Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕР РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НЕЙТРАЛИЗАЦИИ УГРОЗ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ'

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕР РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НЕЙТРАЛИЗАЦИИ УГРОЗ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
172
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТРАНСНАЦИОНАЛЬНАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / БОРЬБА С ПРЕСТУПНОСТЬЮ / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / КИБЕРПРЕСТУПНОСТЬ / КОНТРАБАНДА / НАРКОТИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тетюхин Виталий Викторович

В России, как и в других странах, транснациональная преступность остается серьезной проблемой, с которой необходимо бороться. Существует ряд факторов, которые могут затруднять борьбу с транснациональной преступностью в России: коррупция в правоохранительных и правительственных структурах; отсутствие эффективной сотрудничества с некоторыми странами; низкий уровень осведомленности и сознательности населения. В статье рассмотрена специфика отечественной системы противодействия транснациональной преступности. Отмечается, что по ряду направлений государству удается относительно успешно нейтрализовывать угрозы международной преступности, тогда как по другим направлениям наблюдаются некоторые препятствия и неразрешенные проблемы. В структуре транснациональной преступности все большую долю начинает занимать киберпреступность. Основной мерой противодействия киберпреступности на государственном и межгосударственном уровне является правовое регулирование. Отмечается высокий уровень работы системы нейтрализации угроз, связанных с производством, контрабандой и сбытом наркотических веществ. Выделена проблема недостаточной осведомленности общественности и деловых кругов об опасностях транснациональной преступности и недостаток информационных кампаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATION OF THE EFFICIENCY OF MEASURES OF THE RUSSIAN FEDERATION TO NEUTRALIZE THE THREATS OF TRANSNATIONAL CRIME

In Russia, as in other countries, transnational crime remains a serious problem that needs to be combated. There are a number of factors that may complicate the fight against transnational crime in Russia: corruption in law enforcement and government structures; lack of effective cooperation with some countries; low level of awareness and consciousness of the population. The specifics of the domestic system of combating transnational crime are considered. It is noted that in a number of areas the state manages to relatively successfully neutralize the threats of international crime, while in other areas there are some obstacles and unresolved problems. In the structure of transnational crime, cybercrime is beginning to occupy an increasing share. The main measure to counteract cybercrime at the state and interstate level is legal regulation. A high level of work of the system for neutralizing threats associated with the production, smuggling and sale of narcotic substances is noted. The problem of insufficient awareness of the public and business circles about the dangers of transnational crime and the lack of information campaigns are highlighted.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕР РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НЕЙТРАЛИЗАЦИИ УГРОЗ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ»

Оценка эффективности мер Российской Федерации по нейтрализации угроз транснациональной преступности

Тетюхин Виталий Викторович,

аспирант, Департамент международной безопасности и внешней политики России, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации E-mail: Mrvitalyvi@yandex.ru

В России, как и в других странах, транснациональная преступность остается серьезной проблемой, с которой необходимо бороться. Существует ряд факторов, которые могут затруднять борьбу с транснациональной преступностью в России: коррупция в правоохранительных и правительственных структурах; отсутствие эффективной сотрудничества с некоторыми странами; низкий уровень осведомленности и сознательности населения.

В статье рассмотрена специфика отечественной системы противодействия транснациональной преступности. Отмечается, что по ряду направлений государству удается относительно успешно нейтрализовывать угрозы международной преступности, тогда как по другим направлениям наблюдаются некоторые препятствия и неразрешенные проблемы. В структуре транснациональной преступности все большую долю начинает занимать киберпреступность. Основной мерой противодействия киберпреступности на государственном и межгосударственном уровне является правовое регулирование. Отмечается высокий уровень работы системы нейтрализации угроз, связанных с производством, контрабандой и сбытом наркотических веществ. Выделена проблема недостаточной осведомленности общественности и деловых кругов об опасностях транснациональной преступности и недостаток информационных кампаний.

Ключевые слова: транснациональная преступность, борьба с преступностью, органы внутренних дел, киберпреступность, контрабанда, наркотические вещества.

U

со

см

см

со

Z

152

Организованная преступность, как правило, редко фиксируется в пространстве одного государства; по мере развития и укрупнения деятельность преступных групп неизбежно принимает транснациональный характер. Транснациональная преступность - достаточно сложный феномен, сопряженный с различными экономическими, политическими и миграционными факторами. Кроме того, транснациональная преступная деятельность в каждом из своих проявлений - киберпреступ-ность, терроризм, коррупция и проч. - выступает индикатором вторжения одного государства на территорию и в различные сферы суверенитета других стран [4, с. 71].

