УДК 316.752-057.85:811.16
DOI: 10.24412/2079-9152-2021-54-24-33
ЛИЧНОСТНО ЗНАЧИМЫЕ ЦЕННОСТИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ СЛАВЯНСКОЙ ФИЛОЛОГИИ: ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ЭТАП
Кудрейко Ирина Александровна,
кандидат филологических наук, e-mail: [email protected] ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет», г. Донецк, ДНР
Аннотация. Формирование профессионально значимых ценностей будущих преподавателей, в том числе и преподавателей славянской филологии, играет огромную роль в становлении их стойких профессиональных убеждений и готовности к педагогической деятельности. К таким ценностям относятся и личностные качества будущего специалиста славянской филологии, которые формируются в средней школе и развиваются в процессе обучения в университете, а именно: самодисциплина, исполнительность, самостоятельность в выборе правильных решений, широкий круг знаний, твердая жизненная позиция и др.
Проанализировав ряд актуальных научно-педагогических работ по данной проблематике, в статье сделана попытка на основе аксиологического подхода провести систематизацию личностных ценностей, являющихся наиболее значимыми для будущего преподавателя. Авторский подход заключается в необходимости диагностики студентов первого курса филологического направления подготовки на предмет выявления их личностно значимых ценностей. Взяв за основу классификацию ценностей М. Роки-ча, в статье приведены результаты диагностики терминальных и инструментальных ценностей, которые являются личностно значимыми в процессе обучения студентов славянской филологии. Проведено ранжирование терминальных (приоритетными являются: здоровье, уверенность в себе, любовь, свобода) и инструментальных (наиболее значимыми определены: честность, воспитанность, рационализм) ценностей.
Полученные результаты диагностики позволили выявить уровень сформированно-сти личностно значимых ценностей студентов славянской филологии первого курса. Такой подход позволяет проводить дальнейшую корректировку личностных ценностей студентов в процессе их обучения на филологическом факультете, так как личностно значимые ориентации студентов-филологов изменяются в процессе учебно-академической и учебно-профессиональной деятельности, достигая уровня профессиональных требований к квалифицированным специалистам.
Ключевые слова: терминальные ценности, инструментальные ценности, ценностные ориентации, высшее образование, студенты - будущие специалисты славянской филологии.
Для цитирования: Кудрейко И.А. Личностно значимые ценности будущих бакалавров славянской филологии: диагностический этап / И.А. Кудрейко // Дидактика математики: проблемы и исследования: международный сборник научных работ. - 2021. - № 54. -
С. 24-33.
DOI: 10.24412/2079-9152-2021-54-24-33
Постановка проблемы. В период глобализации, быстро растущих социально-культурных, образовательных, экономических связей, важным фактором которых является прямое общение представителей разных этносов, народов друг с другом, особое внимание уделяется знанию иностранных языков, что создает основу для подготовки высококвалифицированных кадров, владеющих иностранными языками и эффективно их использующими, формированию конку-рентноспособных специалистов во всех сферах жизнедеятельности.
Уровень подготовки по (ино)славян-ским языкам напрямую зависит от личности преподавателя-филолога - специалиста высокой культуры, отличающегося глубоким знанием языка и хорошо сформированной теоретической, практической, научно-исследовательской готовностью к интеллектуально-творческой профессиональной и самообразовательной деятельности, в совершенстве владеющего методикой обучения и воспитания.
Важную роль при определении готовности к профессиональной деятельности преподавателя-филолога наряду с его профессионально педагогическими способностями играют и личностные качества, такие как высокая степень личной ответственности, воспитанность, самоконтроль, уравновешенность, уважение к себе и к окружающим, стремление к саморазвитию, тактичность, целеустремленность; требовательность к себе и другим и др. Одним из основных критериев готовности к педагогической деятельности, к развитию профессионально значимых личностных качеств специалиста в области славянской филологии является уровень сформированности личностно значимых ценностей студентов, что и определяет актуальность данного исследования.
Цель работы: на основе анализа научных исследований по проблеме формирования профессионально значимых личностных качеств студентов-фило-
логов и аксиологического подхода провести систематизацию личностных ценностей, являющихся наиболее значимыми для будущего преподавателя славянской филологии, определить ориентации студентов 1 курса в социальной среде и профессиональной деятельности, проведя диагностику личностно значимых ценностей по методике М. Рокича.
