Научная статья на тему 'ЦИФРОВОЙ ИНЖИНИРИНГ В СФЕРЕ ЗАКУПОК ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ'

ЦИФРОВОЙ ИНЖИНИРИНГ В СФЕРЕ ЗАКУПОК ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
437
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАКУПОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЦИФРОВОЙ ИНЖИНИРИНГ / ЭЛЕКТРОННЫЕ ТОРГОВЫЕ ПЛОЩАДКИ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ / ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ / PROCUREMENT / DIGITAL ENGINEERING / ELECTRONIC TRADING PLATFORMS / NATIONAL PROJECTS / INVESTMENT AND CONSTRUCTION PROJECTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Владимирова Ирина Львовна, Барешенкова Ксения Анатольевна

В статье выполнено исследование основных показателей закупочной деятельности в России, как в корпоративном, так и государственном секторе. Представлен анализ развития системы государственных закупок в контексте выполнения национальных проектов. Выявлены тенденции цифровизации сферы закупок в системе управления инвестиционно-строительными проектами. Определены и описаны цифровые сервисы электронных торговых площадок, и сформулированы перспективы создания экосистем закупочной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Владимирова Ирина Львовна, Барешенкова Ксения Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Digital engineering in procurement for investment and construction projects

The article explores the main indicators of procurement activity in Russia, both in the corporate and public sectors. The analysis of the development of public procurement in the context of national projects is presented. Trends in digitalization of the procurement sphere in the system of management of investment and construction projects have been identified. Digital services of electronic trading platforms have been identified and described; and prospects for creation of ecosystems of procurement activities have been formulated.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВОЙ ИНЖИНИРИНГ В СФЕРЕ ЗАКУПОК ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ»

ЭКОНОМИКА, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ПРАВО

Том 10 • Номер 2 • Февраль 2020 ISSN 2222-534Х Journal of Economics, Entrepreneurship and Law

f>

Пер

Первое

экономическое издательство

Цифровой инжиниринг в сфере закупок

при реализации инвестиционно-строительных

проектов

Владимирова И.Л. 1, Барешенкова К.А. 1

1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва, Россия

аннотация:_

В статье выполнено исследование основных показателей закупочной деятельности в России, как в корпоративном, так и государственном секторе. Представлен анализ развития системы государственных закупок в контексте выполнения национальных проектов. Выявлены тенденции цифровизации сферы закупок в системе управления инвестиционно-строительными проектами. Определены и описаны цифровые сервисы электронных торговых площадок, и сформулированы перспективы создания экосистем закупочной деятельности.

ФИНАНСИРОВАНИЕ. Материал подготовлен при поддержке гранта РФФИ 18-010-01040 «Развитие методов цифровой экономики в инновационной системе управления инвестиционно-строительными проектами».

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: закупочная деятельность, цифровой инжиниринг, электронные торговые площадки, национальные проекты, инвестиционно-строительные проекты.

Digital engineering in procurement for investment and construction projects

Vladimirova I.L. 1, Bareshenkova K.A. 1

1 Plekhanov Russian University of Economics, Russia

введение

Строительная отрасль является ведущей при реализации национальных проектов, объем капитальных вложений в их финансировании составляет около половины. Успешное достижение результатов нацпроектов по всем приоритетным направлениям стратегического развития в значительной степени определяется эффективным управлением входящих в них инвестиционно-строительных проектов. Капитальные проекты отличаются длительным подготовительным периодом, ресурсоемкостью, сложным взаимодействием участников, что создает риски на всем их жизненном цикле. Для строительных проектов закупаются самые разнообразные товары, работы,

услуги, как в корпоративной, так и государственной системе. Рынок госзаказа строительных работ составляет около 25% от общего объема рынка подрядов. При этом 79% участников государственных закупок в строительстве - это предприятия малого и среднего предпринимательства (МСП). В последние годы наблюдается снижение доли строительства в общем объеме государственных закупок, увеличивается количество неконкурентных способов заключения контрактов, крупные компании все чаще участвуют в закупках небольших объемов. В этой связи требуется повысить эффективность закупочной и контрактной деятельности, ключевым направлением развития которой должна стать цифровизация.

Внедрение цифровых технологий в сферу закупок неразрывно связано с совершенствованием нормативно-правовой базы, как и системы закупок, так и управления инвестиционно-строительными проектами в целом [19] (Resin, Bachurina, Lasunina, 2018). Данные законодательные мероприятия должны способствовать развитию конкуренции, стимулированию стратегически значимых для государства направлений деятельности, в частности реализации национальных проектов, создания условия для расширения участия бизнеса в государственных закупках, в том числе МСП [23] (Tishchenko, 2019). Важную роль также играет развитие контрактной системы, проработка механизма финансирования закупок товаров (работ, услуг) для обеспечения государственных нужд [24] (Tyurina, Shuina, 2019); расчет рисков и предотвращение их последствий для участников закупочной деятельности [26] (Umnova, 2019); формирование достоверной методики определения начальной максимальной цены контракта (НМЦК) и контрактной стоимости с использованием методов стоимостного

abstract:_

The article explores the main indicators of procurement activity in Russia, both in the corporate and public sectors. The analysis of the development of public procurement in the context of national projects is presented. Trends in digitalization of the procurement sphere in the system of management of investment and construction projects have been identified. Digital services of electronic trading platforms have been identified and described; and prospects for creation of ecosystems of procurement activities have been formulated.

keywords: procurement, digital engineering, electronic trading platforms, national projects, investment and construction projects

JEL Classification: L74, H57, o32, o33 Received: 10.02.2020 / published: 28. 02.2020

