DOAJ
directory of open access
journals Научный журнал «Экономика. Социология. Право.», 2022, №1(25)
УДК 658.71
ЦИФРОВЫЕ ПЛАТФОРМЫ В СФЕРЕ ЗАКУПОК ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД
Тачкова И.А., Бацылева М.В.
Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского, г. Брянск
В статье проведен анализ развития сферы государственных закупок в условиях цифровой трансформации отраслей экономики. Рассмотрены основные виды электронных площадок и порталов, используемых специалистами в сфере госзакупок, рассмотрен их базовый функционал. Подвергнута анализу работа таких электронных платформ как «Единая информационная система в сфере закупок», «Берёзка», «Электронный бюджет». Раскрыты преимущества внедрения и использования электронных платформ в контексте автоматизации большей части закупочных процедур и экономии на этом времени. Сделан вывод о том, что главным преимуществом единой информационной системы является полная автоматизация процесса осуществления закупок, начиная от публикации извещения и заканчивая исполнением контракта и оплатой по нему. Перевод торгов в электронную форму способствовал участию в закупках поставщиков из отдалённых регионов, повышению прозрачности закупочных процедур, расширению географии участия и стимулированию здоровой конкуренции. Ключевые слова: государственные закупки, цифровизация экономики, электронная торговая площадка, единая информационная система, единый агрегатор торговли.
10.22281/2542-169 7-2022-01-01-37-43
В последнее десятилетие в российской экономике наблюдается курс на цифровизацию различных отраслей, причём темпы с каждым годом неуклонно растут. Становление цифровой экономики является одним из приоритетных направлений социально-экономического развития Российской Федерации. В стране реализуется национальный проект «Цифровая экономика», основными целями которого являются формирование устойчивой и безопасной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, увеличение внутренних затрат на развитие цифровой экономики и переход организаций госсектора на использование преимущественно российского программного обеспечения. Одной из отраслей экономики, активно внедряющей цифровые технологии, является сфера государственных закупок.
В данной сфере существует ряд электронных платформ, позволяющих формировать планы-графики закупок, проводить процедуры определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), вести реестры контрактов, запрашивать ценовую информацию и т.д. К таким платформам относятся «Единая информационная система в сфере закупок», «Берёзка», «Электронный бюджет», различные электронные торговые площадки.
Единая информационная система в сфере закупок (ЕИС) - это информационный ресурс, аккумулирующий в себе всю информацию о госзакупках, осуществляемых на территории Российской Федерации как по Федеральному закону «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 N 44-ФЗ (далее - 44-ФЗ), так и по Федеральному закону «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 N 223-Ф3 (далее - 223-Ф3). В ЕИС публикуется информация о текущих закупках, а именно извещения, документация о закупке, технические задания, расчёт начальной (максимальной) цены контракта и т.д. [3]. Помимо информации о закупках ЕИС содержит реестр заключённых контрактов, где подробно определены условия контракта (например, сроки исполнения, цена), приводится спецификация, а также прикрепляется сам контракт. Есть в Единой информационной системе и библиотека типовых контрактов, в которых прописаны стандартные условия для закупок разного рода товаров, работ или услуг (ТРУ). Оптимизационным пакетом поправок, вступающим в силу с января 2022 г., типовые контракты отменяются. Вместо них в ЕИС будут добавлены типовые условия контракта, содержащие сведения, которые необходимо включить в контракт каждого конкретного вида [2]. Раздел «Планирование» содержит информацию о планах-графиках закупок, об обязательном общественном обсуждении закупок, о пра-
DOAJ
вилах нормирования в данной сфере, а также текущие и уже завершившиеся запросы цен товаров, работ, услуг.
