыкальном образовании изучаются современными педагогами-исследователями. Однако педагогический потенциал этих технологий выявлен далеко не в полной мере. Особенно это касается сферы музыкального творчества школьников. На основе ИКТ оно может получить самое широкое развитие, и успешность развития данной практики, во многом определяющая эффективность музыкально-образовательного процесса, напрямую зависит от ее научно-методического осмысления.

Методология и методы исследования

Исследование опирается на принцип системности; интонационную теорию музыки Б. В. Асафьева; концепцию музыкального воспитания школьников Д. Б. Кабалевского; авторский педагогический опыт, накопленный в процессе проведения курсов подготовки преподавателей по музыкально-цифровому инструментарию (в 46 городах России и СНГ) и осуществления интерактивных концертов проекта «Музицирование для всех» с участием широких масс школьников и профессиональных оркестров (23 полномасштабных концерта в 5 городах России).

Результаты исследования, обсуждение

В общем музыкальном образовании вплоть до 2-й трети ХХ века преобладал подход, связанный с приобщением учащихся к различным видам продуктивного музыкального творчества, и прежде всего к исполнительской деятельности: хоровому пению (в церковно-приходской школе, советской школе и методике З. Кодаи), игре на фортепиано (в зажиточных кругах общества), музыкально-ритмическому движению (Э. Жак-Далькроз), элементарному музицированию (К. Орф), игре на скрипке (Ш. Судзуки).

При всех достоинствах перечисленных методик они обладали общим изъяном, связанным с недостаточным вниманием к формированию музыкального кругозора детей, широты их художественных представлений, что препятствовало их становлению в качестве соучастников музыкальной коммуникации — слушателей.

Данный недостаток музыкального образования, преследовавший его на протяжении всей «домедийной эры», впервые был преодолен благодаря педагогической деятельности Д. Б. Кабалевского. Доступ широких

масс школьников к звучанию разнообразной симфонической, камерной, хоровой, театральной и киномузыки, который появился в связи с развитием индустрии грамзаписи, определил возможность постановки новой цели массового музыкального образования, направленной на подготовку грамотного слушателя: «Ввести учащихся в мир большого музыкального искусства, научить их любить и понимать музыку во всем богатстве ее форм и жанров, иначе говоря, воспитать в учащихся музыкальную культуру как часть всей их духовной культуры» [5, с. 7].

Достижение данной цели оказалось возможным благодаря новой школьной программе по музыке, в основе которой положен оригинальный тематизм, раскрывающий всесторонние связи музыки с жизнью. Притом освоение этой программы предполагало различные формы музыкально-творческой деятельности школьников: хоровое пение («каждый класс — хор»), вокализацию, игру на элементарных инструментах, фортепианное четырехручие. Таким образом, просветительский подход к построению массового музыкального образования, впервые в его истории обозначенный в качестве целевой установки, в методике Д. Б. Кабалевского никак не связан со снижением роли музыкального творчества школьников. И мы видим гармоничное сочетание просветительского и связанного с творчеством детей подходов в данной образовательной сфере, что является необходимым условием для их успешного музыкального и культурного развития.

Как же осуществляется взаимодействие этих двух подходов в отечественном массовом музыкальном образовании сегодня?

Просветительская установка, на основе которой сегодня создаются многие учебники по музыке, выражается в их опоре на тематизм. В каждом из этих учебников он, вслед за программой Д. Б. Кабалевского, так или иначе отражает связь музыкального искусства с жизнью. Что, конечно же, правильно.

Но есть существенная разница. Как известно, тематическое построение программы Д. Б. Кабалевского отличается системностью. Оно «создает условия для достижения цельности урока, единства всех составляющих его элементов. Творчески подходя к программе, учитель ни в коем случае не должен разрушать ее тематическое построение, потому что последовательное развитие определенных тем — основа основ данной программы» [5, с. 11]. Данная системная основа программы и подчинение всего материала того или иного урока его основной теме дает возмож-

ность учителю «достаточно свободно заменять одно произведение другим с аналогичными художественно-педагогическими задачами» [5, с. 11].

В распространяемых в наши дни учебниках по музыке нередко заимствуются многие темы из программы Д. М. Кабалевского. Есть и новые. Но в отличие от оригинала никакого системного единства тематическое построение во многих из этих учебников не составляет — большинство тем могут быть заменены другими или исключены из программы без особого ущерба для целого.

