Научная статья на тему 'Представления о профессиональном будущем как фактор адаптационной готовности к профессиональной деятельности студентов-психологов'

Представления о профессиональном будущем как фактор адаптационной готовности к профессиональной деятельности студентов-психологов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1712
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ / ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ БУДУЩЕМ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Вагапова Альфия Равилевна

В статье рассматриваются взаимосвязь профессиональных предпочтений и представления о профессиональном будущем студентов-психологов. Показано, что представления о профессиональном будущем являются одним из факторов адаптационной готовности к профессиональной деятельности, от их качества зависят удовлетворенность профессиональными перспективами, интерес к учебе, готовность вкладывать силы в профессиональное становление.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Вагапова Альфия Равилевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Perceptions of Professional Future as a Factor of Adaptation Readiness to the Professional Activity among Psychology Students

The article is considered the interrelation of professional preferences and perceptions of professional future among psychology students. It is shown that perceptions of professional future is one of the factors of adaptation readiness to the professional activity, from their quality depends the satisfaction of professional prospects,the interest to learn, the readiness to invest efforts in professional development.

Текст научной работы на тему «Представления о профессиональном будущем как фактор адаптационной готовности к профессиональной деятельности студентов-психологов»

рует проблематика развития творческих способностей, личностных качеств, способствующих реализации индивидуальных качеств каждого ребенка. Поиск оптимальных, наиболее эффективных способов, способствующих социализации личности ребенка в условиях школьного образования, в последние годы расширяется, создаются новые психолого-педагогические технологии, актуализируются уже известные, поскольку все более явной оказывается невозможность традиционной образовательной системы соответствовать новым социокультурным условиям общества.

В заключение хотелось бы отметить, что каждый ребёнок талантлив, каждый ребёнок - это целый мир, необходимо только вовремя заметить и помочь ему раскрыть свой талант, исходя из его индивидуальности и личностных качеств. На наш взгляд, становление личности происходит тогда, когда уделяется должное внимание удовлетворению её физических, социальных, эмоциональных и когнитивных потребностей. Эта цель может реализоваться только на основе введения в учебно-воспитательный процесс школы новых методик обучения, воспитания и диагностики уровня индивидуального развития, создания условий для максимального раскрытия творческого потенциала, комфортных условий для развития личности всех участников образовательного процесса.

Примечания

1 См.: BurovaM., Grishanova O., SlepukhinA. Social problems of school education reform in Russia / M. Burova, O. Grishanova, A. Slepukhin // 8th annual TISSA meeting in Tallinn. Tallinn, 2010. P. 103-108.

2 См.: Гришанова О. С. Здоровье детей и молодежи как приоритетное направление региональной социальной политики // Вестн. Поволжск. акад. гос. службы. 2010. № 1(22). С. 134-142.

3 Приводится по: Левитская А. А. О мерах по совершенствованию деятельности в сфере сохранения и укрепления здоровья обучающихся, организации их питания в общеобразовательных учреждениях // Здо-ровьесберегающее образование. 2009. № 1. С. 8-16.

4 Кон И. С. Психология ранней юности. М., 2008. 256 с.

5 См.: Кононова Т. М. Социологическая концепция формирования личности XXI века // Изв. высш. учеб. заведений. Сер. Социология. Экономика. Политика. 2006. №3 (10) С. 12-14.

6 См.: Бобылева О. А. Социальная активность, как фактор в развитии социального потенциала личности старшеклассника // Рос. науч. журнал. 2008. № 4. С. 110-119.

7 См.: ПанасюкВ. П. Школа и качество : выбор будущего. СПб., 2003. 384 с.

8 См.: Гришанова О. С. Риски социальной стандартизации // Город : рискогенное пространство : сб. науч. ст. / под ред. Е. В. Листвиной. Саратов, 2012. С. 40.

9 См.: Акмеология / под ред. А. А. Деркача. М., 2006. 650 с.

УДК 316.6

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ БУДУЩЕМ КАК ФАКТОР АДАПТАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ

А. Р. Вагапова

Саратовский государственный университет E-mail: [email protected]

В статье рассматриваются взаимосвязь профессиональных предпочтений и представления о профессиональном будущем студентов-психологов. Показано, что представления о профессиональном будущем являются одним из факторов адаптационной готовности к профессиональной деятельности, от их качества зависят удовлетвореность профессиональными перспективами, интерес к учебе, готовность вкладывать силы в профессиональное становление.

