higher education]. Vysshee obrazovanie v Rossii, 2022, vol. 31, no. 3, pp. 40-57. (In Russian).
14. Permjakova T. V. Distancionnoe obuchenie i cifrovizacija obra-zovanija v ocenkah studencheskoj molodezhi (po materialam vserossijskogo vyborochnogo nabljudenija Rosstata) [Distance learning and digitalization of education in the assessments of student youth (based on the materials of the all-Russian sample observation of Rosstat)]. Professional'noe obrazovanie i rynok truda, 2022, no. 2, pp. 119-131. (In Russian).
15. Prokof'ev A. V. Cifrovizacija universiteta: ugrozy i vozmozhnosti [Digitalization of the University: Threats and Opportunities]. Vedomosti prikladnoj jetiki, 2021, no. 57, pp. 10-33. (In Russian).
16. Semenko I. E. Social'no-jekonomicheskie problemy i perspektivy razvitija vysshego obrazovanija v uslovijah cifrovizacii jekono-miki [Socio-economic problems and prospects for the development of higher education in the context of digitalization of the economy]. Moskovskij jekonomicheskij zhurnal, 2020, no. 12, pp. 783-788. (In Russian).
17. Jakovleva N. G. Kommercializacija rossijskogo vysshego obrazo-vanija: istoriko-logicheskie kontrapunkty [Commercialization of Russian Higher Education: Historical and Logical Counterpoints]. Jekonomicheskoe vozrozhdenie Rossii, 2017, vol. 2, no. 4, pp. 49-58. URL: http://e-v-r.ru/wp-content/uploads/2017/12/ EVR_4_54.pdf (In Russian).
УДК /UDC 378.1
DOI 10.54509/22203036_2024_3_46 EDN DQLOIW
Ноздрачева Татьяна Михайловна
кандидат технических наук, доцент кафедры дизайна и индустрии моды, ФГБОУ ВО «Юго-Западный государственный университет», г. Курск
Щеглова Татьяна Михайловна
кандидат педагогических наук, Почетный работник начального профессионального образования, преподаватель дисциплин профессионального цикла, ОГАПОУ «Старооскольский техникум технологий и дизайна», г. Старый Оскол
Nozdracheva Tatyana M.
Candidate of Technical Sciences, Associate Professor of the Department of Design and Fashion Industry, Southwest State University, Kursk
Shcheglova Tatyana M.
Candidate of Pedagogy Sciences, Honorary Teacher of Primary Vocational Education, Lecturer, Stary Oskol College of Technology and Design, Stary Oskol
ЦИФРОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
DIGITAL COMPETENCIES IN THE PROFESSIONAL ACTIVITIES OF FUTURE LIGHT INDUSTRY SPECIALISTS
Аннотация. Процесс цифровизации активно внедряется во все сферы жизнедеятельности человека, в том числе и в производство изделий легкой промышленности. Все более актуальной становится задача подготовки квалифицированных специалистов, владеющих цифровыми компетенциями. В статье представлены научные подходы к созданию цифровой образовательной среды (ЦОС), формированию и оценке цифровых компетенций студентов вузов. Проанализированы требования ФГОС ВО, профессиональных стандартов и работодателей профильных предприятий. Выделены наиболее востребованные цифровые компетенции выпускников направления «Конструирование изделий легкой промышленности», профиль подготовки «Дизайн и индустрия моды». Предложены педагоги-
ческие условия и организация ЦОС для формирования цифровых компетенций, формы контроля и оценивания уровня сформированности.
Abstract. The digitalization process is actively being introduced into all spheres of human life, including the production of light industry products. The task of training qualified specialists with digital competencies is becoming increasingly urgent. The article analyzes scientific approaches to the creation, formation and assessment of digital competencies of university students; the requirements of professional standards and employers of specialized enterprises were analyzed; the most sought-after digital competencies of graduates from the direction "Design of Light Industry Products" and the training profile "Design and Fashion Industry" are highlighted. The article proposes
pedagogical conditions and organization of DSP for the formation of digital competencies, forms of control and assessment of the level of development.
Ключевые слова: цифровизация, цифровые технологии, цифровые компетенции, цифровая образовательная среда,организация образовательного процесса бакалавров.
Keywords: digitalization, digital technologies, digital competencies, digital educational environment, organization of the educational process of bachelors.
Введение
Характерной особенностью развития современного мира является цифровизация. Под цифровиза-цией в широком смысле понимается современный общемировой тренд эффективного развития экономики и общества, который основан на преобразовании информации в цифровую форму, приводящем к повышению эффективности экономики и улучшению качества жизни [1]. Широкие возможности цифрового представления информации в производственной и социальной сферах, науке и бизнесе приводят к формированию целостных технологических сред «обитания», в рамках которых пользователь может создавать для себя нужное ему дружественное окружение для решения целого комплекса задач.
В России на протяжении последних лет технологии цифровизации активно внедряются во всех сферах жизнедеятельности человека. Стратегия развития информационного общества в России на 2017-2030 гг., утвержденная Указом Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 [2], относит цифровизацию экономики к одному из приоритетных национальных интересов, поскольку на мировом рынке именно уровень цифровизации способствует поддержанию конкурентоспособности страны. Задачи, связанные с повышением конкурентоспособности, актуальны и для легкой промышленности. Это один из системообразующих секторов экономики, от которых во многом зависит как функционирование других отраслей, так и потребительский рынок.
В настоящее время предприятия по производству одежды все активнее переходят на цифровые технологии [3]. В дизайне одежды осваиваются аддитивные технологии ^-печать), что в перспективе, в концепции «быстрой моды», может стать альтернативой традиционному текстильному производству. Для оперативного без промежуточных этапов нанесения рисунка на изделие используется прямая цифровая печать. Все реальнее становится применение искусственного интеллекта при анализе и прогнозировании модных
трендов, при разработке новых коллекций изделий легкой промышленности. Находят все большее применение УР- и ДР-технологии - технологии виртуальной и дополненной реальности [4; 5].
Готовность легкой промышленности к внедрению и функционированию технологий цифровой экономики зависит от многих факторов. Среди них важное место занимает наличие профессионально компетентных кадров, способных принимать быстрые и обоснованные решения, повышающие эффективность рабочих процессов, готовых к дальнейшему личностному и профессиональному саморазвитию, в том числе цифровой компетентности. В Плане мероприятий по направлению «Кадры и образование» программы «Цифровая экономика Российской Федерации» отмечается, что система образования должна отвечать новым вызовам, содействовать всестороннему развитию обучающихся, готовить компетентные кадры для цифровой экономики [6].