Тем не менее подбор изучаемых в этих учебниках музыкальных произведений производится по принципу иллюстрирования предложенной последовательности тем. И вместо того, чтобы вступать в диалог с идеями выдающегося педагога или самим становиться основой для построения образовательной программы, великие произведения музыкального искусства становятся лишь примерами, поясняющими те или иные методические положения, предлагаемые современными авторами.

В некоторых учебниках по музыке рекомендуется использовать на уроках цифровое оборудование: компьютер, синтезатор, интерактивную доску. Однако педагогический потенциал этих новых средств обучения раскрывается поверхностно — как правило, лишь в качестве дополнительных информационных средств обучения. С их помощью преимущественно осуществляется освоение учениками тех или иных знаний о музыке в форме знакомства с презентациями, вопросов учителя и ответов учеников, проведения тестирования, викторин и других действий.

Но, во-первых, знания не являются главным элементом содержания художественного образования. Ведь можно многое знать о том или ином виде искусства, но при этом ничего в нем не понимать и не любить его. Во-вторых, синтезатор и компьютер в качестве средств обучения представляют интерес прежде всего как новые музыкальные инструменты, которые, как было отмечено, обладают значительными художественными ресурсами и доступны для освоения всеми школьниками. Между тем методика приобщения их к музицированию на основе данного инструментария в этих учебниках отсутствует. А значит, не могут появиться и новые виды музыкально-творческой деятельности, способные сегодня заинтересовать молодых людей и содействовать их нравственно-эстетическому развитию.

Таким образом, можно говорить о нарушении баланса между про-

светительским и связанным с творчеством школьников подходами в современной практике общего музыкального образования. В отличие от их гармоничного взаимодействия в программе Д. Б. Кабалевского, этот дисбаланс обусловлен, с одной стороны, перегруженностью урока музыки информацией, в том числе из-за одностороннего подхода к новым цифровым ресурсам обучения как информационным, а с другой — дефицитом на уроке музыкальной деятельности. А поскольку транслируемые на уроке знания слабо связаны с музыкальной деятельностью учеников, их музыкальное развитие тормозится в еще большей мере.

Перспективу остановить этот негативный процесс и придать новый импульс развитию данной образовательной сферы открывает реализация педагогического потенциала цифровых технологий.

Так, интернет, в отличие от «домедийной» эпохи и времен доминирования в быту радио, телевидения и грампластинки, предоставляет мгновенный доступ к любым музыкальным произведениям в самых разных исполнительских интерпретациях. А значит, число этих произведений на уроке музыки может быть значительно увеличено. Разумеется, при расширении педагогического репертуара необходимо учитывать неравноценность музыкальных произведений, относящихся к различным направлениям и жанрам. Какие-то из произведений могут изучаться на углубленном уровне, какие-то — в порядке ознакомления.

Приобщение школьников к сочинению является большой редкостью на современном уроке музыки. Однако нет ничего невозможного при обращении к компьютеру. Есть программы, которые позволяют приобщить детей к этой деятельности. И в некоторых учебниках подобные попытки предпринимаются. Скажем, рекомендуется применять на уроке программу GarageBand, размещаемую на ноутбуках Mac. Но при этом не берется в расчет, что эти ноутбуки чрезмерно дорогие для массовой школы, а программа представляет собой «музыкальный конструктор», по сути — детскую игрушку.

Между тем еще в 2008 году по гранту Национального фонда подготовки кадров был разработан Инновационный учебно-методический комплекс «Электронное музыкальное творчество», который предназначен для проведения урока музыки с учащимися 5-8-х классов на основе имеющегося в компьютерном классе оборудования и бесплатных программ (автоаранжировщиков, МИДИ-секвенсеров, аудиоредакторов и др.) [11]. На этих уроках ученики выполняют компьютерные аран-

жировки музыкальных произведений, что предполагает освоение ими таких важных элементов сочинения, как построение композиционной формы, гармонизация мелодии, инструментовка и др.

Эффективным инструментом для приобщения школьников к аранжировке и исполнению музыки является клавишный синтезатор [12]. Его педагогическим «козырем» является наличие ряда интерактивных режимов (автоаккомпанемент, арпеджиатор, автогармонизатор, мульти-панель и др.), благодаря которым освоение игровых навыков облегчается, а звучание обретает оркестровую полноту. Что, конечно, стимулирует интерес детей к музыкальным занятиям.