Анализ актуальных исследований. Проблемы формирования профессионально значимых личностных качеств рассматривали в своих исследованиях О.Н. Арестова, Н.А. Асташова, Е.Б. Бал-тер, В.А. Бодров, Я. Гудечек, А.А. Деркач, М.А. Дмитриева, Л.А. Кандыбович, A.A. Крылов, Н.В.Кузьмина, A.C. Макаренко, А.И.Нафтульев, Ю.А. Попова, Дж. Ролз, С.Л. Рубинштейн, В.А. Су-хомлинский, A.A. Ухтомский, К.Д. Ушин-ский, М.В. Фаминская, В.Д. Шадриков, С.Т. Шацкий и др. В работах ученых раскрывались вопросы, связанные с определением этапов, ступеней принятия и освоения ценностей, с формированием профессионально ценностных ориентаций как основы мотивационно-ценностного отношения к профессии, как фактора развития субъективности студентов, однако проблемы формирования профессионально значимых ценностей у современных студентов филологических направлений подготовки раскрыты фрагментарно.
В отечественной науке изучением формирования профессиональных качеств личности, развитием ценностных ориентиров занимались И.В. Абакумова, Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, А.А. Бода-лев, Л.И. Божович, Е.И. Головаха,
A.А. Деркач, А.Г. Здравомыслов, AX. Ковалев, Б.Ф. Ломов, Л.М. Митина,
B.А. Ядов и др. На основе вышеперечисленных разработок и будет строиться наше исследование, так как развитие профессионально значимых ценностей будущих бакалавров славянской филологии в условиях новой образовательной парадигмы высшего образования являет-
ся не совсем изученным и требует глубокого анализа и разработки.
Изложение основного материала.
Ценностные ориентации как мотивирующие факторы, составляют основу мировоззрения личности, ее отношения, как к себе, так и окружающему миру, определяют профессиональное развитие индивида. Перед современным образованием поставлена задача - создать условия для ценностного воспитания личности, которая будет адекватно воспринимать окружающую действительность, правильно ориентироваться в различных социокультурных ситуациях, принимать ответственные решения, иметь твердую жизненную позицию, основанную на морально-этических принципах, принятых в обществе. Особую роль в этом играет аксиологический подход, применяемый в системе высшего образования, он способствует, отмечает Н.В. Фунтикова, становлению ценностных ориентаций, формирует профессиональные ориентиры будущих педагогов-филологов, развивает творческий потенциал личности [22].
Понятие «ценностные ориентации» является аналогом философского понятия «ценность» и в современных исследованиях определяется как мотивы, потребности, интересы и другие детерминанты деятельности, рассматриваемые в ценностной парадигме, а в узком смысле ценностные ориентации - это ориентации личности или группы относительно какой-либо отдельной сферы жизнедеятельности [21, с. 502].
Г.М. Коджаспирова рассматривает ценностные ориентации как отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров [9, с. 436], тогда как В.А. Ядов под ценностными ориентация-ми понимает высшее диспозиционное образование, характеризующее отношение личности к наиболее важным целям жизнедеятельности и средствам их достижения [24].
На современном этапе развития педагогической науки, учитывая огромное внимание, уделяемое воспитанию, формированию разносторонне развитой творческой личности, будущего конкурентоспособного специалиста-филолога, обладающего высокой общей культурой интеллектуала, с высшим уровнем профессиональной квалификации, социально активного гражданина, понятие «ценностные ориентации» может стать базисной категорией педагогических исследований в рамках аксиологического подхода. Ценностные ориентации преподавателя представляют комплекс таких отношений и в таком сочетании, которые могут создавать субъективное богатство усваивающей эти отношения личности в форме ее потребностей, интересов, склонностей, и такого содержания, в котором заинтересовано общество [8; 12; 15; 25].
По мнению Е.Г. Слободнюк, профессиональные ценностные ориентации способствуют профессиональному становлению преподавателя, а значит и студента-филолога, так как:
- служат связующим звеном между личностью (преподавателем) и средой (профессиональной деятельностью), активизируя внутренние механизмы личности (потребности, интересы, мотивы, установки, отношения);
- стимулируют профессионально-личностное развитие преподавателя, так как, выполняя стратегическую роль в поведении и деятельности, определяют их тактику - профессиональные мотивы;
- определяют деятельность преподавателя с помощью оценок, ориентаций и установок, обеспечивая взаимосвязь и взаимопереход личностной и предметной сторон деятельности на основе личностной ориентации и ценностной значимости;
- нацеливают на профессиональное познание с учетом практических задач;
- способствуют ценностному отбору объектов познания (педагогических ценностей), выявлению способов их
освоения и использования при решении конкретных педагогических задач [20].