Политические меры играют важную роль в борьбе с транснациональной преступностью по ряду причин. Во-первых, укрепление международного сотрудничества: для борьбы с транснациональной преступностью необходимо с целью координации действий: необходимо координировать действия правоохранительных органов разных стран, чтобы эффективнее раскрыть и пресечь преступную деятельность. Политические меры могут способствовать координации действий, например, путем создания международных организаций и координационных центров. Во-вторых, политические усилия требуются в целях создания правовых основ для борьбы с транснациональной преступностью: нормативные акты позволяют обмениваться информацией, задерживать и экстрадировать преступников. В-третьих, имеют важность политические меры финансового характера: финансовые средства являются основным источником дохода для многих транснациональных преступных группировок. Политические меры могут способствовать пресечению финансирования преступной деятельности путем создания соответствующих законодательных и правовых механизмов.

Оценить масштабы международной транснациональной преступности и ее точный ущерб национальным экономикам достаточно сложно: международная статистика по преступности и интерпретация конкретных фактов могут обнаруживать существенные различия в зависимости от используемых источников и точки зрения. Тем не менее, можно привести некоторые общие тенденции и факты, характеризующие транснациональную преступность как глобальную проблему. Известно, к примеру, что организованные преступные группировки действуют практически во всех странах мира, а их глобальный годовой доход оценивается примерно в 1,5 триллиона долл. США. «Цена» такой преступности, указывает А.А. Грибков, составляет около 3,6% от мировой экономики. Согласно докладу ООН, объем средств, полученных в результате легализации денежных средств, заработанных преступным путем, составляет около 2% глобального ВВП [6, с. 82].

Среди последних тенденций в развитии транснациональной преступности - рост объема киберпреступле-ний. По данным Интерпола, среди новейших тенденций киберпреступности - «программы-вымогатели», фи-шинг, онлайн-мошенничество и взлом. Кроме того, сексуальная эксплуатация и насилие над детьми в Интернете (OCSEA) вошла в десятку основных тенденций в об-

ласти киберпреступности в 62% стран, входящих в сеть Интерпола [14]. Инструментарий, применяемый кибер-преступниками, становится все более изощренным; сама же киберпреступность направлена как на частных лиц, так и на корпоративные структуры, а также, что особенно важно, - на правительства. Глобальная и тотальная цифровизация обусловили распространение новых видов мошенничества и финансовых махинаций, которые за счет возможностей Сети беспрепятственно преодолевают государственные границы.

Проблема торговли людьми как отдельного вида транснациональной преступности также не утратила своей остроты. По приблизительным оценкам, миллионы людей ежегодно становятся жертвами принудительного труда, сексуальной эксплуатации и других форм торговли людьми. Данная проблема тесно взаимосвязана с незаконным оборотом наркотических веществ и контрабанды. Незаконный оборот наркотиков и контрабанда являются ключевым источником доходов транснациональных преступных группировок. Коррупционные преступления, ранее считавшиеся внутренней проблемой государства, сегодня, в связи с формированием межнациональных политических, торговых финансовых институтов, получают развитие на глобальном уровне. Следует отметить, что в последние годы наблюдался спад по показателям торговли людьми, обусловленный пандемией. По данным отчета ООН Global Report on Trafficking in Persons 2022, число выявленных жертв торговли людьми сократилось впервые за 20 лет: пандемия ограничивает возможности трансграничного перемещения людей с одной стороны, а с другой - сократились правоприменительные возможности для выявления престу-

плений такого рода. В целом по миру в 2022 г. наблюдалось 11%-ное снижение числа жертв по сравнению с 2019 г. На 59% упали объемы работорговли в Восточной Азии и Тихоокеанском регионе, на 40% - в Северной Африке и на Ближнем Востоке, на 36% - в Центральной Америке и Карибском бассейне [15].

Транснациональный аспект коррупции - широко распространённая проблема многих развитых и развивающихся стран, подрывающая демократические основы общества и замедляющая темпы экономического развития. Безусловно, терроризм также сохраняет свой статус одной из наиболее серьезных угроз глобальной безопасности.

