Научная статья на тему 'АРХИТЕКТОНИКА ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ "РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА"'

АРХИТЕКТОНИКА ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ "РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА" Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
43
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХИТЕКТОНИКА / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ / МЕТОДИКА М. РОКИЧА / ТЕРМИНАЛЬНЫЕ И ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / МОТИВАЦИЯ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА И ИЗБЕГАНИЯ НЕУДАЧИ / ИНТЕЛЛИГЕНТСКОЕ СОЗНАНИЕ / ЛИТЕРАТУРОЦЕНТРИЧНАЯ МОДЕЛЬ / ARCHITECTONICS / VALUES / M. ROKICH'S METHOD / TERMINAL AND INSTRUMENTAL VALUES / MOTIVATION TO ACHIEVE SUCCESS AND AVOID FAILURE / INTELLECTUAL CONSCIOUSNESS / LITERARY-CENTRIC MODEL

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Романов Игорь Александрович, Каплина Светлана Евгеньевна

В статье представлена попытка определения архитектоники ценностных ориентиров студентов, обучающихся по направлению 44.03.05 «Педагогическое образование», профиль «Русский язык и литература в Забайкальском государственном университете. Архитектоника включает в себя соразмерное расположение ценностей студентов-филологов, их гармоничное сочетание в единую систему ценностных ориентиров. Изучение архитектоники ценностных ориентиров оказывает значительное влияние на индивидуальную идентичность человека и ее формирование в молодости. На основе теоретико-эмпирического анализа были выделены терминальные и инструментальные ценности студентов. Диагностическим инструментарием послужил опросник Милтана Рокича. Исследование проводилось в ноябре 2019 г. Анализ анкетирования студентов показал: большинство из них ориентированы не на ценности достижения успеха, а на избегание неудачи. Этот факт объясняется их зависимостью от ценностей, проартикулированных русской литературой, и ставит проблему будущей эффективной профессиональной деятельности в современной реальности. Авторы высказывают сомнение о том, что будет более востребованным и действенным: образовательные стратегии, прививающие столь необходимые современным учителям ценности, и преподавателями, и самими студентами или консерватизм «матричного» интеллигентского сознания, сформированного в том числе и русской литературой. В заключении предлагаются пути решения сложившейся проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Романов Игорь Александрович, Каплина Светлана Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ARCHITECTONICS OF VALUES OF THE STUDENTS LEARNING RUSSIAN LANGUAGE AND LITERATURE

The article presents an attempt to determine the architectonics of values of students studying in the direction of 44.03.05 «Pedagogical education», profile «Russian language and literature» in the Transbaikal State University. Architectonics includes a proportional arrangement of students-philologists' values, their harmonious combination into a single system of values. The study of the value-based architectonics has a significant impact on individual identity and its formation in youth. Based on theoretical and empirical analysis, terminal and instrumental values of students were identified. Miltan Rokich's Questionnaire has served as a diagnostic tool. The research was conducted in November 2019. The analysis of the students' questionnaire has shown that most of them are focused not on the values of success, but on avoiding failure. This fact is explained by their dependence on the values articulated in Russian literature and raises the problem of future effective professional activity in the modern reality. The authors express doubts about what will be more in demand and effective: educational strategies to inculcate much-needed values in modern teachers, both by teachers and students themselves, or the conservatism of the «matrix» intellectual consciousness formed, among other things, by Russian literature. In conclusion, the authors propose some ways to solve this problem.

Текст научной работы на тему «АРХИТЕКТОНИКА ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ "РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА"»

DOI:10.23888/humJ20203349-357

АРХИТЕКТОНИКА ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА»

THE ARCHITECTONICS OF VALUES OF THE STUDENTS LEARNING RUSSIAN LANGUAGE AND LITERATURE

Романов И.А., Каплина С.Е.

