УДК 347 С. 60—64
НОВОВВЕДЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ С 2018 ГОДА
Торхова И. В.
Челябинский государственный университет E-mail: [email protected]
В настоящей статье рассматривается нововведения установленные Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», для обеспечения заявок при проведении конкурсов и аукционов.
Ключевые слова: нововведение, конкурентные способы определения поставщиков, порядок проведения закупок в электронной форме, порядок регистрации участников закупок, обеспечение заявки, заключение контракта.
DEVELOPMENTS IN THE LAW ON THE CONTRACT SYSTEM IN 2018
Torkhova I. V.
Chelyabinsk State University E-mail: [email protected]
In the present article explores innovations established by the Federal law of 05.04.2013 no. 44-FZ «On contract system in procurement of goods, works, services for state and municipal needs» to provide bids when conducting tenders and auctions.
Keywords: innovation, competitive methods of determining suppliers, the procedure for procurement in electronic form, the procedure for registration of participants in the procurement, the provision of the application, the conclusion of the contract.
В конце 2017 года Президент РФ подписал пакет федеральных законов, которые существенно повлияют на закупочную деятельность государственных и муниципальных заказчиков в 2018 году, в частности это Федеральные законы:
— от 29.12.2017 № 475-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и статью 18 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 475-ФЗ);
— от 31.12.2017 № 504-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных
и муниципальных нужд», вступает в силу 01.07.2018, за исключением отдельных положений (далее — Закон № 504-ФЗ).
Кроме этого, внесены изменения в смежное законодательство, которые в том числе затрагивают вопросы работы в рамках контрактной системы. Это Федеральные законы:
— от 31.12.2017 № 503-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 503-ФЗ);
— от 31.12.2017 № 506-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О содействии развитию жилищного строительства» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В настоящей статье рассмотрим наиболее важные из соответствующих изменений:
1. Изменения в части информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок
Законом № 504-ФЗ уточнено, что для подписания электронных документов в единой информационной системе и на электронных площадках должна использоваться усиленная квалифицированная электронная подпись. Ранее предусматривалось использование неквалифицированной электронной подписи.
Также уточнен состав единой информационной системы. Начиная с 01.01.2019 в нее будет входить еще и единый реестр участников закупок. Отметим, что требования к названному реестру, порядок регистрации участников закупок в единой информационной системе и их аккредитация на электронных площадках регламентируются вводимой ст. 24.2 Закона о контрактной системе.
Кроме того, предусматривается, что в целях мониторинга и фиксации действий, бездействия участников контрактной системы в сфере закупок в единой информационной системе в сфере закупок на электронной площадке создается государственная информационная система, которая будет обеспечивать:
— мониторинг доступности (работоспособности) единой информационной системы, электронной площадки и хранение информации о такой доступности (работоспособности);
— фиксацию, включая видеофиксацию, в режиме реального времени действий, бездействия участников контрактной системы в сфере закупок в единой информационной системе, на электронной площадке;
— хранение информации о действиях, бездействии участников контрактной системы в сфере закупок в единой информационной системе, на электронной площадке, в том числе информации об электронных документах, формируемых участниками контрактной системы в сфере закупок и подписанных усиленной электронной подписью, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе.
2. Изменения в особенностях проведения закупок в электронной форме
Законом № 504-ФЗ уточнено, что проводимые в электронной форме открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, электронный аукцион, запрос котировок, запрос предложений (далее — электронные процедуры), а также закрытый конкурс, закрытый конкурс
с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс, закрытый аукцион (в случаях, установленных решением Правительства РФ, предусмотренным ч. 3 ст. 84.1 Закона о контрактной системе) должны проводиться с учетом особенностей, установленных вступающей в силу с 01.07.2018 ст. 24.1 Закона о контрактной системе.
Согласно ч. 1 статьи 24.1 Закона о контрактной системе проведение электронных процедур, закрытых электронных процедур, в том числе направление участниками закупок запросов о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке, подача участниками закупок заявок на участие в закупке, предложений о цене контракта, окончательных предложений, предоставление комиссии по осуществлению закупок доступа к указанным заявкам, сопоставление предложений о цене контракта участников закупки, формирование протоколов, заключение контракта с победителем закупки, обеспечивается на электронной площадке, требования к которой будут устанавливаться Правительством РФ. Перечень операторов, которые будут соответствовать установленным требованиям, тоже будет утверждаться Правительством РФ.