Таким образом, рассмотрение вопросов, связанных с формированием у студента специальности 29.03.05 Конструирование изделий легкой промышленности готовности работать в условиях цифровой экономики при эффективном использовании цифровых технологий, является актуальным.
Для свободной ориентации в условиях цифровой трансформации экономики подготовка будущих высококвалифицированных специалистов должна обеспечивать актуальность получаемых ими знаний как с точки зрения использования постоянно совершенствующихся цифровых технологий, так и решения усложняющихся задач профессиональной деятельности. В связи с этим проблемой исследования является изучение успешного включения студентов в цифровую среду и освоение ими цифровых компетенций, востребованных в будущей профессиональной деятельности.
Для подготовки компетентного специалиста, владеющего общепрофессиональными компетенциями, гармонично развитого, способного к профессиональной самореализации, необходима образовательная среда. Мы придерживаемся мнения, что образовательная среда вуза - это система материально-духовных условий функционирования,которые обеспечивают становление и развитие творческой личности с учетом формирования профессионально значимых качеств и реализации внутреннего личностного потенциала [7]. Образовательная среда постоянно изменяется в соответствии с внешними и внутренними требованиями, адаптируется под современные условия развития общества, т.е. является динамическим образованием.
В настоящее время в условиях цифровизации общества происходит и цифровая трансформация образования, в том числе и высшего образования. Образовательная среда все в большей степени насыщается цифровыми технологиями, создается цифровая образовательная среда (ЦОС), рост значимости которой в общей системе образования постоянно растет. Формирование ЦОС становится одной из стратегических государственных задач, закрепленных на законодательном уровне. На фоне многочисленных дискуссий и мнений о роли «цифры» в образовательном процессе, выразим свое мнение: ЦОС призвана дать более высокие результаты образования, повысить уровень сформированности профессиональной цифровой компетентности.
Несмотря на отсутствие однозначного определения и перечня цифровых компетенций, единых для всех отраслей экономики, есть твердое понимание их стратегической важности для становления инновационной экономики.
Для формирования цифровых компетенций необходимы организационно-педагогические условия повышения уровня мотивации обучающихся к саморазвитию в информационно-образовательной среде вуза.
Требования к содержанию цифровых компетенций обучающегося по тому или иному направлению подготовки определены Федеральным государственным стандартом высшего образования (ФГОС ВО), профессиональными стандартами, соответствующими профессиональной деятельности выпускников, и рынком труда. Научная новизна исследования выражается в выработке критериев, показателей и индикаторов сформированности цифровых компетенций специалиста в области проектирования изделий легкой промышленности, организации образовательного процесса по формированию цифровых компетенций будущего специалиста для легкой промышленности. Результаты работы имеют практическое значение для повышения эффективности организации процесса подготовки выпускника вуза.
Исследование проводилось применительно к профессиональной подготовке бакалавров направления подготовки 29.03.05 Конструирование изделий легкой промышленности, профиль подготовки «Дизайн и индустрия моды».
Целью настоящего исследования стала организация образовательного процесса подготовки специалистов для легкой промышленности, обладающих сформированными профессионально значимыми цифровыми компетенциями, необходимыми для успешной адаптации к быстро меняющимся условиям цифровой экономики.
В задачи данного исследования входило:
- изучение научных подходов к проблеме формирования и оценке цифровых компетенций;
- изучение современных подходов к созданию цифровой образовательной среды вуза;
- организация учебной деятельности по изучению и освоению современных программных продуктов и цифровых технологий, повышающих эффективность формирования профессиональной компетентности будущих специалистов.
Методология
Теоретической и методологической основой данного исследования явились труды отечественных и зарубежных исследователей по вопросам влияния цифровизации на профессиональное образование, формирования и оценки цифровых компетенций. Изучая влияние процесса цифровизации на профессиональное образование, эксперты отмечают как возможные риски и вызовы (Е. А. Сентищева, И. В. Григорьева, Г. А. Бол-кунов и др.) [8; 9], так и неоспоримые его преимущества. В качестве положительных аспектов отмечается расширение границы образовательного пространства за счет внедрения и использования электронных учебников и программ, онлайн-курсов, электронных библиотек, обучения студентов навыкам работы с большими объемами данных [10]; достижения качественно новых образовательных результатов; ускорения процесса формирования у студентов профессиональных и общекультурных компетенций [11]; более широкого распространения новых образовательных технологий, ориентированных на дистанционное вовлечение обучающихся в различные виды работы в онлайн-режиме [12]; формирования индивидуальных образовательных траекторий с учетом возможностей очного обучения и самообразования с предоставлением формата удобного поиска, механизмов рейтингования и учета результатов освоения различных образовательных элементов [13]; развития устойчивого интереса к избранному виду профессиональной деятельности [14]; создания прозрачной образовательной среды [15]; иллюстрирования базовых теоретических знаний с помощью мультимедийных средств; новых возможностей для собственной продуктивно-творческой работы - визуализации, моделирования, цифровых двойников, 3Р-печати [16] и др.
Особенности формирования и оценки цифровых компетенций рассматриваются И. А. Волковой, В. С. Петровой [17], И. А. Левицкой [18], О. Г. Савкой, М. Н. Гусаровой, С. В. Суминой, Я. О. Князевым, Д. А. Безруковым [19], Я. В. Дмитриевой, И. А. Алябина, Е. И. Бровко, С. Ю. Дви-ниной, О. В. Демьяновой [20] и др.
В рассмотренных научных источниках встречаются различные подходы к определению ключевого понятия данного исследования - «цифровых компетенций». Анализ научной литературы показал, что под цифровыми компетенциями индивида понимается его способность уверенно, эффективно и безопасно выбирать и применять в различных жизненных практиках информационно-коммуникационные технологии [19]; набор умений и знаний, необходимый для осуществления профессиональной деятельности с использованием цифровых технологий [21]; осознанное использование цифровых технологий в профессиональной деятельности, обучении и социальных коммуникациях [22]; комплекс компетенций по работе в цифровой среде и с цифровыми продуктами, включая активность по созданию и сбору данных, их обработке и анализу, а также по автоматизации процессов с помощью компьютерных технологий [23]. Мы придерживаемся мнения, что цифровая компетенция - это совокупность знаний, умений и цифровых навыков, необходимых для профессиональной деятельности в условиях применения информационных и цифровых технологий. При этом цифровой навык определяется не просто как способ использования цифрового инструмента, но и как осознанное понимание того, как применять его для достижения конкретного результата, решения задачи в быту или профессиональной деятельности, а также как намерение индивидуума приобрести соответствующие знания и опыт [20].