Ключевые слова: адаптационная готовность, профессиональные предпочтения, представления о профессиональном будущем, профессиональное самоопределение.

Perceptions of Professional Future as a Factor of Adaptation Readiness to the Professional Activity among Psychology Students

A. R. Vagapova

The article is considered the interrelation of professional preferences and perceptions of professional future among psychology students. It is shown that perceptions of professional future is one of the factors of adaptation readiness to the professional activity, from their quality depends the satisfaction of professional prospects,

© Вагапова А. Р., 2Q12

the interest to learn, the readiness to invest efforts in professional development.

Key words: adaptation readiness, professional preferences, perceptions of professional future, professional self-determination.

Необходимость изучения представления о профессиональном будущем заключается в том, что в современном обществе остро встает проблема, с одной стороны, оптимального решения противоречий между объективными потребностями общества в специалистах определенного профиля и уровнем образования, с другой - субъективных устремлений молодого поколения в самоопределении, выбора уровня образования, профессии и в будущем - устройства на работу. В то же время Е. Е. Бочарова отмечает, что самоопределение - это многоуровневый и противоречивый процесс осознания личностью своих потребностей и возможностей и соотнесения их с имеющимися требованиями и социальными установками общества. С одной стороны, самоопределение личности социально детерминировано, с другой - оно выступает как самодетерминация и в ней выражается осознанное стремление занять определенную позицию1.

К молодым специалистам в современных условиях предъявляется целый ряд требований: они должны иметь достаточно высокий уровень практической и теоретической подготовки, отличаться социальной зрелостью и быстро адаптироваться к постоянно меняющейся рабочей среде. Во время учебы в вузе люди открывают для себя новый мир - профессиональной деятельности, когда меняются жизненные и профессиональные планы, происходит смена социальной ситуации, ведущей деятельности и перестройка структуры личности. Формирование адаптационной готовности, которая выражает способность человека успешно осуществлять ведущую для данного возраста и/или индивидуально значимую деятельность в изменяющихся условиях, происходит под влиянием разных институтов, важнейшими из которых, на наш взгляд, являются семья, школа, вуз2.

Интерес к проблеме представления о профессиональном будущем в современной науке проявляется у различных представителей отечественных и зарубежных психологических течений, что является свидетельством сложности и значимости данной проблемы. В нашей стране внимание уделяется исследованию роли и значения профессионального представления (В. Н. Гоголев, А. И. Донцов, Т. В. Кудрявцев и многие др.) подростков и студентов. Исследователи Н. Д. Завалова, Б. Ф. Ломов, В. А. Пономаренко определяют представления как специфическое образование сознания, которое отражает объективную действительность, и развитие когнитивных процессов. В ряде работ (Б. Д. Брагиной, В. В. Овсянниковой, Л. А. Сергеевой) обращалось

внимание на то, что профессиональные представления оказывают существенное влияние на профессиональное развитие.

В настоящее время проблема профессионального сознания и представления о профессиональном будущем не получила достаточно полного и ясного изложения в современной науке. Возможно, это связано со сложностью самого предмета исследования и с отсутствием однозначных интерпретаций тех или иных представлений о профессиональном будущем. Именно профессиональные представления являются важным компонентом развития профессионала. Адекватные представления о профессии являются необходимым условием сознательного выбора трудовой деятельности с учетом интересов, желаний, возможностей и способностей.

Согласно данным исследования О. В. Бойчук, выполненного под нашим руководством, профессиональные предпочтения и представления о профессиональном будущем студентов-психологов не всегда согласованы. Для решения исследовательских задач в работе использовался метод сбора эмпирических данных (анкета «Факторы, влияющие на выбор профессии», опросник «Ориентация» Д. И. Соломина, «Методика изучения мотивации обучения в вузе» Т. И. Ильиной, модифицированный опросник «Личностная профессиональная перспектива» Н. С. Пряжникова). Эмпирическую базу составили 51 студент четвертого и пятого курсов, обучающихся по специальности «Педагогика и психология» факультета «Педагогики начального и специального образования» Саратовского государственного университета.

Предпочтение как сознательный выбор может быть следствием моды на профессию, ее престижности в обществе, т.е. социально обусловленным. Наши данные свидетельствуют, что студенты в основном удовлетворены своими перспективами и большинство из них уверены в правильности своего выбора.

Студенты-психологи по-разному планируют своё профессиональное будущее, по результатам опроса нами были выявлены две группы:

1) предполагают в дальнейшем работать по своей профессии;

2) не собираются работать в сфере образования и хотят связать свою жизнь с другими сферами труда.

