Научная статья на тему 'Обучение цифровым навыкам работников контрактных служб в условиях цифровой трансформации закупочной деятельности'

Обучение цифровым навыкам работников контрактных служб в условиях цифровой трансформации закупочной деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
453
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сергеева С.А., Кулаженкова Ю.В.

Цифровизация затронула все сферы жизнедеятельности. Мы все включены, к примеру, в экономику совместного потребления, что является одной из новых форм социального взаимодействия. Бурное развитие новых технологий, мобильного Интернета, больших данных, машинного обучения, искусственного интеллекта и др. ставит нас перед фактом кардинального изменения привычной рабочей среды. Эти изменения в полной мере относятся и к сфере государственных, муниципальных и корпоративных закупок. Заказчики уже сегодня испытывают потребность в овладении цифровыми компетенциями. При этом абсолютно ясно, что потребность в цифровых навыках будет возрастать. Чтобы быть востребованным на рынке закупок в условиях цифровизации закупочной деятельности, заказчикам необходимо непрерывное обучение и приобретение новых навыков. Концепция обучения на протяжении всей жизни приобретает особое звучание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обучение цифровым навыкам работников контрактных служб в условиях цифровой трансформации закупочной деятельности»

Обучение цифровым навыкам работников контрактных служб в условиях цифровой трансформации закупочной деятельности

о

см

О Ш

т

X

3

<

т о х

X

Сергеева Светлана Александровна,

кандидат экономических наук, специалист по учебно-методической работе кафедры управления государственными и муниципальными закупками ГАОУ ВО «Московский городской университет управления Правительства Москвы», sergeevaSA@edu.mos.ru

Кулаженкова Юлия Владимировна

магистрант кафедры управления государственными и муниципальными закупками МГУУ Правительства Москвы, ugmzmag@yandex.ru

Цифровизация затронула все сферы жизнедеятельности. Мы все включены, к примеру, в экономику совместного потребления, что является одной из новых форм социального взаимодействия. Бурное развитие новых технологий, мобильного Интернета, больших данных, машинного обучения, искусственного интеллекта и др. ставит нас перед фактом кардинального изменения привычной рабочей среды. Эти изменения в полной мере относятся и к сфере государственных, муниципальных и корпоративных закупок. Заказчики уже сегодня испытывают потребность в овладении цифровыми компетенциями. При этом абсолютно ясно, что потребность в цифровых навыках будет возрастать. Чтобы быть востребованным на рынке закупок в условиях цифровизации закупочной деятельности, заказчикам необходимо непрерывное обучение и приобретение новых навыков. Концепция обучения на протяжении всей жизни приобретает особое звучание.

Ключевые слова: закупочная деятельность, цифровая трансформация, контрактная служба, цифровая грамотность, цифровые навыки.

Статья подготовлена в рамках гранта 17-02-50115 РФФИ

Организация обучения цифровым навыкам - одна из приоритетных задач в деятельности работников контрактных служб в условиях цифровой трансформации закупочной деятельности. Данное обстоятельство обусловлено тем, что в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» с первого января 2014 года система закупок для нужд государства стала контрактной системой, основной задачей которой является регуляция процесса определения муниципальных и государственных потребностей, обоснования данных потребностей, работа по планированию проведения закупок, выбор ответственного подрядчика и выполнение контрактных обязательств. Одним из инструментов достижения целей закупочной деятельности стало создание контрактной службы или назначение контрактного управляющего заказчиком.

При создании контрактной службы заказчик должен соблюдать принципы, заложенные законом о контрактной системе. Для нашего исследования особый интерес представляет принцип профессионализма заказчика (статья 9 Закона № 44-ФЗ). Так, в части 6 статьи 38 Закона № 44-ФЗ установлены требования к уровню образования сотрудников контрактных отделов. Контрактные управляющие обязаны закончить полное высшее или дополнительное профильное образование. В конце 2015 года был опубликован приказ Министерства труда Российской Федерации № 625н, в котором были утверждённые профессиональные стандарты, актуальные для сферы государственных закупок, а именно - «Эксперт в сфере закупок» и «Специалист в сфере закупок». Указанные выше стандарты были интегрированы в Единой справочник квалификации для должностей специалистов, руководителей, специалистов и прочих работников (ЕКС) и Общероссийским классификатором профессий рабочих, тарифных разрядов и служебных должностей (ОКПДТР). Профессиональный стандарт дал базовые основы, позволяющие провести оценку компетенций сотрудников контрактной системы, определять корректные требования к степени подготовки сотрудника контрактной системы для эффективного выполнения профессиональных задач в определённой должности.

