Научная статья на тему 'Электронные магазины закупок у единственного поставщика как элемент цифровизации сферы государственного заказа'

Электронные магазины закупок у единственного поставщика как элемент цифровизации сферы государственного заказа Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
564
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННЫЕ МАГАЗИНЫ / ЕДИНСТВЕННЫЙ ПОСТАВЩИК / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / КОНТРАКТНАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бижоев Б.М., Обаляева Ю.И.

В статье актуализирована тема применения электронных магазинов в сфере закупок товаров, работ, услуг Российской Федерации. Условия развития системы государственного заказа, с преобладанием цифровизации, влияющей на внедрение инновационных технологий в контрактную систему, продуцируют реализацию конверсии технологий информационно-телекоммуникационных компаний в сектор государственного управления. Изучен международный опыт осуществления закупок, выделены эффекты внедрения электронных магазинов для малых закупок в контрактную систему. Систематизирован функционал маркетплейса Sberb2b. Рассмотрены необходимые требования, функции и их дифференциация в контексте деятельности заказчиков, региональных уполномоченных органов в сфере закупок. Обосновано совершенствование законодательства о контрактной системе в связи с подготовкой базы для возможности внедрения технологий искусственного интеллекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Электронные магазины закупок у единственного поставщика как элемент цифровизации сферы государственного заказа»

Электронные магазины закупок у единственного поставщика как элемент цифровизации сферы государственного заказа

Бижоев Бетал Муратович

директор по научным исследованиям, bizhoevbetal@mail.ru

ЗАО «Сбербанк-АСТ»,

Обаляева Юлия Игоревна

к.э.н., директор по развитию, ЗАО «Сбербанк-АСТ», YIObalyaeva@sberbank-ast.ru

В статье актуализирована тема применения электронных магазинов в сфере закупок товаров, работ, услуг Российской Федерации. Условия развития системы государственного заказа, с преобладанием цифровизации, влияющей на внедрение инновационных технологий в контрактную систему, продуцируют реализацию конверсии технологий информационно-телекоммуникационных компаний в сектор государственного управления. Изучен международный опыт осуществления закупок, выделены эффекты внедрения электронных магазинов для малых закупок в контрактную систему. Систематизирован функционал маркетплейса Sberb2b. Рассмотрены необходимые требования, функции и их дифференциация в контексте деятельности заказчиков, региональных уполномоченных органов в сфере закупок. Обосновано совершенствование законодательства о контрактной системе в связи с подготовкой базы для возможности внедрения технологий искусственного интеллекта.

Ключевые слова: электронные магазины, единственный поставщик, цифровая экономика, государственные закупки, цифровизация, контрактная система.

Государственные закупки - отдельный, самостоятельный инструмент в национальной экономике, определяющий особые правила взаимодействия бизнеса и государства. В системе государственного заказа сформированы устоявшиеся формы и способы осуществления закупок: аукцион, конкурс, запрос котировок и запрос предложений, реализованные в настоящий момент в электронной форме. У каждого способа закупки есть критерии оценки, может быть этапность и установленный порядок проведения каждого этапа, открытая или закрытая форма подачи предложений. Однако один из способов по-прежнему остаётся непрозрачным и не реализованным в электронной форме.

На рынке государственного заказа последние годы появляются так называемые электронные магазины, т.е. цифровые институциональные платформы, способствующие заключению контрактов в электронном виде. Электронные магазины можно назвать новым подходом к осуществлению госзакупок, когда рынок не только определяет справедливую цену, но и самостоятельно формирует, а затем и предлагает государству сам предмет закупки, то есть заказчик может выбрать из уже сформированных поставщиками предложений товаров, работ и услуг (оферт). Это не только собственно, например, товарная позиция, но и дополнительные сервисы, доставка, упаковка, наладка, обслуживание, обучение. Такой подход сам по себе может, в том числе, позволить заказчику лучше понять свою действительную потребность, оптимизировав подход к объекту закупки. Но, конечно же, в электронных магазинах из имеющихся или запрошенных товаров и услуг заказчик сам выбирает, сам сравнивает условия сделки, которые предлагают поставщики.

