Научная статья на тему 'Международные меры борьбы с транснациональной организованной преступностью: правовые подходы'

Международные меры борьбы с транснациональной организованной преступностью: правовые подходы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4685
442
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОРЬБА С ТРАНСНАЦИОНАЛЬНОЙ ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТЬЮ / УГОЛОВНОПРАВОВЫЕ МЕРЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ И БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ / КОНФИСКАЦИЯ И АРЕСТ ИМУЩЕСТВА / КРИМИНАЛИЗАЦИЯ ДОХОДОВ / FIGHT AGAINST TRANSNATIONAL ORGANIZED CRIME / CRIMINAL LAW MEASURES TO ENSURE SECURITY AND THE FIGHT AGAINST CORRUPTION / CONFISCATION AND SEIZURE / CRIMINALIZATION OF INCOME

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ревин Валерий Петрович

В статье показано, что товарные и финансовые рынки государств участников СНГ в условиях формирующего единого экономического пространства и создаваемого ин-тегрированного валютного рынка подвергаются интенсивным атакам со стороны организо-ванной транснациональной преступности. Преступность приобретает «скрытые» и «явные» формы инвестиционного и торгового партнерства часто на условиях, запрещенных зако-нами стран СНГ. В этой связи исследованы юридические понятия в регулировании борьбы с транснациональной организованной преступностью в СНГ и на международном уровне. Особое место занимает Конвенция ООН против транснациональной организованной пре-ступности, которая установила, в частности, меры ответственности юридических лиц за уча-стие в преступлениях. Государства требуют, чтобы суды или другие компетентные органы учитывали опасный характер транснациональных преступлений при рассмотрении вопро-сов о борьбе с коррупцией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ревин Валерий Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

International measures to combat transnational organized crime: legal approaches

The article shows that the commodity and financial markets of countries participants of the CIS under the conditions of forming a single economic space and create an integrated currency market are subjected to intense attacks by organized transnational crime. Crime becomes «hidden» and «explicit» forms of investment and trade partnership often on terms that are prohibited by the laws of the CIS countries. In this regard, we studied legal concepts in the regulation of the fight against transnational organized crime in the CIS and internationally. A special place is the United Nations Convention against Transnational Organized Crime, which established, in particular, a measure of responsibility of legal persons for participation in the offenses. States should ensure that the courts or other competent authorities bear in mind the hazardous nature of transnational crimes when considering the fight against corruption.

Текст научной работы на тему «Международные меры борьбы с транснациональной организованной преступностью: правовые подходы»

Международные меры борьбы

с транснациональной организованной преступностью: правовые подходы

РЕВИН ВАЛЕРИЙ ПЕТРОВИЧ

Заслуженный деятель науки Российской Федерации, Академик Российской академии естественных наук, доктор юридических наук, профессор кафедры уголовного права и процесса Современной гуманитарной академии

Аннотация: В статье показано, что товарные и финансовые рынки государств — участников СНГ в условиях формирующего единого экономического пространства и создаваемого интегрированного валютного рынка подвергаются интенсивным атакам со стороны организованной транснациональной преступности. Преступность приобретает «скрытые» и «явные» формы инвестиционного и торгового партнерства часто на условиях, запрещенных законами стран СНГ. В этой связи исследованы юридические понятия в регулировании борьбы с транснациональной организованной преступностью в СНГ и на международном уровне. Особое место занимает Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности, которая установила, в частности, меры ответственности юридических лиц за участие в преступлениях. Государства требуют, чтобы суды или другие компетентные органы учитывали опасный характер транснациональных преступлений при рассмотрении вопросов о борьбе с коррупцией.

Ключевые слова: борьба с транснациональной организованной преступностью, уголовно-правовые меры обеспечения безопасности и борьбы с коррупцией, конфискация и арест имущества, криминализация доходов

International measures to combat transnational organized crime: legal approaches REVIN VALERIY PETROVICH

Honored Worker of science Russian Federation, Academic of Russian Academy Nature Sciences, doctor of legal sciences, professor Department of Criminal Law and Procedure of the Modern Humanitarian Academy

Abstract: The article shows that the commodity and financial markets of countries - participants of the CIS under the conditions of forming a single economic space and create an integrated currency market are subjected to intense attacks by organized transnational crime. Crime becomes «hidden» and «explicit» forms of investment and trade partnership often on terms that are prohibited by the laws of the CIS countries. In this regard, we studied legal concepts in the regulation of the fight against transnational organized crime in the CIS and internationally. A special place is the United Nations Convention against Transnational Organized Crime, which established, in particular, a measure of responsibility of legal persons for participation in the offenses. States should ensure that the courts or other competent authorities bear in mind the hazardous nature of transnational crimes when considering the fight against corruption.

