Научная статья на тему 'Включение национально-регионального компонента в систему музыкально-эстетического образования на примере Омской области'

Включение национально-регионального компонента в систему музыкально-эстетического образования на примере Омской области Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
629
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ / ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОЛИЭТНИЧНОСТЬ / УРОК МУЗЫКИ / МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / КУЛЬТУРНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / КУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА РЕБЕНКА / NATIONAL-REGIONAL COMPONENT / MULTICULTURAL EDUCATION / POLYETHNIC / MUSIC LESSON / MUSICAL-AESTHETIC EDUCATION / NATIONAL IDENTITY / TOLERANCE / CULTURAL IDENTITY / CULTURAL DEVELOPMENT OF PERSONALITY / SPIRITUAL CULTURE OF THE CHILD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бурлак Ольга Анатольевна

В статье рассматриваются особенности организации музыкальноэстетического образования с национально-региональным компонентом в общеобразовательной школе в условиях поликультурного образовательного пространства: оговариваются особенности современного педагогического процесса в стране в целом и в Омской области, в частности; обращается внимание на тот факт, что включение в содержание уроков музыки краеведческого, регионального и многонационального музыкального и художественного материала должно реализовывался на базовых положения культурной парадигмы образования, а также на то, что деятельность учителя музыки по включению национально-регионального компонента в содержание общего музыкального образования должна быть направлена на реализацию целей и задач национально-регионального компонента в структуре музыкально-эстетического воспитания, отражать историю становления и развития многонациональной культуры Омского региона. Помимо этого, в статье анализируются перспективы развития региональной системы музыкально-эстетического образования, оговаривается потенциал национальнорегионального компонента общего музыкального образования в процессе формирования у современных школьников национального самосознания и толерантности, рассматривается возможность развить национальную составляющую в общей духовной культуре ребенка в процессе устойчивого культурного самоопределения, активного накопления учащимся в процессе музыкальной деятельности многообразного культурного опыта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бурлак Ольга Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the peculiarities of the organization of musical and aesthetic education of the national-regional component in the secondary school in the conditions of multicultural educational space: are discussed peculiarities of modern pedagogical process in the country in General and in the Omsk region, in particular; draws attention to the fact that the inclusion in the content of music lessons regional, regional and multinational musical and artistic material has been going on basic provisions of the cultural paradigm of education, and that the activities of the music teachers to enable national-regional component in the content of General music education should be aimed at achieving the goals and objectives of the national-regional component in the structure of the musical-aesthetic education, to reflect the history of formation and development of multinational culture of Omsk region. In addition, the article considers the prospects of development of the regional system of musical and aesthetic education, discussed the potential of the national-regional component of the General music education in the formation of the modern schoolchildren national identity and tolerance, the possibility to develop the national component in total spiritual culture of the child in the process of sustainable cultural self-determination, the active accumulation of students in the process of musical activity diverse cultural experience.

Текст научной работы на тему «Включение национально-регионального компонента в систему музыкально-эстетического образования на примере Омской области»

УДК 372.878

Бурлак Ольга Анатольевна

ФГБОУ ВПО «Омский государственный педагогический университет»

Россия, Омск1

Доцент кафедры Теории и методики музыкально-эстетического воспитания

Кандидат педагогических наук E-Mail: [email protected]

Включение национально-регионального компонента в систему музыкально-эстетического образования на примере Омской области

Аннотация. В статье рассматриваются особенности организации музыкальноэстетического образования с национально-региональным компонентом в общеобразовательной школе в условиях поликультурного образовательного пространства: оговариваются особенности современного педагогического процесса в стране в целом и в Омской области, в частности; обращается внимание на тот факт, что включение в содержание уроков музыки краеведческого, регионального и многонационального музыкального и художественного материала должно реализовывался на базовых положения культурной парадигмы образования, а также на то, что деятельность учителя музыки по включению национально-регионального компонента в содержание общего музыкального образования должна быть направлена на реализацию целей и задач национально-регионального компонента в структуре музыкально-эстетического воспитания, отражать историю становления и развития многонациональной культуры Омского региона.

Помимо этого, в статье анализируются перспективы развития региональной системы музыкально-эстетического образования, оговаривается потенциал национальнорегионального компонента общего музыкального образования в процессе формирования у современных школьников национального самосознания и толерантности, рассматривается возможность развить национальную составляющую в общей духовной культуре ребенка в процессе устойчивого культурного самоопределения, активного накопления учащимся в процессе музыкальной деятельности многообразного культурного опыта.

