Научная статья на тему 'Противодействие финансовой преступности (международный аспект)'

Противодействие финансовой преступности (международный аспект) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
873
200
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
финансовая преступность / финансовое преступление / киберпреступность / организованная преступность / противодействие преступности. / financial crime / cybercrime / organized crime / combating crime.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Нудель Станислав Львович, Ильин Игорь Вячеславович

В статье авторами проанализированы проблемы определения понятий «финансовая преступность» и «финансовое преступление»; проанализированы международные правовые акты, регламентирующие противодействие финансовой преступности, а также киберпреступности, организованной преступности. В заключение сделан вывод о важности продолжения совместной деятельности по противодействию финансовой преступности правоохранительных органов различных государств в рамках международных органов (организаций).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Combating financial crime (international dimension)

In the article the authors analyze the problems of definition of the concept of «financial crime»; analyzed international legal acts regulating the fight against financial crime, as well as cybercrime, organized crime. In conclusion, it is concluded that it is important to continue joint efforts to combat financial crime of law enforcement agencies of various States within the framework of international bodies (organizations).

Текст научной работы на тему «Противодействие финансовой преступности (международный аспект)»

УДК 343.359, 341.4

DOI 10.24411/2078-5356-2018-10435

Нудель Станислав Львович Stanislav L. Nudel

доктор юридических наук, доцент, главный научный сотрудник отдела уголовного, уголовно-процессуального законодательства; судоустройства

Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации (117218, Москва, ул. Большая Черемушкинская, 34)

doctor of sciences (law), associate professor, chief researcher of the department of criminal, criminal procedure legislation; judicial system

Institute of legislation and comparative law under the Government of the Russian Federation (34 Bolshaya Cheremushkinskaya st., Moscow, Russian Federation, 117218)

E-mail: slnudel@gmail.com

Ильин Игорь Вячеславович Igor V. Ilyin

доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры гражданского права и процесса

Нижегородская академия МВД России (603950, Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, 3)

doctor of sciences (law), associate professor, professor of the civil law department and the process

Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia (3 Ankudinovskoye shosse, Nizhny Novgorod, Russian Federation, 603950)

E-mail: igor_ilyin@mail.ru

Противодействие финансовой преступности (международный аспект) Combating financial crime (international dimension)

В статье авторами проанализированы проблемы определения понятий «финансовая преступность» и «финансовое преступление»; проанализированы международные правовые акты, регламентирующие противодействие финансовой преступности, а также киберпреступности, организованной преступности. В заключение сделан вывод о важности продолжения совместной деятельности по противодействию финансовой преступности правоохранительных органов различных государств в рамках международных органов (организаций).

Ключевые слова: финансовая преступность, финансовое преступление, киберпреступность, организованная преступность, противодействие преступности.

In the article the authors analyze the problems of definition of the concept of «financial crime»; analyzed international legal acts regulating the fight against financial crime, as well as cybercrime, organized crime. In conclusion, it is concluded that it is important to continue joint efforts to combat financial crime of law enforcement agencies of various States within the framework of international bodies (organizations).

Keywords: financial crime, cybercrime, organized crime, combating crime.

© Нудель С.Л., Ильин И.В., 2018

Финансовая преступность, согласно заключению XI конгресса Организации объединенных наций по предупреждению преступности и уголовному правосудию (далее - Конгресс ООН), причиняет существенный ущерб инвесторам, приводит к банкротству компаний и снижению числа рабочих мест, подрывает деловую репутацию и престиж компаний и финансовых учреждений. При этом в экономически развитых странах данные последствия ограничены учитывая масштабы экономики и способность создания эффективных регулятивных механизмов по предупреждению указанного вида преступности. В развивающихся странах вследствие слабости нормативной базы и ограниченного потенциала органов государственного управления последствия финансовой преступности более значительны и действительно оказывают негативное влияние на развитие экономики [1].

Однако ввиду отсутствия четкого и общепризнанного понятия финансовой преступности трудно определить реальные масштабы этого явления. Так, в различных юрисдикциях к категории финансовых преступлений относятся различные правонарушения, которые могут иметь существенные отличия в законодательном определении, также сбор данных о финансовой преступности осложняется и отличиями в системах регистрации преступлений в разных странах. Помимо этого, финансовые преступления в общем характеризуются высоким уровнем латентности [2, с. 6].

