Базовые компоненты патриотического воспитания бакалавров славянской филологии Ирина Александровна Кудрейко
кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедры славянской филологии и прикладной лингвистики, доцент Донецкий национальный университет Донецк, Донецкая Народная Республика [email protected] 0000-0000-0000-0000
Поступила в редакцию 14.06.2022 Принята 20.07.2022 Опубликована 15.08.2022
С> 10.25726Л/1430-7090-7894-С
Аннотация
В процессе университетского образования с целью формирования у студенческой молодежи любви к Родине, ее народу, культуре, историческим корням особое внимание уделяется патриотическому воспитанию как виду деятельности, направленному на формирование и становление у обучаемых системы патриотических ценностных ориентаций. На основе анализа актуальных научно-педагогических работ по данной проблематике, в статье выделены базовые компоненты и направления патриотического воспитания студентов - будущих специалистов в области славянской филологии. Авторский подход заключается в описании основных компонентов патриотического воспитания, определении их функциональной значимости в становлении патриотических и профессионально значимых качеств будущих учителей-словесников. Комплексная реализация компонентов патриотического воспитания позволяет выработать критерии диагностики уровня сформированности патриотизма у бакалавров славянской филологии, что даст возможность провести корректировку воспитательной работы, позволит определить наиболее эффективные методы и приемы, направленные на формирование патриотических и профессионально значимых качеств у студентов в учебно-воспитательном процессе университета.
Ключевые слова
патриотизм, патриотическое воспитание, бакалавры славянской филологии, базовые компоненты патриотического воспитания, профессионально значимые качества будущих учителей-словесников.
Введение
Среди главных задач современных классических университетов наиболее важными являются те, которые способствуют формированию профессиональных качеств личности выпускника, направлены на овладение им профессиональной культурой, позволяют распространять и формировать нравственные, культурные ценности в студенческой среде (Скафа, 2019).
Отказ от комплексного подхода к воспитанию в системе образования на рубеже ХХ-ХХ1 вв. привел к нарушению нравственной преемственности между старшим и младшим поколениями, к утрате молодежью ряда ценностных ориентаций, норм поведения, положительных примеров. Это обусловило постановку перед педагогической наукой приоритетной задачи - совершенствование системы патриотического воспитания молодежи и выработки организационно-педагогических условий гражданско-патриотического воспитания студентов вузов.
В Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Донецкий национальный университет» патриотическому воспитанию студенческой молодежи как
важному направлению социальной политики и как составляющей общей системы воспитания отводится главенствующая роль.
Учитывая тот факт, что выпускники университета являются интеллектуальным потенциалом Донецкой Народной Республики, квалифицированными специалистами в различных сферах деятельности, в том числе и педагогической, формирование у них патриотических и профессионально значимых качеств в учебно-воспитательном процессе становится целенаправленной деятельностью преподавательского коллектива. Патриотическое воспитание студентов направления подготовки 45.03.01 Филология (Профиль: славянская филология) выступает основой духовно-нравственного развития и становления личности.
В данной статье определим базовые компоненты патриотического воспитания бакалавров славянской филологии, способствующие формированию патриотических и профессионально значимых качеств будущих учителей-словесников, призванных воспитывать и обучать подрастающее поколение.
Материалы и методы исследования
Цель статьи - на основании анализа научных исследований по проблеме воспитания чувства патриотизма у студенческой молодежи выявить базовые компоненты патриотического воспитания, определяющие успешное формирование патриотических и профессионально значимых качеств бакалавров славянской филологии в процессе получения ими университетского образования.