Ключевые слова: национально-региональный компонент; поликультурное

образование; полиэтничность; урок музыки; музыкально-эстетическое образование; национальное самосознание; толерантность; культурное самоопределение; культурное развитие личности; духовная культура ребенка.

Идентификационный номер статьи в журнале 152РУЫ314

1 644050, г. Омск, проспект Мира, 32, аудитория 526 1

Полиэтничность Российской Федерации, сложившаяся в ходе ее исторического развития, реально является объективной составляющей многомерной структуры российского общества, его структурообразующим элементом. Она же обусловила тенденцию включения в образовательный процесс социально-этнических компонентов культуры, которые выступают в качестве национально-региональных компонентов содержания образования. Через общение людей разных национальностей происходит приобщение подрастающего поколения к культуре, именно поэтому многонациональное общество способствует развитию личности [1]. Процесс образования в поликультурном обществе необходимо строить на основе этнокультурного диалога, ориентировать на взаимное национальное признание [4].

Национально-региональная система образования должна строиться с учетом национальных традиций, особенностей, менталитета народа, живущего на той или иной территории; идей развития национальной культуры, опыта народной педагогики в воспитании рачительного отношения, любви к природе своего края, бережливости. Содержание национально-регионального компонента должно разрабатываться на принципах региональности, гуманизации, историзма, комплексности и интегративности. Процесс образования в современных учебных учреждениях должен ориентирваться на историческую, духовную, практическую преемственность поколений [4]. Значимые для общества или группы, коллектива способ, метод, форма той или иной деятельности может осваиваться другими, становясь таким образом эталонными [10].

Запросы общества и реальные потребности формирования универсального человека XXI столетия определяют стратегию развития регионального компонента в системе музыкально-эстетического образования. Другими словами, педагогическая действительность диктует условия и выдвигает новые задачи в реализации целей общего музыкального образования и воспитания подрастающего поколения.

Современные педагогические реалии требуют, с одной стороны, учитывать в образовании этнокультурный фактор, с другой - создавать условия для познания культуры других народов, воспитания толерантных отношений между людьми, принадлежащими к различным этносам, конфессиям, расам. Проведенные в последние годы конференции и семинары по указанной проблеме свидетельствуют не только о растущем к ней интересе специалистов, но и дискуссионности многих ее аспектов. Один из наиболее спорных вопросов: возможности формирования национального самосознания и толерантности

школьников в условиях общего образования. Связано это, в частности, с тем, что рост численности нерусского населения в традиционно русских областях в настоящее время стал восприниматься в массовом сознании как угроза, причем, достаточно значимая. На скамью подсудимых сегодня все чаще садятся люди, обвиняемые в преступлениях, совершенных по мотивам расовой ненависти.

Национальное самосознание россиян с трудом постигает новые обстоятельства, непривычные для многих регионов и населенных пунктов нашего государства -обстоятельства, при которых возникает необходимость строительства отношений с инонациональными группами, этнически разнородными, не менее озабоченными вопросами выживания в новой для них среде.

Помимо этого, в настоящее время для российского общества характерна кризисная ситуация в духовной сфере, ощущается утрата традиционных духовных ценностей и связанное с этим отсутствие духовных жизненных ориентиров [7].

Учёт интересов нардов и культур будет способствовать сохранению прочности государства. Обращение к стратегии ненасилия, идеям этнической терпимости, диалога и

взаимопонимания, поиску компромиссов и т.д., необходимы для развития современного общества [2].

Сегодня одним из наиболее эффективных средств формирования национального самосознания и толерантности подрастающего поколения является приобщение детей к национально-региональной культуре в опоре на принцип поликультурности образования. Л. С. Выготский писал, что личность «...есть понятие социальное, она охватывает надприродное, историческое в человеке. Она не врождённа, но возникает в результате культурного развития...» [5, с. 315]. Освоение этнокультурного опыта способствует осознанию того, что родная культура является одной из форм культурного многообразия мира, частью достижений целостного взаимозависимого общества. В контексте поликультурного образования акцент смещается на заложенные в этнических культурах ценности, имеющие прогностическое значение, способствующие развитию личности, социальному и научно-техническому прогрессу, установлению добрососедского сотрудничества на межличностном, государственном, международном уровнях.