Обучение по классу этого инструмента на протяжениие последних двух с лишним десятилетий успешно развивается в отечественных учреждениях дополнительного образования детей. Но он перспективен и в рамках общего музыкального образования, где применяется в составе различных ансамблей.

Эти ансамбли могут состоять только из синтезаторов [8], что, правда, слишком дорого для большинства общеобразовательных школ. Поэтому более широкое применение в этих учреждениях может получить ансамбль электронных и элементарных инструментов (свирелей, блок-флейт, колокольчиков, бубнов, ложек и др.), который без больших затрат позволяет охватить музицированием всех учеников класса. Обучение в данном случае выстраивается на основе разработанной автором статьи педагогической технологии интерактивной музыкальной деятельности, которая предполагает проживание школьниками музыки в процессе ее исполнения или слушания на основе комплементарного взаимодействия с внешним источником звучания [9].

Помимо распространения в общеобразовательных школах новых увлекательных форм ансамблевого музицирования, данная технология послужила основой детского творчества на концертах инновационного проекта «Музицирование для всех», на каждом из которых множество школьников и воспитанников детских садов (до 300) в составе различных ансамблей выступают на одной сцене вместе с профессиональными оркестрами. Подобные художественные события вызывают яркие эмоции детей и оказывают благотворное воздействие на их развитие в эстетическом, нравственном и коммуникативном плане [10].

Ну и, наконец, слушание музыки, благодаря обращению к технологии интерактивной музыкальной деятельности, также может стать более до-

ступным и увлекательным для школьников занятием. Так, относящийся к этой технологии метод пластического моделирования (симфонической палмофонии) делает возможным передачу в пластике жеста особенностей звуковысотности, ритма, динамики, штрихов, тембров, фразировки и т.п. Метод графического моделирования (симфонической палмогра-фии) предполагает возможность письменной фиксации школьниками музыкальных произведений [7].

Опора на данные методы позволяет вовлекать широкие массы школьников в интерактивные мероприятия: «Конкурсы дирижеров», «Фестивали знатоков симфонической музыки», «Дети на оперной сцене», которые проводятся как в стенах школы, так и за ее пределами — в филармониях и оперных театрах с участием профессиональных коллективов [10].

Заключение

Как видим, современное состояние музыкального образования в отечественной школе нельзя признать вполне благополучным. Основными причинами застойных явлений в этой сфере являются перенасыщенность урока музыки разнообразной информацией при недостаточном объеме музыкальной деятельности школьников, слабая связь между осваиваемыми ими знаниями и музыкальной деятельностью, что обусловливает снижение художественного уровня последней и невысокую воспитательную эффективность занятий в целом.

В отличие от обучения по программе Д. Б. Кабалевского, которое отличалось гармоничным взаимодействием просветительского и связанного с музыкальным творчеством школьников подходов, современная отечественная образовательная практика в связи со снижением роли музыкальной деятельности учеников не может обеспечить и полноценное музыкальное просвещение, подготовку их как слушателей. Во многом отмеченные недостатки данной практики обусловливаются ее архаичностью, недостаточным вниманием к цифровым технологиям или некорректностью их использования.

Разумеется, следует развивать все традиционные виды музыкальной деятельности школьников — хоровое пение, игру на элементарных инструментах, слушание музыки и др. Но при этом необходимо учитывать перспективы развития музыкального образования, которые открываются в связи с реализацией педагогического потенциала цифрового инструментария.

Так, в опоре на этот инструментарий можно значительно расширить репертуар школьного музицирования и улучшить художественное качество исполнения входящих в него произведений. Обращение к данному инструментарию позволяет всех детей приобщить к элементам сочинения и аранжировки музыки. На основе педагогической технологии интерактивной музыкальной деятельности, опирающейся на интерактивный принцип управления цифровыми приборами, также можно более эффективно развивать способности детей к слушанию музыки. При этом соответствующие отечественные методические разработки, обеспечивающие успешность развития исполнительской, композиторской и слушательской деятельности школьников, имеются.

Реализация педагогического потенциала цифровых технологий позволяет не только сделать уроки, внеурочные и дополнительные занятия по музыке более полезными и привлекательными для учеников, но и проводить масштабные концертные акции с привлечением профессиональных оркестров и коллективов оперных театров в рамках проектов: «Музицирование для всех», «Конкурс дирижеров», «Дети на оперной сцене» и др.