Вместе с тем, имеются достаточно достоверные свидетельства того, что масштабы финансовой преступности растут. Результаты проведенного международного обследования компаний по проблеме виктимизации показали, что более трети (37%) респондентов становились жертвами экономических и финансовых преступлений. При этом данный показатель превышает аналогичные показатели предыдущих обследований. Примечательно, что наибольшая уязвимость в плане виктими-зации отмечается в банковском секторе и секторе страхования [3, с. 4-6; 2, с. 5, 11].

О масштабах финансовой преступности в мире также можно судить и по следующим данным. Например, мошенничество с чеками наносит предпринимательским кругам в Соединенных Штатах Америки ежегодный ущерб в 10 млрд долларов США [4]. Также в докладе о тенденциях в области организованной преступности, представленном Европейским полицейским управлением, отмечается, что подделка евро становится все более изощренной [5, с. 13]. Исходя из этого, Международный ва-

лютный фонд отметил, что, учитывая существующие темпы роста, финансовые преступления как источник доходов для организованной преступности в будущем могут соперничать с незаконным оборотом наркотиков [6].

Помимо этого, финансовые преступления и их последствия оказывают негативное влияние на основы свободного рынка и законной экономической деятельности, отрицательно воздействуют на эффективность реализации принципов демократии и верховенства закона.

Рост финансовой преступности обусловлен, во-первых, процессами глобализации и интеграции мировых финансов, связанными с ослаблением механизмов социального контроля, а во-вторых - интенсификацией технического прогресса. Так, высокие темпы интеграции мировой экономики облегчают проведение как законных, так и незаконных финансовых операций. При этом, интеграция на мировых финансовых и других (товарных, сырьевых) рынках приводит к тому, что негативные последствия финансовых преступлений, как правило, не ограничиваются одной страной: последствия мошенничеств в банковской системе в последнее десятилетие имели глобальный характер, так как нанесли ущерб и интересам инвесторов из различных стран, и банковским системам ряда развивающихся стран [7].

Следовательно, финансовая преступность является угрозой социально-экономическому развитию государств [8], а борьба с ней должна стать неотъемлемой составляющей деятельности по противодействию угрозам в области национальной и международной безопасности.

В этих целях необходим поиск действенных механизмов, на базе которых могут быть разработаны соответствующие нормативные акты, направленные как на пресечение, так и на предупреждение рассматриваемых преступлений. Также, учитывая транснациональный характер преступности, эффективные меры контроля и профилактики должны опираться на высокий уровень сотрудничества между государствами.

На сегодняшний день нет ни одного международно-правового документа, посвященного непосредственно и исключительно проблеме финансовой преступности (в т. ч. финансовым преступлениям). Однако, под финансовыми преступлениями понимаются ненасильственные преступления, причиняющие финансовый ущерб, в том числе скрытый или не воспринимаемый таковым обществом. Вместе с тем, в 1981 году Комитетом министров Совета Европы определено восемь правонарушений в качестве

экономических и финансовых преступлений (рекомендация № R (81) 12): картельные преступления; обман и злоупотребление экономической ситуацией транснациональными компаниями; компьютерные преступления; обман или злоупотребление правом при получении государственных грантов и грантов международных организаций; фиктивные организации; преступления в сфере бухгалтерии; корпоративное мошенничество; нарушение стандартов в сфере безопасности и здравоохранения в трудовых отношениях [9; 1].

Вместе с тем, как было отмечено на Конгрессе ООН, задача концептуализации финансовых преступлений трудновыполнима из-за значительных различий в соответствующих концепциях на страновом уровне, о чем свидетельствуют, в частности, сложности с включением уклонения от уплаты налогов в категорию «основные правонарушения, связанные с отмыванием денег». Некоторые из этих различий объясняются культурным, историческим и социальным разнообразием в глобальных масштабах; другие - просто отражают интересы конкретных стран: например, наличие финансовых и налоговых убежищ и офшорных банковских учреждений отчасти обусловлено желанием помочь иностранцам избежать налогообложения в их собственных странах [1].

Таким образом, трудности, связанные с выработкой консенсуса по вопросу о том, что именно следует включить в категорию «финансовых преступлений», указывают на целесообразность дальнейшей работы международного сообщества по противодействию конкретным подкатегориям, способствующим и сопутствующим совершению непосредственно финансовых преступлений: киберпреступности, коррупции, организованной преступности и хищению денег. Это позволит решать конкретные проблемы без необходимости урегулирования отдельных институциональных конфликтов, заложить основу для разработки всеобъемлющих международных мер.

