Научная статья на тему 'МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ: ТРАДИЦИИ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ'

МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ: ТРАДИЦИИ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
523
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ / ЦИФРОВОЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ / MUSICAL CULTURE / MUSICAL-PEDAGOGICAL EDUCATION / INTERACTION METHODS / DIGITAL DEVICES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шишлянникова Нина Петровна

Обозначена проблема сохранения и развития традиций системы массового музыкального воспитания, созданной под руководством Д. Б. Кабалевского. Сформулированы ее достоинства и актуализирована необходимость поддержки музыкального и музыкально-педагогического образования в целях сохранения лучших традиций прошлого и внедрения инновационных технологий, в том числе с использованием цифрового инструментария для стимулирования формирования музыкальной культуры современных школьников средствами интерактивного музицирования. Выделена основополагающая характеристика профессии педагога-музыканта российской общеобразовательной школы - многопрофильность. Помимо общепедагогической подготовки, он обязательно должен владеть игрой на инструменте, четкой и выразительной дирижерско-хоровой техникой, профессиональным вокальным показом произведения, предназначенного для разучивания с учащимися; иметь основательную подготовку в области истории и теории музыки. Такую совокупность компетенций учителя музыки не формирует ни одна страна в мире. Данная многопрофильность, с одной стороны, создает трудности при подготовке будущего педагога-музыканта, с другой - обеспечивает возможность быть востребованным на рынке труда в качестве учителя музыки в общеобразовательной и музыкальной школе, музыкальным руководителем в дошкольном учреждении, руководителем хорового коллектива, исполнителем на музыкальном инструменте в оркестре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSICAL EDUCATION IN MODERN CONDITIONS: TRADITIONS, PROBLEMS, PERSPECTIVES

The problem of the preservation and development of the traditions of the system of mass musical education, created under the direction of D. B. Kabalevsky, is outlined. Its advantages are formulated and the need to support music and music-teacher education is updated in order to preserve the best traditions of the past and introduce innovative technologies, including using digital tools to stimulate the formation of the musical culture of modern students by means of interactive music making. Multidisciplinary is highlighted as the basic characteristic of the profession of a teacher-musician in Russian comprehensive school. Beside pedagogical training, a teacher-musician must play musical instrument, have expressive and clear choirconductor technique, be able to show vocal creations professionally in the sphere of school repertoire. Teacher-musician must have a profound background in the sphere of history and theory of music. Such a set of competencies of a music teacher is not formed by any country in the world. This versatility, on the one hand, creates difficulties in preparing a future teacher-musician, on the other hand, it makes it possible to be in demand on the labor market as a music teacher in a comprehensive school and music school, as a music director in a preschool institution, as a leader of a choir, and as a musician in the orchestra.

Текст научной работы на тему «МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ: ТРАДИЦИИ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ»

УДК 372. 878; 378. 978

DOI 10. 23951/2307-6127-2020-2-60-65

МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ: ТРАДИЦИИ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ

Н. П. Шишлянникова

Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова, Абакан

Обозначена проблема сохранения и развития традиций системы массового музыкального воспитания, созданной под руководством Д. Б. Кабалевского. Сформулированы ее достоинства и актуализирована необходимость поддержки музыкального и музыкально-педагогического образования в целях сохранения лучших традиций прошлого и внедрения инновационных технологий, в том числе с использованием цифрового инструментария для стимулирования формирования музыкальной культуры современных школьников средствами интерактивного музицирования. Выделена основополагающая характеристика профессии педагога-музыканта российской общеобразовательной школы - многопрофильность. Помимо общепедагогической подготовки, он обязательно должен владеть игрой на инструменте, четкой и выразительной дирижерско-хоровой техникой, профессиональным вокальным показом произведения, предназначенного для разучивания с учащимися; иметь основательную подготовку в области истории и теории музыки. Такую совокупность компетенций учителя музыки не формирует ни одна страна в мире. Данная многопрофильность, с одной стороны, создает трудности при подготовке будущего педагога-музыканта, с другой - обеспечивает возможность быть востребованным на рынке труда в качестве учителя музыки в общеобразовательной и музыкальной школе, музыкальным руководителем в дошкольном учреждении, руководителем хорового коллектива, исполнителем на музыкальном инструменте в оркестре.

Ключевые слова: музыкальная культура, музыкально-педагогическое образование, интерактивные методы, цифровой инструментарий.

