Научная статья на тему 'ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ЦЕННОСТЕЙ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА'

ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ЦЕННОСТЕЙ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
174
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЦИФРОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ ЦЕННОСТИ УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кудрейко И.А., Скафа Е.И.

Цифровизация высшего образования предполагает перестройку всех его составляющих, в том числе и подготовку будущих учителей. Особенно важно при формировании профессиональной компетентности развивать у будущих учителей русского языка и литературы цифровую компетентность, которая в условиях формирования у них профессионально значимых ценностей является личностным качеством. От того, насколько будущий учитель сможет овладеть ею, зависит успех его педагогической деятельности. В статье на основании анализа информационных технологий и цифровых инструментов описывается опыт обучения студентов филологического факультета Донецкого государственного университета по развитию и формированию у них цифровой компетентности. Презентуется система, охватывающая три направления деятельности со студентами: формирование умений и навыков у студентов - будущих филологов по работе с отраслевым программным обеспечением; овладение инновационными технологиями на основе средств компьютерного назначения для применения их в педагогической деятельности; овладение основами проектной деятельности с целью управления образовательными проектами в школе. Дается характеристика каждого из названных направлений, указываются знания, умения и навыки, которыми овладевают студенты образовательной программы бакалавриата по филологии в процессе обучения базовым и вариативным дисциплинам, содержащим модули, связанные с цифровым представлением материала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кудрейко И.А., Скафа Е.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL TECHNOLOGIES AS A TOOL FOR THE DEVELOPMENT OF PROFESSIONALLY SIGNIFICANT VALUES OF A FUTURE TEACHER-PHILOLOGIST

Digitalization of higher education involves the restructuring of all its components, including the preparation of future teachers. During the shaping of vocational competence in future philology teachers, it is of particular importance to develop digital competence, which becomes a personal value under the conditions of forming professionally significant values. The quality of mastering this competence by aspiring teachers influence the success of their pedagogical activity. The article addresses the experience of developing digital competence in students of the philological faculty of Donetsk State University, basing on the analysis of digital technologies and tools. A system covering three areas of educational activity is presented: formation of students' skills and abilities to work with industry-specific software; mastering innovative technologies based on means of computer systems for their use in teaching; mastering the basics of project activity for the purpose of managing educational projects at school. The characteristics of each area are given. Moreover, there is an indication of the knowledge and skills that Bachelors of Philology gain in the process of learning basic and variable disciplines containing modules related to the digital presentation of the material.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ЦЕННОСТЕЙ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА»

УДК 378.4: 004 (Университеты / Информационные технологии. Компьютерные технологии. Теория вычислительных машин и систем)

ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ЦЕННОСТЕЙ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА

© 2023 И.А. Кудрейко, Е.И Скафа Кудрейко Ирина Александровна, кандидат филологических наук, доцент, директор института педагогики E-mail: i.kudreiko@donnu.ru Скафа Елена Ивановна, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой высшей математики и методики преподавания математики

E-mail: e.skafa@donnu.ru Донецкий государственный университет Донецк, Россия

Статья поступила в редакцию 17.04.2023

Цифровизация высшего образования предполагает перестройку всех его составляющих, в том числе и подготовку будущих учителей. Особенно важно при формировании профессиональной компетентности развивать у будущих учителей русского языка и литературы цифровую компетентность, которая в условиях формирования у них профессионально значимых ценностей является личностным качеством. От того, насколько будущий учитель сможет овладеть ею, зависит успех его педагогической деятельности. В статье на основании анализа информационных технологий и цифровых инструментов описывается опыт обучения студентов филологического факультета Донецкого государственного университета по развитию и формированию у них цифровой компетентности. Презентуется система, охватывающая три направления деятельности со студентами: формирование умений и навыков у студентов - будущих филологов по работе с отраслевым программным обеспечением; овладение инновационными технологиями на основе средств компьютерного назначения для применения их в педагогической деятельности; овладение основами проектной деятельности с целью управления образовательными проектами в школе. Дается характеристика каждого из названных направлений, указываются знания, умения и навыки, которыми овладевают студенты образовательной программы бакалавриата по филологии в процессе обучения базовым и вариативным дисциплинам, содержащим модули, связанные с цифровым представлением материала. Ключевые слова: цифровые технологии, информационно-коммуникационные технологии, цифровая компетентность, профессионально значимые ценности учителя-словесника DOI: 10.37313/2413-9645-2023-25-91-65-75 EDN: HDZMJT

Введение. Цифровые и информационно-коммуникационные технологии сегодня стали неотъемлемой частью жизни человека, в том числе и профессиональной. Такой подход предполагает трансформацию образовательной деятельности высшей школы в направлении ее цифровизации. Увеличение объема использования информационных технологий, программного обеспечения, цифровых ресурсов требует сформированной цифровой компетентности у студентов всех направлений подготовки. Это требование определено федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования.

Для выпускников всех направлений подготовки в вузах чрезвычайно актуально владеть цифровыми компетенциями, которые полностью

укладываются в матрицу компетенций человека цифровой эпохи. В связи с этим исследователи данной проблемы отмечают, что овладеть такими компетенциями возможно только в условиях повышения качества фундаментального и профессионального образования на всех его уровнях [1, 5, 10, 11] и др.

