Научная статья на тему 'Цифровые методы расследования транснациональных преступлений'

Цифровые методы расследования транснациональных преступлений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
5
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
транснациональная преступность / цифровизация правоохранительной деятельности / Росфинмониторинг / transnational crime / digitalization of law enforcement / Federal Service for Financial Monitoring

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — В А. Титкова

Цифровизация и автоматизация общества существенным образом преображает картину современной преступности, создает новые вызовы для правоохранительных органов всех государств мира. Особенную остроту проблема цифровизации приобретает в контексте борьбы с транснациональной преступностью. В статье исследуется модель организации деятельности Федеральной службы по финансовому мониторингу как потенциальная база для совершенствования деятельности иных органов, осуществляющих противодействие транснациональной преступности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Digital Methods of Investigating Transnational Crimes

Digitalization and automation of society are significantly changing the picture of modern crime and creating new challenges for law enforcement agencies of all countries of the world. The problem of digitalization becomes particularly acute in the context of the fight against transnational crime. The article examines the model of organizing the activities of Federal Service for Financial Monitoring as a potential basis for improving the activities of other bodies involved in the prevention of transnational crime.

Текст научной работы на тему «Цифровые методы расследования транснациональных преступлений»

2. Постановление суда по интеллектуальным правам от 06.10.2022 № С01-1718/2022 по делу № А07-1128/2019.

3. Постановление по делу об административном правонарушении Центрального районного суда г. Оренбург по делу № 5-799/2022 от 27.10.2022.

4. Амбарцумов Р. А. Аккаунты социальных сетей как объекты наследственных правоотношений // Вопросы российской юстиции. 2019. № 1. С. 132-138.

5. Данченко Г. М. Правовое регулирование аккаунта в социальных сетях // Вопросы российской юстиции. 2021. № 16. С. 190-197.

6. Диева М. Г., Косов Р. В., Тарабрин С. А. Наследование цифровых активов // МНИЖ. 2021. № 3-2 (105). С. 166-168.

7. Карасев А. Т., Кожевников О. А., Мещерягина В. А. Цифровизация правоотношений и ее влияние на реализацию отдельных конституционных прав граждан в Российской Федерации // Антиномии. 2019. № 3. С. 99-119.

8. Камышанова А. Е., Дементьева И. В., Каменева П. В. Цифровые права в российском гражданском праве // Право и государство: теория и практика. 2020. № 6 (186). С. 73-75.

9. Мигачева А. Ю., Пченушай К. А. Наследование интернет аккаунтов: опыт регулирования в зарубежных странах // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2022. № 5. С. 157-162.

10. Steam Subscriber Agreement. URL: https://store.steampowered.com/subscri ber_agreement (дата обращения: 29.11.2023).

УДК 343.13

Б01 10.24412/с1-36450-2023-4-172-175 В. А. ТИТКОВА

Цифровые методы расследования транснациональных преступлений

Цифровизация и автоматизация общества существенным образом преображает картину современной преступности, создает новые вызовы для правоохранительных органов всех государств мира. Особенную остроту проблема цифровизации приобретает в контексте борьбы с транснациональной преступностью. В статье исследуется модель организации деятельности Федеральной службы по финансовому

ТИТКОВА Виктория Александровна, студент юридического факультета Владивостокского филиала Российской таможенной академии.

Научный руководитель - Атаманчук Вадим Валентинович, преподаватель кафедры уголовно-правовых дисциплин Владивостокского филиала Российской таможенной академии.

мониторингу как потенциальная база для совершенствования деятельности иных органов, осуществляющих противодействие транснациональной преступности.

Ключевые слова: транснациональная преступность, цифровизация правоохранительной деятельности, Росфинмониторинг.

V. A. TITKOVA

Digital Methods of Investigating Transnational Crimes

Digitalization and automation of society are significantly changing the picture of modern crime and creating new challenges for law enforcement agencies of all countries of the world. The problem of digitalization becomes particularly acute in the context of the fight against transnational crime. The article examines the model of organizing the activities of Federal Service for Financial Monitoring as a potential basis for improving the activities of other bodies involved in the prevention of transnational crime.

Keywords: transnational crime, digitalization of law enforcement, Federal Service for Financial Monitoring.

Активная цифровизация и автоматизация общества, помимо очевидных преимуществ, имеет также и обратную сторону. Современные достижения науки и техники могут быть в равной мере применены как для улучшения уровня жизни, так и в преступных целях. Под воздействием современных трендов существенным образом преображается и транснациональная преступность, направленная на получение сверхприбыли преступным путем.

Особое внимание правоохранительных органов по расследованию транснациональной преступности вызвано масштабностью данной категории преступлений, организованными связями между преступными формированиями различных государств, а также имеющимся механизмом дестабилизации государственного аппарата [4, с. 755].

