Управление закупками в условиях цифровизации закупочной деятельности - стратегическое управление контрактными отношениями
о
CS
CS Ol
о ш m
X
<
m о x
X
Гладилина Ирина Петровна,
доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры управления государственными и муниципальными закупками ГАОУ ВО «Московский городской университет управления Правительства Москвы», [email protected]
Кирюхина Екатерина Олеговна
заместитель руководителя контрактной службы, Государственное казенное учреждение города Москвы - Центр организации дорожного движения Правительства Москвы, [email protected]
Литвенко Илья Юрьевич
заместитель руководителя Учреждения - руководитель контрактной службы, Государственное казенное учреждение города Москвы - Центр организации дорожного движения Правительства Москвы, [email protected]
Государственные закупки - неотъемлемая часть развития цифровой экономики. Контрактные отношения в условиях цифровизации претерпевают достаточно серьезные изменения, сложность которых во многом обусловлена отсутствием нормативно - правового регулирования цифровой экономики в целом. Для принятия эффективных стратегических решений в сфере государственных закупок необходимо четко определять приоритеты развития контрактных отношений. Разработка и внедрение новых управленческих подходов к цифровизации закупок находит свое отражение в практической деятельности государственных заказчиков. В статье представлен опыт московских заказчиков по выработке и реализации управленческих решений, направленных на эффективное стратегическое управление контрактными отношениями. Ключевые слова: цифровая экономика, государственные закупки, стратегическое управление, цифровизация закупочной деятельности, контрактные отношения.
Реализация целей Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» ставит перед теоретиками и практиками вопрос решения проблемы ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере как приоритетный[1]. Основным стратегическим документом, определяющим все направления цифровой трансформации отечественной действительности, является национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденная протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 4 июня 2019 г. № 7[2]. Требуют глубокого теоретического изучения для разработки и внедрения методологического обеспечения цифровизации следующие направления данной национальной программы:
• нормативное регулирование цифровой среды;
• кадры для цифровой экономики;
• информационная инфраструктура;
• информационная безопасность;
• цифровые технологии;
• цифровое государственное управление[2].
Цифровизация подразумевает появление новых
условий, актуальных для системы управления государством. Можно определить основные направления развития системы управления государством (по результатам анализа научной литературы и управленческих практик):
• акцентирование на предоставление со стороны государственных органов всех уровней государственных услуг и выполнения государственных задач за счёт широкого применения цифровых систем;
• создание системы политических решений, определение основных потребностей и рисков в каждой области управления государством за счёт широкого применения разработок в сфере Big Data;
• повышение уровня информационного взаимодействия между различными государственными ведомствами;
• создание многоуровневой базы данных, основной задачей которой будет организации и выполнение различных задач в сфере управления государством.
Разработка общих цифровых подходов, направленных на выполнение государственных задач и предоставление услуг со стороны государства, подразумевает, в первую очередь, единый регламент работы всех государственных информационных сервисов и систем, которые используют государственные органы на всех уровнях, их доступность, простота в использовании, как для
юридических, так и физических лиц, что сейчас не обеспечивается на законодательном уровне.
Широкое применение технологии Big Data в системе управления государством на базе непрерывной аналитической работы даёт возможность оперативно определять закономерности как в поведении субъектов системы, так и отдельных процессов и процедур в сфере государственного управления, которые при классической работе государственных органов определить затруднительно.
Особого внимания заслуживают вопросы цифрови-зации закупок как неотъмлемой части социально - экономического становления страны. Международной компанией Boston Consulting Group (BCG) в начале 2019 года был представлен материал «Цифровая трансформация закупок: с места в карьер»[7]. Авторы данного материла - специалисты в области управления закупками, руководители направлений цифровых закупочных систем, организатор европейского круглого стола BCG по закупкам и др. - рассматривают создание стоимости как фактора ключевого ценностного предложения, позволяющего отбирать и внедрять соответствующие цифровые технологии. К направлениям создания стоимости отнесены:
• экономия затрат;
• качество;
• инновации;
• скорость;
управление рисками[7, с.4].
При этом к основным рычагам обеспечения формирования стоимости авторы относят организацию, процессы, кадры, управление эффективностью, сотрудничество. Контрактные отношения в условиях цифровиза-ции претерпевают достаточно серьезные изменения, сложность которых во многом обусловлена отсутствием нормативно - правового регулирования цифровой экономики в целом. И именно выделенные аналитиками BCG аспекты формирования стоимости (организация, процессы, кадры, управление эффективностью, сотрудничество) в полной мере могут быть применены как факторы изменений цифровых контрактных отношений. Рассмотрим данное утверждение на примере смарт -контрактов.
