УДК 347.45.47
М.В. Шмелева
ЭЛЕКТРОННЫЕ КОНКУРЕНТНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ КАК СПОСОБ ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ В РОССИИ*
Введение: одной из целей цифрового развития экономики в России, является внедрение возможности обработки данных с помощью электронных технологий. Развитие цифровой экономики предопределило в т.ч. новые подходы к регулированию государственных закупок. Традиционные способы проведения закупок все больше отходят на второй план, уступая место электронным закупочным процедурам. Цель: выработать предложения по оптимизации процесса государственных закупок путем использования блокчейн-технологий и электронных закупок. Методологическая основа: диалектический, логический и системный методы исследования. Результаты: проанализирован уровень электронизации государственных закупок в России и обоснована необходимость внедрения в закупки технологии блокчейн. Выводы: использование блокчейн-технологии и электронных процедур позволит сделать процесс государственных закупок простым, понятным и легким в применении, и как результат — быстрым и эффективным. Также цифровые технологии позволят расширить число организаций, желающих принять участие в закупочных процедурах.
Ключевые слова: государственные закупки, контрактная система, цифровизация закупок, блокчейн технология, смарт-контракт, смарт-закупки.
M.V. Shmeleva
ELECTRONIC COMPETITIVE PROCEDURES AS A METHOD OF DIGITAL ECONOMIC DEVELOPMENT IN RUSSIA
Background: one of the goals of digital economic development in Russia is the introduction of data processing technology using electronic technologies. The development of the digital economy has predetermined, among other things, new approaches to the regulation of public procurement. Traditional procurement procedures are increasingly being sidelined, giving way to electronic procurement procedures. Objective: to develop proposals for optimizing the process of public procurement through the use of distributed ledger technology and electronic procurement. Methodology: dialectical and logical methods of research, systematic research ones. Results: the level of electronization of public procurement in Russia is analyzed and the need for the introduction of shared ledger technology inprocurement is substantiated. Conclusions: the use of distributed ledger technology and electronic procedures will make the process of public procurement easier, understandable and easy to use, and as a result of it they will be fast and efficient. Digital technologies will also make the procurement system more efficient and effective, and increase the number of organizations wishing to participate in procurement procedures.
Key-words: public procurement, contract system, digitalization of procurement, distributed ledger technology, smart contract, smart procurement.
© Шмелева Марина Владимировна, 2019
Кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: civil2012@mail.ru © Shmeleva Marina Vladimirovna, 2019
Candidate of law, Associate professor, Civil law department (Saratov State Law Academy)
* Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-01100163 «Механизм гражданско-правового регулирования в сфере цифровых государственных и муници-160 пальных закупок», 2019-2021 гг.
М.В. Шмелева • Электронные конкурентные процедуры как способ цифрового развития экономики в России
Сегодня мы наблюдаем как мир все более глобализируется. За последние годы произошло значительное развитие цифровых технологий, которые оказали огромное влияние на все аспекты повседневной жизни государства и общества. Российская Федерация, как часть мирового сообщества, также следует современным тенденциям в области развития цифровой экономики. Так указом Президента1 было закреплено, что одной из целей цифрового развития экономики в России выступает внедрение обработки данных с помощью электронных технологий в целях уменьшения затрат при выполнении работ, оказании услуг и производстве товаров, а также формирования цифрового общества.
Развитие цифровой экономики предопределило в т.ч. новые подходы к регулированию всех сфер экономики, включая область государственных закупок. Для достижения указанной цели будут реализовываться меры по следующим основным направлениям: формирование стимулов к инновационному развитию путем усиления инновационной направленности системы государственных закупок; использование в целях усиления поддержки российских компаний возможностей системы государственных закупок.
По мнению аналитиков2 [1, с. 97], одним из основных мировых трендов в сфере государственных закупок является курс на широкое использование современных информационных технологий, базирующихся на развитых компьютерных и коммуникационных системах. В настоящий момент этот процесс активно развивается по двум основным направлениям. Во-первых, компьютеризации подвергаются внутренние процессы — внедряются модули e-procurement и системы Supply Chain Management. Во-вторых, активно используются внешние ресурсы — электронные торговые площадки [2, с. 145] .
Такая тенденция прослеживается и в России. Так, мы можем наблюдать, как традиционные способы проведения закупочных процедур все больше отходят на второй план, уступая место электронным закупочным процедурам. С 1 января 2019 г. электронные конкурентные процедуры для всех заказчиков стали обязательными. Электронными помимо аукциона стали: конкурс, запрос котировок, запрос предложений и все двухэтапные открытые конкурентные процедуры.