Проблемы формирования патриотических качеств личности рассматривали в своих исследованиях В.Ю. Авдюшенко, О.А. Андриенко, Е.В.Балебанова, Ю.В. Валишина, С.В. Васильева, С.А. Вдовин, О.П. Глущенко, Н.Е. Давыдова, А.Н. Дахин, А.Б. Закирова, Д.В. Иванова, В.А. Кольцова, В.В. Константинова, М.Я. Курганская, В.А. Луков, А.С. Макаренко, В.А. Мамаев, А.В. Мелентьев, И.В. Москаленко, С.Д. Поляков, А.С. Плотников, Ю.А. Ревизкая, Т.К. Ростовская, Е.И. Скафа, С.А. Соколовская, В.А. Соснин, В.А. Сухомлинский, В.А. Токарев, К.Д.Ушинский, М.М. Шевцова, В.М. Юрченко и др.
В работах ученых раскрывались вопросы, связанные с патриотическим воспитанием личности (Андриенко, 2019; Вдовин, 2021; Дахин, 2020; Закирова, 2018; Плотников, 2020), с формированием патриотических качеств личности посредством волонтерской деятельности (Москаленко, 2019), а также патриотической культуры в условиях современных ценностных трансформаций (Скафа, 2019), с определением уровня сформированности гражданственности и патриотизма личности (Глущенко, 2020; Давыдова, 2022), с реализацией организационно-педагогических условий гражданско-патриотического воспитания (Иванова, 2019), с ролью принципа поликультурности в управлении процессом патриотического воспитания молодежи (Ростовская, 2017), с этапами формирования патриотических качеств личности (Мелентьев, 2019), однако базовые компоненты патриотического воспитания раскрыты фрагментарно.
Наше исследование строим с учетом вышеперечисленных научных изысканий, акцентируя внимание на формировании патриотических и профессионально значимых качеств будущих бакалавров славянской филологии на основе базовых компонентов патриотического воспитания, поскольку данная проблема является недостаточно изученной и требует глубокого анализа и разработки.
Частью 1 статьи 52 Конституции Донецкой Народной Республики (ДНР) закреплено: «защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Донецкой Народной Республики» (Конституция, 2022). Под защитой Отечества понимаем, прежде всего, оборону страны, охрану ее суверенитета и безопасности, обеспечение целостности и неприкосновенности ее территории.
В статье Конституции ДНР употреблены близкие по значению термины «долг» и «обязанность», которые носят не только юридический, но и нравственный характер. Понятие «долг» подразумевает долг гражданина перед своей Родиной, перед народом, своей семьей, близкими. Термин «обязанность» имеет юридический смысл: обязанность подкрепляется не только моральными требованиями, но и правовыми средствами в виде юридической ответственности (Конституция, 2022)
Рассмотрим основные дефиниции понятий «патриотизм», «патриотическое воспитание», которыми будем руководствоваться в данной работе.
Понятие «патриотизм» - достаточно содержательное и включает в себя огромный смысл. Данный термин предусматривает как узкую, так и широкую трактовку. В узком значении «патриотизм» рассматривается как нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь, преданность и привязанность к отечеству и своему народу (Словарь, 2013). В широком понимании - это глубокое чувство любви к родине, ее народу, культуре, языку, родной природе, историческим корням; готовность служить своей стране, укреплять, развивать и защищать ее (Словарь, 2013).
Результаты и обсуждение
Согласно Концепции патриотического воспитания детей и учащейся молодежи ДНР патриотизм - это «любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность к его защите, вплоть до самопожертвования. На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения. Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека» (Концепция, 2015).
В Концепции воспитательной работы Донецкого национального университета указано, что «патриотизм относится к числу идеалов, утрата которых делает общество нежизнеспособным. Патриотизм является основой существования и развития государственности. Недооценка патриотизма как важнейшей составляющей общественного сознания приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ развития общества и самого государства. Этим и определяется приоритетность патриотического воспитания в общей системе образования граждан Донецкой Народной Республики» (Концепция, 2016).
С.Д. Поляков предлагает такие интерпретации понятия «патриотизм»:
- патриотизм как позиция защитника страны от внешних и внутренних врагов (защитная интерпретация);
- патриотизм как чувство гордости за достижения в культуре и истории страны («отцовская» интерпретация любви по Э. Фромму - «любви за что-то»);
- патриотизм как принятие судьбы отечества во всей ее целостности («материнская» интерпретация любви в качестве безусловной любви) (Поляков, 2014).