Проблемой нашего исследования является становление и развитие профессионально значимых ценностей будущих учителей русского языка и литературы. Такие ценности рассматриваем как систему взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов: качеств, способностей, убеждений, знаний, навыков, компетентностей, являющихся интегральной характеристикой личности [13]. При этом центром системы профессионально значимых ценностей являются

Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 25, № 4 (91), 2023 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, Humanitarian, Biomedical Sciences, Vol. 25, no. 4 (91), 2023

личностные ценности и способности, которые приобретаются в процессе активного развития личности в период обучения в вузе. Исследуя понятия личностных ценностей и способностей будущего учителя-словесника, мы приходим к заключению, что цифровая компетентность и относится к таким ценностям.

История вопроса. Пути формирование цифровой компетентности личности в настоящее время активно исследуются многими учеными-практиками, такими как Н. Белоусова, О. Ваганова, С. Грязнов, Ю. Маслова, Т. Нестик, П. Рабинович, И. Роберт, М. Токарева и др. В исследованиях ученых рассматриваются вопросы, связанные с необходимостью формирования цифровой компетентности у педагогов как субъектов цифрового образовательного пространства [10], с анализом подходов к исследованию феномена технофобии [15], с оценкой уровня сформированно-сти цифровой компетентности преподавателей образовательных организаций высшего образования [14], с необходимостью и возможностью формирования цифровой компетентности преподавателя в процессе непрерывного профессионального образования [3, 11, 21], с изучением цифровых образовательных ресурсов как средства формирования профессиональных компе-тентностей студентов, рассматривая цифровую трансформацию образования в контексте от изменения средств к развитию деятельности [1, 16] и др.

Анализируя различные подходы к понятию цифровой компетентности студентов, в том числе и будущих учителей, необходимо отметить еще один важный аспект развития такой компетентности у будущего учителя-словесника. Так как цифровизация затронула в первую очередь и организации среднего общего образования, изменились требования к профессиональной деятельности учителя. Современное поколение школьников считается представителем цифрового поколения, его важной особенностью является то, что оно полностью открыто к деятельности в цифровом пространстве. Таких школьников больше интересуют игровые технологии, проектная деятельность, скрайбинг-технологии, визуальные модели и др. [2, 6, 18]. В связи с этим учителю недостаточно владеть традиционными средствами обучения и педагогическими технологиями. И. Роберт отмечает, что происходит интеллектуализация интерактивного

взаимодействия обучающегося и обучающего со средствами информатизации в информационно-образовательном пространстве [17].

То есть педагогическое взаимодействие учителя и обучающихся в условиях цифровизации образования имеет свою специфику [8]. Обучаясь в высшей педагогической школе, будущий учитель-словесник должен овладеть цифровой компетентностью, в частности, сформировать умения использовать в своей педагогической деятельности цифровые инструменты, разрабатывать собственный цифровой контент, строить уроки с применением информационно-коммуникационных технологий.

Таким образом, основываясь на вышеизложенном, отметим, что для формирования цифровой компетентности будущего учителя-словесника необходимо создать специальную систему подготовки студентов по овладению цифровыми инструментами и информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ) в процессе их обучения базовым и вариативным дисциплинам.

Методы исследования. Методы настоящего исследования определялись, исходя из проблематики решаемых задач.

Первая группа методов связана с необходимостью формирования у студентов - будущих учителей-словесников умений работать с отраслевым программным обеспечением. К программам, обеспечивающим деятельность современных филологов и учителей-словесников, относят в основном следующие цифровые ресурсы: программы для работы со звуком (Audacity и MAGIX Audio Cleaning Lab); программы анализа текстов (ВААЛ-мини и Textus Pro) и редакторы текстов (Microsoft office word, notepad); программы для структурирования материалов (Microsoft Access и MySQL); системы оптического распознания символов (OCR), редакторы программного кода, нейронные сети, графические редакторы и т.д. [1, 16]. Знакомство с данным программным обеспечением должно проходить на основе использования активных методов обучения, в частности проблемного, эвристического и исследовательского, позволяющих организовать деятельность студентов в цифровом формате. В обучении филологическим дисциплинам необходимо использование и методов имитационного моделирования, которые предполагают на основании моделирования, например, литературно-критического процесса, создавать имитационную модель

процесса или объекта моделирования. Эти методы дают возможность анализировать различные типы текстов в действии, изучать процессы их распознавания и вносить изменения в имитационную модель в ходе работы, лучше проанализировать исследуемый процесс, и быстро решать поставленную задачу [4, 15]. В результате применения вышеперечисленных методов у студентов будут формироваться цифровые компетенции.

Вторая группа методов связана с задачами овладения будущими учителями-словесниками инновационными проектными и информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ), построенными на основе цифровых инструментов, для применения их в педагогической деятельности [16, 18, 19, 23]. Речь идет об обучении студентов-филологов имитационному моделированию изучаемых педагогических систем, явлений и процессов на основе интерактивных методов. На их основе разрабатывать ИКТ, проектные, игровые, визуальные технологии для обучающихся, с помощью определенных социальных сетей и цифровых платформ создавать онлайн-уроки, видео-конференции, чат-конференции, содержащие информацию, необходимую для организации учебного процесса в школе, что позволит обеспечить интерактивное взаимодействие обучающегося и педагога со средствами информатизации [17].