В ходе исследования было выявлено, что по мере развития цифровых технологий меняется объем и содержание понятия «цифровые навыки». Если несколько лет назад к цифровым навыкам относили способность использовать в профессиональной деятельности компьютерные программы, то сейчас важны навыки работы с базами данных, цифровое творчество, цифровое проектирование, 30-моделирование, использование искусственного интеллекта и т.д. Развитие цифровых навыков студентов способствует формированию у них цифровых компетенций, востребованных в ХХ1 веке.
Анализ исследований по формированию цифровых компетенций у студентов показал, что одним из условий их эффективного развития является создание информационно-образовательной среды вуза, обладающей заданными свойствами. Условия формирования такой среды и ее свойства изучались А. В. Качаловым [24], Р. А. Шаухаловой [25], З. К. Исмаиловой, Х. Э. Туйчие-вым [26] и др.
А. В. Качалов отмечает, что для качественной подготовки специалиста необходимо создание педагогически комфортной образовательной среды, рефлек-
сивная самоорганизация самостоятельности, включенность студентов в «импровизационное поле деятельности» [24]. Р. А. Шаухалова среди свойств информационно-образовательной среды выделяет: подчиненность мотивам и интересам личности; использование разнообразных технических средств; включение в обучение открытых и локальных образовательных ресурсов; использование различных форм обучения; активное использование дистанционного обучения; возможность формирования профессиональной цифровой компетентности на основе модульной технологии, с ориентацией на ФГОС ВО и профессиональные стандарты; организацию контроля знаний с использованием ИКТ [25]. З. К. Исмаилова, Х. Э. Туйчиев указывают на необходимость: соответствия содержания обучения основным направлениям развития науки и техники; соответствия содержания обучения содержанию обучения предыдущего уровня; организации учебного материала в целостную систему взаимосвязанных знаний; связи изучаемого материала с будущей практической деятельностью; ориентации учебного процесса на развитие самостоятельности и ответственности студента за результаты своей деятельности; информационной динамичности учебного материала; системности обучения; адекватного контроля знаний и градации знаний по уровням [26].
В качестве факторов, влияющих на эффективное формирование ЦОС, в коллективной монографии под редакцией Н. В. Горбунова называются «уровень владения педагогов информационно-коммуникационными технологиями, возможности использования информационных технологий в учебном процессе, условия практического использования цифровых инструментов всеми участниками образовательного процесса, доступ к информационным локальным сетям, а также интернет-ресурсам» [27, с. 59].
Мы разделяем точку зрения исследователей и считаем, что представленные условия формирования информационно-образовательной среды вуза имеют особую значимость в условиях цифровой трансформации образования.
Сегодня становится актуальным вопрос организации и функционирования цифровой образовательной среды как части образовательной среды в целом. Только в условиях цифровой среды может быть сформирована цифровая компетенция, эффективная организация и методическое сопровождение которой активно рассматривается в научных публикациях Л. И. Кутеповой, А. А. Попковой, А. А. Жидкова, К. С. Гордеева [28], Т. П. Беликовой, Т. А. Сыроват-ской [29], О. П. Жигалова [30], О. В. Лешер, Л. А. Григо-
ренко [30] и др. ЦОС характеризуют как единое информационное пространство, оказывающее организационную поддержку всему педагогическому процессу, научным исследованиям, профессиональному становлению педагогов и студентов [28]. В ряде публикаций ЦОС рассматривается как система взаимодействующих инструментов, таких как компьютерные средства обучения, средства коммуникации, информационных ресурсов [29]. О. Н. Шилова определяет ЦОС «как опосредованный использованием цифровых технологий и цифровых образовательных ресурсов комплекс отношений в образовательной деятельности, способствующих реализации субъектами образовательного процесса возможностей по освоению культуры, способов самореализации, выстраивания социальных отношений, нацеленных на формирование ответственного цифрового поведения гражданина современного общества» [32, с. 40]. Это определение, на наш взгляд, наиболее точно отражает особенности и задачи ЦОС. Данный подход поможет достигнуть поставленную нами в данном исследовании цель.
Результаты
Направление подготовки 29.03.05 Конструирование изделий легкой промышленности входит в перечень направлений подготовки и специальностей ВО, получение образования по которым связано с формированием двух и более ключевых компетенций цифровой экономики [27]. Освоение этих компетенций отражено во ФГОС ВО по указанному направлению подготовки в виде цифровых компетенций, необходимых для выполнения трудовых действий с использованием цифровых технологий.
В данном исследовании нами было проведено сопоставление перечня цифровых компетенций, предусмотренных нормативными документами и запраши-
ваемых работодателями, которыми должен обладать выпускник вуза. С этой целью мы проанализировали:
- содержание общепрофессиональных компетенций (ОПК) ФГОС ВО, содержащих цифровую составляющую;
- трудовые функции, трудовые действия и необходимые цифровые умения, представленные в требованиях профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников;
- реальную производственную деятельность специалиста на предприятиях легкой промышленности и требования работодателей к владению цифровыми навыками при выполнении дизайнерских и конструкторских работ.
ФГОС ВО по рассматриваемому направлению подготовки бакалавров предусматривает формирование следующих общепрофессиональных цифровых компетенций:
- ОПК-4. Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности;
- ОПК-5. Способен использовать промышленные методы конструирования и автоматизированные системы проектирования при разработке изделий легкой промышленности.
Профессиональными стандартами, соответствующими профессиональной деятельности выпускников и положенными в основу выбора профессиональных компетенций учебного плана, являются 21.002 Дизайнер (конструктор) детской одежды и обуви и 40.059 Промышленный дизайнер. В них нами выделены общие для обоих стандартов элементы, представленные в таблице 1.