Для изучения представлений о профессиональном будущем студентов-психологов мы использовали метод контент-анализа высказываний по результатам проведенного модифицированного опросника «Личностная профессиональная перспектива», что позволило выявить особенности представлений в двух группах, отличающихся профессиональными предпочтениями. Респондентам предлагалось ответить на вопросы, касающиеся различных аспектов выбора профессии

и их профессионального будущего; в группах обнаружены значимые различия в представлениях о профессиональном будущем.

Результаты нашего опроса свидетельствуют, что представления включают такие характеристики, как отношение человека к профессии и отношение общества к ней. Структура профессиональных представлений включает ядерные и периферийные компоненты, а также компоненты, обладающие качественной центральностью. Так, к ядерным характеристикам студенты относят следующие: актуальность, перспективность, интерес, полезность обществу, профессия психолога, с их точки зрения, является одной из важнейших на сегодняшний день, востребованной в образовании и других сферах, дает возможность профессионального роста. Целостность картины представления о профессиональном будущем, которая включает в себя удовлетворенность перспективой профессионального развития студентов-психологов, свидетельствует о степени принятия избранной профессиональной деятельности в качестве средства самореализации и развития, а также о степени признания себя в качестве профессионала, т. е. к ядерным показателями профессиональных предпочтений относятся оценка своих профессиональных и учебных возможностей, удовлетворенность избранной профессией и своими результатами обучения и прогнозирование мотивационных возможностей.

Выбирая будущую профессию, студенты первой группы отмечают, что учитывали свои способности, склонности и требования к состоянию здоровья. Несмотря на то, что многие студенты прислушивались к мнению родителей при определении своих будущих профессиональных планов, они утверждают, что выбрали профессию самостоятельно. Определяющими факторами являются способности и склонности: 27 человек их учитывали при выборе профессии, и только два человека не учли. Всего 21 респондент обладали полной информацией о мире профессий. Среди испытуемых 29 студентов учли требования, касающиеся состояния здоровья, для профессии, которую они выбрали. Студенты данной группы 30 считают, что они успешно выбрали профессию и уверены в правильности своего выбора. Таким образом, способности, склонности, мнение родителей являются важными факторами, влияющими на профессиональное самоопределение студентов. Учитывая ответы студентов, можно сделать вывод, что большинство из них рассматривают свою профессию как средство самосовершенствования, накопления знаний, получения опыта и в основном указывают на желание в будущем работать с детьми.

Анализ ответов респондентов первой группы показывает, что в рейтинге профессиональных выборов демонстрируют стабильную значимость

такие специальности, как педагог, милиционер, медик, работник сферы обслуживания, предприниматель, военнослужащий. Предположительно, основная причина этого заключается в осознании студентами приоритетности социальных сфер жизни, а также в наличии материальных возможностей для реализации себя как специалиста с высшим образованием. Таким образом, на профессиональный выбор студентов, которые планируют работать по профессии педагог-психолог, оказали влияние такие факторы, как способности, склонности, для них важна высокая востребованность в профессиональной деятельности, и главное - возможность реализации себя как личности, самосовершенствование и развитие себя как профессионала.

К ядерным характеристикам структуры представления о профессии педагог-психолог студентов второй группы (не планируют работать по своей специальности) относятся следующие составляющие: профессия психолога на сегодняшний день неперспективна, неактуальна, малооплачиваема. Именно поэтому студенты данной группы планируют устроиться на другую работу с «хорошей заработной платой». Центральным ядром в данной структуре является невостребованность профессии в обществе, небольшое количество вакансий, периферия - жизнь «с копейки на копейку», когда хватает зарплаты лишь на то, чтобы удовлетворить только часть потребностей. Респонденты предпочли бы устроиться на работу в другие сферы экономики - торговлю, промышленность, для того чтобы продвигаться по карьерной лестнице, добиться хороших результатов, больших возможностей развития, достойной зарплаты, обеспечивать себя и свою семью. Главным, по их мнению, является заработная плата и возможность продвигаться по карьерной лестнице, как периферийный элемент они отмечают достойную жизнь, когда можно ни в чем себе не отказывать: развивать свой бизнес, ездить по стране, отдыхать за границей.