Подобное взаимодействие между представителями сфер образования и культуры также оказывается перспективным для развития отечественного массового музыкального воспитания. Ведь подобные совместные акции становятся яркими событиями в жизни школьников. Они оставляют глубокий след в их памяти и оказывают самое положительное влияние на становление их как любителей музицирования и слушателей музыки, на многостороннее развитие личности каждого из них.

Список источников

1. Амиде Юсуф кизи Сеит-Энон. Развитие интереса и мотивации у детей на начальном этапе обучения музыке // Science and Education. 2020. Vol. 1. Iss. 3. P. 729-733 [Электронный ресурс]. URL: https://doaj.org/article/1cf6a3acf8744698bd6ff18ec8e3d21a (дата обращения: 27.09.2023).

2. Балабанова Е. А., Гончарова М. С., Горбунова И. Б. и др. Программа профессиональной переподготовки «Дистанционные образовательные технологии в музыке и музыкальном образовании»: организационно-педагогические условия реализации // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 1 (86). С. 227-231 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ programma-professionalnoy-perepodgotovki-distantsionnye-obrazovatelnye-tehnologii-v-muzyke-i-muzykalnom-obrazovanii-organizatsionno (дата обращения: 27.09.2023).

3. Беликова Л. Н. О возможностях использования дистанционных технологий в музыкальном образовании незрячих // Музыкально-компьютерные технологии. Выпуск 6. 2019. СПб.: Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. С. 164-168.

4. Горбунова И. Б., Плотников К. Ю. Музыкально-образовательный проект в системе общего музыкального образования // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 5 (78) [Электронный ресурс]. URL: https://doi.org/10.24411/1991-5497-2019-00125 (дата обращения: 27.09.2023).

5. Кабалевский Д. Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы / Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. 1-8 классы. М.: Просвещение. 2006. 225 с.

6. КлиментоваЛ. С. Инклюзивное образование в Нижегородском музыкальном колледже им. М. А. Балакирева // Музыкально-компьютерные технологии. Выпуск 6. 2019. СПб.: Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. С. 29-36.

7. Красильникова М. С. Принцип симфонизма как фактор углубления интонационного подхода в музыкальной педагогике // Педагогика искусства. 2015. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/krasilnikova_250-258.pdf (дата обращения: 27.09.2023).

8. Красильников И. М., Глаголева Н. А. Электронное музыкальное творчество в общеобразовательной школе (младшие классы): учебно-методическое пособие. М.: Ижица, 2004. 96 с.

9. Красильников И. М. Концепция интерактивной музыкальной деятельности школьников (часть 1) // Педагогика искусства. 2016. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://www.art-education. ru/electronic-journal/koncepciya-interaktivnoy-muzykalnoy-deyatelnosti-shkolnikov-chast-1 (дата обращения: 27.09.2023).

10. Красильников И. М., Красильникова М. С. Интерактивные музыкально-образовательные проекты как путь социализации детей и подростков // Искусство и образование. 2020. № 4 (126). С. 205-214.

11. Красильников И. М. Методика музыкального обучения на основе цифрового инструментария (с поурочной разработкой). М.: Институт новых технологий. 2008 [Электронный ресурс]. URL: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/118f595c-b440-438e-bb79-44b04ce73d70/Teache-book.pdf (дата обращения: 27.09.2023).

12. Красильников И. М. Развитие музыкального образования в современном мире // Педагогика. 2010. № 10. С. 88-94.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Крюкова О. С. Традиционная и «цифровая» педагогика в современном образовательном пространстве. 2019 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/traditsionnaya-i-tsifrovaya-pedagogika-v-sovremennom-obrazovatelnom-prostranstve (дата обращения: 27.09.2023).

14. Новоселов В. А., Дыльков А. Г. Информационные технологии в музыкальном образовании. В 2 ч. Ч. 1. Нотные редакторы MuseScore, Sibelius: освоение и возможности практического применения: учебно-методическое пособие. М.: Московский педагогический государственный университет, 2019. 232 c.