Требования со стороны работодателя основываются на том, что конструктор изделий легкой промышленности, прежде всего, должен осуществлять
Таблица 1
Обобщенная характеристика трудовых функций и действий
Трудовые функции Трудовые действия Необходимые умения
• Компьютерное проектирование (эскизирование, конструирование, моделирование, художественно-колористическое оформление); • визуализация образов, стилей, новых решений модели продукта (изделия) • Поиск с использованием новых информационных технологий наиболее рациональных вариантов решений деталей внешнего оформления, объемно-пространственного и графического проектирования; • разработка художественно-конструкторских предложений по элементам продукта (изделия) с использованием специализированного программного обеспечения • Использование информационно-коммуникационных технологий и программного обеспечения для эскизирования, макетирования, моделирования, прототипирования продукции (изделия, элемента); • работа в специализированных компьютерных программах для моделирования и проектирования продукции (изделий); • визуализация продукции (изделия, элемента) в двухмерной и трехмерной компьютерной графике автоматизированными средствами проектирования
техническую проработку новой модели изделия, трансформируя художественную идею в информационную графическую модель объемно-пространственной структуры реального объекта с использованием цифровых технологий. Однако с учетом профиля подготовки «Дизайн и индустрия моды» круг его профессиональных действий становится более широким. Фактически он выполняет весь спектр работ по дизайн-проектированию изделий, являясь проектировщиком изделий легкой промышленности. Такой специалист должен уметь разрабатывать художественные и технические эскизы модели нового изделия в графических редакторах и 3Р-системах. Осуществлять бесконтактные измерения фигуры заказчика (30-сканирование). Создавать цифровой двойник изделия и оценивать его внешний вид, качество посадки в различных проекциях на аватаре, при необходимости внося корректировки. Разрабатывать комплект лекал и всю сопутствующую конструкторско-технологическую документацию с использованием систем автоматизированного проектирования. Кроме того, с использованием цифровых технологий (например онлайн-опроса) осуществлять работу с потребителем по изучению спроса на продукцию предприятия и выполнять автоматизированную обработку полученных данных.
Как показал анализ, в целом требования к содержанию цифровых компетенций, указанные в нормативных документах, согласуются с требованиями работодателей к содержанию цифровых навыков специалиста в области дизайн-проектирования изделий легкой промышленности. Это навыки работы с цифровым оборудованием, прикладными программами общего и специального назначения, цифровой информацией, навыки коммуникации в цифровой среде, создание собственных цифровых продуктов, работа в системах автоматизированного проектирования.
Для успешного формирования цифровых компетенций студента, необходимых для выполнения основных видов будущей профессиональной деятельности, нами были взяты за основу следующие педагогические условия:
- индивидуализация учебно-познавательной деятельности;
- поэтапность и преемственность процесса формирования цифровых компетенций;
- использование комплексных профессионально-ориентированных заданий;
- контроль личных достижений студента в образовательном процессе.
Процесс обучения основан на активном использовании платформы МооШе и открытых образовательных
интернет-ресурсов. Система Moodle, представляющая собой совокупность электронных образовательных ресурсов, средств информационно-коммуникационных технологий и автоматизированных систем, необходимых для обеспечения освоения образовательных программ, хорошо зарекомендовала себя в образовательных организациях.
Размещаемый в ней электронный учебно-методический комплекс с учебными материалами и тестами по определенной дисциплине позволяет реализовать индивидуальную траекторию обучения, самообразование, использовать элементы дистанционного обучения в образовательном процессе, анализировать результаты учебной деятельности.
Образовательная программа студентов рассматриваемого направления подготовки предусматривает включение в процесс обучения ряда дисциплин, которые ориентированы на овладение и применение цифровых технологий, необходимых для формирования профессиональных цифровых навыков на протяжении всего периода обучения студентов.
Процесс формирования этих навыков можно представить тремя этапами.
На первом этапе развиваются навыки цифровой грамотности обучающихся, полученные ими на предыдущих уровнях образования (школа, колледж и др.). В рамках дисциплин «Информатика», «Инженерная графика», «Введение в направление подготовки и планирование профессиональной карьеры» осваиваются такие компоненты цифровых компетенций, как применение технических и программных средств реализации информационных процессов, использование системы поиска профессиональной информации в глобальных сетях, использование графических систем при выполнении чертежей, использование мультимедийных интернет-ресурсов, основы построения 30-моделей, проведение онлайн-опросов. В качестве цифровых средств обучения используются MS Word, Microsoft Excel, AutoCAD, Google Forms и др.
На втором этапе формируются цифровые навыки выполнения учебно-профессиональной задач. В рамках дисциплин «Компьютерное проектировании в дизайне одежды», «Проектирование швейных изделий в системе автоматизированного проектирования» развиваются навыки редактирования фотореалистичных изображений в растровых редакторах, создание и редактирование изображений в векторных редакторах, выполнение абриса фигуры и художественных эскизов объектов проектирования в среде векторной графики, разработка базовых и модельных конструкций одежды в среде графических CAD-систем, созда-
ние объектов в программах 30-моделирования, разработка пакета проектно-конструкторской документации на различные виды изделий в системах автоматизированного проектирования. В качестве цифровых средств обучения используются Inkscape, Photoshop, CorelDRAW, LibreCad, Eleandr и другие CAD-системы.
На третьем этапе выполняется решение задач профессиональной деятельности с использованием цифровых технологий. Формирование профессиональных цифровых компетенций осуществляется в период производственной и преддипломной практик, в ходе которых студенты закрепляют навыки использование функциональных возможностей систем автоматизированного 2D- и 3D-проектирования для выполнения дизайнерских и конструкторских работ производственного характера. При этом применяются технологии виртуальной реальности. Студент может взаимодействовать с трехмерной компьютеризированной средой, моделировать и визуализировать объект, анализировать результаты своей работы, идентифицировать дефекты, а также манипулировать виртуальными объектами, выполняя конкретные задачи. В качестве цифровых средств обучения используются Eleandr, Julivi с модулем 3D, CloStyle3.
Все применяемые педагогические технологии являются лишь частью инструментария, обеспечивающего эффективность формирования цифровой компетенции, и не исключают возможности и необходимости целесообразного использования множества других перспективных цифровых образовательных технологий в рамках формирования цифровой образовательной среды вуза.
Критерии, показатели и индикаторы сформирован-ности цифровых компетенций, отражающие их деятель-ностную структуру, представлены в таблице 2.