Забайкальский государственный университет Аннотация:

В статье представлена попытка определения архитектоники ценностных ориентиров студентов, обучающихся по направлению 44.03.05 «Педагогическое образование», профиль «Русский язык и литература в Забайкальском государственном университете. Архитектоника включает в себя соразмерное расположение ценностей студентов-филологов, их гармоничное сочетание в единую систему ценностных ориентиров. Изучение архитектоники ценностных ориентиров оказывает значительное влияние на индивидуальную идентичность человека и ее формирование в молодости. На основе теоретико-эмпирического анализа были выделены терминальные и инструментальные ценности студентов. Диагностическим инструментарием послужил опросник Милтана Рокича. Исследование проводилось в ноябре 2019 г. Анализ анкетирования студентов показал: большинство из них ориентированы не на ценности достижения успеха, а на избегание неудачи. Этот факт объясняется их зависимостью от ценностей, проартикулированных русской литературой, и ставит проблему будущей эффективной профессиональной деятельности в современной реальности. Авторы высказывают сомнение о том, что будет более востребованным и действенным: образовательные стратегии, прививающие столь необходимые современным учителям ценности, и преподавателями, и самими студентами или консерватизм «матричного» интеллигентского сознания, сформированного в том числе и русской литературой. В

Romanov I.A., Kaplina S.E.

Transbaikal State University Abstract:

The article presents an attempt to determine the architectonics of values of students studying in the direction of 44.03.05 «Pedagogical education», profile «Russian language and literature» in the Transbaikal State University. Architectonics includes a proportional arrangement of students-philologists' values, their harmonious combination into a single system of values. The study of the value-based architectonics has a significant impact on individual identity and its formation in youth. Based on theoretical and empirical analysis, terminal and instrumental values of students were identified. Miltan Rokich's Questionnaire has served as a diagnostic tool. The research was conducted in November 2019. The analysis of the students' questionnaire has shown that most of them are focused not on the values of success, but on avoiding failure. This fact is explained by their dependence on the values articulated in Russian literature and raises the problem of future effective professional activity in the modern reality. The authors express doubts about what will be more in demand and effective: educational strategies to inculcate much-needed values in modern teachers, both by teachers and students themselves, or the conservatism of the «matrix» intellectual consciousness formed, among other things, by Russian literature. In conclusion, the authors propose some ways to solve this problem.

349

заключении предлагаются пути решения сложившейся проблемы.

Ключевые слова:

Key words:

архитектоника, ценностные ориентиры, методика М. Рокича, терминальные и инструментальные ценности, мотивация достижения успеха и избегания неудачи, интеллигентское сознание,

architectonics, values, M. Rokich's method, terminal and instrumental values, motivation to achieve success and avoid failure, intellectual consciousness, literary-centric model.

литературоцентричная модель.

Актуальность

Ценности являются жизненно важным элементом всех культур. Ценность - явное или неявное представление о желательном, которое влияет на выбор из возможных вариантов, типов, средств и целей действий [1]. В то же время ценности связаны со смыслом жизни человека. По словам В. Франкла, есть «смыслы, которые разделяются множеством людей на протяжении истории. Эти смыслы и есть то, что понимается под ценностями. Таким образом, ценности можно определить как универсалии смысла. Обладание ценностями облегчает для человека поиск смысла» [2, с. 4-5].

Ценностные ориентиры рассматриваются как психологические и духовные начала личности, формирующиеся по мере обретения жизненного опыта, в процессе самопознания и самоосуществления [3]. Ценности дополняют и взаимообогащают друг друга, образуя стройную систему духовно-нравственной сферы личности. Изучение архитектоники ценностных ориентиров оказывает значительное влияние на индивидуальную идентичность человека и ее формирование в молодости.

Выявление и анализ аксиологического аспекта саморефлексии студентов, обучающихся по направлению 44.03.05 «Педагогическое образование», профиль «Русский язык и литература». В свете проблем современного филологического образования, обсуждённых на заседании Совета при Президенте Российской Федерации по русскому языку 5 ноября 2019 г., встаёт вопрос о том, кем является современный учитель русского языка и литературы, каково его лицо, что определяет его деятельностную и интеллектуальную мотивацию? В этом аспекте наибольший интерес вызывает система ценностей современного учителя словесности.

Дело в том, что учитель-словесник не просто даёт обучающимся знания о предмете, но транслирует традиционные ценности, выработанные поколениями и воплощённые в произведениях русской классической литературы. Он, следовательно, через материал предметов «Русский язык» и «Литература» несёт ту аксиологию, которая в значительной степени определяет стратегию не только дальнейшего развития национальной культуры, но и нравственные приоритеты молодых граждан России. Это означает, что его роль в формировании уже ближайшего будущего страны не просто высока, но может быть обозначена как ключевая.

