УДК 342
DOI 10.21685/2307-9525-2020-8-2-18
Е. Б. Казакова, А. Ю. Шишкова
Пензенский государственный университет, г. Пенза, Российская Федерация
ЕДИНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА И ЕДИНЫЙ АГРЕГАТОР ТОРГОВЛИ «БЕРЕЗКА» В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК И ИХ ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
Аннотация. В наше время происходит массовая компьютеризация рабочих процессов, направленная на обеспечение доступности различных видов информации определенному кругу лиц. В целях информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» создается единая информационная система (ЕИС), а также относительно новый единый агрегатор торговли (ЕАТ) «Березка». На сегодняшний момент особо важными вопросами являются правовое регулирование в данных системах и нереали-зованность на практике в программном продукте всех требований нормативно-правовых актов Российской Федерации. Рассмотрение проблем и вопросов, возникающих при реализации Федерального закона в части работы в ЕИС и ЕАТ «Березка», является целью данной работы.
Ключевые слова: государственный контракт, государственные закупки, государственный контракт, ЕИС, ЕАТ.
E. B. Kazakova, A. Yu. Shishkova
Penza State University, Penza, the Russian Federation
UNIFIED INFORMATION SYSTEM AND SINGLE AGGREGATOR OF TRADE "BEREZKA" ARE IN THE SYSTEM OF PUBLIC PROCUREMENT AND THEIR LEGAL REGULATION
Abstract. Today, there is a massive computerization of work. In order to inform the contract system in the field of procurement, Federal Law no. 44-^3 of April 5, 2013 "On the contract system in the field of procurement of goods, works, services to meet state and municipal needs" creates a unified information system (UIS), as well as a relatively new single aggregator of trade (SAT) "Berezka." To date, the legal regulation in these systems and the non-implementation in practice of all the requirements of the regulatory acts of the Russian Federation are particularly important issues. Consideration of problems and issues arising in the implementation of the Federal Law regarding work in the Berezka is the purpose of this work.
Key words: state contract, public procurement, state contract, UIS, SAT.
В наше время происходит массовая компьютеризация рабочих процессов, направленная на обеспечение доступности различных видов информации определенному кругу лиц. В целях информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в 2016 г. создается единая информационная система (ЕИС), а позднее, в 2019 г., единый агрегатор торговли (ЕАТ) «Березка», которые также взаимодействуют с иными информационными системами [1; 2].
Основная задача ЕИС и ЕАТ - это обеспечение прозрачности осуществления государственных закупок, исключение из данной системы коррупционной составляющей. Ведущей целью данных информационных систем является публикация хода проведения закупок, а также итогов завершенных торгов. При работе с
данными электронными площадками возникает ряд вопросов, касающихся правового регулирования.
Данные платформы взаимодействуют с торговыми площадками, где торги в большей мере осуществляются в форме аукционов, проводимых государственными или муниципальными учреждениями. Торговая площадка - это взаимосвязанный комплекс информационных и технологических решений, призванный упростить взаимодействие продавца и покупателя через глобальную сеть Интернет. Примерами ЭТП, действующих по Федеральному закону от 5 апреля 2013 г. №44-ФЗ, являются:
1) Сбербанк-АСТ;
2) АГЗРТ;
3) ЕЭТП;
4) РТС-Тендер;
5) Национальная электронная площадка (раньше — ММВБ);
6) Российский аукционный дом;
7) ЭТП ГПБ;
8) ТЭК-Торг [3].
Среди основного функционала перечисленных выше электронных торговых площадок можно выделить:
1. Возможность ознакомиться со списком организаций, работающих на ЭТП. Кроме этого площадки позволяют узнать огромное количество информации об интересующих компаниях.
2. Поиск покупателей и продавцов.
3. Реклама. Сразу же после размещения информации на электронной торговой площадке организация попадает в ЕИС.
4. Непосредственно торговля. Площадки позволяют осуществлять полный комплекс сделок купли-продажи.
5. Проведение сравнительного анализа1.
Все закупки, проводимые на подобных торговых площадках в рамках государственного или муниципального заказов, регулируются Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Существенным отличием двух информационных систем, ЕИС и ЕАТ, от торговых площадок является полное отражение на порталах отчетности, включая моменты подписания договора, его исполнение или расторжение, в случаях предусмотренных Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Кроме того, целями ЕАТ и ЕИС является информирование участников процесса государственной закупки, а не проведение аукционных мероприятий, для которых предназначены торговые площадки.