Переход на двухуровневую систему высшего образования (бакалавриат, магистратура) обусловлен потребностями социально-экономического развития нашей страны, задачами повышения ее статуса в современном мире, интеграцией в мировую экономику и международное научно-образовательное пространство, что, в свою очередь, актуализировало проблему необходимости образования в течение всей жизни, «соответствия образования на всех его уровнях и направлениях требованиям, предъявляемым экономикой, международными отношениями, системой общечеловеческих и национальных ценностей» [1, с. 60], проблему важности подготовки специалиста универсального, мобильного, способного осваивать смежные профессии, быстро перепрофилироваться, чтобы быть востребованным на рынке труда.

В музыкально-педагогическом образовании возникла противоречивая ситуация. С одной стороны, радует возможность набора абитуриентов по сдвоенному профилю подготовки с нормативным сроком обучения 5 лет, но в условиях демографического спада такому региональному вузу, как Институт искусств в составе Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова, сложно выполнить контрольные цифры набора на профиль «Музыка» направления подготовки «Педагогическое образование», так как с каждым годом уменьшается количество наших потенциальных абитуриентов - выпускников музыкального колледжа. Усугубляется эта проблема падением престижа педагогической профессии, возможностью поступления лучших выпускников среднего профессионального

образования на исполнительские профили в другие учебные заведения. Выпускников с удостоверением об окончании детской музыкальной школы и высоким баллом в аттестате зрелости, которых мы также принимаем в наш вуз, родители в основном ориентируют на более престижные профили подготовки, нежели профессия учителя музыки.

Между тем «профессия „учитель музыки" - это профессия педагога-музыканта широкого профиля, который, подобно легкоатлету-пятиборцу, обязан быть профессионально подготовленным к каждому виду этой многопрофильной составляющей», «такую совокупность компетенций учителя музыки не формирует ни одна страна в мире», - пишет Э. Б. Абдуллин [2, с. 7]. Ни одна профессия в мире не является такой трудоемкой, не требует столь длительного времени для подготовки специалиста (5-7 лет - музыкальная школа, 4 года - музыкальный колледж, 4 (5) лет - бакалавриат университета или консерватория). Именно благодаря этой многопрофильности наши выпускники востребованы на рынке труда. Сегодня они устраиваются учителями музыки в общеобразовательные школы, музыкальными руководителями в дошкольные учреждения, преподавателями музыкальных школ, руководителями хоровых коллективов, исполнителями на музыкальных инструментах в оркестрах и т. п. Но наблюдаемые сегодня реформы, подстегиваемые необходимостью экономии бюджетных средств, слабая оснащенность современными техническими средствами - все это неизбежно ведет к утрате достигнутых позиций.

Особо подчеркнем, что во многом достижения российской музыкально-педагогической науки и практики предопределены созданной в конце XX столетия концепцией и программой по музыке Д. Б. Кабалевского, предъявившего к подготовке педагога-музыканта высокие требования: «Помимо общепедагогической подготовки, он обязательно должен уметь играть на инструменте... владеть четкой и выразительной дирижерско-хоровой техникой, уметь петь, он должен иметь подготовку в области истории и теории музыки. Словом, учитель музыки должен быть музыкально образованным педагогом» [3, с. 17].

Внедрение программы Д. Б. Кабалевского в качестве типовой в тот период существенно подняло престиж учителя музыки. Повсеместно в школах стали создаваться кабинеты музыки, оборудованные в соответствии с требованиями к обеспечению художественно-педагогического процесса, а учителя музыки систематически проходили переподготовку и повышение квалификации к работе по ней. Оценивая вклад Д. Б. Кабалевского в развитие системы общего музыкального образования, Л. В. Горюнова пишет, что «концепция музыкального воспитания детей, созданная Д. Б. Кабалевским, - крупное явление отечественной культуры. впитавшая в себя лучший опыт отечественной педагогики, она предвосхитила ряд качественно новых процессов. в искусствознании, во всех сторонах общественной жизни, а именно устремленность к сохранению и воспитанию духовной культуры, признание приоритета общечеловеческих ценностей» [4, с. 9]. Программа по музыке Д. Б. Кабалевского признана Международным обществом музыкального образования национальным достоянием России.

Проводимые по инициативе музыкального факультета Московского государственного педагогического университета международные конкурсы «Учитель музыки XXI века им. Д. Б. Кабалевского» лишь подтверждают высокий статус профессии российского педагога-музыканта на международном уровне. Хакасский государственный университет трижды представлял студентов к участию в этом престижном конкурсе, показывая соответствующий уровень подготовки, оцененный дипломами II степени.