Законом № 504-ФЗ детально регламентирован порядок проведения в электронной форме: открытого конкурса (ст. 54.1 Закона о контрактной системе), конкурса с ограниченным участием (ст. 56.1 Закона о контрактной системе), двухэтапного конкурса в электронной форме (ст. 57.1 Закона о контрактной системе), запроса котировок (ст. 82.1 Закона о контрактной системе), запроса предложений в электронной форме (ст. 83.1 Закона о контрактной системе), закрытых способов определения поставщиков (ст. 84.1 Закона о контрактной системе).
Бюджетные учреждения при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных, муниципальных нужд (ч. 43 ст. 112 Закона о контрактной системе):
— с 01.07.2018 вправе определять поставщиков (подрядчиков, исполнителей) путем проведения открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двух-этапного конкурса в электронной форме, запроса предложений в электронной форме, запроса котировок в электронной форме;
— с 01.01.2019 должны будут определять поставщиков (подрядчиков, исполнителей) путем проведения электронных процедур.
При этом учреждения не будут вправе проводить открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, запрос котировок, запрос предложений не в электронной форме.
Следует отметить, что эти положения не распространяются на заказчиков в случае осуществления закупок, поименованных в ст. 75, 76, 80, 82, 84, 93, 111 и 111.1 Закона о контрактной системе.
3. Изменения в части требований к участникам закупки
Согласно внесенным в ст. 31 Закона о контрактной системе изменениям начиная с 01.07.2018 единые требования к участникам закупки дополнятся еще одним, а именно: «отсутствие у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации».
Кроме того, в силу новой редакции ч. 11 ст. 31 Закона о контрактной системе в случае отказа заказчика от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) по основаниям, предусмотренным чч. 9 и 10 настоящей статьи, заказчик вправе заключить контракт с иным участником закупки, который предложил такую же, как и победитель названной закупки, цену контракта или предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после условий, предложенных победителем в порядке, установленном для заключения контракта в случае уклонения победителя закупки от заключения контракта. Данное изменение вступило в силу 01.01.2018г.
4. Изменения в контракт
Исходя из новой редакции ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включаются обязательные условия:
— о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки;
— об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты
бюджетной системы РФ, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы РФ заказчиком. Напомним, что действующая в настоящее время редакция распространяет такое обязательное требование исключительно на физических лиц.
Уточнено, что возможность увеличить количество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницу между ценой контракта, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, и начальной (максимальной) ценой контракта (ценой лота), можно использовать в случае проведения не только конкурса или аукциона, но и запроса предложений (ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе).
Введенной ч. 29 ст. 34 Закона о контрактной системе, Правительство РФ вправе устанавливать:
— порядок определения минимального срока исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) контракта;
— требования к формированию лотов при осуществлении закупок отдельных видов товаров, работ, услуг.
5. Изменения в части обеспечения заявок на участие в конкурсах и аукционах
В новой редакции представлена ст. 44 Закона о контрактной системе, определяющая порядок обеспечения заявок на участие в конкурсах и аукционах. Согласно внесенным изменениям требовать обеспечения заявок на участие в конкурсах и аукционах нужно будет только в случаях, когда начальная (максимальная) цена контракта превышает 5 млн руб., либо в случаях, установленных Правительством РФ. Как и ранее, обеспечение заявки на участие в конкурсе или аукционе может представляться участником закупки в виде денежных средств или банковской гарантии. Выбор способа обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе осуществляется участником закупки. При этом отменено ограничение на обеспечение заявки на участие в электронных аукционах только путем внесения денежных средств.
Только по 30.06.2019 включительно обеспечение заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе может предоставляться участником закупки только путем внесения денежных средств
(ч. 52 ст. 112 Закона о контрактной системе).
Еще одно нововведение — освобождение казенных учреждений от обязанности по обеспечению подаваемой заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (ч. 6 ст. 44 Закона о контрактной системе).
Согласно новой редакции ч. 10 ст. 44 Закона о контрактной системе денежные средства, предназначенные для обеспечения заявок для участия в открытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе, вносятся участниками закупок на специальные счета, открытые ими в банках, перечень которых устанавливается Правительством РФ. В настоящее время такие денежные средства должны вноситься на счет оператора электронной площадки в банке.
С 01.07.2018 г. изменился размер обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе:
— от 0,5 до 1 % начальной (максимальной) цены контракта, если размер начальной (максимальной) цены контракта составляет от 5 млн до 20 млн руб.;
— от 0,5 до 5 % начальной (максимальной) цены контракта, если начальная (максимальная) цена контракта составляет более 20 млн руб.