Данные системы (представленные в виде «витрины закупок» или «электронного магазина малых закупок») представляют решение на базе современных информационных технологий, которое позволяет оптимизировать процесс закупок у единственного поставщика и снизить сопутствующие трудозатраты (при том, что на сегодняшний день с точки зрения федерального законодатель-

X X

о

го А с.

X

го т

о

ю О

м о

а>

о

es

0

01

О Ш

m

X

3

<

m о х

X

ства отсутствуют механизмы текущего контроля проведения малых закупок). Практика перехода закупок малого объема по 44-ФЗ (в соответствии с пунктами 4 и 5 части 1 статьи 93 44-ФЗ до 300 тыс. руб. и до 600 тыс. руб. для отдельных лиц) в электронные магазины, ее цифровая институцио-нализация дает первые результаты эффективности.

Государственные закупки, информацию о которых можно найти на сайте ЕИС, не предполагали такой подход изначально, во главе концепции госзакупок стоит описание объекта закупки, техническое задание, которое формирует заказчик. В электронном магазине все наоборот, все сведения уже в каталоге, на основании которого поставщик формирует характеристики своего предложения, а заказчик выбирает из того, что есть в магазине. Такая открытость положительно влияет на эффективность закупочной деятельности -производители и подрядчики имеют возможность отслеживать предложения, которые публикуют конкуренты либо поставщики-посредники и, в свою очередь, также предлагать заказчикам более выгодные условия поставки.

На наш взгляд, следует рассматривать электронные магазины, как эффективный инструмент развития малого бизнеса. Проведение закупок в магазинах даёт возможность малому предпринимательству развиваться, расширяет не только объем, но географию их бизнеса от района или города до нескольких, например, соседних регионов в зависимости от логистики поставок, влияющей на ценообразование. И чем активнее заказчики будут осуществлять закупи в электронном магазине, тем больше предпринимателей начнут предлагать там свои товары и услуги, поверив в такую концепцию государственных закупок. Немаловажно и то, что законодатель «отпускает» заказчиков в сторону единственного поставщика, повышая не только порог однократной закупки у единственного поставщика в соответствии с п.п.4, 5 статьи 93 закона о контрактной системе (что уже весьма привлекательно для предпринимателя), но и увеличивая легальные объемы бюджетных расходов, осуществляемых в порядке прямых закупок. Более того позиция законодателя развернута лицом к электронным магазинам, что подтверждает имплементация в систему контрактных отношений единого агрегатора торговли «Березка», созданного для реализации закупок федеральных заказчиков решением Правительства РФ.

В некоторых электронных магазинах существуют специальные сервисы для осуществления запросов и для проведения мини-торгов. В таких мини-аукционах или котировочных сессиях заказчик выставляет все условия сделки, которые он требует от поставщиков и указывает конкретные характеристики товаров, что исключает возмож-

ность предложения поставщиками аналогов. А дальше поставщики, готовые поставить товар на условиях заказчика уже торгуются только на снижение цены. Выбирать в данном способе самое дорогое предложение заказчику не логично. Хотя технически такая возможность у заказчика есть. Однако, такие способы осуществления закупок считаются по сути, «выпавшими» из нормативно-правового регулирования, попавшими в слепую зону. Обжаловать такие процедуры в антимонопольном органе нельзя, быстрого реагирования на нарушения в данных процедурах не происходит.

На последней выставке-форуме Госзаказ прозвучало, что мировая практика подобных электронных закупок давно существует, а в нашей стране - нет [6]. Действительно, в развитых странах если у заказчика есть потребность в каком-то товаре, то автоматизированная система просто пришлет смс производителю с приглашением дать оферту. Следует отметить, что в России только начался этап реализации соответствующих сервисов, к примеру, у электронных торговых площадок есть интеллектуальный подбор закупок, размещенных заказчиками для поставщиков, уведомления направляются поставщикам на почту и в личные кабинеты площадок.