Во второй группе студентов были выявлены факторы, оказавшие влияние на выбор обучения по специальности педагог-психолог: одним из решающих, повлиявших на выбор профессии, являются способности - 16 студентов учитывали их при выборе профессии. Мы предполагаем, что способности к выбранной профессии у них есть и они могли бы работать в сфере образования, но по многим вышеуказанным причинам испытуемые не хотят работать по специальности и предпочитают другие сферы труда, поэтому студенты данной группы не уверены в правильности выбора своего профессионального будущего. Информация о мире профессий 13 респондентов, учет требований к здоровью и склонности оказались слабыми факторами, влияющими на выбор профессии.

40

Научный отдел

Итак, на профессиональные предпочтения студентов, не планирующих работать в сфере образования, наибольшее воздействие оказали такие факторы, как мнение родителей и способности. Наши данные свидетельствуют, что студенты этой группы в основном не удовлетворены выбором профессии и предпочли бы другую сферу труда. Это отражает тенденцию «выхода» студентов из сферы педагогики, которая теряет для них первоначальную значимость. Особенно отчетливо проявляется такая тенденция в ответах респондентов о планах работать по другой специальности, что говорит об общих настроениях среди современной молодежи.

Ответы респондентов второй группы показывают, что рейтинг профессиональных выборов демонстрирует стабильную значимость таких специальностей, как экономист, работник сферы обслуживания, предприниматель, военнослужащий. Возможно, главная причина этого состоит в приоритетности уровня заработной платы, который выше в сфере экономики и промышленности, нежели в сфере педагогики, и наличии материальных возможностей для реализации своего профессионального выбора и развития в иных сферах, нежели педагогика.

Таким образом, опрос студентов показал, что студенты первой группы рассматривают свою профессию как средство самосовершенствования и самореализации. Устойчивым является их отношение к своей профессии, подразумевающей работу с детьми и помощь людям. Мы видим, что студенты данной группы более ориентированы на социальные сферы жизни. Респонденты, которые планируют работать по профессии педагог-психолог, приоритет отдают реализации себя как специалиста. Анализируя ответы испытуемых об удовлетворенности профессией, мы можем предположить, что у студентов к моменту профессионального выбора уже были сформированы жизненные ценности (помощь людям в трудную минуту, любовь к детям и т.д.), что помогло сделать правильный выбор. Это подтверждает готовность респондентов к взаимодействию с другими людьми, являющемуся важной составляющей работы психолога. Существующее желание работать в образовательной сфере позволяет предположить, что деятельность таких студентов направлена на усовершенствование своих профессиональных навыков и способствует развитию профессионализма и профессионального сознания.

Испытуемые второй группы ориентированы на сферы труда, связанные с экономикой. Наиболее значимым для них является возможность обеспечения высокого материального уровня жизни. Неудовлетворенность выбранной профессией, отсутствие, по их мнению, перспектив в сфере образования и желание развивать свой бизнес, свое дело, могут свидетельствовать о том, что,

возможно, студенты разочарованы в современном экономическом обеспечении педагога-психолога. Еще одной из вероятных причин является низкая субъектная позиция или её отсутствие, которая включает ряд свойств и способностей, является главным звеном социальной активности. Она представляет собой целенаправленные действия, позволяющие человеку добиться успеха, создать свою стратегию жизни, отражающуюся в последующем самоопределении3. Неудовлетворенность выбранной профессией может объясняться и субъективным неблагополучием, так как студенты не удовлетворены выбранной профессией, и это заставляет их искать себя в других сферах, т.е. при выборе будущей профессии студенты переложили ответственность на других людей или же на влияние каких-то внешних факторов, например, неполную информированность, СМИ и др. Ответы респондентов о том, что профессия педагог-психолог неперспективная, нежелание работать в сфере образования позволяют предположить, что существует ярко выраженное несоответствие между прошлыми представлениями о профессии и существующими реалиями. Это говорит о нежелании студентов искать пути обретения определенного престижа в рамках выбранной специальности, им выгоднее получить новую, дополнительную специальность, например, поступить в другой вуз для получения второй специальности, пройти различные курсы, связанные с коммерцией, устроиться на работу в частные фирмы и т.д.

Своевременное выявление своих профессиональных интересов во многом определяет профессиональную успешность, представления о своих профессиональных склонностях дают возможность правильно выбрать профессиональное будущее. Когда человеку нравится какой-либо вид деятельности, он занимается им в течение долгого времени, затрачивая большие усилия, поэтому соответствующие способности могут развиваться и совершенствоваться, но может быть и наоборот: если человек обладает выраженными способностями к какому-либо виду деятельности, то он лучше с ним справляется и испытывает большое удовольствие, когда занимается им, именно поэтому данный вид деятельности становится для него более привлекательным. Рассмотрим профессиональные интересы и склонности у студентов-психологов с разными профессиональными предпочтениями.