Необходимо отметить, что с момента определения Советом Европы в 1981 году категорий экономической и финансовой преступности быстрые темпы технического прогресса и расширение сети «Интернет» сопровождались появлением новых видов преступлений: мошенничество с использованием сети «Интернет», с кредитными и дебетовыми картами и др. К тому же для совершения многих преступлений с использованием высоких технологий физическое

присутствие преступника не является решающим фактором, поэтому преступления могут совершаться в юрисдикциях с не позволяющими бороться с такими преступлениями нормативной базой и правоохранительной системой. Например, с помощью доступных технологий в одной стране можно получить данные с настоящих кредитных карт, в другой стране изготовить поддельные карты, а затем использовать их в третьих странах. Уже в 2000 году мировые потери в результате мошеннического использования пластиковых карт составили свыше 2 млрд долларов США [10, с. 18-23].

В результате в статьях 7-8 Конвенции о киберпреступности, принятой Комитетом министров Совета Европы, закреплена обязанность стран-участниц по принятию законодательных и иных мер, необходимых для квалификации в качестве преступлений по их внутригосударственному праву подлога и мошенничества с использованием компьютерных технологий [11].

Российская Федерация фактически в полном объеме имплементировала данные положения путем закрепления в нормах Уголовного кодекса Российской Федерации ответственности за мошенничество в сфере компьютерной информации (ст. 159.6), неправомерный доступ к компьютерной информации (ст. 272), создание, использование и распространение вредоносных компьютерных программ (ст. 273), нарушение правил эксплуатации средств хранения, обработки или передачи компьютерной информации и информационно-телекоммуникационных сетей (ст. 274) и др.

Особого внимания требует и проблема противодействия отмыванию денег, что обусловлено не только связью отмывания с другими сферами незаконной деятельности в рамках финансового сектора, но и с использованием его организованными преступными группами. Отмывание денег непосредственно связано с финансовыми преступлениями, позволяющими получать значительные незаконные доходы, которые необходимо легализировать в рамках законной финансовой системы, что уже является основным правонарушением, то есть преступлением, доходы от которого отмываются [6]. При том, что оценить рост масштабов отмывания денег нелегко, очевидно, что действующие меры по регистрации подозрительных финансовых операций свидетельствуют об их заметном росте в последние годы.

На Конгрессе ООН было отмечено, что государства берут обязательство устанавливать

и поддерживать режим противодействия отмыванию денег по двум основным причинам. Во-первых, крайне важно лишить преступника доходов от преступления, так как доходы являются основным стимулом для совершения большинства преступлений. Во-вторых, как в промышленно развитых, так и в развивающихся странах отмывание денег подрывает стабильность, эффективность и целостность их финансовых систем и экономическое развитие [1].

С конца 80-х годов международными институтами в целях противодействия росту оборота наркотиков, влиянию глобализации на транснациональную организованную преступность был принят ряд мер по борьбе с финансовой преступностью и с отмыванием денег.

Сложившийся международный режим противодействия отмыванию денег представляет собой комплекс нормативных требований, установленных региональными и международными организациями. В частности, в Конвенциях Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ [12] и против транснациональной организованной преступности [13] содержатся положения о противодействии отмыванию денег. Последний документ придает юридическую силу криминализации отмывания денег, полученных в результате совершения преступлений, и принятию мер по идентификации клиентов, регистрации и сообщению о подозрительных сделках. В Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции [14] также содержатся положения о противодействии отмыванию средств, полученных в результате коррупции, а также положения, способствующие возвращению похищенных государственных активов в страны происхождения. Кроме того, четкие руководящие принципы в этой области содержатся в рекомендациях Целевой группы по финансовым мероприятиям для борьбы с отмыванием денег (далее - ФАТФ).

Помимо этого, важно отметить необходимость разработки всеобъемлющей международной конвенции о борьбе с отмыванием денег, так как ряд положений об отмывании денег в действующих конвенциях Организации Объединенных Наций не являются обязательными, а выполнение рекомендаций ФАТФ не является всеобщим [1].