© Author(s) / Publication: PRIMEC Publishers

For correspondence: Vladimirova I.L. (V1adimirova.IL0rea.ru)

citation:_

Vladimirova I.L., Bareshenkova K.A. (2020) Tsifrovoy inzhiniring v sfere zakupok pri realizatsii investit-sionno-stroitelnyh proektov [Digital engineering in procurement for investment and construction projects]. Ekonomika, predprinimatelstvo i pravo. 10. (2). - 377-394. doi: 10.18334/epp.10.2.100493

инжиниринга в целях повышения точности оценки стоимости реализации инвестиционно-строительных проектов [7, 8] (Vladimirova, Bareshenkova, 2017; Vladimirova, Tsygankova, Bareshenkova, 2017). Применение цифровых технологий, таких как нейро-сети, блокчейн, СМАРТ-контракты уже доказывает свою эффективность в решении вопросов взаимодействия как органов государственной власти и местного самоуправления между собой, так и органов власти с гражданами, обеспечивая прозрачность и открытость данных в системе государственных закупок [25] (Tyurina, Shuina, 2019). В связи с этим можно предположить, что электронные торговые площадки как субъекты экономической деятельности начинают выполнять роль интеграторов, располагая широкой информацией о заказчиках и поставщиках, будут расширять спектр оказываемых услуг с использованием цифровых технологий и, таким образом, повышать эффективность и надежность контрактов.

Цель исследования состоит в выявлении проблем закупочной деятельности в инвестиционно-строительной сфере и оценке возможностей их решения с использованием цифровых технологий. Объектом анализа являются электронные торговые площадки, осуществляющие инвестиционные закупки как в государственном, так и в корпоративном секторе.

По мнению авторов, наилучшим образом процессы, происходящие в среде закупок инвестиционно-строительных проектов, описываются понятием цифрового инжиниринга, базирующегося на сочетании информационного моделирования в строительстве и принятии инженерных и управленческих решений, включая разнообразные цифровые технологии [9] (Dmitriev, Tambovtseva, Papikyan, Tsygankova A.A., 2019). Применительно к закупочной деятельности цифровой инжиниринг - это комплекс услуг, осуществляемых электронными торговыми площадками в целях оптимизации логистических процессов в управлении инвестиционно-строительными проектами, начиная от процесса планирования закупки до закрытия контракта.

Сфера государственных закупок постоянно меняется и совершенствуется, а последний этап ее модернизации - цифровизация - совпал со стартом активной реализации национальных программ с 1 января 2019 года. Реализация национальных проектов предполагает масштабные закупки со стороны государства, что в свою очередь ведет к значительным изменениям в законодательстве, регулирующем закупочную дея-

об авторах:_

Владимирова Ирина Львовна, профессор базовой кафедры управления проектами и программами Capital Group, д.э.н. (V1adimirova.IL0rea.ru)

Барешенкова Ксения Анатольевна, ведущий специалист базовой кафедры управления проектами и программами Capital Group, соискатель (ks-bareshenkova0yandex.ru)

цитировать статью:_

Владимирова И.Л., Барешенкова К.А. Цифровой инжиниринг в сфере закупок при реализации инвестиционно-строительных проектов // Экономика, предпринимательство и право. - 2020. - Том 10. - № 2. - С. 377-394. doi: 10.18334/epp.10.2.100493

тельность. Основная цель вводимых корректировок - сократить расходы бюджета и вовлечь в процесс большее количество участников. Цифровизация является перспективным направлением развития системы как государственных, так и коммерческих закупок. Внедрение цифровых технологий в процессы закупочной деятельности способствует снижению влияния «человеческого фактора», что в свою очередь, влияет на уменьшение коррупции в данной сфере, сокращение издержек, как заказчика, так и поставщика, повышение конкуренции и эффективности закупок.

Государственные закупки осуществляются в соответствии с 44-м федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а также 223-м федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», способы которых приведены в таблице 1.

При реализации инвестиционно-строительных проектов электронный аукцион, запрос котировок являются наиболее часто используемыми способами проведения закупок [12].

Таблица 1

способы осуществления закупок по Фз-44, Фз-223

конкурентные способы

Конкурс Открытый конкурс; закрытый конкурс; конкурс с ограниченным участием; двухэтапный конкурс; закрытый конкурс с ограниченным участием; закрытый двухэтапный конкурс; все виды конкурсов в электронной форме

Аукцион Открытый аукцион; закрытый аукцион; все виды аукционов в электронной форме

Запрос котировок Запрос котировок в электронной форме; закрытый запрос котировок, в том числе в электронной форме

Запрос предложений Запрос предложений в электронной форме; закрытый запрос предложений, в том числе в электронной форме

Иные конкурентные способы Согласно ФЗ-223 в обязательном порядке должны быть предусмотрены положением о закупке

Неконкурентные способы

Закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) Исчерпывающий перечень оснований для закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), устанавливаются положением о закупке

Иные неконкурентные способы Устанавливаются положением о закупке

Источник: составлено авторами на основании ФЗ-44, Ф3-223 [1, 2]

Согласно данным Министерства Финансов РФ, в рамках ФЗ-44 строительные работы являются самыми закупаемыми за III квартал 2019 года. Общий объем контрактов при закупке строительных работ составил 851 млрд рублей, что соответствует 39% от общего объема заключенных контрактов [5].

По данным единой информационной системы (ЕИС), в рамках Ф3-223 в первом полугодии 2019 года стоимость начальных (максимальных) цен договоров (Н(М)ЦД) на строительные работы составила 516,4 млрд рублей, что составляет 44% от общей стоимости Н(М)ЦД ТОП 10 закупок товаров, работ, услуг в разрезе кодов ОКПД2 (общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности) [18].