Цель

К сожалению, результаты проведённого исследования говорят о том, что большинство современных студентов-филологов тяготеют к ценностям, связанным не с мотивацией успеха, а с избеганием неудач, что ставит под сомнение факт становления из них успешных, самостоятельно и критически мыслящих, по-настоящему креативных учителей, в которых нуждается современная школа. Данный факт «ставит перед системой высшего педагогического образования важные социальные задачи, связанные с развитием и коррекцией личности студента» [5, с. 206].

Материалы и методы

В качестве исследовательской базы был использован опросник Милтана Рокича, принятый и доказавший свою состоятельность в научном сообществе [6].

М. Рокич различает два класса ценностей - терминальные и инструментальные:

- терминальные ценности определяются М. Рокичем как фундаментальные, как убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;

- инструментальные ценности - ценности, определяющие образ действия, который является приоритетным в любых ситуациях. По сути, речь идёт о дифференциации ценностей-целей и ценностей-средств [7].

В исследовании принимали участие студенты 1 и 5 курсов, обучающихся по образовательной программе «Педагогическое образование», профиль «Русский язык и литература». 1 курс - 28 человек; 5 курс - 12. Им было предложено рассмотреть 18 терминальных и 18 инструментальных ценностей и расположить их по степени значимости в соответствии с личными приоритетами, то есть от 1 до 18 места. Таким образом, чем выше выставленный балл, тем ниже обозначенная ценность.

Выбор студентов 1 и 5 курсов, осваивающих одну образовательную программу, объясняется логикой исследования. Интересно пронаблюдать за ценностями студентов, только начавших обучение, и сравнить с ценностями уже завершающих его, прошедших активную педагогическую практику, создающих выпускную квалификационную работу и готовящихся к работе в школе. Наблюдение за динамикой ценностных ориентиров по разным позициям позволяет сделать выводы о результатах пятилетнего обучения в вузе, о влиянии материала изучаемых предметов на формирование личностных характеристик студентов.

Ранжировка

1. Значимые, то есть предпочитаемые ценности (1-6) - 1 ранг.

2. Безразличные ценности (7-12) - 2 ранг.

3. Незначимые, по сути, отвергаемые ценности (13-18) - Зранг.

В результатах исследования использованы доминирующие (не медиальные) ответы по каждой позиции и ранжированы в соответствии с определённой методикой. В обработке полученных данных в скобках указывается количество доминирующих ответов и соответствующий ранг.

351

Результаты и их обсуждение

Наблюдение за результатами опроса 5 курса дает основание для следующих выводов:

1. Очевидный приоритет для студентов-выпускников имеют терминальные ценности, касающиеся личных интересов и частного пространства человека и имеющие вполне конкретное содержание: здоровье (11 ответов из 12), любовь (11 ответов), счастливая семейная жизнь (12 ответов) и наличие хороших и верных друзей (8 ответов). Подобное можно пронаблюдать и при анализе данных опросов студентов, обучающихся по другим направлениям [5, с. 206].

2. К незначимым ценностям студенты относят жизненную мудрость (6 ответов), красоту природы (8 ответов), общественное признание (9 ответов), свободу (9 ответов), счастье других (7 ответов) и удовольствия (9 ответов). Как представляется, содержательный аспект данных ценностей весьма абстрактен и не связан с представлениями студентов о профессиональных и личностных характеристиках учителя-словесника. Кроме того, такие показатели явно указывают на преобладание так называемой мотивации избегания неудачи над мотивацией достижения успеха [5, с. 206].

3. Попадание в ранг незначимых ценностей удовольствий (из 12 ответов только в 1 анкете данная ценность оказалась среди значимых и в 2 среди безразличных) можно объяснить влиянием русской классической литературы, в значительной степени влиявшей и продолжающей влиять на интеллигентское сознание. Для неё было характерно осуждение гедонизма, а получение удовольствий от жизни считалось чем-то постыдным. Этим же можно объяснить нахождение в ранге безразличных таких терминальных ценностей, игнорируемых в русской литературе, как материально обеспеченная жизнь и общественное признание, и в ранге незначимых инструментальной ценности высокие запросы (во всех анкетах занимает последнее место).

Литературовед и культуролог Ю.М. Лотман, изучая вопрос о специфике русской интеллигенции, сделал интересные наблюдения. Для русской интеллигенции работа «выступает как форма осуществления жертвенного поведения. Понимание работы как жертвы означает презрение к материальному вознаграждению, особую «духовность», работу «за идею» [8, с. 16]. Ю. Лотман в этой жертвенности видит параллели с протестантской этикой М. Вебера. Но для протестантской этики при этом «важен результат, эффективность труда, приносящего зримый успех. В интеллигентском жертвенном труде важен сам процесс, его трудоёмкость, изнурительность - без учёта конечного результата и материального вознаграждения» [8, с. 16]. Опрос студентов-филологов ЗабГУ подтверждает актуальность данной парадигмы и в нынешнее время.