15. Рахмонова В. Р., Нуруллаев Ф. Г. Особенности использования современных компьютерных программ в организации профильных предметов по музыке. Science and Education. 2023. Vol. 4. Iss 4, P. 904-911 (). [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-ispolzovaniya-sovremennyh-kompyuternyh-programm-v-organizatsii-profilnyh-predmetov-po-muzyki (дата обращения: 27.09.2023)

16. Сальников А. И., Алтуфьева А. А., Привалова С. Ю. Формирование интегрированной информационно-коммуникационной среды на примере обучения музыке в контексте становления новых музыкально-компьютерных технологий // Образование и право. 2020. № 9. С. 264-268. [Электронный ресурс]. URL: https://doi.org/10.24411/2076-1503-2020-00583 (дата обращения: 27.09.2023).

17. Ярош М. С. Средства дистанционного обучения в музыкальном образовании: проблемы и перспективы // Мир детства в современном образовательном пространстве: сб. статей студентов, магистрантов, аспирантов. Вып. 12. Витебск: ВГУ им. П. М. Машерова. 2021. С. 328-330.

18. Malaschenko V. O., Antonova M. A., Knyazeva G. L., et al. Theoretical and Practical Aspects of Integrating the Computer and Music Technologies into The Instrumental Performance Training of The Pedagogical University Students // SHS WEB OF CONFERENCES International Scientific and Practical Conference "Theory and Practice of Project Management in Education: Horizons and Risks". 2020. Vol. 79. Ed.: EDP Sciences [Электронный ресурс]. URL: 10.1051/shsconf/20207901014 (дата обращения: 27.09.2023).

References

1. Amide Jusuf kizi Seit-Jenon. Razvitie interesa i motivacii u detej na nachal'nom jetape obuchenija muzyke // Science and Education. 2020. Vol. 1. Iss. 3. P. 729-733 [Jelektronnyj resurs]. URL: https://doaj.org/article/1cf6a3acf8744698bd6ff18ec8e3d21a (data obrashhenija: 27.09.2023). [In Rus].

2. Balabanova E. A., Goncharova M. S., Gorbunova I. B. i dr. Programma professional'noj perepodgotovki «Distancionnye obrazovatel'nye tehnologii v muzyke i muzykal'nom obrazovanii»: organizacionno-pedagogicheskie uslovija realizacii // Mir nauki, kul'tury, obrazovanija. 2021. № 1 (86). S. 227-231 [Jelektronnyj resurs]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/programma-professionalnoy-perepod-gotovki-distantsionnye-obrazovatelnye-tehnologii-v-muzyke-i-muzykalnom-obrazovanii-organizat-sionno (data obrashhenija: 27.09.2023). [In Rus].

3. Belikova L. N. O vozmozhnostjah ispol'zovanija distancionnyh tehnologij v muzykal'nom obrazovanii nezrjachih // Muzykal'no-komp'juternye tehnologii. Vypusk 6. 2019. SPb.: Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A. I. Gercena. S. 164-168. [In Rus].

4. Gorbunova I. B., Plotnikov K. Ju. Muzykal'no-obrazovatel'nyj proekt v sisteme obshhego muzykal'nogo obrazovanija // Mir nauki, kul'tury, obrazovanija. 2019. № 5 (78) [Jelektronnyj resurs]. URL: https://doi.org/10.24411/1991-5497-2019-00125 (data obrashhenija: 27.09.2023). [In Rus].

5. Kabalevskij D. B. Osnovnye principy i metody programmy po muzyke dlja obshheobrazovatel'noj shkoly / Programmy obshheobrazovatel'nyh uchrezhdenij. Muzyka. 1-8 klassy. M.: Prosveshhenie. 2006. 225 s.

6. Klimentova L. S. Inkljuzivnoe obrazovanie v Nizhegorodskom muzykal'nom kolledzhe im. M. A. Balakireva // Muzykal'no-komp'juternye tehnologii. Vypusk 6. 2019. SPb.: Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A. I. Gercena. S. 29-36. [In Rus].

7. KrasilnikovaM. S. Princip simfonizma kak faktor uglublenija intonacionnogo podhoda v muzykal'noj pedagogike // Pedagogika iskusstva. 2015. № 2 [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www.art-education. ru/sites/default/files/journal_pdf/krasilnikova_250-258.pdf (data obrashhenija: 27.09.2023). [In Rus].

8. Krasil'nikov I. M., Glagoleva N. A. Jelektronnoe muzykal'noe tvorchestvo v obshheobrazovatel'noj shkole (mladshie klassy): uchebno-metodicheskoe posobie. M.: Izhica, 2004. 96 s. [In Rus].

