Цифровые компетенции в структуре компетентностного подхода социального и профессионального становления личности
Гладилина Ирина Петровна
доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры управления государственными и муниципальными закупками ГАОУ ВО «Московский городской университет управления Правительства Москвы», [email protected]
Крылова Маргарита Евгеньевна
магистрант кафедры управления государственными и муниципальными закупками, ГАОУ ВО «Московский городской университет управления Правительства Москвы», [email protected]
Значимость цифровых компетенций с каждым годом возрастает. Они важны как для социальной, так и для профессиональной составляющей каждого человека. Наличие и уровень развития цифровых компетенций определяет как успешность индивида в жизни, так и перспективы его профессионального и карьерного роста. В плане мероприятий по направлению «Кадры и образование» программы «Цифровая экономика Российской Федерации» одна из ведущих позиций - мотивация граждан, в том числе старшего возраста, на освоение ключевых компетенций цифровой экономики. В статье рассматривается зарубежный опыт развития цифровых компетенций граждан - европейская модель цифровых компетенций для образования DigCompEdu. Ключевые слова: цифровые компетенции, образование, социальное и профессиональное становление, европейсая модель цифровых компетенций для образования.
Статья подготовлена в рамках гранта 19-010-00014\19 РФФИ
Стремительно развивающиеся технические и технологические достижения привели к лавинообразному развитию и широкому распространению цифровых технологий, которые в свою очередь подразумевают внедрение и развитие робототехники, искусственного интеллекта, виртуальной и дополненной реальности и других разработок, напрямую влияющих на характер современной работы и обучения.
Цифровизация экономической и социальной составляющих приводит к широкому проникновению цифровых технологий в рабочее и личное пространство индивидов. Тем не менее, скорость циф-ровизации, зачастую, превышает скорость развития умений и навыков для широкого использования систем цифровой среды. В результате, в наше время приобрела небывалую актуальность проблема развития цифровой грамотности людей. Особое значение приобрели вопросы цифровых компетенций. И это не случайно. Развитые базовые цифровые компетенции являются фундаментом для деятельности в цифровом пространстве. Индивид, обладающий цифровыми компетенциями, повышает уровень эффективности своей профессиональной деятельности, уменьшает время на выполнение не только профессиональных, но и личных задач, что открывает новые возможности для профессионального и личностного роста.
Уже сейчас можно говорить о том, что число работников, демонстрирующих элементарные цифровые компетенции, влияет на рост общего уровня конкурентности компании. Среди компаний выделяются «цифровые лидеры», в которых уровень владения цифровыми компетенциями сотрудников значительно выше, чем в других организациях. Анализ аналитических материалов о деятельности крупных компаний, представленных в открытом доступе в сети Интернет, позволяет сделать вывод о том, что более высокий уровень эффективности деятельности достигается, в том числе, благодаря:
• широкому использованию цифрового рынка;
• использованию максимально эффективных моделей развития, которые отвечает требованиям формирующихся цифровых взаимоотношений;
• высоким уровнем цифровой продукции;
• постоянному целенаправленному обучению сотрудников с использованием элементов цифровой образовательной среды.
Успех цифровых лидеров основывается на трёх фундаментальных парадигмах:
о о и и т
О т э т й А
X £ т О
х О т
0
01 и А ы О и А X X т
1. Профессионализм (более 10% работников должны обладать высокими профессиональными цифровыми компетенциями);
2. Инвестиции (более 5% от операционных затрат направлены на развитие цифровых технологий);
Организация (широкое применение цифровых технологий в повседневной деятельности компа-нии)[2;3;4;6].
В научной литературе сегодня достаточно широко представлены модели развития цифровых навыков. Анализ литературы позволяет рассматривать европейскую модель Р1дСотрЕ^, которая направлена на получение и развития цифровых компетенций в сфере образования как некий прообраз моделей будущего[7;8].
Работа Европейского Союза в сфере развития цифровых компетенций граждан основывается на модели (рис. 1). На основании этой модели идёт формирование нового понимания компетенций в цифровой сфере, которое базируется на трёх фундаментальных принципах:
Улучшение системы использования цифровых разработок в сфере образования.
Базирование на анализе и дальнейшем прогнозировании развития программ обучения.
Развитие навыков, которые нужны для цифровой трансформации.
о
Е
СП
о
(Ч
Рис.1. Схема европейской модели развития цифровых компетенций в образовательной системе[7;8]
Разработчики модели цифровые навыки делят на две основные группы, а именно, профессиональные и пользовательские.