Следует отдельно остановиться на таком разделе ЕИС, как «Каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (КТРУ). Данный каталог формируется на основе Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2). КТРУ содержит структурированное описание объекта закупки, а именно список критериев закупаемых ТРУ и их возможные качественные или количественные значения. Помимо этого приводятся единицы измерения и дата начала обязательного применения позиции каталога. В ряде случаев указывается невозможность применения дополнительных характеристик кроме приведённых в списке. К таким случаям можно отнести, например, закупку радиоэлектронной продукции, которая попадает под действие Постановления Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд...». Введение КТРУ обусловлено тем, что заказчики должны описывать объекты закупки по единому образцу, что облегчает подготовку закупочной документации и не позволяет ограничивать конкуренцию путем использования необоснованных дополнительных характеристик. В случае же, если такие характеристики не запрещены, заказчик при подготовке технического задания обязан обосновать причину использования каждой из них. Также в Единой информационной системе в сфере закупок ведётся Реестр недобросовестных поставщиков (РНП), в который включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, и о поставщиках, с которыми контракт был расторгнут либо в результате одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с нарушением его условий, либо по решению суда. Помимо всего вышеперечисленного в ЕИС содержится информация о спорах и жалобах, реестр банковских гарантий, итоги мониторинга, аудита и контроля в сфере закупок, отчёты госзаказчиков (о закупках у субъектов малого предпринимательства (СМП) и социально-ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО), об объёме закупок российских товаров), нормативные правовые акты в сфере закупок (по 44-ФЗ и по 223-ФЗ), разъяснения законодательства, сведения по применению национального режима и т.д.
Таким образом, главным преимуществом ЕИС является полная автоматизация процесса осуществления закупок, начиная от публикации извещения и заканчивая исполнением контракта и оплатой по нему. Вся информация, содержащаяся в данной системе, обрабатывается автоматически, а на основе полученных данных формируется отчётность, что значительно упрощает деятельность закупочных структур и экономит время на подготовку таких сведений [7, с. 150].
Еще одной прогрессивной цифровой технологией осуществления государственных закупок является торговая площадка. Электронная торговая площадка (ЭТП) - это интернет-ресурс, позволяющий проводить закупочные процедуры и определять победителей. По сути, это площадка B2G (business-to-government), то есть она обеспечивает взаимодействие государственного заказчика и поставщика из сферы коммерции. По состоянию на 2021 г. существовал следующий перечень отобранных операторов электронных площадок: АО «Единая электронная торговая площадка», АО «Российский аукционный дом», АО «Электронные торговые системы», АО «Сбербанк - автоматизированная система торгов», АО «ТЭК -Торг», ООО «РТС - Тендер», ООО «Электронная торговая площадка ГПБ», АО «Агентство по государственному заказу Республики Татарстан» [5]. Данные ЭТП предназначены для размещения государственного заказа организациями, работающими по 44-ФЗ. Помимо указанных ЭТП действует ряд площадок по продаже имущества должников, для размещения заказов государственных корпораций, работающих по 223-ФЗ, коммерческие электронные площадки (B2B или business-to-business), площадки для торговли между частными лицами (C2C или consumer-to-consumer) и др. [6, с. 132].
Рассмотрим функционал торговой площадки на примере АО «Сбербанк-АСТ» в случае проведения электронного аукциона. На данной площадке проводятся торги в таких фор-
directory of open access journals
мах, как открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, электронный аукцион, запрос котировок и запрос предложений. Извещение о проведении закупки и документация формируются и публикуются заказчиком в ЕИС, после чего система направляет их оператору электронной площадки. Далее оператор назначает время проведения торгов и отправляет данную информацию в ЕИС. Необходимо отметить, что в соответствии со ст. 44 44-ФЗ все участники должны предоставить обеспечение заявки на участие в конкурентной закупке, за исключением случаев, когда начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) не превышает 1 млн. руб. Оно может быть предоставлено либо в виде денежных средств, либо в виде банковской гарантии (на усмотрение участника) [1]. После окончания срока подачи заявок заказчику становится доступен функционал рассмотрения первых частей заявок. На данном этапе комиссия по осуществлению закупок изучает документы и информацию, направленные оператором электронной площадки по каждому участнику закупки, проверяет заявки на соответствие опубликованному извещению и принимает решение о допуске к участию в торгах либо об отклонении каждой конкретной заявки. По результатам их рассмотрения заказчиком формируется и публикуется протокол рассмотрения первых частей заявок. Далее, после проведения торгов, на площадке публикуются протокол проведения электронного аукциона и вторые части заявок. Срок их рассмотрения составляет не более 3 рабочих дней с даты публикации протокола о проведении процедуры. По результатам рассмотрения вторых частей заявок комиссия заказчика выносит решение о соответствии или несоответствии каждой заявки и с помощью функционала площадки формирует и публикует протокол подведения итогов. Далее следует процедура заключения контракта, включающая в себя публикацию заказчиком в ЕИС и на ЭТП проекта контракта, подписание его сначала победителем торгов, а затем заказчиком с использованием усиленной электронной подписи. Стоит учитывать, что контракт не может быть заключён ранее чем через 10 дней со дня опубликования в ЕИС итогового протокола. По результатам проведения электронной процедуры оператор ЭТП взимает плату с лица, с которым заключается контракт. Более подробно сроки, регламентированные законом при проведении электронного аукциона, представлены на рисунке 1.
