УДК 37.015.3 ББК 88.40 М 64
Е.Р. Миронова
Кандидат психологических наук, доцент кафедры управления персоналом и организационной психологии Кубанского государственного университета; E-mail: [email protected]
A.A. Орёл
Кандидат психологических наук, доцент кафедры экономики предприятий, регионального и кадрового менеджмента Кубанского государственного университета; E-mail: [email protected]
ВЛИЯНИЕ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ НА ФОРМИРОВАНИЕ ИХ ГОТОВНОСТИ К БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
( Рецензирована )
Аннотация. Обозначена актуальность и дискуссионность проблемы готовности студентов к будущей профессиональной деятельности. Отмечено значение личностно-психологических детерминант готовности, формированию которых не всегда уделяется достаточно внимания в учебно-воспитательном процессе вуза. Высказывается предположение, что особенности ценностных ориентаций студента оказывают влияние на формирование уровня его готовности к будущей профессиональной деятельности. Обозначены некоторые критерии, и выделены группы студентов с разным уровнем сформированной готовности к будущей профессиональной деятельности. Проведена диагностика терминальных и инструментальных ценностей студентов, дан анализ их соотношения в группах с разным уровнем сформированной готовности. Показано, что характер взаимосвязи терминальных и инструментальных ценностей неодинаков в сравниваемых группах, что дает основание рассматривать его как одну из детерминант формирования готовности студента к будущей профессиональной деятельности.
Ключевые слова: профессиональное обучение, профессиональные компетенции, готовность к профессиональной деятельности, ценностные ориентации, терминальные и инструментальные ценности.
E.R. Mironova
Candidate of Psychology, Associate Professor of Department of Human Resource Management and Organizational Psychology, Kuban State University; E-mail: [email protected]
A.A. Orel
Candidate of Psychology, Associate Professor of Department of Business Economics, Regional and Personnel Management, Kuban State University; E-mail: [email protected]
INFLUENCE OF SYSTEM OF VALUE ORIENTATIONS OF STUDENTS ON FORMATION OF THEIR READINESS FOR FUTURE PROFESSIONAL ACTIVITY
Abstract. The paper shows that the problem of readiness of students for future professional activity is relevant and worthy of consideration. Importance
of personal psychological determinants of readiness is marked, but attention paid to their formation in teaching and educational process of higher education institution is not always sufficient. A proposition is made that features of value orientations of the student have an impact on formation of his readiness for future professional activity. Some criteria are identified, and groups of students with the different level of the shaped readiness for future professional activity are allocated. Diagnostics of terminal and instrumental values of students is carried out. The analysis of correlation of students in groups with the different level of the readiness is given. It is inferred that the nature of interrelation of terminal and instrumental values is different within the compared groups, which gives a basis for considering it as one of the determinants of shaping the student's readiness for the future professional activity.
Keywords: vocational education, professional competences, readiness for professional activity, value orientations, terminal and instrumental values.
Обучение в вузе - один из важнейших этапов профессионального становления личности. В рамках этого этапа решаются задачи освоения, приобретения будущими специалистами необходимых профессиональных компетенций. В современной литературе компетенциями называют совокупность знаний, умений, навыков, а также личностно-психологических характеристик, обеспечивающих человеку возможность быть успешным, эффективным в профессиональной деятельности. Сформированность профессиональных компетенций определяет готовность выпускника вуза к выбранной профессиональной деятельности.
Отметим, что в настоящее время приоритеты учебно-воспитательного процесса в вузах с очевидностью смещены в сторону знаний, в меньшей степени - в сторону умений и навыков. Л ичностно-психологическим детерминантам готовности к профессиональной деятельности в учебно-воспитательном процессе отводится значительно меньше времени и внимания [1; 2].
Одним из базовых, наиболее устойчивых элементов, определяющих личностно-психологическую готовность к будущей профессиональной деятельности, многие исследователи рассматривают ценностные ориентации молодежи. Проблема поиска и определения жизненных ценностей и целей важ-
на для любого человека и в любом возрасте, но именно в период юности она становится действительно ключевой, определяющей [3]. По определению С. Л. Рубинштейна именно «в юности вырабатываются ценностные ориентации (научно-теоретические, философские, нравственные, эстетические), в которых выявляется самая сущность человека; складывается мировоззрение как система обобщенных представлений о мире в целом, окружающей действительности, других людях, самом себе и готовность руководствоваться им в деятельности; формируется осознанное, обобщенное, итоговое отношение к жизни, позволяющее выйти на проблему смысла человеческой жизни» [4: 164].