Российская Федерация, признавая важность противодействия отмыванию денежных средств, фактически в полном объеме импле-ментировала положения указанных междуна-

родно-правовых актов путем установления в нормах Уголовного кодекса РФ ответственности за легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем (ст. 174), и легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления (ст. 174.1).

Также, несмотря на то, что финансовые преступления могут совершаться и отдельными лицами, в большинстве случаев их совершение связано с таким уровнем сложности и организации, который предполагает участие организованных преступных групп. Исходя из этого, «помимо соблазна получить значительную прибыль, организованные преступные группы привлекает (к экономической преступности) относительно невысокий риск раскрытия, уголовного преследования и наказания. Считается, что вознаграждение перевешивает риск» [15]. Также способствует включению в такую деятельность транснациональных организованных преступных групп размывание границ между законной и незаконной финансовой деятельностью, широкое использование как легальных коммерческих структур для отмывания денежных средств, в том числе путем инвестирования полученных доходов, так и нелегальных - «подставных» - в целях маскировки противоправной деятельности.

Наиболее распространенными финансовыми преступлениями, совершаемыми организованными преступными группами, являются, в первую очередь, мошенничество с кредитными картами, хищение удостоверяющих личность документов и фальшивомонетничество. Данное обстоятельство обусловлено двумя факторами: увеличением общего объема электронных банковских операций и высокой криминальной доходностью (превышающей фальшивомонетничество) подделки кредитных и дебетовых карт [16].

Также в процессе работы по противодействию отмыванию денег Управление Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности (далее - ЮНОДК) пришло к выводу, что во многих развивающихся странах низок уровень участия населения в так называемой «формальной» финансовой системе: например, в ряде стран счета в банках имеют менее 10% населения. Поэтому разумно предположить, что значительная часть экономической деятельности происходит вне рамок официальных финансовых институтов (например, система перевода средств «хавала»). Это означает, что многие методы работы правоохранитель-

ных органов экономически развитых стран мира не могут, по крайней мере, в настоящее время, применяться в развивающихся странах, особенно с учетом широкомасштабного участия в противоправной деятельности организованных преступных групп. В связи с этим перед развивающимися странами и странами с переходной экономикой стоит неотложная задача по подготовке специалистов и разработке методов борьбы с доходами от преступной деятельности, которые соответствовали бы уровню развития их финансовых систем и возможностям правоохранительных органов [1].

Таким образом, следует согласиться с рекомендациями Конгресса ООН о том, что государствам следует укреплять международные и региональные механизмы сотрудничества правоохранительных органов в целях борьбы с финансовой преступностью. Основными элементами данного механизма должны быть: совершенствование международных правовых актов и повышение уровня взаимодействия правоохранительных органов [1], в том числе в рамках существующих международных органов (организаций): Международной организации уголовной полиции - Интерпола, Европейской полицейской организации (Европола), ФАТФ, Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и др.

Примечания

1. Экономические и финансовые преступления: вызовы устойчивому развитию // Одиннадцатый Конгресс ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию (Бангкок, 18-25 апреля 2005 г.). URL: http://daccess-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/ V05/813/03/PDF/V0581303.pdf?OpenElement (дата обращения: 09.11.2018).

2. Ernst and Young, Fraud: the Unmanaged Risk: 8-th Global Survey (2003).

3. Price Waterhouse Coopers, Economic Crime Survey, 2003.

4. National White Collar Crime Center, WCC Issue Paper, «Check Fraud», September 2003.

5. European Police Office, European Union Organized Crime Report, Open version, December, 2004.

6. International Monetary Fund, Financial System Abuse, Financial Crime and Money Laundering: Background Paper, 12 February 2001.

7. John Kerry and Hank Brown, «The BCCI Affair: a report to the Committee on Foreign Relations, United States Senate», December, 1992.

8. Ayreen N.R.N. Alibux Criminogenic conditions, bribery and the economic crisis in the EU: A macro level analysis // European Journal of Criminology 2016, Vol. 13(1) 29-49. DOI: 10.1177/1477370815597252.

9. Рекомендация № R (81) 12 Комитета Министров Совета Европы государствам-членам «О вопросах экономической преступности» (принята Комитетом Министров 25 июня 1981 г на 335-ом заседании Представителей Министров). URL: http:// docs.cntd.ru/document/90199461 (дата обращения: 09.11.2018).