С 2019 г. начинает функционировать на федеральном уровне ЕАТ «Березка». Единый агрегатор торговли «Березка» - это информационно-аналитическая система, работающая как электронный магазин на федеральном уровне. На рис. 1 представлена стартовая страница ЕАТ «Березка», на которой можно видеть основные виды закупок, осуществляемые в данной системе [4].
Поставщики предлагают ТРУ (товары, работы, услуги) по фиксированной цене, а Заказчики могут купить их без проведения конкурентной процедуры (рис. 2). Для этого они размещают на сайте ЕАТ «Березка» информацию о своих товарах (работах, услугах), ищут закупки, принимают участие в закупочных сессиях и подают свои ценовые предложения, а также подписывают контракты с Заказчиком.
1 Обзор электронных торговых площадок // 44-ФЗ ГОСЗАКУПКИ : сайт. — URL: https://zakon44fz.ru/articles/obzor-etp (дата обращения: 20.04.2020).
Я й agregatoreat.ru Берёзка - Единый агрегатор торговли *49 отзывов я ф (=} ф,
22.04.20 22:29 МСК 8 800 505-90-25 О Служба поддержки \7 0[][] £ Личный кабинет
Классификатор | Каталог предложений | Заказники и Поставщики Реестр закупок | Закупки | МСП Услуги | Информационные материалы | —
КАНЦЕЛЯРСКИЕ ТОВАРЫ ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ МЕБЕЛЬ ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Все категории
Рис. 1. EAT «Березка»
<- Я 6 Й agregatoreat.ru Классификатор * 49 отзывов Щ ф ю ^ ф
Главная / Классификатор / Бытовая техника и электроника
Искать в Классификаторе 0КПД2 АВТОМОБИЛЬНЫЕ ТОВАРЫ И ЗАПЧАСТИ БАНКОВСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ И ККМ БЫТОВАЯ ТЕХНИКА И ЭЛЕКТРОНИКА
АППАРАТУРА ЗАПИСИ И ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ ИЗОБРАЖЕНИЯ АППАРАТУРА РАДИОЛОКАЦИОННАЯ, РАДИОНАВИГАЦИОННАЯ
АУДИО/ВИДЕО ВЕСЫ
ВСТРАИВАЕМАЯ ТЕХНИКА КАТЕГОРИЯ В РАЗРАБОТКЕ КЛИМАТИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА КОМПЛЕКТУЮЩИЕ (ЗАПАСНЫЕ ЧАСТИ) КРУПНАЯ БЫТОВАЯ ТЕХНИКА МАЛАЯ БЫТОВАЯ ТЕХНИКА ПАНЕЛИ ИНДИКАТОРНЫЕ ПРИСТАВКИ ИГРОВЫЕ РАДИОАППАРАТУРА СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ПРИБОРЫ ЦИФРОВАЯ ТЕХНИКА ДЕТСКИЕ ТОВАРЫ ИНЖЕНЕРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
_КАНЦЕЛЯРСКИЕ ТОВАРЫ_
Рис. 2. Предложения поставщиков на ЕАТ «Березка»
Таким образом, контракты, заключенные на сравнительно низкие суммы, могут не проводить процедуру аукциона, которая увеличивает время заключения контракта, что зачастую препятствует своевременному получению товара. Таким образом, с введением ЕАТ «Березка» стало возможным отслеживание денежных средств, идущих на незначительные расходы, например, на продукты питания, канцелярские товары, незначительно увеличивая затраченное время на заключения соглашения между Исполнителем и Заказчиком. Упрощенная форма отчетности в едином агрегаторе торговли, предусматривающая лишь публикацию
оригинальных документов, касающихся заключения, расторжения и исполнения контрактов, согласно Федеральному закону от 5 апреля 2013 г. №44-ФЗ, позволяет в полной мере ознакомиться с процедурами закупок. Стоит отметить, что в системе ЕАТ у Заказчика есть выбор между поставщиками, представленными в агрега-торе, но кроме данных Исполнителей Заказчик сам может предложить подрядчика по контракту и заключить с ним соглашение, при этом цена не должна быть выше заявленной участником ЕАТ, а качество и объем поставки не должны снижаться. Контроль за данными вопросами закон в полной мере возложил на Заказчика, который обязан отследить выполнение всех условий договора и провести собственную экспертизу, подтверждающую факт добросовестного исполнения подрядчиком контракта [5; 6].