Проанализировав толкования понятий «патриотизм», в данной работе под патриотизмом понимаем нравственное чувство, сформированное посредством освоения личностью культурных, социальных ценностей своего народа и выраженное в любви к отечеству, верности ему, желании защищать интересы родины, поддерживать ее процветание. Вместе с тем патриотизм - это один из важнейших компонентов в становлении профессионально значимых ценностей будущих учителей словесности.
Развитие патриотизма осуществляется в рамках патриотического воспитания - систематической и целенаправленной деятельности по формированию высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и защите интересов Родины (Педагогический, 2008; Ушаков, 2014).
Воспитание любви к Родине - это овладение знаниями об историческом прошлом и настоящем страны, о выдающихся достижениях в экономической, политической, научной, культурной и других сферах жизнедеятельности народа, осознание значимости влияния исторических событий на судьбу страны и ее народа, формирование и утверждение в сознании молодого поколения чувства гордости за свою страну, понимание перспектив развития общества, воспитание морально-нравственных принципов.
Таким образом, опираясь на вышеизложенное, определяем, что патриотическое воспитание -это вид деятельности, который является приоритетным в воспитательно-образовательном процессе высшей школы, поскольку позволяет сформировать у обучаемых устойчивую систему патриотических ценностных ориентаций.
В.А. Луков и М.Я. Курганская отмечают, что в условиях динамично трансформирующегося общества патриотические ценностные ориентации молодежи испытывают на себе воздействие двух
факторов изменчивости: 1) фактора общественного положения молодежи в обществе, закрепляющего статусно-ролевое свойство молодежи как группы, формирование ценностных ориентаций которой не завершено; 2) фактора социальных трансформаций, характеризующегося неустойчивостью ценностно-нормативной системы в обществе и сосуществованием альтернативных систем ценностных ориентаций (Луков, 2012).
Систематизировав и проанализировав научные исследования в сфере патриотического воспитания студенческой молодежи, выделим его базовые компоненты: социальный, культурологический, аксиологический, эстетический, эмпатийный, проектный, деятельностный и определим их функциональную значимость в становлении патриотических и профессионально значимых качеств.
Социальный компонент - направлен на овладение социальными знаниями, представляющими анализ общественных процессов с их особенностями и закономерностями, взаимоотношений в социуме, социальной действительности в развитии, общественных явлений в их многообразных связях и во взаимозависимости, новых общественных потребностей и ценностей, роли экономического фактора на социальные взаимоотношения. Данные знания формируют социально и профессионально значимые качества личности, характеризующиеся активной жизненной позицией, высоким уровнем социальной ответственности.
Анализ социального знания всегда сопровождается его оценкой для успешного формирования мировоззренческой позиции и жизненно необходимых принципов, норм поведения.
Освоение социальных знаний бакалаврами славянской филологии во время учебно-воспитательного процесса позволяет закрепить у них умения: логически мыслить, объективно оценивать процессы, события и явления, происходящие в родном крае и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма; соотносить общие исторические процессы и отдельные факты, извлекать уроки из исторических явлений и событий, формировать собственную позицию по различным проблемам истории и аргументировано отстаивать ее и пр.;
навыки: анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции; работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия; обладать способностью к самоорганизации, самообразованию, самосовершенствованию и т. п.
Культурологический компонент - способствует приобщению обучаемых к мировой культуре, развивает умение сочетать этническое и общечеловеческое в социальном взаимодействии культур, позволяет изучить духовное наследие этноса и мировой цивилизации, оценить степень влияния культуры на создание поведенческой модели личности. Реализация данного компонента в учебно-воспитательном процессе высшей школы позволяет сформировать мировоззренческую позицию, основанную на принятии определенных теоретических основ, способствующих гармонизации взаимодействию индивида с социумом, а также их устойчивому взаимообусловленному развитию.