Таким образом, ценностные ориентации характеризуют направленность и содержание социальной активности личности, способствуют пониманию того, почему те или иные предметы или явления находят отражение в системе ценностей у определенного индивида, как он (индивид) ориентируется в такой системе ценностей и как эта система обуславливает, определяет его поведение.
Ценностные ориентации, отмечает Е.И. Скафа, играя важную роль в формировании личности, развитии ее культуры, выполняют такие основные функции:
1) позволяют индивиду обрести твердую точку зрения, занять определенную позицию, являясь частью сознания благодаря опыту;
2) мотивируют поведение человека, так как ориентация человека и стремление достичь поставленных целей соотносятся с ценностными ориентациями, осознанными и принятыми личностью [19].
Ценностные ориентации достаточно важны для существования человека в различных сферах жизнедеятельности и духовной среде, поскольку они определяют и интегрируют позицию индивида по отношению к различным объектам, явлениям окружающей действительности, качествам, которыми наделены члены общества; они (ценностные ориентации) позволяют определить, какие объекты, явления, качества будут оценены положительно, какие - отрицательно, какие будут признаны наиболее важными, значимыми для человека. Уровень человеческого понимания ценностей находится в диалектической зависимости с человеческими потребностями, интересами, ведь именно потребности и интересы позволяют определить, почему индивид пользуется определенной системой ценностей, почему ценностные ориентации специфически дифференцируются, создавая системы и иерархии, признанные опреде-
ленным индивидом или социальной группой.
Знание ценностной системы индивида может дать представление об ориентации человека в социальной среде, а также о его субъективных способах оценки.
Анализируя научную литературу по данной проблематике, выделим ряд классификаций педагогических ценностей, рассмотрим каждую из них:
Е.Н. Шиянов выделяет такие ценности, связанные с:
- утверждением в обществе, ближайшей окружающей среде;
- удовлетворением потребности в общении;
- самосовершенствованием;
- самовыражением;
- утилитарно-прагматическими запросами [23].
З.И. Равкин [17] называет в качестве основных четыре группы ценностей:
- социально-политические;
- интеллектуальные;
- нравственные;
- ценности профессиональной педагогической деятельности.
Системы ценностей, предложенные Е.Н. Шияновым и З.И. Равкиным являются универсальными, так как отражают комплекс общечеловеческих ценностей.
М. Рокич [16] различает два класса ценностей:
- терминальные (убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться);
- инструментальные (убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации).
Деление ценностей на данные группы, предложенное М. Рокичем, соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства.
И.Ф. Исаев, а также Е.В. Коротаева и Е.Н. Матвейчук [6; 10], основываясь на концепции терминальных и инструментальных ценностей, предложили класси-
©
фикацию профессиональных ценностей преподавателя, связанных с системной организацией профессионально-педагогической деятельности, выделив:
- общественно-педагогические ценности, отражающие характер и содержание ценностей, функционирующих в различных социальных системах, проявляясь в общественном сознании в форме морали, религии, философии;
- профессионально-групповые ценности, выступающие ориентирами педагогической деятельности и представляющие собой совокупность идей, концепций, норм, регулирующих и направляющих профессионально-педагогическую деятельность в рамках определенных образовательных институтов;
- индивидуально-личностные ценности, являющиеся системой ценностных ориентаций личности, сложным социально-психологическим образованием, отражающим ее целевую и мотивационную направленность.
А.А. Деркач определяет профессиональные ценностные ориентации как «базовую характеристику личности будущего специалиста, основным содержанием которой является система отношений к интегративным ценностям профессии и готовность действовать в профессиональной сфере в соответствии с ними. Развитие их осуществляется на основе согласования профессиональных и личностных ценностей» [4].
В профессиональной сфере оценка личностных ценностей преподавателя-филолога приобретает достаточно важное значение и может играть решающую роль, так как позволяет сформировать представление о нем и выработать к нему определенное отношение.
Еще К.В. Ельницкий [5] утверждал, что требования, выставляемые учителю, относятся к нему, во-первых, как человеку, и, во-вторых, как лицу, посвятившему себя воспитанию и обучению детей. Что касается первого рода требований, то следует заметить, что учитель должен
быть по преимуществу хорошим, честным, нравственно-религиозным человеком. Учитель должен служить примером для учеников.