Специфика педагогического взаимодействия в условиях цифровизации образования дает основание для использования в учебном процессе будущих учителей-словесников технологий смешанного, гибридного, дистанционного обучения [8, 21, 22]. Такой подход позволяет выпускнику-филологу стать субъектом цифрового образовательного пространства со сформированной цифровой компетентностью.

То есть под цифровой компетентностью будущего учителя-словесника понимаем компетентность (личностную ценность), которая характеризуется знанием, пониманиеми цифровых инструментов для использования их в педагогической деятельности, владением цифровыми компетенциями, определяющими готовность и способность решать проблемы, связанные с филологической деятельностью, средствами информационно-коммуникационных технологий.

Результаты исследования. Система формирования цифровой компетентности будущего учителя-словесника создана нами на

филологическом факультете Донецкого государственного университета. Опишем ее реализацию.

Разработанная система охватывает три направления деятельности со студентами.

I. Формирование умений и навыков у студентов - будущих филологов по работе с отраслевым программным обеспечением.

II. Овладение инновационными технологиями на основе средств компьютерного назначения для применения их в педагогической деятельности.

III. Овладение основами проектной деятельности с целью управления образовательными проектами в школе.

Дадим характеристику каждого направления.

I. В соответствии с ФГОС ВО направления 45.03.01 Филология [26] студенты образовательной программы бакалавриата по филологии наряду с профильными предметными знаниями овладевают знаниями, умениями и навыками:

- по сбору, обработке, хранению и т.п. языковых и литературных фактов с использованием традиционных методов и современных информационных технологий;

- по корректуре, редактированию, систематизированию, реферированию различных типов текстов;

- по составлению словарей и энциклопедий, по разработке и созданию языковых и литературных справочников, по выпуску периодических изданий, по обработке и описанию архивных материалов;

- по переводу различных типов текстов, а также документов с иностранных языков и на иностранные языки.

Овладение данными умениями и навыками происходит у студентов-филологов в результате изучения дисциплины «Основы компьютерной лингвистки».

Студенты изучают программные продукты, которые им необходимы в лингвистических исследованиях: при выполнении лабораторных заданий, написании курсовых, выпускных квалификационных работ и т. п.

В качестве примера работы с текстом рассмотрим анализ фрагмента романа Генри Райдера Хаггарда «Копи царя Соломона», который выполняли студенты на лабораторной работе по дисциплине. В ходе работы текст был сохранен в формате .txt (открытие файлов иных форматов приводит к ошибкам в распознании кодировки). В разделе «анализ» выбран пункт «Эмоциональная оценка текста». Результаты - рисунки 1 и 2.

Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 25, № 4 (91), 2023 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, Humanitarian, Biomedical Sciences, Vol. 25, no. 4 (91), 2023

В текстовом поле предоставляется краткий отчет по результатам анализа. В нашем случае «текст производит впечатление хорошего, гладкого, округлого, светлого, холодного, медлительного, медленного». Далее, отчитываясь преподавателю, студенты дают словесную характеристику проанализированного компьютером текста, обосновывая важность данного исследования тем, что оно отображает речевое поведение языковой личности, которая, по мнению Ю. Карау-лова, является носителем комплекса характеристик, существенных для создания и восприятия речевых произведений, которые различаются степенью структурно-языковой сложности, глубиной и точностью отображения действительности, целевой направленностью [9].

Учитывая важность профессии педагога, студенты осознают особую роль педагогического дискурса, цель которого заключается не только в информировании обучающихся по тому или иному предмету, но и в коммуникативном воздействии на них.

Важно убедить учеников в необходимости определенных действий и оценок, выгодных

субъекту дискурса. Работа с текстом как средством воздействия на аудиторию развивает у будущих учителей-словесников навыки коммуникации, которые являются компонентом профессионально значимых ценностей педагога.

II. Овладение инновационными технологиями на основе средств компьютерного назначения для применения их в педагогической деятельности в школе начинается со знакомства студентов с современными цифровыми программами, сервисами и мессенджерами, которые можно применять для разработки дистанционных курсов, электронных уроков. Среди них:

■ сервисы Mail.ru, в т. ч. корпоративная электронная почта donnu.ru;

■ социальная сеть «ВКонтакте»;

■ сервис «Яндекс. Формы», в т. ч. Яндекс. Телемост;

■ Мессенджер Telegram, telegram-каналы;

■ SberJazz;

■ Moodle;

■ Madtest.ru - конструктор тестов, квизов, викторин и опросов;

■ Core.app и др.

Рис.1. Фоносемантическая оценка текста 1 (Phonosemantic evaluation of the text 1)

Рис.2. Фоносемантическая оценка текста 2 (Phonosemantic evaluation of the text)

Данные сервисы обеспечивают:

- хранение и отправку лекционного, теоретического материала и практических заданий;

- создание видеоконференций, проведение занятий в режиме аудио- или видеосвязи;

- создание чатов, что дает возможность оперативно решать возникающие вопросы.

Знакомство с такими цифровыми ресурсами необходимо студентам - организация работы с ними способствует развитию самоорганизации будущих учителей-словесников [12].