Смарт - контракты на базе системы блокчейн определяются как цифровое соглашение (система цифрового занесения контрактных обязательств), которое:
• записывается на цифровом носителе благодаря программному обеспечению;
• хранится за счёт технологии блокчейн децентрализованно, что даёт возможность чётко сохранять исходные данные без возможности их изменения одной из сторон;
• является определённым набором цифровых операций, которые выполняются в автоматическом режиме без постороннего вмешательства;
• максимально минимизирует материальные, технические и временные затраты;
• уменьшает вероятность возникновение рисковых ситуаций.
Можно утверждать, что смарт контракт не является самостоятельным типом договорного взаимодействия, а выступает в роли эффективного способа оформления соглашения между сторонами, который базируется на блокчейн системе и максимально минимизирует мате-
риальные, технические и временные затраты, уменьшает вероятность возникновения рисковой ситуации в правовом поле. Утверждение данного определения на законодательном уровне позволит решить такие проблемы:
• устанавливает легитимность такого договорного взаимодействия на законодательном уровне;
• обеспечивается защита договорных отношений на законодательном уровне;
• смарт-контракты могут выступать как легитимное электронное доказательство.
Данное в Гражданском Кодексе Российской Федерации определение основывается на таких технических и правовых характеристиках смарт-контрактов. Смарт-контракт является соглашением с автоматическим выполнением. Такой контракт можно назвать логичным продолжением классической системы обмена информацией. Как правило, автоматизированное выполнение базируется на чётком программном коде, который отвечает за перевод юридического языка в автоматизированное программное выполнения, которое имеет легитимное право определять деятельность цифровых или физических объектов. Под смарт-контрактами подразумевается определённый набор программного функционала, который исполняется в автоматизированном режиме на основании начальных условий.
В результате, децентрализованный смарт-контракт, базирующийся на системе блокчейна, можно назвать любое цифровое соглашение, которое:
• является исполняемым программным кодом;
• работает на базе блокчейн с автоматизированным выполнением.
Для широкого применения система смарт контрактов не требует особой законодательной базы. Уже имеющаяся система договорного взаимодействия отвечает всем основным постулатам, необходимым для широкого внедрения системы смарт-контрактов.
Как показывает практика, уже имеющиеся правовые парадигмы необходимо адаптировать к текущим реалиям за счёт адаптации законодательной нормативной базы для облегчения внедрения системы смарт-кон-трактов и других технологий. К примеру, в виде согласованного списка возможных договоров, которые могут использовать систему смарт-контрактов с автоматизированным выполнением договорных обязательств. Система смарт-контрактов должна быть простой, понятной и направленной, в первую очередь, на плановое выполнения повторяющихся действий для множества соглашений и сделок. Основной идеей данной системы можно назвать способность принимать и обрабатывать переменную информацию, и в зависимости от поступаемой информации в автоматическом режиме выполнять определённые действия. Если система смарт-контрак-тов будет развиваться без выработанных стандартов, её преимущества могут быть нивелированы и смысла в использовании этой системы не будет.
На основании того, что нормы Гражданского Кодекса Российской Федерации, которые являются регуляторами системы смарт-контрактов, пропускает множество важных вопросов, для определения правового механизма взаимодействия на основании смарт-контрактов, необходимо:
• изучить возможные юридические последствия при нахождении умышленных неточностей или ошибок
X X
о го А с.
X
го m
о
ю 2
М О
о
сч
сч
OI
о ш m
X
<
m О X X
при переносе сделки в цифровой вид; будут ли они кор-релироваться с парадигмой неосторожности и халатности или будут иметь более серьёзные последствия;
• разработать технологию принудительного выполнения всех условий сделки в автоматическом режиме, в том числе, для случаев банкротства компании или начала исполнительного производства;
• изучить вопросы нормативной базы, направленной на систематизацию и закрепление списка договоров, которые могут быть внедрены в систему автоматизированных смарт-контрактов;
• распределить риски между участниками при возникновении ошибок, которые появляются в программном коде, а именно, порядок устранения их последствий, противодействия хакерским взломам и атакам, наступления форс-мажорных обстоятельств, защита от возможных угроз или целенаправленного обмана.
Стратегическое управление контрактными отношениями является актуальной задачей. Как добиться того, чтобы разработанные стратегии приносили ожидаемые результаты, - вопрос, который разрабатывают как отечественные, так и зарубежные исследователи. М.Мэн-кинс, Р.Стил (2005) предполагают, что разрыв между результатами и заданной стратегией возможно сократить через улучшение планирования и исполнения. Разработка планов, отражающих реальную ситуацию и отвечающих запросам развития организации, позволит избежать рисков их невыполнения. Для принятия эффективных стратегических решений в сфере государственных закупок необходимо четко определять приоритеты развития контрактных отношений. Разработка и внедрение новых управленческих подходов к цифровизации закупок находит свое отражение в практической деятельности государственных заказчиков. Примером тому разрабатываемое содержание деятельности Дирекции Стратегического управления контрактных отношений, которая рассматривается как структурное подразделение Государственного казенного учреждения города Москвы - Центр организации дорожного движения Правительства Москвы. Перед Дирекцией поставлены достаточно масштабные задачи:
• Организация осуществления имущественных торгов.