Также стоит отметить, что наибольший объем закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) в первом полугодии 2019 года пришлись на строительные работы - 146,9 млрд рублей, что составляет 73% от общего объема наиболее закупаемых товаров, работ, услуг у субъектов МСП [18].

По данным Рейтингового агентства строительного комплекса, в рамках ФЗ-223 доля информационно-закрытых контрактов, что подразумевает отсутствие информации о поставщике, в I полугодии 2019 года составила 99%, против 60% - в 2018 г. Данные цифры указывают на факт вывода дорогих контрактов из-под требований 223-ФЗ. Это стало возможным ввиду вступившей в силу в 2018 году норме, согласно которой государственные корпорации имеют право не раскрывать в ЕИС данные о закупках, в случае признания поставщика взаимозависимым (доля участия госкомпании в поставщике более чем 25%). Минфином планировались мероприятия по увеличению порога - доли для признания поставщика взаимозависимым от госкомпании до 50%. Принятие данных мер способствовало бы раскрытию в ЕИС информации о закупке либо со стороны поставщика, либо со стороны заказчика. Однако к настоящему времени данные планы не реализованы [10].

Выводы Счетной палаты, опубликованные в отчете о мониторинге государственных закупок за 2018 год, показывают, что в течение пяти лет в системе закупок не наблюдается значительных положительных изменений. Результаты проверок показали, что работа системы государственных и корпоративных закупок характеризуется низкой эффективностью и низким уровнем конкуренции.

Преобладание неконкурентных способов закупки, в том числе закупки у единственного поставщика, является одной из основных проблем в функционировании контрактной системы в сфере закупок. В первом полугодии 2019 г. объем закупок у единственного поставщика составил 32%, или 2 трлн руб. [18]. При этом закупки у единственного поставщика проходят в тех сферах, где существует развитый конкурентный рынок. Так, в сфере строительство доля данного способа закупок составляет более 60% [10].

Систематическое усложнение законодательства в сфере закупочной деятельности ведет к росту издержек и у заказчиков, и у участников закупок, что негативно вли-

яет на привлекательность системы государственных закупок. Также отмечаются проблемы в работоспособности ЕИС, в частности, не в полном объеме реализован ряд функций по переходу к закупкам в форме новых электронных процедур, что осложняет использование ЕИС как основы цифровизации закупочной деятельности [15].

Реформирование 44-ФЗ, 223-Ф3 продолжается: законодатели готовят крупный пакет поправок, в рамках которого планируется сокращение видов конкурсов и обеспечение защиты заказчиков от срыва сроков исполнения контрактов; упрощение процедур и повышение прозрачности закупок и доступности участия в них, в том числе для компаний МСП; сокращение числа закупочных процедур; типизация контрактов и унификация процедур, чтобы снизить злоупотребления со стороны заказчиков.

В настоящее время цифровой инжиниринг в закупочной деятельности при реализации инвестиционно-строительных проектов затруднен, что связано, с одной стороны, с несовершенством правовой базы и ЕИС государственных закупок, с другой стороны, внедрение информационного моделирования в строительстве, в том числе в целях нацпроектов, идет медленными темпами. В области развития цифрового инжиниринга в закупках основными драйверами являются электронные торговые площадки (ЭТП), которые активно развивают свои сервисы, используя различные цифровые технологии, в условиях высокой конкуренции на рынке [13].

Ввиду нововведений в законодательство в 2018 году поменялась расстановка игроков на рынке ЭТП. Отобранные универсальные ЭТП получили дополнительные конкурентные преимущества в привлечении заказчиков-субъектов 223-Ф3 [3, 4]. Согласно данным исследования БЛЕХ, в 2018 году изменилась ситуация с распределением объемов закупок между ТОП 10 крупнейших ЭТП (табл. 2).

Доля респондентов, сообщивших о смене основной ЭТП для проведения закупок, выросла почти в два раза по сравнению с 2017 г. — до 14%, при этом абсолютно все компании - субъекты 223-ФЗ ушли с площадок, не прошедших отбор, и корпоративных площадок на отобранные универсальные ЭТП [28]. Таким образом, не вошедшие

Таблица 2

Перераспределение объемов закупок между ЭТП после введения универсальных площадок

Наименование ЭТП Количество размещенных извещений на ЭТП Стоимостной показатель закупок, размещенных на ЭТП

ЕЭТП + 23,5% Нет данных

ЭТП ГПБ Нет данных +70%

ЭТП Сбербанк - АСТ + 67,6% + 151%

ЭТП РТС-тендер + 94,4% + 339%

ЭТП «Электронная торгово-закупочная площадка ОАО РЖД» - 47,5% - 65%

Источник: составлено авторами на основании данных РАЭКС Аналитика [28]

Таблица 3

сравнительный анализ закупок в электронной форме в рамках Фз-223

наименование показателя I полугодие 2019 I полугодие 2018 изменение показателя в% к I полугодие 2018

Общий стоимостной объем закупок, трлн руб. 3,5 2,5 +40%

Количество размещенных извещений о закупках, шт. 367 685 251 410 +42%

Источник: составлено авторами на основании данных мониторинга применения Ф3-223 в I полугодии 2019 г. [18].