Причём этапы формирования русской интеллигенции Ю. Лотман связывает именно с явлениями русской литературы и публицистики - А. Кантемиром, В. Белинским, авторами философского сборника начала ХХ века «Вехи». Именно филологически ориентированная русская интеллигенция создала в России так называемую литературоцентричную модель культуры, в которой словесность стала определять ценности и идеалы общества на протяжении как минимум двух с половиной столетий - вплоть до конца ХХ века [9].

4. Терминальные ценности, связанные с будущей профессиональной деятельностью, парадоксальным образом оказались в ранге безразличных: интересная работа (7 ответов), познание (9 ответов), продуктивная жизнь, то есть максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей (8 ответов). И это не может не настораживать. Не случайно и инструментальные ценности, характеризующие будущего учителя-словесника, оказываются в этом же ранге безразличных: исполнительность (8 ответов), эффективность в делах (5 ответов), аккуратность (6 ответов).

5. При этом такие личностные общепрофессиональные характеристики, как воспитанность (12 ответов), жизнерадостность, оптимизм, чувство юмора (9 ответов), образованность (8 ответов), ответственность (9 ответов), самоконтроль (8 ответов), чуткость (7 ответов), широта взглядов (7 ответов), честность (9 ответов) оказываются преимущественно среди значимых.

6. Терминальная ценность свободы попадает в третий ранг незначимых, по сути отвергаемых (из 12 анкет только в 1 она обозначена как значимая и в 2 как безразличная). Как следствие, в этом же ранге появляются и коррелирующие с ней инструментальные ценности независимости, то есть способности действовать самостоятельно и решительно (8 ответов) и смелости в отстаивании своего мнения (8 ответов). Это также можно назвать проявлением мотивации избегания неудачи и объяснить идейным воздействием уже практически изученной студентами русской литературы, развернувшей метасюжет о недостижимости свободы и о превращении её на русской почве в «своеволие» бунта (А. Пушкин, Ф. Достоевский, Л. Толстой).

Дело в том, что русская литература за века своего существования выработала массу моделей поведения, сюжетов и образов. Современный человек, хочет он того или нет, читает ли он книги или нет, - оказывается в их власти. И уж тем более, если он филолог, так сказать «профессиональный читатель». Мысль о «литературности» российской жизни высказывают писатели последних десятилетий, осмысливающие опыт существования уже не в классическом XIX, а в более близких и понятных современному читателю реалиях конца XX - начала XXI веков - В. Маканин, Евг. Попов, В. Пьецух, В. Сорокин, В. Пелевин и другие. Человек, так или иначе, оказывается в странном круговороте, где литература становится жизнью, а жизнь - литературой [10]. Не случайно, что в этой словесности содержится серьёзная рефлексия по поводу проблемы свободы.

Так, для героя постмодернистского романа В. Маканина «Андеграунд, или герой нашего времени» (1997) свобода как раз связана с возможностью вырваться из-под власти чужих литературных сюжетов, то есть литературоцентричной модели. Отсюда слова, которые звучат как заклинание: «Меня нет в вашем сюжете». Не быть в чужом сюжете -значит создать свой собственный, неповторимый сюжет. А это и есть для героя Маканина отстаивание собственной личности. Непризнание студентами терминальной ценности свободы говорит о том, что они не видят в современной реальности проблему свободы как таковую, пребывая в матрице прописанных много лет назад истин русской классики. Следовательно, они оказываются неспособными для создания собственного сюжета - и в жизни, и в своей деятельности, что подтверждается их оценкой ценности творчества.

7. Терминальная ценность творчества оказывается в третьем ранге незначимых (так она обозначена в 9 анкетах, еще в трех как безразличная). Это также симптоматично: завтрашние учителя русского языка и литературы не воспринимают себя как потенциальных творцов. Значит, и будущая профессиональная деятельность мыслится не как креативный процесс, а как реализация уже кем-то изобретенных методик и техник. Зависимость студентов-филологов 5 курса от литературоцентричной модели проявляется здесь как следование чужим филологическим стратегиям, концепциям, идеям и наработкам, под влияние которых они попали за время учёбы.