На каждом этапе освоения цифровых навыков студенту предоставляется возможность продемонстрировать достигнутые результаты не только на аудиторных занятиях, но и во внеаудиторное время. В частности, обучающиеся привлекаются к участию в творческих конкурсах по использованию цифровых технологий в дизайне.
Контроль и оценивание уровня сформированно-сти цифровых компетенций осуществляется на протяжении всего образовательного процесса с использованием трехуровневой системы оценок - пороговый, продвинутый, высокий. Диагностическим инструментарием оценки сформированности компетенций
Таблица 2
Критерии, показатели и индикаторы сформированности цифровых компетенций
Критерии Показатели Индикаторы
Способность использовать современные информационные технологии для решения задач профессиональной деятельности • Ориентируется в современных информационных технологиях; • использует в повседневной практике современные информационно-коммуникационные технологии; • применяет современные информационные технологии и программные средства для решения задач профессиональной деятельности • Владеет стандартными средствами обработки информации; • применяет технические и программные средства реализации информационных процессов; • создает коммуникационный обмен информацией в локальной и Глобальной сетях; • проводит онлайн-опросы
Способность использовать цифровые технологии для решения задач профессиональной деятельности • Ориентируется в методах поиска и критической оценке информации при помощи цифровых технологий для решения профессиональных задач; • владеет современными цифровыми технологиями для решения профессиональных задач; • эффективно применяет современные цифровые технологии для решения профессиональных задач • Использует системы поиска профессиональной информации в глобальных сетях; • владеет средствами презентационной графики; • использует графические системы при выполнении художественных эскизов, технических рисунков, чертежей конструкций изделий; • создает и редактирует изображения в графических редакторах; • владеет основами построения 20- и 30-моделей
Способность использовать автоматизированные системы проектирования при разработке изделий легкой промышленности • Проводит анализ автоматизированных систем проектирования при разработке конструкций изделий легкой промышленности; • применяет автоматизированные системы проектирования для решения профессиональных задач; • эффективно выполняет дизайнерские и конструкторские разработки с использованием автоматизированных систем проектирования • Разрабатывает базовые и модельные конструкции одежды в среде графических САО-систем; • создает объекты в программах 30-моделирования; • разрабатывает пакет проектно-конструкторской документации на различные виды изделий из различных материалов в системах автоматизированного проектирования
являются оценочные средства. Фонды оценочных средств (далее - ФОС) разработаны по всем дисциплинам учебного плана. Комплекты контрольно-оценочных средств, входящие в ФОС, содержат задания для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации. Наряду с контрольным вопросами, вопросами для дискуссий и собеседований, тестовых заданий, которые позволяют оценить полученные студентами знания, широко используются производственные задачи, контрольные работы, кейсы, компетент-ностно-ориентированные задания, которые дают возможность оценить умения и навыки использования цифровых технологий.
Формой итогового контроля, наряду с выполненной выпускной работой, служит электронное портфолио, в котором также присутствуют дизайн-проекты, разработанные в цифровой среде. Электронное портфолио демонстрирует этапы становления будущих специалистов, становление их профессиональной рефлексии, позволяет работодателю получить представление о профессиональной пригодности и цифровых компетенциях выпускника.
Для дальнейшего развития цифрового образовательного процесса студентов бакалавриата считаем необходимым более расширенное использование средств визуализации, виртуальной реальности, облачных и сетевых технологий, дистанционного образования, открытых онлайн-курсов.
Заключение
Таким образом, в ходе изучения проблемы исследования были выявлены наиболее результативные научные подходы к формированию и оценке цифровых компетенций студентов, востребованных в будущей профессиональной деятельности на предприятиях легкой промышленности. Анализ ФГОС ВО направления подготовки «Конструирование изделий легкой промышленности», профиль подготовки «Дизайн и индустрия моды», профессиональных стандартов и требований работодателей к цифровой компетентности выпускников позволил акцентировать наиболее востребованные на предприятиях отрасли цифровые навыки, педагогическими условиями формирования которых определены:
- индивидуализация учебно-познавательной деятельности обучающихся при освоении необходимых в данной отрасли производства навыков;
- поэтапность и преемственность процесса формирования цифровых компетенций;
- использование комплексных профессионально-ориентированных заданий;
- контроль личных достижений студента в образовательном процессе на соответствие уровню сформированное™ требуемых навыков.
Для освоения цифровых компетенций, необходимых предприятиям отрасли, предложена организация образовательного процесса бакалавров, основанная на последовательном формировании цифровой компетентности обучающихся.
Выявленные педагогические условия позволяют в рамках реализации основной образовательной программы подготовки специалистов для легкой промышленности наиболее результативно использовать современные цифровые технологии и средства, развивать цифровые навыки не только обучающихся, но и преподавателей.
Бесспорно, описанные способы контроля и оценивания уровня сформированности цифровых компетенций будут постоянно совершенствоваться, так как развивающаяся цифровая образовательная среда требует гибкости и адаптивности образовательного процесса вуза.
Перспективность исследования видим в дальнейшем поиске эффективной организации цифрового образовательного процесса, расширении возможности использования цифровых технологий в процессе обучения студентов вуза для предприятий легкой промышленности.
Литература
1. Халин В. Г, Чернова Г. В. Цифровизация и ее влияние на российскую экономику и общество: преимущества, вызовы, угрозы и риски // Управленческое консультирование. 2018. № 10 (18). С. 46-63.
2. О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы : указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 [Электронный ресурс] // ГАРАНТ. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71570570/ (дата обращения: 11.03.2024).
3. Гусева М. А., Рогожина Ю. В. Опыт и перспективы цифровой трансформации швейной отрасли [Электронный ресурс] // Костюмология. 2023. Т. 8. № 3. URL: https://kostumologiya.ru/ PDF/06TLKL323.pdf (дата обращения: 11.03.2024).
4. Саиди Д. Р., Махмудова Ф. М. Преимущества цифровизации легкой промышленности [Электронный ресурс] // Universum: Технические науки : электронный научный журнал 2020. № 1 (70). URL: http://7universum.com/ru/tech/archive/item/ 8688 (дата обращения: 11.03.2024).
5. План мероприятий по направлению «Кадры и образование» программы «Цифровая экономика Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/ news/31428/.(дата обращения: 11.03.2024).