Особое значение при становлении патриотических качеств личности принадлежит устному народному творчеству, которое позволяет с юного возраста заложить основы таких морально-этических ценностей, как уважение к родителям и людям старшего поколения, бережное отношение к природе, любовь к родному краю. Народная мудрость передает опыт поколений, формирует семейные традиции, модели взаимодействия в малых коллективах.
Культурологический компонент обуславливает формирование как профессионально значимых качеств, позволяющих понимать чужие культуры, уважительно и толерантно относиться к представителям других национальностей, так и умений: объяснять особенности поведения и мотивации людей различного социального и культурного происхождения в процессе взаимодействия с ними;
- навыков создания недискриминационной среды взаимодействия при выполнении профессиональных задач;
- способностей анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия и представлений об этнической и гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе и пр.
При реализации культурологического компонента в образовательном процессе происходит освоение идеалов родной культуры и ознакомление с чужой, что развивает патриотические чувства и морально-нравственные качества обучаемых.
Аксиологический компонент - позволяет правильно сориентировать студентов в системе общечеловеческих ценностей, способствующих становлению патриотических ценностных ориентаций, творческого мышления студентов-филологов, напрямую зависящего от духовного богатства личности.
В процессе патриотического воспитания важным является развитие аксиологического потенциала, обусловленного жизненными целями, убеждениями, личностными ориентирами в политической, общественной, культурной сферах жизнедеятельности.
По мнению В.А. Мамаева, аксиологизация близка к идеям гуманизации образования и ставит задачи систематического учета возможных ценностных систем, в рамках которых устанавливаются образцы, нормы, ограничения. Идет накопление аксиологического потенциала, определяемого системой ценностных ориентаций личности, устремленных в будущее, связанных с его собственными усилиями, собственной активностью, разумом (Мамаев, 2012).
Во время обучения в университете у бакалавров славянской филологии происходит формирование и становление уважительного отношения к достижениям Родины, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, символам Донецкой Народной Республики, государственным праздникам, историческому и природному наследию, культурным традициям этносов, проживающих на территории ДНР.
Эстетический компонент - развивает у обучаемых чувство прекрасного, которое проявляется у человека в результате восприятия им явлений природы и предметов окружающей действительности; чувство красоты, возникающее в процессе деятельности личности, на основе развития искусства и культуры. Данные чувства являются базисными для воспитания у личности чувства любви, бережного отношения к природе и к предметам окружающей действительности.
Эстетический компонент патриотического воспитания определяет особую роль искусства в становлении морально-нравственных патриотических качеств будущих бакалавров славянской филологии; позволяет формировать культурное сознание обучаемых, основанное на историческом опыте предшествующих поколений, отраженном в духовной и материальной культуре народа; развивает у студентов-филологов художественный вкус, нравственные идеалы, потребность наслаждаться искусством, эстетические стремления сделать жизнь прекрасней, а также восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства и пр.
Эмпатийный компонент - развивает умение к проявлению эмоций, владению ритмико-интонационными, темпо-голосовыми, артикуляционными средствами, позволяющими вызвать отклик у обучаемых на излагаемый материал. При этом эмпатийные переживания могут выражать как позитивные эмоциональные состояния личности (счастье, радость, удовлетворение, обожание, восхищение и др.), так и негативные (печаль, грусть, злость, ненависть, презрение и пр.).
Исходя из анализа и систематизации представленного материала, придерживаемся мнения, что эмпатия - это социально одобряемое чувство личности, которое поддерживается морально-этическими, нравственными принципами, нормами, принятыми в обществе, и является достаточно важным на современном этапе, поскольку и трудовая деятельность, и досуг основываются на взаимодействии и соучастии.