При интерпретации результатов опроса студентов 1 курса нужно иметь в виду следующие аспекты:

- студенты к моменту опроса только три месяца осваивали образовательную программу, поэтому можно говорить о ценностях, которые сформировались у них за годы учёбы в школе;

- в отличие от пятикурсников, студенты первого курса они ещё не получили систематические филологические знания, а следовательно, речи не может быть о серьёзном, комплексном влиянии на их мировоззрение классической литературы;

- ценностная система студентов-первокурсников не столь однородна, как система пятикурсников. Традиционно, в группах первого курса, и филологи не исключение, оказываются как студенты, сознательно выбравшие образовательную программу, так и поступившие «по наитию», «случайно», по причине наличия требуемой комбинации ЕГЭ. Поэтому обработка результатов опроса выявила парадоксальные моменты, каких не наблюдалось у пятого курса.

Сравнение и анализ результатов опроса первого курса с результатами пятого приводит нас к следующим выводам.

1. К значимым терминальным ценностям большинство студентов первого курса предсказуемо относят здоровье (20 ответов из 28), любовь (18 ответов), наличие хороших и верных друзей (14 ответов), счастливую семейную жизнь (14 ответов). Это полностью совпадает с выбором пятого курса. Универсальность данных ценностей объясняется их конкретностью и направленностью на личные интересы. Также значимыми для первокурсников оказываются связанные с мотивацией достижения успеха ценности активной деятельной жизни (16 ответов), продуктивной жизни (14 ответов) и развития (14 ответов). Данный факт можно объяснить наличием у первокурсников юношеских надежд на максимальную личностную реализацию в современном мире. Показательно, что эти ценности для студентов пятого курса становятся по преимуществу безразличными: можно предположить, что аксиологический вектор и мотивация меняются за годы обучения кардинально.

2. В третьем ранге незначимых оказываются такие терминальные ценности, как жизненная мудрость (14 ответов), красота природы и искусства (22 ответа), счастье других (23 ответа). Их низкий ранг можно объяснить абстрактностью данных категорий, может быть, не совсем понятных первокурсникам. Впрочем, данные ценности в основном игнорируются и пятикурсниками. Как и ценности общественного признания (18 ответов) и удовольствия (20 ответов).

3. Среди инструментальных ценностей лидируют воспитанность (15 ответов), жизнерадостность (16 ответов), образованность (14 ответов), терпимость (14 ответов), широта взглядов (14 ответов), честность (13 ответов), что можно объяснить их универсальным для личности характером. И здесь наблюдается почти полное совпадение с выбором пятого курса.

4. Ценности самоконтроля и ответственности у первого курса попадают во второй ранг безразличных (16 и 14 ответов соответственно), тогда как большинство пятикурсников определяют их как значимые (6 и 9 ответов соответственно). Очевидно, эти инструментальные ценности приобретают значимость в процессе учебы и личностного взросления, и студенты первого курса еще не осознали их значимость для своей будущей жизни и профессиональной деятельности.

5. Терминальная ценность свободы безразлична для первого курса (только в 5 анкетах из 28 она попадает в ранг значимых), тогда как для пятого вообще незначима. Как следствие, инструментальные ценности независимости (15 ответов) и смелости в отстаивании своего мнения (14 ответов) оказываются в рангах соответственно безразличных и незначимых. И здесь можно увидеть совпадения первого и пятого курсов, что можно объяснить не только общей филологической направленностью поступающих на данный профиль, но и их литературоцентричной психологической «матрицей», характеризующейся рефлективностью, приоритетом «внутренней свободы», социальной апатичностью. То есть качествами интроверта, по-сути соответствующими мотивации избегания неудач.

6. Безразлична для первокурсников ценность творчества (14 ответов), самостоятельности и независимость в суждениях и поступках (14 ответов), что снова сближает выбор первого и пятого курсов, где творчество вообще оказывается среди незначимых, то есть по сути отвергаемых ценностей.