Ценностные ориентации будущих специалистов в период наиболее активного освоения ими основ мировоззрения и профессиональной деятельности испытывают на себе множество влияний (со стороны общества, других людей). И, в свою очередь, оказывают влияние на образовательный процесс, отражаясь на мотивации студента к обучению, его представлениях о жизненных и профессиональных перспективах, целях и способах их достижения и т.д. [5].
Категории «ценности», «ценностные ориентации» относятся к числу наиболее дискуссионных, неоднозначных и в философии, и социологии, и в психологии [6].
С точки зрения Г.М. Андреевой, ценности «выступают для индивида как некоторые критерии оценки действительности, в частности, других людей, а также и самого себя. В то же время ценностные представления являются категориями, при помощи которых человек обозначает те или иные явления мира. Таким образом, ценности выступают основанием для осмысления и оценки человеком окружающих его социальных объектов и ситуаций, а следовательно, основанием для познания и конструирования целостного образа социального мира. Индивид осознает мир через призму ценностей, т.е. ценности детерминируют процесс познания человеком социального мира. Восприятие и познание человеком социальной действительности не может быть внеценностным, поскольку не может быть внесмысло-вым» [7: 267-268].
Мы предположили, что существует взаимосвязь между ценностными характеристиками студентов и уровнем их сформированной готовности к будущей профессиональной деятельности.
Сформулированная гипотеза обусловила цель эмпирического исследования. Она состояла в проведении сравнительного анализа терминальных и инструментальных ценностей у студентов с разным уровнем сформированной готовности к профессиональной деятельности.
Организация исследования. В соответствии с целью исследования была сформирована эмпирическая выборка, в которую вошли 52 студента 4-5-х (выпускных) курсов факультетов управления и психологии (по специальности «Управление персоналом») и экономического факультета (по специальности «Бухгалтерский учет») Кубанского государственного университета.
Исследование влияния системы ценностных ориентаций выпускников на формирование их готовности к будущей профессиональной деятельности проводилось после-
довательно с помощью следующих процедур:
- анализ реальной профессиональной занятости студентов;
- самоотчет студентов «Готовность к профессиональной деятельности» [8];
- диагностика системы ценностных ориентаций студентов с применением методики М. Рокича, основанной на прямом ранжировании списка ценностей.
Результаты и их обсуждение.
Анализ реальной профессиональной занятости позволил выделить следующие группы студентов-выпускников:
18 опрошенных выпускников (34,6%) во внеучебное время уже работают по специальности и планируют работать по специальности в дальнейшем. 9 выпускников (17,4%) в настоящее время работают не по специальности, но после окончания вуза планируют сменить работу и найти работу в соответствии с полученной специальностью. 7 работающих не по специальности респондентов (13,5%) в дальнейшем и не планируют работать по специальности. 18 выпускников в настоящее время не работают, из них 6 (11,5%) готовы искать после окончания вуза работу по специальности, 6 (11,5%) не планируют работать по специальности, и 6 (11,5%) вообще не планируют работать в ближайшее время.
Самоотчет «Готовность к профессиональной деятельности» включал в себя ответы на следующие вопросы «К решению каких профессиональных задач Вы готовы уже сегодня?», «К решению каких профессиональных задач Вы пока не готовы, но планируете в ближайшее время их освоить?»). Был проведен качественный анализ ответов, который позволил выделить три группы выпускников-респондентов.