При формировании патриотических качеств будущих выпускников-филологов обязательным является созидание эмпатийной культуры как составляющей базовой культуры учителя-словесника,
компонента педагогического мастерства и профессионализма, проявляющегося в умении сопереживать, содействовать, сочувствовать, толерантно относиться к окружающим в процессе взаимодействия.
Для осознанного целенаправленного управления эмоциями и чувствами бакалавры славянской филологии должны владеть:
- знаниями об основных факторах, влияющих на эмоциональное, умственное и речевое развитие личности; о психологических закономерностях образовательного процесса и психологических механизмах процесса воспитания и т.д.;
- представлениями о предмете, основных категориях и понятиях риторики, ее культурно-историческом генезисе и месте в системе форм словесной культуры;
- умениями осуществлять работу по подготовке публичного выступления, продуцировать текст, выражающий точку зрения говорящего и содержащий необходимые аргументы с адекватным вербальным воплощением и композиционной структурой; анализировать тексты воздействующего характера с выявлением системы риторических приемов и тактик и пр.;
- навыками ораторского мастерства, компетентного построения речи (выбора темы речи, стратегий и тактик логических и психологических доводов, нахождения адекватной словесной формы для выражения аргументов) и т.д.
Проектный компонент - предполагает разработку «дорожной» карты, которая включает перечень мероприятий, необходимых для последовательного решения задач патриотического воспитания; планирование учебно-воспитательного процесса с использованием различных дидактических форм, приемов и методов, направленных на организацию учебно-познавательной деятельности студентов-филологов для формирования таких качеств: долг, обязанность, гуманизм, любовь к природе, к профессии, работоспособность, дисциплинированность, стремление к повышению профессиональной квалификации.
Многие исследователи проектную деятель-ность трактуют как предвосхищенную деятельность, направленную на достижение определенных целей через осуществление изменений в условиях ограниченности во времени (Беляков, 2011; Система, 2021).
Реализация проектного компонента в образовательной практике предполагает отбор содержательного материала, построение поведенческой модели взаимоотношений между преподавателем и обучаемыми, использование процедурных знаний, представляющих алгоритм действий, направленных на достижение поставленных целей.
Важным для реализации проектного компонента является формирование у бакалавров славянской филологии профессионально значимых качеств: умения самостоятельно мыслить, делать осознанный выбор, принимать решения и нести за них ответственность, моделировать разнообразные виды учебно-воспитательной деятельности, внедрять инновационные технологии в образовательный процесс.
Деятельностный компонент - базируется на тезисе: деятельность определяет сознание; развивает у обучаемых творческую инициативу, умения и навыки работать над различными проектами, формирует мотивацию, осознанное желание участвовать в мероприятиях патриотической направленности; предполагает систему действий, обеспечивающих готовность студентов-филологов к адекватной оценке происходящих социальных процессов в определенный исторический период; побуждает к участию в активной общественной жизни, развивает профессионально значимые качества: самостоятельность, трудолюбие, социальный оптимизм, готовность и способность к социально ответственной деятельности.
Реализация деятельностного компонента в патриотическом воспитании бакалавров славянской филологии осуществляется в соответствии с планом по патриотическому воспитанию студентов Донецкого национального университета и включает такие мероприятия: проведение тематических лекций, посвященных знаменательным датам истории Республики и университета; участие в межвузовских, республиканских и всероссийских научно-методических семинарах, конференциях по проблеме «Патриотическое воспитание молодежи: проблемы, пути их решения»; проведение конкурса
плакатов-рисунков и стенгазет, посвященных годовщинам Победы в Великой Отечественной войне и пр. (Концепция, 2016).
Также бакалавры славянской филологии, наряду со студентами других направлений подготовки Донецкого национального университета, активно участвуют в ежегодных республиканских мероприятиях, посвященных Параду Памяти, Дню Донецкой Народной Республики, Дню освобождения Донбасса и т.д.