Key words: fight against transnational organized crime, criminal law measures to ensure security and the fight against corruption, confiscation and seizure, criminalization of income

Юридические понятия в регулировании борьбы с транснациональной организованной преступностью в СНГ и на международном уровне

13 января 2013 года в Минске были согласованы и приняты поправки к Положению о Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств - участников СНГ (БКБОП)1. БКБОП является постоянно действующим органом, призванным обеспечить эффективное взаимодействие министерств внутренних дел и госорганов государств - участников СНГ в борьбе с организованной преступностью, терроризмом, незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ и иными опасными видами преступлений.

БКБОП оказывает содействие в подготовке и проведении оперативно-разыскных мероприятий и комплексных операций, в осуществлении межгосударственного розыска и выдачи лиц, скрывшихся от уголовного преследования или исполнения приговора, ведет работу по формированию специализированного банка данных о лидерах преступной среды, организаторах и активных участниках международных преступных сообществ и их преступных связях. По запросам или в инициативном порядке предоставляет соответствующую информацию в заинтересованные министерства внутренних дел стран СНГ. Одной из функций Бюро является также участие в подготовке и реализации решений Совета глав государств СНГ, Совета глав правительств СНГ и СМВД в сфере борьбы с организованной преступностью, терроризмом, незаконным оборотом наркотиков и иными опасными видами преступлений.

Товарные и финансовые рынки государств - участников СНГ в условиях формирую-

щегося единого экономического пространства и создаваемого интегрированного валютного рынка подвергаются интенсивным атакам со стороны организованной транснациональной преступности. Преступность приобретает «скрытые» и «явные» формы инвестиционного и торгового партнерства часто на условиях, запрещенных законами стран СНГ.

Из информационных материалов Исполкома СНГ видно, что в последние годы возросло количество правонарушений в сфере внешнеэкономической деятельности, таких как сокрытие и занижение объемов налогооблагаемой базы экспортеров, необоснованное возмещение НДС из бюджета при экспортных операциях, завышение транспортных расходов, сокрытие доходов, полученных иностранными юридическими и физическими лицами. Следует отметить, что в рамках СНГ созданы основные правовые и организационные механизмы противодействия экономическим и налоговым преступлениям. Так, в 1996 году было подписано Соглашение о сотрудничестве в борьбе с преступлениями в сфере экономики государств СНГ, которое дополнялось и конкретизировалось другими межгосударственными актами по борьбе с преступлениями.2

Государства - участники СНГ, исходя из взаимной заинтересованности в повышении эффективности сотрудничества в борьбе с налоговыми преступлениями, представляющими угрозу экономической безопасности, в 2000 году создали Координационный совет руководителей органов налоговых (финансовых) расследований (КСОНР). При его непосредственном участии разработано и принято Советом глав правительств СНГ Согла-

1 Решение Совета глав государств - участников СНГ от 13.01.2016 г. об утверждении поправок к Положению о Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств - участников СНГ (БКБОП) // Официальный сайт Исполкома СНГ. ЬПр://шшш.с18.т1п8к.Ьу/пеш8.рЬр?1С=5900

2 Лебедев С.Н. Сотрудничество в борьбе с терроризмом, незаконным оборотом наркотиков, транснациональной организованной преступностью, другими вызовами и угрозами безопасности // Официальный сайт Исполнительного комитета СНГ Ьир://шшш.с18.т1п8к.Ьу/ра2е.рЬр?1С=8626

шение о сотрудничестве государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с налоговыми преступлениями (2005 год).