Первая группа (18 чел.; 34,6%) - это респонденты, которые в своих ответах свободно оперируют профессиональной терминологи-
ей, четко и конкретно называют конкретные профессиональные задачи, которыми они уже владеют (например, «могу провести собеседование», «могу вести учет кассовых операций», «могу рассчитать себестоимость продукции»), и отчетливо представляют, какие профессиональные задачи хотели бы освоить («хочу освоить методику разработки профиля компетенций», «освоить методы анализа потребностей организации в персонале», «освоить отчетные документы по уплате налогов предприятием»). Перечень предполагаемых для освоения профессиональных задач, как правило, состоит из нескольких пунктов. Отметим, что в эту группу вошли как раз те респонденты, которые уже в настоящее время имеют опыт работы по специальности. В рамках нашего исследования мы условно обозначили данную группу респондентов, как группу с высоким уровнем сформированной готовности к профессиональной деятельности.
Вторая группа (14 чел.; 26,9%) - это студенты, которые оценили свою готовность к решению профессиональных задач, используя общую, неконкретную терминологию. Среди освоенных или планируемых профессиональных навыков такие, как: «смогу работать с людьми»; «знаю методику расчета налогов». Перечень освоенных или планируемых профессиональных навыков, как правило, состоит не более, чем из 2 пунктов. В эту группу вошли 9 работающих не по специальности студентов, которые в будущем планируют поменять сферу деятельности в соответствии с полученной профессией, а также 5 неработающих в настоящее время студентов, которые планируют заняться поиском работы по специальности уже после завершения обучения в вузе. Данную группу мы обозначили как группу со средним уровнем сформированной готовности к профессиональной деятельности.
В третью группу (20 чел.; 38,5%) вошли студенты, которые фактически ушли от ответов на поставленные вопросы («таких знаний и умений много», «много чему уже научился», «думаю, что смогу решить любую задачу», «думаю, что выполню любое поручение», «что скажут, то и буду делать»). Респонденты этой группы в большинстве своем не смогли назвать конкретные профессиональные умения и навыки, которыми хотели бы овладеть. Эту группу составили 7 работающих не по специальности респондентов и 13 неработающих в настоящее время студентов. Мы определили данную группу респондентов, как группу с несформированной готовностью к профессиональной деятельности.
Далее был проведен сравнительный анализ ценностных характеристик студентов, входящих в каждую из выделенных групп.
Известно, что М. Рокич различает 2 класса ценностей:
1) Терминальные ценности (ценности-цели) - это индивидуальные жизненные цели, которые стоят того, чтобы к ним стремиться;
2) Инструментальные ценности (ценности-средства) - это предпочтительные в данный период жизни способы, образы действия, качества личности [9].
Испытуемым было предложено проранжировать список из 18 ценностей. Сначала респонденты ранжировали предложенный перечень с точки зрения их актуальности в данный момент жизни («Наиболее актуальным и значимым в жизни для меня сегодня являются...»). Затем ценности ранжировались как обретенные в процессе обучения в вузе средства достижения профессиональных целей («Обучение в КубГУ позволило мне сформировать такие важные качества, как...»).
Были рассчитаны среднеарифметические показатели рангов по каждому из полученных списков. Интерес для анализа представляют ценности, которые имеют
минимальные среднеарифметические показатели рангов, то есть те цели-ценности и ценности-средства (личностные качества), которые являются наиболее актуальными для респондентов в данный момент. Так, в числе наиболее значимых для респондентов терминальных ценностей (ценностей-целей) можно выделить: уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений); материальная обеспеченность (отсутствие материальных затруднений); возможность быть рядом с любимым человеком (духовная и физическая близость с любимым человеком); независимость (способность самостоятельно принимать важнейшие жизненные решения).
Среди инструментальных ценностей, обретенных в период обучения в вузе, наиболее значимыми респонденты считают: образованность (широта знаний, высокая общая культура); рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения); самоконтроль (сдержанность, самодисциплина); исполнительность (дисциплинированность).
Проведенное с применением коэффициента корреляции рангов Спирмена (гв) сопоставление ценностей позволило определить тесноту (силу) и направление корреляционной связи между профилями инструментальных и терминальных ценностей у респондентов с разными уровнями сформированной готовности. Так, высокая прямая корреляция профилей терминальных и инструментальных ценностей респондентов отмечена в группе с высоким уровнем сформированной готовности к будущей профессиональной деятельности (гв=0,733). Такая корреляция говорит о том, что у студентов в период обучения в вузе сформировались те личностные характеристики, которые будут выступать важнейшим
инструментом достижения главных личностных целей.