Таблица 4

рейтинг топ-10 Этп, на которых осуществлялись закупки в I полугодии 2019 года в рамках Фз -223

место в рейтинге по количеству размещенных извещений о закупках по общему стоимостному объему закупок

1 РТС-тендер АО«ЕЭТП»

2 АО«ЕЭТП» РТС-тендер

3 ЗАО «Сбербанк-АСТ» ООО ЭТП ГПБ

4 ОООЭТП ГПБ ЗАО «Сбербанк-АСТ»

5 СГЛМег^ег Универсальная электронная торговая площадка

6 АО «АГЗРТ» АО «ТЭК-Торг»

7 ЕТРРР ETPRF

8 Газнефтеторг.ру OTC-tendeг

9 В2В-Се^ег АО «АГЗРТ»

10 ESTP.RU В2В-Се^ег

- Универсальные ЭТП

Источник: составлено авторами на основании данных мониторинга применения Ф3-223 в I полугодии 2019 г. [18]

в перечень ЭТП вынуждены сосредоточить усилия на работе с частными заказчиками в нерегулируемом сегменте корпоративных закупок.

По итогам первого полугодия 2019 года закупки в электронной форме в рамках Ф3-223 осуществлялись на 68 ЭТП [18]. Сравнительный анализ закупок в электронной форме в рамках Ф3-223 представлен в таблице 3.

При этом 91% (3,2 трлн рублей, 326,8 тысяч извещений) всех закупок с использованием ЭТП осуществлялось на ТОП-10 ЭТП, что составляет 50% объема всех размещенных извещений (табл. 4) [18].

В среднесрочной перспективе на рынке межкорпоративной электронной торговли и на рынке услуг электронных торговых площадок экспертами прогнозируется фор-

мирование жесткой конкурентной среды среди отобранных операторов электронных площадок, в том числе в области закупок частных компаний, среди отобранных банков, а также конкуренция среди ЭТП за право работать с частными заказчикам в нерегулируемом сегменте корпоративных закупок. Впоследствии данная конкуренция приведет к усовершенствованию, перестройке работы ЭТП, появлению новых продуктов и сервисов в направлении цифровизации процессов закупочной деятельности между всеми участниками рынка ЭТП.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Стоит отметить, что выполнение новых требований законодательства потребовало перенастройки бизнес-процессов для всех участников рынка электронных закупок [11]. Так, из-за поправок заказчики должны трансформировать процесс закупок: изменить положение, структуру службы закупок, изучить обновленную ЕИС, выбрать другую площадку, переобучить сотрудников, оповестить поставщиков, а также быть готовыми к снижению числа участников закупок из-за новых правил и неизбежных ошибок.

Для отобранных ЭТП перестройка бизнес-процессов оказалась также достаточно затратной. Причины заключались не только в объеме законодательных изменений и, соответственно, количестве последовавших технологических трансформаций, но и в особенностях архитектуры решений самой площадки. Так, АО «ЕЭТП» оперирует двумя глобальными торговыми системами для организации государственных закупок и корпоративных закупок отдельных видов юридических лиц, а также восемью торговыми площадками, созданными специально для крупных государственных корпораций: ГК «Росатом», ПАО «Русгидро», ПАО «Ростелеком», ГК «Ростех» и др. Поскольку все эти площадки функционируют в соответствии с положением о закупках каждой из корпораций, «ЕЭТП» потребовалось осуществить разработку и настроить информационное взаимодействие с ЕИС в сфере закупок для каждой из площадок в отдельности. Кроме того, «ЕЭТП» внедрила новую электронную торговую площадку с использованием принципиально новых технологий для организации регулируемых закупок государственных корпораций и компаний с государственных участием, осуществляемых ими исключительно среди субъектов МСП в соответствии с новой редакцией закона № 223-ФЗ. По оценкам ЕЭТП, на реализацию указанных доработок было потрачено, в общей сложности, более ста человеко-месяцев работы специалистов в области проектирования, разработки и тестирования программного обеспечения. По оценкам ЭТП «В2В-Сеп:ег», чтобы войти в число универсальных ЭТП и удержать эти позиции (осуществлять постоянные доработки под меняющиеся законодательство, новые постановления правительства, обновления ЕИС, требования безопасности и т.д.), выполнив все предписания в полном объеме, необходима команда от 100 разработчиков и более 300 млн рублей в год [27].

Однако некоторым ЭТП удалось избежать столь больших инвестиций в перестройку бизнесс-процессов. Так, ЭТП «В2В-СеП:ег» и универсальная ЭТП «Агентство по государственному заказу Республики Татарстан» (оператор 7акагБ.Б) создали сов-

местный сервис для проведения закупок госкомпаний у МСП. Данный проект является уникальным для всего рынка, поскольку данный сервис позволяет клиентам-заказчикам ЭТП «B2B-Center» выполнить новые требования законодательства и при этом сохранить выстроенные бизнес-процессы, поставщики, в свою очередь, имеют возможность участвовать в закупках на обеих площадках. Также такое партнерство увеличивает конкурентность закупок, так как закупщики получат доступ сразу к двум базам поставщиков [16].

Таким образом, изменения в законодательстве послужили толчком к внедрению новых технологий на рынке межкорпоративной электронной торговли и рынке услуг электронных торговых площадок (ЭТП). Кроме того, высокий уровень конкуренции мотивирует ЭТП к разработке и внедрению новых сервисов, позволяющих повысить эффективность процессов у заказчиков, а также увеличить эффективность продвижения продукции у поставщиков.