При детальном рассмотрении действий ЕИС и ЕАТ можно сделать вывод о том, что ЕАТ «Березка» является частью ЕИС, поскольку единый агрегатор торговли достаточно сильно в нее интегрирован. Вся информация о заказчиках на ЕАТ поступает из ЕИС, а в агрегаторе хранятся только данные о контактных лицах и их полномочиях. Данные об объектах закупки поступают на «Березку» из ЕИС:
- из Каталога товаров, работ и услуг (КТРУ);
- из Единого справочника-каталога лекарственных препаратов (ЕСКЛП)2.
Обратно в ЕИС агрегатор передает сведения о заключенных контрактах. В
том числе и тех, которые заказчик заключил в обход «Березки», т. е. посредством заключения прямого договора на поставку товара или услуги, в силу более выгодных предоставленных условий, чем у организаций, представленных в ЕАТ «Берез-ка»3.
Согласно п. 1 Распоряжения Правительства РФ от 28 апреля 18 №824-р, через «Березку» возможно проведение следующих закупок:
- на сумму до 100 тыс. руб. (п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона №44-ФЗ);
- на сумму до 400 тыс. руб., если заказчиком выступает театр, музей, цирк, ботанический сад, зоопарк или другое учреждение из п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона №44-ФЗ;
- на сумму не более 200 тыс. руб., если предмет закупки — лекарственные препараты и у пациента имеются соответствующие медицинские показания (п. 28 ч. 1 ст. 93 Закона №44-ФЗ) [7].
На площадке нельзя проводить закупки, составляющие государственную тайну, закупки услуг физических лиц, а не ИП, а также закупки для обеспечения деятельности заказчиков на территории иностранного государства [8].
С 1 марта 2019 г. можно осуществлять закупки всех товаров и услуг в полном объеме. Ранее возможности были ограничены только канцелярскими товарами для федеральных органов государственной власти и подведомственным им федеральных казенных учреждений (согласно поправкам, внесенным Распоряжением Правительства РФ от 27 ноября 2018 №2326-р)4 [9; 10].
Прочие виды закупок в рамках государственного или муниципального заказов осуществляются через ЕИС.
ЕИС - это информационное пространство, расположенное в сети Интернет по адресу www.zakupki.gov.ru, с помощью которого государственные и муниципальные заказчики закупают товары, работы и услуги (п. 9 ч. 1 ст. 3 Закона №44-ФЗ). На рис. 3 изображена стартовая страница ЕИС, через которую осуществляется вход в личный кабинет участника закупок, указаны контактные данные технической поддержки информационной системы, выведено окно с новостями
2 Госзакупки // Государственные закупки. Гид по единой информационной системе : сайт. — URL: https://zakupki-gov-ru.com (дата обращения: 20.04.2020).
3 Особенности «Березки»: регистрация, торги, заключение контракта // Контур.Закупки : сайт. — URL: https://zakupki-kontur.ru/news/osobennosti-berezki-registraciya-torgi-zaklyuchenie-kontrakta/ (дата обращения: 20.04.2020).
4 Как работает единый агрегатор торгов «Березка» // СКБ Контур : сайт. — URL: https://kontur.ru/articles/5417 (дата обращения: 20.04.2020).
в части государственных и муниципальных закупок, актуальные вопросы и оповещения о работе единой информационной системы в реальном времени. Кроме того, внизу стартовой страницы отражается содержание всех блоков, представленных на сайте. Следует отметить, что в разделе Реестр контрактов на верхней панели, во вкладке «Контракты и договоры», можно ознакомиться с контрактной деятельностью любого интересующего государственного учреждения, действующего в рамках Закона №44-ФЗ.
Рис. 3. Стартовая страница ЕИС
С помощью ЕИС осуществляются следующие закупки:
1. Закупки в соответствии с п. 4, п. 5, п. 28 ч. 1 ст. 93 Закона №44-ФЗ - закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) без проведения конкурентных процедур.