Проблема, конечно, не в уведомлениях, рынок в целом уже привык к электронному взаимодействию и во многих сферах конкуренция развита довольно серьезно. А вот малого бизнеса мало, официального, легального малого бизнеса в госзакупках и вообще в стране. Так, одна из причин в том, что многие предприниматели просто не хотят связываться с безналичными расчетами. И не потому, что хотят скрывать доходы или уходить от налогов, а, зачастую, вовсе не зная о простоте, удобстве и дополнительных перспективах для развития бизнеса с современными безналичными сервисами. В России только идет проект "Безналичная Россия", в которой разъясняется, что бизнес может получить в безналичном сегменте b2b, b2c. Например, получать больше заказов, если пользоваться эквайрингом. Как проще вести налогообложение, если принимать деньги на счет. А также широкий сегмент b2g, собственно закупки для государственных нужд, в котором денежные средства до 300, 600 тысяч рублей, а в корпоративном секторе закона №223 - ФЗ до 500 тысяч рублей - всегда, а в некоторых случаях до 3 миллионов можно получить по прямой закупке, открыто, на сайтах магазинов, только нужно будет заключить договор и получить деньги на счет.

Международный опыт коммерческого сегмента хорошо известен и изучен. Серьезные достижения в сфере e-commerce наблюдаются у Алибиба (https ://www.alibaba.com), Томаснет

(https://www.thomasnet.com), Экспортхаб

(https://www.exporthub.com), Экспортерсиндия (https://www.exportersindia.com), Эвордтрэйд

(https://www.eworldtrade.com), Глобалсоурс

(https://www.globalsources.com), Трайдиндиа (https://www.tradeindia.com).

Происходит конверсия технологий ИТ-компаний в государственный сектор, какие-то сервисы и функционал, конечно, уже заимствованы, но не все сервисы подходят для сегмента b2g. И, естественно, учитывая, масштабы нашей страны, нет необходимости создавать единый центр закупок, централизованный единый электронный магазин [8].

Стоит обратить внимание на другой опыт. Так в Германии есть два уровня отбора поставщиков и товаров: первый уровень - уполномоченная организация, которая формирует перечень того, что можно закупить государственным заказчикам, проходят отбор и товары, и поставщики. А второй уровень - это электронный магазин, в котором заказчик указывает только товар, работу, услугу, а поставщика ему уже предоставляет автоматизированная система, в которой за заказчика выбор осуществляет уполномоченный орган. Этот процесс очень похож на наш положительный опыт с уполномоченными органами в регионах, в данной конструкции уполномоченный орган проводит отбор товаров и поставщиков для экспозиции в магазине, а далее заказчики просто набирают в корзину то, что уже прошло некий компетентный предварительный отбор.

Технологические отличия от электронных сервисов в мире: у нас есть электронная подпись, у них все в электронном ID, у нас уведомления e-mail и в личные кабинеты на электронных площадках, у них - смс. Реализован онлайн перевыпуск электронной подписи без посещения офиса удостоверяющего центра, поэтому проблема с идентификацией решается и получение ЭЦП даже в самых удаленных уголках России возможно оперативно. Кроме того, обсуждается возможность создания так называемых «облачных ЭЦП» [3].

Как сейчас заказчики осуществляют прямые закупки у единственного поставщика без магазина? Чаще всего контракты по закупкам малого объема достаются не реальным профильным производителям, а тем, кто с заказчиком договорился и имеет навык оформления необходимых документов, в том числе самостоятельно проводит обоснование начальной максимальной цены контракта. Эти вопросы как раз с успехом могут решать автоматизированные сервисы электронного магазина - электронный документооборот, обоснование цены.