В настоящее время совершенствуется подход к построению архитектуры цифровых систем в сфере закупочной деятельности. Наблюдается тенденция к созданию единой платформы управления процессами закупки, в которой заложена концепция единой базы данных, принцип регулярного внедрения инноваций, а также использование интерфейсов конфигурации процессов через ключевых пользователей бизнес-процессов [17]. В рамках цифровой трансформации в закупочной деятельности нашли применение следующие технологии:

1. Роботизированные процессы (Robotics Process Automation, RPA). Роботы применяются для взаимосвязи классических информационных систем и стандартизированных файлов, таких как Excel, Word и электронной почты для выполнения бизнес-процессов в закупочной деятельности, без непосредственного участия человека. Роботы органично встраиваются в существующую ИТ-инфраструктуру, не изменяя ее. Их использование значительно сокращает затраты, минимизирует количество ошибок, что повышает качество данных, и, как следствие, ведет к снижению рисков [20].

2. Блокчейн (Blockchain) - структура последовательной записи операций в блоки, в которой каждый последующий блок основывается на предыдущем, обеспечивает неизменность безопасности транзакций, близкой к абсолютной [14, 20] (Oleynikova, Bareshenkova, 2018). Пример применения технологии: пилотный проект АО «Единая электронная торговая площадка» с Внешэкономбанком по проведению закупок с применением технологии блокчейн (распределенный реестр данных). Все транзакции фиксируются на этапе заключения, исполнения договора, затем помещаются в распределенную цепочку. Транзакции хешируются и электронной площадкой, и серверными возможностями группы Внешэкономбанка. На данный момент 253 закупки группы «Внешэкономбанк» прошло с применением блокчейн [6]. Технология блокчейн может применяться и для создания реестров надежных поставщиков (Know your customer), в качестве альтернативы гарантийным письмам, а также совершенствования процесса обеспечения закупок.

3. Искусственный интеллект (Artificial Intelligence) в закупках: проверка массивов данных, например, объемных технических заданий, текстов договоров, работа с претензиями; система автоматизированной технической поддержки в виде чат-ботов.

4. Машинное обучение (Machine Learning) в закупках. С помощью машинного обучения составляется алгоритм, способный обучаться, обработки закупок, которые совершаются по стандартным спецификациям, создаются и нормализуются каталоги нормативно-справочной информация (НСИ). Высокие трудозатраты по обработке, удалению дубликатов, по работе с позициями в справочнике снижаются за счет работы машины со 100 рублей за одну позицию до 20-30 рублей [17]. В рамках справочника заказчик имеет возможность анализировать свои закупки по таким показателям, как: максимальные минимальные значения цены на каждый период времени; фиксируется каждая точка закупочной процедуры.

5.Большие данные (Big Data). Сочетание Big Data и алгоритмических вычислений позволяет произвести анализ бизнеса с обработкой структурированных и неструктурированных данных, с последующим прогнозированием. В частности, для заказчика наиболее ценным является прогнозирование осуществления поставок на базе статистических данных, а также внешних данных о поставщиках, конъюнктуры рынка на закупаемые материалы. Технологии позволяют составлять предиктивные модели -«попадания закупки в поставщика». Так, для 53-54 тысяч поставщиков ЭТП «B2B-Center» подбираются закупочные процедуры, которые им подходят с долей вероятности от 87 до 90% [28].

б.Облачные технологии (Cloud computing). Справочник НСИ выгружается в облако. Существует алгоритм управления данным справочником. Заказчик имеет доступ к облачному хранению данных, интегрированное с площадкой, которое также может интегрироваться с любым другим его продуктом по позиции, номеру, характеристики.

7.Интернет вещей (Internet of Things, IoT). С помощью технологий интернета вещей заказчик имеет возможность выполнять автоматическую приемку материалов и контроль качества продукции. ЭТП способны автоматически замкнуть, автоматизировать полный цикл закупочной деятельности на предприятии от планирования и проверки (что есть на складе, есть ли необходимость в закупке и т.д.) до того, как осуществляется контроль со стороны подрядчика [17].

8. Цифровизация в объединенных центрах обслуживания (ОЦО). Передача простых рутинных операций в общие центры обслуживания позволяет повысить эффективность их исполнения за счет специализации. Центр единого сервиса АО «Северсталь» - позволяет проводить отдельные виды закупок: общение и взаимодействие с поставщиками посредством автоматизации стандартных функций бэк-офиса.

В таблице 5 представлены основные сервисы ЭТП, реализуемые с использованием цифровых технологий.

Таблица 5

Сервисы электронных торговых площадок в условиях цифровизации

Наименование сервиса ЭТП Содержание сервиса Цифровая технология

Сервисы магазинов малых закупок Преимущество данного сервиса заключается в том, что заказчики могут выбрать нужный товар как в обычном интернет-магазине и быстро заключить договор с поставщиком. Пример реализации - создание «Электронного магазина» интернет-магазина для малых закупок «Росатома», который позволяет организациям атомной отрасли осуществлять быстрые закупки простой продукции (оргтехника, спецодежда, канцелярские товары и т.д.) до 1 млн рублей, что повышает прозрачность закупок и конкурентоспособность [21]. Роботизированные процессы, цифровизация в объединенных центрах обслуживания.

Адресное приглашение поставщиков Адресная рассылка поставщикам анонсов торгов по отраслевому и региональному признаку, также сервис способен анализировать причины отказа участия от закупок приглашенных поставщиков. Роботизированные процессы, искусственный интеллект, большие данные Big Data.

Интеграции ЭТП и внутренних систем заказчиков Интеграция существует в нескольких вариантах: простая интеграция: организаторы открывают процедуру на ЭТП, а информация автоматически попадает на корпоративный сайт компании. Интеграция с КИС (корпоративная информационная система): позволяет проводить процедуру закупки, используя интерфейс привычной корпоративной учетной системы. Облачные технологии, машинное обучение.