По словам Д. Б. Кабалевского, «главной задачей массового музыкального воспитания. является не столько обучение музыке само по себе, сколько воздействие через музыку на весь духовный мир учащихся, прежде всего на их нравственность». [9, с.12]. Через эстетическое воспитание формируется способность к активному эстетическому отношению подрастающего поколения к восприятию и анализу произведений искусства, стимулируется участие детей в создании прекрасного [12].

Обновление содержания образования, приведение его в соответствие с новейшими потребностями регионов России требует разработки национально-регионального компонента, гибкой системы обучения с учетом особенностей региональных условий. В Омской области в последние годы создаются разнообразные региональные модели и региональные программы эстетического образования, дающие возможность школьникам реально проживать культурное наследие своего народа.

В практике работы общеобразовательных учреждений различного уровня начинает осуществляться интенсивная работа по включению этнопедагогического материала (в рамках национально-регионального компонента) в программы различных учебных курсов, в том числе предметов эстетического цикла. Данное обстоятельство определяет перспективы развития региональной системы музыкально-эстетического образования.

Однако любое кардинальное изменение в образовании требует предварительной подготовки. Необходимо осуществление серьезного анализа реальных условий, противоречий и недостатков ситуации, сложившейся в регионе, сбор объективных данных, разработка стратегии развития, подготовка необходимой учебно-методической и материальной базы. Включение регионального компонента в систему музыкально-эстетического образования не должно осуществляться бессистемно и безграмотно. Одна из основных трудностей здесь заключается в необходимости обеспечить федеральный уровень образования, с учетом специфики региона. Однако простое включение краеведческого, национального и многонационального музыкального и художественного материала в содержание уроков музыки еще не решает задачу формирования культурной идентификации, культурного самоопределения ребенка, развития его толерантности. Необходимо, чтобы в содержании общего музыкального образования национально-региональный компонент реализовывался на базовых положения культурной парадигмы образования.

Учителю необходимо помнить, что в процессе музыкального образования невозможна направленность культурной идентификации на присвоение ценностей какой-либо одной национальной музыкальной культуры в урон другой; а также обращать внимание на то, что

процесс культурной идентификации учащихся осуществляется на протяжении всей школьной жизни и опосредован как особенностями самореализации ребенка, так и спецификой внеклассной музыкальной (и любой другой культурной) работы школы и ее социокультурного окружения. Задачи учителя заключаются в умении сопоставлять музыкальные явления, взятые из различных музыкальных культур народов Российской Федерации, стран ближнего и дальнего зарубежья; давать сравнительную характеристику произведений разных национальных культур; обнаруживать их общие и своеобразные черты. Это обеспечивает устойчивое культурное самоопределение, активное накопление учащимся в процессе музыкальной деятельности многообразного культурного опыта, что дает возможность развить национальную составляющую в общей духовной культуре ребенка.

Работа учителя музыки по включению национально-регионального компонента в систему музыкально-эстетического образования должна быть направлена воспитание национального самосознания и толерантности у учащихся, чувства глубокой сопричастности к судьбе своего края, города, к славным делам своих предков и современников. Музыкальный опыт школьников в процессе изучения национально-региональной этнической культуры должен расширяться: формироваться представления об особенностях музыкальной культуры и традиций региона; совершаться знакомство с многонациональной омской культурой; активизироваться творческая деятельность в процессе постижения регионального культурного наследия; пробуждаться самостоятельность учащихся в постижении знаний и освоении духовного опыта, культуры [3].

Учитель должен опираться на принципы культуросообразности, культуроемкости, продуктивности, поликультурности, социокультурности образования. Принцип культуроемкости образования предполагает высокую насыщенность образовательного процесса разнообразными элементами культуры. Принцип продуктивности - способность образования выразить творческую, продуктивную сущность культуры и создать условия для творческой практической деятельности школьника. Поликультурность - принцип, способствующий, во-первых, сохранению и умножению всего многообразия культурных ценностей, норм, образцов поведения и форм деятельности в образовательных системах; во-вторых, помогающий становлению, как культурной идентичности детей, так и пониманию ими культурного разнообразия современных сообществ, неизбежности культурных различий людей. Социокультурный принцип предполагает создание культурной средой многообразия зон развития и ситуацию их выбора ребенком, что предполагает свободу его культурного самоопределения [11].