Заключение
Таким образом, важная задача современного высшего образования - становление и развитие у студенческой молодежи чувства патриотизма, гордости за свой город, страну, народ.
В данной статье описаны базовые компоненты патриотического воспитания бакалавров славянской филологии, способствующие формированию патриотических и профессионально значимых качеств: пониманию гражданственности и патриотизма как преданности своей Родине; стремлению служить ее интересам; становлению нравственности и толерантности, проявлению интереса к познанию родного языка, истории, культуры государства, своего края, этносов, проживающих на территории государства и пр.
Перспективы исследования данного вопроса мы видим в выработке критериев диагностики определения уровня сформированности чувства патриотизма у бакалавров славянской филологии, что позволит провести, при необходимости, корректировку методов и приемов воспитательной работы, направленной на формирование патриотических и профессионально значимых качеств у студентов в процессе их обучения на филологическом факультете.
Список литературы
1. Андриенко О.А., Безенкова Т.А. Патриотическое воспитание личности: этнопедагогический подход // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. № 3 (28). С. 39-41.
2. Беляков Е.М., Воскресенская Н.М., Иоффе А.Н. Проектная деятельность в образовании // Проблемы современного образования. 2011. № 3. С. 62 -67.
3. Вдовин С.А. О важности патриотического воспитания // Основы экономики, управления и права. 2021. № 1 (26). С. 47-49.
4. Глущенко О.П. Патриотизм как составляющая гражданской позиции личности // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 69-1. С. 149-152.
5. Давыдова Н.Е. Патриотизм и гражданская активность молодежи // Инновационная наука. 2022. № 1-1. С. 57-59.
6. Дахин А.Н., Авдюшенко В.Ю., Токарев В.А. Патриотическое воспитание: технология и не только // Школьные технологии. 2020. № 1. С. 32-40.
7. Закирова А.Б., Валишина Ю.В. Патриотическое воспитание молодежи // Бюллетень науки и практики. 2018. № 1. С. 347-351.
8. Иванова Д.В., Константинова В.В. Организационно-педагогические условия гражданско-патриотического воспитания студентов вуза // Вестник Марийского государственного университета. 2019. № 3 (35). С. 344-351.
9. Конституция Донецкой Народной Республики от 14 мая 2014 г. №рБ:/Мпг-online.ru/konstituciya-dnr/
10. Концепция воспитательной работы. Программа патриотического воспитания студентов Донецкого национального университета на 2016-2020 годы: сборник нормативных актов Донецкого национального университета. Выпуск 6 / Составители: В.Н. Тимохин, Е.И. Скафа, О Н. Попова; под редакцией профессора С.В. Беспаловой. Донецк: ДонНУ, 2016. С. 9-10.
11. Концепция патриотического воспитания детей и учащейся молодежи Донецкой Народной Республики от 17 июля 2015 г. http://donvospitanije.ucoz.net/load/
programmy/koncepcija_patrioticheskogo_vospitanija_detej_i_uchashhejsja_molodezhi_doneckoj_narodnoj_re БриЬНк!/
12. Луков В.А., Курганская М.Я. Патриотические ценностные ориентации // Знание. Понимание. Умение. 2012. № 2. С. 316-317.
13. Мамаев В.А. Аксиологический подход в воспитании студенчества // Вестник Южноуральского государственного университета. Серия «Образование. Педагогические науки». 2012. Выпуск 18. № 41. С. 134-136.
14. Мелентьев А.В. Этапы патриотического воспитания // Образование и право. 2020. № 7. С. 237-241.
15. Москаленко И.В., Шевцова М.М. Волонтерская деятельность в формировании патриотических качеств личности студента вуза культуры // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2019. № 47. С.237-245.
16. Педагогический словарь: учебное пособие для студ. высших учебных заведений; под ред. В.И. Загвязинского, А.Ф. Закировой. М.: Академия, 2008. С. 88-89.