Сервис обоснования НМЦ (начальная максимальная цена) Сервис обоснования НМЦ представляет собой алгоритм, который на основании введенного заказчиком наименования товара осуществляет поиск по всей базе данных контрактов и договоров, размещенной на официальном сайте www.zakupki.gov.ru и подбирает закупки сходных товаров, которые могут быть использованы заказчиком для обоснования начальной (максимальной) цены объявляемой закупки. Машинное обучение, большие данные Big Data.

Сервисы по проверке контрагентов Проверка благонадежности контрагента, его соответствие требованиям заказчика. Осуществляется оценка заявки участника закупки как по ценовому критерию, так и по критериям, указанным в техническом задании, которые важны для заказчика. Искусственный интеллект, машинное обучение, большие данные Big Data, роботизированные процессы.

Обучение для заказчиков и участников закупок Обучение проходит в формате курсов повышения квалификации, программ профессиональной переподготовки и практических семинаров, что позволяет изучить как законодательные изменения, так и практические аспекты электронных процедур на площадке ЭТП. Облачные технологии, цифрови-зация в объединенных центрах обслуживания.

Окончание табл. 5

Наименование сервиса ЭТП Содержание сервиса Цифровая технология

Сервисы финансовых продуктов Сервисы финансовых продуктов для поставщиков, предоставляющие участникам закупочных процедур возможность получения банковских гарантий и факторинга онлайн. Большие данные, блокчейн.

Формирование документов в электронном виде Поставщик может формировать документы для закупочной процедуры в электронном виде: коммерческое предложение, анкета. Автоматическое заполнение электронных документов на основании аналитических данных: документация по закупке, закупочные протоколы, таблица по итогам закупки, заполнение контракта. Роботизированные процессы, блокчейн.

Мобильные сервисы Мобильное приложение для руководителей - инструмент контроля, предоставляющий доступ к аналитику по всем проводимым в компании торгам. Приложение для исполнителей дает возможность безотрывно работать на площадке с применением электронной подписи. Облачные технологии.

Предварительный аудит поставщиков, аудит-сервис Площадка предоставляет услуги по финансовой, юридической экспертизе, экспертизе деловой репутации. В рамках технической экспертизы предлагается рассмотреть или подобрать тех задание по аналогичным закупкам, которые были проведены ранее, чтобы понять, какие технические требования необходимы на конкретную закупку. Аудит проводится не в рамках закупочной процедуры, данная процедура будет говорить о том, что поставщик соответствует общим требованиям закупочной документации, а не конкретной закупке. В случае не прохождения финансовой эксперты или не соответствия корпоративным требованиям организации, площадка осуществляет поиск потенциального партнера для создания консорциумы, чтобы МСП смогли выйти на закупку. Искусственный интеллект, Машинное обучение, большие данные Big Data.

Сервис «аукционный робот» Сервис для участника закупок «аукционный робот», может быть использован в случае невозможности участника закупки присутствовать лично в тех торговых процедурах, где необходимо сделать подачу приложения о цене в торговом зале, на площадке. Участник настраивает аукционного робота, который будет торговаться за него [22]. Роботизированные процессы, машинное обучение.

Источник: составлено авторами на основании данных РАЭКС Аналитика, Росатом [21, 22]

Заключение

Инвестиционно-строительные проекты, являясь существенной составляющей национальных проектов, отличаются высокой ресурсоемкостью, сложностью построения контрактных отношений, масштабами подрядов, требуют внедрения методов проектного в сочетании с цифровыми технологиями во всех областях управления, включая закупки.

В качестве ключевых элементов экосистемы цифрового инжиниринга в сфере заку-

пок выделены электронные торговые площадки, которые интегрируют информацию и процессы взаимодействия участников проектов, в том числе заказчиков, поставщиков, банки, федеральные органы исполнительной власти (Федеральная налоговая служба, Федеральная антимонопольная служба), факторинговые компании, микрофинансовые организации и др.

Высокая конкурентность рынка электронных государственных и корпоративных закупок инвестиционных товаров и подрядных работ вынуждает ЭТП развивать цифровые сервисы не только непосредственно в процедуре торгов, но при условии создания стандартов обмена данными, единых справочников закупаемых товаров и услуг, они смогут планировать затраты, управлять поставщиками и складами, информировать поставщиков о спросе на их товары, а представителей МСП - о требованиях к участию в закупках, помогать заказчикам в обоснованном отборе надежных поставщиков.

При реализации национальных проектов с капитальной составляющей ключевой функцией для государства становится контроль за использованием бюджетных средств, что может обеспечить ЭТП с использованием цифровых технологий в режиме реального времени, предоставить аналитику для принятия решения о выборе победителя, проследить за соблюдением правил закупки и создать условия для дальнейшего мониторинга исполнения выполнением смарт-контрактов в строительстве.

Перспективными направлениями цифровизации должны стать: интеграция ЭТП в корпоративную ERP-систему, организация беспрерывного анализа и мониторинга сквозного процесса закупок, применение дашборда как элемента самоорганизации закупок и принятия решений.

Цифровизация закупочной деятельности в сфере управления инвестиционно-строительными проектами создаст синергетические эффекты и ускорит внедрение новых технологий на жизненном цикле объекта капитального строительства.

ИСТОЧНИКИ:

1. Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-Ф3 (ред. от 02.08.2019) «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc&base=LAW&n=330785&fld=134&dst=1000000001,0&r nd=0.7897164608057934#04039608828876302 ( дата обращения: 02.02.2020 ).

2. Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.01.2020). Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/cons/ cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=342380&fld=134&dst=1000000001,0&r nd=0.2707677005137914#0902232759471246 ( дата обращения: 02.02.2020 ).