Реализация указанных выше принципов в содержании национально-регионального компонента делает его личностно-ориентированным, национальным по форме, но поликультурным по существу. В связи с этим по значимости на первый план выходит функция культурного развития личности учащегося, а это означает не столько дать образцы и стереотипы взаимодействия с фактами и носителями регионально-этнической культуры, сколько научить самостоятельно обогащать свой духовный опыт и знания в будущей жизни.

А.А. Деркач считает, что поликультурная личность способна выйти за рамки своей этничности в процессе социокультурного самоопределения и в то же время обладать этнической спецификой [8].

При отборе регионально-этнического музыкального материала учитель музыки может опираться на следующие критерии: художественная ценность; педагогическая

целесообразность; воспитательная значимость; отражение исторических и культурных событий региона; возможность ознакомления с музыкальной культурой различных национальностей, проживающих на территории Омской области [3].

Реализация национально-регионального компонента в системе музыкальноэстетического образования может осуществляться не только в урочное время, но и в процессе посещения омских театров, музеев, выставок, концертов, а также внеклассных мероприятий с использованием исторического национально-регионального материала [6].

Итак, национально-региональное образование должно учитывать особенности национального состава региона; национально-региональный компонент в содержании общего музыкального образования должен реализовываться в опоре на базовые положения культурной парадигмы образования; деятельность учителя должна быть направлена на реализацию целей и задач национально-регионального компонента в структуре музыкальноэстетического воспитания, на формирование национального самосознания и толерантности школьников, отражать историю становления и развития многонациональной культуры Омского края и базироваться на основных принципах поликультурного образования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Батарчук Д. С., Батарчук Е. А. Психолого-педагогическая модель развития поликультурной идентичности личности // Акмеология. . 2012. - № 4. - С. 49-55.

2. Батарчук Д.С. Психолого-педагогическое сопровождение развития поликультурной личности средствами народной педагогики в условиях полиэтнической образовательной среды // Вестник Томского государственного университета. - 2011. - № 344. - С. 153-159.

3. Бизина-Аккерман Е. В., Бурлак, О. А. Омская музыкальная летопись: программа по предмету «Музыка» для 1-8 классов общеобразовательных школ с методическими рекомендациями (национально-региональный компонент) / Е. В. Бизина-Аккерман, О. А. Бурлак. - Омск: Ом. гос. пед. ун-т, 2013. - 140 с.

4. Бурбулис Г.Э., Кемеров В. Е. Духовность и рационализм. / Г. Э. Бурбулис,

В. Е. Кемеров. - М.: Знание, 1986. - 91 с.

5. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.3. Проблемы развития психики / Под ред. А.М. Матюшкина. - М.: Педагогика, 1983. - 368 с.

6. Бурлак О.А. Практикум по реализации национально-регионального компонента на уроках музыки в общеобразовательных школах Западной Сибири. Учебнометодическое пособие по музыке. / О. А. Бурлак. - Омск, Издательство «Новое», 2014. - 60 с.

7. Гончаров И.С. Духовное сердце грядущей России // Народное образование. -1994, №4. -20 с

8. Деркач А.А. Общекультурные параметры личности // Общая и прикладная акмеология: в 2 ч. - 2001. - М.: Владос - Ч. 1. - С. 14-16

9. Кабалевский Д.Б. Педагогические размышления: Избранные статьи и доклады. -М.: Педагогика, 1986. - 192 с. - (Труды и д. чл. и чл.-кор. АПН СССР).

10. Методы формирования этнической толерантности в деятельности педагога-

психолога [Электронный ресурс]. - Режим доступа: //

http://yspu.org/Методы_формирования_этнической_толерантности_в_деятельнос ти_педагога-психолога (дата обращения: 22. 06.14).

11. Крылова, Н. Б., Культурология образования / Н. Б. Крылова. - М.: Народное образование, 2000. - 272 с.

12. Шацкая В. Н. Общие вопросы эстетического воспитания в школе / В. Н. Шацкая. - 1987. - 184 с.

Рецензент: Феттер Павел Зигфридович, заведующий кафедрой Теории и методики музыкально-эстетического воспитания ФГБОУ ВПО «Омский государственный педагогический университет», кандидат педагогических наук, ФГБОУ ВПО «Омский государственный педагогический университет».