Заказчики и раньше закупали товары, работы и услуги в соответствии с этими пунктами у единственного поставщика, а сама процедура была крайне непрозрачной. Теперь же такие закупки должны проводиться в электронной форме,
а у Заказчиков появилась возможность дополнительно сэкономить на их проведении и получить более выгодные предложения от поставщиков.
2. Электронный аукцион. Самый популярный вид закупок по Закону №44-ФЗ (62 % всех закупок в 2017 г.) проходит в электронной форме на одной из 8 ЭТП. Для участия нужна электронная подпись и аккредитация на ЭТП (с 1 января 2019 г. регистрация в ЕИС). Заявка состоит из двух частей, которые нужно подать одновременно. До аукциона заказчик рассматривает первую, после аукциона -вторую. После допуска первой части поставщик в назначенное время заходит на торговую площадку и подает ценовые предложения. Участники снижают НМЦ «на шаг» от 0,5 % до 5 % НМЦ. Если в течение 10 мин никто не предлагает более низкую цену, побеждает участник, который предложил самую низкую цену. После торгов заказчик проверяет вторые части заявок и объявляет победителя, с которым заключает контракт.
3. Закрытый конкурс. Принять участие в закрытой закупке может ограниченный круг поставщиков, которые соответствуют требованиям и которых заказчик приглашает сам. Если закупка не составляет гостайну, извещение публикуют в ЕИС. В этом случае заинтересованные поставщики подтверждают документами, что соответствуют требованиям, и подают заказчику запрос на предоставление конкурсной документации.
4. Открытый конкурс. Комиссия рассматривает заявки участников и сравнивает цену, качество товара, опыт выполнения аналогичных контрактов, квалификацию сотрудников и т.д. Побеждает участник, который предложил лучшие условия.
5. Запрос предложений. Чаще всего заказчик проводит запрос при несостоявшихся аукционах или повторных конкурсов, а также при закупке на лечение российских граждан за границей и в некоторых других ситуациях.
6. Конкурс с ограниченным участием. Заказчики используют этот способ только на услуги, которые утверждены в постановлении Правительства от 4 февраля 2015 г. №99. В нем же прописаны дополнительные требования к участникам таких конкурсов:
- финансовые ресурсы для исполнения контракта;
- право собственности на недвижимость и технику;
- опыт аналогичных работ;
- нужное количество квалифицированных специалистов [11].
Заказчик может провести конкурс с ограниченным участием, когда закупает высокотехнологичные, технологически сложные, инновационные или специализированные работы и услуги, выполнить которые могут только поставщики с определенным уровнем квалификации. В приложении № 2 постановления Правительства №99 от 4 февраля 2015 г. перечислены девять видов таких работ, среди которых:
1. Строительство и ремонт опасных или технически сложных зданий и дорог дороже 50/150 млн руб. (муниципальные и федеральные соответственно).
2. Организация питания для больниц, школ и других социальных учреждений.
3. Организация отдыха и оздоровления детей.
4. Захоронение ядерных отходов.
5. Работы по сохранению памятников истории и культуры, реставрации музейных коллекций, ценных и редких документов. Сюда же относятся работы, для которых нужен доступ к базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам, к системам безопасности музеев, к архивным документам библиотек.
Несколько заказчиков могут проводить совместные закупки одних и тех же товаров, работ и услуг. Организатором совместного конкурса или аукциона выступает государственный уполномоченный орган. Заказчики заключают с ним соглашение, в котором прописывают:
- юридическую информацию о сторонах,
- сведения о закупках (идентификационные коды, НМЦ, сроки и т.д.)
- порядок проведения закупок,
- перечень полномочий организатора,
- другую необходимую информацию.
Стороны соглашения несут расходы на проведение совместных закупок пропорционально доле начальной (максимальной) цены. Контракт с победителем каждый заказчик заключает по отдельности [12].
Закон предусматривает возможность централизовать любые закупки госзаказчиков на федеральном или муниципальном уровне. В этом случае один уполномоченный специализированный орган будет планировать закупки, проводить их, оценивать заявки, принимать товар.