3. Федеральный закон от 31.12.2017 N 504-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный

закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n= 286777&fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.9356624764818751#05722409353109772 ( дата обращения: 02.02.2020 ).

4. Федеральный закон от 31.12.2017 N 505-ФЗ «О внесении изменений в отдельные

законодательные акты Российской Федерации». Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n= 286789&fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.80258910455357#013926300591340302 ( дата обращения: 02.02.2020 ).

5. Аналитический отчет по результатам осуществления мониторинга закупок, това-

ров, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» по итогам III квартала 2019 года. Minfin.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.minfin.ru/ru/perfomance/contracts/purchases ( дата обращения: 02.02.2020 ).

6. Блокчейн в закупках. Roseltorg.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.roseltorg.

ru/blockchain ( дата обращения: 02.02.2020 ).

7. Владимирова И.Л., Барешенкова К.А. Роль стоимостного инжиниринга в процессе

внедрения цифровых технологий в строительстве // Теория и практика управления: ответы на вызовы инновационного развития: материалы VIII Международной научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и молодых ученых / под ред. Б. С. Васякина, Д. В. Завьялова, Д. Н. Землякова, М. Н. Кулапова, В. О. Мидовой, М. А. Пономарева, О. Р. Очирова, И. А. Корягиной, И. Л. Владимировой. Москва, 2017. - c. 356-360.

8. Владимирова И.Л., Цыганкова А.А., Барешенкова К.А. Проблемы стоимостного инжиниринга в управлении инвестиционно-строительными проектами // Современные проблемы управления проектами в инвестиционно-строительной сфере и природопользовании: Материалы VII Международной научно-практической конференции, посвященной 110-летию РЭУ им. Г. В. Плеханова. Под ред. В. И. Ресина. М., 2017. - c. 34-39.

9. Дмитриев А.Н., Тамбовцева Т.В., Папикян Л.М., Цыганкова А.А. Современный опыт

инновационного развития строительства на основе технологий информационного моделирования в России и за рубежом // Недвижимость: экономика, управление. - 2019. - № 1. - c. 104-108.

10. Закупки госкомпаний не поддались цифровизации. Kommersant.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3882711 ( дата обращения: 02.02.2020).

11. Интеграция ERP систем с ЭТП - глобальный тренд на многие годы. Press.teclot.com. [Электронный ресурс]. URL: http://press.teclot.com/mneniya/integraciya-ERP-sistem-s-etp-globalni-trend-na-mnogie-god.html ( дата обращения: 02.02.2020 ).

12. Как поделить 26 триллионов. Expert.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://expert. ru/expert/2019/26/kak-podelit-26-trillionov ( дата обращения: 02.02.2020 ).

13. Миголь Е.В. Электронная торговая площадка: новое звено в цепочке создания ценности розничной торговли в интернет-пространстве // Креативная экономика. -2016. - № 10. - c. 1139-1156. - doi: 10.18334/ce.10.10.36591 .

14. Олейникова Н.Н., Барешенкова К.А. Анализ возможности внедрения технологии блокчейна при подготовке исходно-разрешительной документации строительных проектов на примере города Москвы // Современные проблемы управления проектами в инвестиционно-строительной сфере и природопользовании: материалы VIII Международной научно-практической конференции кафедры управления проектами и программами. 11-15 апреля 2018 года/ под ред. В.И. Ресина. Москва, 2018. - c. 258-263.

15. Отчет о результатах экспертно - аналитического мероприятия «Мониторинг развития системы государственных и корпоративных закупок в Российской Федерации за 2018 год». Audit.gov.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://audit.gov.ru/activities/ control/%D0%9E%D0%A2%D0%A7%D0%95%D0%A2%20%D0%93%D0%9E%D0%A1 %D0%97%D0%90%D0%9A%D0%A3%D0%9F%D0%9A%D0%98.pdf( дата обращения: 02.02.2020 ).

16. Площадки B2B-Center и ZakazRF запустили единый сервис для закупок у малого и среднего бизнеса. B2b-center.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.b2b-center.ru/news/?id=18174 ( дата обращения: 02.02.2020 ).

17. Практика организации закупочной деятельности в компаниях нефтегазовой отрасли. Neftegaz-expo.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.neftegaz-expo.ru/ common/img/uploaded/exhibitions/neftegaz/doc_2018/Neftegaz_Digest_2018.01.pdf ( дата обращения: 02.02.2020 ).

18. Результаты мониторинга применения Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в I полугодии 2019 года. Minfin.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.minfin. ru/ru/perfomance/contracts/purchases ( дата обращения: 02.02.2020 ).

19. Ресин В.И., Бачурина С.С., Ласунина Р.М. Эффективность и направления развития законодательного регулирования инновационной системы управления инвестиционно-строительными проектами // Современные проблемы управления проектами в инвестиционно-строительной сфере и природопользовании: материалы VIII Международной научно-практической конференции кафедры управления проектами и программами. 11-15 апреля 2018 года/ под ред. В.И. Ресина. Москва, 2018. - c. 7-12.

20. Роботизация бизнес-процессов (RPA). Digenforum.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://digenforum.ru/conference/5june/materials/pwc.pdf ( дата обращения: 02.02.2020 ).

21. Росатом открыл Интернет-магазин для малых закупок. Rosatom.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rosatom.ru/journalist/news/rosatom-otkryl-internet-magazin-dlya-malykh-zakupok ( дата обращения: 02.02.2020 ).

22. Рынок услуг ЭТП в России: обрести второе дыхание. Raex-a.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://raex-a.ru/researches/etp/2017 ( дата обращения: 24.03.2019 ).