Профессиональные компетенции неразрывно связаны с регулярным решением разносторонних профессиональных вопросов в сфере цифровых компетенций, т.е. навыки, которые являются фундаментом для людей, работающих в цифровой среде. Для получение этих компетенций необходимо пройти специализированное обучение.
Пользовательские цифровые компетенции делятся на производные и базовые.
Производные компетенции являются техникой осознанного использования цифровых возможностей как в профессиональной, так и в повседневной деятельности. Основной задачей этих компетенций является осмысленное и эффективное применение имеющихся навыков для получения требуемого результата.
Базовые компетенции напрямую зависят от уровня грамотности при применении электронных приложений и устройств.
В европейской модели содержится подробная классификация цифровых компетенций, которая делит их на пять основных направлений (таблица 1). Эта классификация широко используется в странах - членах Европейского Союза и позволяет оперировать рекомендациями при обучении и апробации политики цифровизации государств.
Таблица 1
Цифровые компетенции в структуре европейской модели развития цифровых компетенций в образовательной системе
Направле ние Компетенции
Грамотнос ть в информац ионном пространс тве Поиск и обработка информации (Определять потребность в определённых данных, заниматься их поиском, получать доступ к требуемому контенту. Изучать новые и дорабатывать личные стратегии, направленные на поиск требуемой информации)
Управлять поступаемыми данными (Хранить и работать с информацией в цифровом пространстве)
Оценка информации (Сравнивать и критически анализировать достоверность источников получаемой информации)
Создание контента в цифровой среде Создание и работа с данными в цифровом пространстве (Создавать и изменять данные во всех доступных форматах)
Авторские лицензии и права (Понимать систему авторского права и лицензирования)
Интеграция и изменение данных в цифровом пространстве (Повышать удельное качество имеющихся данных, интегрировать их в другие информационные системы)
Программирование (Продумывать и создавать чёткие и структурированные команды для получения требуемого результат)
Сотруднич ество и коммуника ционное взаимодей ствие Взаимодействие в цифровом пространстве (Взаимодействовать при помощи технических разработок с другими людьми, эффективно подбирать оптимальный способ коммуникации)
Гражданское участие (Принимать участие в жизни социума благодаря широкому применению частных и государственных информационных услуг)
Обмен в цифровом пространстве (Обмениваться различной информацией благодаря цифровым достижениям)
Сетевая этика (Понимать нормы и правила поведение при использовании коммуникационных технологий)
Сотрудничество (Использовать информационное пространство для решения профессиональных задач)
Цифровая идентичность (Чётко понимать систему идентификации в цифровом пространстве)
Решение возникаю щих проблем Технические проблемы (Определять причины возникновения технических проблем, которые могут возникнуть при работе с устройствами и определять возможности их решения)
Креативность (Широко применять цифровые разработки для создание инновационных идей или технологий. Создавать переосмысленные и доработанные решения уже известных проблем)
Потребности технологических решений (Выявлять потребности и определять инструментарий, необходимый для их решения)
Понимание нехватки имеющихся компетенций (Чётко понимать, какой уровень компетенций необходим для выполнения появляющихся задач. Развиваться в цифровом пространстве)
Безопасно сть Защита технических средств (Защищать технические средства для работы с цифровым пространством)
Благополучие и здоровье (Избегать возможностей возникновения рисков для здоровья и благополучия индивида)
Конфиденциальность и защита персональной информации (Обеспечивать защиту в цифровом пространстве. Понимать, как избежать возможного ущерба)
Защита окружающего пространства (Понимать уровень негативного влияния на окружающую среду и пути уменьшения этого влияния)
На данный момент можно отметить трансформацию парадигмы развития цифровых компетенций в сторону комплексных навыков коммунициро-вания и сотрудничества в цифровом пространстве, в отличии от идеи развития грамотности в компьютерном пространстве. Цифровые навыки, которые относятся к системе технического понимания, необходимо формировать неразрывно от общего знани-евого базиса.
Данная идея представлена в Целевой модели компетенций 2025, обоснование которой нашло отражение в труде «Россия 2025: от кадров к талан-там»[10;11]. А.А.Аузан во вступительном слове к данной работе отмечает, что «шанс российской экономики на ближайшее время связан с перспективами диджитализации и цифровой экономики не потому, что это модно, а потому, что это неожиданно хорошо ложится на то, что мы традиционно умели делать: креативные разработки, уникальные, малосерийные, нестандартные про-
дукты»[10, стр.7].
Таким образом, цифровые компетенции в структуре компетентностного подхода к социальному и профессиональному становлению личности приобретают особую актуальность в сегодняшних социально - экономических условиях.