Ряд этих проблемных ситуаций оппортунистического характера возможно решить при помощи технических методов - за счет уменьшения вероятности сговора представителей закупочных подразделений и продавцов, устранения возможности личного контакта между участниками сделки или увеличения риска коррупционера [7]. Реали-

зацией технических методов борьбы с злоупотреблениями, неэффективностью и коррупцией в сфере закупок у единственного поставщика, служит использование современных информационных технологий (интернет-магазинов и электронных торговых площадок). Внедрение и использование соответствующих электронных магазинов заметно повышает эффективность проводимых торгов, увеличивает уровень конкуренции и экономию (Таблица 1) [5].

Таблица 1

Закупки у единственного по-

ставщика

Факторы, влияющие на экономию «Бумажный» контракт Закупки в электронной форме при помощи цифровых платформ

Субъективный выбор по-

ставщика со стороны заказ- Да Нет

чика

Транспарентность систем Нет Да

Возможность сговора меж-

ду заказчиком и поставщиком (подрядчиком, исполнителем), наличие призна- Да Нет

ков оппортунистического

поведения

Возможность снижения

цены, проведение котиро- Нет Да

вочных сессий

Таблица 2

Функционал маркетплэйса электронной площадки Сбербанк-АСТ

Функционал Электронный магазин marketplace SberB2B

Каталог товаров Да

Каталог услуг Да

Развернутая аналитика по сделкам (история просмотров, сделок) Да

Многоуровневые каталоги (4 уровня) Да

Карточки товаров с подробными характеристиками

Возможность сравнения характеристик товаров /услуг Да

Автоматический подбор поставщиков под каждую закупку по категориям Да

Создание индивидуальных полномочий каждого сотрудника компании Да

Возможность создания филиальной структуры организации Да

Наличие персональной страницы у каждого участника системы Да

Наличие витрин регионов Да

Наличие возможности интеграции с региональными системами Да

Система рейтингов товаров/услуг Да

Система рейтингов поставщиков Да

Количество возможных способов закупок 4

Возможность заключения сделки в электронной форме Да

Проведение обучающих очных семинаров для заказчиков и поставщиков Да

Трехуровневая система технической поддержки Да

to

а>

о

сч

0

01

О Ш

m

X

3

<

m о х

X

Необходимая инфраструктура операторами электронных площадок для этого создана, практически у всех отобранных площадках есть электронные магазины. Конечно и заказчик, и поставщик, максимизируя свою эффективность, должны сравнивать предлагаемые электронными площадками сервисы электронных магазинов В качестве примера, выделим реализованный функционал витрины поставщиков электронной площадки Сбербанк-АСТ (БЬегВ2В):

Популяризация малых электронных закупок идет вместе с продвижением в России цифрови-зации вообще, финансовой и налоговой грамотности, развитием безналичных расчетов. И, безусловно, значительный перечень товаров, работ, услуг уже можно перевести в электронные магазины. Драйверами выступают и электронные площадки, и уполномоченные органы регионов, заинтересованные в открытом и квалифицированном подходе к малым закупкам.

В то же время, помимо электронизации закупок, существует тенденция на рынке, связанная со все большим применением систем автоматики, роботизацией и замещением различных трудовых функций элементами искусственного интеллекта. В соответствии с Национальной стратегией развития искусственного интеллекта на период до 2030 г., утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 10 октября 2019 г. №490, к приоритетным направлениям развития и использования комплекса технологических решений искусственного интеллекта в отраслях экономики относятся повышение эффективности процессов планирования, прогнозирования и принятия управленческих решений, в том числе оптимизация планирования поставок, производственных решений и принятия финансовых решений.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Так, рабочая группа БЬегВ2В занимается проработкой возможности создания цифрового рейтинга поставщиков. Эта задача включена в план развития портала, где определяется порядок размещения элементов систем, сроки размещения и объем анализируемой информации для создания цифрового досье. Пользователи смогут осуществлять все действия в рамках осуществления закупок с использованием интеллектуальной системы, с учетом регламентов систем, технических и интеграционных возможностей. се это будет сделано с учетом технических требований и возможностей, а также строгого соблюдения интересов участников. Уже сейчас Федеральная антимонопольная служба предлагает модернизировать процедуры, ввести рейтинг деловой репутации исполнителей, развивать электронные магазины и документооборот через ЕИС [4].