На практических и лабораторных занятиях по таким учебным дисциплинам, как «Современный русский язык», «Риторика», «История русской литературы», «Введение в языкознание», «Введение в литературоведение», «Лингвистический анализ текста», обучающимся предлагаются творческие работы по созданию учебного материала, который может проходить в мессенджере как в формате чат-конференции, так и посредством видеосвязи. Мессенджер обеспечивает:

✓ возможность форматирования текста, делая его курсивным, полужирным, подчёркнутым и т. д.;

✓ бестекстовую обратную связь посредством графических реакций на сообщения студентов;

✓ отправку отложенных сообщений, что может быть полезно в условиях, когда

задание или учебный материал нужно предоставить в конкретное время;

✓ настройку опросов;

✓ создание каналов для размещения учебной информации и чатов для интерактивной работы.

В дисциплине «Методика обучения русскому языку» студенты знакомятся с построением демонстрационного материала в виде презентаций (PowerPoint), что обеспечивает возможность использования их в учебном процессе в будущей педагогической деятельности.

Важным является умение учителя создавать тестовые задания в цифровой среде. Например, одной из систем построения тестов по русскому языку в режиме онлайн служит программный продукт для создания электронных курсов iSpring Suite, с которым студенты знакомятся, изучая тему «Средства обучения русскому языку в современной школе» по дисциплине «Методика обучения русскому языку».

Изучая методику обучения русской литературе, будущие учителя знакомятся с программой VideoScribe, которая позволяет создавать видео-скрайбинги [18]. К тематике скрайб-презентаций относятся: видео на социальные темы, рекламные видеосюжеты, сообщения по теме, рассказы о книгах, самопрезентации и т.д. С помощью скрайбинга студенты обучаются «экранизировать» сказки, стихи, загадки, что, несомненно, является ценным для будущего учителя.

Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 25, № 4 (91), 2023 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, Humanitarian, Biomedical Sciences, Vol. 25, no. 4 (91), 2023

Современные школьники, как уже отмечалось ранее, приверженцы цифрового формата подачи материала, поэтому в процессе их обучения актуальным является использование интерактивных плакатов. Созданное с помощью цифровых инструментов это визуальное средство представления информации обеспечивает взаимодействие пользователя с содержанием плаката. Цифровой плакат дает возможность работать с информацией на всех этапах: изучение нового материала, закрепление, систематизация и обобщение, контроль. Плакаты создаются студентами-филологами в виде индивидуальной работы по разработке различных тем курса «Русский язык» для школьников (с помощью ThingLink или Microsoft PowerPoint).

Кроме того, гипертекстовые технологии на базе программы Microsoft PowerPoint предлагаются студентам для создания интерактивных дидактических игр, как вида учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры и системы оценивания [23]. Например,

при помощи данной технологии создаются игры-бродилки и другие игры с филологической составляющей, которые направлены на активизацию процесса школьного обучения детей.

На основании изучения разнообразных цифровых технологий и средств студенты - будущие учителя-словесники - используют их при разработке научно-исследовательских курсовых работ и выпускных квалификационных работ. Лучшие разработки, которые создаются студентами для школьников, апробируются на конференциях, внедряются в учебный процесс образовательных организаций среднего общего образования г. Донецка.

III. Проектирование для учителя-словесника является важным профессиональным умением, а с учетом цифровизации образования создание цифровых проектов, отмечают многие исследователи, помогает педагогу в управлении учебным процессом в современной школе [6, 20, 19]. Изучая дисциплину «Основы проектной деятельности» студенты знакомятся с этапами разработки проектов в цифровом формате (рис. 3).

Рис.3. Этапы разработки образовательного проекта (Stages of developing an educational project)

Этапы разработки

Реализация Внедрение

Обучаясь разрабатывать образовательные проекты для школы, будущий учитель-словесник должен принимать также участие в разработке и реализации:

- научных проектов в области филологии и гуманитарного знания;

- образовательных проектов, в том числе связанных с организацией творческой деятельности обучающихся;

- проектов по созданию экспозиций для литературных и литературно-художественных музеев;

- по разработке проектов, связанных с поддержанием речевой культуры обучающихся;

- по разработке и реализации филологических проектов для рекламных и пиар-кампаний и т. д.

Проектная деятельность организуется со студентами по разным дисциплинам. Например, в дисциплине «Педагогика» студенты обучаются создавать опорные конспекты лекций (в цифровом формате они изготавливаются в виде слайдов в системе PowerPoint). По дисциплине «Возрастная и педагогическая психология» студенты проектируют анонсы лекций. Такие проекты выставляются в формате цифровых постов: заголовок-триггер, инструменты «заразительности» текстов, призывы к действию (call to action). По дисциплине «Русский язык» студентами разрабатывался проект популяризаторских каналов о русском языке. Цель проекта - привлечь внимание к нормам орфографии, пунктуации, стилистике русского языка на основе использования digital-инструментов.

Студенты - будущие учителя филологии изучают дисциплины «Базы данных» и «Базы знаний интеллектуальных систем», на которых проектирование является основным видом учебной работы. Опишем разработку одного из проектов, которые создают студенты.