Важно отметить, что все вышеперечисленные проблемы крайне сложны и, как правило, взаимообусловлены, поэтому их решение требует скоординированных усилий правительств, правоохранительных органов, организаций гражданского общества и транснациональных институтов.

Специалисты, которые обращаются к анализу форм и методов противодействия преступности, определяют, как правило, два ключевых вектора в деятельности государственных органов по обеспечению безопасности в контексте угроз со стороны транснациональной преступности: законодательно-правовые рычаги (законодательные положения и нормы, модернизация законодательного массива) [1, с. 107].

Российская Федерация принимает различные меры для борьбы с транснациональной преступностью и нейтрализации ее угроз. Представим основные направления принятия мер в рассматриваемой области (Таблица 1):

Таблица 1. Система мер, направленных на противостояние транснациональной преступности (Российская Федерация)

Тип мер Содержание мер

Законодательные меры Принятие законодательных актов, направленных на борьбу с транснациональной преступностью, в том числе региональных актов, актов федерального значения, международных договоров и соглашений. К примеру, Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности, Рекомендации Финансовой действующей группы по борьбе с отмыванием денег (FATF), Федеральный закон от 8 января 1998 года № 1-ФЗ «О борьбе с организованной преступностью» и Федеральный закон от 21 ноября 1996 года № 150-ФЗ «О борьбе с легализацией доходов, полученных преступным путем» и проч.

Международное сотрудничество Россия сотрудничает с другими странами в рамках международных организаций и интеграционных объединений, таких как Организация Объединенных Наций (ООН), Интерпол, ЕАЭС [3, с. 164], Союзное государство и проч. Сотрудничество включает обмен информацией, проведение совместных расследований и преследование международных преступников.

Повышение квалификации правоохранителей Правоохранительные органы организуют обучение и подготовку сотрудников правоохранительных органов для более эффективной борьбы с транснациональной преступностью.

Технические меры Разработка и имплементация инновационных технологий для борьбы с транснациональной преступностью, специализированного программного обеспечения, средств видеонаблюдения и систем идентификации и аутентификации личности.

Финансовые меры Правительством создана комплексная система финансового мониторинга для выявления и предотвращения финансовых преступлений. Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) отвечает за мониторинг финансовых операций и выявление подозрительной деятельности. Центральный банк России ввел более строгие правила в отношении деятельности банков (в частности, в плане требований к проверке клиентов и обязательств по сообщению о подозрительной деятельности).

Россия является участником Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF), межправительственной организации, которая устанавливает международные стандарты борьбы с легализацией доходов и финансированием терроризма. Принимают меры по конфискации активов, полученных незаконным путем (к примеру, замораживание банковских счетов и конфискацию имущества, полученного в результате преступной деятельности).

сз о

сг

0

1

-1 У

=Е СГ

Примечание: собственная разработка автора

Как видно из представленных выше данных, в России развернута комплексная система противодействия транснациональной преступности. Тем не менее, уровни

достижений в каждой из обозначенных выше областей вариативны; в ряде направлений государству удается относительно успешно нейтрализовывать угрозы меж-

со

I_

u

OJ CO

дународной преступности, тогда как по другим направлениям наблюдаются некоторые препятствия и неразрешенные проблемы. В данной связи обратимся к анализу и оценке существующих мер в рамках предметных областей, выделенных нами в Таблице 1.

В контексте международного сотрудничества российскими дипломатами, представителями органов власти и правоохранителями уже были достигнуты существенные успехи. Особую значимость обретают усилия трех ведомств - Министерства внутренних дел, Федеральной службы безопасности и Следственного комитета. Именно данные структуры наиболее тесно и систематично взаимодействуют с иностранными органами обеспечения безопасности. В ведении МВД, в частности, находится взаимодействие с Интерполом; посредством 80 региональных отделений осуществляется прямое взаимодействие с иностранной полицией [6, с. 83]. Следует отметить, что вследствие геополитических противоречий уровень интенсивности сотрудничества России с Интерполом существенно снизился, в особенно на фоне недавних призывов мировой общественности исключить Россию из Интерпола в принципе. Тем не менее, исключение такого важного геополитического звена, как Россия, из глобальной правоохранительной сети, приведет к возникновению существенных проблем и пробелов в обеспечении международной безопасности.