БЬегВ2В накопил информацию о добросовестных поставщиках на основе оценок заказчиков, что в будущем позволит использовать соответствующую информацию в качестве критерия при

заключении умных контрактов (система будет автоматически заключать контракт по критериям цена-качество). Умные контракты обеспечивают инфорсмент, снижают риски недобросовестного исполнения сделки, уменьшают транзакционные издержки, связанные с заключением и исполнением контрактов. Потенциал использования интеллектуальных технологий позволит использовать в закупках у единственного поставщика элементарных алгоритмов, при помощи которых система может выбирать наиболее подходящий по описанию товар, работу, услугу, сверять предлагаемые цены, и автоматически заключать контракт по оферте. Кроме того, также можно использовать опыт Amazon, который проверяет цены у своих продавцов, торгующих и на других маркетплейсах тоже (в этом случае Amazon предупреждает продавца о возможных санкциях) [1].

Таким образом, проведенная широкомасштабная научно-исследовательская работа по разработке теоретической конструкции будущего контрактной системы, позволяет построить базис, в структуру платформ которого могут встраиваться новые информационные технологии, развиваться сервисы для заказчиков и участников закупок. Так, уже проведена оценка основных параметров интеллектуальной контрактной системы, что в будущем позволит внедрять на площадках дополнительные и сопутствующие сервисы [2].

В целом, совершенствование законодательства о контрактной системе должно подготовить базу для возможности внедрения технологий искусственного интеллекта, в том числе в сфере контроля, аудита и мониторинга закупок. А для этого потребуется снятие ограничений для внедрения технологий искусственного интеллекта, в том числе правового характера. Использование достижений ведущих ИТ-компаний, реализованных в конкретных технологиях, возможно в закупках у единственного поставщика и образует потенциал повышения эффективности и экономии затрачиваемых бюджетных средств. На основе совмещения с технологией искусственного интеллекта, система может выбирать наиболее подходящий по описанию товар/работу/услугу и автоматически заключать контракт (по заданным критериям). Такой подход, на наш взгляд, образует сферы экономической эффективности и его институциональной структуры, за счет чего обеспечивается повышение транспарентности сферы контрактных отношений, создания конкурентной среды.

Литература

1. Amazon контролирует цены продавцов на других маркетплейсах // Режим доступа URL: https://oborot.ru/news/amazon-kontroliruet-ceny-prodavcov-na-drugih-marketplejsah-i106270.html?utm_source=soc_rss&utm_medium=s mmo&utm_campaign=fb_oborot

2. Бижоев Б.М. Основы интеллектуальной контрактной системы в сфере государственных закупок // Journal of Economic Regulation (Вопросы регулирования экономики), 2018, Том 9 (номер 1), C. 110-122 DOI: 10.17835/2078-5429.2018.9.1.110122

3. В России проведут эксперимент по выдаче облачной электронной подписи / Евгений Гайва / Российская газеты. 18.10.2019 10:33 Рубрика: Экономика // Режим доступа URL: https://rg.ru/2019/10/18/v-rossii-provedut-eksperiment-po-vydache-oblachnoj-elektronnoj-podpisi.html

4. Готовится осенний пакет поправок в систему госзакупок, направленный на унификацию, повышение эффективности реализации контрактов, конкуренцию на торгах // 21 июня 2019, 17:52. Федеральная антимонопольная служба. Режим доступа URL: https://fas.gov.ru/news/27865

5. Гуцелюк Е.Ф. Электронный аукцион как потенциальный фактор снижения уровня коррупции при размещении государственного и муниципального заказа: миф или реальность // Terra Economicus Т.9. №1. Ч.2. С.51-56.