Например, в педагогической деятельности потенциально полезны чат-боты. Они могут взаимодействовать с файлами различных типов, вести их учет, помогать в сортировке, предоставлять возможность их загрузки. Поскольку бот можно подключить к различным сервисам, в том числе системам оптического распознавания текстов и изображений, функционал возможно расширять бесконечно. Наиболее заинтересованные студенты приняли участие в разработке творческого проекта «Создание чат-бота для работы с одногруппниками».

Цель - создание справочного чат-бота для подключения к сообществу группы ВКонтакте, который позволит хранить учебные файлы на частном компьютере-сервере, осуществлять их

поиск, предоставлять прямую ссылку на скачивание искомого файла, а также будет хранить библиотеку ссылок на полезные сервисы (https://www.antiplagiat.ru/ или

https://cyberleninka.ru/), которые можно будет получить по текстовому запросу.

Бот пишется на языке JavaScript в интегрированной среде разработки (IDE) Microsoft Visual Studio 2022 с применением библиотеки Botact и сервиса Ngrok. Овладение студентами - будущими учителями-словесниками - приемами создания чат-бота позволит применять такую технологию в своей будущей педагогической деятельности.

Выводы. В результате обучения дисциплинам, в которые входят модули, связанные с цифровым представлением учебного материала, будущие учителя-словесники овладевают умениями и цифровыми навыками:

- ориентироваться в круге основных проблем, связанных с прикладным использованием компьютерной лингвистики в профессиональной педагогической деятельности;

- использовать прикладное программное обеспечение для решения прикладных задач;

- определять наиболее эффективное программное обеспечение для использования в профессиональной педагогической деятельности;

- применять различное программное обеспечение для создания образовательных проектов и их реализации в области филологии.

Таким образом, развитие цифровой компетентности как личностной ценности в системе профессионально значимых ценностей будущих учителей-словесников, овладение цифровыми технологиями будущими учителями-филологами является обязательным условием, обеспечивающим результативность профессиональной деятельности.

1. Белоусова, Н. Н., Савельева Н. Н. Цифровые ресурсы как средство формирования профессиональных компетенций студентов техникума // Мир науки. Педагогика и психология. - 2021. - Т.9. - №1 [Электронный ресурс]. -URL: https://mir-nauki.com/PDF/01PDMN121.pdf (дата обращения: 21.01.2023).

2. Ваганова, О. И., Алешугина, Е. А. Психологические аспекты реализации игровых технологий // Научный вектор Балкан. - 2020. - Т. 4, № 2 (8). - С. 21-24.

3. Грязнов, С. А. Цифровая компетентность преподавателя // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2021. - № 2 (35). - С. 79-81 [Электронный ресурс]. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46325252 (дата обращения: 27.01.2023).

4. Дудырев, Ф. Ф., Максименкова, О. В. Симуляторы и тренажеры в профессиональном образовании // Вопросы образования. - 2020. - № 3. - С. 255-276.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Евсеева, Е. Г., Скафа, Е. И. Формирование цифровой технологической компетентности будущего учителя математики // Математика. Образование. Культура: материалы Х международной научной конференции (Тольятти, ТГУ, 27-29 апреля 2022 г.). - Тольятти: Изд-во ТГУ, 2022. - С. 23-27.

Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 25, № 4 (91), 2023 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, Humanitarian, Biomedical Sciences, Vol. 25, no. 4 (91), 2023

6. Индивидуализация образования в условиях электронного обучения: опыт и перспективы / Ю. В. Вайнштейн, В. А. Шершнева, Р. В. Есин, М. В. Носков // Национальный агрегатор открытых репозиториев. - 2019 [Электронный ресурс]. - URL: https://www.openrepository.ru/ article?id=497830 (дата обращения: 11.01.2023).

7. Исаева, М. А. Сущность и содержание проектной деятельности педагога в системе педагогического образования // Мир науки, культуры, образования. - 2018. - № 1 (68). - С. 50-51.

8. К вопросу о специфике педагогического взаимодействия в условиях цифровизации образования / Ю. М. Гри-шаева, А. В. Гагарин, Т. И. Березина [и др.] // Педагогическая информатика. - 2022. - № 1. - С.105-122.

9. Караулов, Ю. Н. Русский язык и языковая личность. - Изд. седьмое. - М. : URSS, 2010. - 264 с.

10. Компаниец, А. А. О необходимости формирования цифровой компетентности у современного педагога как субъекта цифрового образовательного пространства // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. - 2021. - № 2. - С. 120-129.

11. Кубрушко, П. Ф., Шингарева, М. В., Атапина, Ю. А. Формирование цифровой компетентности преподавателя колледжа в процессе непрерывного образования // Вестник РМАТ. - 2021. -№ 2. - С. 78-84.

12. Кудрейко, И. А. Развитие самоорганизации студентов славянской филологии в контексте цифровизации высшего образования // Человеческий капитал. - 2022. - Т. 2, № 5 (161). - С. 193-200.

13. Кудрейко, И. А. Формирование профессионально значимых качеств будущих учителей славянской филологии посредством билингвального подхода // Вестник педагогических наук. - 2022. - № 4. - С. 146-52. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49416205 (дата обращения: 25.01.2023).

14. Масалова, Ю. А. Цифровая компетентность преподавателей российских вузов // Университетское управление: практика и анализ. - 2021. - № 3. - С. 33-44.

15. Нестик, Т. А., Солдатова, Г. У. Основные модели цифровой компетентности // Наука. Культура. Общество. -2016. - № 1. - С. 107-119.