Приоритетным направлением деятельности МВД выступает заключение межведомственных соглашений. В числе наиболее значимых направлений договорной работы - развитие отношений с партнерами из СНГ. В контексте деятельности СНГ странами-участницами было сформировано Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории СНГ (БКБОП) [2]. Данная институциональная структура, как показывает обзор аналитических и статистических данных, является одной из наиболее результативных как в контексте деятельности СНГ по нейтрализации угроз транснациональной преступности, так и в контексте обеспечения национальной безопасности России. Приведем ряд наиболее показательных примеров, доказывающих эффективность функционирования Бюро. Усилиями ведомства за 2022 г. были предприняты меры по экспертно-правовой проработке ряда важнейших документов: проект Соглашения о взаимодействии государств-участников СНГ по вопросам документирования лиц, подлежащих принудительной высылке; проект Программы сотрудничества государств-участников Содружества Независимых Государств в борьбе с терроризмом и экстремизмом на 2023-2025 гг.; проекты решений Совета министров иностранных дел СНГ и Совета глав государств СНГ «О предоставлении Содружеству Независимых Государств статуса Наблюдателя при Организации Договора о коллективной безопасности» и проч. [12, с. 4].

На текущем этапе МВД России в рамках участия в деятельности Бюро принимает меры согласно целевым установкам Межгосударственной программы совместных мер борьбы с преступностью на 2019-2023 гг., а также согласно Плану-графику проведения комплексных согласованных и/или совместных оперативно-профилактических мероприятий на 2019-2023 гг. Как указано в официальном отчете о результатах деятельности за 2022 г., в ходе мероприятий было выявлено 81612 преступлений, 24555 лиц было привлечено к уголовной ответственности; удалось пресечь деятельность 1352 организованных преступных группировок, идентифицировать 40285 административных правонарушений, привлечь к административной ответственности 38701 лицо [12, с. 13]. В ходе проведения оперативно-

профилактических мероприятий розыскного характера было обнаружено местоположение 7 677 обвиняемых и подозреваемых; разыскано пропавших без вести -3 277, в т.ч. несовершеннолетних - 457; раскрыто преступлений - 2 253 [12, с.15]. В общей сложности за 2022 г. исполнено 6 458 материалов по вопросам межгосударственного розыска [12, с. 17].

МВД в лице подотчетных ему структур выступает ядром системы противодействия транснациональной преступности в стране. Среди недостатков существующей системы организации работы в рамках структур внутренних дел исследователи называют дублирование функций функциональных и региональных подразделений, «отсутствие показателей, позволяющих адекватно оценивать данное направление правоохранительной деятельности» и невозможность достоверно оценить динамику работы [9, с. 64].

В полномочия Следственного комитета входит международное сотрудничество по различным направлениям борьбы с преступностью. Благодаря ряду двусторонних соглашений с правоохранителями иностранных государств, а также расширению норм уголовно-процессуального законодательства российские органы следствия и суды получили возможность действовать за пределами государства: применять задержание и другие меры принуждения в отношении иностранцев, и лиц без гражданства. Речь идет о зафиксированных в ч. 5 УПК РФ «Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства» механизмах и принципах [8, с. 90].

Данные меры мы считаем достаточно эффективными - они неоднократно демонстрировали свое действие в реальной практике. Тем не менее, как указывает А.А. Грибков, существует ряд проблем, связанных с необходимостью получения согласия принимающей страны в случае отсутствия двусторонних договоров [6, с. 83]. Следует предположить, что усиление дипломатических усилий в сторону заключения большего числа международных соглашений в области содействия работе Следственного комитета за рубежом поможет устранить проблемы такого рода.

ФСБ России также делает ощутимый вклад в международном сотрудничестве, обладая связями со множеством иностранных ведомств. Оценить эффективность принимаемых ФСБ мер не представляется возможным в силу самой специфики деятельности ведомства, не предполагающей публичное раскрытие данных. Помимо прочих ведомств, можно также отметить деятельность Совета министров внутренних дел государств-участников СНГ (СМВД) и объединенной коллегии МВД государств-участников Союза Белоруссии и России.

Международное сотрудничество как компонент системы нейтрализации угроз международной преступности реализуется за счет участия России во множестве конвенций, договоров и соглашений, перечислить которые в рамках одной статьи невозможно из-за их количества. Отметим, к примеру, Международную конвенцию по борьбе с подделкой денежных знаков от 1929 г., Конвенцию Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ от 1988 г., Шанхайскую конвенцию о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом от 2001 г., Договор между РФ и Объединенными Арабскими Эмиратами о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 2014 г. и проч.