7. Неоднородность группы филологов-первокурсников проявляется в высказывании диаметрально противоположных мнений по поводу некоторых ценностей. В результатах исследования обозначены ранги, отражающие численно доминирующие ответы, помимо которых существовали и другие. Например, в третьем ранге незначимых с 14 соответствующими ответами оказалась ценность жизненной мудрости. При этом в 10 анкетах она попала в первый ранг значимых. 14 ответов определили в ранг значимой ценность счастливой семейной жизни, тогда как ещё в 14 анкетах она определена в ранги безразличных и незначимых. Инструментальная ценность честности в 12 анкетах определена в значимые, а ещё в 10 - в незначимые. Для пятого курса это не характерно, выпускники показали гораздо большее единодушие, что можно объяснить степенью личностной зрелости, достигнутой за годы освоения выбранной образовательной программы, и отсевом студентов, не сумевших эту программу освоить, а следовательно, не соответствующих ценностной модели выпускника-филолога.

Выводы

Проведенное исследование ценностных ориентаций дает основание для обобщений, позволяющих обозначить доминирующие черты архитектоники ценностных ориентиров студента-филолога ЗабГУ, готовящегося стать учителем русского языка и литературы.

Во-первых, главным для него являются ценности личного благополучия (здоровье, любовь, счастливая семейная жизнь).

Во-вторых, он признает значимость таких человеческих и профессиональных качеств, как жизнерадостность, честность, воспитанность, образованность, чуткость, широта взглядов.

В-третьих, он не амбициозен, не имеет высоких запросов, не стремится к общественному признанию и материально обеспеченной жизни, по сути, находясь в парадигме «жертвенного» служения, традиционной для русской интеллигенции.

В-четвертых, свобода, независимость, самостоятельность и смелость в отстаивании собственного мнения не являются для него важными. Это же касается ценности творчества. Вырисовывается образ честного интеллектуала, грамотного «транслятора» чужих идей, вряд ли способного к улучшению окружающей реальности и собственной жизни, выстраиванию «собственного сюжета», хронического патерналиста, надеющегося на государство, не умеющего и не желающего монетизировать полученные компетенции ради собственного же благополучия. Возможно, это и есть портрет учителя-словесника вне привязки к конкретному времени. Ценности русской культуры и литературы, с которыми он имеет дело, консервативны, а значит и его портрет весьма статичен. Проблема в том, насколько педагог с такой ценностной ориентацией будет соответствовать стремительно меняющимся реалиям современности? Как представляется, ответ очевиден.

Так что же можно предложить для решения этой проблемы? Как представляется, необходимо с первого курса активно включать в различные дисциплины, и в первую очередь филологической направленности, творческие и проблемные задания, кейсы, проведение дискуссий и круглых столов, где акцент бы делался не на воспроизводство знаний, а на самостоятельность и нетривиальность суждений и выводов, критическое мышление, неординарность подачи материала, способность убедительно отстаивать свою позицию. Всё это уже заложено в ФГОС и ФГОС 3++. Однако, встаёт вопрос о том, насколько будут востребованы и действенны образовательные стратегии, прививающие столь необходимые современным учителям-словесникам ценности, и преподавателями, и самими студентами, или же консерватизм «матричного» интеллигентского сознания, сформированного в том числе и русской литературой, окажется сильнее.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

REFERENCES:

1. Азизян И.А., Добрицына И.А., Лебедева Г.С. Теория композиции как поэтика архитектуры. М.: Прогресс-Традиция; 2002.

1. Azizjan IA, Dobricyna IA, Lebedeva GS. Teorija kompozicii kak pojetika arhitektury. Moscow: Progress-Tradicija; 2002. (In Russ).

2. Сухов А.Н. Социально-психологическая структура личности // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2019. Т. 7, №1(24). Доступно по: http://humjoumaLrzgmu. ru/art&id=359. Ссылка активна на 14 июня 2020.

2. Sukhov A.N. Social and psychological structure of personality. Personality in a changing world: health, adaptation, development. 2019;7(1). Available at: http://humjoumaLrzgmu.ru/art&id=359. Accessed: 2020 June 14 . (In Russ).

3. Пухарева Т.С. Взаимосвязь ценностных установок и доверия к себе у студенческой молодежи // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2018. Т. 6, №3(22). Доступно по: http://humjournal.rzgmu.ru/ art&id=338. Ссылка активна на 15 июня 2020.

4. Заседание Совета по русскому языку. Стенограмма. Доступно по: http://kremHn.ru/events/presi-dent/news/61986. Ссылка активна на 15 июня 2020.

5. Анисимова Н.П. Мишучкова Е.Ю. Ценностные ориентации и мотивация достижения студентов педагогического вуза // Ярославский педагогический вестник. 2016. №1. С. 205-208.

