Научная статья на тему 'Зарубежный опыт развития цифровых компетенций в подготовке высокопрофессиональных кадров'

Зарубежный опыт развития цифровых компетенций в подготовке высокопрофессиональных кадров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
239
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ВЫСОКОПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАДРЫ / ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ / ИНДИКАТОР ЦИФРОВЫХ НАВЫКОВ / DIGITAL COMPETENCIES / HIGHLY PROFESSIONAL PERSONNEL / FOREIGN EXPERIENCE / INDICATOR OF DIGITAL SKILLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сергеева Светлана Александровна, Абдалова Татьяна Юрьевна, Золотухина Юлия Вячеславовна

Переход к цифровым технологиям в социально экономическом развитии страны, разработка и внедрение роботизированных систем, создание систем обработки больших объемов данных, искусственный интеллект и другие технологические вызовы требуют высокопрофессиональных кадров с развитыми цифровыми компетенциями. Зарубежный опыт развития цифровых компетенций представляет интерес для решения проблем, возникающих в отечественной системе подготовки кадров, востребованных на рынке труда. В статье дан краткий обзор европейского опыта развития цифровых компетенций. Особый интерес представляет «Индикатор цифровых навыков» (Digital Skills Indicator), основанный на Стандартах цифровых компетенций, а также методика его применения для проведения Евростатом исследований использования гражданами ИКТ, разработанный совместной рабочей группой Генерального директората Совета Европы по коммуникационным сетям, контенту и технологиям (The Directorate-General for Communications Networks, Content and Technology, DG CONNECT) и Информационного общества Евростат (Eurostat Information Society).The transition to digital technologies in the social and economic development of the country, the development and implementation of robotic systems, the creation of systems for processing large amounts of data, artificial intelligence and other technological challenges require highly qualified personnel with developed digital competencies. Foreign experience in the development of digital competencies is of interest for solving problems arising in the domestic training system in demand on the labor market. The article gives a brief overview of the European experience in developing digital competencies. Of particular interest is the “Digital Skills Indicator”, based on the Digital Competency Standards, as well as the methodology for applying it to Eurostat research on the use of ICT by citizens, developed by the joint working group of the Council of Europe Directorate General for Communication Networks, Content and Technology (The Directorate General for Communications Networks, Content and Technology, DG CONNECT) and the Eurostat Information Society.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Зарубежный опыт развития цифровых компетенций в подготовке высокопрофессиональных кадров»

Зарубежный опыт развития цифровых компетенций в подготовке высокопрофессиональных кадров

Сергеева Светлана Александровна,

кандидат экономических наук, соискатель, кафедра управления активами, МГИМО E-mail: ugmz@mag.yandex.ru

Абдалова Татьяна Юрьевна,

аспирант, кафедра управления государственными и муниципальными закупками, ГАОУ ВО «Московский городской университет управления Правительства Москвы им. Ю.М. Лужкова» E-mail: ugmz@mag.yandex.ru

Золотухина Юлия Вячеславовна,

аспирант, кафедра управления государственными и муниципальными закупками, ГАОУ ВО «Московский городской университет управления Правительства Москвы им. Ю.М. Лужкова» E-mail: ugmz@mag.yandex.ru

Переход к цифровым технологиям в социально - экономическом развитии страны, разработка и внедрение роботизированных систем, создание систем обработки больших объемов данных, искусственный интеллект и другие технологические вызовы требуют высокопрофессиональных кадров с развитыми цифровыми компетенциями. Зарубежный опыт развития цифровых компетенций представляет интерес для решения проблем, возникающих в отечественной системе подготовки кадров, востребованных на рынке труда. В статье дан краткий обзор европейского опыта развития цифровых компетенций. Особый интерес представляет «Индикатор цифровых навыков» (Digital Skills Indicator), основанный на Стандартах цифровых компетенций, а также методика его применения для проведения Евростатом исследований использования гражданами ИКТ, разработанный совместной рабочей группой Генерального директората Совета Европы по коммуникационным сетям, контенту и технологиям (The Directorate-General for Communications Networks, Content and Technology, DG CONNECT) и Информационного общества Евростат (Eurostat Information Society).