Животрепещущие проблемы музыкального и музыкально-педагогического образования являются предметом обсуждения в профессиональной среде в рамках региональных и международных научно-практических конференций. В частности, на одной из конферен-

ций по музыкально-педагогическому образованию при Общественной палате РФ, в которой автор статьи принимал участие, обсуждался вопрос вытеснения из российской школы программы по музыке Д. Б. Кабалевского. Причиной названа существующая ныне привязка той или иной авторской программы по музыке к той или иной системе обучения в начальной школе, что лишает учителя музыки права выбора работать по той программе, которая ему ближе по методологическим походам. Тем самым нарушается демократический принцип развития российской системы образования, стремящейся интегрироваться в европейскую модель.

Камнем преткновения является требование наличия полного учебно-методического комплекса (УМК) к программе по музыке (помимо хрестоматий и фонохрестоматий должны быть учебник и рабочая тетрадь для школьника). При таком подходе обязательной стала работа на уроке музыки с учебником и рабочей тетрадью. Считаем, что это требование, присущее предметам научного цикла, неоправданно распространено на предмет «Музыка», главным содержанием которого является организованная учителем музыкальная деятельность учащихся по накоплению музыкально-слухового опыта в процессе слушания и участия в различных видах исполнения произведений.

Тем временем учителя музыки вынуждены тратить драгоценное время (из 45 минут учебного времени в неделю!) на чтение информации в учебниках и запись теоретических сведений в рабочих тетрадях, что, в условиях ограниченного учебного времени является, на наш взгляд, непозволительной роскошью. На уроке музыки должна господствовать музыка, музыкальная деятельность, а не чтение и письмо.

Кроме того, большинство других авторских коллективов не предлагают в своих программах ничего принципиально нового, а «перепевают» все того же Д. Б. Кабалевского, расширяя отдельные направления его программы. При этом тематический принцип учебных занятий как универсальная научная основа формирования музыкальной культуры школьников подменяется тематизмом частного характера, что не лучшим образом влияет на качество ее формирования. В настоящее время Министерством просвещения РФ рекомендуется перечень программ по музыке, обеспеченных полным УМК. Поскольку по программе Д. Б. Кабалевского обновленного в соответствии с современными требованиями УМК нет, по этой причине существует негласный запрет на работу по данной программе. Другие болевые точки в музыкальном образовании, в частности требования «к современному уроку музыки как уроку искусства», подробнее описаны в статье автора [5, с. 110-111].

Между тем одним из средств возвращения урока музыки на заданную высокую планку качества учеными - последователями Д. Б. Кабалевского предлагается развивать лучшие отечественные музыкально-образовательные идеи в опоре на «педагогический потенциал цифровых технологий, способствующих приобщению современных школьников к активному музицированию с применением синтезатора и привычного набора элементарных инструментов» [6].

По мнению И. М. Красильникова, автора инновационной технологии, именно цифровые технологии, обладающие многими интерактивными функциями, позволяют сделать урок музыки и само музицирование более творческим, продуктивным и гораздо привлекательным для современных школьников. Все упирается в материально-техническое оснащение, что в настоящее время в Хакасии весьма проблематично даже для многих городских школ. При отсутствии в школе соответствующих электронных инструментов возможен более упрощенный вариант использования набора элементарных шумовых инструментов, имеющихся в кабинете музыки, под компьютерную программу.

Данная технология интерактивного музицирования создана на основе программы Д. Б. Кабалевского, имеет методическое обеспечение и с успехом «реализуется на уроках му-

зыки во многих школах страны» [7, 8]. При этом во внеурочной деятельности появилась возможность создания ансамблей электронных и элементарных инструментов с их участием в публичных выступлениях на сцене, что важно для творческой самореализации обучающихся.

Благодаря концепции и программе Д. Б. Кабалевского за прошедшие годы подготовлено несколько поколений педагогов-музыкантов, преданных своей профессии. Наши выпускники значительно продвинулись не только в мастерстве преподавания музыки, но и в исследовательской деятельности, что, по словам Э. Б. Абдуллина, позволяет им «быть способными анализировать, обобщать те или иные профессиональные проблемы, выдвигать свежие теоретические идеи по совершенствованию музыкально-педагогической деятельности и формированию музыкальной культуры подрастающего поколения» [2, с. 8]. К примеру, выпускницей и преподавателем нашего университета Т. Н. Шаповой защищена диссертация по теме «Формирование исследовательской культуры будущего педагога-музыканта в процессе профессиональной подготовки в вузе» под научным руководством автора статьи. В ее исследовании разработана и внедрена «целостная модель формирования исследовательской культуры педагога-музыканта» [9, с. 16], в которой обоснована содержательная интегративная характеристика, отражающая взаимосвязь научно-исследовательской и художественно-исследовательской деятельности, апробированы организационно-педагогические условия реализации данной модели в практике преподавания дирижерско-хо-ровых дисциплин.