6. Каширин А. А., Муртазина А. Р. Исследование возможностей дополненной реальности для применения в легкой промышленности // Инновационное развитие техники и технологий в промышленности (Интеск-2022) : сборник материалов Всероссийской научной конференции молодых исследователей с международным участием. М., 2022. Т. 3. С. 105-108.
7. Лодде О. А., Ситникова С. Ю. Теоретический анализ дефиниции «Образовательная среда вуза» как системного представления [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 6. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30354 (дата обращения: 28.02.2024).
8. Сентищева Е. А. Цифровизация и ее влияние на развитие профессионального образования [Электронный ресурс] // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2022. № 2 (62). URL: http:// scientific-notes.ru/magazine/archive/1 (дата обращения: 28.02.2024).
9. Григорьева И. В., Болкунов Г. А. Цифровая образовательная среда (ЦОС): вызовы и возможности // Научно-практический журнал «Вестник Университета Российской академии образования». 2023. № 2. С. 64-71.
10. Ларионов В. Г, Шереметьева Е. Н., Горшкова Л. А. Цифровая трансформация высшего образования: технологии и цифровые компетенции // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. 2021. № 2. С. 61-69. DOI: 10.24143/2073-5537-2021-2-61-69.
11. Заруцкова В. М. Цифровизация профессионального образования [Электронный ресурс] // Актуальные исследования. 2022. № 2 (81). С. 62-64 // URL: https://apni.ru/ article/3534-tsif rovizatsiya-professionalnogo-obrazovaniya (дата обращения: 05.03.2024).
12. Прохорова М. П., Минеева О. А., Благодинова В. В. Изучение отношения обучающихся вуза к цифровизации образования [Электронный ресурс] // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. № 2. URL: https://mir-nauki.com/PDF/26PDMN220. pdf (дата обращения: 05.03.2024).
13. Природова О. Ф., Данилова А. В., Моргун А. Н. Структура цифровой образовательной среды: нормативно-правовые и методические аспекты // Педагогика и психология образования. 2020. № 1. С. 9-30. DOI: 10.31862/2500-297X-2020-1-9-30.
14. Биленко П. Н., Блинов В. И., Дулинов М. В., Есенина Е. Ю., Кондаков А. М., Сергеев И. С. Дидактическая концепция цифрового профессионального образования и обучения / под науч. ред. В. И. Блинова. 2020. 98 с.
15. Dubey H. K., Singh A., Dubey S. Education system in digitalised era // International Journal of Advance and Innovative Research. 2019. Vol. 6. Iss. 1 (X). Part 1. P. 97-99.
16. Козлов А. В. Цифровизация обучения студентов технических специальностей // Современное педагогическое образование. 2022. № 10. С. 203-205.
17. Волкова И. А., Петрова В. С. Формирование цифровых компетенций в профессиональном образовании // Вестник НВГУ 2019. № 1. С. 17-24.
18. Левицкая И. А. Формирование цифровых компетенций студентов профессионального образования // Современные тенденции и инновации в науке и производстве : материалы XII междунар. научно-практ. конференции. 2023. С. 332.1-332.6.
19. Савка О. Г, Гусарова М. Н., Сумина С. В., Князев Я. О., Безруков Д. А. Модель формирования цифровых компетенций при реализации программ высшего образования [Электронный ресурс] // Russian Technological Journal. 2022. Т. 10. № 6. С. 78-90. URL: https://doi.org/10.32362/2500-316X-2022-10-6-78-90 (дата обращения: 02.03.2024).
20. Дмитриев Я. В., Алябин И. А., Бровко Е. И., Двинина С. Ю., Демьянова О. В. Развитие цифровых навыков у студентов вузов: де-юре vs де-факто // Университетское управление: практика и анализ. 2021. Т. 25. № 2. С. 59-79. DOI 10.15826/ umpa.2021.02.015.
21. Ларионов В. Г., Шереметьева Е. Н., Горшкова Л. А. Цифровая трансформация высшего образования: технологии и цифровые компетенции // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. 2021. № 2. С. 61-69. DOI: 10.24143/20l3-SS3l-2021-2-61-69.
22. Vuorikari R., Punie Y., Carretero Gomez S., Van Den Brande G. Dig-Comp 2.0: The Digital Competence Framework for Citizens. Update Phase 1: the Conceptual Reference Model. Luxembourg : Publications Officeof the European Union, 2016. 40 р.
23. Концепция развития цифровых компетенций студентов НИУ ВШЭ [Электронный ресурс]. М. : Изд-во НИУ ВШЭ, 2020. URL: https://www.hse.ru/data/2020/0l/0l/1S9S3961BB/ Прил%20l-Концепция%20развития%20ЦК_22.06%20(1).pdf (дата обращения: 12.02.2024).
24. Качалов А. В. Педагогические условия формирования творческой самостоятельности студентов педвуза // Известия Уральского государственного университета. Проблемы образования, науки и культуры. 2009. № 1/2 (62). С. 212-21l.
25. Шаухалова Р. А. Организационно-педагогические условия Организационно-педагогические условия формирования цифровой культуры студентов университета // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2020. Т. 12. № 2. С. 63-69. DOI 10.l442/20l1-9620-2020-12-2-63-69.
26. Исмаилова К., Туйчиев Х. Э. Организационно-педагогические условия Организационно-педагогические условия формирования профессиональных компетенций студентов технического вуза // Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании : материалы 2S^ Международной научно-практической конференции, Екатеринбург, 2020. Т. I. С. 62-6S.
2l. Цифровизация как приоритетное направление модернизации российского образования / под ред. Н. В. Горбуновой. Саратов : Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г. В. Плеханова, 2019. 1S2 с.
2B. Кутепова Л. И., Попова А. А., Жидков А. А., Гордеев К. С. Проектирование цифровой образовательной среды // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2021. Т. 10. № 2 (3S). С. 229-232.
29. Беликова Т. П., Сыроватская Т. А. Цифровая среда вуза - эффективный инструмент формирования универсальных компетенций студентов. Новые технологии оценки качества образования // Сборник материалов XVII Форума Гильдии экспертов в сфере профессионального образования / под общ. ред. Г Н. Мотовой. М., 2022. С. Bl-93.
30. Жигалова О. П. Формирование образовательной среды в условиях цифровой трансформации общества // Ученые записки Забайкальского государственного университета. 2019. Т. 14. № 2. С. 69-l4. DOI: 10.21209 26SB-l114-2019-14-2-69-l4.