Студенты первой группы ориентированы на работу в сфере труда «человек - человек», а такие сферы, как «человек - техника», «человек - знак», «человек - художественный образ» и «человек -природа» не вызывают у них интереса. Испытуемые второй группы отдают предпочтения профессиям, которые относятся к таким сферам труда, как: «человек - техника», «человек - знаковая

система»; интерес к сферам «человек - человек», «человек - художественный образ», «человек природа» развит у них слабо.

При статистической обработке полученных результатов для оценки достоверности различий между группами использовался критерий Фишера. Статистические гипотезы считаются подтвержденными при уровне значимости р < 0,01. Различия считались статистически значимыми прир < 0,05. Еслир > 0,05, значит этот коэффициент может считаться нулевым, т.е. недостоверным. Так, студенты второй группы ориентированы на работу в сфере «человек - техника» (6,48,р < 0,01 -Я хочу, 4,88, р <0,01 - Я могу). Респонденты, не планирующие работать по специальности, предпочли бы тип профессии «человек - техника» профессии педагог-психолог, хотят устроиться в иные сферы труда, а не в сферу образования, в данном случае - в сферу труда, связанную с техникой, изобретением чего-то нового и т.д., кроме того, они предпочитают сферу «человек -знаковая система» (26,79,р < 0,01 - Я хочу, 2,42, р < 0,01 - Я могу). Студенты второй группы более ориентированы на тип профессий «человек - знаковая система», чем студенты первой группы, так как планируют устроиться в сферы коммерции и бюджета и считают, что в данной сфере заработная плата больше, чем в сфере «человек - человек».

Студенты, планирующие связать свою жизнь в дальнейшем с педагогикой, предпочитают профессию педагог-психолог, которая входит в сферу «человек - человек» (3,14, р <0,01). Разница в выборе остальных сфер труда, представленных выше, между двумя группами незначительна.

Таким образом, на основе полученных данных мы можем сделать вывод, что студенты, планирующие работать по специальности, предпочитают сферу труда «человек - человек». Они хотят контактировать с людьми, помогать им в решении проблем, заниматься с детьми, работать в школе и т.д., а это и есть все составляющие работы в сфере «человек - человек».

Студенты, которые не собираются работать в сфере образования, предпочитают в большей степени работать в сферах «человек - техника», «человек - знаковая система», по их мнению, заработная плата в системе образования недостаточна для достойной жизни, поэтому они планируют работать в иных сферах труда, которые дают больше возможностей для развития и обеспечения семьи.

В ходе изучения предпочитаемых сфер труда и мотивов обучения в вузе студентов двух групп были выявлены следующие корреляционные связи. В группе студентов, планирующих работать по специальности, получены следующие результаты: мотивация профессиональной деятельности побуждает, регулирует активность и определяет задачи профессиональной деятельности. Так, для

студентов первой группы актуальны такие мотивы обучения в вузе, как приобретение знаний и овладение профессией (г = 0,503 и г = 0,711). Соответственно, работа с людьми требует многих знаний, без овладения азами любой профессии к работе очень трудно приступить и совершенствоваться в ней. Речь идет именно о профессиональных мотивах, благодаря им человек может планировать, организовывать свою деятельность. Мы можем предположить, что данные мотивы направлены на перспективу, т.е. способствуют самообразованию, саморазвитию, самосовершенствованию. В группе студентов, которые не планируют работать в сфере образования, было выявлено, что без определенных знаний, способностей и склонностей очень трудно работать в сфере «человек - техника» (г = 0,565). Это свидетельствует о том, что наши респонденты хотят приобрести знания в этой сфере и в дальнейшем работать в ней. Изменение мотивации предстоящей деятельности связано со слабой удовлетворенностью выбранной профессией, с неуверенностью в успешной реализации себя в профессии и сменой профессионального интереса. Поэтому студенты, которые не хотят в будущем работать педагогом-психологом, предпочитают работать в сфере «человек - техника», их мотивом в таком случае является приобретение знаний в данной области.