Olga Burlak

Federal state educational institution of higher professional education Omsk State Pedagogical

University Russia, Omsk E-Mail: [email protected]

Enabling national-regional component in musical-aesthetic education as an example of the Omsk region

Abstract. The article considers the peculiarities of the organization of musical and aesthetic education of the national-regional component in the secondary school in the conditions of multicultural educational space: are discussed peculiarities of modern pedagogical process in the country in General and in the Omsk region, in particular; draws attention to the fact that the inclusion in the content of music lessons regional, regional and multinational musical and artistic material has been going on basic provisions of the cultural paradigm of education, and that the activities of the music teachers to enable national-regional component in the content of General music education should be aimed at achieving the goals and objectives of the national-regional component in the structure of the musical-aesthetic education, to reflect the history of formation and development of multinational culture of Omsk region.

In addition, the article considers the prospects of development of the regional system of musical and aesthetic education, discussed the potential of the national-regional component of the General music education in the formation of the modern schoolchildren national identity and tolerance, the possibility to develop the national component in total spiritual culture of the child in the process of sustainable cultural self-determination, the active accumulation of students in the process of musical activity diverse cultural experience.

Keywords: national-regional component; multicultural education; polyethnic; music lesson; musical-aesthetic education; national identity; tolerance; cultural identity; cultural development of personality; spiritual culture of the child.

Identification number of article 152PVN314

REFERENCES

1. Batarchuk D. S., Batarchuk E. A. Psihologo-pedagogicheskaja model' razvitija polikul'turnoj identichnosti lichnosti // Akmeologija. . 2012. - № 4. - S. 49-55.

2. Batarchuk D.S. Psihologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie razvitija polikul'turnoj lichnosti sredstvami narodnoj pedagogiki v uslovijah polijetnicheskoj obrazovatel'noj sredy // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2011. - № 344. - S. 153159.

3. Bizina-Akkerman E. V., Burlak, O. A. Omskaja muzykal'naja letopis': programma po predmetu «Muzyka» dlja 1-8 klassov obshheobrazovatel'nyh shkol s metodicheskimi rekomendacijami (nacional'no-regional'nyj komponent) / E. V. Bizina-Akkerman, O. A. Burlak. - Omsk: Om. gos. ped. un-t, 2013. - 140 s.

4. Burbulis G.Je., Kemerov V. E. Duhovnost' i racionalizm. / G. Je. Burbulis, V. E. Kemerov. - M.: Znanie, 1986. - 91 s.

5. Vygotskij L.S. Sobranie sochinenij: V 6-ti t. T.3. Problemy razvitija psihiki / Pod red. A.M. Matjushkina. - M.: Pedagogika, 1983. - 368 s.

6. Burlak O.A. Praktikum po realizacii nacional'no-regional'nogo komponenta na urokah muzyki v obshheobrazovatel'nyh shkolah Zapadnoj Sibiri. Uchebno-metodicheskoe posobie po muzyke. / O. A. Burlak. - Omsk, Izdatel'stvo «Novoe», 2014. - 60 s.

7. Goncharov I.S. Duhovnoe serdce grjadushhej Rossii // Narodnoe obrazovanie. - 1994, №4. -20 s

8. Derkach A.A. Obshhekul'turnye parametry lichnosti // Obshhaja i prikladnaja akmeologija: v 2 ch. - 2001. - M.: Vlados - Ch. 1. - S. 14-16

9. Kabalevskij D.B. Pedagogicheskie razmyshlenija: Izbrannye stat'i i doklady. - M.: Pedagogika, 1986. - 192 s. - (Trudy i d. chl. i chl.-kor. APN SSSR).

10. Metody formirovanija jetnicheskoj tolerantnosti v dejatel'nosti pedagoga-psihologa

[Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: //

http://yspu.org/Metody_formirovanijajetnicheskoj_tolerantnosti_v_dejaternosti_ped agoga-psihologa (data obrashhenija: 22. 06.14).

11. Krylova, N. B., Kul'turologija obrazovanija / N. B. Krylova. - M.: Narodnoe obrazovanie, 2000. - 272 s.

12. Shackaja V. N. Obshhie voprosy jesteticheskogo vospitanija v shkole / V. N. Shackaja. - 1987. - 184 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.