Согласно п. 3 ст. 4 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. №44-ФЗ, Единая информационная система содержит:
- планы-графики и информацию об их реализации;
- информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, перечень иностранных государств, групп иностранных государств, с которыми Российской Федерацией заключены международные договоры о взаимном применении национального режима при осуществлении закупок, а также условия применения такого национального режима;
- информацию о закупках, предусмотренную настоящим Федеральным законом, об исполнении контрактов;
- реестр контрактов, заключенных заказчиками;
- реестр недобросовестных поставщиков подрядчиков, исполнителей;
- библиотеку типовых контрактов, типовых условий контрактов;
- реестр банковских гарантий;
- реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок, их результатов и выданных предписаний;
- перечень международных финансовых организаций, созданных в соответствии с международными договорами, участником которых является Российская Федерация, а также международных финансовых организаций, с которыми Российская Федерация заключила международные договоры;
- отчеты заказчиков, предусмотренные настоящим Федеральным законом;
- каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
- нормативные правовые акты, регулирующие отношения, указанные в ч. 1 ст. 1 настоящего Федерального закона;
- информацию о складывающихся на товарных рынках ценах товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также о размещаемых заказчиками в соответствии с ч. 5 ст. 22 настоящего Федерального закона запросах цен товаров, работ, услуг [13].
Трудности правового регулирования в ЕИС и ЕАТ возникают, прежде всего, по причине относительно нового законодательства и, вместе с тем, новой платформой, на которой производятся действия для осуществления государственных закупок.
Стоит отметить, что договоры, заключенные непосредственно на ЭТП, подписываются электронно, что приравнивается к стандартному подписанию контракта, что регулируется Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. №63-ФЗ «Об электронной подписи».
На этапе заключения контракта ведущей задачей заказчика и будущего исполнителя является детальное освящение в тексте контракта всех условий, касающихся как предмета контракта, его качества, объемов и сроков поставки или
оказания услуг, так и пунктов договора, предусматривающих штрафные санкции в случае недобросовестного исполнения условий контракта. Следует отметить, что наименование предмета товара или услуги, их характеристики должны быть абсолютно одинаковы как в тексте контракта, подписанного в ЕИС, так и в товарных накладных, актах, счетах и прочих отчетных документах. В случае если присутствует разница между поставленным товаром или услугой и описанной в контракте, заказчиком должна быть проведена экспертиза (внутренняя или внешняя (независимая)), по результатам которой заказчик должен принять решение о принятии товара (услуги) или об отказе от товара (услуги). В случае отказа от товара заказчик может расторгнуть действующий государственный контракт с исполнителем или, если есть время, дать исполнителю заменить товар. Если же в ходе экспертизы принимается решение о принятии товара или услуги в предоставленном виде, сторонами подготавливается дополнительное соглашение о замене товара. При этом качество товара или услуги может только превышать изначально обозначенное в государственном контракте.
В контракт обязательно включают условие об ответственности заказчика и поставщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение контракта:
Пеня при просрочке - например, если поставщик не поставил вовремя товар или заказчик не оплачивает контракт.
В остальных случаях - штрафы, установленные Правительством.
Если одна из сторон не исполняет условия контракта, другая отправляет требование об уплате неустоек5.
Пени начисляют за каждый день просрочки, они составляют 1 /300 ставки рефинансирования:
- от невыплаченной суммы контракта, если условия нарушает заказчик.
- от суммы контракта, уменьшенной на сумму фактически поставленных товаров и выполненных работ, если условия нарушает поставщик.
Штрафы и пени не платят, если контракт невозможно исполнить из-за обстоятельств непреодолимой силы.
Правительство имеет право установить банковское сопровождения контрактов: требования к банкам, отбору, условиям договоров, банковским отчетам. Конкретные случаи, когда требуется банковское сопровождение контрактов, могут устанавливать:
- Правительство;
- высший исполнительный орган государственной власти субъекта;
- местная администрация.
При банковском сопровождении все расчеты по контракту отражаются на счетах, которые открываются в специально отобранных банках.
Обеспечить заявку и исполнение контракта можно не только живыми деньгами, но и банковской гарантией. Такие гарантии выдают банки из перечня, который утверждает Минфин. В действующей редакции Закона №44-ФЗ гарантия должна быть безотзывной, то есть банк ни при каких обстоятельствах не может ее отозвать, пока не закончится срок ее действия [14].
Обязательная информация в гарантии:
1. Сумма, которую выплатит банк, если поставщик откажется заключать контракт или нарушит его условия.