За прошедшие годы усилиями преподавателей кафедры музыки и музыкального образования создана и реализуется «региональная музыкально-педагогическая модель подготовки специалиста-музыканта», в которой отражены специфика традиционной и современной музыкальной культуры Хакасии, «принципы и методы преподавания музыки в школе с учетом этномузыкальных особенностей коренного народа - хакасов» [10, с. 36].

Таким образом, бережное отношение к лучшим традициям отечественного общего музыкального образования, применение разработанных современных интерактивных технологий с использованием цифрового инструментария в целях организации активного музыкально-творческого музицирования, подготовка кадров учителей музыки, владеющих данными технологиями, позволят сохранить и приумножить достижения в педагогике отечественного музыкального образования.

Список литературы

1. Косогова А. С., Калинин Н. В. Высшее образование в аспекте глобализации: выбор стратегий // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2019. Вып. 4 (26). С. 60-66. DOI: 10 23951/2307-61272019-4-60-66

2. Абдуллин Э. Б. О проблемах современного музыкально-педагогического образования // Актуальные проблемы музыкально-педагогического образования: материалы X Междунар. науч.-практ. конф. М.: РИТМ, 2012. С. 7-14.

3. Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. 1-8 классы / Э. Б. Абдуллин, Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева [и др.]; под науч. рук. Д. Б. Кабалевского. 3-е изд. М.: Просвещение, 2006. 225 с.

4. Актуальные проблемы теории и методики музыкального воспитания в школе: книга первая // Д. Кабалевский, Л. Горюнова [и др.]. М.: Прометей, 1991. 253 с.

5. Шишлянникова Н. П. Размышления о современном уроке музыки как уроке искусства // Педагогика искусства. 2019. № 2. С. 106-111. URL: www.arteducation.ru/sites/default/files/joumal_pdf/akishina_pdf (дата обращения: 08.01.2020).

6. Красильников И. М., Красильникова М. С. Концептуальный взгляд на современный урок музыки // Педагогика искусства. 2019. № 4. С. 103-111. URL: http://www.art-education.ru/electronic-journal (дата обращения: 20.12.2019).

7. Красильников И. М. Интерактивное музицирование. Ансамбль электронных и элементарных инструментов: учеб.-метод. пособие для работы с младшими школьниками. М.: Экон-Информ, 2017. Ч. 1. 79 с.

8. Красильников И. М. Интерактивное музицирование. Ансамбль электронных и элементарных инструментов: учеб.-метод. пособие для работы с младшими школьниками. М.: Экон-Информ, 2017. Ч. 2. 86 с.

9. Шапова Т. Н. Формирование исследовательской культуры будущего педагога-музыканта в процессе профессиональной подготовки в вузе: автореф. ... канд. пед. наук. Томск, 2010. 23 с.

10. Хакасское музыкальное творчество на уроках музыки в школе: учеб.-метод. пособие для студ. вузов / под ред. Н. П. Шишлянниковой; авт.-сост.: Н. П. Шишлянникова, Л. Ю. Мазай. Абакан: Изд-во ХГУ им. Н. Ф. Ка-танова, 2009. 180 с.

Шишлянникова Нина Петровна, доктор педагогических наук, профессор, Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова (пр. Ленина, 90, Абакан, Россия, 655017). E-mail: presto200@yandex.ru

Материал поступил в редакцию 13.01.2020.

DOI 10. 23951/2307-6127-2020-2-60-65

MUSICAL EDUCATION IN MODERN CONDITIONS: TRADITIONS, PROBLEMS, PERSPECTIVES

N. P. Shishlyannikova

Katanov State University of Khakassia, Abakan, Russian Federation

The problem of the preservation and development of the traditions of the system of mass musical education, created under the direction of D. B. Kabalevsky, is outlined. Its advantages are formulated and the need to support music and music-teacher education is updated in order to preserve the best traditions of the past and introduce innovative technologies, including using digital tools to stimulate the formation of the musical culture of modern students by means of interactive music making. Multidisciplinary is highlighted as the basic characteristic of the profession of a teacher-musician in Russian comprehensive school. Beside pedagogical training, a teacher-musician must play musical instrument, have expressive and clear choir-conductor technique, be able to show vocal creations professionally in the sphere of school repertoire. Teacher-musician must have a profound background in the sphere of history and theory of music. Such a set of competencies of a music teacher is not formed by any country in the world. This versatility, on the one hand, creates difficulties in preparing a future teacher-musician, on the other hand, it makes it possible to be in demand on the labor market as a music teacher in a comprehensive school and music school, as a music director in a preschool institution, as a leader of a choir, and as a musician in the orchestra.