Умеренная положительная связь (гв=0,307) профилей ценностей характерна для группы со средним уровнем сформированной готовности к решению профессиональных задач. Умеренная корреляция позволяет говорить о том, что профили жизненных ценностей-целей и обретенных в период обучения вузе личностных средств для их достижения во многом не совпадают.
Очень слабая прямая связь (г8=0,134) профилей инструментальных ценностей характерна для группы студентов с низким уровнем сформированной готовности к профессиональной деятельности. Слабая корреляция свидетельствует о том, что обретенные в период обучения в вузе личностные качества не рассматриваются студентами как инструмент достижения важнейших жизненных целей.
Выводы. Таким образом, в процессе исследования получила первичное подтверждение выдвинутая гипотеза. Проведенный количественный сравнительный анализ полученных эмпирических данных позволяет говорить о взаимосвязи актуальных профессиональных ценностей и уровня готовности студентов к решению профессиональных задач. Вероятно, в числе детерминант уровня готовности можно рассматривать совпадение или несовпадение систем терминальных жизненных ценностей и обретенных в период обучения вузе личностных инструментов их достижения (инструментальных ценностей).
Предполагается, что, что для более глубокого понимания взаимосвязи выявленных инструментальных и терминальных ценностей необходим в дальнейшем их детальный качественный анализ с учетом выделенных уровней сформированной готовности.
Примечания:
1. Ясько Б.А., Шалюгина Т.А. Образовательная среда современного вуза: организационно-психологический взгляд // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. Майкоп: Изд-во АГУ, 2009. Вып. 2. С. 263-267.
2. Дёмкина Е.В. Моделирование системы профессионального воспитания личности специалиста с учетом социальных и профессиональных качеств // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. Майкоп: Изд-во АГУ, 2012. № 4 (109). С. 32-41.
3. Франкл В. Психотерапия на практике. М.: Аспект Пресс, 2004. 84 с.
4. Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2006. 424 с.
5. Громова Ч.Р. Структура идентичности личности современного студента (на примере исследования будущих педагогов) // Вестник Адыгейского университета. Сер. Педагогика и психология, 2014. Вып. 3. С. 32-36.
6. Predictors of objective and subjective career success: A meta-analysis / T.W.H Ng [et al.] // Personnel Psychol. 2005. Vol. 58. P. 367-408.
7. Андреева Г.М. Социальная психология. M.: Аспект Пресс, 2009. 363 с.
8. Моцарь JI.C. Взаимосвязь субъектно-личностной сферы и тенденций самореализации выпускника вуза: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Краснодар, 2011. 25 с.
9. Aronson Е., Wilson Т., Akert R. Social Psychology. N. Y.: Longman, 2002. 218 p.
References:
1. Yasko B. A., Shalyugina T.A. Educational environment of modern higher school: organizational and psychological look // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. Philology and the Arts. Maikop: ASU publishing house, 2009. Issue 2. P. 263-267.
2. Dyomkina E.V. Modelling of the system of professional education of an expert taking into account social and professional qualities // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. Philology and the Arts. Maikop: ASU publishing house, 2012. No. 4 (109). P. 32-41.
3. Frankl V. Psychotherapy in practice. M.: Aspect Press, 2004. 84 pp.
4. Rubenstein S.L. Fundamentals of general psychology. SPb.: Piter, 2006. 424 pp.
5. Gromova Ch.R. Structure of the modern student identity (based on the research of future teachers) // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. Philology and the Arts. Maikop: ASU publishing house, 2014. Issue 3. P. 32-36.
6. Predictors of objective and subjective career success: A meta-analysis/T.W.H Ng [et al.]//Personnel Psychol. 2005. Vol. 58. P. 367-408.
7. Andreyeva G.M. Social psychology. M.: Aspect Press, 2009. 363 pp.
8. Motsar L.S. Interelations of the subject and personal sphere and tendencies of self-realization of the university graduate: Diss, abstract for the Cand. of Psychology degree. Krasnodar, 2011. 25 pp.
9. Aronson E., Wilson Т., Akert R. Social Psychology. N.Y.: Longman, 2002. 218 pp.