6. Тезисы специальной сессии Минфина, ФАС России и Федерального Казначейства. 05 апреля 2019, 17:49 / Единая информационная система в сфере закупок // Режим доступа: URL: http://zakupki.gov.ru/epz/main/public/news/news_pre view.html?newsId=29035

7. Храмкин А. Противодействие коррупции в госзакупках // Журнал "Бюджет" №4 апрель 2007 г.

8. Электронные площадки для госзаказа выступили против агрегатора «Березка» / Екатерина Мереминская / Ведомости/ 16 октября 20:12 // Режим доступа URL: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2019/10 /16/813910-elektronnie-ploschadki-goszakaza-vistupili-berezka

E-procurement marketplace from a single supplier as an

element of digitalization in public procurement Bizhoev B.M., Obalyaeva Yu.I.

CJSC Sberbank-AST

The article has updated the topic of the use of electronic marketplace in the procurement system of Russia. The conditions for the development of the state order system, with the predominance of digitalization, affecting the introduction of innovative technologies in the procurement system, produce the implementation of a version of information and telecommunication companies in the public sector. The international experience in procurement was studied, the effects of introducing electronic stores for small purchases into the procurement system were highlighted. The functionality of the Sberb2b marketplace is systematized. The necessary requirements, functions and their differentiation in the context of the activities of customers, regional authorized bodies in the field of procurement are considered. The improvement of the legislation on the procurement system is justified in connection with the preparation of the basis for the possibility of introducing artificial intelligence technologies. Keywords: e-procurement marketplace, single supplier, digital

economy, public procurement, digitalization, contract system. References

1. Amazon controls seller prices at other marketplaces // URL

access mode: https://oborot.ru/news/amazon-kontroliruet-ceny-prodavcov-na-drugih-marketplejsah-i106270.html?utm_source=soc_rss&utm_medium=smmo&utm _ampbmp

2. Bizhoev B.M. Fundamentals of the intellectual contract system

in public procurement // Journal of Economic Regulation, 2018, Volume 9 (number 1), C. 110-122 DOI: 10.17835 / 2078-5429.2018.9.1.110-122

3. An experiment to issue a cloud-based electronic signature will

be conducted in Russia / Evgeny Gaiva / Rossiyskaya Gazeta. 10/18/2019 10:33 Heading: Economics // Access mode URL: https://rg.ru/2019/10/18/v-rossii-provedut-eksperiment-po-vydache-oblachnoj-elektronnoj-podpisi.html

4. An autumn package of amendments to the public procurement

system is being prepared, aimed at unification, increasing the efficiency of contract implementation, competition at tenders // June 21, 2019, 17:52. Federal Antimonopoly Service. URL access mode: https://fas.gov.ru/news/27865

5. Gutselyuk EF Electronic auction as a potential factor in reducing

corruption when placing state and municipal orders: myth or reality // Terra Economicus T.9. No. 1. Part 2. S.51-56.

6. Theses of the special session of the Ministry of Finance, FAS

Russia and the Federal Treasury. April 05, 2019, 17:49 / Unified procurement information system // Access mode: URL: http://zakupki.gov.ru/epz/main/public/news/news_preview.html ?newsId=29035

7. Khramkin A. Anti-corruption in public procurement // Budget

magazine No. 4 April 2007

8. Electronic platforms for state orders opposed the Berezka aggregator / Ekaterina Mereminskaya / Vedomosti / October 16, 20:12 // Access mode URL: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2019/10/16/8139 10 -elektronnie-ploschadki-goszakaza-vistupili-berezka

X X О го А С.

X

го m

о

ю 0

м о

to

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.