Научная статья на тему 'ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ КАК ТРАНСНАЦИОНАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ: ПРОБЛЕМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ'

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ КАК ТРАНСНАЦИОНАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ: ПРОБЛЕМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
228
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / ТРАНСНАЦИОНАЛЬНАЯ ПРЕСТУП НОСТЬ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ПРЕСТУПНОСТИ / ОРГАНИЗАЦИЯ РАССЛЕДОВАНИЯ / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ECONOMIC CRIMINALITY / TRANSNATIONAL CRIMINALITY / CRIMINALITY PREVENTION / ORGANIZATION OF INVESTIGATION / INTERNATIONAL COOPERATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шапиро Людмила Геннадьевна

Введение: современный период характеризуется активной криминализацией экономики России и других государств, что крайне негативно отражается на нацио нальной безопасности. Экономическая преступность, имеющая транснациональный характер, постоянно качественно трансформируется, подстраиваясь под меняющее ся законодательство и активно используя цифровые технологии. Цель: выявление проблем, препятствующих эффективному противодействию экономической пре ступности и поиск наиболее оптимальных путей их решения. Методологическая основа: диалектический метод, а также комплекс общенаучных и специальных методов научного познания (анализ, сравнение, аналогия, системный метод и др.). Результаты: обозначается ряд проблем выявления и расследования экономических преступлений, предлагаются оптимальные пути их решения. Выводы: повышение качества противодействия экономической преступности может быть обеспечено совокупностью ряда факторов: надлежащим организационным и научно-техническим обеспечением выявления, расследования и предупреждения экономических престу плений, в т.ч. формированием единого специализированного органа, основной задачей которого будет борьба с экономической преступностью; своевременным привлечени ем компетентных специалистов и экспертов для разрешения вопросов, требующих специальных знаний; осуществлением четко налаженного взаимодействия различ ных правоохранительных, контролирующих и иных органов на основе активизации международного сотрудничества в борьбе с экономической преступностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC CRIMINALITY AS A TRANSNATIONAL PHENOMENON: PROBLEMS OF COUNTERACTION

Background: the modern period is characterized by active criminalization of the economy not only of Russia, but also of many other states, which has an extremely negative effect on their national security. Economic crime, which has a transnational character, is constantly transforming qualitatively, adjusting to changing legislation and actively using digital technologies. Objective: to identify problems that impede effective counteraction to economic crime, and to find the most optimal ways to solve them. Methodology: dialectical method, as well as a complex of general scientific and special methods of scientific knowledge (analysis, comparison, analogy, systemic method, etc.). Results: problems of identifying and investigating economic crimes are outlined, and optimal ways of solving them are proposed. Conclusions: improving the quality of combating economic criminality can be ensured by a combination of a number of factors: proper organizational, scientific and technical support for the detection, investigation and prevention of economic crimes, including the formation of a single specialized body whose main task will be to combat economic crime; timely involvement of competent specialists and experts to resolve issues requiring special knowledge; implementation of well-established interaction of various law enforcement, regulatory and other bodies on the basis of intensifying international cooperation in the fight against economic criminality.

Текст научной работы на тему «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ КАК ТРАНСНАЦИОНАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ: ПРОБЛЕМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ»

УГОЛОВНОЕ И УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО. УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС. ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР.

КРИМИНАЛИСТИКА

DOI 10.24411/2227-7315-2020-10171 УДК 343.984.85

Л.Г. Шапиро

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ КАК ТРАНСНАЦИОНАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ: ПРОБЛЕМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ

Введение: современный период характеризуется активной криминализацией экономики России и других государств, что крайне негативно отражается на национальной безопасности. Экономическая преступность, имеющая транснациональный характер, постоянно качественно трансформируется, подстраиваясь под меняющееся законодательство и активно используя цифровые технологии. Цель: выявление проблем, препятствующих эффективному противодействию экономической преступности и поиск наиболее оптимальных путей их решения. Методологическая основа: диалектический метод, а также комплекс общенаучных и специальных методов научного познания (анализ, сравнение, аналогия, системный метод и др.). Результаты: обозначается ряд проблем выявления и расследования экономических преступлений, предлагаются оптимальные пути их решения. Выводы: повышение качества противодействия экономической преступности может быть обеспечено совокупностью ряда факторов: надлежащим организационным и научно-техническим обеспечением выявления, расследования и предупреждения экономических преступлений, в т.ч. формированием единого специализированного органа, основной задачей которого будет борьба с экономической преступностью; своевременным привлечением компетентных специалистов и экспертов для разрешения вопросов, требующих специальных знаний; осуществлением четко налаженного взаимодействия различных правоохранительных, контролирующих и иных органов на основе активизации международного сотрудничества в борьбе с экономической преступностью.

Ключевые слова: экономическая преступность, транснациональная преступность, противодействие преступности, организация расследования, международное сотрудничество.