Ключевые слова: цифровые компетенции, высокопрофессиональные кадры, зарубежный опыт, индикатор цифровых навыков.

Исследование выполнено в рамках гранта РФФИ 19-010-00014.

Зарубежный опыт развития цифровых компетенций представляет интерес для решения проблем, возникающих в отечественной системе подготовки кадров, востребованных на рынке труда. В данном исследовании мы остановимся на анализе европейского опыта развития цифровых компетенций.

В 2006 г. Европейский парламент совместно с Европейским советом составил список рекомендаций по основным компетенциям, необходимым для системы образования. Данные рекомендации включили в себя восемь базовых компетенций с полным обоснованием их включения. Особо подчёркивается, что все компетенции очень тесно связаны друг с другом. Базовые знания и компетенции в сферах грамотного владения языком, коммуникационными и информационными технологиями были определены как базис для обучения. Компетенция в цифровом поле подразумевает критичное и уверенное применение новых технологических разработок в информационном пространстве. Фундамент этой компетенции содержит в себе фундаментальные навыки ИКТ, такие как взаимодействие с глобальными сетями, работа с информационными потоками. Создатели документа добавили развёрнутое обоснование в вопросе требуемых установок, знаний и навыков, которые показывают наличие цифровых компетенций:

• понимание сути, возможностей и основной роли информационных технологий в прикладной парадигме;

• наличие навыков по оперированию базовым компьютерным программным обеспечением (таблицы, текстовые редакторы, информационные хранилища);

• знание всех возможных рисков работы в цифровом пространстве.

Акцент ставился на том, что каждый гражданин обязан понимать, каким образом информационные технологии могут помогать в развитии и творчестве. Также, подчёркивалась важность проблематики надёжности и достоверности получаемой информации.

Отдельным блоком шли этические и правовые принципы, актуальные для информационного общества [10]. Широкое применение информационных технологий подразумевает наличие рефлексивных и критических установок в парадигме доступности данных и ответственного изучения открытых медиа пространств. В рекомендациях говорится о навыках, которыми должны обладать граждане для эффективного решения личных

сз о

со £

m Р

сг

от А

Q. в

OJ

ou

и профессиональных задач в информационном пространстве:

• умение искать, сортировать и обрабатывать данные, широко применять системные и критичные методики, определять уровень релевантности;

• умение взаимодействия со средствами создания и обработки больших массивов информации, умение критически оценивать и использовать интернет ресурсы;

• умение применять новые технологии и поддержания критического осмысления, инноваций и творческих идей.

В 2016 году в Евросоюзе были приняты новые стандарты цифровых компетенций, которые содержали в себе пять главных направлений компетенций:

• сотрудничество и коммуникация;

• информационная грамотность;

• безопасность;

• создание цифрового контента;

• эффективное решение возникающих проблем [8]. К 2017 году стандарты получили новое развитие и определили восемь основных уровней квалификации в сфере цифровых технологий с описанием основных примеров их использования. Остановимся более подробно на модели обучения, направленной на развитие компетенций в цифровом пространстве.

Информационная грамотность подразумевает наличие таких компетенций:

поиск, фильтрование и изучение информации в цифровом пространстве; понимание личных цифровых потребностей, уверенная ориентация в цифровом пространстве;

определять и изменять личностные стратегии поиска требуемой информации. Оценка данных и цифрового контента: проведение анализа, сравнения и критической оценки надёжности и объективности полученных данных;

умение управлять цифровым пространством; умения работать с информацией в цифровом пространстве.