17. Плотников А.С. Совершенствование системы патриотического воспитания молодежи // Наука, образование и культура. 2020. № 11 (55). С. 34-43.
18. Поляков С. Д. О проблемах патриотического воспитания // Отечественная и зарубежная педагогика. 2014. № 5 (20). С. 62-65.
19. Ростовская Т.К., Соколовская С.А. Роль принципа поликультурности в управлении процессом патриотического воспитания молодежи // Локус: люди, общество, культуры, смыслы. 2017. № 3. С. 100-108.
20. Система подготовки нового поколения учителей математики на основе проектно-эвристической деятельности / Е.И. Скафа, Е.Г. Евсеева, Ю.В. Абраменкова, И.В. Гончарова // Перспективы науки и образования. 2021. № 5 (53). С. 208-222.
21. Скафа Е.И. Какую культуру формировать у студентов классического университета? // Дидактика математики: проблемы и исследования: Междунар. сборник научных работ. 2019. № 50. С. 2429.
22. Словарь терминов и понятий по обществознанию / Автор-составитель А.М. Лопухов. 7-е изд. перераб. и доп. М, 2013. 448 с.
23. Ушаков Д.Н. Толковый словарь современного русского языка. М.: Аделант, 2014. 442 с.
Basic components of patriotic education of bachelors of Slavic Philology Irina A. Kudreiko
Candidate of Philological Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Slavic Philology and Applied Linguistics, Associate Professor Donetsk National University Donetsk, Donetsk People's Republic [email protected] 0000-0000-0000-0000
Received 14.06.2022 Accepted 20.07.2022 Published 15.08.2022
i 10.25726/v1430-7090-7894-c
Abstract
In the process of university education, in order to form students' love for the Motherland, its people, culture, historical roots, special attention is paid to patriotic education as a type of activity aimed at the formation and formation of a system of patriotic value orientations among students. Based on the analysis of current scientific and pedagogical works on this subject, the article highlights the basic components and directions of patriotic education of students - future specialists in the field of Slavic philology. The author's approach consists in describing the main components of patriotic education, determining their functional significance in the formation of patriotic and professionally significant qualities of future teachers of literature. The comprehensive implementation of the components of patriotic education makes it possible to develop criteria for diagnosing the level of patriotism formation among bachelors of Slavic philology, which will make it possible to adjust educational work, will determine the most effective methods and techniques aimed at the formation of patriotic and professionally significant qualities among students in the educational process of the university.
Keywords
patriotism, patriotic education, bachelor of Slavic philology, basic components of patriotic education, professionally significant qualities of future teachers of literature.
References
1. Andrienko O.A., Bezenkova T.A. Patrioticheskoe vospitanie lichnosti: jetnopedagogicheskij podhod // Azimut nauchnyh issledovanij: pedagogika i psihologija. 2019. № 3 (28). S. 39-41.
2. Beljakov E.M., Voskresenskaja N.M., loffe A.N. Proektnaja dejatel'nost' v obrazovanii // Problemy sovremennogo obrazovanija. 2011. № 3. S. 62 -67.
3. Vdovin S.A. O vazhnosti patrioticheskogo vospitanija // Osnovy jekonomiki, upravlenija i prava. 2021. № 1 (26). S. 47-49.
4. Glushhenko O.P. Patriotizm kak sostavljajushhaja grazhdanskoj pozicii lichnosti // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovanija. 2020. № 69-1. S. 149-152.
5. Davydova N.E. Patriotizm i grazhdanskaja aktivnost' molodezhi // Innovacionnaja nauka. 2022. № 1-1. S. 57-59.
6. Dahin A.N., Avdjushenko V.Ju., Tokarev V.A. Patrioticheskoe vospitanie: tehnologija i ne tol'ko // Shkol'nye tehnologii. 2020. № 1. S. 32-40.
7. Zakirova A.B., Valishina Ju.V. Patrioticheskoe vospitanie molodezhi // Bjulleten' nauki i praktiki. 2018. № 1. S. 347-351.