Одной из главных задач, стоящих перед КСО-НР, является активизация пресечения питающих терроризм финансовых потоков. При координирующей роли Координационного совета необходимо выработать единые подходы и стандарты, включающие мониторинг денежных переводов, интенсивный обмен информацией о движении финансовых средств лиц или организаций, подозреваемых в терроризме или его поддержке.

В этом контексте большое значение имеет деятельность созданной по инициативе Российской Федерации Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (2004 год), которая содействует установлению в регионе СНГ стандартов борьбы с отмыванием денег и финансированием террористической деятельности, созданию национальных систем противодействия в этой сфере.

Не менее важным направлением в дальнейшем налаживании сотрудничества стран Содружества в борьбе с экономическими и финансовыми преступлениями является специализированная подготовка кадров в рамках СНГ. Завершено согласование подготовленного по инициативе КСОНР Решения Совета глав правительств СНГ о придании Академии экономической безопасности МВД России и Академии финансовой полиции Агентства Казахстана по борьбе с экономической преступностью и коррупцией статуса координационных центров3.

На процессы унификации законодательства государств - участников СНГ о борьбе с транснациональной преступностью влияют унифицированные международные нормы, принятые в рамках ООН. Особое место занимает Конвенция

ООН против транснациональной организованной преступности, принятая Резолюцией 55/25 Генеральной Ассамблеи от 15 ноября 2000 года4. Конвенция ратифицирована Российской Федерацией Федеральным законом от 26 апреля 2004 года № 26-ФЗ «О ратификации Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 г.» .

Цель конвенции заключается в содействии сотрудничеству в деле более эффективного предупреждения транснациональной организованной преступности и борьбы с ней. Из ее содержания следует, что «организованная преступная группа» означает структурно оформленную группу в составе трех или более лиц, действующую в течение определенного периода времени согласованно с целью совершения серьезных преступлений, чтобы получить, прямо или косвенно, финансовую или иную материальную выгоду.

«Серьезное преступление» означает преступление, наказуемое лишением свободы на максимальный срок не менее четырех лет или более строгой мерой наказания.

«Структурно оформленная преступная группа» для целей Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности означает группу, которая не была случайно образована для немедленного совершения преступления и в которой не обязательно формально определены роли ее членов, но оговорен непрерывный характер членства и создана развитая структура5.

«Имущество» для целей Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности означает любые активы, будь то материальные или нематериальные, движимые или недвижимые, выраженные в вещах или в правах, а также юридические документы или акты, подтверждающие право на такие активы.

3 Там же.

4 Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности, принятая Резолюцией 55/25 Генеральной Ассамблеи от 15.11.2000 г./ Бюллетень международных договоров, заключенных Российской Федерацией. 2004. № 3.

5 Там же.

Флаг Координационного со руководителей органов нал (финансовых) расследовав

Борьба с транснациональной (трансграничной) преступностью, направленной на приобретение незаконным путем финансовых активов, нацелена на «выявление доходов от преступления», которые означают любое имущество, приобретенное или полученное, прямо или косвенно, в результате совершения какого-либо преступления.

Противодействие транснациональной (трансграничной) организованной преступности в качестве основной меры предусматривает «арест» имущества», что означает временное запрещение передачи, преобразования,отчуждения или передвижения имущества, или временное вступление во владение таким имуществом, или временное осуществление контроля над ним по постановлению суда или другого компетентного органа.

Конфискация означает окончательное лишение имущества по постановлению суда или другого компетентного органа.

Меры для обеспечения эффективных действий в области выявления коррупции

В международной практике противодействия преступным финансово-экономическим деяниям, которые, как правило, многовариантны и комплексны по составу, требуется квалификация основного и связанного с ним преступления. Для целей Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности «основное правонарушение» означает любое правонарушение, в результате которого получены доходы, в отношении которых могут быть совершены деяния, образующие состав преступления.

В процессе развития международной практики расследования трансграничных экономических преступлений появляются новые методы и приемы изучения оснований, причин и последствий преступления. Например, «контролируемая поставка» означает метод, при котором допускаются вывоз, провоз или ввоз на территорию одного или нескольких государств незаконных или вызывающих подозрение партий груза с ведома и под надзором их компетентных органов в целях расследования какого-либо преступления и

выявления лиц, участвующих в совершении этого преступления.