Под транснациональной преступностью принято понимать системное социальное явление, которое затрагивает интересы глобального масштаба. Борьба с этим явлением имеет свои особенности, поскольку требует сложной, многогранной деятельности, носящей межотраслевой характер [2, с. 45]. Для успешной борьбы с транснациональными преступлениями особое значение имеет развитый внутригосударственный аппарат и деятельность правоохранительных органов каждого государства в отдельности.

Информационно-технологические инструменты являются важнейшим компонентом системы борьбы с транснациональной преступностью, при этом надлежащий уровень цифровизации правоохранительных органов во многом способствует успешному противодействию преступности. Информационное обеспечение органов, занимающихся расследованием и раскрытием транснациональных преступлений, непосредственно влияет на результативность такой борьбы. Под информационным обеспечением понимают систему сбора, обработки, накопления и использования значимой информации [3, с. 13].

В качестве успешной модели цифровизации деятельности в данной статье рассмотрена организация деятельности Федеральной службы по финансовому

мониторингу (Росфинмониторинг) по борьбе с легализацией (отмыванием) преступных доходов и финансированием терроризма.

Предикатные преступления и преступления, попадающие в сферу правоохранительной деятельности Росфинмониторинга, отличаются высоким уровнем латентности. Средства маскировки подобных преступлений постоянно совершенствуются, что находит отражение и в способах борьбы с ними. Благодаря активной цифровизации стал возможным эффективный анализ методов отмывания преступных доходов и разработка соответствующих способов противодействия, что подтверждается практикой деятельности правоохранительных органов. В связи с вышеизложенным осуществление финансового мониторинга современных информационных технологий является неотъемлемым компонентом эффективной борьбы с транснациональной преступностью.

Для реализации возложенных полномочий Росфинмониторинг, в качестве основного источника информации, использует сведения об операциях с денежными средствами или иным имуществом, которые осуществляют организации. Процедура передачи информации регламентирована федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 07.08.2001 № 115-ФЗ: информация передается в виде инициативных сообщений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и о подозрительных операциях, выявляемых в процессе внутреннего контроля, а также в виде отчетов на информационные запросы Росфинмониторинга [1].

Помимо работы с текущими запросами, огромную значимость в правоохранительной деятельности имеют также информационные массивы (базы данных), аккумулирующие информацию, полученную от различных органов и организаций. Росфинмониторингом активно используются информационные ресурсы Федеральной налоговой службы, Федеральной таможенной службы и многие другие. Наглядным примером использования информационных массивов является работа с ресурсами «Единый государственный реестр юридических лиц» (ЕГРЮЛ) и «Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей» (ЕГРИП). Информация, содержащаяся в реестрах, активно используется при проведении финансовых расследований в целях идентификации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Также для осуществления функций Росфинмониторинга в сфере оборота биоресурсов, большое значение имеют информационные ресурсы Федерального агентства по рыболовству.

Вместе с тем существующая модель цифровизации имеет свои ограничения: список структур, с которыми осуществляется совместная деятельность, ограничен. Активное развитие общества приводит к объективной необходимости работы с юридическими лицами, не относящимися к организациям, прямо указанным в законодательстве.

Подобное ограничение может существенным образом затруднить проведение финансовых расследований. Например, потенциальными объектами расследования по делам Росфинмониторинга могут являться субъекты, пользующиеся услугами авиаперевозчиков. Вместе с этим, несмотря на высокую ценность информации, содержащейся в базах данных авиаперевозчиков данные юридические лица

не отнесены к категории организаций, прямо указанных в действующем законодательстве.

Таким образом, в целях повышения эффективности применяемых цифровых методов при борьбе с транснациональной преступностью полагается целесообразным:

1. Размещение и интеграция на серверах Росфинмониторинга информационных массивов в формате баз данных, что позволит службе быстро находить сведения по конкретному объекту при проведении финансовых расследований.

2. Совершенствование правовой базы деятельности Росфинмониторинга -распространение действия Закона № 115-ФЗ на взаимодействие со значимыми для финансового расследования категориями юридических лиц ( авиаперевозчики).

3. Рассмотреть организацию деятельности Росфинмониторинга как потенциальной модели для построения информационной структуры деятельности иных ведомств. Полагаем, что позитивный опыт борьбы с легализацией и отмыванием денежных средств в части цифровизации деятельности может существенным образом преобразить общую картину борьбы с транснациональной преступностью.

Список литературы

1. О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма: федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ (последняя редакция). URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/7doc body=&nd=102072376 (дата обращения: 05.12.2023).

2. Астахова Е. А. Правовая политика в сфере повышения качества расследования транснациональных преступлений // Правовая политика и правовая жизнь. 2021. № 4. С. 43-52.

3. Гобрусенко К. И., Коновалова Ю. В. Актуальные вопросы организации информационного обеспечения аналитических подразделений Росфинмонито-ринга // Правовая информатика. 2012. № 3. С. 13-16.

4. Зайцев О. А., Пастухов П. С. Формирование новой стратегии расследования преступлений в эпоху цифровой трансформации // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2019. № 46. С. 752-777.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.