Как показывает реальная практика и динамика развития транснациональной преступности, все большую долю в ней начинает занимать киберпреступность. Киберпреступность - это глобальная проблема, затра-

гивающая отдельных лиц, предприятия и правительства во всем мире. По оценкам Cybersecurity Ventures, к 2025 году глобальный ущерб от киберпреступлений достигнет 10,5 триллионов долларов ежегодно1. Статистические данные подчеркивают масштаб и влияние ки-берпреступности на глобальном уровне и подчеркивают необходимость дальнейших усилий по борьбе с этой растущей угрозой.

Основной мерой противодействия киберпреступно-сти на государственном и межгосударственном уровне является правовое регулирование, модернизация правовых норм, криминализация новых деяний, ужесточение ответственности за существующие преступления, совершенные в цифровом пространстве. Борьба с международной киберпреступностью в России - сложный вопрос, требующий сотрудничества между различными заинтересованными сторонами, включая правоохранительные органы, государственные органы, экспертов по кибер-безопасности, бизнес и общественность.

Для борьбы с международной киберпреступностью в России важно укрепить правовую базу страны в области кибербезопасности и разработать эффективные правоохранительные механизмы. Кроме того, важно расширить возможности правоохранительных органов в России, таких как Федеральная служба безопасности (ФСБ) и Министерство внутренних дел (МВД), по расследованию и уголовному преследованию киберпреступни-ков. Это может включать специализированное обучение сотрудников правоохранительных органов, инвестиции в передовые технологии и инструменты для расследования киберпреступлений, а также сотрудничество с международными правоохранительными органами в целях обмена информацией и ресурсами.

К сожалению, качество и эффективность механизмов борьбы с киберпреступлениями в России не всегда соответствуют их фактическим масштабам. Некоторые авторы говорят о чрезмерной мягкости санкций за «хакерские» преступления в России: большая часть осужденных за киберпреступления получает условные сроки лишения свободы, в отношении многих лиц уголовные дела были прекращены с назначением судебного штрафа. Кроме того, простор для киберпреступле-ний создает также неограниченный оборот sim-карт [5]. Борьба с киберпреступлениями осложняется неопределенностью в правовом статусе криптовалюты и иных цифровых активов. Уголовное законодательство, кроме того, не содержит дефиниции категории «киберпреступ-ность» [10, с. 900].

В связи с ростом числа киберпреступлений - внутри-страновых и транснациональных - МВД и Следственный комитет сформировали специализированные подразделения по борьбе с киберпреступностью; созданы также автоматизированные системы для выявления преступлений в киберпространстве. По данным Генеральной прокуратуры, слабым местом в системе мер является отсутствие налаженной взаимосвязи органов внутренних дел и иных компетентных органов, прежде всего Рос-финмониторинга, Роскомнадзора и Банка России; тем не менее, за последние два года, раскрываемость ки-берпреступлений выросла в 1,5 раза [5].

Говоря о таком типе транснациональной преступности, как производство, контрабанда и сбыт наркотических веществ, следует сказать, что Россия накопила огромный опыт в плане противодействия угрозам такого рода. Текущая структура мер представляет собой мно-

1 Cybercrime To Cost The World $10.5 Trillion Annually By 2025. - 2020 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// cybersecurityventures.com/cybercrime-damages-6-trillion-by-2021/. - Дата доступа: 23.03.2023.

гоуровневые матрицы, глубоко дифференцированные и имеющие характерную иерархию [7, с. 93]. Активно принимаются меры, направленные на противодействие незаконному обороту наркотических средств. К примеру, в целях противодействия наркоугрозе, участники СНГ приняли Модельный закон о наркотических средствах, психотропных веществах и их прекурсорах; в контексте деятельности Шанхайской организации сотрудничества Россия заключила Соглашение о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров; Российская Федерация и приграничные государства действуют также в рамках межведомственных Соглашений. Безусловно, это далеко не полный перечень международных актов, регламентирующих вопросы нейтрализации наркопреступности. Ключевую роль в данном сегменте играет Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, усилиями которой ежегодно ликвидируется более 80% организованной инфраструктуры наркосбыта и перехватывается 90% оптовых поставок [7, с. 94].