Особая опасность трансграничной преступности заключается в ее международном характере, когда объектом преступлений являются не только имущество и имущественные права, но и суверенные права государств на национальную собственность, на невмешательство во внутренние дела иностранных субъектов, на защиту валют-но-финансовой и банковской системы.

«Защита суверенитета» означает, что государства-участники осуществляют свои обязательства согласно Конвенции в соответствии с принципами суверенного равенства и территориальной целостности государства и банковской системы государств и принципом невмешательства во внутренние дела других государств.

«Криминализация участия в организованной преступной группе» означает сговор с одним или несколькими лицами относительно совершения серьезного преступления, преследующего цель, прямо или косвенно связанную с получением фи-

нансовой или иной материальной выгоды, причем, если это предусмотрено внутренним законодательством, также предполагается фактическое совершение одним из участников сговора какого-либо действия для реализации этого сговора или причастность организованной преступной группы.

«Криминализация отмывания доходов от преступлений» означает, что государство-участник принимает в соответствии с основополагающими принципами своего внутреннего законодательства такие законодательные и другие меры, которые могут потребоватьсядля признания в качестве уголовно наказуемых следующие деяния, когда они совершаются умышленно:

• конверсия или перевод имущества, если известно, что такое имущество представляет собой доходы от преступлений, в целях сокрытия или утаивания преступного источника этого имущества или в целях оказания помощи любому лицу, участвующему в совершении основного правонарушения, с тем чтобы оно могло уклониться от ответственности за свои деяния;

• сокрытие или утаивание подлинного характера, источника, местонахождения, способа распоряжения, перемещения, прав на имущество или его принадлежность, если известно, что такое имущество представляет собой доходы от преступлений;

• приобретение, владение или использование имущества, если в момент его получения известно, что такое имущество представляет собой доходы от преступлений;

• участие, причастность или вступление в сговор с целью совершения любого из преступлений, признанных таковыми, а также пособничество, подстрекательство, содействие или дача советов при его совершении.

«Меры по борьбе с отмыванием денежных средств» по Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности 2000 года означают, что государства-участники устанавливают всеобъемлющий внутренний режим регулирования и надзора в отношении бан-

ков и небанковских финансовых учреждений. В отдельных случаях это касается и других органов и организаций, являющихся особо уязвимыми с точки зрения отмывания денежных средств, в пределах своей компетенции, в целях недопущения и выявления всех форм отмывания денежных средств. Такой режим основывается на требованиях в отношении идентификации личности клиента, ведения отчетности и предоставления информации о подозрительных сделках.

Государства-участники рассматривают вопрос о применении практически возможных мер по выявлению перемещения наличных денежных средств и соответствующих оборотных инструментов через их границы и по контролю за таким перемещением при условии соблюдения гарантий, направленных на обеспечение надлежащего использования информации, и не создавая каких-либо препятствий перемещению законного капитала. Такие меры могут включать требование о том, чтобы физические лица и коммерческие организации сообщали о трансграничных переводах значительных объемов наличных денежных средств и передачах соответствующих оборотных инструментов.

При установлении внутреннего режима регулирования и надзора государствам-участникам предлагается руководствоваться соответствующими инициативами региональных, межрегиональных и многосторонних организаций, направленными против отмывания денежных средств. Государства-участники стремятся к развитию и поощрению глобального, регионального, субрегионального и двустороннего сотрудничества между судебными и правоохранительными органами, а также органами финансового регулирования в целях борьбы с отмыванием денежных средств.

«Криминализация коррупции» означает, что государство-участник принимает такие законодательные и другие меры, которые могут потребоваться для признания в качестве уголовно наказуемых следующих деяний, когда они совершаются умышленно:

• обещание, предложение или предоставление публичному должностному лицу, лично или через посредников, какого-либо неправомерного преимущества для самого должностного лица или иного физического или юридического лица, с тем чтобы это должностное лицо совершило какое-либо действие или бездействие при выполнении своих должностных обязанностей;

• вымогательство или принятие публичным должностным лицом, лично или через посредников, какого-либо неправомерного преимущества для самого должностного лица или иного физического или юридического лица, с тем чтобы это должностное лицо совершило какое-либо действие или бездействие при выполнении своих должностных обязанностей.