© Шапиро Людмила Геннадьевна, 2020

Доктор юридических наук, заведующая кафедрой криминалистики (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: Iyudmila-shapiro2014@yandex.ru © Shapiro Lyudmila Gennadievna, 2020

Doctor of Law, Head of the Criminalistics Department (Saratov State Law Academy) 183

L.G. Shapiro

ECONOMIC CRIMINALITY AS A TRANSNATIONAL PHENOMENON: PROBLEMS OF COUNTERACTION

Background: the modern period is characterized by active criminalization of the economy not only of Russia, but also of many other states, which has an extremely negative effect on their national security. Economic crime, which has a transnational character, is constantly transforming qualitatively, adjusting to changing legislation and actively using digital technologies. Objective: to identify problems that impede effective counteraction to economic crime, and to find the most optimal ways to solve them. Methodology: dialectical method, as well as a complex of general scientific and special methods of scientific knowledge (analysis, comparison, analogy, systemic method, etc.). Results: problems of identifying and investigating economic crimes are outlined, and optimal ways of solving them are proposed. Conclusions: improving the quality of combating economic criminality can be ensured by a combination of a number of factors: proper organizational, scientific and technical support for the detection, investigation and prevention of economic crimes, including the formation of a single specialized body whose main task will be to combat economic crime; timely involvement of competent specialists and experts to resolve issues requiring special knowledge; implementation of well-established interaction of various law enforcement, regulatory and other bodies on the basis of intensifying international cooperation in the fight against economic criminality.

Key-words: economic criminality, transnational criminality, criminality prevention, organization of investigation, international cooperation.

Обеспечение экономической безопасности — важнейшее направление реализации государственной политики каждого государства. Основная роль в данной области отводится правоохранительным органам, которые осуществляют противодействие экономической преступности. В 2017 г. в России было выявлено 105, 1 тыс. преступлений экономической направленности, в 2018 г. — 109, 5 тыс., в 2019 г. — 104, 9 тыс., с января по октябрь 2020 г. — 96, 1 тыс. (по сравнению с аналогичным периодом 2019 г. их число сократилось на 1%)1. Очевидно, что представленные сведения о количестве совершенных преступлений не могут характеризовать реальную ситуацию объективно. Это обусловлено латентностью экономической преступности.

Экономическая преступность — транснациональное явление, ее основные критерии содержаться в Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности, принятой резолюцией 55/25 Генеральной Ассамблеи от 15 ноября 2000 года: они имеет организованный характер, деятельность осуществляется в двух и более государствах (т.е. преступные действия совершаются в одном государстве, а их существенные последствия либо действия по подготовке, планированию и контролю за наступлением преступного результата — в другом государстве).

Принципиальные или общие вопросы, связанные с выявлением и расследованием транснациональных преступлений, в т.ч. экономических, обозначены в разработанных национальных стратегиях по борьбе с ними и имеют большое методологическое значение для всех наук уголовно-правового блока даже при

184

1 URL: https://мвд.рф/folder/101762 (дата обращения: 18.11.2020).

отсутствии в таких стратегиях методических рекомендации и указании, отличающихся конкретикой [1, с. 5]. Анализируя принципы стратегии расследования транснациональных преступлений Д.С. Хижняк отмечает их общность с принципами криминалистическои стратегии с учетом принципов международно-правового сотрудничества при оказании правовой помощи по уголовным делам [1, с. 103].

Современный период отличается широким использованием в целях совершения и сокрытия экономических преступлений цифровых технологий, объединением экономической и коррупционной преступности.

Так, 5 июля 2019 г. был вынесен приговор по уголовному делу о хищении 85 млрд руб. у ПАО «Тольяттиазот» (далле — ПАО) международной организованной преступной группой, маскировавшейся под легальный бизнес и состоящей из совладельцев ПАО (В. Махлай и С. Махлай), гражданина Швейцарии (А. Циви), эксгендиректора ПАО (Е. Королев) и главы дистрибьюторской фирмы Nitro^em Distribution AG (Б. Рупрехт). Данное уголовное дело было возбуждено в конце 2012 г. и расследовалось более 5 лет. В материалах данного дела более 500 томов.