Полагаясь на данное высказывание, учитель, преподаватель - это, прежде всего, личность, которая должна помогать своим подопечным определить жизненные приоритеты, воспитывать в учениках морально-нравственные качества, личным примером определять нормы поведения подрастающего поколения в обществе.
Таким образом, опираясь на вышеизложенное, определяем, что для исследования проблемы формирования профессионально значимых ценностей у современных студентов филологических направлений подготовки, необходимо остановиться на диагностике личностных ценностных ориентаций студентов - будущих филологов. В данной статье диагностика проводилась нами со студентами 1 курса направления подготовки 45.03.01 Филология (Профиль: Славянская филология). Цель такой работы -определить социально-значимые ценности, которыми владеют выпускники современной школы, поступившие на филологическое направление подготовки, и сформировать представление о направлениях работы по развитию профессионально значимых ценностей бакалавров славянской филологии.
Для диагностики используем методику М. Рокича. Достоинством данной методики является ее универсальность, компактность, быстрота в проведении и обработке результатов. В ее основе - два списка по 18 ценностей, полученных путем исключения синонимичных форм из более объемных перечней, которые формировались в ходе анализа интервью и литературных данных (для терминальных ценностей), и лингвистического анализа (для инструментальных ценностей).
Методика М. Рокича известна в нескольких формах. Наиболее разработанными являются формы Д и Е. Отличие
между ними заключается в том, что в варианте Е списки ценностных категорий отпечатаны на листах бумаги в алфавитном порядке и респондентам предлагается поставить против каждого обозначения соответствующее ранговое число от 1 до 18, тогда как в варианте Д названия ценностей напечатаны на отдельных карточках [1; 3; 7; 18].
В отечественных адаптированных вариантах применяются обе формы предъявления. В нашем исследовании, с учетом дистанционной формы проведения анкетирования, использовался вариант Е.
Итак, руководствуясь методикой М. Рокича, основанной на прямом ранжировании списка ценностей (с краткой расшифровкой содержания каждой), определим мотивационную характеристику личности студентов-филологов 1 курсов направления подготовки 45.03.01 Филология (Профиль: Славянская филология).
Отметим, что анализируемые ценности являются социально одобряемыми, при этом терминальные ценности отражены в универсальных компетенциях, установленных государственным образовательным стандартом третьего поколения по направлению подготовки 45.03.01 Филология и характеризующих надпрофессиональные способности личности, обеспечивающие успешную деятельность человека в различных профессиональных и социальных сферах, инструментальные ценности определяют положительные морально-нравственные качества человека.
Актуальность определения ценностей у студентов-филологов обусловлена рядом негативных факторов, среди которых максимально проявляются следующие:
- нарушение нижней границы дозволенности;
- понижение уровня культуры;
- безразличие к политическим и гражданским позициям;
- рост недисциплинированности, агрессии, жестокости, правонарушений;
- распад сложившейся системы воспитания;
- отсутствие должного интереса к освоению выбранной профессии.
В анкетировании участвовали 88 студентов 1 курса (время проведения анкет 2018-2021 годы).
Респондентам было предложено внимательно изучить таблицы и в каждой, выбрав ту ценность, которая является для них наиболее значимой, присвоить ей первый ранговый номер, затем выбрать вторую и присвоить следующий ранговый номер. Работа студентов-филологов по ранжированию ценностных ориента-ций позволила инициировать у них рефлексивный процесс, направленный на осознание своих мотивов, целей, желаний, устремлений и оценку собственных возможностей.
Для определения приоритетности терминальных и инструментальных ценностей нами были введены весовые коэффициенты, соответствующие ранговому номеру, что дало возможность определить взвешенную сумму по каждой ценности и, в свою очередь, установить их ранжирование.
В табл. 1 отображены результаты эмпирического исследования терминальных ценностей: представлена иерархия терминальных личностных ценностей студентов-филологов от наиболее значимой к наименее значимой.
