О НЕКОТОРЫХ НОВЕЛЛАХ В ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ЭЛЕКТРОННЫХ
ЗАКУПОК В 2019 ГОДУ
Ю.А. Кавкаева, студент
Научный руководитель: П.А. Паулов, канд. юрид. наук, доцент Самарский государственный экономический университет (Россия, г. Самара)
DOr.10.244n/2500-1000-2019-n433
Аннотация. С 1 января 2019 г. определение заказчиком поставщика путем проведения открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, запроса предложений, запроса котировок в электронной форме стало его обязанностью. В статье рассмотрены новеллы в правовом регулировании электронных закупок и сделаны выводы о преимуществах и проблемах нововведений.
Ключевые слова: электронные закупки, электронная площадка, оператор электронной площадки, участники торгов, Единая информационная система.
Стабильность современного государства невозможно представить без развития экономики страны. Одним из инструментов экономической политики в нашей стране является контрактная система в сфере закупок, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд (далее - контрактная система). Регулируется данная система с 01.01.2014 г. Федеральным законом от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных услуг» (далее - Закон) [1]. С вступлением в силу данного Закона на территории Российской Федерации сформировалась прозрачная система закупок товаров, работ, услуг, централизованное размещение в единой информационной системе в сфере закупок всей информации о закупках, единые правила закупок, открытый доступ к участию в закупках. Но, как показывает практика, регулирование правоотношений в контрактной системе остается нестабильным, порой проблемным в части применения выше указанного Закона. Именно поэтому с даты его вступления в силу было принято более 50 Федеральных законов о внесении в него изменений, которые затронули более 50% его статей. Не смотря на действие практически новой редакции Закона, в контрактной системе сохраняются пробелы, противоречия и недостатки,
которые подлежат устранению и доработке.
Так, Федеральным законом от 31.12.2017 г. № 504-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 504) предусмотрено нововведение, касающееся перехода к определению поставщика путем проведения конкурентных закупок в электронной форме [2]. При этом, следует отметить, что с 01.07.2018 г. определение заказчиком поставщика путем проведения открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двух-этапного конкурса, запроса предложений, запроса котировок в электронной форме являлось правом заказчика, а с 01.01.2019 г. его обязанностью (ст. 24.1 Закона (в редакции Закона № 504-ФЗ). Электронными с 2019 г. стали не только способы закупок, но весь документооборот. Поэтому, естественным являлся так называемый «переходный период» (01.07.2018 г. - 01.01.2019 г.), позволивший поэтапно перейти на электронные закупки.
Итак, электронное проведение закупок и сам электронный документооборот предполагает наличие электронной площадки, оператора этой площадки, участников торгов в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС).
Поэтому, с 01.01.2019 г. проведение электронных процедур, включая подачу заявок на участие в закупке, окончательные предложения и электронные документы подписываются усиленной электронной подписью и подаются с использованием электронной площадки.
Следует отметить, что функционирование данной площадки должен обеспечивать в соответствии с ч. 3 статьи 24.1 Закона оператор, отвечающий впервые требованиям закона о контрактной системе, что, на наш взгляд, является плюсом для контрактной системы в целом. В Перечень операторов, утвержденный постановлением Правительства РФ от 08.06.2018 N 656 «О требованиях к операторам электронных площадок, ...» вошли восемь площадок: АО "АГЗРТ", АО "ЕЭТП", АО "РАД", АО "ТЭК-Торг", АО "ЭТС",
ЗАО "Сбербанк - АСТ", ООО "РТС -тендер", ООО ЭТП ГПБ и одна специализированная площадка для закрытых закупок - ООО «Автоматизированная система торгов государственного оборонного заказа» [3].
Постановлением Правительства РФ от 10.05.2018 N 564 «О взимании операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок платы при проведении электронной процедуры, закрытой электронной процедуры и установлении ее предельных размеров» установлено, что операторы электронных площадок, операторы специализированных электронных площадок вправе взимать плату с лица, с которым заключается контракт по результатам проведения электронной процедуры, закрытой электронной процедуры [4]. Для большинства закупок она составляет 5000 руб. без учета НДС, а для закупок по п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона N 44-ФЗ - 2000 руб. без упоминания о налоге. Значит, в последнем случае предел установлен с учетом НДС.
Новеллой процедуры участия в электронной закупке является необходимость внесения денежных средств участниками закупки на специальные счета, открытые ими в банке. И это является положительным моментом для участников закупки, особенно участвующих сразу в нескольких
закупках и выделяющих для обеспечения достаточно большие деньги, так как лежащие на специальном счете деньги приносят участнику закупки процент, как если бы деньги лежали на обычном депозите. Естественно, что для электронных площадок данное нововведение ухудшило положение, так как площадки утратили обязанность по ведению счетов под обеспечение. При этом, следует отметить, что взаимодействие участника закупки по внесению суммы для блокирования обеспечения поданной им заявки осуществляется с банком напрямую. А порядок и случаи блокирования и разблокирования банком денежных средств на специальном счете регулируется соглашением между банком и оператором. Перечень банков, с которыми площадка может заключить соглашение, утвержден Распоряжением Правительством РФ от 13.07.2018 г. № 1451-р [5]. В него вошло восемнадцать банков.