В ходе следствия было установлено, что с 2007 г. продукция ПАО продавалась его совладельцами по заниженной цене швейцарской оффшорной компании Nitrochem Distribution AG, входящей в холдинг Ameropa AG. Впоследствии эта продукция реализовывалась на мировом рынке по рыночной цене. Е. Королев обеспечивал подписание контрактов с заниженными ценами, а также подготовку заведомо недостоверной отчетности. В результате этой деятельности значительная часть выручки не возвращалась в ПАО и укрывалась от налогов. В ходе судебного процесса были полностью доказаны факты аффилированности между ТОАЗом, Nitrochem и Ameropa. Подсудимые также массово выводили и наиболее ликвидные активы ПАО. Агрегат аммиака и все производство метанола были за бесценок проданы ООО «Томет». Ущерб составил свыше 2 млрд руб.2

Расследование экономических преступлений — очень сложный процесс. Как справедливо отметил в своем выступлении на одной из международных научных конференций председатель Следственного комитета РФ А.И. Бастрыкин, преступления экономического характера зачастую совершаются под видом или в процессе законной хозяйственной операции3, в связи с чем их эффективное выявление и расследование должно быть обеспечено использованием сотрудниками правоохранительных органов значительного объема знаний в сфере экономики. Их глубокая специализация уже на этапе обучения в высшем учебном заведении и последующее систематическое повышение квалификации также будут способствовать качественной борьбе с данным видом преступности. В процессе обучения и повышения квалификации следователей необходимо уделять самое пристальное внимание тактически грамотному использованию ситуационного подхода. Тем более, что расследуя транснациональное преступление, следователь также использует ситуационный подход с той лишь разницей, что в данном

2 См.: Егорова А. Громкое дело — системное следствие. URL: http://sledcom.ru/press/smi/ item/1373394/ (дата обращения: 20.10.2020).

3 См.: Председатель Следственного комитета России принял участие в международной научной конференции «Современная уголовная политика России в сфере криминализации экономических отношений». URL: https://sledcom.ru/search?q=%D1%8D%D0%BA%D0%B E%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1% 8F+%D0%BF%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%83%D0%BF%D0%BD%D0%BE%D1-%81% D1%82% D1%8C&dates= (дата обращения: 29.10.2020). 185

случае диагностируется ситуация комплексного характера — транснациональная рискогенная ситуация, которую можно определить как формирующуюся в процессе расследования транснационального преступления информационную систему, отличающуюся криминалистическим риском [2, с. 253; 1, с. 104].

Рассматривая причины низкой эффективности противодействия экономической преступности, прежде всего хотелось бы обратить внимание на проблему, связанную с организацией их расследования. В соответствии со ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ осуществляют следователи (дознаватели) нескольких правоохранительных органов: Следственного комитета РФ, внутренних дел РФ, федеральной службы безопасности и др. Такое положение дел не способствует высокой эффективности противодействия экономической преступности, поскольку в следственной практике наряду с информацией о каком-то одном экономическом преступлении в уголовном деле содержатся сведения и о других преступных действиях в сфере экономики. Эта проблема требует незамедлительного решения.

Полагаю, что высокое качество противодействия финансово-экономической преступности может быть обеспечено формированием единого специализированного органа (например, экономической полиции). Аналогичное мнение также высказывалось председателем Следственного комитета РФ А.И. Бастрыкиным, который предложил создать финансовую полицию для более эффективного расследования экономических преступлений, например, на базе Федеральной службы по финансовому мониторингу (далее — Росфинмониторинг)4.

Формирование экономической полиции может быть обеспечено путем использования опыта функционирования в России с 1993 по 2003 гг. налоговой полиции и подобных специализированных служб в других странах (финансовая полиция в Италии, система органов финансовых расследований Комитета государственного контроля в Республике Беларусь и др.).

Другая проблема обусловлена большим количеством различных органов, контролирующих соответствующие виды финансово-экономической деятельности (Росфинмониторинг, Центральный банк РФ, Счетная палата РФ, Федеральная налоговая служба и др.), а надлежащее взаимодействие между ними и правоохранительными органами при обнаружении в рамках проверочных действий признаков экономических преступлений зачастую не налажено. Это обусловлено отсутствием единого нормативно-правового акта, регулирующего такое взаимодействие представителей различных с правоохранительными органами.

Среди всех контролирующих органов особая роль принадлежит Росфинмо-ниторингу, который активно осуществляет международное сотрудничество: участвует в работе группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), Комитета экспертов Совета Европы по оценке мер противодействия легализации преступных доходов (МАНИВЭЛ), Евразийской группе по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ), Азиатско-Тихоокеанской группе по типу ФАТФ (АТГ), ряда иных международных структур, а также мероприятиях, проводимых под эгидой ООН5.

В целях формирования правовой основы обеспечения надлежащего взаимодействия различных государственных органов в борьбе с экономической преступ-

4 См.: А. Бастрыкин предложил создать в России финансовую полицию. URL: https://www.

rbc.ru/society/21/02/2013/570403da9a7947fcbd445f02 (дата обращения: 27.10.2020). 186 5 URL: http://www.fedsfm.ru/activity/international-cooperation (дата обращения: 30.11.2020).

ностью в России приняты межведомственные нормативные правовые акты МВД России, ФСБ России, Следственного комитета РФ, Генеральной прокуратуры РФ, Росфинмониторинга, ФТС России. Органами внутренних дел РФ совместно с Центральным Банком РФ, Генеральной прокуратурой РФ, иными правоохранительными органами принимаются меры, направленные на предупреждение, выявление и пресечение преступлений в финансово-кредитной сфере, в т.ч. связанных с хищением и нецелевым использованием бюджетных средств.