2. Обязательства, качественное исполнение которых обеспечивает банковская гарантия (поставка конкретных товаров, перечень работ и т.д.).
3. Обязанность банка выплатить заказчику неустойку размером 0,1 % от суммы гарантии за каждый день просрочки.
5 О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: Федер. закон от 5 апреля 2013 г. №44-ФЗ // Правовой Сервер КонсультантПлюс, www.consultant.ru. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144624/ (дата обращения: 22.04.2020).
4. Условие о том, что исполнением обязательств банка считается перечисление денег на счет заказчика.
5. Срок действия банковской гарантии (она должна действовать в течение 1 месяца после окончания контракта).
6. Условие о том, что если поставщик нарушает обязательства, заказчик получит деньги не от него, а от банка.
7. Перечень документов, которые заказчик передает банку вместе с требованием выплатить неустойку.
В контракте с единственным поставщиком в банковскую гарантию включается условие о праве заказчика списать деньги со счета банка, если он за пять рабочих дней не выполнит требование о возмещении ущерба.
В банковскую гарантию нельзя включать условие, что неисполнение условий контракта нужно подтверждать судебными актами [15].
Все эти условия предусмотрены Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Стоит отметить, что все изменения в ходе исполнения контракта, включая все дополнительные соглашения, должны отражаться в ЕИС или в ЕАТ «Березка»6.
Трудности возникают при составлении отчета в ЕИС, когда, согласно требованиям Федерального закона от 5 апреля 2013 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», необходимо отражать на портале как момент передачи товара или оказания услуги, так и момент осуществления оплаты за данный товар или услугу. При этом отчет по контракту предусмотрен лишь в единственном экземпляре, не предусматривается разработчиками момент опубликования названных выше действий отдельно, что фактически вызывает нарушение заказчиками требования ч. 4 ст. 7.32.3. КоАП РФ, согласно которому накладываются штрафные санкции на организацию-заказчика. То есть возникает проблема отсутствия возможности реализации требований нормативно-правовых актов.
Кроме того, несовершенство программного обеспечения ЕИС и ЕАТ, частые технические сбои программы приводят к вынужденным нарушениям нормативно-правовых актов [16].
Таким образом, в процессе работы в таких информационных системах, как ЕИС и ЕАТ «Березка» было изучено правовое регулирование не только правила заключения и ведения государственных контрактов в целом, но и действия заказчиков и исполнителей в части отчетности в данных информационных системах. В настоящее время ключевой проблемой в данном вопросе является нереализован-ность на практике в программном продукте всех требований нормативно-правовых актов. Кроме того, освящение в системах полной информации о ходе исполнения контракта, как того требует законодательство, является трудно реализуемым. Именно поэтому как нормативно-правовая база, так и программный продукт требует грамотной доработки специалистов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Чуряев А. В. Итоги реализации закона о контрактной системе в 2014 году / А. В. Чуряев // Право и экономика. — 2014. — № 12 (322). — С. 3-11.
2. Игнатова Г. В. Информационное обеспечение закупочной деятельности в цифровой экономике/ Г. В. Игнатова, В. В. Иноземцева // Вестник СГСЭУ. — 2019. — № 3 (77). — С. 15-19.
6 О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: Федер. закон от 5 апреля 2013 г. №44-ФЗ // Правовой Сервер КонсультантПлюс, www.consultant.ru. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144624/ (дата обращения: 22.04.2020).
3. Демина Н. В. Виды электронных торговых площадок / Н. В. Демина, М. В. Чистова // Вестник экспертного совета. — 2018. — № 1-2 (12-13). — С. 132-137.
4. Арсеньева Н. Б. О создании единого агрегатора торговли, с использованием которого государственные заказчики вправе осуществлять закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд / Н. Б. Арсеньева, А. А. Шибанова // Образование. Наука. Научные кадры. — 2019. — № 2. — С. 119-125.
5. Поветкина Н. А. Бюджетно-правовые инструменты повышения эффективности государственного управления / Н. А. Поветкина // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. — 2018. — № 4 (44). — С. 240-245.
6. Саяпина П. А. Управление рисками государственных закупок и их характер / П. А. Саяпина // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. — 2019. — № 6-2. — С. 213-215.