Литература
1. Авдеева И.Л. Головина Т.А., Парахина Л.В. Развитие цифровых технологий в экономике и управлении: российский и зарубежный опыт // Вопросы управления. - 2017. - №2. - с. 50-56.
2. Кауфман Н.Ю. Трансформация управления знаниями в условиях развития цифровой экономики. - Москва : Креативная экономика, 2018. -с.401-405.
3. Комлева Н.В. Профессиональная компетентность личности в условиях Smart-общества // Открытое образования. - 2017. - №51. - с. 7-33.
4. Лысак И.В. Новые образовательные технологии как средство преодоления цифрового разрыва // Современные наукоемкие технологии. - 2017. -№2. - с. 129-135.
5. Нагибина Н.И. HR-Digital: цифровые технологии в управлении человеческими ресурсами // Науковедение. - 2017. - №58. - 72-78.
6. Обучение цифровым навыкам: глобальные вызовы и передовые практики. Аналитический отчет к III Международной конференции «Больше чем обучение: как развивать цифровые навыки», Корпоративный университет Сбербанка. — М.: АНО ДПО «Корпоративный университет Сбербанка», 2018 — 122 с.
7. Юдина М.А. Индустрия 4.0: перспективы и вызовы для общества // Государственное управление. Электронный вестник. - 2017. - №22. - 197-215.
8. Структура цифровой компетенции для преподавателей ^дСотрЕ^)[электронный ресурс ]https://ec.europa.eu/jrc/en/digcompedu
9. European Union - "DigComp 2.1: The Digital Competence Framework for Citizens with eight proficiency levels and examples of use", 2017.
10.Россия 2025: от кадров к талантам[электрон-ный ресурс] http://d-russia.ru/wp-content/uploads/2017/11/Skills_üutline_web_tcm26-175469.pdf
11. Целевая модель компетенций 2025[элек-тронный ресурс] http://image-src.bcg.com/Images/BCG_Review_November-2017_tcm27-178366.pdf.
Digital competencies in the structure of the competency-based approach of social and professional formation of an individual Gladilina I.P., Krylova M.E.
Moscow City University of Management of the Government of Moscow
The importance of digital competencies is increasing every year. They are important for both the social and professional component of each person. The presence and level of development of digital competencies determines both the individual's success in life and the prospects for his professional and career growth. One of the leading positions in the "Personnel and Education" direction of the "Digital Economy of the Russian Federation" program is the motivation of citizens, including older people, to master the key competencies of the digital economy. The article discusses the foreign experience in the development of digital competencies of citizens - the European model of digital competencies for the education of DigCompEdu. Key words: digital competences, education, social and professional development, European model of digital competencies for education. References
1. Avdeeva I.L. Golovina T.A., Parakhina L.V. The development of
digital technologies in economics and management: Russian and foreign experience // Management Issues. - 2017. - No. 2. - from. 50-56.
2. Kaufman N.Yu. The transformation of knowledge management in
the development of a digital economy. - Moscow: Creative Economy, 2018 .-- p. 40-40.
3. Komleva N.V. Professional competence of an individual in a Smart
society // Open education. - 2017. - No. 51. - from. 7-33.
4. Lysak I.V. New educational technologies as a means of bridging
the digital divide // Modern high technology. - 2017. - No. 2. -from. 129-135.
5. Nagibina N.I. HR-Digital: Digital Technologies in Human Resource
Management // Science of Science. - 2017. - No. 58. - 72-78.
6. Digital skills training: global challenges and best practices. Analytical report for the III International Conference "More than Learning: How to Develop Digital Skills", Sberbank Corporate University. - M .: ANO DPü "Sberbank Corporate University", 2018 - 122 p.
7. Yudina M.A. Industry 4.0: prospects and challenges for society //
Public administration. Electronic bulletin. - 2017. - No. 22. - 197215.
8. The structure of digital competency for teachers (DigCompEdu)
[electronic resource] https://ec.europa.eu/jrc/en/digcompedu
9. European Union - "DigComp 2.1: The Digital Competence Framework for Citizens with eight proficiency levels and examples of use", 2017.
10. Russia 2025: from personnel to talents [electronic resource] http://d-russia.ru/wp-
content/uploads/2017/11/Skills_0utline_web_tcm26-175469.pdf
11. Target competency model 2025 [electronic resource] http://image-src.bcg.com/Images/BCG_Review_November-2017_tcm27-178366.pdf.
о о и n m
О m n m
й А
s £ m О X О
m О
Dl
n
А
w
о
и А
X
s m