6. Изменения в части заключения контракта по результатам закупки в электронной форме
Положения Закона о контрактной системе дополнены новой ст. 83.2, определяющей порядок заключения контракта по результатам любой закупки в электронной форме. Согласно ч. 2 ст. 83.2 в течение пяти дней с даты размещения в ЕИС протоколов подведения итогов закупки в электронной форме учреждение должно разместить в ЕИС и на электронной площадке проект контракта, который составляется путем включения в проект контракта цены контракта, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), информации, предусмотренной п. 2 ч. 4 ст. 54.4, п. 7 ч. 9 ст. 83.1 Закона о контрактной системе, поименованных в заявке, окончательном предложении участника электронной процедуры.
Победитель обязан подписать указанный проект контракта усиленной электронной подписью в течение пяти дней с даты его
размещения в ЕИС, а также разместить на электронной площадке документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, если данное требование установлено в извещении и (или) документации о закупке, либо разместить протокол разногласий, предусмотренный ч. 4 ст. 83.2 Закона о контрактной системе.
Последним проект контракта подписывает заказчик. Это должно быть сделано в течение трех рабочих дней с даты размещения на электронной площадке проекта контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронной процедуры, и предоставления таким победителем соответствующего требованиям извещения о проведении закупки, документации о закупке обеспечения исполнения контракта. Заказчик обязан разместить в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы контракт, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика.
Контракт считается заключенным с момента размещения в единой информационной системе подписанного заказчиком контракта.
Согласно ч. 9 ст. 83.2 Закона о контрактной системе контракт может быть заключен не ранее чем через десять дней с даты размещения в ЕИС указанных в ч. 12 ст. 54.7, ч. 8 ст. 69, ч. 13 ст. 83.2 Закона о контрактной системе протоколов, а в случае определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения запроса котировок в электронной форме или запроса предложений в электронной форме — не ранее чем через семь дней с даты размещения в ЕИС поименованных в ч. 8 ст. 82.4, ч. 23 ст. 83.1 Закона о контрактной системе протоколов.
Итак, в заключение кратко сформулируем основные изменения Закона о контрактной системе:
— скорректированы конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), определены особенности их проведения в электронной форме (электронные процедуры, закрытые электронные процедуры);
— детально регламентирован порядок проведения закупок в электронной форме;
— определен порядок регистрации участников закупок в единой информационной системе в сфере закупок;
— предусмотрено, что Правительство РФ вправе определить порядок определения
минимального срока исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) контракта и требования к формированию лотов при осуществлении закупок отдельных видов товаров, работ, услуг;
— определен порядок заключения контракта по результатам проведения закупок в электронной форме;
— скорректирован порядок обеспечения заявок на участие в конкурсах и аукционах.
Список литературы
1. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд : федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 03.07.2016) [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144624/.
2. О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и статью 18 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» : федеральный закон от 29.12.2017 № 475-ФЗ [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». — URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_286773/.
3. О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» : федеральный закон от 31.12.2017 № 504-ФЗ [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». — URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_286777/.
4. О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации : федеральный закон от 31.12.2017 № 503-ФЗ [Электронный ресурс] //СПС «КонсультантПлюс. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_286766/.
5. О внесении изменений в Федеральный закон «О содействии развитию жилищного строительства» и отдельные законодательные акты Российской Федерации : федеральный закон от 31.12.2017 № 506-ФЗ [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». — URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_286767/.
References
1. On the contract system in the procurement of goods, works, services for state and municipal needs: the federal law of 05.04.2013 no. 44-FZ (ed. of 03.07.2016), SPS "KonsultantPlyus" [Reference legal system "ConsultantPlus"]. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144624/ (in Russian).
2. On amendments to the Federal law "On contract system in procurement of goods, works, services for state and municipal needs" and article 18 of the Federal law "On amendments to certain legislative acts of the Russian Federation": the federal law of 29.12.2017 no. 475-FZ , SPS "KonsultantPlyus" [Reference legal system "ConsultantPlus"]. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_286773/ (in Russian).
3. On amendments to the Federal law "On contract system in procurement of goods, works, services for state and municipal needs": the federal law from 31.12.2017 no. 504-FZ, SPS "KonsultantPlyus" [Reference legal system "ConsultantPlus"]. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_286777/ (in Russian).
4. On amendments to the Federal law "On production and consumption waste" and certain legislative acts of the Russian Federation: the federal law of 31.12.2017 no. 503-FZ , SPS "KonsultantPlyus" [Reference legal system "ConsultantPlus"]. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_286766/ (in Russian).
5. On amendments to the Federal law "On promotion of housing construction" and certain legislative acts of the Russian Federation: the federal law of 31.12.2017 no. 506-FZ, SPS "KonsultantPlyus" [Reference legal system "ConsultantPlus"]. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_286767/ (in Russian).
Дата поступления статьи: 30.07.2018