7. Божко А. П. О некоторых нововведениях законодательства о контрактной системе Российской Федерации с 01.01.2019 / А. П. Божко, П. А. Паулов // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. — 2019. — № 3-2. — С. 167-169.
8. Шмелева М. В. Цифровые технологии в государственных и муниципальных закупках: будущее или реальность / М. В. Шмелева // Актуальные проблемы российского права. — 2019. — № 12 (109). — С. 36-42.
9. Гусева Т. А. Реализация принципов контрактной системы / Т. А. Гусева // Юридическая техника. — 2020. — № 14. — С. 401-404.
10. Белокрылова О. С. Механизмы общественного контроля: направления повышения эффективности / О. С. Белокрылова // Journal of Economic Regulation (Вопросы регулирования экономики). — 2017. — Т. 8, № 3. — С. 57-70.
11. Андреев Н. Ю. Использование электронных торгов в современной контрактной системе / Н. Ю. Андреев, Ф. С. Кордыш // Имущественные отношения в РФ. — 2015. — № 7 (166). — С. 6-11.
12. Маковлева Е. Е. Инструменты и методы противодействия недобросовестному исполнению государственного контракта / Е. Е. Маковлева // Экономическая политика —
2018. — Т. 13, № 3. — С. 62-81.
13. Сидорова М. В. Актуальные аспекты функционирования системы государственных и муниципальных закупок в Российской Федерации / М. В. Сидорова, М. М. Новосельцева // Экономика и бизнес: теория и практика. — 2019. — № 4-2. — С. 177-180.
14. Терехова А. Н. Основные проблемы в области осуществления процесса государственных закупок в Российской Федерации / А. Н. Терехова, И. В. Павлова // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. — 2018. — № 6 (32). — С. 213-216.
15. Меретукова С. К. Стандартизация и взаимодействие программных систем как инструменты оптимизации контрактной системы государственных закупок / С. К. Мере-тукова, Ш. Т. Меретуков, С. Ш. Гишева, С. К. Шишхова // Вестник адыгейского государственного университета. Серия 4: Естественно-математические и технические науки. —
2019. — № 1 (236). — С. 103-110.
16. Мельников И. Н. Актуальные вопросы совершенствования контрактной системы государственных закупок в Российской Федерации на современном этапе / И. Н. Мельников, А. Ю. Климова // Вестник Костромского государственного университета. — 2020. — № 1. — С. 217-220.
REFERENCES
1. Churiaev A. V. Results Realization of Law on Contract System in 2014. Pravo i ekonomika = Law and Economic, 2014, no. 12 (322), pp. 3-11 (in Russian).
2. Ignatova G. V., Inozemtseva V. V. Information Support for Procurement Operations in the Digital Economy. Vestnik SGSEU = Vestnik of Saratov State Socio-Economic University, 2019, no. 3 (77), pp. 15-19 (in Russian).
3. Demina N. V., Chistova M. V. The Types of Electronic Trading Facilities. Vestnik ek-spertnogo soveta = Bulletin of Advisory Council, 2018, no. 1-2 (12-13), pp. 132-137 (in Russian).
4. Arsen'eva N. B., Shibanova A. A. About Creation of the Uniform Aggregator of Trade with Which Use the State Customers Have the Right to Carry Out Purchases for Ensuring the State and Municipal Needs. Obrazovanie. Nauka. Nauchnye kadrry = Education. Science. Academic Professionals, 2019, no. 2, pp. 119-125 (in Russian).
5. Povetkina N. A. Budget and Legal Instruments to Improve the Effectiveness of Public Administration. Iuridicheskaia nauka i praktika: Vestnik Nizhegorodskoi akademii MVD Rossii = Legal Science and Practice: Journal of Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2018, no.4 (44), pp. 240-245 (in Russian).
6. Saiapina P. A. Risk Management of State Purchases and their Character. Mezhdu-narodnyi zhurnal gumanitarnykh i estestvennykh nauk = International Journal of Humanities and Sciences, 2019, no. 6-2, pp. 213-215 (in Russian).
7. Bozhko A. P., Paulov P. A. About Some Innovations of the Legislation on the Contract System of the Russian Federation 01.01.2019. Mezhdunarodnyi zhurnal gumanitarnykh i estestvennykh nauk = International Journal of Humanities and Sciences, 2019, no. 3-2, pp. 167-169 (in Russian).