16. Рабинович, П. Д., Заведенский, К. Е., Кушнир, М. Э. Цифровая трансформация образования: от изменения средств к развитию деятельности // Информатика и образование. - 2020. - № 5. - С. 4-14.

17. Роберт, И. В. Интеллектуализация интерактивного взаимодействия обучающегося и обучающего со средствами информатизации в информационно-образовательном пространстве // Электронное периодическое издание «Информационная среда образования и науки». - 2013. - № 18. - С. 63-83 [Электронный ресурс]. - URL: http://robert-school.rU/iio/pages/izdat/ison/publication/ison_2013/num_18_2013/%C8%D1%CE%CD%20%B918.pdf#na meddest=s4&textLayer=off&disableWorker=true&pagemode=thumbs (дата обращения: 25.01.2023).

18. Сакулина, Ю. В. Возможности использования скрайбинг-технологии для повышения уровня усвоения теоретического материала // Проблемы современного образования: электронный журнал. - 2020. - № 4. - С. 172-180 [Электронный ресурс]. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43949971 (дата обращения: 21.12.2020).

19. Система подготовки нового поколения учителей математики на основе проектно-эвристической деятельности / Е. И. Скафа, Е. Г. Евсеева, Ю. В. Абраменкова, И. В. Гончарова // Перспективы науки и образования. - 2021. -№5 (53). - С. 208-222 [Электронный ресурс]. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=47146559 (дата обращения: 02.02.2023).

20. Скафа, Е. И. Организация проектно-эвристической деятельности будущих учителей математики по созданию мультимедийных средств обучения // Информатика и образование. - 2021. - № 5. - С. 59-64.

21. Скафа, Е. И. Цифровизация высшего педагогического образования: инновации в подготовке магистров математического образования // Донецкие чтения 2020: образование, наука, инновации, культура и вызовы современности : материалы V Международной научной конференции, г. Донецк, 17-18 ноября 2020 г. / редкол. : С. В. Беспаловой (науч. ред.) [и др.]. - Донецк: Изд-во ДонНУ, 2020. - Т. 6: Педагогические науки. Часть 2. - С. 77-79.

22. Скафа, Е. И., Кудрейко, И. А. Методическая деятельность преподавателя вуза по разработке инновационных форм обучения студентов // Человеческий капитал. - 2022. - Т. 2, № 12 (168). - С. 48-55.

23. Стародубцев, В. А., Ряшенцев, И. В. Элементы игровых технологий в электронном обучении // Дистанционное и виртуальное обучение. - 2018. - № 1. - С. 69-76.

24. Татаринов, К. А., Музыка, С. М. Развитие цифровых компетенций у преподавателей и студентов // Балтийский гуманитарный журнал. - 2020. - Т. 9, № 4 (33). - С. 171-174.

25. Токарева, М. В. Цифровая компетенция или цифровая компетентность // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. - 2021. - № 4 (52). - С. 133-140.

26. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 45.03.01 Филология: утвержден приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 12 августа 2020 г. № 986. - Текст: электронный // FGOSVO. Портал федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования: [сайт]. - URL: https://fgosvo.ru/uploadfiles/FG0S%20V0%203++/Bak/450301_B_3_31082020.pdf (дата обращения: 12.01.2023).

27. Цифровые горизонты развития педагогического образования / А. Н. Макаренко, Л. Г. Смышляева, Н. Н. Минаев, О. М. Замятина. - DOI 10.3-1992/0869-3617-2020-6-113-121 // Высшее образование в России. - 2020. - Т. 29, № 6. - С. 113-121.

DIGITAL TECHNOLOGIES AS A TOOL FOR THE DEVELOPMENT OF PROFESSIONALLY SIGNIFICANT VALUES OF A FUTURE TEACHER-PHILOLOGIST

© 2023 I.A. Kudreiko, E.I. Skafa Irina A. Kudreiko, Candidate of Philology, Associate Professor Director of the Institute of Pedagogy E-mail: i.kudreiko@donnu.ru Elena I. Skafa, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of the Department of Higher Mathematics and Methods of Teaching Mathematics

E-mail: e.skafa@donnu.ru Donetsk National University Donetsk, Russia

Digitalization of higher education involves the restructuring of all its components, including the preparation of future teachers. During the shaping of vocational competence in future philology teachers, it is of particular importance to develop digital competence, which becomes a personal value under the conditions of forming professionally significant values. The quality of mastering this competence by aspiring teachers influence the success of their pedagogical activity. The article addresses the experience of developing digital competence in students of the philological faculty of Donetsk State University, basing on the analysis of digital technologies and tools. A system covering three areas of educational activity is presented: formation of students' skills and abilities to work with industry-specific software; mastering innovative technologies based on means of computer systems for their use in teaching; mastering the basics of project activity for the purpose of managing educational projects at school. The characteristics of each area are given. Moreover, there is an indication of the knowledge and skills that Bachelors of Philology gain in the process of learning basic and variable disciplines containing modules related to the digital presentation of the material.