31. Лешер О. В., Григоренко Л. А. Цифровая образовательная среда как ресурс формирования познавательных потребностей студентов // Проблемы современного педагогического образования : сборник научных трудов, Ялта. 2022. Вып. lS. Ч. 4. С. 166-169.
32. Шилова О. Н. Цифровая образовательная среда: педагогический взгляд // Человек и образование. 2020. № 2 (63) С. 36-41.
References
1. Halin V. G., Chernova G. V. Cifrovizacija i ee vlijanie na rossi-jskuju jekonomiku i obshhestvo: preimushhestva, vyzovy, ugrozy i riski [Digitalization and its impact on the Russian economy and society: advantages, challenges, threats and risks]. Uprav-lencheskoe konsul'tirovanie, 201B, no. 10 (1B), pp. 46-63. (In Russian).
2. O Strategii razvitija informacionnogo obshhestva v Rossijskoj Federacii na 2017-2030 gody. Ukaz Prezidenta RF ot 9 maja 2017 g. № 203 [On the Strategy for the Development of the Information Society in the Russian Federation for 2017-2030. Decree of the President of the Russian Federation of May 9, 2017 no. 203]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/71570570/. (accessed 11.03.2024). (In Russian).
3. Guseva M. A., Rogozhina Ju. V. Opyt i perspektivy cifrovoj trans-formacii shvejnoj otrasli [Experience and prospects for digital transformation of the clothing industry]. Kostjumologija, 2023, vol. 8, no. 3. URL: https://kostumologiya.ru/PDF/06TLKL323.pdf (accessed 11.03. 2024). (In Russian).
4. Saidi D. R., Mahmudova F. M. Preimushhestva cifrovizacii legkoj promyshlennosti [Advantages of digitalization of light industry]. Universum: Tehnicheskie nauki, 2020, no. 1 (70). URL: http://7universum.com/ru/tech/archive/item/8688 (accessed 11.03.2024). (In Russian).
5. Plan meroprijatij po napravleniju "Kadry i obrazovanie" programmy "Cifrovaja jekonomika Rossijskoj Federacii" [Action plan in the "Personnel and Education" direction of the "Digital Economy of the Russian Federation" program]. URL: http://government.ru/ news/31428/ (accessed 11.03.2024). (In Russian).
6. Kashirin A. A., Murtazina A. R. Issledovanie vozmozhnostej dopolnennoj real'nosti dlja primenenija v legkoj promyshlennosti [Research on the possibilities of augmented reality for use in light industry]. Innovacionnoe razvitie tehniki i tehnologij v promyshlennosti (Intesk-2022). Sbornik materialov Vserossijskoj nauchnoj konferencii molodyh issledovatelej s mezhdunarodnym uchastiem. Moscow, 2022, vol. 3, pp. 105-108. (In Russian).
7. Lodde O. A., Sitnikova S. Ju. Teoreticheskij analiz definicii "Obrazovatel'naja sreda vuza" kak sistemnogo predstavlenija [Theoretical analysis of the definition of "University educational environment" as a systemic representation]. Sovremennye problemy nauki i obrazovanija, 2020, no. 6. URL: https://science-education. ru/ru/article/view?id=30354 (accessed 28.02.2024). (In Russian).
8. Sentishheva E. A. Cifrovizacija i ee vlijanie na razvitie professional'nogo obrazovanija [Digitalization and its impact on the development of vocational education]. Uchenye zapiski. Jele-ktronnyj nauchnyj zhurnal Kurskogo gosudarstvennogo univer-siteta, 2022, no. 2 (62). URL: http://scientific-notes.ru/magazine/ archive/1 (accessed 28.02.2024). (In Russian).
9. Grigor'eva I. V., Bolkunov G. A. Cifrovaja obrazovatel'naja sreda (COS): vyzovy i vozmozhnosti [Digital educational environment (DEL): challenges and opportunities]. Nauchno-prakticheskij zhurnal "Vestnik Universiteta Rossijskoj akademii obrazovanija", 2023, no. 2, pp. 64-71. (In Russian).
10. Larionov V. G., Sheremet'eva E. N., Gorshkova L. A. Cifrovaja transformacija vysshego obrazovanija: tehnologii i cifrovye kom-petencii [Digital transformation of higher education: technologies and digital competencies]. Vestnik Astrahanskogo gosu-darstvennogo tehnicheskogo universiteta. Serija: Jekonomika, 2021, no. 2, pp. 61-69. DOI: 10.24143/2073-5537-2021-2-61-69. (In Russian).
11. Zaruckova V. M. Cifrovizacija professional'nogo obrazovanija [Digitalization of vocational education]. Aktual'nye issle-dovanija, 2022, no. 2 (81), pp. 62-64. URL: https://apni.ru/ article/3534-tsifrovizatsiya- professionalnogo-obrazovaniya (accessed 05.03.2024). (In Russian).
12. Prohorova M. P., Mineeva O. A., Blagodinova V. V. Izuchenie otnoshenija obuchajushhihsja vuza k cifrovizacii obrazovanija [Studying the attitude of university students to the digitalization of education]. Mir nauki. Pedagogika i psihologija, 2020, no. 2. URL: https://mir-nauki.com/PDF/26PDMN220.pdf (accessed 03.05.2024). (In Russian).
13. Prirodova O. F., Danilova A. V., Morgun A. N. Struktura cifrovoj obrazovatel'noj sredy: normativno- pravovye i metodicheskie aspekty [Structure of the digital educational environment: legal and methodological aspects]. Pedagogika i psihologija obrazo-vanija, 2020, no. 1, pp. 9-30. DOI: 10.31862/2500-297X-2020-1 -9-30. (In Russian).
14. Bilenko P. N., Blinov V. I., Dulinov M. V., Esenina E. Ju., Konda-kov A. M., Sergeev I. S. Didakticheskaja koncepcija cifrovogo professional'nogo obrazovanija i obuchenija [Didactic concept of digital vocational education and training]. Ed. V. I. Blinova. 2020, 98 p. (In Russian).
15. Dubey H. K., Singh A., Dubey S. Education system in digitalised era. International Journal of Advance and Innovative Research, 2019, vol. 6, iss. 1 (X), part 1, pp. 97-99. (In English).