9. Krasilnikov I.M. Koncepcija interaktivnoj muzykal'noj dejatel'nosti shkol'nikov (chast' 1) // Pedagogika iskusstva. 2016. № 1 [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www.art-education.ru/electron-ic-journal/koncepciya-interaktivnoy-muzykalnoy-deyatelnosti-shkolnikov-chast-1 (data obrash-henija: 27.09.2023). [In Rus].

10. Krasil'nikov I. M., Krasil'nikova M. S. Interaktivnye muzykal'no-obrazovatel'nye proekty kak put' so-cializacii detej i podrostkov // Iskusstvo i obrazovanie. 2020. № 4 (126). S. 205-214. [In Rus].

11. Krasil'nikov I. M. Metodika muzykal'nogo obuchenija na osnove cifrovogo instrumentarija (s pou-rochnoj razrabotkoj). M.: Institut novyh tehnologij. 2008 [Jelektronnyj resurs]. URL: http://files. school-collection.edu.ru/dlrstore/118f595c-b440-438e-bb79-44b04ce73d70/Teache-book.pdf (data obrashhenija: 27.09.2023). [In Rus].

12. Krasil'nikov I. M. Razvitie muzykal'nogo obrazovanija v sovremennom mire // Pedagogika. 2010. № 10. S. 88-94. [In Rus].

13. Krjukova O. S. Tradicionnaja i «cifrovaja» pedagogika v sovremennom obrazovatel'nom prostranstve. 2019 [Jelektronnyj resurs]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/traditsionnaya-i-tsifrovaya-peda-gogika-v-sovremennom-obrazovatelnom-prostranstve (data obrashhenija: 27.09.2023). [In Rus].

14. Novoselov V. A., Dyl'kov A. G. Informacionnye tehnologii v muzykal'nom obrazovanii. V 2 ch. Ch. 1. Notnye redaktory MuseScore, Sibelius: osvoenie i vozmozhnosti prakticheskogo primenenija: ucheb-no-metodicheskoe posobie. M.: Moskovskij pedagogicheskij gosudarstvennyj universitet, 2019. 232 c. [In Rus].

15. Rahmonova V. R., Nurullaev F. G. Osobennosti ispol'zovanija sovremennyh komp'juternyh programm v organizacii profil'nyh predmetov po muzyke. Science and Education. 2023. Vol. 4. Iss 4, P. 904911 (). [Jelektronnyj resurs]. URL: Особенности использования современных компьютерных программ в организации профильных предметов по музыки (cyberleninka.ru) (data obrashhenija: 27.09.2023). [In Rus].

16. Salnikov A. I., Altufeva A. A., Privalova S. Ju. Formirovanie integrirovannoj informacionno-kom-

munikacionnoj sredy na primere obuchenija muzyke v kontekste stanovlenija novyh muzykal'no-komp'juternyh tehnologij // Obrazovanie i pravo. 2020. № 9. S. 264-268. [Jelektronnyj resurs]. URL: https://doi.org/10.24411/2076-1503-2020-00583 (data obrashhenija: 27.09.2023). [In Rus].

17. Jarosh M. S. Sredstva distancionnogo obuchenija v muzykal'nom obrazovanii: problemy i perspektivy // Mir detstva v sovremennom obrazovatel'nom prostranstve: sb. statej studentov, magistrantov, aspi-rantov. Vyp. 12. Vitebsk: VGU im. P. M. Masherova. 2021. S. 328-330. [In Rus].

18. Malaschenko V. O., Antonova M. A., Knyazeva G. L., et al. Theoretical and Practical Aspects of Integrating the Computer and Music Technologies into The Instrumental Performance Training of The Pedagogical University Students // SHS WEB OF CONFERENCES International Scientific and Practical Conference "Theory and Practice of Project Management in Education: Horizons and Risks". 2020. Vol. 79. Ed.: EDP Sciences [Электронный ресурс]. URL: 10.1051/shsconf/20207901014 (дата обращения: 27.09.2023).

Информация об авторе

И. М. Красильников—доктор педагогических наук, ведущий научный сотрудник

Information about the author

I. M. Krasilnikov—Dr. Sc. (Education), Leading Researcher

Статья поступила в редакцию 02.10.2023; одобрена после рецензирования 23.10.2023; принята к публикации 16.01.2024.

The article was submitted 02.10.2023; approved after reviewing 23.10.2023; accepted for publication 16.01.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.