Таблица 1 — Иерархия терминальных ценностей студентов славянской
филологии
№ п/п Ценности Взвешенная сумма
1 здоровье 920
2 уверенность в себе 778
3 любовь 768
(29)
4 свобода 737
5 материально обеспеченная жизнь 736
6 счастливая семейная жизнь 724
7 развитие 710
8 жизненная мудрость 647
9 наличие хороших и верных друзей 635
10 интересная работа 576
11 познание 547
12 активная деятельная жизнь 544
13 продуктивная жизнь 532
14 творчество 508
15 развлечения 470
16 счастье других 393
17 общественное призвание 372
18 красота природы и искусства 367
Проведя анализ полученных данных, сделано заключение о том, что для студентов 1 курсов направления подготовки 45.03.01 Филология (Профиль: Славянская филология) приоритетными являются следующие терминальные ценности: здоровье, уверенность в себе, любовь, свобода, материально обеспеченная жизнь, счастливая семейная жизнь, развитие. Данные результаты позволяют нам составить условный «ценностный портрет» студентов-филологов. У респондентов преобладает средний уровень осмысленности жизни: они уверены в
своих силах, ведут полноценную жизнь, которой в целом удовлетворены.
Наименьшим предпочтением пользуются общественное призвание, красота природы и искусства, что свидетельствует о недостаточной сформированно-сти стратегических жизненных ориентиров, а также духовных и эстетических ценностей.
В табл. 2 отображены результаты эмпирического исследования инструментальных ценностей: представлена иерархия инструментальных личностных ценностей студентов-филологов от наиболее значимой к наименее значимой.
филологии
№ п/п Ценности Взвешенная сумма
1 честность 808
2 воспитанность 804
3 рационализм 744
4 независимость 713
5 ответственность 704
6 самоконтроль 685
7 образованность 675
8 аккуратность 629
9 жизнерадостность 626
10 чуткость 623
11 широта взглядов 614
12 твердая воля 608
13 смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов 593
Таблица 2 — Иерархия инструментальных ценностей студентов славянской
14 терпимость 551
15 исполнительность 550
16 эффективность в делах 470
17 высокие запросы 270
18 непримиримость к недостаткам в себе и других 209
Из данной таблицы видно: студенты наиболее важными считают честность, воспитанность, рационализм, что характеризует их как правдивых, принципиальных, с хорошими манерами, умеющих здраво и логически мыслить, принимать обдуманные решения.
Наименее важными инструментальными ценностями студенты определили высокие запросы, непримиримость к недостаткам в себе и других, что доказывает отсутствие здоровых амбиций, безразличие к результатам коллективного труда и неумение признавать свои ошибки.
Отметим, прослеживается отсутствие закономерности в определении приоритетных и менее значимых ценностей, что свидетельствует о несформированности системы ценностных ориентаций будущих преподавателей-филологов. Опыт проведения таких диагностических исследований со студентами других направлений подготовки, а также анализ методической работы доказывают: лич-ностно значимые ориентации студентов изменяются от курса к курсу в процессе учебно-академической и учебно-профессиональной деятельности и к концу обучения приближаются к показателям профессионально ценностных ориентаций квалифицированных специалистов [2; 11; 13; 14]. Основная задача преподавателей, работающих со студентами, - правильно расставить акценты, способствующие формированию нравственной и гражданской позиций личности, основ мировоззрения, профессионально значимых ценностей.
Выводы. Таким образом, проведенная в данной работе диагностика терминальных и инструментальных ценностей бакалавров славянской филологии доказала свою состоятельность как диагно-
стический инструментарий, так как позволяет выявить и дифференцировать осознанные и слабо осознанные ценности личности, определить и изменить вектор нравственного, морального, аксиологического воспитания студентов направления подготовки 45.03.01 Филология (Профиль: Славянская филология) с целью усовершенствования универсальных компетенций, указанных в ГОС ВО третьего поколения.
Результаты исследования являются основой для дальнейшего изучения лич-ностно значимых ценностей бакалавров славянской филологии с целью понимания трансформации терминальных и инструментальных ценностей в процессе обучения.
1.Андреев А.Л. Студенческая молодёжь России и Белоруссии : картины мира, ценностные установки, стратегии самореализации. Часть 2 / А.Л. Андреев, И.В. Лашук. -Текст : электронный // СНиСП. - 2019. -№ 2 (26). - URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/studencheskaya-molodyozh-rossii-i-belorussii-kartiny-mira-tsennostnye-ustanovki-strategii-samorealizatsii-chast-2 (дата обращения: 07.10.2021).
2.Бакушкин И.А. Содержательные компоненты ценностных ориентации студентов / И.А. Бабушкин, И.М. Ильичева. - Текст : электронный // Вестник ГУУ. - 2021. - № 3. - URL: https://cyberlenmka.ru/artideM/ soderzhatelnye-komponenty-tsennostnyh-orientatsiy-studentov (дата обращения: 06.09.2021).