Меры против коррупции государства осуществляют в той степени, в какой это требуется и соответствует его правовой системе; принимают законодательные, административные или другие эффективные меры для содействия добросовестности, а также для предупреждения и выявления коррупции среди публичных должностных лиц.

Каждое государство-участник принимает меры для обеспечения эффективных действий его органов в области предупреждения и выявления коррупции среди публичных должностных лиц и наказания за коррупцию, в том числе путем предоставления таким органам достаточной независимости для воспрепятствования неправомерному влиянию на их действия.

В целях дальнейшей реализации мер борьбы с преступностью на территории Российской Федерации и транснациональной преступностью был принят Указ Президента Российской Федерации от 1 апреля 2016 года № 147 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2016-2017 годы»6. Данный указ направлен на более активное использование в правоохранительной деятельности методов выявления незаконного обогащения государственных служащих, включая меры, пред-

6 Указ Президента Российской Федерации от 01.04.2016 г. № 2016-2017 годы» // ЬПр://шшш.сопвиИ:ап1:.ги/Соситеп1:/соп8_

Управление Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности

усмотренные Конвенцией ООН против транснациональной организованной преступности 2000 года.

Пункт 6 определяет меры, которые должны выполнить Верховный Суд Российской Федерации и другие уполномоченные органы власти:

1. Подготовить и утвердить обзор судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о применении п. 9 ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (до 1 ноября 2016 г); обзор судебной практики по делам, связанным с разрешением споров об обращении в доход государства имущества, в отношении которого отсутствуют доказательства приобретения на законные доходы (до 1 июля 2017 г.).

2. Доработать Методические рекомендации по заполнению судьями и работниками аппаратов судов справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

4. Доработать Методические рекомендации, определяющие порядок соблюдения лицами, замещавшими государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной или муниципальной службы, ограничений, предусмотренных ст. 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», при заключении ими после увольнения с государственной или муниципальной службы трудовых и гражданско-правовых договоров.

147 «О Национальном плане противодействия коррупции на Coc_LAW_82959/

Специальные методы расследования транснациональных преступлений и конфискация доходов от преступной деятельности

Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности 2000 года предусматривает ответственность юридических лиц. Государство-участник принимает такие меры, с учетом его правовых принципов, которые могут потребоваться для установления ответственности юридических лиц за участие в серьезных преступлениях, к которым причастна организованная преступная группа. Государства обеспечивают, чтобы его суды или другие компетентные органы учитывали опасный характер транснациональных преступлений при рассмотрении вопроса о возможности досрочного или условного освобождения лиц, осужденных за такие преступления.

Государства устанавливают согласно своему внутреннему законодательству длительный срок давности для возбуждения уголовного преследования за любое преступление, охватываемое Конвенцией ООН против транснациональной организованной преступности 2000 года, когда лицо, подозреваемое в совершении преступления, уклоняется от правосудия.

Государства принимают такие меры, какие могут потребоваться для обеспечения возможности выявления, отслеживания, ареста или выемки доходов от преступлений, которые были превращены или преобразованы, частично или полностью, в другое имущество. К ним относится конфискация и арест доходов от преступлений или имущества, стоимость которого соответствует стоимости таких доходов.

Если доходы от преступлений были приобщены к имуществу, приобретенному из законных

РАТР

источников, то конфискации, без ущерба для любых полномочий, касающихся наложения ареста или выемки, подлежит та часть имущества, которая соответствует оцененной стоимости приобщенных доходов от преступлений.

Государства - участники Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности 2000 года могут рассмотреть возможность установления требования о том, чтобы лицо, совершившее преступление, доказало законное происхождение предполагаемых доходов от преступления или другого имущества, подлежащего конфискации, в той мере, в какой такое требование соответствует принципам их внутреннего законодательства и характеру судебного и иного разбирательства.

Международное сотрудничество государств осуществляется в целях конфискации доходов от преступлений, имущества, оборудования или других средств совершения преступлений, находящихся на его территории, в рамках своей внутренней правовой системы.