Механизм создания контрактной службы определен статьей 38 Закона о контрактной системе. Закон № 44-ФЗ устанавливает, что контрактная служба действует на основании Положения (регламента) о контрактной службе, разработанного на основании типового положения (регламента) о контрактной службе, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 29 октября 2013 №631. В зависимости от совокупного годового объема закупок (далее - СГОЗ, данный термин объяснен в статье 3 Закона № 44-ФЗ) заказчик принимает решение

о создании контрактной службы. Для заказчиков с объемом закупок свыше 100 млн. рублей введена обязанность создавать контрактные службы. При этом существует два пути создания контрактной службы:

- без образования отдельного структурного подразделения;

- путем создания отдельного структурного подразделения.

Заказчик сам решает создавать ему специальное отдельное структурное подразделение или не создавать.

Когда объем закупок в организации менее 100 млн. рублей заказчик в соответствии с частью 2 статьи 38 Закона о контрактной системе обязан назначить контрактного управляющего. При этом контрактный управляющий назначается только при отсутствии в организации контрактной службы. На рисунке 1 схематично изображены требования к созданию контрактных служб, назначению контрактного управляющего.

Рис.1. Требования к созданию контрактных служб, назначению контрактного управляющего

Структурную систему и число работников контрактной системы определяет непосредственно заказчик. Независимо от формы контрактной системы в отдельно взятой организации заказчик обязан определить руководителя контрактной системы.

Если контрактная система создаётся в виде обособленного структурного отдела, её возглавляет руководитель подразделения. Система деятельности отдельно взятого отдела подразумевает внесение изменений в организационную структуру компании, её штатное расписание и численный состав.

Далее необходимо разработать и утвердить должностные инструкции руководителя и работников структурного подразделения. Завершающим этапом будет являться заключение трудовых договоров с новыми работниками структурного подразделения. Приказом о контрактной службе устанавливается численность работников подразделения, но она не должна быть менее двух человек. Основным плюсом такой организации закупочной деятельности является, то, что отдельное структурное подразделение и его руководитель несут персональную ответственность за весь процесс расходования средств (закупки) в рамках финансово-хозяйственной деятельности организации. Контрактная служба, организованная путем отдельного структурного подразделения, даёт возможность более оптимально выполнять базовые законодательные цели в сфере контактной системы, основной задачей которых является увеличение уровня эффективности закупочной системы в целом. Мы считаем, что создание модели контрактной

системы с образованием обособленного структурного образования максимально соответствует задачи по апробации принципа высокой профессиональности.

При внедрении системы контрактной службы без внедрения обособленного структурного образования, основные контрактные задачи распределяются между уже имеющимися сотрудниками компании. В состав такой контрактной службы привлекаются специалисты подразделений, непосредственно размещающие закупки, являющиеся инициаторами закупки, а также специалисты из профильных служб, отвечающих за финансово-экономический блок и претензионно - исковую работу. Возглавляет такую службу один из заместителей руководителя заказчика или руководитель заказчика.

При создании контрактной службы без образования отдельного структурного подразделения нет необходимости вносить изменения в штатное расписание организации, достаточно издать приказ об изменении или расширении трудовых функций с последующим внесением с согласия сотрудника в должностные инструкции данных изменений. Непосредственно прописать изменение должности нужно только заместителю руководителя учреждения, передав ему полномочия руководителя контрактной службы.

Вместо отдельного положения, относящегося к контрактной деятельности, можно составить профессиональный Регламент, который будет содержать в себе порядок деятельности специалистов, отвечающих за работу закупочной системы организации. В регламенте необходимо прописать систему взаимодействия между

X X

о

го А с.

X

го т

о

м о

о

см

О Ш

т

X

<

т о х

X

работниками, последовательность их работы, систему координирования, функциональные обязанности. На базе принятого регламента необходимо внести изменения в должностные инструкции. Сотрудники контрактной системы могут выполнять расширенный функционал и работать в других подразделениях организации. На наш взгляд, такая организационная структура вряд ли позволит эффективно исполнять нормы закона о контрактной системе в части профессионализма заказчика.