Сотрудничество и коммуникационное взаимодействие:

коммуникация благодаря цифровым разработкам;

умение взаимодействовать благодаря цифровым технологиям, определять оптимальные варианты коммуникации в цифровом пространстве в конкретной ситуации; Обмен в цифровом пространстве: умение обмениваться информацией с другими пользователями в цифровом пространстве; участие в жизни обществе за счёт цифровых разработок;

уверенное владение частными и государственными сервисами в цифровом пространстве; самореализовываться в цифровом пространстве.

Сотрудничество в цифровой среде: умение использовать цифровые разработки для сотрудничества, совместного создания знаний;

знание этикета цифрового пространства; понимание основных практических приёмов и поведенческих норм в цифровом пространстве;

адаптация коммуникационных парадигм для определённой аудитории. Взаимодействие с личным цифровым профилем:

умение создавать и управлять личным профилем в цифровом пространстве; умение эффективно работать с данными. Создание контента в цифровом пространстве: создание контента в цифровом пространстве; умение редактировать контент в цифровом пространстве в различных видах форматирования;

интеграция и постобработка контента в цифровом пространстве;

умение вносить изменения, улучшать, дорабатывать и интегрировать данные в уже имеющиеся цифровые блоки. Лицензирование и авторское право: понимание основ лицензирования и авторского права в цифровом пространстве; базовые навыки программирования; умение создавать подробные инструкции для электронных устройств. Безопасность:

умение защищать контент и цифровые устройства;

понимание возможных угроз и рисков цифрового пространства; конфиденциальность; защита персональных данных; понимание основ использования личных данных;

понимание парадигмы политики конфиденциальности при работе в цифровом пространстве.

Решение возникающих проблем: решение возникающих проблем технического характера;

умение определять проблемы технического характера при работе с цифровыми устройствами и искать решения по их устранению; понимание технологических потребностей; В феврале 2016 года Совместная рабочая группа Генерального директората Совета Европы по коммуникационным сетям, контенту и технологиям (The Directorate-General for Communications Networks, Content and Technology, DG CONNECT) и Информационного общества Евростат (Eurostat Information Society) разработала и опубликовала «Индикатор цифровых навыков» (Digital Skills Indicator), основанный на Стандартах цифровых компетенций, а также методику его применения для проведения Евростатом исследований использования гражданами ИКТ[6] (табл. 1).

Таблица 1. «Индикатор цифровых навыков» (Digital Skills Indicator)[6]

Окончание

Определение по Стандартам цифровых компетенций

Умение формулировать свои информационные потребности, находить и извлекать цифровые данные, информацию и контент. Умение оценивать актуальность и применимость источника информации и его контента. Умение хранить, организовывать и управлять цифровыми данными, информацией и контентом.

Умение взаимодействовать, общаться и сотрудничать посредством цифровых технологий с учетом культурных и поколен-ческих различий. Участие в общественной жизни посредством публичных и частных цифровых сервисов и гражданское участие. Умение управлять своим цифровым профилем и репутацией.

Умение создавать и редактировать цифровой контент. Умение улучшать и интегрировать информацию и контент в уже существующие комплексы знаний, при понимании того, каким образом действуют и применяются лицензии и защита авторского права. Знание того, как давать понятные инструкции компьютерной системе.

Сферы компетенций:

1. Информационные навыки

2. Навыки общения (коммуникации^

3. Программные навыки и работа с контентом

Индикатор

Копирует или переносит папку или файл Сохраняет файлы в облаке в сети Интернет Получает информацию на веб-сайтах государственных органов/услуг Находит информацию о товарах и услугах Ищет информацию по вопросам здравоохранения

Отправляет/получает электронную почту Участвует в социальных сетях

Совершает телефонные/ видео звонки через Интернет

Загружает самостоятельно созданный контент на веб-сайты чтобы поделиться с другими

А - Базовые Использует программное обеспечение для текстовых редакторов Использует программное обеспечение для составления таблиц и графикове Использует программное обеспечение для редактирования фотографий, видео- и аудиофайлов