Государства принимают такие меры, какие могут потребоваться, для установления своей юрисдикцию в отношении преступлений, признанных таковыми в соответствии с Конвенцией ООН против транснациональной организованной преступности 2000 года, когда преступление совершено на территории государства-участника или преступление совершено на борту судна, которое несло флаг этого государства-участника в момент совершения преступления, или воздушного судна, которое зарегистрировано в соответствии с законодательством государства-участника в такой момент.

Без ущерба для норм общего международного права Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности 2000 года не исключает осуществления любой уголовной юрисдикции, установленной в соответствии со своим внутренним законодательством.

Государства-участники оказывают друг другу самую широкую взаимную правовую помощь в расследовании, уголовном преследовании и судебном разбирательстве в связи с преступлениями, охватываемыми указанной Конвенцией, и на взаимной основе предоставляют друг другу иную аналогичную помощь. Взаимная правовая помощь предоставляется в объеме, максимально возможном согласно соответствующим законам, договорам, соглашениям и договоренностям запрашиваемого государства-участника, в отношении расследования, уголовного преследования и судебного разбирательства в связи с преступлениями, за совершение которых к ответственности

Государства-участники не отказывают в предоставлении взаимной правовой помощи согласно Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности 2000 года на основании банковской тайны, но могут отказать в предоставлении взаимной правовой помощи на основании отсутствия обоюдного признания соответствующего деяния преступлением.

Совместные расследования: государства-участники рассматривают возможность заключения двусторонних или многосторонних соглашений или договоренностей, в силу которых в связи с делами, являющимися предметом расследования, уголовного преследования или судебного разбирательства в одном или нескольких государствах, заинтересованные компетентные органы могут создавать органы по проведению совместных расследований. В отсутствие таких соглашений или договоренностей совместные расследования могут проводиться по соглашению в каждом отдельном случае.

Специальные методы расследования: каждое государство-участник, в пределах своих возможностей и на условиях, установленных его внутренним законодательством, принимает необходимые меры, с тем чтобы разрешить надлежащее использование контролируемых поставок и в тех случаях, когда оно считает это уместным,

использование других специальных методов расследования, таких как электронное наблюдение или другие формы наблюдения, а также агентурные операции, его компетентными органами на его территории с целью ведения эффективной борьбы против организованной преступности.

Для цели расследования преступлений государства-участники поощряются к заключению, при необходимости, соответствующих двусторонних или многосторонних соглашений или договоренностей для использования таких специальных методов расследования в контексте сотрудничества на международном уровне.

Соглашения или договоренности о взаимной помощи заключаются и осуществляются при полном соблюдении принципа суверенного равенства государств и реализуются в строгом соответствии с условиями этих соглашений или договоренностей. В отсутствие соглашения или договоренности решения об использовании таких специальных методов расследования на международном уровне принимаются в каждом отдельном случае и могут, при необходимости, учитывать финансовые договоренности и взаимопонимания в отношении осуществления юрисдикции заинтересованными государствами-участниками.

Для целей практического применения государства-участники рассматривают возможность заключения двусторонних или многосторонних соглашений или договоренностей о непосредственном сотрудничестве между их правоохранительными органами, а в тех случаях, когда такие соглашения или договоренности уже имеются государства-участники, насколько это возможно и в координации друг с другом, а также с международными и региональными организациями, предпринимают конкретные усилия для: • активизации своего сотрудничества на различных уровнях с развивающимися странами в целях укрепления возможностей этих стран в области предупреждения транснациональной организованной преступности и борьбы с ней;

fâ) UNITED NATIONS ^ Office on Drugs and Crime

• расширения финансовой и материальной помощи в целях поддержки усилий развивающихся стран по эффективному противодействию транснациональной организованной преступности и оказания им помощи для успешного осуществления Конвенции;

• оказания технической помощи развивающимся странам и странам с переходной экономикой в целях содействия удовлетворению их потребностей в связи с осуществлением Конвенции.

Предупреждение транснациональной организованной преступности состоит в том, что государства-участники стремятся разрабатывать и оценивать эффективность национальных проектов, а также выявлять и внедрять оптимальные виды практики и политики, направленные на предупреждение транснациональной организованной преступности.

Государства-участники стремятся, в соответствии с основополагающими принципами своего внутреннего законодательства, сокращать существующие или будущие возможности для организованных преступных групп действовать на законных рынках при использовании доходов от преступлений, посредством принятия надлежащих законодательных, административных или других мер.