Контрактный управляющий - это должностное лицо, ответственное за осуществление закупок. Назначение контрактного управляющего осуществляется путём возложения полномочий контрактного управляющего, как дополнительных служебных обязанностей, на кого-либо из работников либо путём создания отдельной должности «контрактный управляющий» в организации. Если данной должности нет в штатном расписании, заказчик либо создает новое штатное расписание, либо вносит изменения в существующее, либо поручает работнику выполнение работы по должности контрактного управляющего путем совмещения наряду со своей основной работой, то есть оформляет совмещение должностей. Приказом руководителя учреждения вводится соответствующая должностная инструкция. При переводе сотрудника на новую должность необходимо подготовить приказ и в дополнительном соглашении следует предусмотреть изложение трудового договора в новой редакции. Контрактный управляющий отвечает за закупку от начала и до конца. В этом отличие от работника контрактной службы, на которого может быть возложена только часть обязанностей по закупке.

При внесении изменений в штатное расписание наименование должностей должно соответствовать утвержденному профессиональному стандарту "Специалист в сфере закупок" или "Эксперт в сфере закупок" и уровню квалификации. Квалификационные ограничения установлены Федеральным законом № 44-ФЗ (статья 38 часть 6).

Ниже приведены наиболее распространённые названия должностей:

• Сотрудник контрактного отдела;

• Специалист отдела закупок;

• Старший специалист отдела закупок;

• Ведущий специалист отдела закупок;

• Контрактный управляющий;

• Закупочный консультант;

• Заместитель руководителя подразделения;

• Руководитель отдела закупок;

• Руководитель подразделения;

• Советник.

Основные функциональные задачи контрактной службы содержаться в 38 статье 44 - ФЗ. Базовыми принципами внедрения и дальнейшей работы контрактной службы, на основании седьмого пункта регламента, который был утверждён Министерством экономического развития Российской Федерации, являются:

• свободное взаимодействие с данными, относящимися к деятельности контрактных служб, направленных на обеспечение нужд на муниципальном и государственном уровнях, включающих в себя способ проведения каждой закупки и результаты выполнения контрактных обязательств;

• наём специалистов с высоким уровнем квалификации, которые обладают полными практическими и теоретическими навыками и знаниями в области закупок для нужд государства;

• получение государственным заказчиком необходимых результатов в области обеспечения муниципальных и государственных потребностей;

• заключение контрактных обязательств на условиях, которые дают возможность максимально эффективно получить требуемый результат по обеспечению муниципальных и государственных потребностей.

Для более высокого уровня эффективности работы контрактной системы необходимо создать детальный порядок её работы. Данный регламент, в первую очередь, обязан регулировать взаимодействие, которой появляется при проведении закупок услуг или товаров для нужд государства, определять порядок работы контрактной системы для эффективного осуществления своих полномочий, методику взаимодействия контрактной системы с другими отделами как внутри, так и вне организации. Подробный регламент работы контрактной системы даёт возможность не только чётко систематизировать закупочную работы, но и быстро определить рисковые места и нивелировать возможные риски и их последствия.

Руководитель контрактной системы, для максимального увеличения уровня эффективности профессиональной деятельности сотрудников контрактной службы, при создании организационной структуры определяет основные рабочие задачи и уровень ответственности сотрудников контрактной системы. Так же, руководитель контрактной системы распределяет функционал между сотрудниками отдела на основании Положения о работе контрактной службы. Контрактная служба является инструментом с помощью, которого можно организовать работу вовлеченных в закупочную деятельность сотрудников, чтобы в результате получить качественную закупку.

Контрактная служба имеет немало полномочий и функций, и соответственно, профессионализм сотрудников, которые осуществляют данные функции, должен им соответствовать. Контрактная служба регулирует все стадии закупочного процесса, начиная от планирования закупок и заканчивая исполнением обязательств поставщика по контракту, с применением нормирования закупок, обоснованием целесообразности закупок, внутренним аудитом результатов. Таким образом, эффективная работа сотрудников контрактных служб влияет на качество закупок и в целом на функционирование организации. На практике именно продуманное распределение обязанностей предопределяет эффективность и качество закупки.