Для подписания заявок на участие в закупках, представления электронных документов используется усиленная квалифицированная электронная подпись (ч. 6 ст. 24.1 Закона), которая выдается удостоверяющими центрами, получившими аккредитацию на соответствие требованиям Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ «Об электронной подписи» [6].
На основании ст. 24.2 Закона все участники торгов обязательно проходят регистрацию в ЕИС сроком на три года, в результате чего автоматически попадают в Единый реестр участников закупок (далее - ЕРУЗ). Плюсом, на наш взгляд, при регистрации участников закупок в ЕИС можно назвать то, что участникам торгов не проходиться проходить аккредитацию на каждой площадке, регистрироваться на каждой из них, взаимодействовать с каждой из них. При этом, участники закупки не вправе подавать заявки на участие в электронных процедурах за три месяца до даты регистрации окончания срока своей регистрации в ЕИС.
Но бесспорно, уже на сегодняшний день можно подвести первые итоги по регистрации участников в ЕИС в рамках вышеуказанного Закона. Первые жалобы участников закупок на действия операто-
ров электронной площадки и результаты рассмотрения этих жалоб на сегодняшний день говорят о несовершенстве как вновь внесенных в Закон изменений, так и об отсутствии технической возможности применения норм Закона.
Приведем следующий пример. Участник закупки подал в ФАС России жалобу о том, что 16.01.2019 он предпринимал попытки регистрации в ЕИС в качестве участника закупок с помощью Единой системы идентификации и аутентификации (далее - ЕСИА), однако подача заявки на регистрацию была недоступна. Следовательно, хозяйствующий субъект, не аккредитованный на электронной площадке до 01.01.2019, не может пройти регистрацию в ЕИС, это очевидным образом нарушает его права, поскольку он оказывается лишен возможности подавать заявки на участие в закупках. Что касается операторов электронной площадки, то проблемы, связанные с функционированием Единого реестра участников закупок (далее -ЕРУЗ), очевидным образом не относятся к их компетенции. Однако, права участника закупки нарушены. Защитить его права некому, потому что Федеральное казначейство как орган по ведению ЕИС не является субъектом контроля со стороны ФАС России. Об этом со ссылкой на ч. 2 ст. 99 Закона говорится в решении ФАС России от 28.01.2019 по делу N 19/44/105/231 [7]. Но данный пример не является единичным.
Естественно, что переход на электронные закупки имеет как ряд преимуществ,
так и уже установленных практикой применения недостатков.
Среди преимуществ можно назвать следующее. Это повышение прозрачности проводимых закупок; исключение возможности незаконного предварительного просмотра конвертов с заявками и исключение возможности их повреждения; повышение конкуренции за счет увеличения участников в электронных закупках из других регионов; экономия бюджетных средств и повышение качества закупаемых товаров, работ, услуг; сокращение издержек участников на подготовку заявки и доставку её по адресу заказчика; потенциальное увеличение желающих принять участие в закупках.
Как указывалось выше, очередной этап развития контрактной системы в части перехода на электронные закупки ознаменовался также и проблемами для всех ее участников: для потенциальных участников закупки, которые не смогли принять участие в электронных процедурах; для операторов электронных площадок, в чей адрес посыпались многочисленные жалобы; и для заказчиков, которые не досчитались участников в своих закупках.
По мнению автора, переход на электронные закупки создает равные условия для обеспечения конкуренции между участниками закупок, предоставляет возможности любому заинтересованному лицу в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать участником закупки.
Библиографический список
1. Федеральный закон от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных услуг» // СПС КонсультантПлюс
2. Федеральным законом от 31.12.2017 г. № 504-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // СПС КонсультантПлюс
3. Постановление Правительства РФ от 08.06.2018 N 656 (ред. от 13.02.2019) «О требованиях к операторам электронных площадок, операторам специализированных электронных площадок, электронным площадкам, специализированным электронным площадкам и функционированию электронных площадок, специализированных электронных площадок, подтверждении соответствия таким требованиям, об утрате юридическим лицом статуса оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки» // СПС КонсультантПлюс
4. Постановлением Правительства РФ от 10.05.2018 N 564 «О взимании операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок платы при проведении электронной процедуры, закрытой электронной процедуры и установлении ее предельных размеров» // СПС КонсультантПлюс
5. Распоряжение Правительства РФ от 13.07.2018 N 1451 -р (ред. от 13.02.2019) «Об утверждении перечня банков в соответствии с частью 10 статьи 44 и частью 5 статьи 84.1 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ» // СПС КонсультантПлюс
6. Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ «Об электронной подписи» // СПС Кон-сультантПлюс
7. Решение ФАС России от 28.01.2019 по делу N 19/44/105/231 // СПС КонсультантПлюс
ABOUT SOME NEWSLETTERS IN LEGAL REGULATION OF ELECTRONIC
PURCHASES IN 2019
J.A. Kavkaeva, Student
Supervisor: P.A. Paulov, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor Samara State University of Economics (Russia, Samara)
Abstract. From January 1, 2019, the customer's determination of a supplier through an open competition, a competition with limited participation, a two-stage competition, a request for proposals, a request for quotations in electronic form became his responsibility. The article discusses the innovations in the legal regulation of electronic procurement and draws conclusions about the advantages and problems of innovations.
Keywords: e-procurement, e-platform, e-platform operator, bidders, Unified information system.