Для закупок малого объёма с 1 июля 2018 г. заработал единый агрегатор торговли «Берёзка» (ЕАТ «Берёзка»). На данной площадке осуществляются закупки в соответствии со ст. 93 44-ФЗ, т.е. закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) [4]. До 1 апреля 2021 г. лимитом стоимости закупок малого объёма по п. 4 и п. 5 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ считалась сумма 600 тыс. руб. Однако, после указанной даты вступило в силу законодательное решение о подъёме лимита до 3 млн. руб. В этом случае должны быть составлены полноценное извещение о закупке и описание объекта с применением параметров КТРУ. Также на ЕАТ «Берёзка» проводятся закупки на приобретение лекарственных препаратов по решению врачебной комиссии для конкретного пациента (п. 28 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ). Особенно актуальными в период распространения новой коронавирусной инфекции стали закупки по п. 9 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ (закупки при необходимости оказания неотложной медицинской помощи, для предупреждения или ликвидации ЧС, вследствие обстоятельств непреодолимой силы, для оказания гуманитарной помощи). Функционал агрегатора торговли состоит из таких разделов, как классификатор (перечень ТРУ с указанием кодов КТРУ и описанием соответствующих характеристик), каталог предложений (предложения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), разбитые по категориям), реестр заказчиков и поставщиков, реестр закупок и т.д.
Заказчик при формировании закупочной сессии устанавливает условия оплаты (наличный или безналичный расчёт; аванс, оплата при получении или отсроченная оплата), место и сроки поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (либо указание на самовывоз товара или дистанционное выполнение работы, оказание услуги), количество или объём ТРУ, планируемую дату заключения контракта, длительность закупочной сессии (2 часа или 24 часа), а также контактные данные лица, ответственного за закупку [8, с. 31].
При подписании контракта на ЕАТ также используется электронная подпись, что значительно облегчает взаимодействие заказчика и поставщика, особенно если они из разных
directory of open access journals
городов. Для управления государственными и муниципальными финансами Российской Федерации была создана единая система управления «Электронный бюджет».
Рисунок 1 - Сроки отдельных этапов проведения электронного аукциона [6]
Портал «Электронный бюджет» является инструментом реализации принципа прозрачности и открытости бюджетов всей бюджетной системы РФ. Портал предлагает пользователям следующий функционал. Вкладка «Бюджетная система» посвящена описанию бюджетной системы РФ, а именно её структуры, принципов, правовой формы бюджетов, состава бюджетной классификации, понятия «бюджетный процесс», его участников и основных этапов.
Вкладка «Бюджет» содержит информацию о деятельности публично-правовых образований в сфере управления общественными финансами (доходах, расходах, мерах государственной поддержки, государственных инвестициях, программах, госдолге и т.д.). На странице портала «Регионы» можно ознакомиться с данными о социально-экономическом и финансовом состоянии российских регионов.
Страница «Госсектор» посвящена информации о деятельности организаций сектора государственного управления в части управления финансами. Вкладка «Данные и сервисы» содержит ряд всевозможных сервисов и инструментов, полезных для применения в области управления финансами. Это и конструктор данных, позволяющий формировать отчёты для пользователей по интересующим категориям, и глоссарий, содержащий перечень основных терминов и понятий в области бюджетной политики, и калькуляторы, позволяющие рассчитать налог на доходы физических лиц, семейные расходы, налоговые вычеты, пособие по беременности и родам, расходы на энергосбережение и т.д. Также в «Электронном бюджете» создана подсистема по управлению национальными проектами, которые реализуются на территории РФ до 2024 г.