Key words: digital technologies, information and communication technologies, digital competence, professionally significant values of a teacher-philologist DOI: 10.37313/2413-9645-2023-25-91-65-75 EDN: HDZMJT

1. Belousova, N. N., Savel'eva N. N. Cifrovye resursy kak sredstvo formirovanija professional'nyh kompetencij studentov tehnikuma (Digital resources as a means of forming professional competencies of college students) // Mir nauki. Peda-gogika i psihologija. - 2021. - T.9. - №1 [Electronic resource]. - URL: https://mir-nauki.com/PDF/01PDMN121.pdf (data obrashhenija: 21.01.2023).

2. Vaganova, O. I., Aleshugina, E. A. Psihologicheskie aspekty realizacii igrovyh tehnologij (Psychological aspects of the implementation of gaming technologies) // Nauchnyj vektor Balkan. - 2020. - T. 4, № 2 (8). - S. 21-24.

3. Grjaznov, S. A. Cifrovaja kompetentnost' prepodavatelja (Digital competence of the teacher) // Azimut nauchnyh is-sledovanij: pedagogika i psihologija. - 2021. - № 2 (35). - S. 79-81 [Electronic resource]. - URL: https://eli-brary.ru/item.asp?id=46325252 (data obrashhenija: 27.01.2023).

4. Dudyrev, F. F., Maksimenkova, O. V. Simuljatory i trenazhery v professional'nom obrazovanii (Simulators and simulators in professional education) // Voprosy obrazovanija. - 2020. - № 3. - S. 255-276.

5. Evseeva, E. G., Skafa, E. I. Formirovanie cifrovoj tehnologicheskoj kompetentnosti budushhego uchitelja matematiki (Formation of digital technological competence of a future mathematics teacher) // Matematika. Obrazovanie. Kul'tura: materialy H mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii (Tol'jatti, TGU, 27-29 aprelja 2022 g.). - Tol'jatti: Izd-vo TGU, 2022. - S. 23-27.

6. Individualizacija obrazovanija v uslovijah jelektronnogo obuchenija: opyt i perspektivy (Individualization of education in the context of e-learning: experience and prospects) / Ju. V. Vajnshtejn, V. A. Shershneva, R. V. Esin, M. V. Noskov // Nacional'nyj agregator otkrytyh repozitoriev. - 2019. - URL: https://www.openrepository.ru/ article?id=497830 (data obrashhenija: 11.01.2023).

7. Isaeva, M. A. Sushhnost' i soderzhanie proektnoj dejatel'nosti pedagoga v sisteme pedagogicheskogo obrazovanija (The essence and content of the project activity of a teacher in the system of pedagogical education) // Mir nauki, kul'tury, obrazovanija. - 2018. - № 1 (68). - S. 50-51.

Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 25, № 4 (91), 2023 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, Humanitarian, Biomedical Sciences, Vol. 25, no. 4 (91), 2023

8. K voprosu o specifike pedagogicheskogo vzaimodejstvija v uslovijah cifrovizacii obrazovanija (To the question of the specifics of pedagogical interaction in the conditions of digitalization of education) / Ju. M. Grishaeva, A. V. Gagarin, T. I. Berezina [i dr.] // Pedagogicheskaja informatika. - 2022. - № 1. - S.105-122.

9. Karaulov, Ju. N. Russkij jazyk i jazykovaja lichnost' (Russian language and language personality). - Izd. sed'moe. -Moskva: URSS, 2010. - 264 s.

10. Kompaniec, A. A. O neobhodimosti formirovanija cifrovoj kompetentnosti u sovremennogo pedagoga kak sub#ekta cifrovogo obrazovatel'nogo prostranstva (On the need for the formation of digital competence in a modern teacher as a subject of digital educational space) // Territorija novyh vozmozhnostej. Vestnik Vladivostokskogo gosudarstvennogo universiteta jekonomiki i servisa. - 2021. - № 2. - S. 120-129.

11. Kubrushko, P. F., Shingareva, M. V., Atapina, Ju. A. Formirovanie cifrovoj kompetentnosti prepodavatelja kolledzha v processe nepreryvnogo obrazovanija (Formation of digital competence of a college teacher in the process of continuing education) // Vestnik RMAT. - 2021. -№ 2. - S. 78-84.

12. Kudrejko, I. A. Razvitie samoorganizacii studentov slavjanskoj filologii v kontekste cifrovizacii vysshego obrazovanija (Development of self-organization of students of Slavic philology in the context of digitalization of higher education) // Chelovecheskij kapital. - 2022. - T. 2, № 5 (161). - S. 193-200.

13. Kudrejko, I. A. Formirovanie professional'no znachimyh kachestv budushhih uchitelej slavjanskoj filologii posredstvom bilingval'nogo podhoda (Formation of professionally significant qualities of future teachers of Slavic philology through a bilingual approach) // Vestnik pedagogicheskih nauk. - 2022. - № 4. - S. 146-52 [Electronic resource]. -URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49416205 (data obrashhenija: 25.01.2023).

14. Masalova, Ju. A. Cifrovaja kompetentnost' prepodavatelej rossijskih vuzov (Digital competence of teachers of Russian universities) // Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz. - 2021. - № 3. - S. 33-44.

15. Nestik, T. A., Soldatova, G. U. Osnovnye modeli cifrovoj kompetentnosti (Basic models of digital competence) // Nauka. Kul'tura. Obshhestvo. - 2016. - № 1. - S. 107-119.