• Организация планирования деятельности ГКУ ЦОДД для реализации потребностей по делегированным направлениям закупок.
• Новые стратегии управления закупками на основе укрупненных данных, облачных вычислений на этапах целеполагания закупочной деятельности, принятия решений, мониторинга и оценки результатов цифрового управления закупками.
• Обеспечение реализации закупок, в части формирования закупочной документации по делегированным направлениям, за исключением формирования потребностей.
• Разработка и внедрение методологических рекомендаций по реализации закупочной деятельности ГКУ ЦОДД в том числе имущественных торгов.
• Обеспечение взаимодействие с органами исполнительной власти, контролирующими органами, специализированными организациями и другими структурами, и организациями по вопросам осуществления закупок в рамках установленной компетенции.
• Подготовка и согласование стратегических решений разнопланового уровня и последовательного объединения стратегий и целей подразделений Учреждения в части реализации закупок по делегированным направлениям на более высоких управленческих уровнях.
• Мониторинг реализации принятых управленческих решений по реализации курируемых направлений закупок, принятие оперативных антикризисных решений при выявлении отклонений от плана.
• Консультирование участвующих в закупочном процессе с целью развития конкуренции в сфере закупок.
• Стратегическое решение вопросов кадрового обеспечения профессионального образования должностных лиц, занятых в сфере закупок, в том числе путем получения высшего образования в сфере закупок или профессиональной переподготовки в сфере закупок, а также участников закупок с учетом требований цифровой экономики.
Каждая задача несет определенную смысловую нагрузку, позволяющую определить весь комплекс задач, способствующий реализации основных принципов цифровой трансформации закупочной деятельностиДля осуществления возложенных функций на нее Дирекция вправе запрашивать и получать от структурных подразделений ГКУ ЦОДД сведения и документы, необходимые для выполнения возложенных на Дирекцию задач. Это достаточно важный момент для получения объективной информации. Более того Дирекция имеет доступ ко всем имеющимся в распоряжении гКу ЦОДД информационным системам и базам данных в части относящейся к реализации проектной деятельности ГКУ ЦОДД.
Важным аспектом в деятельности Дирекции является возможность разрабатывать нормативные методические документы, обязательные для исполнения участниками проектной деятельности ГКУ ЦОДД; инициировать изменения в плановой и проектной деятельности ГКУ ЦОДД.
Таким образом, стратегическое управление контрактными отношениями в процессе управления закупками в условиях цифровизации закупочной деятельности рассматривается государственными заказчиками как важное условие развития эффективности, качества и высокой результативности каждой закупки.
Литература
1. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: СПС «Консультант-Плюс».
2. Паспорт национального проекта национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» (утв. протоколом заседания президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам от 04.06.2019 г. № 7). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: СПС «Консультант-Плюс».
3. Бижоев Б.М. Основы интеллектуальной контрактной системы в сфере государственных закупок / Бижоев Б.М. // Journal of Economic Regulation. - 2018. - Т. 9. № 1. - С. 110-122.
4. Козырев А.Н. Цифровая экономика и цифровиза-ция в исторической ретроспективе // Цифровая экономика (CEMI-RAS). - М.: ЦЭМИ РАН, 2017. -12.11. - Режим доступа: http://digital-economy.ru/stati/tsifrovaya-ekonomika-i-tsifrovizatsiya-v-istoricheskoj-retrospektive
5. Рахманова В. Технологии «умных» городов и прогнозы их развития // Vc.ru. -М.: ИД «Комитет», 2017. -25.09. - Режим доступа: https://vc.ru/26713-smart-city
6. Что такое цифровая экономика? Тренды, компетенции, измерение: докл. к XX Апр. междунар. науч. конф. По проблемам развития экономики и общества, Москва, 9-12 апр. 2019 г./науч. Ред. Л.М.Гохбер4 Нац. исслед. ун - т «Высшая школа экономики». - М.: Изд. Дом Высшей школы экономики, 2019. - 82 с.
7. Цифовая трансформация закупок: с места в карьер. В. Шнелльбехер, Д.Вайзе, Р.Тевелсон, М.Хе-гель[Электронный ресурс]. -http://www.tadviser.rU/images/8/83/RUS_Jumpstarting_the _Digital_Procurement_Journey.pdf (дата обращения: 12.12.2019).