8. Ivanova D.V., Konstantinova V.V. Organizacionno-pedagogicheskie uslovija grazhdansko-patrioticheskogo vospitanija studentov vuza // Vestnik Marijskogo gosudarstvennogo universiteta. 2019. № 3 (35). S. 344-351.
9. Konstitucija Doneckoj Narodnoj Respubliki ot 14 maja 2014 g. https://dnr-online.ru/konstituciya-
dnr/
10. Koncepcija vospitatel'noj raboty. Programma patrioticheskogo vospitanija studentov Doneckogo nacional'nogo universiteta na 2016-2020 gody: sbornik normativnyh aktov Doneckogo nacional'nogo universiteta. Vypusk 6 / Sostaviteli: V.N. Timohin, E.I. Skafa, O N. Popova; pod redakciej professora S.V. Bespalovoj. Doneck: DonNU, 2016. S. 9-10.
11. Koncepcija patrioticheskogo vospitanija detej i uchashhejsja molodezhi Doneckoj Narodnoj Respubliki ot 17 ijulja 2015 g. http://donvospitanije.ucoz.net/load/ programmy/koncepcija_patrioticheskogo_vospitanija_detej_i_uchashhejsja_molodezhi_doneckoj_narodnoj_re spubliki/
12. Lukov V.A., Kurganskaja M.Ja. Patrioticheskie cennostnye orientacii // Znanie. Ponimanie. Umenie. 2012. № 2. S. 316-317.
13. Mamaev V.A. Aksiologicheskij podhod v vospitanii studenchestva // Vestnik Juzhnoural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Serija «Obrazovanie. Pedagogicheskie nauki». 2012. Vypusk 18. № 41. S. 134136.
14. Melent'ev A.V. Jetapy patrioticheskogo vospitanija // Obrazovanie i pravo. 2020. № 7. S. 237241.
15. Moskalenko I.V., Shevcova M.M. Volonterskaja dejatel'nost' v formirovanii patrioticheskih kachestv lichnosti studenta vuza kul'tury // Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. 2019. № 47. S.237-245.
16. Pedagogicheskij slovar': uchebnoe posobie dlja stud. vysshih uchebnyh zavedenij; pod red. V.I. Zagvjazinskogo, A.F. Zakirovoj. M.: Akademija, 2008. S. 88-89.
17. Plotnikov A.S. Sovershenstvovanie sistemy patrioticheskogo vospitanija molodezhi // Nauka, obrazovanie i kul'tura. 2020. № 11 (55). S. 34-43.
18. Poljakov S.D. O problemah patrioticheskogo vospitanija // Otechestvennaja i zarubezhnaja pedagogika. 2014. № 5 (20). S. 62-65.
19. Rostovskaja T.K., Sokolovskaja S.A. Rol' principa polikul'turnosti v upravlenii processom patrioticheskogo vospitanija molodezhi // Lokus: ljudi, obshhestvo, kul'tury, smysly. 2017. № 3. S. 100-108.
20. Sistema podgotovki novogo pokolenija uchitelej matematiki na osnove proektno-jevristicheskoj dejatel'nosti / E.I. Skafa, E.G. Evseeva, Ju.V. Abramenkova, I.V. Goncharova // Perspektivy nauki i obrazovanija. 2021. № 5 (53). S. 208-222.
21. Skafa E.I. Kakuju kul'turu formirovat' u studentov klassicheskogo universiteta? // Didaktika matematiki: problemy i issledovanija: Mezhdunar. sbornik nauchnyh rabot. 2019. № 50. S. 24-29.
22. Slovar' terminov i ponjatij po obshhestvoznaniju / Avtor-sostavitel' A.M. Lopuhov. 7-e izd. pererab. i dop. M, 2013. 448 s.
23. Ushakov D.N. Tolkovyj slovar' sovremennogo russkogo jazyka. M.: Adelant, 2014. 442 s.