В - Выше базовых Создает презентации или документы, совмещающие текст, картинки, таблицы или графики

Использует продвинутые функции программного обеспечения для создания таблиц в целях организации и анализа данных (сортировка, фильтрация, использование формул, создание графиков)

Написал код на языке программирования

Определение по Стандартам цифровых компетенций

Умение защищать устройства, контент, персональные данные и приватность в цифровой среде. Умение сохранять физическое и психологическое здоровье, и наличие знаний о существовании цифровых технологий для социального благополучия и социальной интеграции. Наличие знаний о влиянии цифровых технологий на окружающую среду и их использовании.

Умение определять потребности и проблемы, и разрешать концептуальные проблемы и проблемные ситуации в цифровой среде. Умение использовать цифровые средства для инновационных процессов и продуктов. Умение идти в ногу с цифровой эволюцией.

Сферы компетенций:

4. Безопасность

5. Решение проблем

Индикатор

Использует какие-либо программные продукты или инструменты для обеспечения безопасности (антивирусные программы, антиспам, брандмауэр и т.д.) в целях защиты частных компьютеров и данных Периодически обновляет хотя бы один из программных продуктов

А - Решение проблем: Переносит файлы с компьютера на компьютер или другое устройство Устанавливает программное обеспечение и приложения (apps) Изменяет настройки какого-либо программного обеспечения, включая операционную систему или программы безопасности В - Знание онлайн сервисов

Совершает покупки онлайн (в течение последних 12 месяцев), Совершает онлайн-продажи

Использует учебные ресурсы онлайн Пользуется интернет-банкингом

В части обучения вышеназванным навыкам и выработки соответствующих компетенций, Комиссия по науке и технологиям для развития Экономического и социального совета ООН в отчете Генерального секретаря 2018 г. [7] указала, что традиционные образовательные программы и программы повышения квалификации могут внести свой вклад в совершенствование цифровых навыков. Данная позиция вполне осуществима в реализации отечественных дополнительных профессиональных программ повышения квалификации. Комиссия также отмечает, что развивающиеся новые образовательные технологии могут способствовать выработке цифровых навыков. При этом, обучение в области цифровых компетенций, включая социальные навыки, должно быть включено в учебные программы всех уровней системы об-

сз о со от m Р от

от А

разования (начального, среднего, высшего), а также стать частью профессионально-технического образования и непрерывного повышения квалификации работников. Подобного рода программы должны быть гибкими и позволять адаптировать их к технологическим изменениям.

Таким образом, решение проблем, возникающих в отечественной системе подготовки кадров, востребованных на рынке труда в условиях циф-ровизации, требует формирования у сотрудников высокого уровня развития цифровых компетенций. Европейский опыт представляет в этом плане как теоретический, так и практический интерес.

Литература

1. Гладилина И.П. Основы цифровой экономики и кадровое обеспечение сферы закупок // Современное педагогическое образование. -2018. - № 4. - С. 98-100.

2. Грибанов Ю.И. Цифровая трансформация социально - экономических систем на основе развития института сервисной интеграции. -Дис.. .д-ра экон.н. - СПб. - 2019. - с. 355.

3. Прохоров А., Коник Л. Цифровая трансформация. Анализ, тренды, мировой опыт. - М.: ООО «АльянсПринт», 2019. - 368 с.

4. Gladilina I.P. Theory and Practice of Managing Public Procurement Based on Key Professional Competencies// European Research Studies Journal Volume XX, Issue 4B,2017, p. 439-452.