23. Тищенко Т.В. Институциональная среда государственных закупок и ее влияние на деятельность экономических субъектов // Российское предпринимательство. -2019. - № 1. - c. 123-140. - doi: 10.18334/rp.20.1.39707.

24. Тюрина Ю.Г., Шуина А.А. Теоретико-методические аспекты механизма финансирования закупок товаров (работ, услуг) для обеспечения государственных (муниципальных) нужд: российский опыт // Экономика, предпринимательство и право.

- 2019. - № 4. - c. 579-594. - doi: 10.18334/epp.9.4.41361.

25. Тюрина Ю.Г., Шуина А.А. Финансирование государственных закупок товаров (работ, услуг) для обеспечения государственных (муниципальных) нужд: проблемы и современные тенденции // Экономические отношения. - 2019. - № 4. - c. 3001-3018.

- doi: 10.18334/eo.9.4.41291.

26. Умнова М.Г. Оценка рисков компаний-поставщиков при участии в госзакупках // Экономика, предпринимательство и право. - 2019. - № 4. - c. 567-578. - doi: 10.18334/epp.9.4.41537.

27. Электронные торговые площадки в России: игра по новым правилам. Raex-a.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://raex-a.ru/files/research/2019_etp.pdf ( дата обращения: 02.02.2020 ).

28. Электронные торговые площадки в России: кто есть кто. Raex-a.ru/researches. [Электронный ресурс]. URL: https://raex-a.ru/researches/etp/2018 ( дата обращения: 02.02.2020 ).

REFERENCES:

Dmitriev A.N., Tambovtseva T.V., Papikyan L.M., Tsygankova A.A. (2019). Sovremennyy opyt innovatsionnogo razvitiya stroitelstva na osnove tekhnologiy informatsionnogo modelirovaniya v Rossii i za rubezhom [Russian and foreign contemporary experience in implementation of innovations in contraction projects using information modeling technologies]. Real estate: economics, management. (1). 104-108. (in Russian). Migol E.V. (2016). Elektronnaya torgovaya ploshchadka: novoe zveno v tsepochke soz-daniya tsennosti roznichnoy torgovli v internet-prostranstve [The electronic trading platform: the new element of the chain for the creation of the retail trade values in the web space]. Creative economy. 10 (10). 1139-1156. (in Russian). doi: 10.18334/ ce.10.10.36591 .

Oleynikova N.N., Bareshenkova K.A. (2018). Analiz vozmozhnosti vnedreniya tekh-nologii blokcheynapripodgotovke iskhodno-razreshitelnoy dokumentatsii stroitelnyh proektov na primere goroda Moskvy [The Analysis of the Possibility of Introduction of Blockchain Technology During Preparation of Construction Project Planning Permission in Moscow] Modern problems of project management in investment and construction and environmental management. 258-263. (in Russian).

Resin V.I., Bachurina S.S., Lasunina R.M. (2018). Effektivnost i napravleniya raz-vitiya zakonodatelnogo regulirovaniya innovatsionnoy sistemy upravleniya in-vestitsionno-stroitelnymi proektami[Efficiency and Directions of Legislative Regulation Development of the Innovative Management System of Investment and Construction Projects] Modern problems of project management in investment and construction and environmental management. 7-12. (in Russian).

Tischenko T.V. (2019). Institutsionalnaya sreda gosudarstvennyh zakupok i ee vliyanie na deyatelnost ekonomicheskikh subektov [Institutional environment of public procurement and its impact on the activities of economic entities]. Russian Journal of Entrepreneurship. 20 (1). 123-140. (in Russian). doi: 10.18334/rp.20.1.39707.

Tyurina Yu.G., Shuina A.A. (2019). Finansirovanie gosudarstvennyh zakupok tovarov (rabot, uslug) dlya obespecheniya gosudarstvennyh (munitsipalnyh) nuzhd: problemy i sovremennye tendentsii[Funding for public procurement of goods (works, services) for state (municipal) needs: problems and modern trends]. Journal of International Economic Affairs. 9 (4). 3001-3018. (in Russian). doi: 10.18334/eo.9.4.41291.

Tyurina Yu.G., Shuina A.A. (2019). Teoretiko-metodicheskie aspekty mekhanizma fi-nansirovaniya zakupok tovarov (rabot, uslug) dlya obespecheniya gosudarstvennyh (munitsipalnyh) nuzhd: rossiyskiy opyt [Theoretical and methodological aspects of the funding mechanism for the procurement of goods (works, services) for state (municipal) needs: the Russian experience]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 9 (4). 579-594. (in Russian). doi: 10.18334/epp.9.4.41361.

Umnova M.G. (2019). Otsenka riskov kompaniy-postavshchikov pri uchastii v gos-zakupkakh [Risk assessment of suppliers when participating in public procurement]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 9 (4). 567-578. (in Russian). doi: 10.18334/epp.9.4.41537.

Vladimirova I.L., Bareshenkova K.A. (2017). Rol stoimostnogo inzhiniringa v protsesse vnedreniya tsifrovyh tekhnologiy v stroitelstve [The role of value engineering in the process of implementing digital technologies in construction] Theory and practice of management: meeting the challenges of innovation development. 356-360. (in Russian).

Vladimirova I.L., Tsygankova A.A., Bareshenkova K.A. (2017). Problemy stoimostnogo inzhiniringa v upravlenii investitsionno-stroitelnymi proektami [Problems of Costengineeringin the Management of Investment and Construction Projects] Modern problems of project management in investment and construction and environmental management. 34-39. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.