Такие меры должны сосредоточиться на следующем:

1) укрепление сотрудничества между правоохранительными органами или органами прокуратуры и соответствующими частными организа-

циями, в том числе из различных секторов экономики;

2) содействие разработке стандартов и процедур, предназначенных для обеспечения добросовестности в работе публичных и соответствующих частных организаций, а также кодексов поведения для представителей соответствующих профессий, в частности - адвокатов, нотариусов, консультантов по вопросам налогообложения и бухгалтеров;

3) предупреждение злоупотреблений со стороны организованных преступных групп процедурами торгов, проводимых публичными органами, и субсидиями и лицензиями, выдаваемыми публичными органами для осуществления коммерческой деятельности;

4) предупреждение злоупотреблений со стороны организованных преступных групп юридическими лицами; такие меры могут включать создание:

• публичного реестра юридических и физических лиц, участвующих в учреждении юридических лиц, управлении ими и их финансировании;

• создание возможности лишения по решению суда или с помощью других надлежащих способов на разумный период времени лиц, осужденных за преступления, права занимать должности руководителей юридических лиц, зарегистрированных в пределах их юрисдикции.

Государства-участники сотрудничают друг с другом и с международными и региональными организациями в разработке и содействии осуществлению мер борьбы с транснациональной преступностью, включая коррупцию. Здесь и участие в международных проектах, направленных на предупреждение транснациональной организованной преступности, например, путем улучшения условий, которые определяют уязвимость групп населения, находящихся в неблагоприятном социальном положении, с точки зрения деятельности транснациональных организованных преступных групп.

Различные подразделения и специализированные учреждения ООН сотрудничают между собой в борьбе с транснациональной преступностью, включая коррупцию.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Управление ООН по наркотикам и преступности (УНП ООН - UNODC - United Nations Office on Drugs and Crime) является подразделением ООН, занимающимся борьбой с незаконным оборотом наркотиков, оружия, организованной преступностью, торговлей людьми и международным терроризмом7.

УПН ООН оказывает техническую помощь государствам-участникам и государствам, подписавшим Конвенцию Организации Объединенных Наций против коррупции, и помогает им обеспечивать честность и неподкупность судебных органов, совершенствовать законодательство, де-

литься передовым опытом и разрабатывать стратегии эффективной борьбы с коррупцией. УНП ООН планирует, направляет, осуществляет и координирует деятельность по техническому сотрудничеству в области предупреждения коррупции и борьбы с ней, помогает странам разрабатывать и осуществлять программы для эффективного институционального строительства и повышения квалификации специалистов в целях укрепления их потенциала в области противодействия коррупции. УНП ООН собирает данные и разрабатывает статистические показатели, призванные служить ориентирами в оценке и мониторинге коррупции, проводит исследования и аналитическую работу с целью углубления знаний и понимания проблемы коррупции для принятия нормативных, политических и оперативных решений.

Нормативно-правовые акты и литература

1.Уголовный кодекс Российской Федерации. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_82959/

2. Федеральный закон от 25.12.2008 г. № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» // www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_82959/

3.Указ Президента Российской Федерации от 01.04.2016 г. № 147 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2016-2017 годы». http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82959/

4. Решение Совета глав государств - участников СНГ от 13.01.2016 г. об утверждении поправок к Положению о Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами

преступлений на территории государств - участников СНГ (БКБОП) // Официальный сайт Исполкома СНГ http://www.cis.minsk.by/news.php?id=5900

5. Лебедев С.Н. Сотрудничество в борьбе с терроризмом, незаконным оборотом наркотиков, транснациональной организованной преступностью, другими вызовами и угрозами безопасности // Официальный сайт Исполнительного комитета СНГ. http://www.cis. minsk.by/page.php?id=8626

6. Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности, принятая Резолюцией 55/25 Генеральной Ассамблеи от 15.11.2000 г. // Бюллетень международных договоров, заключенных Российской Федерацией. 2004. № 3.

7 Управление ООН по наркотикам и преступности ( УПН ООН), созданное в 1997 г. / http://www.un.org/ru/ecosoc/unodc/ facts.shtml

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.