О НЕКОТОРЫХ НОВОВВЕДЕНИЯХ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С 01.01.2019
А.П. Божко, студент
Научный руководитель: П.А. Паулов, канд. юр. наук, доцент Самарский государственный экономический университет (Россия, г. Самара)
DOI: 10.24411/2500-1000-2019-10682
Аннотация. В настоящей статье анализируются некоторые нововведения законодательства о контрактной системе Российской Федерации, вступившие в силу с 01 января 2019 года, среди которых: обязанность заказчиков проведение закупок в электронной форме, обязательная регистрация всех участников торгов в Единой информационной системе закупок, освобождение от обязанности предоставлять обеспечения заявки любые государственные и муниципальные учреждения и другие.
Ключевые слова: государственные закупки, электронная торговая площадка, обеспечение заявки, Единая информационная система закупок.
Государственные закупки в Российской Федерации выступают объективной необходимостью в целях эффективной реализации приоритетных направлений деятельности государства. Для минимизации и предотвращения проявления коррупции законодательство, регулирующее институт закупок и заказов в России, ежегодно стремительно подвергается множественным изменениям [1]. Законодатель, таким образом, старается восполнить имеющиеся пробелы в правовом регулировании рассматриваемой сферы, а также устранить возникающие проблемы при реализации норм в практической деятельности.
Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 31.12.2017 № 504-ФЗ [2] содержит в себе перечень изменений, часть из которых вступили в силу с июля 2018 года, а наиболее значительные с января 2019 года. Рассмотрим наиболее важные из них.
Во-первых, с января 2019 года обязанностью заказчиков стало проведение закупок в электронной форме, а точнее с использованием электронных торговых площадок. Бумажная форма проведения закупок теперь не является нарушением лишь в следующих случаях: приобретение товаров организацией, которая осуществляет
свою деятельность на территории иностранного государства; проведение закрытой закупки; в случае возникновения экстренной ситуации при оказании медицинской помощи; приобретение товаров в целях ликвидации последствий чрезвычайного положения техногенного, природного характера или оказания гуманитарной помощи; в случае приобретения товаров и услуг у единственного поставщика, а также проведение закупок на основании решения Правительства Российской Федерации.
Во-вторых, в соответствии с новой статьей 24.2 Федерального закона №44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон №44-ФЗ от 05.04.2013) [3] регистрация всех участников торгов в Единой информационной системе закупок (далее - ЕИС) стала обязательной. Участники, которые прошли указанную регистрацию, автоматически попадают в Единый реестр участников закупок (далее - ЕРУЗ). Полномочия по созданию и ведению ЕРУЗ были делегированы Федеральному казначейству. Указанная процедура также проводится в электронной форме, бесплатно. Срок действия регистрации в ЕИС - 3 года.
В-третьих, Федеральным законом от 27.12.2018 №502-ФЗ устранена коллизия,
приводившая к многочисленным судебным спорам между участниками закупок и заказчиками при применении ч. 2 ст. 37 Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013. Ряд участников закупок ранее толковали указанную норму как не обязывающую предоставлять обеспечение исполнение контракта в случае предоставления им информации о своей добросовестности, данную позицию поддерживали ряд арбитражных судов. Сейчас же победитель аукциона или конкурса при предоставлении информации о добросовестности обязан предоставить одновременно обеспечение исполнения контакта в размере, который установлен закупочной документацией.
В-четвертых, ч. 6 ст. 44 Федерального закона №44-ФЗ от 05.04.2013 освободила от обязанности предоставлять обеспечения заявки любые государственные и муниципальные учреждения, в т.ч. автономные и бюджетные, участвующие в процедуре закупок. Несомненно, описанные изменения существенно упростят участие бюджетных и автономных учреждение в процедуре закупок в качестве участников, но необходимо отметить два важных изменения, а именно: бюджетные и автономные учреждения по-прежнему обязаны предоставлять обеспечение исполнения контракта, что привело к ситуации, когда казенные учреждения освобождены от обязанности предоставления обеспечения, как заявки, так и
тономные учреждения лишь от обязанности предоставления обеспечения как заявки. Кроме того, для государственных и муниципальных предприятий, которые участвуют в процедурах закупки, обязанность по предоставлению обеспечения заявки распространяется.
Помимо вышеперечисленного, в течение 2019 года участников процедуры государственных закупок постигнут следующие изменения: с 1 марта в ходе проведения малых закупок обязательным стало использование ЕАТ - Единого агрега-тора торговли «Берёзка»; возможность самостоятельно выбрать способ обеспечения заявок поставщикам будет предоставлена с 01.07; с 01 октября должен начать работу «Независимый регистратор», среди задач которого - фиксация действий участников закупок, хранение данной информации для последующего использования при необходимости, мониторинг работы ЕИС и электронных площадок.
Проанализировав происходящие и предстоящие изменения в законодательстве, регулирующем институт закупок и заказов в России, необходимо отметить детальный подход законодателя к рассматриваемой сфере. Однако совершенствование законодательства имеет своей главной целью придать максимально прозрачности и эффективности системе закупок, что, несомненно, минимизирует коррупцию при использовании бюджетных средств.
исполнения контракта, а бюджетные и ав-
Библиографический список
1. Паулов П.А., Силантьева К.В. Государственное регулирование закупочной деятельности // Бюллетень науки и практики. 2018. Т. 4. №12. С. 442-446. Режим доступа: http://www.bulletennauki.com/12-53 (дата обращения 01.03.2019).
2. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 31.12.2017 № 504-ФЗ // Правовой Сервер КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: // www.consultant.ru/ (дата обращения 03.03.2019).
3. Федеральный закон № 44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Правовой Сервер КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: // www.consultant.ru/ (дата обращения 03.03.2019).
ABOUT SOME INNOVATIONS OF THE LEGISLATION ON THE CONTRACT SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION 01.01.2019
A.P. Bozhko, student
Supervisor: P.A. Paulov, candidate of legal sciences, associate professor Samara state university of economics (Russia, Samara)
Abstract. This article analyzes some innovations of the legislation on the contract system of the Russian Federation, which entered into force on January 1, 2019, including: the obligation of customers to conduct procurement in electronic form, mandatory registration of all bidders in the Unified Procurement Information System, exemption from the obligation to provide collateral any state and municipal institutions and others.
Keywords: government procurement, electronic trading platform, bid security, Unified Information Procurement System.