16. Rabinovich, P. D., Zavedenskij, K. E., Kushnir, M. Je. Cifrovaja transformacija obrazovanija: ot izmenenija sredstv k razvitiju dejatel'nosti (Digital transformation of education: from changing the means to the development of activities) // Informatika i obrazovanie. - 2020. - № 5. - S. 4-14.

17. Robert, I. V. Intellektualizacija interaktivnogo vzaimodejstvija obuchajushhegosja i obuchajushhego so sredstvami informatizacii v informacionno-obrazovatel'nom prostranstve (Intellectualization of the interactive interaction of the student and the teacher with the means of informatization in the information and educational space) // Jelektronnoe periodicheskoe izdanie «Informacionnaja sreda obrazovanija i nauki». - 2013. - № 18. - S. 63-83 [Electronic resource]. -URL:

http://robertschool.ru/iio/pages/izdat/ison/publica-

tion/ison_2013/num_18_2013/%C8%D1%CE%CD%20%B918.pdf#nameddest=s4&textLayer=off&disable-Worker=true&pagemode=thumbs (data obrashhenija: 25.01.2023).

18. Sakulina, Ju. V. Vozmozhnosti ispol'zovanija skrajbing-tehnologii dlja povyshenija urovnja usvoenija teoreticheskogo materiala (The possibilities of using scribing technology to increase the level of assimilation of theoretical material) // Problemy sovremennogo obrazovanija: jelektronnyj zhurnal. - 2020. - № 4. - S. 172-180 [Electronic resource]. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43949971 (data obrashhenija: 21.12.2020).

19. Sistema podgotovki novogo pokolenija uchitelej matematiki na osnove proektno-jevristicheskoj dejatel'nosti (The system of training a new generation of mathematics teachers based on project-heuristic activity) / E. I. Skafa, E. G. Evseeva, Ju. V. Abramenkova, I. V. Goncharova // Perspektivy nauki i obrazovanija. - 2021. - № 5 (53). - S. 208-222 [Electronic resource]. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=47146559 (data obrashhenija: 02.02.2023).

20. Skafa, E. I. Organizacija proektno-jevristicheskoj dejatel'nosti budushhih uchitelej matematiki po sozdaniju mul'timedijnyh sredstv obuchenija (Organization of project-heuristic activities of future mathematics teachers to create multimedia teaching tools) // Informatika i obrazovanie. - 2021. - № 5. - S. 59-64.

21. Skafa, E. I. Cifrovizacija vysshego pedagogicheskogo obrazovanija: innovacii v podgotovke magistrov matematich-eskogo obrazovanija (Digitalization of higher pedagogical education: innovations in the preparation of masters of mathematical education) // Doneckie chtenija 2020: obrazovanie, nauka, innovacii, kul'tura i vyzovy sovremennosti : materialy V Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii, g. Doneck, 17-18 nojabrja 2020 g. / redkol. : S. V. Bespalovoj (nauch. red.) [i dr.]. - Doneck : Izd-vo DonNU, 2020. - T. 6: Pedagogicheskie nauki. Chast' 2. - S. 77-79.

22. Skafa, E. I., Kudrejko, I. A. Metodicheskaja dejatel'nost' prepodavatelja vuza po razrabotke innovacionnyh form obuchenija studentov (Methodical activity of a university teacher on the development of innovative forms of teaching students) // Chelovecheskij kapital. - 2022. - T. 2, № 12 (168). - S. 48-55.

23. Starodubcev, V. A., Rjashencev, I. V. Jelementy igrovyh tehnologij v jelektronnom obuchenii (Elements of gaming technologies in e-learning)// Distancionnoe i virtual'noe obuchenie. - 2018. - № 1. - S. 69-76.

24. Tatarinov, K. A., Muzyka, S. M. Razvitie cifrovyh kompetencij u prepodavatelej i studentov (Development of digital competencies among teachers and students) // Baltijskij gumanitarnyj zhurnal. - 2020. - T. 9, № 4 (33). - S. 171-174.

25. Tokareva, M. V. Cifrovaja kompetencija ili cifrovaja kompetentnost' (Digital competence or digital competence) // Vestnik Shadrinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. - 2021. - № 4 (52). - S. 133-140.

26. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovanija - bakalavriat po napravleniju podgotovki 45.03.01 Filologija(Federal state educational standard of higher education - Bachelor's degree in the field of training 45.03.01 Philology) : utverzhden prikazom Ministerstva nauki i vysshego obrazovanija Rossijskoj Federacii ot 12 avgusta 2020 g. № 986. - Tekst: jelektronnyj // FGOSVO. Portal federal'nyh gosudarstvennyh obrazovatel'nyh standartov vysshego obrazovanija: [sajt]. - URL:

https://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VQ%203++/Bak/450301 B 3 31082020.pdf (data obrashhenija: 12.01.2023).

27. Cifrovye gorizonty razvitija pedagogicheskogo obrazovanija (Digital horizons of pedagogical education development)/ A. N. Makarenko, L. G. Smyshljaeva, N. N. Minaev, O. M. Zamjatina. - DOI 10.3-1992/0869-3617-2020-6-113-121 // Vysshee obrazovanie v Rossii. - 2020. - T. 29, № 6. - S. 113-121.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.