К сфере госзакупок портал «Электронный бюджет» имеет непосредственное отношение, так как в его системе составляются планы-графики закупок, вносятся предложения за
сс ) Ci) (О
40
закупку, переносятся денежные средства с одной статьи расходов на другую и т.д. Здесь можно увидеть все планируемые закупки организации, сгруппированные по определённым вкладкам. Например, закупки, проводимые конкурентным способом, отражены на вкладке «Товары, работы, услуги». Лекарственные препараты, закупаемые в соответствии со ст. 83 44-ФЗ, представлены на одноимённой вкладке. Отдельные вкладки имеют и ТРУ, закупаемые на основании п. 4 и п. 5 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ соответственно. Также в «Электронном бюджете» имеются вкладки, посвящённые услугам в связи с направлением работника в служебную командировку, преподавательским услугам, услугам экскурсовода (гида), услугам по содержанию и ремонту нежилых помещений, работам по сбору и обработке первичных статистических данных. При детальном изучении каждого предложения на закупку можно увидеть его номер, наименование объекта закупки, код по ОКПД2 и его название, сумму, заложенную на данную закупку в очередном финансовом году и плановом периоде. Стоит отметить, что план-график закупок составляется сроком на 3 года (на очередной финансовый год и плановый период), что соответствует сроку действия федерального закона о федеральном бюджете [1].
В заключении стоит отметить, что сфера государственных закупок за последнее десятилетие значительно продвинулась в использовании цифровых технологий. Созданные платформы полностью автоматизировали важнейшие процессы закупочной деятельности, перевели торги в электронную форму, что позволило принимать участие в закупках поставщикам из отдалённых от заказчика регионов. Использование таких информационных систем повышает прозрачность закупочных процедур, расширяет географию участия и стимулирует здоровую конкуренцию среди поставщиков. В такой форме реализуются функции государства в сфере антимонопольного регулирования, защиты конкуренции и контроля над ценообразованием.
Список использованных источников
1. Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». -Текст: электронный // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2013. - N 14. -Ст. 1652. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144624/ (дата обращения: 22.12.2021).
2. Федеральный закон от 02.07.2021 № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». - Текст: электронный // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2021. - N 27 (часть II). - Ст. 5188. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144624/ (дата обращения: 21.12.2021).
3. Постановление Правительства РФ от 23.12.2015 N 1414 (ред. от 27.12.2019) «О порядке функционирования единой информационной системы в сфере закупок» (вместе с «Правилами функционирования единой информационной системы в сфере закупок») (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2020). - Текст: электронный // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2016. - N 2 (часть I). - Ст. 324. - URL: http://www.consultant.ru /document/cons_doc_LAW_191609/ (дата обращения: 20.12.2021).
4. Распоряжение Правительства РФ от 28.04.2018 N 824-р (ред. от 07.09.2019) «О создании единого агрегатора торговли». - Текст: электронный // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2018. - N 19. - Ст. 2797. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_297120/ (дата обращения: 23.12.2021).
5. Распоряжение Правительства РФ от 12.07.2018 N 1447-р (ред. от 28.07.2018) «Об утверждении перечней операторов электронных площадок и специализированных электронных площадок, предусмотренных Федеральными законами от 05.04.2013 N 44-ФЗ, от 18.07.2011 N 223-ФЗ». - Текст: электронный // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2018. - N 30. - Ст. 4767. - URL: http://www.consultant.ru/document /cons_doc_LAW_302473/ (дата обращения: 22.12.2021).
6. Дёмина, Н.В. Виды электронных торговых площадок / Н.В. Дёмина, М.В. Чисто-
ва. - Текст: электронный // Вестник экспертного совета. - 2018. - N 1-2 (12-13). - С.132-137.
- URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vidy-elektronnyh-torgovyh-ploschadok (дата обращения: 20.12.2021).
7. Шибанова, А.А. Роль системы электронного документооборота в работе контрактной системы // А.А. Шибанова. - Текст: электронный // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2021. - N 9-22. - С.149-152. - URL: https://cyberlemnka.ru/artide/n/rol-sistemy-elektronnogo-dokumentooborota-v-rabote-kontraktnoy-sistemy (дата обращения: 24.12.2021).
8. Юнусова, Л.Н. Создание единого агрегатора торговли для закупок малого объема / Л.Н. Юнусова, Р.Р. Яруллин. - Текст: электронный // Финансы и учетная политика. - 2019.
- N 10 (14). - С.27-33. - URL: https://cyberlemnka.ru/artide/n/sozdame-edinogo-agregatora-torgovli-dlya-zakupok-malogo-obema (дата обращения: 20.12.2021).
Сведения об авторах
Тачкова Инна Александровна - кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики и управления ФГБОУ ВО «Брянский государственный университет имени академика И.Г.Петровского»; [email protected]
Бацылева Маргарита Викторовна - магистрант 2 курса направления подготовки 38.04.01 Экономика профиля «Экономика и региональное управление» ФГБОУ ВО «Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского»; B atsyleva.Margarita98@yandex. ru
UDK 658.71
DIGITAL PLATFORMS IN THE SPHERE OF PROCUREMENT TO PROVIDE STATE
NEEDS
Tachkova I.A., Batsyleva M.V.