Действующая редакция Закона о закупках3 также с 1 января 2019 г. содержит жесткие указания по выбору способов закупок. В соответствии с ч. 2 ст. 3 Закона о закупках все заказчики должны осуществлять конкурентные закупки в электронной форме, если иное не предусмотрено положением о закупке. Кроме того, в своих положениях заказчики не всегда могут использовать электронную форму закупочной процедуры. В частности, заказчики обязаны проводить электронные закупки, если нужно закупить товары (работы, услуги), включенные в так называемый «электронный» перечень4! Указанный перечень включает в себя широко распространенные в закупочной практике объекты закупки, такие как
1 См.: Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного ) общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» // Собр. законодательства Рос. Федера- 2 ции. 2017. № 20, ст. 2901. 99
2 См.: Уварова Г. Основные барьеры в закупках и пути их преодоления. URL: https://www. ш eg-online.ru/article/262695/ (дата обращения: 19.04.2019).
3 См.: Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в ред. от 28 ноября 2018 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. № 30, ч. 1, ст. 4571; 2018. № 49, ч. I, ст. 7524.
4 См.: Постановление Правительства РФ от 21 июня 2012 г. № 616 «Об утверждении перечня товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме» (в ред. от 30 декабря 2015 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. № 26, ст. 3533; 2016. № 2,
ч. I, ст. 383. 161
полиграфическая продукция и канцелярские принадлежности. За нарушение формы проведения закупочных процедур заказчики могут быть привлечены к административной ответственности5.
Большое влияние на цифровизацию государственных закупок оказывает также растущая асимметрия между блокчейн-индустрией и правовой системой. Можно сказать, что блокчейн-технология стала основным вызовом для общества и регуляторов. Отчасти это обусловлено децентрализованным и автономным характером технологии и структуры блокчейнов, а также абсолютной независимостью блокчейнов от государственных институтов.
Несмотря на сложность применения блокчейна, представляется, что указанная технология должна быть внедрена в систему государственных закупок, учитывая следующие обстоятельства: 1) она позволит упразднить использование посредников и промежуточных звеньев, а следовательно сократит временные и финансовые затраты на проведение закупок; 2) она сможет обеспечить проведение закупок в цифровом виде; 3) она позволит защитить закупки от несанкционированного доступа, а следовательно, не будет срыва процедуры закупки, возникшей по вине заказчика или участника закупки; 4) она позволит минимизировать возможность сговора заказчика с участниками закупки; 5) внедрение цифровых платформ работы с данными в закупках позволит осуществлять автоматический поиск любой информации.
Резюмируя изложенное, представляется оправданным, в целях обеспечения баланса интересов государства и общества и недопущения противоправного поведения в сфере государственных закупок, скорейшее внедрение в практическую деятельность цифровых закупок, основанных на использовании данных в электронной форме, а также устранение правовых барьеров, имеющихся в законодательстве в этой сфере, и установлении в законе ряда новых ограничений, обусловленных спецификой смарт-закупок и смарт-контрактов.
Библиографический список
1. Низимов А.С., Ли С.Р., Сусленкова Ю.В., Долгина Т.В. Оценка экономической эффективности электронных торговых площадок // Фундаментальные исследования. 2018. № 1. С. 96-100.
2. Рахматуллина В.Р., Горшенин В.Ф. Особенности закупочной деятельности российской промышленной корпорации на электронных торговых площадках // Вестник Челябинского государственного ун-та. 2018. № 8 (418). Вып. 62: Экономические науки. С.143-150.
References
1. Nizimov O.S., Li S.R., Suslenkova Yu.V., Dolgina T.V. Evaluation of Economic Efficiency of Electronic Trading Platforms // Foundation research. 2018. №. 1. P. 96-100.
2. Rakhmatullina V.R., Gorshenin V.F. Features of Procurement Activities of the Russian Industrial Corporation by means of Electronic Trading Platforms // Bulletin of the Chelyabinsk State University. 2018. № 8 (418). Economics. № 62. P. 143-150.
5 Согласно ч. 1 ст. 7.32.3 КоАП РФ данное нарушение наказывается штрафом от 100 тыс. до 162 300 тыс. руб. для заказчика и от 10 тыс. до 30 тыс. руб. — для должностного лица.