5. A new comprehensive Digital Skills Indicator. https://ec.europa.eu/digital-single-market/en/ news/new-comprehensive-digital-skills-indicator

6. Commission on Science and Technology for Development. Twenty-first session. Geneva, 1418 May 2018 Item 3 (b) of the provisional agenda. Building digital competencies to benefit from existing and emerging technologies, with a special focus on gender and youth dimensions. Report of the Secretary General https://unctad.org/meetings/ en/SessionalDocuments/ecn162018d3_en.pdf

7. European Commission. The Digital Competence Framework for Citizens. https://ec.europa.eu/jrc/ en/digcomp/digital-competence-framework

8. European Commission. DigComp 2.1: The Digital Competence Framework for Citizens with eight proficiency levels and examples of use. https:// ec.europa.eu/jrc/en/publication/eur-scientific-and-technical-research-reports/digcomp-21-digital-competence-framework-citizens-eight-proficiency-levels-and-examples-use

9. Recommendation of the European Parliament and of the Council of 18 December 2006 on key competences for lifelong learning (2006/962/EC)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

http://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ. do?uri=OJ: L:2006:394:0010:0018: en: PDF

FOREIGN EXPERIENCE IN THE DEVELOPMENT OF DIGITAL COMPETENCIES IN THE TRAINING OF HIGHLY QUALIFIED PERSONNEL

Sergeeva S.A., Abdalova T. Yu., Zolotukhina Yu.V.

Moscow State Institute of International Relations, Moscow City University of Management of the Government of Moscow named after Yu.M. Luzhkova

The transition to digital technologies in the social and economic development of the country, the development and implementation of robotic systems, the creation of systems for processing large amounts of data, artificial intelligence and other technological challenges require highly qualified personnel with developed digital competencies. Foreign experience in the development of digital competencies is of interest for solving problems arising in the domestic training system in demand on the labor market. The article gives a brief overview of the European experience in developing digital competencies. Of particular interest is the "Digital Skills Indicator", based on the Digital Competency Standards, as well as the methodology for applying it to Eurostat research on the use of ICT by citizens, developed by the joint working group of the Council of Europe Directorate General for Communication Networks, Content and Technology (The Directorate - General for Communications Networks, Content and Technology, DG CONNECT) and the Eurostat Information Society.

Keywords: digital competencies, highly professional personnel, foreign experience, indicator of digital skills.

References

1. Gladilina I.P. Fundamentals of the digital economy and staffing of the procurement sphere // Modern pedagogical education. -2018. - No. 4. - S.98-100.

2. Gribanov Yu.I. Digital transformation of socio - economic systems based on the development of the institution of service integration. "Dis ... Dr. Econ." n - SPb. - 2019. - p. 355.

3. Prokhorov A., Konik L. Digital transformation. Analysis, trends, world experience. - M .: AlliancePrint LLC, 2019. - 368 p.

4. Gladilina I.P. Theory and Practice of Managing Public Procurement Based on Key Professional Competencies // European Research Studies Journal Volume XX, Issue 4B, 2017, p. 439452.

5. A new comprehensive Digital Skills Indicator. https://ec.europa. eu/digital-single-market/en/news/new-comprehensive-digital-skills-indicator

6. Commission on Science and Technology for Development. Twenty-first session. Geneva, May 14-18, 2018 Item 3 (b) of the provisional agenda. Building digital competencies to benefit from existing and emerging technologies, with a special focus on gender and youth dimensions. Report of the Secretary General https://unctad.org/meetings/en/SessionalDocuments/ ecn162018d3_en.pdf

7. European Commission. The Digital Competence Framework for Citizens. https://ec.europa.eu/jrc/en/digcomp/digital-competence-framework

8. European Commission. DigComp 2.1: The Digital Competence Framework for Citizens with eight proficiency levels and examples of use. https://ec.europa.eu/jrc/en/publication/eur-scientific-and-technical-research-reports/digcomp-21 -digital-competence-framework-citizens-eight-proficiency-levels-and-examples- use

9. Recommendation of the European Parliament and of the Council of December 18, 2006 on key competences for lifelong learning (2006/962 / EC) http://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUr-iServ.do?uri=OJ: L: 2006: 394: 0010: 0018: en: PDF

a.

e

CM CM

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.