16. Kozlov A. V. Cifrovizacija obuchenija studentov tehnicheskih special'nostej [Digitalization of training for technical students]. Sovremennoe pedagogicheskoe obrazovanie, 2022, no. 10, pp. 203-205. (In Russian).
17. Volkova I. A., Petrova V. S. Formirovanie cifrovyh kompetencij v professional'nom obrazovanii [Formation of digital competencies in vocational education]. Vestnik NVGU, 2019, no. 1, pp. 17-24. (In Russian).
18. Levickaja I. A. Formirovanie cifrovyh kompetencij studentov professional'nogo obrazovanija [Formation of digital competencies of vocational education students]. Sovremennye tenden-cii i innovacii v nauke i proizvodstve. Materialy XII mezhdunar. nauchno-prakt. konferencija, 2023, pp. 332.1-332.6. (In Russian).
19. Savka O. G., Gusarova M. N., Sumina S. V., Knjazev Ja. O., Bez-rukov D. A. Model' formirovanija cifrovyh kompetencij pri reali-zacii programm vysshego obrazovanija [Model for the formation of digital competencies in the implementation of higher education programs]. Russian Technological Journal, 2022, vol. 10, no. 6, pp. 78-90. URL: https://doi.org/10.32362/2500-316X-2022-10-6-78-90 (accessed 02.03.2024). (In Russian).
20. Dmitriev Ja. V., Aljabin I. A., Brovko E. I., Dvinina S. Ju., Dem'janova O. V. Razvitie cifrovyh navykov u studentov vuzov: de-jure vs de-fakto [Development of digital skills among university students: de jure vs de facto]. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz, 2021, vol. 25, no. 2, pp. 59-79. DOI 10.15826/ umpa.2021.02.015. (In Russian).
21. Larionov V. G., Sheremet'eva E. N., Gorshkova L. A. Cifrovaja transformacija vysshego obrazovanija: tehnologii i cifrovye kom-petencii [Digital transformation of higher education: technologies and digital competencies]. Vestnik Astrahanskogo gosu-darstvennogo tehnicheskogo universiteta. Serija: Jekonomika, 2021, no. 2, pp. 61-69. DOI: 10.24143/2073-5537-2021-2-61-69. (In Russian).
22. Vuorikari R., Punie Y., Carretero Gomez S., Van Den Brande G. Dig-Comp 2.0: The Digital Competence Framework for Citizens. Update Phase 1: the Conceptual Reference Model. Luxembourg, 2016. 40 p. (In English).
23. Koncepcija razvitija cifrovyh kompetencij studentov NIU VShJe [Concept for the development of digital competencies of students at the National Research University Higher School of Economics]. URL: https://www.hse.ru/data/2020/07/07/1595396188/ Пpмn%207-Концепцмfl%20pазвмтмfl%20ЦК_22.06%20(1).pdf (accessed 12.02.2024). (In Russian).
24. Kachalov A. V. Pedagogicheskie uslovija formirovanija tvor-cheskoj samostojatel'nosti studentov pedvuza [Pedagogical conditions for the formation of creative independence of pedagogical university students]. Izvestija Ural'skogo gosudarstven-nogo universiteta. Problemy obrazovanija, nauki i kul'tury, 2009, no. 1/2 (62), pp. 212-217. (In Russian).
25. Shauhalova R. A. Organizacionno- pedagogicheskie uslovija Organizacionno-pedagogicheskie uslovija formirovanija cifrovoj
kul'tury studentov universiteta [Organizational and pedagogical conditions Organizational and pedagogical conditions for the formation of digital culture of university students]. Sovre-mennaja vysshaja shkola: innovacionnyj aspekt, 2020, vol. 12, no. 2, pp. 63-69. DOI 10.7442/2071-9620-2020-12-2-63-69. (In Russian).
26. Ismailova K., Tujchiev H. Je. Organizacionno-pedagogicheskie uslovija Organizacionno-pedagogicheskie uslovija formirovanija professional'nyh kompetencij studentov tehnicheskogo vuza [Organizational and pedagogical conditions Organizational and pedagogical conditions for the formation of professional competencies of technical university students]. Innovacii v professional'nom i professional'no-pedagogicheskom obrazova-nii. Materialy 25-j Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj kon-ferencii, Yekaterinburg, 2020, vol. I, pp. 62-65. (In Russian).
27. Cifrovizacija kak prioritetnoe napravlenie modernizacii rossi-jskogo obrazovanija [Digitalization as a priority area of modernization of Russian education]. Ed. N. V. Gorbunov. Saratov, 2019, 152 p. (In Russian).
28. Kutepova L. I., Popova A. A., Zhidkov A. A., Gordeev K. S. Proekti-rovanie cifrovoj obrazovatel'noj sredy [Design of a digital educational environment]. Azimut nauchnyh issledovanij: pedagogika i psihologija, 2021, vol. 10, no. 2 (35), pp. 229-232. (In Russian).
29. Belikova T. P., Syrovatskaja T. A. Cifrovaja sreda vuza - jeffek-tivnyj instrument formirovanija universal'nyh kompetencij studentov. Novye tehnologii ocenki kachestva obrazovanija [The digital environment of a university is an effective tool for developing students' universal competencies. New technologies for assessing the quality of education]. Sbornik materialov XVII Foruma Gil'dii jekspertov v sfere professional'nogo obrazovanija, 2022, pp. 87-93. (In Russian).
30. Zhigalova O. P. Formirovanie obrazovatel'noj sredy v uslovijah cifrovoj transformacii obshhestva [Formation of the educational environment in the conditions of digital transformation of society]. Uchenye zapiski Zabajkal'skogo gosudarstvennogo universiteta, 2019, vol. 14, no. 2, pp. 69-74. DOI: 10.21209 26587114-2019-14-2-69-74. (In Russian).
31. Lesher O. V., Grigorenko L. A. Cifrovaja obrazovatel'naja sreda kak resurs formirovanija poznavatel'nyh potrebnostej studentov [Digital educational environment as a resource for the formation of cognitive needs of students]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovanija. Sbornik nauchnyh trudov, Yalta, 2022, iss. 75, vol. 4, pp. 166-169. (In Russian).
32. Shilova O. N. Cifrovaja obrazovatel'naja sreda: pedagogicheskij vzgljad [Digital educational environment: pedagogical view]. Chelovek i obrazovanie, 2020, no. 2 (63), pp. 36-41. (In Russian).