Keywords: musical culture, musical-pedagogical education, interaction methods, digital devices.

References

1. Kosogova A. S., Kalinin N. V. Vyssheye obrazovaniye v aspekte globalizatsii: vybor strategiy [Higher education in aspect of globalization: choice of strategy]. Nauchno-pedagogicheskoye obozreniye - Pedagogical Review, 2019, vol. 4 (26), pp. 60-66 (in Russian). DOI: 10 23951/2307-6127-2019-4-60-66

2. Abdullin E. B. O problemakh sovremennogo muzykal'no-pedagogicheskogo obrazovaniya [About problems of the modern musical-pedagogical education]. Aktual'nyye problemy muzykal'no-pedagogicheskogo obrazovaniya: materialy XMezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Actual problems of the modern musical-pedagogical education: Materials of the X International science-practical conference]. Moscow, RITM Publ., 2012. Pp. 7-14 (in Russian).

3. Abdullin E. B., Kritskaya E. D., Sergeyeva G. P. et al. Programmy obshcheobrazovatel'nykh uchrezhdeniy. Muzy-ka 1-8 klassy. Pod nauchnym rukovodstvom D. B. Kabalevskogo [Programs for schools of common education. Music for 1-8 forms. Under the scientific supervision of D. B. Kabalevsky]. Moscow, Prosveshcheniye Publ., 2006. 225 p (in Russian).

4. Kabalevskiy D., Goryunova L., et al. Aktual'nyyeproblemy teorii i metodiki muzykal'nogo vospitaniya v shkole: kniga pervaya [Actual problems of the theory and methods of musical education in school: book one]. Moscow, Prometey Publ., 1991. 253 p. (in Russian).

5. SHishlyannikova N. P. Razmyshleniya o sovremennom uroke muzyki kak uroke iskusstva [Reflection about a modern music lesson as a lesson of art]. Pedagogika iskusstva - Pedagogy of Art, 2019, no. 2, pp. 106-111 (in Russian). URL: www.arteducation.ru/sites/default/files/journal_pdf/akishina_pdf/ (accessed 8 January 2020).

6. Krasil'nikov I. M., Krasil'nikova M. S. Kontseptual'nyy vzglyad na sovremennyy urok muzyki [Conception view at modern lesson of music]. Pedagogika iskusstva - Pedagogy of Art, 2019, no. 4, pp. 103-111 (in Russian) URL: http://www.art-education.ru/electronic-journal/ (accessed 20 December 2019).

7. Krasil'nikov I. M. Interaktivnoye muzitsirovaniye. Ansambl' elektronnykh i elementarnykh instrumentov. Ucheb-no-metodicheskoye posobiye dlya raboty s mladshimi shkol'nikami. Chast' 1 [Interaction of playing music. Ensemble of electric and elementary instruments. Part 1]. Moscow, Ekon-Inform Publ., 2017. 79 p. (in Russian).

8. Krasil'nikov I. M. Interaktivnoye muzitsirovaniye. Ansambl'elektronnykh i elementarnykh instrumentov. Ucheb-no-metodicheskoye posobiye dlya raboty s mladshimi shkol'nikami. Chast' 2 [Interaction of playing music. Ensemble of electric and elementary instruments. Part 2]. Moscow, Ekon-Inform Publ., 2017. 86 p. (in Russian).

9. Shapova T. N. Formirovaniye issledovatel'skoy kul'tury budushchego pedagoga-muzykanta v protsesse professional'noy podgotovki v vuze [Forming of researching culture of the future teacher-musician in process of vocational training at higher education institution]. Tomsk, 2010. 23 p. (in Russian).

10. Khakasskoye muzykal'noye tvorchestvo na urokakh muzyki v shkole. Uchebno-metodicheskoye posobiye dlya studentov vuzov. Pod red. N. P. Shishlyannikovoy; avt.-sost.: N. P. Shishlyannikova, L. Yu. Mazay [Khakass music testament at the music lessons in school: a teaching aid for university students. Edited by N. P. Shishlyannikova; author-compiler: N.P. Shishlyannikova, L. Yu. Mazay]. Abakan, Katanov State University of Khakassia Publ., 2009. 180 p. (in Russian).

Shishlyannikova N. P., Katanov State University of Khakassia (pr. Lenina, 92, Abakan, Republic of Khakassia, Russian Federation, 655017). E-mail: presto200@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.