Bryansk State University named after Academician I. G. Petrovsky, Bryansk
The article analyzes the development of public procurement under the conditions of digital transformation of industries. The main types of electronic platforms and portals used by specialists in public procurement are considered, their basic functionality is reviewed. The work of such electronic platforms as «Unified Information System in Procurement», «Beryozka», «Electronic Budget» was analyzed. The advantages of implementing and using electronic platforms in the context of the automation of most procurement procedures and time saving. It is concluded that the main advantage of a single information system is complete automation of the procurement process, starting from the publication of the notice and ending with the execution of the contract and payment for it. The conversion of bidding to electronic form has facilitated the participation in procurement of suppliers from remote regions, increasing the transparency of procurement procedures, expanding the geography of participation and stimulating healthy competition.
Keywords: public procurement, digitalization of the economy, electronic trading platform, unified information system, unified trade aggregator.
References
1. Federal Law No. 44-FZ of 05.04.2013 «On the contract system in the Field of procurement of goods, works, services for State and Municipal needs». - Text: electronic // Collection of legislation of the Russian Federation. - 2013. - N 14. - St. 1652. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144624 / (accessed: 12.22.2021).
2. Federal Law No. 360-FZ dated 02.07.2021 «On Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation». - Text: electronic // Assembly of the Legislation of the Russian Federation. - 2021. - N 27 (part II). - St. 5188. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144624 / (accessed: 12.21.2021).
3. Decree of the Government of the Russian Federation of December 23, 2015 N 1414 (ed. of December 27, 2019) «On the procedure for the functioning of the unified information system in the field of procurement» (together with the «Rules for the functioning of the unified information system in the field of procurement») (with amendments and additions, intro. effective from
01.04.2020). - Text: electronic // Collection of legislation of the Russian Federation. - 2016. - N 2 (part I). - Article 324. - URL: http://www.consultant.ru /document/cons_doc_LAW_191609/ (accessed: 12/20/2021).
4. Order of the Government of the Russian Federation dated 28.04.2018 N 824-r (ed. dated 07.09.2019) «On the creation of a single trade aggregator». - Text: electronic // Collection of legislation of the Russian Federation. - 2018. - N 19. - St. 2797. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_297120 / (accessed: 12.23.2021).
5. Order of the Government of the Russian Federation dated 12.07.2018 N 1447-r (ed. dated 28.07.2018) «On approval of the lists of operators of electronic platforms and specialized electronic platforms provided for by Federal Laws dated 05.04.2013 N 44-FZ, dated 18.07.2011 N 223-FZ». -Text: electronic // Collection of legislation of the Russian Federation. - 2018. - N 30. - St. 4767. -URL: http://www.consultant.ru/document /cons_doc_LAW_302473/ (accessed: 12.22.2021).
6. Demina, N.V. Types of electronic trading platforms / N.V. Demina, M.V. Chisto-va. -Text: electronic // Bulletin of the Expert Council. - 2018. - N 1-2 (12-13). - p.132-137. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vidy-elektronnyh-torgovyh-ploschadok (accessed: 12.20.2021).
7. Shibanova, A.A. The role of the electronic document management system in the work of the contract system // A.A. Shibanova. - Text: electronic // Economics and Business: theory and practice. - 2021. - N 9-22. - p.149-152. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-sistemy-elektronnogo-dokumentooborota-v-rabote-kontraktnoy-sistemy (accessed: 12/24/2021).
8. Yunusova, L.N. Creation of a single trade aggregator for small volume purchases / L.N. Yunusova, R.R. Yarullin. - Text: electronic // Finance and accounting policy. - 2019. - N 10 (14). -p.27-33. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sozdanie-edinogo-agregatora-torgovli-dlya-zakupok-malogo-obema (accessed: 12.20.2021).
Authors' information
Tachkova Inna Aleksandrovna - candidate of Economic Sciences, associate professor, associate professor of economy and management Federal state budgetary educational institution of higher professional education «Bryansk state University named after academician I.G. Petrovsky», [email protected]
Batsyleva Margarita Viktorovna - the undergraduate 2 courses of the direction of preparation 38.04.01 Economy of the Economy and Regional Government profile Federal state budgetary educational institution of higher professional education «Bryansk state University named after academician I.G.Petrovsky»; [email protected]