Предпочтения студентов, планирующих работать по профессии педагог-психолог, в настоящее время соответствуют реальности и той картине мира, которая у них была при поступлении, она не изменились, и респонденты еще более ориентированы на работу по специальности. Представления испытуемых второй группы о профессии педагог-психолог изменились, так как они разочаровались в своем профессиональном выборе и планируют работать в иных сферах.

Таким образом, не вызывает сомнений важность дальнейшего изучения представления о профессиональном будущем студентов-психологов, так как адаптационная готовность студента вуза в новых условиях будет проявляться в успешной деятельности, значимой для данного индивида, в совокупности с положительным самоотношением и удовлетворённостью профессиональным обучением.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта «Развитие адаптационных способностей выпускников школы в процессе взаимодействия с образовательной средой» (грант №11-06-00716 а).

Примечания

1 См.: Бочарова Е. Е. Особенности самоопределения юношества в зависимости от уровня субъективного

42

Научный отдел

И. В. Малышев. Особенности социально-психологической адаптации личности студентов

благополучия // Уч. зап. Педагогического ин-та Са-рат. гос. ун-та. Сер. Психология. Педагогика. 2009. Т. 2. № 1(5). С. 33-40.

См.: Григорьева М. В. К разработке концептуальной модели взаимодействия личности и среды //

Мир психологии. 2008. № 1. С. 95-96. См.: Шамионов Р. М. Взаимосвязь «субъектных» свойств личности и склонности к зависти // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2010. Т. 10, вып. 4. С. 68-73.

2

УДК 316.6+159.923

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ С РАЗНЫМ ТВОРЧЕСКИМ ПОТЕНЦИАЛОМ

И. В. Малышев

Саратовский государственный университет Н.ГЧернышевского E-mail: [email protected]

В статье анализируются результаты эмпирического исследования характеристик социально-психологической адаптации студентов младших курсов с точки зрения их творческих возможностей. Установлены взаимосвязь между изучаемыми явлениями и различия адаптационных компонентов у студентов с разным творческим потенциалом.

Ключевые слова: социально-психологическая адаптация, социализация личности, творческий потенциал.

Peculiarities of Social-Psychological Adaptation of Personality of Students of Low Courses with Different Creative Potential

I. V. Malyshev

In the paper the results of the empirical investigation of the characteristics of the social-psychological adaptation of students of the first courses from the point of view of their creative facilities are analyzed. The interconnection between the studied phenomena and the difference of the adaptation components of students with different creative potential is established.

Key words: social-psychological adaptation, the socialization of the personality, creative potential.

На современном этапе развития общества проблема социально-психологической адаптации личности занимает центральное место в большинстве исследований. Актуальна психологическая составляющая этой проблемы, заключающаяся в рассмотрении адаптации и социализации личности вчерашних выпускников школ и их взаимодействия с социумом в сложных условиях современной действительности. Изучение социально-психологической адаптации подразумевает разные аспекты, в частности, креативность и способности человека на высоком уровне, быстро и качественно разрешать сложные проблемы и задачи.

Как отмечает В. Г. Крысько, «главная цель адаптации личности не в ее унификации, пре-

вращении в послушного исполнителя чужой воли, а в самореализации, развитии способностей для успешного осуществления поставленных целей, превращении в самодостаточный социальный организм. В противном случае процесс социализации лишается гуманистического смысла и становится инструментом психологического насилия, направленного не на личностный рост и не на достижение единственной в своем роде индивидуальности, а на нивелировку "Я"»1.

А. Н. Сухов рассматривает адаптацию как составную часть социализации и как ее механизм: так, по результатам социально-психологическая адаптация бывает позитивной или негативной, а по механизму осуществления - добровольной или принудительной. Как считает автор, процесс социально-психологической адаптации распадается на несколько стадий: ознакомление, ролевую

2

ориентацию и самоутверждение .

А. Л. Журавлев различает два типа социально-психологической адаптации - прогрессивную и регрессивную. В процессе первой достигается единство интересов, целей личности и общества. Регрессивная (формальная) адаптация, напротив, не отвечает ни интересам личности или самого общества, ни развитию социальной группы. Она основана на внешнем, формальном принятии человеком групповых норм и ценностей. Такую адаптацию часто обозначают как конформную, в этом случае личность лишает себя возможности проявить творческие способности, не может полностью самореализоваться, оправдать предъявленные ожидания, что приводит к новым проблемным ситуациям, для выхода из которых личности необходимо проявить все те же адаптивные способности. Таким образом, только прогрессивная адаптация может способствовать подлиной социализации3.

© Малышев П. В., 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.