8. Шулятьев В. Э. Цифровизация закупок: плюсы и минусы перехода к электронным закупкам // Молодой ученый. — 2019. — №22. — С. 71-73. — URL https://moluch.ru/archive/260/60050/ (дата обращения: 12.12.2019).
9. Единая автоматизированная информационная система торгов города Москвы - [Электронный ресурс]. - URL: https://eaist.mos.ru/login.html / (дата обращения: 12.12.2019).
10. Департамент города Москвы по конкурентной политике- [Электронный ресурс]. - URL: http://mos-tender.com/contract-club/ (дата обращения: 12.12.2019).
11. Официальный портал правительства Москвы [Электронный ресурс].- URL: https://www.mos.ru/news/item/59532073/ (дата обращения: 12.12.2019).
12. Сайт Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации -[Электронный ресурс]. - URL: https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/866/ (дата обращения: 12.12.2019).
Managing Procurement in a Digital Procurement Environment
- Strategic Contract Management Gladilina I.P., Kiryukhina E.O., Litvenko I.Yu.
Moscow City University of Management of the Government of Moscow, Center for Traffic Management of the Government of Moscow
Public procurement is an integral part of the development of the digital economy. Contractual relations in the context of digitalization are undergoing quite serious changes, the complexity of which is largely due to the lack of regulatory and legal regulation of the digital economy as a whole. To make effective strategic decisions in the field of public procurement, it is necessary to clearly define the priorities for the development of contractual relations. The development and implementation of new management approaches to digitalization of procurement is reflected in the practical activities of state customers. The article presents the experience of Moscow customers in the development and implementation of management decisions aimed at the effective strategic management of contractual relations. Key words: digital economy, public procurement, strategic management, digitalization of procurement activities, contractual relations.
References
1. Decree of the President of the Russian Federation of May 7, 2018
No. 204 "On national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period until 2024" - [Electronic resource]. - Access mode: ATP "ConsultantPlus".
2. The passport of the national project, the national program "Digital
Economy of the Russian Federation" (approved by the minutes of the meeting of the Presidium of the Presidential Council for Strategic Development and National Projects dated June 4, 2019 No. 7). [Electronic resource]. - Access mode: ATP "ConsultantPlus".
3. Bizhoev B.M. Fundamentals of the intellectual contract system in
the field of public procurement / B.M.Bizhoev // Journal of Economic Regulation. - 2018. - T. 9. No. 1. - S. 110-122.
4. Kozyrev A.N. Digital Economics and Digitalization in Historical
Retrospective // Digital Economy (CEMI-RAS). - M.: CEMI RAS, 2017. -12.11. - Access mode: http://digital-economy.ru/stati/tsifrovaya-ekonomika-i-tsifrovizatsiya-v-istoricheskoj-retrospektive
5. Rakhmanova V. Technologies of "smart" cities and forecasts of
their development // Vc.ru. -M.: Publishing House "Committee", 2017. - September 25. - Access mode: https://vc.ru/26713-smart-city
6. What is the digital economy? Trends, competencies, measurement: dokl. to Apr 20 Int. scientific conf. On the problems of economic and social development, Moscow, April 9-12. 2019 / scientific Ed. L.M. Gokhber4 National researched University - Higher School of Economics. - M.: Publishing. House of the Higher School of Economics, 2019 .-- 82 p.
7. Digital transformation of procurement: from place to quarry. V.
Schnellbeher, D. Wise, R. Tevelson, M. Hegel [Electronic resource]. -
http://www.tadviser.ru/images/8/83/RUS_Jumpstarting_the_Di gital_Procurement_Journey.pdf (accessed 12.12.2019).
8. Shulyatiev V. E. Digitalization of procurement: the pros and cons
of the transition to electronic procurement // Young scientist. -2019. - No. 22. - S. 71-73. - URL https://moluch.ru/archive/260/60050/ (accessed: 12.12.2019).
9. The unified automated trading information system of the city of
Moscow - [Electronic resource]. - URL: https://eaist.mos.ru/login.html / (accessed: 12.12.2019).
10. Moscow Department of Competition Policy- [Electronic resource]. - URL: http://mos-tender.com/contract-club/ (accessed: 12.12.2019).
11. The official portal of the Moscow government [Electronic resource] .- URL: https://www.mos.ru/news/item/59532073/ (accessed: 12.12.2019).
12. The website of the Ministry of Digital Development, Telecommunications and Mass Media of the Russian Federation - [Electronic resource]. - URL: https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/866/ (accessed: 12.12.2019).
X X О го А С.
X
го m
о
ю 2
М О