Цифровизация закупочной деятельности требует от работников контрактных служб высокой мотивации к повышению цифровой грамотности, что, в свою очередь, предусматривает организацию обучения в системе «обучение на протяжении всей жизни»[1;2;5]. Чтобы быть востребованным на рынке закупок в условиях цифровизации закупочной деятельности, заказчикам необходимо непрерывное обучение и приобретение новых навыков[2;4;6;7]. Концепция обучения на протяжении всей жизни приобретает особое звучание.

Но возникает целый ряд проблем, решение которых приобрело важнейшее значение:

- какое должно быть содержание базовой модели профессиональных компетенций работников контрактных служб?

- какую модель цифровых компетенций необходимо формировать у заказчиков?

- как интегрировать стандартные образовательные программы, подходы к их реализации с новыми цифровыми образовательными технологиями?

Этот ряд можно продолжать, так как определенная целевая аудитория - работники контрактных служб, в целом специалисты в сфере закупок - требует четкого понимания, чему обучаем, какие цифровые компетенции и цифровые навыки формируем и развиваем для эффективного осуществления закупочной деятельности в условиях цифровизации[3;6;7].

Литература

1. Государство как платформа: люди и технологии. На основе материалов программы «Руководитель цифровой трансформации». - М.: ВШГУ РАХиГС. - 2019.

2. Гладилина И.П. Основы цифровой экономики и кадровое обеспечение сферы закупок // Современное педагогическое образование. - 2018. - №4. - С.98 - 100.

3. Обучение цифровым навыкам: глобальные вызовы и передовые практики. Аналитический отчёт. - М.: АНО ДПО «Корпоративный университет Сбербанка», 2018. - 136 с.

4. Кауфман Н.Ю. Трансформация управления знаниями в условиях развития цифровой экономики. -Москва : Креативная экономика, 2018. - с.401-405.

5. Что такое цифровая трансформация [Электронный ресурс] Ш1_: https://www.microsoft.com/ru-ru/digitaltransformation/default.aspx (Дата обращения: 29.09.2019).

6. Целевая модель компетенций 2025[электрон-ный ресурс] ЬНр./Лтэде-src.bcg.com/Images/BCG_Review_November-2017_tcm27-178366.pdf.

7. Россия 2025: от кадров к талантам[электронный ресурс] http://d-russia.ru/wp-content/uploads/2017/11/Skills_Outline_web_tcm26-175469.pdf

Digital skills training for contract workers in the digital

transformation of procurement Sergeeva S.A., Kulazhenkova Ju.V.

Moscow State University of Management of the Government of Moscow

Digitalization has affected all areas of life. We are all included, for example, in the economy of joint consumption, which is one of the new forms of social interaction. The rapid development of new technologies, mobile Internet, big data, machine learning, artificial intelligence, etc. puts us before the fact of a fundamental change in the usual work environment. These changes fully apply to the sphere of state, municipal and corporate procurements. Customers already today need to master digital competencies. At the same time, it is absolutely clear that the need for digital skills will increase. In order to be in demand in the procurement market in the context of digitalization of procurement activities, customers need continuous training and the acquisition of new skills. The concept of lifelong learning takes on a special meaning. Key words: procurement, digital transformation, contract service, digital literacy, digital skills.

References

1. The state as a platform: people and technology. Based on the

materials of the "Digital Transformation Manager" program. - M .: VSHGU RAHiGS. - 2019.

2. Gladilina I.P. Fundamentals of the digital economy and staffing of

the procurement sphere // Modern pedagogical education. -2018. - No. 4. - S.98 - 100.

3. Digital skills training: global challenges and best practices. Analytical report. - M .: ANO DPO "Sberbank Corporate University", 2018. - 136 p.

4. Kaufman N.Yu. The transformation of knowledge management in

the context of the development of the digital economy. -Moscow: Creative Economy, 2018 .-- p. 40-40.

5. What is digital transformation [Electronic resource] URL: https://www.microsoft.com/en-

us/digitaltransformation/default.aspx (Date accessed: 09/29/2019).

6. Target competency model 2025 [electronic resource] http://image-src.bcg.com/Images/BCG_Review_November-2017_tcm27-178366.pdf.

7. Russia 2025: from personnel to talents [electronic resource]

http://d-russia.ru/wp-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

content/uploads/2017/11/Skills_Outline_web_tcm26-175469.pdf

X X О го А С.

X

го т

о

м о

to

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.