10. Steve Vanhinsbergh The evolution of plastic card fraud // International Criminal Police Review, 2001. No. 491.

11. Конвенция о преступности в сфере компьютерной информации (ETS 185) (заключена в г Будапеште 23.11.2001) // Council of Europe, European Treaty Series, no. 185.

12. Конвенция Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (заключена в г Вене 20.12.1988) // Сборник международных договоров СССР и Российской Федерации. Вып. XLVII. М., 1994.

13. Конвенция Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности (принята в г Нью-Йорке 15.11.2000 Резолюцией 55/25 на 62-ом пленарном заседании 55-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН) (с изм. от 15.11.2000) // Собрание законодательства РФ. 2004. № 40, ст. 3882.

14. Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции (принята в г Нью-Йорке 31.10.2003 Резолюцией 58/4 на 51-ом пленарном заседании 58-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН) // Собрание законодательства РФ. 2006. № 26, ст. 2780.

15. Public Safety and Emergency Preparedness Canada, Fact Sheet: Economic Crime, 2003. URL: www.psepc-sppcc.gc.ca/policing/organized_crime/ FactSheets/economic_crime_e.asp (дата обращения: 09.11.2018).

16. Официальный интернет-сайт Интерпола. URL: www.interpol.int/Public/creditcards/Default.asp (дата обращения: 09.11.2018).

Notes

1. Economic and financial crimes: challenges to sustainable development. Eleventh United Nations Congress on crime prevention and criminal justice (Bangkok, 18-25 April 2005). URL: http://daccess-dds-ny.un.org/doc/UND0C/GEN/V05/813/03/PDF/V0581303. pdf?0penElement (accessed 09.11.2018).

2. Ernst and Young, Fraud: the Unmanaged Risk: 8-th Global Survey (2003).

3. Price Waterhouse Coopers, Economic Crime Survey, 2003.

4. National White Collar Crime Center, WCC Issue Paper, «Check Fraud», September 2003.

5. European Police Office, European Union Organized Crime Report, Open version, December, 2004.

6. International Monetary Fund, Financial System Abuse, Financial Crime and Money Laundering: Background Paper, 12 February 2001.

7. John Kerry and Hank Brown, «The BCCI Affair: a report to the Committee on Foreign Relations, United States Senate», December, 1992.

8. Ayreen N.R.N. Alibux Criminogenic conditions, bribery and the economic crisis in the EU: A macro level analysis. European Journal of Criminology, 2016, vol. 13 (1) 29-49. DOI: 10.1177/1477370815597252.

9. Recommendation no. R (81) 12 of the Committee of Ministers of the Council of Europe to member states «On issues of economic crime» (adopted by the Committee of Ministers on 25 June 1981 335-th meeting of Representatives of Ministers). URL: http://docs.cntd.ru/ document/90199461 (accessed 09.11.2018).

10. Steve Vanhinsbergh The evolution of plastic card fraud. International Criminal Police Review, 2001, no. 491.

11. Convention on crime in the field of computer information systems (ETS no. 185) (Concluded in Budapest on 23.11.2001). Council of Europe, European Treaty Series, no. 185.

12. United Nations Convention against illicit traffic in narcotic drugs and psychotropic substances (concluded in Vienna on 20.12.1988). Collection of international treaties of the USSR and the Russian Federation, issue XLVII. Moscow, 1994. (In Russ.)

13. United Nations Convention against transnational organized crime (adopted in New York on 15.11.2000 by Resolution 55/25 at the 62nd plenary meeting of the 55th session of the UN General Assembly) (with Rev. from 15.11.2000). Collection of legislative acts of the RF, 2004, no. 40, art. 3882. (In Russ.)

14. United Nations Convention against corruption (adopted in New York on 31.10.2003 by Resolution 58/4 at the 51st plenary session of the 58th session of the UN General Assembly). Collection of legislative acts of the RF, 2006, no. 26, art. 2780. (In Russ.)

15. Public Safety and Emergency Preparedness Canada, Fact Sheet: Economic Crime, 2003. URL: www.psepc-sppcc.gc.ca/policing/organized_crime/Fact-Sheets/economic_crime_e.asp (accessed 09.11.2018).

16. The official website of Interpol. URL: www.in-terpol.int/Public/creditcards/Default.asp (accessed 09.11.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.