6. Методика М. Рокича «Ценностные ориентации». Доступно по: http://dip-psi.ru/psikhologi-cheskiye-testy/post/metodika-m-rokicha-tsennost-nyye-oriyentatsii. Ссылка активна на 15 июня 2020.

7. Леонов Г.А. Исследование ценностных ориента-ций студентов РязГМУ // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2015. №3(10). Доступно по: http://humjournal.rzgmu.ru/ аГ&М=162. Ссылка активна на 15 июня 2020.

8. Дароко М.А. Ю.М. Лотман о специфике российской интеллигенции // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. №6-1. С. 15-19.

9. Генис А. Иван Петрович умер. Статьи и расследования. М.: Новое литературное обозрение; 1999. С. 23-31.

10. Нефагина Г.Л. Русская проза конца XX века. М.: Флинта-Наука; 2003.

3. Puhareva TS. Vzaimosvjaz' cennostnyh ustanovok i doverija k sebe u studencheskoj molodezhi. Personality in a changing world: health, adaptation, development. 2018;6(3). Available at: http://humjournal.rzgmu.ru/upload-files/1/01_ 124_2019-9-22.pdf. Accessed: 2020 June 15. (In Russ).

4. Zasedanie Soveta po russkomu jazyku. Steno-gramma. Available at: http://kremlin.ru/events/pre-sident/news/61986. Accessed: 2020 June 15. (In Russ).

5. Anisimova NP, Mishuchkova EJu. Pedagogical University Students' Valuable Orientations and Achievement Motivation. Yaroslavl Pedagogical Bulletin. 2016;(1):205-8. (In Russ).

6. Metodika M. Rokicha «Cennostnye orientacii». Available at: http://dip-psi.ru/psikhologicheskiye-testy/post/metodika-m-rokicha-tsennostnyye-oriyentatsii. Accessed: 2020 June 15. (In Russ).

7. Leonov GA. Issledovanie cennostnyh orientacij studentov RjazGMU. Personality in a changing world: health, adaptation, development. 2015;3(10). Available at: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=162. Accessed: 2020 June 15. (In Russ).

8. Daroko MA. Ju.M. Lotman o specifike rossijskoj intelligencii. Humanities, social-economic and social sciences. 2014;(6-1):15-9. (In Russ).

9. Genis A. Ivan Petrovich umer. Stat'i i rassledovanija. Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie; 1999. P. 2331. (In Russ).

10. Nefagina GL. Russkaja proza konca XX veka. Moscow: Flinta-Nauka; 2003. (In Russ).

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Романов Игорь Александрович - кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры литературы, Забайкальский государственный университет; 672039, Чита, ул. Александро-заводская, д. 30. E-mail: igorromanoff@mail.ru

Каплина Светлана Евгеньевна - доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой иностранных языков, Забайкальский государственный университет; 672039, Чита, ул. Александро-заводская, д. 30. E-mail: kse2000@list.ru

ДАТА ПОСТУПЛЕНИЯ: 16.06.2020. ДАТА ПРИНЯТИЯ В ПЕЧАТЬ: 01.09.2020.

ССЫЛКА ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:

Романов И.А., Каплина С.Е. Архитектоника ценностных ориентиров студентов, обучающихся по направлению «Русский язык и литература» // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2020. Т. 8, №3(30). C. 349357. Доступно по: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=448. Ссылка активна на чч.мм.гггг. doi:10.23888/humJ20203349-357

INFORMATION ABOUT AUTHORS:

Romanov Igor Ahksandrovich - Candidate in Philology, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Literature, Transbaikal State University; 30, Aleksandro-zavodskaya Street, 672039, Chita. E-mail: igorromanoff@mail.ru

Kaplina Svetlana Evgenievna - Doctor in Pedagogical Sciences, Professor, Head of the Department of Foreign Languages, Transbaikal State University; 30, Aleksandro-zavodskaya Street, 672039, Chita. E-mail: kse2000@list.ru

PAPER RECEIVED: 16.06.2020. PAPER ACCEPTED: 01.09.2020.

REFERENCE FOR CITING:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Romanov IA, Kaplina SE. The architectonics of values of the students learning russian language and literature. Personality in a changing world: health, adaptation, development. 2020;8(3):349-57. Available at: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=448. Accessed: dd Month yyyy. doi:10.23888/ humJ20203349-357

357

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.