3. Бугославская А.В. Профессиональное становление личности : теоретический аспект / А.В.Бугославская // Стратегии социально-экономического развития Северного региона Крыма на долгосрочный период : материалы I Межрегиональной научно-практической конференции (21 февраля 2018 г., г. Армянск). - Армянск, 2018. - С. 150-153.
4.Деркач А.А. Акмеологическая концепция развития конкурентоспособного специа-
©
листа / А.А. Деркач // Акмеология. - 2007. -№ 3. - С. 15-21.
5.Ельницкий К.В. Личность учителя / К.В.Ельницкий. - Текст : электронный // Ис-торико-педагогический журнал. - 2011. -№ 1. - URL: https://cyberleninka.ru/article/ n/lichnost-uchitelya (дата обращения: 11.11.2021).
6. Исаев И. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя / И.Ф.Исаев. - Москва : Академия, 2004. -208 с.
7.Казаченок Ю.В. Аксиологические проблемы гуманистических основ нравственности и морального поведения современного поколения / Ю.В. Казаченок, Л.В. Ещеркина, Е.А. Скачкова, Ю.В. Варлакова. - Текст : электронный // Управление в современных системах. - 2021. - № 1 (29). - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/aksiologicheskie -problemy-gumanisticheskih-osnov-nravstvennosti-i-moralnogo-povedeniya-sovremennogo-pokoleniya (дата обращения: 11.09.2021).
8.Капцов А.В. Взаимосвязь противоречивости личностных ценностей и способов учебной деятельности обучающихся / А.В. Капцов, Е.И. Колесникова. - Текст : электронный // Новая психология профессионального труда педагога : от нестабильной реальности к устойчивому развитию. - 2021. - № 1. - URL: https://cyberleninka.rU/artide/n/ vzaimosvyaz-protivorechivosti-lichnostnyh-tsennostey-i-sposobov-uchebnoy-deyatelnosti-obuchayuschihsya (дата обращения: 04.09.2021).
9. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь : для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - Москва : Академия, 2001. -176 с.
10. Коротаева Е. В. Профессиональные ценности профессии педагога : понятия и классификации / Е. В. Коротаева, Е. Н. Мат-вейчук. - Текст : электронный // Педагогическое образование в России. - 2012. - № 3. -URL: https://cyberleninka. ru/article/n/profes-sionalnye-tsennosti-professii-pedagoga-ponyatiya-i-klassifikatsii (дата обращения: 11.11.2021).
11. Косыгина Е.А. Система духовно-нравственных ценностей будущих педагогов /Е.А.Косыгина, Н.Г.Отт. - Текст : электронный // Известия ВГПУ. - 2021. - №2 (155). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ sistema-duhovno-nravstvennyh-tsennostey-
buduschih-pedagogov (дата обращения: 03.09.2021).
12. Кузнецова К.В. Влияние интернета на формирование ценностей молодёжи /К.В.Кузнецова. - Текст : электронный // Форум молодёжной науки. - 2020. - № 3. -URL: https://cyberleninka. ru/article/n/vliyanie-interneta-na-formirovanie-tsennostey-molodyozhi (дата обращения: 17.11.2021).
13. Ледовская Т.В. Становление системы ценностей студентов педагогического вуза в период получения высшего профессионального образования / Т.В. Ледовская, Н.Э.Со-лынин, А.М.Ходырев. - Текст : электронный // Вестник НГПУ. - 2019. - №5. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ctanovlenie-sistemy-tsennostey-studentov-pedagogicheskogo-vuza-v-period-polucheniya-vysshego-professionalnogo-obrazovaniya (дата обращения: 17.11.2021).
14. Лесин А.М. Определение личностной значимости и содержания ценностей /
A.М. Лесин. - Текст : электронный // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. - 2020. - № 4. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/opredelenie-lichnostnoy-znachimosti-i-soderzhaniya-tsennostey (дата обращения: 18.09.2021).
15. Марова В.А. Личностные ценности: понятия, подходы к классификации /
B.А. Марова. - Текст : электронный // Вопросы науки и образования. - 2018. - № 8 (20). -URL: https://cyberleninka. ru/article/n/lich-nostnye-tsennosti-ponyatiya-podhody-k-klassifikatsii (дата обращения: 12.09.2021).