С целью противодействия транснациональной экономической преступности органы внутренних дел Российской Федерации активно используют каналы и информационные ресурсы Международной организации уголовной полиции — Интерпола, осуществляют взаимодействие с правоохранительными органами стран-членов этой организации и ее Генеральным секретариатом. В последние годы наиболее активный информационный обмен органы внутренних дел Российской Федерации вели с полицией Федеративной Республики Германия, Грузией, Турецкой Республикой, Украиной и Французской Республикой6.

В качестве эффективного средства решения проблем борьбы с экономической преступностью и организации международного взаимодействия в этой сфере необходимо отметить международные научно-практические семинары, которые проводятся в Санкт-Петербурге, Омске и других городах с целью обмена опытом между сотрудниками правоохранительных органов различных государств (российско-германский, российско-казахстанский и др.)7.

Высокая эффективность выявления и расследования экономических преступлений обеспечивается также путем широкого использования помощи квалифицированных специалистов в различных областях экономики (налогообложении, бухгалтерском и налоговом учете и т.д.), компьютерных технологий, специалистов-криминалистов, назначения и производства судебных экспертиз. В процессе проведения предварительной проверки первичных материалов о фактах преступной экономической деятельности и расследования преступлений, как правило, необходимо назначать судебно-экономические, судебно-почерковедческие, технико-криминалистические экспертизы документов и иные экспертизы в зависимости от способа совершения преступления и сферы предпринимательской деятельности его субъекта. К сожалению, в уголовном судопроизводстве реализуются далеко не все достижения современной экономической науки, которая активно развивается в последние годы.

Учитывая, что цифровые технологии активно используются практически во всех областях финансово-хозяйственной деятельности, в том числе, и в целях совершения экономических преступлений, неуклонно возрастает роль компьютерно-технических экспертиз в установлении обстоятельств, подлежащих доказыванию по делам данной категории.

6 См.: Годовой отчет о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы ° Российской федерации «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности

за 2018 год». URL: https://mvd.ru/upload/site1/folder_page/001/869/963/Godovoy_otchet_ za_2018_OOP_i_PP.pdf (дата обращения: 18.09.2020).

7 См.: В Санкт-Петербурге состоялся российско-германский семинар на тему: «Особенности выявления и расследования преступлений экономической направленности»; В Омске состоялся международный научно-практический семинар по вопросам борьбы с экономической преступностью. URL: https://sledcom.ru/search?q=экономическая+преступность&dates= (дата обращения: 30.11.2019). 187

Широкое использование при выявлении и расследовании экономических преступлений разнообразных видов судебных экспертиз обусловливает проблему анализа и оценки следователем экспертных заключений. В большей мере это касается заключений судебно-экономических и компьютерно-технических экспертиз, поскольку материнские науки, которые являются их основой, бурно развиваются и их достижения постоянно внедряются в экспертную практику. В этой связи следователи нуждаются в помощи соответствующего специалиста или эксперта. Причем уровень компетентности привлеченного к данной деятельности лица должен быть не ниже уровня компетентности эксперта или комиссии экспертов, которые осуществляли экспертное исследование и давали заключение.

Изложенное позволяет констатировать, что эффективное противодействие экономической преступности может быть обеспечено рядом факторов: последовательной государственной политикой в этом направлении; качественной нормативно-правовой базой; надлежащим организационным и научно-техническим обеспечением выявления, расследования и предупреждения экономических преступлений, в т.ч. формированием единого специализированного органа, основной задачей которого будет борьба с экономической преступностью; своевременным привлечением компетентных специалистов и экспертов для разрешения вопросов, требующих специальных знаний; осуществлением четко налаженного взаимодействия различных правоохранительных, контролирующих и иных органов между собой и правоохранительными органами других стран.

Учитывая, что проблемы противодействия экономической преступности как транснационального явления характерны не только для России, но и для многих других государств, в целях разработки оптимальных путей их решения необходимо дальнейшее развитие международного сотрудничества ученых и практиков.

Библиографический список

1. Хижняк Д.С. Борьба с транснациональными преступлениями и их расследование / под науч. ред. А.Г. Волеводза. М.: Юрлитинформ, 2015. 184 с.

2. Зорин ГА. Теоретические основы криминалистики. Минск: Амалфея, 2000. 416 с.

References

1. Khizhnyak D.S. Combating with transnational crimes and their investigation / under scientific. ed. A.G. Volevodza. M.: Yurlitinform, 2015. 184 p.

2. Zorin G.A. Theoretical foundations of criminalistics. Minsk: Amalfeya, 2000. 416 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.