В заключение следует отметить, что многие отечественные авторы [11, 13 и др.] говорят о наличии пробела в рассматриваемой нами системе мер. Речь идет о недостаточной осведомленности общественности и деловых кругов об опасностях транснациональной преступности. Налицо недостаток информационных кампаний по повышению осведомленности общественности. А.Л. Бере-стовенко справедливо отмечает: «достижение единства народа по существенным вопросам совместного бытия возможно при наличии гражданского общества» [1, с. 107]. В ситуациях, когда официальные меры не в силах в полной мере гарантировать нейтрализацию угроз международной преступности, возрастает значимость гражданского общества. Слаженная информационно-коммуникативная система способна стать мощной мобилизующей силой в борьбе с преступностью.

Таким образом, в России, как и в других странах, транснациональная преступность остается серьезной проблемой, с которой необходимо бороться. Существует ряд факторов, которые могут затруднять борьбу с транснациональной преступностью в России: коррупция в правоохранительных и правительственных структурах; отсутствие эффективной сотрудничества с некоторыми странами; низкий уровень осведомленности и сознательности населения.

Литература

1. Берестовенко, А.Л. Институциональные факторы политики России по противодействию международной трансграничной транснациональной преступности / А.Л. Берестовенко // Среднерусский вестник общественных наук. - 2018. - № 5. - С. 104-116.

2. Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств - участников СНГ (БКБОП). - 2023 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://e-cis.info/cooperation/2829/77467/. - Дата доступа: 23.03.2023.

3. Войников, В.В. Перспектива развития в рамках Евразийского экономического Союза сотрудничества в области трансграничного передвижения лиц и борьбы с преступностью / В.В. Войников // Журнал российского права. - 2019. - № 9. - С. 159-171.

4. Галиев, Б.Б. Принципиальность и компромиссность в вопросах борьбы с организованной преступностью / Б.Б. Галиев // Вестник ЧелГУ. - 2012. - № 29 (283). - С. 71-74.

сз о

сг

0

1

-1 У

=Е СГ

5. Генпрокуратура подготовила меры по борьбе с ки-берпреступностью в России- 2020 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://tass.ru/obschest-vo/9032391. - Дата доступа: 23.03.2023.

6. Грибков, А.А. Проблемы международного сотрудничества правоохранительных органов России в борьбе с трансграничными преступлениями / А.А. Грибков // Вопросы науки и образования. - 2018. - № 2 (14). - С. 82-84.

7. Гутиева, И.Г. Транснациональная организованная преступность как угроза национальной безопасности / И.Г. Гутиева // ИСОМ. - 2016. - № 5-1. - С. 9395.

8. Забавка, В.И. Основные направления взаимодействия государств в противодействии международной преступности: правовой аспект / В.И. Забавка // Вестник экономической безопасности. - 2022. -№ 6. - С. 89-95.

9. Захватов, И.Ю. Противодействие преступности транснационального и межрегионального характера - актуальная задача органов внутренних дел / И.Ю. Захватов, Е.В. Соколов // Труды Академии управления МВД России. - 2021. - № 1 (57). - С. 5865.

10. Кириленко, В.П. Гармонизация российского уголовного законодательства о противодействии кибер-преступности с правовыми стандартами Совета Европы / В.П. Кириленко Виктор Петрович, Алексеев Георгий Валерьевич // Всероссийский криминологический журнал. - 2020. - № 6. - С. 898-913.

11. Никитина, И.Э. Некоторые аспекты научного обеспечения международного сотрудничества в борьбе с преступностью / И.Э. Никитина // Научный портал МВД России. - 2014. - № 3 (27). - С. 132-135.

12. О результатах деятельности бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств-участников СНГ за 2022 год. - М., 2023. - 57 с.

13. Санташов, А.Л. Уголовная политика в сфере противодействия терроризму / А.Л. Санташов, А.В. Миронов, А.Н. Рубищев // Журнал прикладных исследований. - 2021. - № 1. - С. 49-54.

14. 2022 INTERPOL Global Crime Trend Summary Report. - Lyon: INTERPOL General Secretariat, 2022. -22 p.

15. Global Report on Trafficking in Persons 2022. UNITED NATIONS OFFICE ON DRUGS AND CRIME. - New York, 2022. - 186 p.

EVALUATION OF THE EFFICIENCY OF MEASURES OF THE RUSSIAN FEDERATION TO NEUTRALIZE THE THREATS OF TRANSNATIONAL CRIME

Tetyukhin V.V.

Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation

In Russia, as in other countries, transnational crime remains a serious problem that needs to be combated. There are a number of factors that may complicate the fight against transnational crime in Russia: corruption in law enforcement and government structures; lack of effective cooperation with some countries; low level of awareness and consciousness of the population. The specifics of the domestic system of combating transnational crime are considered. It is noted that in a number of areas the state

00 I_

u

manages to relatively successfully neutralize the threats of international crime, while in other areas there are some obstacles and unresolved problems. In the structure of transnational crime, cybercrime is beginning to occupy an increasing share. The main measure to counteract cybercrime at the state and interstate level is legal regulation. A high level of work of the system for neutralizing threats associated with the production, smuggling and sale of narcotic substances is noted. The problem of insufficient awareness of the public and business circles about the dangers of transnational crime and the lack of information campaigns are highlighted.

Keywords: transnational crime, fighting crime, internal affairs, cybercrime, smuggling, narcotic substances.

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Berestovenko, A.L. Institutional factors of Russia's policy on combating international cross-border transnational crime / A.L. Berestovenko // Central Russian Bulletin of Social Sciences. - 2018. - No. 5. - S. 104-116.

2. Bureau for Coordinating the Fight against Organized Crime and Other Dangerous Types of Crime on the Territory of the CIS Member States (BCBOP). - 2023 [Electronic resource]. - Access mode: https://e-cis.info/cooperation/2829/77467/. - Access date: 03/23/2023.

3. Voinikov, V.V. Prospects for development within the framework of the Eurasian Economic Union of cooperation in the field of cross-border movement of persons and the fight against crime / V.V. Voinikov // Journal of Russian Law. - 2019. - No. 9. - S. 159-171.

4. Galiev, B.B. Principle and compromise in the fight against organized crime / B.B. Galiev // Bulletin of ChelGU. - 2012. - No. 29 (283). - S. 71-74.

5. The Prosecutor General's Office has prepared measures to combat cybercrime in Russia - 2020 [Electronic resource]. - Access mode: https://tass.ru/obschestvo/9032391. - Access date: 03/23/2023.

6. Gribkov, A.A. Problems of international cooperation of law enforcement agencies of Russia in the fight against cross-border crimes / A.A. Gribkov // Problems of science and education. -2018. - No. 2 (14). - S. 82-84.

7. Gutieva, I.G. Transnational organized crime as a threat to national security / I.G. Gutieva // ISOM. - 2016. - No. 5-1. -S. 93-95.

8. Zabavka, V.I. The main directions of interaction between states in counteracting international crime: legal aspect / V.I. Zabavka // Bulletin of economic security. - 2022. - No. 6. - S. 89-95.

9. Zakhvatov, I. Yu. Countering transnational and interregional crime is an urgent task of the internal affairs bodies / I. Yu. Zakhvatov, E.V. Sokolov // Proceedings of the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia. - 2021. - No. 1 (57). - S. 58-65.

10. Kirilenko, V.P. Harmonization of the Russian criminal legislation on combating cybercrime with the legal standards of the Council of Europe / V.P. Kirilenko Viktor Petrovich, Alekseev Geor-gy Valerievich // All-Russian Criminological Journal. - 2020. -No. 6. - S. 898-913.

11. Nikitina, I.E. Some aspects of the scientific support of international cooperation in the fight against crime / I.E. Nikitina // Scientific portal of the Ministry of Internal Affairs of Russia. -2014. - No. 3 (27). - S. 132-135.

12. On the results of the activities of the bureau for coordinating the fight against organized crime and other dangerous types of crimes on the territory of the CIS member states for 2022. - M., 2023. - 57 p.

13. Santashov, A.L. Criminal policy in the field of countering terrorism / A.L. Santashov, A.V. Mironov, A.N. Rubishchev // Journal of Applied Research. - 2021. - No. 1. - S. 49-54.

14. 2022 INTERPOL Global Crime Trend Summary Report. - Lyon: INTERPOL General Secretariat, 2022. - 22 p.

15. Global Report on Trafficking in Persons 2022. UNITED NATIONS OFFICE ON DRUGS AND CRIME. - New York, 2022. -186 p.

CM CO

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.