16. Психологические тесты для профессионалов / авт.-сост. Н. Ф. Гребень. - Минск : Соврем. шк., 2007. - 496 с.
17. Равкин З.И. Творцы и новаторы школы, рожденной Октябрем: кн. для учителя / З. И. Равкин. - Москва : Просвещение, 1990. -208 с.
18. Руднова Н. А. Исследование жизненных ценностей студентов разных курсов обучения / Н. А. Руднова. - Текст : электронный // Вестник ПГГПУ. - Серия № 1. - Психологические и педагогические науки. - 2019.
- № 1. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n /issledovanie-zhiznennyh-tsennostey-studentov-raznyh-kursov-obucheniya (дата обращения: 18.09.2021).
19. Скафа Е.И. Какую культуру формировать у студентов классического университета? / Е.И. Скафа // Дидактика математики : проблемы и исследования: Международ. сборн. науч. работ. - Донецк, 2019. - Вып.50.
- С. 24- 29.
20. Слободнюк Е.Г. Профессионально-ценностные ориентации: Теоретический анализ /Е.Г. Слободнюк. - Санкт-Петербург : Изд-во Политехн. ун-та, 2011. - 72 с.
21. Современный философский словарь / С.А. Азаренко, В.М. Андрианов, В.М. Анкин и др. ; Под общ. ред. В.Е. Кемерова. - 3-е изд., испр. и доп. - Москва : Акад. проект, 2004. -863 с.
22. Фунтикова Н.В. Аксиологические основания воспитания интеллигентности у студенческой молодежи / Н.В.Фунтикова // Дидактика математики: проблемы и исследования: Международ. сборн. науч. работ. -Донецк, 2019. - Вып.49. - С. 36- 41.
23. Шиянов Е.Н. Аксиологические основания процесса воспитания / Е.Н. Шиянов // Педагогика. - 2007. - № 10. - С. 33 - 37.
24. Ядов В.А. Ценности в кризисном социуме /В.А. Ядов //Психолог.журн. - 1991. -№ 6. - С. 154-167.
25. Lapina E. V. Social and Humanistic Values of Teachers in the Supplementary Vocational Training System (on the Ecample of Voronezh Oblast) / Elena V. Lapina, Ljudmila A. Obu-khova, Vladimir N. Mezinov, Valentina V. Glad-kikh, Olga A. Popova //Astra Salvensis. - 2018. -An VI. - numar 11. - P. 577-600.
PERSONALLY SIGNIFICANT VALUES OF FUTURE BACHELORS OF SLAVIC PHILOLOGY: DIAGNOSTIC PHASE
Kudreiko Irina,
Candidate of Sciences in Philology, Donetsk National University, Donetsk
Abstract. The formation of professionally significant values of future teachers, including teachers of Slavic philology, plays a huge role in the formation of their strong professional beliefs and readiness for pedagogical activity. Such values include the personal qualities of a future specialist in Slavic philology, which are formed in secondary school and developed during university studies, namely: self-discipline, diligence, independence in choosing the right decisions, a wide range of knowledge, a firm life position, etc.
Having analyzed a number of relevant scientific and pedagogical works on this issue, the article attempts to systematize personal values that are most significant for a future teacher on the basis of an axiological approach. The author's approach is that when students enroll in the first year ofphilological training, it is necessary to diagnose them in order to identify personally significant values. Taking as a basis the classification of values ofM. Rokich, the article presents the results of the diagnosis of terminal and instrumental values, which are personally significant in the process of teaching students of Slavic philology. The ranking of terminal (priority are: health, self-confidence, love, freedom) and instrumental (the most significant are: honesty, good manners, rationalism) values.
The obtained diagnostic results revealed the level of formation of personally significant values of first-year students of Slavic philology. This approach allows for further adjustment of students' personal values in the process of their studies at the Faculty of Philology, since the personally significant orientations ofphilology students change in the process of academic and educational and professional activities, reaching the level of professional requirements for qualified specialists.
Keywords: terminal values, instrumental values, value orientations, higher education, students of philology.
For citation: Kudreiko I. (2021). Personally significant values of future bachelors of slavic philology: diagnostic phase. Didactics of Mathematics: Problems and Investigations. No 54, pp. 24-33. (In Russ., abstract in Eng.)
DOI: 10.24412/2079-9152-2021-54-24-33
Статья представлена профессором Е.И. Скафой.
Поступила в редакцию 11.06.2021 г.