8. Shmeleva M. V. Digital Technologies in State and Municipal Procurement: The Future or Reality. Aktual'nye problemy rossiiskogo prava = Actual Problems of Russian Law, 2019, no. 12 (109), pp. 36-42 (in Russian).
9. Guseva T. A. Implementation of Contract System Principles. Iuridicheskaia tekhnika = Legal Equipment, 2020, no. 14, pp. 401-404 (in Russian).
10. Belokrylova O. S. Public Control Mechanisms: Efficiency Improvement Directions. Journal of Economic Regulation, 2017, vol. 8, no. 3, pp. 57-70 (in Russian).
11. Andreev N. Iu., Kordysh F. S. Use of Electronic Trading System in Modern Contract. Imushchestvennye otnosheniia v RF = Property Relations in the Russian Federation, 2015, no. 7 (166), pp. 6-11 (in Russian).
12. Makovleva E. E. Tools and Methods to Counteract Unfair Implementation of a State Contract. Ekonomicheskaiapolitika= Economic Policy, 2018, vol. 13, no. 3, pp. 62-81 (in Russian).
13. Sidorova M. V., Novosel'tseva M. M. Current Aspects of Functioning of Public and Municipal Procurement's System in Russian Federation. Ekonomika i bizn.es: teoriia i praktika = Economics and Business: Theory and Practice, 2019, no. 4-2, pp. 177-180 (in Russian).
14. Terekhova A. N., Pavlova I. V. Main Problems in the Implementation of the Public Procurement Process in the Russian Federation. Innovatsionnaia ekonomika: perspektivy razvitiia i sovershenstvovaniia = Innovative Economy: Prospects for Development and Improvement, 2018, no. 6 (32), pp. 213-216 (in Russian).
15. Meretukova S. K., Meretukov Sh. T., Gisheva S. Sh., Shishkhova S. K. Standardization and Interaction of Software Systems as Tools to Optimize the Contract System of Public Procurement. Vestnik adygeiskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia 4: Estestvenno-matematicheskie i tekhnicheskie nauki = The Bulletin of the Adyghe State University. Series «Natural-Mathematical and Technical Sciences», 2019, no. 1 (236), pp. 103-110 (in Russian).
16. Mel'nikov I. N., Klimova A. Iu. Topical Issues of Improving the Contract System of Public Procurement in the Russian Federation at the Present Stage. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta = Vestnik Kostroma State University, 2020, no. 1, pp. 217-220 (in Russian).
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Казакова Евгения Борисовна — заведующий кафедрой частного и публичного права юридического института Пензенского государственного университета, кандидат юридических наук, доцент, 440026, г. Пенза, ул. Красная 40, Российская Федерация, e-mail:1-janni@ list.ru.
Шишкова Анастасия Юрьевна — магистрант юридического института Пензенского государственного университета, 440026, г. Пенза, ул. Красная 40, Российская Федерация, e-mail: [email protected].
INFORMATION ABOUT AUTHORS
Kazakova Evgeniya B. — Head, Department of Private and Public Law, Institute of Law, Penza State University, Candidate of Law, Associate Professor, 40 Krasnaya Street, Penza, 440026, the Russian Federation, e-mail: [email protected].
Shishkova Anastasiya Yu. — Master Student, Institute of Law, Penza State University, 40 Krasnaya Street, Penza, 440026, the Russian Federation, e-mail: nastya4242.shishkova@ gmail.com.
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ
Казакова Е. Б. Единая информационная система и единый агрегатор торговли «Березка» в системе государственных закупок и их правовое регулирование / Е. Б. Казакова, А. Ю. Шишкова // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство». — 2020. — Т. 8, № 2 (30). — С. 162-173. — URL: http://esj.pnzgu.ru. — DOI: 10.21685/23079525-2020-8-2-18.
FOR CITATION
Kazakova E. B., Shishkova A. Yu. Unified Information System and Single Aggregator of Trade «Berezka are in the System of Public Procurement and Their Legal Regulation. Electronic scientific journal «Science. Society. State», 2020, vol. 8, no. 2, pp. 162-173, available at: http://esj.pnzgu.ru. DOI: 10.21685/2307-9525-2020-8-2-18. (In Russian).